Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Натха-йога для новичка.  (Прочитано 78905 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

локанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 28
Натха-йога для новичка.
« : Июль 11, 2008, 20:16:10 »

Джайа Шива Горакшанатхаджи!
Всем Адеш!
Прочитал у Хариша Джохари, что для каждой мантры должна быть своя мала.
Я читаю на одних чётках и Ганапати мантру , и Горакша мантру.
Интересно, насколько это важно.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6370
    • Традиция натхов
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #1 : Июль 13, 2008, 23:04:39 »

Адеш!

Хариша Джохари, что для каждой мантры должна быть своя мала.
Я читаю на одних чётках и Ганапати мантру , и Горакша мантру.
Интересно, насколько это важно.

Непринципиально. Есть люди, которые читают на фалангах пальцев разные мантры, с малами, тоже самое, одной рудракши достаточно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

morning light

  • *
  • Сообщений: 120
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #2 : Январь 25, 2009, 20:36:16 »

Yogi Matsyendranatha
Здравствуйте.
Расскажите, пожалуйста, о распорядке  дня людей традиции натхов, занимающиеся духовными практиками -- садхаки, саньясинины (прошу извинить, если напутал с терминами) и т.д.
Вы писали, что Вы вегетарианец. Насколько я понимаю, это обязательное условие для человека, вступившего на духовный путь. Скажите, пожалуйста, чем питаетесь Вы и люди, которых я указал выше.
Если это возможно, конечно.
Спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6370
    • Традиция натхов
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #3 : Январь 26, 2009, 10:45:21 »

К сожалению, у меня много перелетов и поэтому я отвечу коротко, потом дам более развернутый ответ. Да, я не ем мясо, и все настоящие йогины не едят мясо, тантрики, практикующие садхану в Индии, тоже его не едят, кроме редких случаев, как символику. В России люди, которые практикуют «йогу», и тем более «тантру», едят мясо, оправдывая это разными нелепыми предлогами. Тантра и садхана там вообще не причем.
В Индии никто из садхаков и садху мясо не ест, поэтому нужно понимать, что оправданий этому явлению для того, кто следует традиционной йоге, нет.
 Йогины не едят мясо не столько потому, что это тамасичный продукт, с трупным ядом и т.п., а сколько по духовным соображениям. Чуть позже я подробно напишу почему, это связанно с тем, что в традиции называют «Ахара-вихара», правда, почти никто это не объясняет подробно, хотя это очень значимые садханы в йоге. Без них Яма и Нияма вырождается в стандартное восприятие морали как ограничений, но это намного больше, чем обусловленная мораль. Мясоедение - грубое нарушение ахимсы, поэтому йоги его избегают. Я оставил мясоедение  еще до Индии, и до сих пор не жалею, что сделал так.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 87
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #4 : Январь 26, 2009, 11:11:35 »


Адеш, Гуруджи!
Мне почему-то слабо верится, что идея отказа от мяса в западных странах может быть принята. Так как большая чаcть населения уже свыклась с употреблением мяса в пищу. Может быть действительно есть смысл разграничивать фитнес и духовную практику, потому что быть вегетарианцами явно не все могут. Например, для меня отказаться от мяса не было проблемой, но родственики против. И я, признаться, не вижу смысла переубеждать их, у каждого свой путь. Вот осветить тему вегетарианства подробно, для тех, кто практикует йогу как садхану, было бы очень кстати. Я пробежался по многим форумам, где общаются на тему йоги, там приводятся много доводов о том, что в вегетарианстве нет необходимости. Поэтому Ваш  взгляд на эти вещи для меня более чем интересен.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 641
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #5 : Январь 26, 2009, 20:03:32 »

Адеш! Джайа Гуруджи!
Прошу Вас, если это возможно конечно, рассказать о правильной последовательности практики Садханы утром.
Пробуждение -омовение-благодарности Гуру -джапа - асана - дхияна (сосредоточение после джапы) или что-то подобное в этом роде.
Очень интересно :018:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6370
    • Традиция натхов
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #6 : Январь 29, 2009, 17:06:25 »

