Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати  (Прочитано 56525 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!

Предлагаю вопросы по "Сиддха-сиддханта-паддхати" обсуждать в этой ветке.
« Последнее редактирование: Ноябрь 16, 2006, 17:05:07 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #1 : Ноябрь 16, 2006, 16:56:29 »

Allamanatha писал(а):

Джая Шива Йоги Горакшанатх! Джая Гурудева Шри Йоги Матсьендранатха Махарадж!

С Вашего позволения приведу еще один отрывок из ССП.:

…4. Поскольку не существует самого Творца, причины (сотворения мира), Кулы и Акулы, то непроявленный Парабрахман известен как Неименуемый.
5. Неименуемый (Абсолют) есть Самосущий, Безначальный и Совершенный, Единый, (в котором) прекращается (существование) места и (времени). Он воспет в традиции сиддхов “Сиддхасиддханте”. Прославлена соприсущая Ему Шакти (Ниджа-шакти), следующая Его воле, (проявляющейся) как дхарма и адхарма.
6. Благодаря обращённости вверх Его Лика (унмукхатва) возникает Пара-шакти.
7. Благодаря Его пульсации (спандана) возникает Апара-шакти.
8. Затем, благодаря аханкаре, возникает Сукшма-шакти.
9. Затем энергия Кундалини восходит, чья сущность есть познание…

Скажите, пожалуйста, поскольку в Едином прекращается существование места и времени, как получается, что Он обращает свой Лик вверх (что подразумевает существования направления); как в результате такого «действия» возникает Пара-шакти? Можно ли как-то прокомментировать остальные пункты? Заранее спасибо. Адеш.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #2 : Ноябрь 16, 2006, 16:57:10 »

Джайя Шива Горакшанатх!
Сапрема намаскара, Алламанатха!
Хороший вопрос.

yadA nasti svayaM kartA kArNaM na kulAkulam |
avyakta~nca para brahma anAmA vidyate tadA || 4 ||

4. Поскольку не существует самого Творца, причины (сотворения мира), Кулы и Акулы, то непроявленный Парабрахман известен как Неименуемый «анама».

Здесь Горакшанатх говорит о том, что Абсолют, который вне каких-либо определений, имен, форм и т.д, не перестаёт быть Абсолютом, пребывая в своих формах, более того, формы - это не только проявление Абсолюта, но и сам Абсолют. Как бы философы не пытались описать его трансцендентную «Акула» и имманентную «Кула» реальности, все эти определения - только частичное выражение его высшей многогранной и безграничной реальности «Пурната».

parabrahma kI nijA Adi pA.Nca shakti aura unake guNa
anAmeti svayamanAdisiddha ekamevAsanAdinidhanaM siddha-siddhAntaprasiddhaM
tasyecchAmAtradharmAdharmiNI nijA shaktiH prasiddhAH || 5 ||

5. Неименуемый (Абсолют) есть Самосущий, Безначальный и Совершенный, Единый, (в котором) прекращается (существование) места и (времени). Он воспет в традиции сиддхов “Сиддхасиддханте”. Прославлена соприсущая Ему Шакти (Ниджа-шакти), следующая Его воле, (проявляющейся) как дхарма и адхарма.

Ниджа-шакти - это та Шакти, которая полностью тождественна Шиве, Кто предстает в образах Аскета, мужа Парвати, Разрушителя и Творца всего мироздания, Повелитель Демонов и Богов, Кто трансцендентен по отношению к дхарме и адхарме, религии и атеистическому сознанию. Пять Шакти - тождественны тем Шакти, которые описывает традиция Кашмирского Шиваизма: Ниджа-шакти - это Чити-Шакти, Пара-шакти - Ананда-шакти, Апара-шакти - Иччха-шакти или Садашива-таттва, Сукшма-шакти - Джняна-шакти или Ишвара-таттва, Кундалини-шакти - Крийя-шакти или Шуддха-видья-таттва. Все эти пять таттв, являются Шуддха-таттвами или чистыми таттвами. На самом деле, Ниджа - выражает ту самую Шакти, которая пронизывает всё мироздание, несмотря на то, что она непроявлена. Эта Шакти - высшее сознание Парасамвит, все остальные её проявления - неотличны от неё. Поэтому, как все пять, далее описанных Шакти, так и все проявления Богини (такие как Кали, Дурга, Савитри, Кетака), стоит рассматривать как проявление одной единой высшей реальности - трансцендентной Богини. Натхи также считают (особенно в Аи-пантхе,) что Горакшанатха и Махешварананда, известный так же как Гуру шактийской традиции Крама - одна сущность, подтверждение чему можно найти в тексте Махешварачарьи «Махартха Манджари»:

gorakSo lokadhiyA deshikadRSTyA maheshvarAnandaH |
unmIlayAmi parimalamantargrAhyaM mahArthamaJjaryAm || 7 ||

Я, Махешваранада, известный в мире как Горакша, под присмотром наставника, открою сочинение «Махартха манджари».

Судя по терминам, Натхи многое заимствовали из сиддханты Кашмирского Шиваизма. Вероятнее всего, многие последователи КШ, мигрировав из Кашмира, растворились в шактийских, натховских и буддистских школах. Что же касается натхов, то они, разделившись на 12 пантхов, вобрали в себя практически все основные элементы наиболее известных религиозных традиций Индии (особенно шиваизм, шактизм, сахаджа, тантрические формы буддизма и некоторые их практики). Возможны различия в деталях, но в целом, можно найти немало соответствий. В каждой религии существуют свои критерии того, что есть дхарма и адхарма, разумеется существует и множество противоречий, поскольку Горакшанатх принял все учения, то он не предавал значения формальной стороне всех этих многочисленных воззрений. То, чему он учил, едва ли можно понять на уровне ума, это может быть воспринято только непосредственно через духовный опыт, по милости Гуру.

tasyonmakhratvamAtreNa parAshaktirUtthitA || 6 ||

6. Благодаря обращённости вверх Его Лика (унмукхатва) возникает Пара-шакти.


Каждое существо - изначально тождественно Шиве, но не только на уровне его трансцендентных аспектов, но и имманентных. Одни учения объясняют связь души и Абсолюта в концепции двайты (например Мадхвачарья), другие – адвайты (Шанкарачарья), двайта-адвайты (Рамануджа), а кто-то вовсе предпочёл отрицание Атмана и каких-либо объяснений связи Атмана с Богом. Известный Гуру Кашмирского Шиваизма, попытался синтезировать все эти мировоззрения, объяснив эти качества Абсолюта, как неотъемлемую часть Шивы: Иччха-шакти Садашива - тождественен адвайте, Джняна-шакти или Ишвара - двайта-адвайте и Крийя-шакти или Шуддха-видья-двайте. Так как все эти состояния осознания находятся в каждом человеке, поскольку он тождественен с Шивой, соответственно, в каждом человеке может доминировать какой-то из этих аспектов, поэтому, для практики были разработаны методы (упаи), ведущие к тождеству (самавеша) дживы с той или иной таттвой. Но тождество никогда не исчезает, джива - это Шива, независимо от того, пребывает ли эта часть Шивы погруженной в проявленное - Кула или же она - вне своего проявления.
Шива есть Шакти и наоборот, Шакти - является Шивой. Шиву иногда описывают как Пракашу (сияние), а Шакти - как Вимаршу (отражение сияния или «бимба»). Шакти, подобна зеркалу, в котором отражается лицо Шивы, а так как Шива и Шакти являются одним целым, то Шива, посредством своей Пара-шакти, смотрит на свой истинный лик. Посредством Парашакти, Шива прибывает в Ананде (блаженстве). Шива и Шакти находятся в вечном союзе (ямала) и эта ямала, проявлена во всем творении. Такое равновесие называют «самарасья» (состояние полного, идеального равновесия), это состояние - цель йогина. Тот самый Шива, который становится проявленным благодаря Шакти, смотрит на Ниргуна-Шиву (трансцендентного), это состояние невозможно никак описать и поэтому, Горакшанатх даёт такое определения, как «анама», то, что невозможно описать ни терминами двайты, ни адвайты. Ни одно из учений, какой бы изысканной метафизикой и системой мировозрений оно не пыталось описать природу Шивы, это не представляется возможным в полной мере. Поэтому, Горакшанатх оставил все религиозные концепции, определения всех «-измов», хотя вполне очевидно, что он знал все их в совершенстве.
Если бы учение Горакшанатха находилось на уровне двайты, то не шло бы речи о самарасье, если бы Горакшанатх отрицал двайту, то блаженство, которое испытывает Шива, созерцая свою Высшую природу, якобы закованную Махамаей (на самом деле он является своей собственной лилой), было бы невозможным. Вот почему существует направленность вверх и когда это происходит, то:

