Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Посещение местных тантриков  (Прочитано 4870 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Посещение местных тантриков
« : Ноябрь 23, 2008, 12:51:08 »

 Адеш!
 
   В последнее время я по пять раз за год посещаю Индию, можно сказать, что я там живу, потому что общее количество дней, которые я провожу в Индии, дает в сумме более 6 месяцев. У меня этот период жизни – период контрастов: с одной стороны - гламурные страны, где все по полочкам, а с другой - Индия, где порой нет никакой логической последовательности. В России Индию «духовные люди» и «йога-туристические» организации преподносят до безобразия логичной, вся эта логика, конечно, - отражение мышления России в прошлом столетии. Индию и индуизм русская йогическая и индуистская общественность полностью перестраивает так, как им удобно, но все бы ничего, если бы они не старались эту систему ценностей в мозгах ищущих людей сделать фиксированной, под лозунгами: «послушайте опытных и адекватных людей», «послушайте тех, чей центр самый профессиональный и традиционный». Но мы-то знаем про эту «традиционность» и «профессиональность», а так же знаем, что такое Индия, пожив в ней побольше данных «профессионалов и экспертов». Понятно, что эксперт - понятие очень растяжимое, но когда какой-либо «эксперт» говорит о тех, кто в Индии жил раз этак в 90 больше, чем комнатный эксперт, то тут уж, извините, их свобода может закончиться там, где начинается свобода других.
   Итак, Индия разная. В ней нельзя ничего планировать, но нужно быть аккуратными и внимательными, в ней нельзя спешить, но надо делать все вовремя. В ней нельзя верить, но и не верить невозможно. То, что познал, не должно мешать познавать и жить дальше, то, что традиционное, имеет свои подводные камни, а что нетрадиционное, кто знает, - быть может нищий или бомж окажется сантом («с завершенностью»), так что умей чувствовать и различать. Есть там «йога», которую индусы создали для своей «бхоги», а для карманов наивных туристов -  средство их опустошения. И нам ли судить? Может это то же такой урок. А может быть, это выбор туристов, возглавляющих коммерческие центры на Западе и, на самом деле, «профанированная попса» укрепляет «дружбу народов» на взаимовыгодной основе. С другой стороны, это тоже не ярлык, кому-то и от этого есть польза, не надо посещать сеансы самовнушения, тебе дали возможность самовнушить, что физкультура есть традиционная йога и, как ни странно, помогает. ОК, пусть и нетрадиционная йога, но помогает же кому-то, не глобально, конечно, но все же.
      Многие на Западе спорят, кто, от кого и что заимствовал, йогины от каулов или наоборот, люди копаются в датах и пытаются высосать что-то из книг, которые были написаны непонятно когда. Но я, вот, смотрю на своем примере, не успев преподнести несколько идей о натхах или индийской тантре, или что-то из своей скромной биографии, как получаю такие версии, о которых я сам слышу впервые. Обо мне столько ходит слухов, столько сплетен, что я нахожу для себя унизительным или даже утомительным делом что-то опровергать и доказывать. Так это же я - человек, который прожил чуть больше тридцати лет, насыщенных разными приключениями, и даже, несмотря на это, я узнаю о себе столько от людей, которые меня "помнят, любят и чтят", а кто-то уже и успел записать в число мертвых, что меня берут очень сильные сомнения об адекватности историй, которые были лет этак 1000 назад. Тысяча лет это не 30, уж за это время народ мог все перевернуть вверх дном, святое опошлить и предать забвению, а пустое «намолить», то, что придумано ушлыми людьми, назвать традицией йоги. В Индии много «профи» в этих «технологиях», надо вам история про «бессмертного гималайского сиддха» - составят в два счета, долго ждать не придется. Многие, вероятно, увидят в моем стиле нечто похожее на критику или даже цинизм, что вам на это сказать, господа, он не больше, чем жизнь той страны, которую вы так боготворите, а в душе, быть может, от нее плюетесь. Я просто говорю так, как есть, за что мне многие уже сказали искреннее спасибо, ибо сказанная правда, пусть и неприятная, служит средством превращения яда в нектар.