Адеш!
   Сначала о распорядке дня. Первое, что нужно понять, этот распорядок во всех отношениях разумен. Существует мнение практикующих в разных традициях, что делать какие-либо ритуалы нужно только для тех, кто не знает йогу, но с таким же успехом можно сказать, что  йога" (неправильная) существует для тех, кто не знает ритуалов. На самом деле, ритуалы ориентированы на многие законы природы, на ритмы, по которым мы живем, на то, чтобы жить в гармонии с миром, и поэтому это полезно для нашего духовного состояния, для здоровья и, особенно, для правильного понимания йоги. Я имею ввиду не  йогу", как несовершенную теорию или практику, а настоящую традиционную йогу. Те, кому я уже рассказывал о йогических ритуалах, понимают, что они играют в садхане большую роль. Тут все просто, йога - это внутреннее содержание ритуалов, а они, в свою очередь, являются опорой для йоги. Поэтому если вы хотите понять йогу натхов, то желательно следовать определенным предписаниям, тогда вы сможете быстро почувствовать существенные результаты практики. Но я, разумеется, не настаиваю на том, чтобы это делали те, кто не чувствуют в этом потребности и смысла, такие люди могут практиковать просто физические аспекты модернистской западной йоги. Она, конечно, не традиционная, но тоже имеет право на существование, при этом желательно все-таки разные уровни практик и восприятие йогической доктрины разграничивать. Зачем? Потому что йога - это в первую очередь духовная практика, человек, который не меняется в духовном плане или искажает традицию, преподнося себя как  традиционного йогина", пусть называет свою практику тем, чем она и является, а именно авторским стилем. Потому что, глядя на него, другие люди могут быть введены в заблуждение, и если кто-то мог в потенциале последовать традиционному учению, то под впечатлением тех, кто выдает желаемое за действительное, они могут отвернуться от самого аутентичного пути. Следовательно, выход тут только один, те, кто следуют аутентичному пути, и достигли в своей практике значительных успехов, должны честно и прямо называть все своими именами. Я имею ввиду тех ,кому были переданы передачи высокого уровня: аугхары, даршани - те, кто могут быть Гуру, получив на это благословение. Рано или поздно это произойдет, люди будут получать инициации от меня или других Учителей, но хотелось бы, чтобы при этом посвящались и занимались прачараной люди, которые действительно верят в этот путь, а не только потому, что на этом можно делать деньги.
   Итак, диначара (распорядок дня). Я объясню наиболее важные моменты. Самое главное - это утреннее время, оно - важнейшее для практики, примерно так же, как, например, есть в году определенные периоды: Наваратри, Ганеша-чатуртхи, Шиваратри и др., так и в сутках тоже есть важные временные промежутки, и если вы совершите во время них позитивные действия, то этот эффект распространится на остальной период дня. Например, почитание шактийских аспектов в Наваратри дает силу на полгода. То же самое и с сутками, если вы их начнете с йоги, джапы или пуджи, то это принесет позитив на весь день. Существует такое понятие как сандхья (соединение), например, момент восхода Солнца и заката, полдень. Сандхья - имеет широкое значение, например, это могут быть разные переходы: амавасья (новолуние), пурнима (полнолуние), начало года и д.