tasya spandanamAtreNa aparAshaktirUtthitA || 7 ||

7. Благодаря Его пульсации (спандана) возникает Апара-шакти.

Подобно тому, как мы смотрим на прекрасные произведения искусства или объекты «очаровывающие» внимание и при этом истытываем экстатический трепет, колебания в душе, так и Шива (пракаша), видя Пара-шакти (вимарша) и свою истинную трансцендентную природу, испытывает колебание (спандану) из которого является Апара-шакти. Иногда, эта спанда, описывается как трансцендентная пульсация в Абсолюте, как параспанда и как спанда в проявленной реальности - вишеша-спанда. Это вездесущее трансцендентное колебание, экстаз Шивы - пронизывает всё, от мельчайших атомов до всей вселенной.

tato’haMtArthamAtreNa sUkshmashaktirutannA || 8 ||

8. Затем, благодаря аханкаре, возникает Сукшма-шакти.

Ахамкара - означает индивидуальность, она существует, если есть определённые качества, совокупность которых составляет то, что принято называть личностью. Эти качества Шивы и Шакти, являются трансцендентными и вечными. Без качества и формы не может быть и познания формы, таким образом Шива осознаёт себя (джняна-шакти), как вечную форму. Здесь надо пояснить, что воззрение натхов, во многом соответствует теории Сат-карья вады. Суть её в том, что следствие существует в самой причине, дерево - в самом семени, из которого дерево и произрастает. Горакшанатх и натха-сампрадайя утверждают, что даже проявляясь, следствие также содержит в себе причину. Абсолют, из которого исходит все проявленное, тождественен проявленному и проявленное - тождественно Абсолюту. Поэтому, по учению натхов, то, что во многих школах считается низшим, материальным, мирским и т.д по причине своей тождественности с абсолютным, может быть преобразовано, одухотворено и Абсолютизировано, или правильнее было бы сказать - обретается осознание этого совершенства, ведь его не нужно специально создавать, его нужно осознать.

tato vedanashIlA kuNDalinI shaktirudgatA || 9 ||

9. Затем энергия Кундалини восходит, чья сущность есть познание.

Кундалини-шакти является великой силой, которая символизирует творение, сохранение, разрушение, сокрытие и откровение или милость (ануграха-шакти). Кундалини создаёт вселенную (брахманду) и пять Махабхут (великие грубые элементы). Кундалини существует как нисходящая (Ануграха-шакти) и как восходящая Кундалини, которая возвращает наше индивидуальное сознание к сознанию Шивы, этот процесс называется нивритти. Йогин, который пробуждает в себе Кундалини-шакти и поднимает её к Шиве, идет путем нивритти-марга (путь возврата к Богу). Он обретает Высшее знание (Брахма-видья).


Далее, в описании этих Пяти Шакти, говорится, что они делятся ещё на пять качеств. В 15-й шлоке говорится, что из этих пяти Шакти и их пяти качеств было проявлено трансцендентное тело Шивы (Пара-пинда), сочетающее в себе проявленную и непроявленную реальности. Поэтому, этого Шиву, можно определить как двайта-адвайта вилакшана (запредельный всему). В 17-й шлоке сказано:

anAdi paNDa pA.Nca tattva aura pacIsa guNa
aparamparaM paramapadaM shUnyaM nira~njana paramAtmeti ||17 ||

17. (Из пяти шакти возникают) Единство – Садашива”, Высшее Состояние – Махешвара, Пустота – Рудра, Незапятнанность – Вишну, Высший Дух – Брахма.


Шуньята - это Рудра, которые соотносятся как бинду и крийя-шакти. Единство - это Садакхья-таттва, «нада» или иччха-шакти, соответственно. Садашива - одно целое с Махешварой, а в Рудра-таттве или Шуддха-видье также находится Вишну (Ниранджана) и Брахма (Параматма). В целом, все эти таттвы сохраняют единство, которое символизирует соединение нады и бинду.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #3 : Ноябрь 16, 2006, 16:58:05 »

Allamanatha писал(а):

Джая Шива Йоги Горакшанатх! Джая Гуру Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Большое Вам спасибо за ответ, Гуру джи.

 Пока постараюсь осмыслить прочитанное. Вопросов много, но хотелось бы по порядку их задавать, так что пока информации для меня более чем достаточно. Еще раз спасибо. Адеш!
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #4 : Ноябрь 16, 2006, 17:00:09 »

Allamanatha писал(а):

Джая Шива Йоги Горакшанатх! Джая Гурудева Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Еще раз спасибо Вам за комментарии. Позвольте задать еще пару вопросов.

Цитировать
поскольку Горакшанатх принял все учения, то он не придавал значения формальной стороне всех этих многочисленных воззрений. То, чему он учил, едва ли можно понять на уровне ума, это может быть воспринято только непосредственно через духовный опыт, по милости Гуру.

Скажите, пожалуйста, будет ли польза от простого чтения текста и размышления над его смыслом? Я имею ввиду случаи, когда нет Учителя рядом. Тем более, что тексты выкладываются на форуме для того, чтобы люди, часто не имеющие о традиции представления, могли его получить. Будет ли Милость Гуру воспринята теми, кто искренне пытается вникнуть в смысл учения, но не являющимися пока последователями традиции?

Цитировать
двайта-адвайта (Рамануджа).

Скажите, пожалуйста, как можно вкратце обрисовать смысл этой концепции?

Цитировать
Известный Гуру Кашмирского Шиваизма, попытался синтезировать все эти мировоззрения, объяснив эти качества Абсолюта, как неотъемлимую часть Шивы: Иччха-шакти Садашива - тождественнен адвайте, Джняна-шакти или Ишвара - двайта-адвайте и Крийя-шакти или Шуддха-видья -двайте. Так как все эти состояния осознания находятся в каждом человеке, поскольку он тождественен с Шивой, соответственно, в каждом человеке может доминировать какой-то из этих аспектов, поэтому, для практики были разработаны методы (упаи), ведущие к тождеству (самавеша) дживы с той или иной таттвой.

Скажите, пожалуйста, насколько гармоничным будет развитие сознание практикующего, который стремится к тождеству лишь с одной татттвой (из перечисленных трех), или позже выйдя в тождество с одной можно развить в себе осознание остальных? Если да, то насколько это необходимо? Зависит ли это от уровня эволюции души практикующего? Или в нашу эпоху прорыв может произойти по милости Гуру как спонтанное явление?

