Сапрема намаскара dr_Hide!
и вообще что это такое в йоге (то что имел ввиду Будда, когда говорил о практике осознавания, то что имел ввиду Кастанеда, когда писал об осознании, или что-то третье...))
Думаю, осознавание всего, что только возможно (дыхания, связи с социумом, мысли и чувства и т.д.) Я бы сказал, то, что Вы способны осознавать в данный момент времени, постепенно расширяя возможности своего осознания. Почему? Потому что сознание это - Шива, как Вам такая идея? Соответственно всё, что мы видим: тело, чувства, различные объекты и то, как мы это видим, это именно наше сознание. Сон и т.д. - это часть нашего сознания, правильнее сказать сознания Шивы. Шива нам кажется неизвестным, равно как и мы себе сами неизвестны. Но возможно ли осознание себя и осознание того, что это знание из себя представляет? Конечно, можно сказать фразу: "Атма-видья", но опять-таки, будет ли это являться Атма-видьей? Если в Атмане есть всё, тогда могут ли быть конкретные практики на развитие осознанности, в том числе и сновидений? Всё, что мы можем на данный момент, это развивать процесс, при этом не цепляться за результаты и иллюзии того, что ты что-то понял и достиг, тогда есть какие-то шансы получить ответ, возможно не так как ты ждёшь, таков путь и жизнь и здесь ничего не поделаешь. Все в бессознательном поиске ответов на одни и те же глобальные вопросы и нет похожих путей к поиску ответа. Опыт других ценен, но никто его не может передать кому-либо, его можно взять, если способен это сделать, никто ничего не скрывает и истина не претендует на мистификацию и панацею, но в том то и дело, что при всей её кажущейся простоте, мало кто способен её увидеть. Отсюда вывод: простота и является самым сложным явлением. Очень много школ и очень много трактовок одного и того же, как с этим работать, к чему стремиться и что является ошибкой, а что ну хотя бы дверью в мир Истины. Я могу учить тому, чему учил Кастанеда, но это мой опыт и эти опыты не заменят Вашей практики. Что же касается Натхов, то осознанность начинается с самых, на вид простых вещей, с следования Ямы-Ниямы или с того, чему учит Вас Ваш Гуру, с этого не только всё начинается, но и постоянно продолжается. Впрочем, если кто-то считает, что может достичь осознанности без Гуру и школы - "флаг ему в руки и пирожок с полки" , значит это очень крутой адепт или же самодовольный человек, который сам себя убедил в своих иллюзиях, а на объективную реальность ему плевать (разумеется до поры, до времени). Второй персонаж, более частое явление в природе.
Так все же, с чего начинается осознанность? С осознанности в Яме Нияме, в дисциплине, как бы это банально не звучало. Мне встречалось немало грамотных людей, способных детально разъяснить, что такое сон и как он отражается на физиологии, что такое инстинкты, но тем не менее, они были не способны их контролировать, при всех знаниях практик. Почему так, как Вы думаете? Видимо, что-то фундаментальное в садхане упущено было. Ну, а техники йога-нидры есть в книгах. Кстати, было бы не плохо, если бы кто-то тоже высказывал свои соображения, я ведь всё-таки саньяси и не могу постоянно "висеть" в форуме. Не будешь здесь зависать, скажут "Безответственный Гуру", а будешь, скажут :"Привязанный к миру или мнению людей, иначе об этом не писал бы"; а ученики то на что? А кто-то ведь желает быть саньяси и монахом, слабо себе представляя, какая нужна подготовка в этом не простом мире, но это я так, об осознанности.