р. Это переходные моменты от одной стадии к другой, в эти периоды закладывается программа на то, какой далее будет ход событий, поэтому эти точки перехода желательно учесть. День начинается с того момента, как вы проснулись, в традиционной натховской садхане садхака прямо в кровати при просыпании читает (можно мысленно) мантру  Кала-гаятри" (мантра времени, чтобы вы могли им управлять в соответствии со своей волей), мантру  Аджапа-гаятри" (это не  сохам", а текстовая мантра), которая очищает всю энергетическую структуру, приводя в равновесие токи праны в чакральной системе и распространяя это состояние на весь день. Потом, сверив свары в дыхании, и той стопой, которая находится с одной стороны с дышащей ноздрей, стать на землю и прочитать  Дхарти-мантру" (Мантру Богини земли, так как земля является матерью Шакти), она дает поддержку всему, всем элементам. Это основные мантры при просыпании, есть разные их вариации: короткие, длинные, еще есть другие мантры, например, на ладони, которые нужно потереть друг о друга после того, как проснулись, с мантрой и помассировать ими лицо. Есть и еще много разных, но они уже второстепенные. Затем следует прочесть мантру, когда вы утром опорожняете кишечник: есть две мантры для этого, но, в принципе,  Ганеша-мантры" достаточно, эта мантра очищает кармендрии, связанные с работой апаны. Потом можно прочитать мантру для воды  Алила-гаятри", при этом в воде концентрируется вся сила брахманды, далее нужно сделать омовение этой водой, прочитав  Снана-мантру", она очищает нади тонкого тела и одновременно с этим очищает грубое тело.
   Далее, уже в зависимости от уровня посвящения садхаки, есть разные мантры: натхи аугхары читают мантры для джанео, так как джанео защищает физическое тело, тонкое от  бхутов"(низших духов), кроме того, джанео помогает направить Кундалини ровно в центр тела. Начинающие практикующие могут просто прочитать мантру для асаны. Место, на котором совершается практика, должно быть чистым во всех отношениях, так как нечистая асана и атмосфера мешает качественно сосредоточиться на садхане. Когда в пространстве царит тишина и покой, то практика будет более успешной. Если вы не будете использовать асану (подстилки для сиденья), то силу садханы у вас заберет Индра, и верим мы в это или нет, но в асане и мантре есть большая необходимость. Пранаяма, которая делается без асаны (подстилки для сиденья), теряет свой полный эффект. Поэтому в начале садханы читается мантра, вы ступаете на асану той ногой, которой соответствует активная свара, в конце садханы нужно коснуться рукой асаны, а потом своего тела (т.е. забрать результат практики  себе").
   В какой последовательности практиковать? Если вы Натх Йоги, практикуете садхану натхов, то надо начинать с йоги, потом переходить к джапе и пудже, у тантриков последовательность может быть несколько иной. Потому что натхи почитают не просто Божеств, а их  сварупы", потом уже Божеств. Что такое  сварупа"? Это истинная форма, например, тело может считаться вторичной формой, а душа - первичной, духовная форма - это и есть сварупа. Но в нашей традиции Наванатхи имеют две формы: первая - это  бхога-рупра", вторая -  йога-рупа";  бхога" - это такие формы как Ганеша, Вишну, Чандра, Парвати, Брахма, а  йога" - это Кантхарнатх, Сантошнатх, Чаурангинатх, Удаянатх и др.  Йога-рупа", согласно нашему учению, считается более высокой по уровню, но, опять же, это нужно правильно воспринимать -  бхога-рупа" тоже нужна, она дополняет  йога-рупу". Подробнее об этом будет в моей статье в следующем выпуске журнала  Адеш", так как тема эта отдельная и довольно немаленькая. Но про эти аспекты я упомянул для того, чтобы вы могли понять, почему сначала делается йога-садхана, а потом - тантра-садхана. Тантра-садхана опасна для тех, у кого нет прочной духовной основы, достаточной чистоты.
Можно поделать несложные спокойные асаны (в смысле такие, какими они и должны быть), поделать пранаяму и дхьяну, потом - джапу. В конце, если есть время, то совершить пуджу, можно просто арати. Натхи  в Индии утром делают Дхупа-арати, а вечером - Дипарати, так как в вечернее время нужен свет, а утром для йоги актуален природный свет (праны).