Цитировать
Тот самый Шива, который становится проявленным благодаря Шакти, смотрит на Ниргуна-Шиву (трансцендентного), это состояние невозможно никак описать и поэтому Горакшанатх даёт такое определения, как «анама», то, что невозможно описать ни терминами двайты, ни адвайты. Ни одно из учений, какой бы изысканной метафизикой и системой мировозрений оно не пыталось описать природу Шивы, это не представляется возможным в полной мере. Поэтому, Горакшанатх оставил все религиозные концепции, определения всех «-измов», хотя вполне очевидно, что он знал все их в совершенстве.

Скажите, кто-то из современных нам йогинов переживал подобные состояния? Насколько широкое это явление (переживание) среди практикующих? Я имею ввиду тех немногих, кто действительно серьезно практикует в традиции?

Заранее благодарю.

Шри Натха джи Гуру джи Адеш!
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #5 : Ноябрь 16, 2006, 17:01:21 »

Джайя Шива Горакшанатх!
Сапрема намаскара, Алламанатха!


Цитировать
Скажите, пожалуйста, будет ли польза от простого чтения текста и размышления над его смыслом? Я имею ввиду случаи, когда нет Учителя рядом. Тем более, что тексты выкладываются на форуме для того, чтобы люди, часто не имеющие о традиции представления, могли его получить. Будет ли Милость Гуру воспринята теми, кто искренне пытается вникнуть в смысл учения, но не являющимися пока последователями традиции? 


Ответ будет - нет. Такого рода тексты могут представлять ценность для трех категорий людей: первая - это философы, востоковеды, санскритологи, историки и т.п.; вторая - посвященные адепты, причём не начального уровня, или же те, кому Гуру проявил милость открыть скрытые аспекты учения, но всё это так или иначе не простая категория йогинов и мистиков; третья категория - это редкие самородки, которые благодаря титанической практике и изучению, смогли интуитивно понять смысл.
Текст «Сиддха-Сиддханта-паддхати» заканчивается тем, что Горакшанатх говорит о тех, кому нельзя передавать это знание и также - кому можно. Разумеется, что дело не в буквах, которые написаны, основной мистицизм заключён в том, что передаёт парампара в целом, опираясь на основные священные тексты традиции. Такого рода тексты не могут правильно перевести обычные знатоки санскрита, само понятие слова – «знаток санскрита», очень растяжимо, ведь, переводя текст той или иной школы, мало знать значение слов, ещё нужно и понимать традицию. В СНГ, на данный момент времени, уверен кроме меня никого нет, кто может правильно трактовать это учение. Есть мои ученики, которые преподают и проводят лекции, это Алламанатх, Лакшминатх и др., которых я постепенно развиваю и передаю знания.

Здесь главное не спешить - это вековая мудрость, обычного человеческого интеллекта не достаточно, нужно глубоко проникнуться учением. Я бы сказал, что Натха-сампрадайя одна из самых не простых, в ней синтезирована индуистская тантра и буддийская ваджраяна, ислам, отчасти ведизм и т.д. Поэтому, здесь нельзя наскоком всё охватить и понять, у натхов не простая ритуалистика, непростая синтезированная философия, непростая йога, непростая система обучения. Чтобы быть натхом, нужно быть предельно дисциплинированным человеком, развить качества настоящего ученика, тогда начнёт приходить понимание многих вещей, на которые намекают тексты, но что-то не договаривают. Много информации в текстах находится в зашифрованном виде, она так изложена по нескольким причинам: во-первых, для того чтобы её не смогли понять недостойные люди, разумеется они себя таковыми не считают, но их мнение может не соответствовать истине, если им попадёт знание, то они может быть по всем природным законам и не смогут им радикально воспользоваться, но будут привносить свои помрачения в традицию, поэтому, от такого рода самодовольных невежд, традиция имеет свои системы защиты. Традиция привлекает тем, что она может, при правильной практике, привести к развитию оккультных способностей и поэтому в неё могут ломиться люди с асурическими наклонностями, не понимая сути учения. Такие люди обычно стремятся получить в ней посвящения, а если им не удаётся это сделать, то дальше ход их действий очевиден и предсказуем, они стремятся проявлять недовольства и агрессию. Чтобы избежать всех этих ненужностей, натхи придумали мудрый подход, они не забрасывают никаких крючков относительно того, что они сиддхи, что у них сохранились какие-то знания, многие специально с непосвящёнными ведут себя как самые обычные люди, что во всех отношениях правильно. Все многочисленные «йога»-центры на Западе или в Индии, стремятся выглядеть солидными и рафинированными, а индийские корыстные Гуру стараются привлечь к себе последователей наведением моханы. Это нормально, это всё мирское, туда им всем и дорога. У натхов, совершенно другой подход. Однако, не стоит думать, что натх вам передаст скрытые знания, если вы попробуете втереться к нему в доверие или купить его за деньги, по всем законам логики - это невозможно просто потому, что главные идеи сампрадайи не противоречат законам жизни как таковой и если человеку от природы не дано что-то понять, то этого не произойдёт, любой серьёзный Гуру и садху у натхов это прекрасно понимает. Вы скажете: «Да, но ведь есть же ещё и усилия, хатха, тапас, самоотверженность в конце концов, неужели нельзя через сильное собственное стремление стать сиддхой?» Нет, нельзя. На то, чтобы эти усилия возникли, тоже нужна милость, все перечисленные усилия, это то, что эту милость может приблизить, её нельзя взять просто, исходя из своих несовершенных желаний, хватательный рефлекс тоже ограничен. Когда вы что-то схватили, рука сжимается в кулак и ладонь становится закрытой, с кулаками вы можете только драться, но не брать что-то. Самое сокровенное в натха-сампрадайе - это отношения между учеником и Гуру, без понимания этого, натха сампрадайи просто напросто не будет, будет физкультура и масса нудных теорий, но это нельзя будет назвать практикой натха. Сама идея дисциплины и следования тому, чему учит Гуру, уже многим может стать не по душе, поэтому всё получается весьма закономерно, естественный отсев недостойных людей. Если кто-то желает научиться гнуться в асанах, какая проблема, идите в «йога-центры», если кто-то хочет иметь доступ к текстам и понимать, пожалуйста, для вас есть курсы хинди и санскрита, если вы хотите развить оккультные силы – тоже не проблема, для этого есть экстрасенсы и магические ордена. Какие бы не встречались развитые люди на вашем духовном пути и какие бы они вам фокусы и сиддхи не демонстрировали, это не означает, что они на одном и том же уровне, что и мудрые натхи, их нельзя ставить в один ряд с Горакшанатхом и другими великими мастерами сампрадайи. Хотя к представителям всех этих многочисленных групп можно относиться с уважением, так как все они проходят этапы духовного пути, проходят самые различные испытания. Кто-то, из множества тысяч такого рода джив, сможет понять учение, а кто-то ещё долго будет ходить по кругу. Все тексты натхов, как правило, начинаются так: «Для тех, кто тонет в океане разногласий разных учений, для тех, кто запутался в противоречиях школ, сиддха или натха (Имя) откроет сокровенное знание, которому следовали Горакшанатх, Матсьендранатх, Минанатх, Адинатх, Джаландхарнатх, Чаурангинатх и т.д.» Почему так начинаются тексты? В этом громаднейший смысл, этот смысл по значимости может быть приравнен к знаменитой «Йогаш читта вритти ниродхах» Патанджали. Без Гуру и без традиции не может быть никакой йоги. В поздних текстах обычно перечисляется много имён натхов, в ранних перечисляются, как правило, основные - Адинатх, Матсьендранатх и др. Поэтому, ранние тексты, которые принадлежат Горакшанатху и др. великим Гуру, наиболее сокровенные. Почему вы их и не встречаете в печати. Вы не встретите на прилавках Акулавира-тантру, Кулананду, Сиддха-сиддханта-паддхати, но вот Хатха-йога прадипику, Гхеранда-самхиту и т.д. - запросто, а ещё проще встретить литературу современных Гуру, а также литературу написанную обычными людьми, инструкторами и преподавателями. У каждого человека - свой этап на пути и каждый сам для себя решает, что ему сейчас доступно и понятно, что ему приемлемо в практическом смысле, каково понимание йоги в бытовой жизни, поэтому стилей йоги также много, как и жизней людей. Что я ещё могу сказать относительно нашей сампрадайи? Попытка однобокого подхода к ранним текстам, грозит попаданием в иллюзию полного понимания предмета, о котором идёт речь, во-первых, несмотря на то, что тексты говорят о вечном и о том, что вне пространства и времени, тем не менее, термины которыми оперировали ранние Учителя, были взяты из того разнооброзного конгломерата тантрических учений, которые существовали в то время, некоторые из этих систем, такие как капалики, каламукхи, трика, кубджика и т.д. или сохранились в неполном виде, или же канули во времени, растворившись в других школах. На данный момент времени, когда всё настолько изменилось, однозначная и буквальная попытка понять ранние тексты, исключительно на уровне лабораторного философа-исследователя - обречена на провал. Поэтому, в натха сампрадайе, система передачи и приобщения к школе учитывает все эти тонкости, она, грубо говоря, разделяется на три части и любая из этих частей должна быть проработана под руководством Гуру, так как самому можно застрять на каком-то этапе пути, нужен учитель, который нас будет одёргивать от влипаний в то, что мешает развиваться. Гуру никогда «не спит» и постоянно следит за тем, чтобы не уснул ученик. Он его оберегает от невнимательности, потому что, идя по пути, невнимательность может дорого обойтись.

