Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Божества в буддизме - зачем?  (Прочитано 4739 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Божества в буддизме - зачем?
« : Ноябрь 08, 2008, 20:55:59 »

Форумчане!
Вот как я понял, в натхизме поклоняются великим сиддхам (тот же Горакшанатх), т.е. именно человеческим существам, раскрывшим и воплощающим в себе Абсолют. В буддизме, если я не ошибаюсь, что-то подобное с бодхисатвами, буддамии т.п.
А какую роль в буддизме играют божества, и зачем к ним обращаться и молиться, если именно человеческие тело считается самым благоприятным для достижения нирваны, а божества менее совершенны, чем человек?
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Божества в буддизме - зачем?
« Ответ #1 : Ноябрь 09, 2008, 13:42:02 »

Тут у Вас произошло некоторое смешение понятий.

"Божества", которые по-тибетски называется "лха" - это просто могущественные существа, но они, тем не менее, такие же сансарические сущности, как и все мы, только в силу накопленной благой кармы обрели рождение на более высоких планах бытия. К ним вполне можно обратиться для решения каких-то текущих проблем (например, сюда относятся многие садханы богатства), но они не являются объектом Прибежища.

"Божества" же, "участвующие" в тантрической садхане (они называются по-тибетски "йидам", т.е. "ишта-дэвата", хотя во многих текстах, особенно старого периода переводов, также употребляется слово "лха") - это не сансарические существа, а проявления нашей изначально пробужденной природы (в зависимости от конкретного тантрического цикла они могут в большей или меньшей степени "экстернализироваться", т.е. восприниматься также, как и "внешние" по отношению к садхаку сущности).

У Сураджа на сайте есть хороший коротенький перевод из Джамгёна Конгтрула о сущности ишта-дэват в буддийской тантре, м.б. он, когда появится тут, запостит ссылку.

Ну это так если вкратце.
Записан

amala

  • *
  • Сообщений: 79
Re: Божества в буддизме - зачем?
« Ответ #2 : Ноябрь 10, 2008, 11:25:18 »

Charya Samudra!
Могли бы Вы разъяснить, что значит "проявления нашей изначально пробужденной природы". Я не совсем понимаю, если садхака стремиться к Нирване, к пустоте. То как в ней могут быть какие-либо проявления? Получается ли, что "йидамы" и "ишта-деваты" - это тоже проявления ума, (или "майи" в индуизме)?
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Божества в буддизме - зачем?
« Ответ #3 : Ноябрь 10, 2008, 15:02:57 »

Цитировать
...если садхака стремится к Нирване, к пустоте. То как в ней могут быть какие-либо проявления?

Не совсем так. Пустота ("шуньята") в буддийском контексте - это не "отсутствие" вообще, а отсутствие независимого существования (свабхавы). Поэтому "пустота" и "проявления" - это не противоположности, а, скорее, две стороны одной и той же реальности (и это так не только в тантрическом контексте).

Иначе говорится о единстве Дхармакайи (неописуемой и непроявленной) и Самбхогакайи (чистого проявления), причем последнюю часто условно подразделяют на Свасамбхогакайю и Парасамбхогакайю (то есть, соответственно, измерение самого пробужденного существа - если его вообще можно назвать "существом" - и его проявления для других). Парасамбхогакайя чаще называется Джняна-дхармакайей в отличие от Свабхавика-кайи.

Кроме того, многие школы буддийского тантризма прямо и недвусмысленно говорят о изначально пробужденной природе (татхагатагарбха или сугатагарбха), потенциально присутствующей в каждом живом существе, которая, в отличие от любых сансарических явлений, постоянна, чиста, обладает блаженством и собственной сущностью (тиб. "дагньи ченпо", т.е. буквально "махатман" или "махатмата"). (Впрочем, в сутрических школах эта природа понимается совершенно по-другому).

Ну это если очень схематично. Извините, у меня завал на работе, я потом подробнее отвечу (и про другой Ваш вопрос насчет бхакти), если кто-нибудь не сделает этого раньше меня.
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Божества в буддизме - зачем?
« Ответ #4 : Ноябрь 11, 2008, 01:10:07 »

...
У Сураджа на сайте есть хороший коротенький перевод из Джамгёна Конгтрула о сущности ишта-дэват в буддийской тантре, м.б. он, когда появится тут, запостит ссылку.
...

http://surajamrita.com/buddhism/natureOfDeities.html
Записан

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Божества в буддизме - зачем?
« Ответ #5 : Ноябрь 16, 2008, 14:12:14 »

   Адеш,Сурадж!
Благодарна Вам за эту ссылку.
Записан