   Это если в общих чертах описать диначару. Теперь вегетарианство. Несомненно, не стоит его навязывать тем, кто не хочет отказываться от мяса, если вы практикуете йогу как спорт и фитнес - это одно, если как традиционную садхану, то отказаться желательно. Если я не ошибаюсь, то даже в правильном православии посты по количеству занимают почти половину дней в году. Если кто-то следует православию, и говорит, что им совсем чуждо вегетарианство, то это не совсем так, потому что там время постов немаленькое, следовательно, просто православный по названию - это одно, а действительно верующий и следующий ему - это другое. Более того, посты предписаны всем православным людям, сами же монахи, по крайней мере, которых видел я, часто отказываются от мяса вообще. Я не думаю, что климат - причина не быть вегетарианцем, так как объехав пол-планеты, мне встречались и мясоеды, и вегетарианцы везде: и в теплых странах, и в холодных. Например, в Китае и Корее немало буддийских монахов, которые не едят мясо, понимая, что это не достаточно благостный продукт. В Непале кто-то ест, кто-то -  нет. В холодных странах тоже всегда можно было запасать на зиму растительную консервированную пищу, но, опять же, все зависит от того, насколько вы далеко ушли в духовной практике. В плане того, что саттвично, а что - нет, для разных практикующих может быть разный уровень отказа от грубых продуктов. То, что я писал про русских тантриков мясоедов, то я даже не столько против их мясоедения, а скорее против того, что они оправдывают его  особым видом индуистского учения", при этом его извращая. Если они хотят есть мясо, из-за того, что не способны отказаться, то пусть едят, но каула-садханы тут не причем, каулы не едят мясо, кроме как во время ритуалов, что несет исключительно символические цели и не более того, иначе шакалы, кошки, собаки уже стали бы сиддхами, а совокупляющиеся ослы - вира-садхаками. Те, кто не способен контролировать инстинкты, как бы они это не оправдывали:  "каула",  "вамачари",  "агхори", являются по уровню  пашу", а если они культивируют массово порочный путь, извращая аутентичное учение, то они  махапашу" и их тропа проложена прямиком в Паталу. Поэтому с такими людьми надо быть очень аккуратными, потому как, взяв от них грязную карму, человек, который сам еще не достаточно очистился, может испортить себе свой духовный путь. Эта категория мясоедов намного хуже, чем просто люди, использующие в пищу мясо и ни во что не верующие.
   Почему йоги не едят мясо? На самом деле, вы правы, йогин не должен особо думать о том, какая еда лучше, а какая - хуже, так как такие мысли уже -  привязанность и забота о вожделении. В Индии натхи не особо беспокоятся о каких-то специальных диетах, типа для похудания и т.п., это все актуально для простых людей.  Натхи заботятся о духовной чистоте в первую очередь, поэтому из Ямы и Ниямы самое главное - это ахимса (не оппозиция, т.е. не быть на какой-либо стороне, которая ограничена, и не отстаивать ее, не привязываться к тому, что связано с насилием). Это называется  "Вихара" - действия, которые правильные, они так же имеют отношение к  "ахаре" - получению пищи. Принятие пищи - это внутреннее жертвоприношение  "пранагнихотра", когда пищеварительный огонь рассматривается как священный Брахман, и вы ему жертвуете еду. В упанишадах говорится, что от пищи зависит работа ума, ведь внутренний огонь Кундалини - это четана-шакти, если вы питаетесь духовно нечистой пищей, то ваше сознание может быть омрачено тамасом, и это скажется на вашей практике дхьяны. Мясоедение не вяжется с вихарой и сказывается негативно на ахаре.
   Я тут упомянул православие не случайно, в нем такой долгий период времени уделен постам, чтобы занимающийся духовной практикой смог хотя бы немного очиститься и быть чистым при принятии мясных продуктов, а тот, кто более серьезно уделяет внимание своей практике, смог отказаться от мяса совсем.
   Еще, на данный момент времени, мы живем так, что мы не ограничены в возможности перемещения, нам из разных стран привозят разные продукты, даже если мы и находимся в холодной полосе, поэтому сейчас  "теория климата" еще менее актуальна. В магазинах полно самых разных продуктов. Все только зависит от уровня того, какого рода практикой йоги вы занимаетесь. Честно говоря, я не вижу никаких проблем в отказе от мяса для любого практикующего садхану, но я никогда ни на кого из учеников не давлю, строг только с теми, кто находится постоянно возле меня. Остальные могут поступать в зависимости от своего состояния, кто понимает разумность предписаний йогических шастр, те сами придут к отказу, ну а кто не понимает, ну что поделаешь, - всему свое время.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Шамбхунатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 67
  • Аге Аге Горакх Джаге
    • Паньчанга
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #7 : Февраль 01, 2009, 23:58:13 »