Что же касается Вашего вопроса, относительно милости, распространяемой на людей далёких от пути натха, он тоже не так прост. Мы не секта, поэтому, с одной стороны, мы открыты, но у нас есть ступени и уровни передачи традиции. С другой стороны, каждое истинное учение или религия, содержат в себе суть того, чему учат натхи, влияние Горакшанатха прослеживается на всём земном шаре, даже если люди это и не осознают до конца, занимаясь «физкультурой» или медитируя на бесконечность. Поэтому, несомненно, на земле много мистиков и людей с самыми разными подходами к йоге, которые близки нам по духу, у которых более-менее чистое намерение и которые несут гармонию в мир других. Такие люди, пусть даже и не следующие до конца нашей традиции, могут для себя извлечь благо, общаясь с нами. На самом деле, таких людей много. Самое главное - нужна приверженность Гуру основной традиции, которой вы следуете, так как жизнь человеческая коротка и на всё может не хватить сил и времени, поэтому мудрые выбирают что-то одно, основное. Беготня по Учителям, говорит о духовной незрелости. Можно общаться с представителями различных школ, в целях расширения кругозора и осознания какой-то части своего внутреннего мира, но, что касается в целом духовной практики, то, настоящих практик, ведущих к мокше, на сам-то деле много не бывает.

Далее, если же говорить о метафизических деталях текста и о том, как они связаны с кайя-садханой, кайя-сиддхами, да и сиддхами вообще, приведу примеры из обычной физики, из своего духовного опыта, того, что слышал от своего Гуру и разных людей. Разумеется, сам я никогда не обладал этими силами, не обладаю и не стремлюсь к ним особо, у меня более простые задачи, без крайней вычурности. Мои Учителя говорят, что различные состояния самадхи ведут к различным сиддхам, например, Махабхава-самадхи - к левитации. Пример левитации можно объяснить обычным магнитным явлением, магнит имеет способность отталкивания при определенном заряде. Так вот, если из магнита сделать некую чашу и в её центр поместить какой-то магнитный объект с учетом полюсов, то этот объект будет висеть в воздухе в центре чаши. Аналогичное происходит и в Махабхава-самадхи, когда сознание равномерно охватывает широкий диапазон самых различных объектов. Сиддхи - это проявленные силы трансцендентного сознания, а если сказать точнее - сверхсознания «парасамвит». Кстати, говоря о сиддхах, которые относятся к шат-кармам, почему они должны быть переданы от Гуру, многие так до конца этого и не понимают, а некоторые прочитав о рецептах шат-карм в литературе, думают, что могут делать сиддхи-карану или пурасчарану, вплоть до того, что даже её передавать другим. Действительно, верно было замечено, что используя предписания тантр, мы видим только сами рецепты и эти рецепты конечно же работают, но их работа, если человек духовно не развит, будет фрагментарной. Например, начитывая нужное количество раз мантру какой-нибудь моханы, как указано в текстах, но не по наставлению Гуру, мы не учитываем объективно то, что из себя представляет вся наша кармическая структура и духовный уровень, поэтому перекос в практике шат-карм может негативно сказаться на психике такого экспериментатора, что мы можем наблюдать у любителей магии, «следующих своей собственной воле», которые задвигают рекомендации Гуру. Одна и та же практика будет по разному влиять на разных людей в разное время, кто-то может её использовать как часть интегральной садханы, а кто-то, посредством ее приносит деструктивность в своё сознание. Одним словом, сиддхи-карана для большинства профанов и любителей дешевого магизма - это развитие в пространственно-временных условиях, с акцентом на чём-то одном и в гипертрофированном виде. Они вычленяют из всего возможного спектра восприятия только то, что КАЖЕТСЯ абсолютно истинным, такой перекос создаёт дисгармонию в других сферах, которые отвечают за гармоничное духовное развитие человека. Почему в тексте натхов перечислено столько панчак различных таттв, связанных с пиндой? Почему последовательность этих пятёрок не всегда соотносится например с таттвами чакральной системы? Вот на этот-то вопрос, вам мало кто может толком ответить. А на самом деле нужно понять, что эти панчаки описаны относительно натховского мировоззрения и практики осознания этих элементов тел, которые для равновесия перечисляются по пять, что ведёт к выводу сознания во вне-телесный уровень, который и позволяет контролировать основные элементы тела, а через них и само тело, отсюда и различные сиддхи: анима, пратибха, лагхима и др. Так как все эти элементы проявления в первую очередь трансцендентного сознания и Шакти, то относительно этих высших таттв проявленные элементы не могут находиться в жёстко фиксированном пространственно-временном положении. Но это не мешает нам использовать даже тот материал, который изложен в тексте. Разумеется, его можно применить в своей практике только когда ее корректирует Гуру, а иначе от неё не будет никакого смысла. Так, к примеру, практика тантрической кхечари - есть не что иное, как осознавание взаимосвязи «Кха» - пространства чистого сознания и «чари» - проявленности мира, которая является динамичной шакти, а именно её грубым и тонким творением. Все элементы динамического проявленного плана имеют симпатическую взаимосвязь и процесс осознания этой или, пожалуй, этих взаимосвязей - это один из результатов, который даёт практика кхечари. То, что мы осознаём - от того освобождаемся и даже, в каком-то смысле, контролируем. Когда процесс осознания проходит гармонично, то это нас может привести к тому, о чём говорят тексты - к самарасье, мокше, к состоянию дживан-мукты. Если это практика выполняется не гармонично, как нам взбрело в голову, хотя формально всё соблюдено, то, такая практика ведёт наоборот в иллюзорное существование. Поэтому, сколько бы мне не говорили красивых фраз из Кашмирских тантр те, кто сами пытаются следовать доктрине, без Гуру и посвящения, сколько бы они не ссылались на то, что там говорил о свеччхачаре и сахаджии Горакшанатх, Матсьендранатх, Абхинава Гупта и другие, всё это – теории. В жизни, у этих людей ситуация совершенно другая. Гуру джи Митхилешнатх мне часто говорил, что все авторитетные книги должны комментироваться только знающими их Гуру. Как найти Гуру, для Вас Алламанатха думаю этот вопрос уже решен, для других, я могу только посоветовать искать, но не принимать поспешных решений, бегая из школы в школу, от одного бакшишиста к другому. Смотрите, думайте, делайте выводы и принимайте решения. Что же касается меня, я не считаю себя великим Гуру, поэтому как и говорил, я обучаю тех, кто моему уровню соответствует, гениев и очень умных людей я отправляю в другие школы. Что касается изложенных мною трактовок текста, за их неправильное использование кем-то, без моего ведома, я никакой ответственности не несу.
« Последнее редактирование: Сентябрь 25, 2008, 12:39:37 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #6 : Ноябрь 16, 2006, 17:02:52 »

