А как развивать, что конкретно нужно делать, чтобы социальные потоки не поглощали внимание целиком, как развивать отстраненность при вовлеченности в процесс?
Как "соединить" весь опыт соприкосновения в нечто цельное?
Йога - это путь естества, оно заложено в самой душе человека, никакое количество мирского опыта не сравнится по уровню с тем опытом, который мы получаем в духовном самоосознaвании. Осознание себя как вечной души, вне всех различий - это путь натха-йоги, этот путь все интегрирует и приводит все к естественному равновесию. Высшее всегда уравновешивает все проявления, а проявления сами по себе противоречивы, они порождены умом, а не душой. Тантрики во многом следуют уму (чит, манас и др.), а йогины - душе, являющейся основой всего, в том числе и ума, его разных противоречивых построений. Йогины над всем искусственным, холодным и безжизненным, без йоги нет ничего: никакой дхармы, никакого существования, поэтому следовать йогe должно каждое человеческое существо. Хотим мы того или нет, это - законы мироздания, они первичные; из йоги вышли все формы индийской и другой дхармы, поэтому только она и может привести к единству любой разрозненности.
В России варнашрама как социального института/проявления духовной иерархии нет, как обстоит дело с учениками не-индийцами? Есть ли ориентация на социальный уровень (который достаточно часто коррелирует с тем, кем являются родители), подобная индийской ориентации на варны или важен уровень внутренней чистоты, способности, мотивация и то, каким образом ученик себя проявляет, насколько вкладывается, предан Традиции и Гуру, какой уровень бхакти "прорастает"? (разумеется, имеется в виду реальное ученичество, а не бакшиш-варианты "экстрим-тантры" и фитнес-йоги).
Когда-то, лет 100 назад, люди не могли быстро перемещаться по земле, и они больше зависели от географии. И тогда люди больше зависели от локальных культов, разных религиозных ответвлений (сект). Сейчас все поменялось, мы можем за несколько часов переместиться на другой континент, у нас есть доступ к обилию информации через интернет. Раньше религии меньше были подвержены смешению, а сейчас многое в традициях меняется. Поэтому сейчас, в этом веке, йогический натховский подход наиболее эффективен и актуален, я думаю, что недалеко то время, когда эта традиция распространится по всей Земле. Она подразумевает ориентацию на духовную основу любой традиции, а не на ее мутабельную среду. Поэтому самое главное - это понять основной духовный принцип сиддха-йоги, через него вы можете жить в рамках любой духовной традиции, великая пустота содержит в себе все, поэтому она - основа любой религии. А какие могут быть у религий структуры, ступени - это уже вторично. Все социумы противоречивы, поэтому надо ориентироваться на то, что есть в них во всех, есть общие человеческие принципы с критериями того, что является совершенным, а что нет. Поэтому я всегда и говорю о том, что дело далеко не в дикшах, принадлежности к какой-то религии, государству, а в том, насколько человек человечен, насколько он бескорыстен, неэгоистичен, предан святым Учителям и т.д.
Что касается бакшиш-вариантов, политики, искажения йоги и многих других мистических традиций - с этим ничего не поделаешь, очевидно, они имеют право на существование, раз они есть. Но, конечно, ориентироваться на это настоящий садхака не должен, к этому можно относиться терпимо, если ситуация уже совсем не переходит все рамки и не причиняет огромный вред многим людям, но этим должны заниматься люди, которые по духу кшатрии. Даже если нет за пределами Индии такой социальной системы как в ней, существуют их архетипы, и они даже не к Индии относятся, а, скорее, к любому социуму. Везде есть просто рабочие исполнители, везде есть бизнесмены, везде есть менеджеры и везде есть священники, есть также люди, совсем отошедшие от мира - аскеты, подвижники. У каждого своя роль в этом мире. Но об этих духовных и социальных системах нужна грамотная адекватная информация. Естественно, если какой-нибудь прыщавый юнец с играющими гормонами скажет, что он - "тантрический санньяси-каулавадхута" и относится к особой запредельной социуму категории, поэтому может нарушать все законы, то к такой ситуации надо отнестись трезво. Уровни над-мирские если какие-то общие законы и игнорируют, то исключительно потому, что опираются на более высокие и адекватные законы. Такие люди должны быть еще более совершенными, даже чем отшельники, они должны быть святыми сиддхами, дживан-мукти, а не просто людьми, делающими безумства по причине психической неуравновешенности, духовной нечистоты и незрелости. Конечно, таких вещей всегда будет в мире достаточно, но главное, чтобы не исчезали настоящие Гуру и ученики, чтобы были основные критерии того, что является правильным, а что нет.