Шри Натхаджи Гуруджи Адеш!
Добавлю немного на счет российского климата и мясоедения.
Зима в россии - очень суровое время года, это вполне объективный факт.
Но есть и субъективные факты. К примеру сегодня ночью в Ришикеше температура +5 градусов, это конечно не очень холодно по российским меркам, а теперь представьте, что у вас нет центрального отопления, к которому мы все так привыкли, и более того в вашем доме окна - это просто решетки и никаких стекол... И ведь понятия "зимняя одежда" в Индии нет! Никто не напяливает на себя пуховики, пальто и шубы!

Если разобраться, что такое мясо как продукт? Это животный белок, животный жир, хитрые аминокислоты и куча всякой дряни (животные гормоны, трупный яд, запрещенные антибиотики и т.д.) Что из всего этого так полезно может быть в наших росиийских условиях?
На счет аминокислот не скажу, это вопрос спорный и единого мнения на счет их необходимости нет.
Животный белок - штука конечно хорошая, он дает много физических сил, долго переваривается, если вы работаете в каменоломне, или занимаетесь другим исключительно физическим трудом, и вас не пугают все остальные побочные эффекты мяса, то флаг в руки и ...

Насчет жиров. Сливочное масло - прекрасный источник животного жира и не надо никого убивать. Да и растительные жиры тоже очень важны.
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 120
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #8 : Февраль 04, 2009, 13:03:06 »

Yogi Matsyendranatha.
Здравствуйте.
Если честно, я хотел узнать что-то вроде:
5.00 -- подъем
5.30 --7.00 -- практика
12.00 -- обед и т.д. :016:
Вы дали куда более подробный ответ, за что Вам большое спасибо.
По поводу рациона, хотелось бы узнать какими продуктами питаются натхи, рецепты блюд.
Слышал о вреде соли, сахара и всевозможных специй. Вы исключили их из рациона?
Вы пишете про важность утренних часов для практик. Какое именно время наиболее благоприятно для йогических практик?
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 120
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #9 : Февраль 04, 2009, 13:25:18 »

Если вы не будете использовать асану (подстилки для сиденья), то силу садханы у вас заберет Индра, и верим мы в это или нет, но в асане и мантре есть большая необходимость. Пранаяма, которая делается без асаны (подстилки для сиденья), теряет свой полный эффект.
Что может выступать в роли этой подстилки?
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 534
    • Nathi.ru
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #10 : Февраль 04, 2009, 13:57:10 »

Шри Гуру джи ко Адеш!

Добрый день, Morning ligth!