    В этот раз я посетил около десятка разных местных тантриков и, конечно, как грамотные люди, они поняли, где я инициирован. Поэтому речь зашла о том, что нас сближает как коллег в «тантрическом профиле», а именно - шабар-мантры. Они самые. По сути дела, я - первый в СНГ, кто о них стал говорить, и ту русскую профанацию, последовавшую за моими попытками хоть чему-то научить, я обсуждать не буду. Неблагодарное это дело. А вот с индусами ситуация поинтереснее будет. Разные у них версии на тему шабар-тантры, кто-то считает, что «шабары» - это древние племена в джунглях, которые не могли читать, писать, и в честь этих прекрасных людей, якобы, и прозвали мантры, которые составлены из смеси разных языков. Другая версия (прошу простить, их будет немало, ведь это Индия), заключается в том, что санскрит вообще далеко не первый язык в Индии, было же немало и языков дравидского происхождения. Соответственно, санскрит от «санскрити» (культура) или окультуренность, выраженная в том, что более древние языки были окультурены в виде санскрита. Отсюда вопрос о том, что же более традиционное и что обладает большей силой, становится очень спорным. Мне встретились тантрики, которые считают именно шабар-мантры наиболее традиционными, с весьма древними корнями происхождения. Это одна, по их мнению, из причин, по которой шабар-бхаша обладает такой силой (считаю важным заметить, что я говорю не от себя, а пересказываю то, что тантрики говорили во время наших бесед). Другая, не менее интересная версия, что шабар-мантры составлены из смеси языков, которых в Индии немало и которые весьма популярны. Языки имеют определенную силу, это не только язык, но и стиль мышления, в местные языки люди направляют все свое внимание и поэтому в них присутствует определенный энергетический заряд. Санскрит, по мнению ряда тантриков, несколько мертвый язык, которым пользуются далеко немногие, в отличии от языка, на котором составлены многие шабар-мантры. Собственно, шабар-мантры используют коллективную психическую атмосферу «ватаваран», что, собственно, и придает этим мантрам такую мощь. Другая версия (о которой я писал уже на форуме, в общении мы, конечно, не обошли стороной) шабар-мантр - это язык странствующих садху, которые не от мира сего, родоначальниками этого направления мантр были Матсьендранатх и Горакшанатх. Это мантры великих отрешенных сиддха-йогинов, поэтому такие мантры - сильные. Но, как, спросите вы, сила мантры зависит от того, что какой-то сиддха был их родоначальником, тем более, многие мантры были составлены после Горакшанатха совершенно другими людьми? Да и не могут же садху знать все языки, которых в Индии около 26, плюс тысяча наречий. Во-первых, кто такие йоги и на что они, вообще ориентируются? Это явно не короли и кашмирские брахманы, которые ели на золоте, устраивали ритуалы с очень дорогими ингредиентами. Для царей наслаждения были привычным делом и обустроенность очень грандиозных, сложно детализированных обрядов, для них была впорядке вещей. Многие тантрические обряды включают в себя обилие разных элементов, как, впрочем, и известные тантрические системы имели также очень развитую философию. Например, Кашмирский шиваизм был составлен, в свое время, по одной из версий, как идеологическая оппозиция буддизму с его анатмавадой, брахманы очень детально разработали теорию о связи индивидуального сознания с Абсолютом. Тантра, в своем классическом "образованном виде", идет путем обилия, а вот натхи идут путем пустоты. Разные акценты. Однако я не говорю о том, что что-то плохо или хорошо, у всего есть свои разные уровни. Например, многие тантрики, идя путем адаптации духовного к социальной среде, порой, незаметно для себя самих, застревают в этой среде. Йоги формально ведут жизнь аскетов, просто забиваются подальше от проблем мира, но все же часто опираются на этот мир. Некоторые принимают санньясу, чтобы сбежать от трудностей, не зная мира и не обладая мудростью, они сразу становятся санньясинами. Тантрики, знающие санскрит, также могут оказаться далеки от реалий большой жизни, мир неограничен санскритом и только теми проявлениями дхармы, которую проповедует та или иная религиозная группа. Так вот, йоги ориентируются на пустоту, тантрики - на полноту, но тантрик приходит через максимальную полноту к максимальной пустоте, йогин - наоборот. Отойдя от всего, для йогина открывается штрокий обзор, так как йогин пуст, ему есть чем себя заполнить. Чем больше пустотности, тем меньше отсеивания и принятие всего тотально таким, какое оно есть. Натхи смешали все языки и традиции, которые им встречались в Индии, так получились шабар-мантры.  