Цитировать
двайта-адвайта (Рамануджа) Скажите, пожалуйста, как можно вкратце обрисовать смысл этой концепции? 


Есть несколько определений. Вишишта-адвайта - учение о тождестве в различии. Ведантическая школа, которая также придерживается концепции единства в многообразии «бхеда-абхеда» или говоря по другому «ограниченной недвойственности». В отличии от Шанкары, Рамануджа не отрицал реальность проявленного мира, определяя его как иллюзию.
Концепция Рамануджи, конечно отличается от того, как её истрактовал Абхинава Гупта, который взял мировоззрение различных философских школ и создал своё стройное учение. Но тем не менее, для того, чтобы лучше понять КШ, нужно разбираться в различных метафизических концепциях основных школ, а для того что бы понять учение Горакшанатха, нужно понимать учение Трики и шайва-шактийских религиозных воззрений. По Раманудже - мокша - не есть состояние освобождения при жизни, по Абхинава Гупте и Горакшанатху - мокша - это именно состояние дживан-мукты, хотя и последние так же отличаются, в КШ упайи и высшие таттвы играют большую роль, что касается таттв, перечисленных в санкхье, они несколько опускаются в Трике, Горакшанатх же учитывает опыт КШ плюс подробно описывает таттвы, которые имеют большое значение в кайя-садхане. То, что некоторые тантрические философы пытаются определить натхов как упрощенную философию или даже как полный материализм, это говорит о их незнании доктрины Горакшанатха. Одним словом, есть два полюса - проявленное и непроявленное, осознание в высшей степени одного полюса - ведёт к равному по уровню осознанию противоположного. Поэтому, «мифы» некоторых нынешних «каулов» о том, что Горакшанатх якобы упростил учение Матсьендранатха и других тантрических Гуру создают люди, которые не понимают ни учение Горакшанатха, ни тантру вообще. Горакшанатх, скорее дополнил и сделал тантру адаптированной к миру, не концептуальной, но более практичной и всеобъемлющей. Поэтому, учение Горакшанатха, учитывая опыт различных духовных сект, весьма сложно по своему духу назвать сектантским. В ордене есть пантхи и некая внешняя раздробленность, но она существует на основе одной общей целостной системы мировоззрения. В традиции всё предусмотрено для того, чтобы в построении личной садханы учитывался опыт каждого натх-пантха, что и делает натха-сампрадайю мощной школой. А одновременная отстранённость от различных сект и религий, равно как и умеренная погруженность в их мистицизм, делает традицию довольно редкой и разумной во всех отношениях. В натха-сампрадайе нет крайностей, в этом одна из основных её ценностей.


Цитировать
Цитировать
эти качества Абсолюта, как неотъемлимую часть Шивы: Иччха-шакти Садашива - тождественнен адвайте, Джняна-шакти или Ишвара - двайта-адвайте и Крийя-шакти или Шуддха-видья -двайте. Так как все эти состояния осознания находятся в каждом человеке, поскольку он тождественен с Шивой, соответственно, в каждом человеке может доминировать какой-то из этих аспектов, поэтому, для практики были разработаны методы (упаи)

Скажите, пожалуйста, насколько гармоничным будет развитие сознание практикующего, который стремится к тождеству лишь с одной татттвой (из перечисленных трех), или позже выйдя в тождество с одной можно развить в себе осознание остальных? Если да, то насколько это необходимо? Зависит ли это от уровня эволюции души практикующего? Или в нашу эпоху прорыв может произойти по милости Гуру как спонтанное явление? 


Говоря в распространёнными на Западе тантрическими терминами Кашмирского Шиваизма, мы можем найти параллели в нашей сампрадайе. Абхинава Гупта, как и Маха Йоги Гуру Горакшанатх, на самом-то деле учил одному методу или точнее методу без метода «Анупайя». Все остальные «упаи»- это средства для разного типа практикующих. У натхов тоже самое, все тексты говорят о том, что нет раджа-йоги без хатхи и наоборот, нет различия между Шивой и Шакти. Между этими двумя йогами есть ещё Лайя-йога, которая часто соотносится с Кундалини йогой. По сути, хатха, Кундалини, Раджа-йога, это те же самые три упайи. Практики любой из этих йог передаются Гуру. Гуру - это не просто практика, это сама душа этих практик, из асан - сиддхасана (положение сиддха «сиддха-сварупа») из пранаям - кевала, из мудр - кхечари и т.д. В каждой практике йоги есть стержень и есть внешнее обилие вспомогательных методов. Стержень любой из йог - это спицы колеса, у которого есть так же свой стержень. Тот, кто знает основу всех основ и есть Садгуру. Без такого Гуру не может быть практики йоги. Можно запутаться во внешней стороне различных йог и их техниках. Чтобы этого не произошло, для этого нужен Гуру. Если у вас нет возможности учиться постоянно у такого Гуру, находясь с ни рядом, учитесь у его учеников, если это конечно ученики.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #7 : Ноябрь 16, 2006, 17:04:06 »

Цитировать
Горакшанатх даёт такое определение, как «анама», то, что невозможно описать ни терминами двайты, ни адвайты. Ни одно из учений, какой бы изысканной метафизикой и системой мировоззрений оно не пыталось описать природу Шивы.

Цитировать
Скажите, кто-то и современных нам йогинов переживал подобные состояния? Насколько широкое это явление (переживание) среди практикующих? Я имею ввиду тех немногих, кто действительно серьезно практикует в традиции? 