По поводу асаны, как подстилки, приведу здесь отрывок из "Мантра-йога самхиты", который Гуру уже выкладывал на форуме в одной из тем:

«39. Асану (место для сидения) из хорошей шелковой ткани, одеяло, полотно из травы куша, шкура льва, тигровая шкура и шкура оленя, считают совершенно чистыми, и только они пригодны для желанной цели. Одеяло изготавливается исходя из интересующих мотивов, но в данном случае сидение, изготовленное из красного одеяла –  лучше всего. Асана из шкуры черного оленя дарует успех в знании; тигровая шкура - освобождение; из травы куша - долголетие; асана из шелковой ткани разрушает болезни. Изготовленная асана укладывается в следующем порядке: сначала кладется куша-асана, поверх её - шкура оленя, а затем, сверху - шелковая ткань, дающая успех в йога-садхане.
   Теперь будут перечислены причиняющие боль или запрещенные асаны (места для сидения): использование земли, как асаны, причиняет боль; использование деревянной асаны побуждает неудачу; использование асаны, изготовленной из бамбука, приводит к нищете; использование каменной асаны приносит страдания от болезней; использование соломенной асаны ведет к потере славы; использование асаны, изготовленной из разной листвы, приводит к безумию; а использование асаны, изготовленной из ткани, ведет к неудаче при выполнении джапы, дхьяны и тапы. Поэтому, асаны из этих материалов запрещены. Домохозяева, без инициации от Гуру, никогда не должны сидеть на асане из шкуры льва, тигровой шкуры и шкуры черного оленя. Домохозяин может сидеть на подобной асане только с позволения Гуру, а целомудренному ученику не требуется  особое разрешение, чтобы сидеть на такой асане. Сидя на надлежащей асане и, повторяя имя риши Притхви-мантры, Меру-приштхи и т.д., очищая асану с «асане-винийогах», он может достичь желанных целей. Садхана, выполняемая иным способом, становится безрезультатной».

Также есть тема, посвященная этому: Асаны на которых сидят.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 641
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #11 : Февраль 04, 2009, 16:05:41 »

Джая Гуру Горакшанатха!

@Lakshmi

 :011:
У меня деревянный пол из досок, на который я кладу простой синтетический коврик Reebok черного цвета, который всегда со мной в путешествиях. Фактически он резиновый.

Что же делать в такой ситуации?
1) Покрывать коврик красной шелковой тканью (я так понимаю, что уже не имеет значения, что пол деревянный)
2) Выкинуть коврик, стелить на доски простое (шерстяное?) одеяло и сверху класть шелк? Но как на шелковой ткани, просто настеленной на шерстяное одеяло практиковать асаны Хатха-Йоги?
Записан

Шамбхунатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 67
  • Аге Аге Горакх Джаге
    • Паньчанга
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #12 : Февраль 04, 2009, 16:25:41 »

Гуруджи рассказывал, возможно даже на этом форуме, что для практики асан можно использовать все что угодно в качестве подстилки.
А вот для практики пранаям, джапы и более тонких практик лучше использовать специальную асану небольшоего размера, на которой можно было бы сидеть в падмасане. Причем, для практики пранаям и медитаций нежелательно использовать ту же асану, что и для асан(физ. упражнений).
« Последнее редактирование: Февраль 04, 2009, 17:43:54 от Шамбхунатх »
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 534
    • Nathi.ru
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #13 : Февраль 04, 2009, 16:45:22 »

Вот, что писал Гуруджи:
Цитировать
Если у вас тело просит физических упражнений, можно их сначала поделать на обычном резиновом коврике, а потом, прочитав мантру для асаны в пудже, приступать к высшим разделам йоги. Она начинается там, где техники хатха-йоги не способствуют беготне ума, а наоборот, его успокаивают. Как правило, это качественная практика пранаямы, мудры, дхьяны, мантры и ритуалов.

В принципе, для медитативных практик достаточно шерстяной асаны, но если у вас есть шелк или кушасана - замечательно:)
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6370
    • Традиция натхов
Re: Натха-йога для новичка.
« Ответ #14 : Февраль 05, 2009, 15:40:09 »

Yogi Matsyendranatha.
Здравствуйте.
Если честно, я хотел узнать что-то вроде:
5.00 -- подъем
5.30 --7.00 -- практика
12.00 -- обед и т.д. :016:
Вы дали куда более подробный ответ, за что Вам большое спасибо.
По поводу рациона, хотелось бы узнать какими продуктами питаются натхи, рецепты блюд.
Слышал о вреде соли, сахара и всевозможных специй. Вы исключили их из рациона?
Вы пишете про важность утренних часов для практик. Какое именно время наиболее благоприятно для йогических практик?