У йогинов нет концепции, хотя, конечно, это им не мешает счастливо жить, концепция - это по-своему определенное ограничение и груз. Шабар-мантры считаются откровением от Шивы, или назовите эту реальность как угодно, то, что недоступно нашему ограниченному уму и чувствам, "Алакх Ниранджан". Йогины составляли эти мантры на основе своих внутренних ощущений, раскрытых в связи с мудростью, выработанной в странствиях. У йогина нет пристанища, он - не часть сансарического мира, а то, с чем йог соприкасается - неописуемо, все что йогин делает, основано на его опыте отрешения. Собственно, в Натха-сампрадае духовная реализация и определяется тем, насколько йогин посвятил себя отстраненности от мира. А отстранившись от мира, он познает мир таким, каким он есть во всей полноте. Санскрит для йогина - форма, но йогин или оставляет форму, или же сводит ее к синтезу многих форм, это дает определенную неуязвимость, что и характеризует сиддха.
      Однако шабар-мантры в традиции натхов - это еще далеко не все. Вероятно, как я понял, из бесед с Рамешом Двиведи, многие тантрики смешали классические санскритские мантры и тантрические обряды с винийогой, ньясами и т.д., с шабар-мантрами примерно так же, например, пураны смешивают тантрические мантры с ведическими. Вероятно, такое смешение произошло позже, хотя, натхи послужили предпосылкой к появлению шабар-мантр, после шабар-тантра обрела несколько независимое существование уже с другими смешениями. Это примерно тоже самое как с хатха-йогой, все знают, что ее базу разработал Горакшанатх, но после в хатха-йогу были привнесены элементы не только от учеников Горакшанатха, но и от тех, кто фактически не имеют к традиции натхов никакого отношения. Обилие физкультуры и по сей день не свойственно классическому традиционному натхизму, в основном, эти практики больше похожи на анупайю Кашмирского шиваизма или сахаджу. Так как в натхизме большую роль играет Гуру-таттва, и вся основная духовная реализация происходит в связи с нисходящей ануграхой от Гуру. Достаточно ознакомиться с основными ритуалами натхов: шамбхави, нади-пуджа и т.д. Это как и пратьябхиджня, хотя, конечно, и не такая как в КШ, но все-таки подход аналогичный. Конечно, асаны и пранаямы в обильном количестве имеют место быть, но в основном не для садху, а для последователей Горакшанатха, которые находятся на стадии неофитов. Внутри круга садху представления о йогической садхане совершенно не похожи на то, чему учит Свами Рамдев, тем более П. Джойс, Айенгар и т.п. Не подумайте, что это мое некое негативное отношение к подобным течениям, быть может я, когда-то и был бы рад, если бы у натхов была система наподобие Айенгара или Бихарской школы, но я говорю как все есть на самом деле, дабы потом не разочаровать многих людей со стандартными представлениями о том, какой должна быть истинная традиция йоги.
     Возвращаясь к шабар-тантре, я хочу напомнить о том, что это, на самом деле, традиция с весьма интересной историей, и сейчас вы по шабар-мантрам, конечно, можете встретить немало литературы в Индии, с самым разным объяснением теоретической базы, чаще весьма бедноватой, потому что сами тантрики, которые пишут сборники по этим мантрам, в основном народные колдуны и их мало интересует то, почему мантры работают. Встречаются и вполне грамотные, интересные люди, общение с которыми дает ответы на многие скрытые стороны разных практик. Мне особенно интересными показались встречи с Рамешем Двиведи, Прамодом Сагаром, Шатругналалом, Сохан Лал Двиведи и др. Люди, которые каждый по-своему понимают шабар-мантры.