Ха-Ха!!!!  А кто же из современных йогов Вам об этом скажет? Да и тот, кто такое пережил, будет о себе говорить совершенно разное, потому что даже хорошие представления о себе - это тоже определённые рамки. Такого рода существа, слишком неуловимы, чтобы из них сделали живые памятники. Да, такие мастера есть в нашей сампрадайе, но они редко появляются в обществе мирских людей. Чтобы учиться у таких Учителей, нужно быть к этому готовым (чтобы учиться у Иисуса Христа, надо иметь уровень апостола). Тот же уровень, который пока у нас, на самом деле не для прямого обучения у этих Учителей. Надо трезво смотреть на вещи: нам всем нужно в себе развивать саттва-гуну, в первую очередь анартха-нивритти (избавление от нежелательных качеств, которые препятствуют на духовном пути). После чего мы сможем полноценно общаться с такого рода садху. Их не много конечно, но и не мало, они всегда были и будут в нашей сампрадайе. Об этом уровне легко говорить, но не все на него могут выйти. То, что такие Гуру есть, можете железно не сомневаться, просто чтобы та или иная крупная система продолжала существовать, тем более на протяжении такого долгого времени, как Вы думаете, должна ли быть некая сила, способная её сохранять в проявленном мире и тем более в не проявленном духовном? Конечно, должна. Так вот, теперь попытайтесь напрячь силу своего воображения, каким могуществом должна обладать такого рода сущность? Правда же, сложно представить? Когда я себе это «представил», меня приняли в ученики. Полное понимание, что из себя представляет сила сампрадайи, приходит когда становишься даршани. Но, на самом деле, как я уже и говорил, полной реализации может достичь любой бхакта Горакшанатха, готовый серьёзно учиться. У нас, на самом деле, очень большой спектр возможностей и любой Гуру, независимо от уровня, связан со всеми остальными. Понятно, что только невежи болтают о том, что должен быть Мокша-гуру, а всё остальное - это сектанство, независимо от того, дано ли право быть Гуру или нет. Они сами не соображают о чём говорят и для таких в природе существуют клоуны, проходимцы и фокусники. Всё, что они передают своим несчастным последователям - это «сампрадайю фокусников» и не более того. Крупные же древние школы, держатся на силе и мистическом опыте весьма могущественных Учителей, таковые и должны появляться во все века, они сверхразумные существа и перед ними стоят задачи весьма не простые.

Мне, в последнее время в почту пишут люди с весьма странными соображениями, в духе: «Не подскажите ли адрес в Индии полностью реализованных сиддхов?» А есть и вовсе наглый народ, который ко мне приходит как «Иисус Христос к Иоанну Крестителю». Разумеется, я таких вежливо посылаю поучиться к очень реализованным в социуме знаменитостям, дабы была возможность посмотреть на себя более трезво. Главное не забывать, что ученик пришел в первую очередь учиться. Это - самое главное. В школе важен сам процесс развития, поэтому лучше не ставить слишком жестких планок: «вот этот действительно развивается, а тот нет», всё равно, выше головы не прыгнешь. Когда есть жесткая планка, появляется жесткая, а не абстрактная цель, когда жесткая цель достигается - возникает иллюзия того, что ты действительно достиг чего-то серьёзного. Пропадает сантоша и состояние апариграхи, в общем сам себя сажаешь в психологическую клетку, собственных мировоззрений и представлений о себе. Сложно говорить о том, кто серьёзно практикует в традиции:  традиция сама по себе необычна, она в Индии проявлена в самых различных формах, что даёт неплохую основу для внутренних практик. Наверное, наиболее правильно сказать, что серьёзные практикующие, это те, кто преданы своему Гуру. Да, как и везде, в традиции много особых моментов, которые могут сбить практикующего с истинного пути и лично я благодарю Бога за то, что он так всё мудро организовал, ибо эта школа не для тех, кто привык верить в сказки про прекрасных Кришну с Радхой или ужасных Бхайрав с Кали, есть жизнь в жизни, есть испытания, жизнь - это школа, а испытания - это одновременно и уроки и проверки на «вшивость». Просто так, свалить в Гималаи и сидеть в лотосе, сосредоточившись на антар-лакшье, или залезть по уши в быт, успокаивая себя фразами из тантр, что в этом самарасья, всего этого - не достаточно. Представьте себе, какой у вас спектр вовне для внутренней работы и представьте себе, на каком уровне должны быть отношения с Гуру, чтобы эта работа действительно была полноценной. Поэтому, когда мне говорят, что для йоги Гуру не нужен, честно говоря, мне не понятно, что под Гуру подразумевается. Если тот, кто передаёт технику наклона к ноге, под названием Махамудра или растягивание языка, называя это кхечари, то это не Гуру и такую практику, в полном смысле слова, называть йогой не совсем корректно. Назвать йогой можно всё что угодно, но от перестановки названий суть не меняется. Понимание внутреннего смысла практик, это то, чему и должен учить Гуру в первую очередь. На такой духовной платформе можно двигаться дальше, практикуя уверенно, но не инертно. Широта восприятия не ведёт к потере глубины мистического переживания, но так как многомерность такой духовной работы садхака может вызвать иллюзии утончённого характера, то без Гуру весь такой йогический путь теряет свою ценность. Когда же вам удаётся не терять ценность того, что вы непрерывно обретаете на своём пути, то такого рода практику, можно назвать реальной садханой.

Удачи Вам на этом пути, мои благословения.
Задавайте ещё вопросы, у меня конечно не всегда есть время на то, чтобы отвечать постоянно в сети, но я постараюсь.
« Последнее редактирование: Декабрь 06, 2006, 07:25:42 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #8 : Ноябрь 22, 2006, 23:27:19 »

Allamanatha писал(а):
Джая Шива Махайоги Горакшанатх! Джая Гурудев Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Цитировать
Здесь главное не спешить - это вековая мудрость, обычного человеческого интеллекта не достаточно, нужно глубоко проникнуться учением. Я бы сказал, что Натха-сампрадайя одна из самых не простых, в ней синтезирована индуистская тантра и буддийская ваджраяна, ислам, отчасти ведизм и т.д. Поэтому, здесь нельзя наскоком всё охватить и понять, у натхов не простая ритуалистика, непростая синтезированная философия, непростая йога, непростая система обучения. Чтобы быть натхом, нужно быть предельно дисциплинированным человеком, развить качества настоящего ученика, тогда начнёт приходить понимание многих вещей, на которые намекают тексты, но что-то не договаривают.

Скажите, пожалуйста, можно ли, исходя из вышесказанного, однозначно для всех уровней духовно практикующих трактовать, например, отрывок из книги Маханта Аведьянатха «Введение в натха-йогу. Шива-Таттва»?

4. Брахмачарья - контроль над всеми чувственными наклонностями, особенно над сексуальным вожделением, безупречное сохранение физической и ментальной энергий. Энергию следует внимательно направлять вверх, и она никогда не должна двигаться вниз, чтобы вызывать наслаждение объектами чувств. Мужчина и женщина должны вести себя сдержанно в присутствии друг друга.
5. Кшама - прощение недостатков и вины других. Когда духовно практикующему причиняется какой-либо вред или наносится оскорбление, недопустимо обижаться или жаждать мести. Следует воздавать добром за причиненное зло, а не наоборот. Неуместно проявление недовольства или стремление свершить возмездие над оскорбившим…
7. Даярджавам - сострадание ко всем людям и иным созданиям, находящимся в беде. Здесь подразумевается выражение сочувствия, переживание бедствий и трудностей другого человека как своих собственных и внутреннее побуждение оказывать реальное содействие в устранении невзгод, восстановить в жизни счастье и мир. Практикующий должен воспитывать в себе всеобщее расположение, чувство всеединства и готовность служить всем…

Возникает вопрос об отождествлении и неотождествлении.


Заранее спасибо. Адеш!
С ув. Алламанатха.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #9 : Ноябрь 30, 2006, 08:47:11 »

Шакти писал(а):
Цитировать
Что в Сиддха-сиддханта-паддхати означают 16 аспектов Луны, 12 аспектов Солнца и 10 аспектов огня?