Основной принцип натховских садхан - это равновесие. Вы могли видеть в многочисленных йогических текстах рекомендации: то не купаться в холодных водоемах, то не греться у огня, то не есть слишком сладкого, то кислого, то не быть очень голодным, то чрезмерно не наедаться, - можно перечислять много всего, но примерная суть, думаю, ясна - она в том, что надо избегать любых крайностей и регулировать все аспекты своей жизни для того, чтобы утвердиться в равновесии, что, в конечном счете, ведет к самарасатве (идеальному равновесию). Йога-садхана - это дисциплина, часто ее кто-то может соотносить с тапасом, который связывают с огнем Кундалини-шакти, которая является Четана-шакти (раскрывается как сила сознания). Но тапас не просто аскетизм в том виде, как его понимают многие, это не насилие над телом и своей природой, а скорее ее регуляция. Регуляция, ведущая к балансу, при котором солнечные и лунные токи праны растворяются в огне Кундалини в центральном канале. В таком состоянии интегрируются внешние и внутренние лакшьи, что означает состояние свободы, заключающееся в том, что Ваш внутренний мир пребывает в согласии с внешним, тогда йогин становится «дживан-муктой». Эта практика регуляции своей природы на разных уровнях, согласно традиции йоги, является священной, потому что уже в самой системе, ведущей к «самарасья-каране», изначально присутствует эта совершенная реальность. По этой причине многие классические тексты по йоге разного рода простые садханы считают священными и «тайными», которые непосвященный в традицию может рассматривать как «не важные», «подготовительные» и т.д. Но согласно традиции любые методы и тот, кто их передает, являются священными, потому что, если это средство проверено другими (кто уже пришел к реализации состояния сиддха), то оно не зависит от возможно нашего несовершенного состояния. Некий йогин и его ученики, которые практиковали данный метод или предписание, которому следовали, жили в одно время, а мы живем в другое и воспринимаем на основе своих карм. Но метод не зависит от времени, поэтому к правилам, которые установили великие Гуру, нужно относиться соответствующим образом. Однако они могут нам быть не понятны, и предписания текстов могут быть противоречивы, следовательно, нам нужен такой Гуру, кто является экспертом во всех текстах йоги, и кто может донести их до нас в понятном виде. Тогда все неясные стороны садханы начинают проясняться.
  Когда я впервые соприкоснулся с обществом реальных йогинов, я был несколько удивлен, что они не особо заботятся о рационе питания, у них по сути нет громадных трактатов по правильному питанию. Есть общие описания, которые определяются термином «митахара»(саттвическое питание), в котором нет излишеств, где нужно следовать середине во всем. Обычно йогины сначала делают садхану, а потом - принимают пищу, как правило, в вечернее время, но каких-либо ограничений на то, чтобы не принимать ее днем - нет.
     Утреннее время, идеальное для садханы, - это брахма-мухурта, т.е. 3-6 утра. Но, если честно, у меня, например, не всегда получается практиковать именно в это время, допустим, когда я перемещаюсь в каком-то транспорте из одного места в другое, или при проведении каких-то мероприятий, да и не всегда расписание самолетов или другого транспорта соответствует тому, чему должен я следовать. Тогда я просто начинаю практику с того момента, как проснулся. Хотя, конечно, лучше в брахма-мухурту, но если иногда нет возможности, то нужно учитывать что для йогина день и ночь находятся в нем самом, как, впрочем, и весь мир: уснул - ночь, проснулся – день, -  все просто.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.