Будьте добры, объясните пожалуйста, верным ли является то понимание, что продолжительность Пураки (Вдоха) - соотносится со степенью (интенсивностью) накопления Праны, а продолжительность Речаки (Выдоха) - соотносится со степенью (интенсивностью) накопления Апаны? (И если это так, то поясните пожалуйста, почему в стандартных пропорциях продолжительности этапов дыхательного цикла йогических Пранаям - обычное соотношение длительности Вдоха (Пураки) и Выдоха (Речаки) - составляет - 1:2 ? Что это означает, для чего предназначено такое большое различие между длительностью вдоха, и длительностью выдоха? Какие результирующие эффекты и следствия несет подобная садхана? Возможно, целью подобной практики является двукратное преобладание поступающей в совокупную энергосистему адепта Апаны над Праной? Для чего, в таком случае это нужно, какие цели при этом ставятся, какие задачи обретают свое решение?)
(Вполне допускаю, что мои предположения являются ошибочным, и прошу Вас тогда простить дилетанта за нелепые и наивные рассуждения).
И, если это возможно, то, с Вашего позволения, задам Вам еще один вопрос, касающийся практики Пранаямы, являющейся, (по моему глубокому ощущению), ключом к любым решающим (кардинальным) йоговским достижениям. Разъясните пожалуйста, как влияют различные виды задержки дыхания - Антара Кумбхака (задержка дыхания после Вдоха) и Бахья Кумбхака (задержка дыхания после Выдоха), а так же, различное соотношение их длительности в течении дыхательного цикла - на развитие и накопление собственно (по отдельности) - Саманы, Уданы, и Вьяны - если такое разделение можно проследить (провести)? Как влияет на развитие и накопление пяти Пран (пяти видов Праны) - (если рассматривать этот эффект по отдельности, применительно к каждому виду Праны) - Кевала Кумбхака (полное спонтанное прекращение дыхательного цикла)?
Сапрема намаскара, Виктор!
Существует два вида праны: тонкая (сукшма) и грубая (стхула), например, есть нади, которые больше связаны с грубым телом, это кровеносные сосуды, нервы и др., а есть нади, как каналы тонкого тела. Также и прана, ее можно рассматривать с позиции физиологических процессов, где апана связана с мочевыделением, прана - с кровообращением, самана - с пищеварением и т.д. Прана в любом случае едина, но в теле она проявляется в виде разных пран и упапран. Однако прана превалирует над физиологией, несмотря на то, что влияет на процессы в теле. Прану можно разделить на прана-вайю и апана-вайю, можно на пять вайю и больше, в йогических текстах часто упоминаются два вайю: прана и апана, потому что они являются первыми и основными. Самана и пищеварение также задействованы в процессе поглощения и процессе выведения тех или иных элементов, поступающих в тело. Но прана и апана - основные, они соответствуют солнечной и лунной энергиям, одна связана с жизненной силой, другая - с ментальной, пурнота и шуньята, Шива и Шакти, кроме этих аналогов, в классических текстах упоминаются и другие. В йоге есть разные уровни очищения нади, физические нади, согласно Гхеранда-самхите, очищаются шат-кармами (саману), а тонкие нади - посредством пранаямы (нирману). Говоря иначе, вимантрака-пранаямой (дыхательной техникой без мантры) и самантрака (дыхательной техникой с мантрой). Я лично считаю, что тенденция к увеличению выдоха могла возникнуть по той причине, что с давних времен принято было рецитировать мантры на выдохе, поэтому выдох как бы направлялся в бесконечность, что приводило ум (манн) к освобождению (тра). Мантра подобна нектару (амрите), мантра - это сознание, а сознание изначально связано с пустотой, которая собой пронизывает полноту. Если в капалабхати (которая является одной из шат-карм) удлинен вдох, то в пранаяме – выдох. Не случайно и мурчха-пранаяма ведет к растворению ума, а также бхрамари растворяет ум с выдохом, примеров можно привести много. Когда на выдохе поется ОМ, то последний звук «М», анусвара, распространяется в бесконечность, а вот «А» и «У» не могут распространиться. Кто-то утверждает, что выдох удлиняется, чтобы вывести углекислый газ из легких, но я считаю, что причина подобного растяжения выдоха - в сукшма-пране и сукшма-нади, а не в стхуле.
Относительно двух кумбхак. Со вдохом прана набирается в тело, задержка способствует усвоению, выдох - выходу праны, а вторую задержку называют шуньяка, она ведет к отдыху тела и сознания. В принципе, весь процесс пранаямы направлен на то, чтобы увеличить прану и посредством нее раскрыть сознание, задержка на выдохе ведет к опустошению сознания.
К сожалению, сейчас я немного занят, поскольку провожу семинар в Таиланде, соответственно, отвечаю на вопросы с некоторым запозданием.