Джайя Шива Горакшанатха!
Элементы Луны, Солнца и Огня, могут иметь разные взаимосвязи. Во-первых, там говорится, помимо этих трёх, ещё о карма и кама-панчаках, потом уже о Луне, Солнце и Огне. Упомянутые элементы, могут рассматриваться как факторы, воздействующие на физический организм. Луна например, влияет на водную среду, Солнце - источник праны, Огонь также делится на особые разновидности, которые отвечают за множество функций в теле. Ещё огонь соотносится с «Кундалини-шакти» или  «Калагнирудра», так как кханда огня локализована на уровне живота, то в некоторых школах тантры, их текстах, эти десять кала, делят на три разновидности: сришти, стхити и самхара, всего получается 30. Сришти - Брахма, божество муладхара-чакры, стхити - Вишну, божество свадхиштхана чакры, а Рудра - божество манипура-чакры. Огонь известен как Рудра или Шуддха-видья, а как я уже упоминал - Шуддха-видья - это и есть Крийя-шакти или Кундалини. Луна также имеет взаимосвязи с высшими таттвами, это Садашива-таттва или Иччха-шакти. Все панчаки, перечисленные в «сиддха сиддханта паддхати» по большому счёту связаны с «бинду», например огонь - крийя шакти и луна - «нада» - с Иччха-шакти.  Посредством контроля над бинду, йог может управлять всеми панчаками, через нада достигать «поглощения в Брахмане», а соединение нады и бинду - цель хатха-йоги. Кала Солнца, Луны и Огня, в общей сумме они могут составлять матрику, которая и есть тело Кула-кундалини-шакти, она представлена буквами санскрита и является проявлением Шабда Брахмана.
   В других панчаках, при определённом рассмотрении, Вы также можете обнаружить взаимосвязь с надой и бинду. Например, в тексте, также говорится о том, что пять высших проявлений Шакти, создали трансцендентное тело Шивы Парапинда, которая является трансцендентным началом относительно проявленного и непроявленного, он представляет Ямалу Шивы и Шакти. Далее, говорится о проявлениях, которые по учению Саткарья вады, изначально существовали в вечности и даже будучи проявленными, способны не утрачивать и сохранять качества этой вечности, трансцендентности и бессмертия. Таттвы, из которых проявились остальные качества трансцендентного тела Шивы, полностью дублируют высшую природу Шивы и являются основой всех проявлений, а те же проявления, являются основой для высшей природы Шивы. Эти видимые двойственности, всегда остаются неразделёнными. В панчаках, например, из единства Садашивы, можно выявить наду, в качествах шуньяты или Рудры - бинду, в самой шуньяте, которая также классифицируется на пять, можно отследить свойства бинду:  Лината-поглощенность, Пурната-полнота, унмана-высшее свойство сознания и т.д. Пустота или Рудра, включает в себя, по принципу троичности, Ниранджану - Вишну и Параматму - Брахма. Все элементы, о которых говорится в «сиддха-сиддханта-паддхати», связаны с принципами, относительно которых, существуют все тела, как смертных так и достигших бессмертия существ. Однако, многим может показаться, что эти все перечисленные панчаки несколько не последовательно описаны в тексте, ну например, почему бы не соотнести скажем пятерку пратьякша-караны, карму с муладхарой, каму со свадхиштханой, огонь с манипурой и т.д., все остальные элементы по какой-то одной схеме? Ответ очевиден, речь идёт не о том, чтобы систематизировать бесконечные проявления, проявленной, вечно меняющейся реальности, это на самом деле и невозможно. В «сиддха-сиддханта паддхати» излагаются основные элементы, которые составляют тела всех живых существ, даются общие живые принципы, но не мёртвые схемы. Например, во многих мистических и магических системах, которые существуют на планете, уделяется немало внимания пяти основным фундаментальным элементам, которые могут по-разному у всех называться. Например акашу Вы можете называть дух, пространство, эфир и массой самых различных терминов и определений, которые существуют в разных школах и религиях, но для знающего, вполне очевидно, что при внешних противоречиях, речь идет об одном архетипе. Разные школы могут придерживаться разной философии, представлений, об устройстве мира. Одни могут говорить, что чакр - 5, другие, что их - 6 или 9, а кто-то назовет одну или скажет, что их не существует. Кто-то может вообще не счесть необходимым давать объяснения тому, как устроена Высшая реальность, имея на это разные причины. Что касается Горакшанатха, он с этого и начинает объяснения учения сиддхов, при всем этом, он учит той истине, которая неизбежна. Самая большая привязанность у людей, это привязанность к телу, к рождению и смерти. Горакшанатх говорит о том, что за этим видимым ограничением, сокрыт ключ к бессмертию и  свободе, тело не только источник греха, но оно - есть основа вечного духа, оно и есть сам дух, сознание. А сознание обладает самыми различными качествами, оно не обусловлено ограниченным временем и пространством, высшее не зависит ни от каких концепций, философских построений и мирской логики. Так же, как дисциплина ведёт к свободе, как традиция (сампрадайя) ведёт к высшей надконфессиональной трансцендентной реальности, так и через тело, через практику связанную с телом (кайя-садхана), можно достичь самого высшего духовного состояния, его полной реализации.

Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #10 : Декабрь 05, 2006, 16:00:46 »

Джайя Шива Горакшанатх!
Относительно «кала» солнце луны и огня, стоит добавить, что они все локализованы в теле - от стоп до макушки. Там, где макушка, находятся дополнительные кала, например амрита-кала. Все панчаки связаны друг с другом, например, без камы - желания, не может быть действия - кармы. Обычно Чандру соотносят с камой, а Сурью и Агни с кармой. Агни, также соотносится с Калагнирудрой. Что касается Cурьи, 12 месяцев в году делятся на шесть «риту» (сезонов), их в отличии от западной традиции 6, a не 4. Эти 6 сезонов связаны с чакрами, а каждый день в годy - с таттвическим лучём, которых в общей сумме 365. Существует соотнесение 16 кала луны с 16 адхара центров витальной силы в теле. Упаданкарана - солнце, луна, огонь; нимитьякарана - кама и карма или раджас, соотносят с луной, вирью - с сурьей.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #11 : Декабрь 05, 2006, 16:46:39 »