« Последнее редактирование: Ноябрь 24, 2008, 10:15:53 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Посещение местных тантриков
« Ответ #1 : Ноябрь 23, 2008, 13:56:25 »

Адеш!
Интересно, но кстати во многих текстах натхов, шабар-мантры как-то не упонимаются. Обычно перечисляется мантра-йога, хатха, лайя, раджа, а вот что в их понимание мантра-йога почти ничего не говорится, кроме того что надо повторять "сохам". Может быть просто ряд текстов, современные йоги, просто проигнорировали взяв от традиции Горакши то что сочли для себя приемлемым? Ко всему прочему Гуруджи, Ваш пост заставляет задуматся, все что я слышал о шабар-мантрах в Индии, так это то, что они низшая форма деревенского колдовства, но думаю ребята которые мыслят таким макаром, явно все обобщили.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Посещение местных тантриков
« Ответ #2 : Ноябрь 23, 2008, 14:09:18 »

Адеш, Гуруджи!
А мне еще интересно, почему же в натховских мантрах не используются ньясы, все дело в том, что ньяса заточена под винийогу, а в ней важны биджи, метрический размер мантры, Риши, Девата? Ладно, это понятно, так сказать, подключка мантры к определенным силам. Но как достигается чистота шабар-мантр, если в них правила пурашчараны игнорируются только потому, что Вы перечислили, хотя, конечно, это немало и не просто, или же еще есть что-то?
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2008, 14:14:05 от Leta Baba »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Посещение местных тантриков
« Ответ #3 : Ноябрь 23, 2008, 18:27:27 »

Интересно, но кстати во многих текстах натхов, шабар-мантры как-то не упоминаются. Обычно перечисляется мантра-йога, хатха, лайя, раджа, а вот что в их понимание мантра-йога почти ничего не говорится, кроме того что надо повторять "сохам". Может быть просто ряд текстов, современные йоги, просто проигнорировали взяв от традиции Горакши то что сочли для себя приемлемым? Ко всему прочему Гуруджи, Ваш пост заставляет задуматся, все что я слышал о шабар-мантрах в Индии, так это то, что они низшая форма деревенского колдовства, но думаю ребята которые мыслят таким макаром, явно все обобщили.

   Так и есть просто о натхах опубликована не вся информация, в основном выборочно, поэтому какие-то виды практик слабо освещены в западных книгах. Такие как шабар-мантры, тарака-йога и др. Шабар-мантры тоже имеют свои формы подготовки, обычно они указаны в ниямах многих книг, это конечно не практики йоги, как мы привыкли их видеть, но определенные дисцплины, которые очищают тонкое тело: снана, асана-пуджа, мауна, брахмачарья (при ануштхане) и т.д. По сути, подготовка является на самом деле йогической.
    На счет колдовства, колдуны шабар-мантры, конечно, взяли на вооружение, но они смешивают обычную тантру с шабар, это все не в чистом виде. 
« Последнее редактирование: Ноябрь 24, 2008, 09:42:31 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Посещение местных тантриков
« Ответ #4 : Ноябрь 23, 2008, 18:38:22 »

А мне еще интересно, почему же в натховских мантрах не используются ньясы, все дело в том, что ньяса заточена под винийогу, а в ней важны биджи, метрический размер мантры, Риши, Девата? Ладно, это понятно, так сказать, подключка мантры к определенным силам. Но как достигается чистота шабар-мантр, если в них правила пурашчараны игнорируются только потому, что Вы перечислили, хотя, конечно, это немало и не просто, или же еще есть что-то?

Да, это верно. Ньяса очищает тонкое тело и сознание, после чего тело наполняется силами йогинь и т.п. Риши связаны с готрой, а это имеет отношение к брахманизму и т.п., биджи - тоже самое, имеют отношение к "санскритской тантре", что касается йогинов, они - авадхуты и  оставили готры, касты и т.д. Хотя, конечно, отцом может считаться Гуру , а Деватой - Горакшанатх, но у натхов Девата и Гуру практически рассматриваются как одно, слова в шабар-мантрах приравниваются к словам "исходяшим из Абсолюта". Механизм санскритских мантр и шабар мантр, несколько разный. Нестоит думать, что есть существенная разница между этими мантрами, что санскритские мантры более чистые, и что в шабар мантрах нет правил. После их прочтения тоже делается хома, но все внешне, как правило, попроще. Шабар-мантра - это, в принципе, любая мантра, которая проявляет сиддхи, поэтому под шабар тантрой могут подразумеваться и санскритские мантры. Просто не все тантрики и тем более натхи считают, что для мантра-сиддх санскрит обязателен. 
« Последнее редактирование: Ноябрь 24, 2008, 09:38:55 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Посещение местных тантриков
« Ответ #5 : Ноябрь 24, 2008, 18:59:24 »

       Адеш !
Гуруджи,спасибо ! Мощная информация !
Записан