Джайя Шива Горакшанатх!
Сапрема намаскар Алламанатха!
Что касается Ямы и Ниямы, то это такие же части йоги, как асана и пранаяма. Смотри, так же как есть множество ступеней в освоении асан и общие принципы в работе с асанами, так же обстоит дело и с Ямой и Ниямой. Это общие законы, на следование которых нужно ориентироваться, но опять же - разумно. До какого уровня ты можешь разумно соблюдать арджаву или ахимсу, это зависит от ситуации на данный момент времени. Также как и асан теоретически существует очень много и разного уровня сложности, также есть и разные уровни следования Яме и Нияме. Если ты сразу начнешь делать сложные асаны, ты травмируешь себе тело, аналогично, следуя  например ахимсе слепо, можно причинить себе массу вреда, а это уже не ахимса. Относительно брахмачарьи, тоже самое, если ты находишься в обществе женщин и сторонишься их, то, это не брахмачарья, а ханжество. Многие практики контроля сексуальной энергии осваиваются постепенно, например ваджроли, также практика кхечари. Все эти вещи, к сожалению, не могут понять те, кто отрицает значимость Гуру и даже подвергают критике такой подход. Но, без Гуру не может быть никакой практики, самородков и самсиддха йогинов очень мало, это большая редкость. Такие люди сразу заметны, это мастера с наработками из прошлых жизней, я, конечно,  понимаю, что многим эта идея нравится и это часто служит опорой для различных иллюзий. В Индии, ученик постоянно находился возле Гуру, и тот мог корректировать его практику, вот почему Горакшанатх говорит о Шаданга-йоге, а еще и потому, что помимо Хатха-йоги есть и те вещи, которые не объясняются ни в каких книгах, только Гуру может им научить. Сам ученик может залезть в спекуляции и полные дебри ума, читая множество книг про Яму, Ниаму, Хатха-йогу и т.д. В текстах говорится, что Гуру может сделать просветленным сразу, при одном только взгляде Гуру, ученик может избавиться от всех мал, это не софистика, это - правда. Но много ли учеников и Гуру, которые готовы к этому? Даже если реализованный мастер, через сильный шактипат, даст просветление ученику, оно не будет завершенным, так как он сам не сделал полноценных усилий. Самарасья - это принятие всего полностью, всего, что существует, включая и все негативное, что есть в мире. Конечно, для такого рода сознания, Яма и Нияма имеют совсем другой уровень понимания, нежели ее воспринимают обычные люди.
В Яме, например есть общие фоновые принципы, которые не противоречат ни одному виду дхармы на самом деле. Все методы и пути хороши, но нужно реально смотреть на вещи, насколько ты способен на данный момент соблюдать тот или иной принцип. Техник множество, сколько и проблем у людей, для каждой проблемы есть решение, но есть самое высшее, что всегда неизменно и к чему надо стремиться. Так же как в асане человек не может сразу осознать легкость, устойчивость, осознание своего истинного я и т.д., всего о чем говорят тексты, также он не может сразу достичь всего того, что тексты говорят о йоге относительно ямы и Ниямы. К этому надо стремиться прямо сейчас, когда мы делаем асану с тем расслаблением, на которое в данный момент способны, мы закладываем правильную санскару для дальнейшей правильной практики асаны. Похожий принцип и в Яме. Настоящие Йоги - были очень мудрыми людьми, они не страдали раздвоенным сознанием, они мудрые, их можно только понять в целом, а если их воспринимать в частности, то можно только прийти в полный тупик, они как и мастера Дзен, учат большим вещам, понимая которые, становятся ясными все детали. Поведение настоящего йога, для простого пашу - это полный абсурд. Йогам невозможно подражать, это живая мудрость, где нет места никакой фальши, порожденной социумом, нет места для мышиной возни, невежеству, которое порождено Апара видьей. Апара видья - это то, что мы получаем из книг и различных теорий, более того, посредством  неправильной практики, а Пара видья - это опыт, полученный в результате следования тому, чему учит истинный Гуру. Но, Апара видья (теория) дополняет Пара видью (практику), так что нужны обе видьи. Многие стараются игнорировать Яму и Нияму, они это делают подсознательно, это конечно правильно, потому что без Гуру невозможно даже Яму и Нияму практиковать, тем более хатха-йогу и раджа-йогу. Но с другой стороны, нельзя игнорировать вовсе Яму и Нияму, так как это универсальные законы, от которых в мире все зависит, хотим мы того или нет. Просто ученик, тот кто является таковым и у кого есть настоящий Гуру, способен учиться и все в этом мире рассматривать как практику. Практика возможна при наличии пути, при наличии школы, настоящего знания, наработанного многими поколениями йогинов. В таком знании, с одной стороны есть конкретика, а с другой - оно не однобоко и в нем присутствует широта видения.
   К сожалению, мы сейчас вне доступа интернета, поэтому, на все посты не смогу отвечать скоро. Я не хочу, чтобы все было зациклено на моей личности, как это пытаются преподнести наши недоброжелатели, наоборот, я буду рад, если на форуме будут писать все  и высказывать свои мнения, естественно, избегая
всяческих оскорблений и аргументировать то, о чем пишут, особенно выступая в роли оппонента. Т.е., конструктивная критика, способствующая развитию - поощряется.
Обсуждайте любые темы, делитесь своим опытом. Гуру, каким бы он не был, не заменит вам вашей практики. Я ценю свободу всех людей, а особенно своих учеников. Общайтесь, обсуждайте, размышляйте.

Всех Вам благ.

Сарва мангалам.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #12 : Декабрь 05, 2006, 22:56:57 »

Джая Шива Йоги Горакшанатх! Джая Гурудева Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж! Большое спасибо за ответ! Ваши постинги и ответы поддерживают и вдохновляют. Пока-что в вопросах сиддханты и ямы-ниямы обращаюсь лично к Вам, как Гуру, который компетентен в этих вопросах. Вопросы,которые касаются более простых тем, возможно буду задавать всем, кто знает, чтобы сэкономить Ваши время и силы. Адеш! Спасибо за Ваше участие.
« Последнее редактирование: Декабрь 07, 2006, 17:53:01 от allama »
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #13 : Декабрь 08, 2006, 15:57:29 »

Джайя Горакшанатх!

Сапрема намаскара, Алламанатхa!

У Гуру, с силами-то все нормально, но вот со временем... и возможностью сейчас
выходить в интернет - нет возможности. Интернет в провинциях Индии не слишком хорош.

По поводу Ямы и Ниямы, лично я на своем опыте, который раз убеждаюсь, что без нее не может быть садханы, это база, без прочного фундамента, любые ментальные конструкции будут сыпаться при малейшем дуновении ветра. Мне Гуру говорил, что все части йоги (анга), включают в себя все остальные в той или иной степени; йогу невозможно поделить только на асаны и пранаямы. Если мы дробим все элементы садханы, то это уже не йoга, это ее части, ее аспекты. Если мы принимаем асану, в которой нет спокойствия, то это не асана, это только подготовка к асане. Поэтому, тех, кто на самом деле в совершенстве утвердился в той или иной часи йоги, не так и много. Яма и Нияма, или асана, должны стать частью нас самих, а не просто формальностью. Сколь долго мы способны находиться в асане с легкостью, столь же долго и с такой же легкостью мы должны yдepживaть cостояния: сантошa, брахмачарья, сатья и т.д.

Натянутая мораль - это тоже самое, что асана, которую мы не можем сделать, но делаем изо всех сил надрываясь. Все принципы Ямы и Ниямы могут быть восприняты как средства, но на высшем уровне, они - наша сущность и нам не нужно их имитировать, потому что нам, сатья, брахмачарья,
ишварапранидхана, арджава и т.д., даны от Бога и от природы. К сожaлению многие, йогу понимают весьма примитивно, Яму и Нияму - как мораль, а асану - как насилие над телом, пранаяму - как концентрацию на нехватке кислорода и т.д. Но в текстах, достаточно хорошо все объяснены всe эти аспекты йоги и тo, чем они являются на самом деле.

« Последнее редактирование: Декабрь 08, 2006, 22:53:58 от Lalita »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-сиддханта паддхати
« Ответ #14 : Июнь 19, 2007, 19:13:32 »

ССП освящает мировоззрение натхов, это не просто текст, где описаны методы, а скорее принципы и их метафизическое воззрение. Конечно было бы интересно просмотреть качество перевода, свой перевод я сверял с моими Учителями и то, я не спешу его издавать, потому что без правильных комментариев мало что будет понятно, малейшая смысловая ошибка может весь перевод свести на нет.  Например, не зная натха-сампрадайи, ССП можно перевести в контексте какой-нибудь тантрической сиддханты или там, где говорится об асане как пребывание в сварупе, какой-нибудь нео-вайшнав может истрактовать как пребывание в "гопи-сиддха-сварупе". Для тех, кто просто занимается физкультурой, называя это йогой, ССП думаю вообще особой ценности не представляет, как и многие другие тексты натхов, очевидно по этому ранее их особо никто и не стремился переводить. Но йога на самом деле охватывает все сферы бытия, именно такую йогу и развивали натхи. Соответственно, тексты натхов, если их рассматривать вцелом, оказываются на вид очень разными и где-то могут показаться противоречивыми. ССП - это главный синтез всех духовных принципов, всех практик натхов. Английского перевода этого текста мы пока не видели, но я сомневаюсь, что он может быть без ошибок, если его переводил не посвященный адепт натха-сампрадайи, причем не просто посвященный, а действительно реализованный в йогической садхане и хорошо знающий традицию.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.