Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Что происходит во время кумбхаки?  (Прочитано 12726 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

grig

  • *
  • Сообщений: 222

Какие психоэнергетические процессы происходят время задержки дыхания ?

Вот читаю в книге Свами Раджарши Муни "Йога:Высший духовный путь" Фаир-Пресс, М.2002 страница 284. (Он описывает анулому вилому пранаяму) - "чем она (задержка) дольше, тем больше скапливается праны в канде"

Почему Свами Раджарши говорит о НАКОПЛЕНИИ праны в канде?  Что там ещё происходит? Может автор в своей книге не стал распространятся про другие процессы в кумбхаки (а именно обьединении апаны с праной и тд?)
Спасибо.
Записан

Катя

  • *
  • Сообщений: 116
    • Даосская традиция Чжэнь Дао
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #1 : Июнь 10, 2009, 23:36:58 »

Цитировать
Почему Свами Раджарши говорит о НАКОПЛЕНИИ праны в канде?

А где ж ей еще накапливаться как не в канде?  :05:
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 222
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #2 : Июнь 11, 2009, 00:25:19 »

А где ж ей еще накапливаться как не в канде?  :05:

Меня больше интересует зачем для накопления делать кумбхаку, причём чем длительней тем лучше? Просто прана направляемая в нижние чакры разве не будет накопливаться (без задержки)?

« Последнее редактирование: Июнь 11, 2009, 00:27:40 от grig »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6267
    • Традиция натхов
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #3 : Июнь 11, 2009, 01:48:15 »

   Думаю, все авторы книг по йоге, которые массово продаются, или учителя по йоге, на Западе особо не распространяются на подобные темы, не описывают подробно все механизмы. Основная причина в том, что механизмы связаны с религиозной мистической символикой, которая сложнее входит в коммерческие рамки, по сравнению с продажей техник для людей с простыми потребностями. Так же дело обстоит и с кандой. Сначала надо понять, что она из себя представляет на самом деле. Вы, наверное, читали в книгах о том, что в ней соединены все каналы (нади), т.е. три основных: ида, пингала и сушумна, и другие, которые связаны также с лепестками чакр. Эти лепестки - кундалы (кольца Кундалини). Обычно в традиции Кубджика этот треугольник изображают как тот, внутри которого гармонично расставлены еще 49 треугольников. Таким образом, в канде находятся все основные нади. Ида и пингала расположены вдоль позвоночника, когда они движутся вниз, то соприкасаются с двумя верхними углами, потом сползают вниз, внутрь треугольника, в нижний угол. В этом углу концентрируются два тока, солнечный и лунный, соединяясь с огненным, который направлен вверх и связан с сушумной. Весь треугольник символизирует собой йони (женский половой орган), считается, что она является раскрывающейся Шакти, из которой происходит все творение. Обычно эту канду изображают со сваямбху-лингамом внутри: сваямбху - означает самопроявленный, т.е. знак Шивы, который проявился из пустоты сознания, из Брахмана посредством авьякта-пракрити (непроявленной творящей природы), ее также называют мула-пракрити (коренная), потому что она - основа всех проявлений. Очевидно, именно поэтому чакру называют муладхара. Свадхиштхана - означает «своя обитель, место нахождения», она – место, где физически соединяется лингам и йони. Вся символика тонкой энергетической структуры является отображением принципов каула-тантризма. Вероятно, такой символикой было проще передать значение процессов, происходящих в энергетической структуре человеческого тела. Все каналы (нади) в неактивном состоянии направлены вниз, а в активном - вверх. Такое явление происходит практически во всех основных йогических мудрах, наиболее интересно оно отражается в випарита-карани (перевернутая мудра), а вся хатха-йога или любая другая йога у натхов часто определяется как ульта-садхана (обратный процесс). В випарита-карани, на уровне тела, вы способны реально ощутить обратный процесс, при котором лепестки чакр постепенно обращаются вверх. Эти лепестки - символ йони, которая раскрывается при возбуждении. Лингамы на уровне трех грантх олицетворяют собой мужской половой орган в состоянии эрекции. Вся эта символика, разумеется, для многих выхолощенных йогических школ может быть непонятна еще и потому, что при полноценном объяснении данной символики нужно касаться ряда интимных тем, а это означает, что надо знать не только сами техники, но и их внутреннее значение. Нужно понимать тантризм на адекватном уровне.
          Итак, вернемся к канде: ее также связывают с треугольником кама-кала, где «кама» - означает волю или намерение, а «кала» - означает творение, раскрытие Абсолюта, и это раскрытие происходит посредством Шакти (творящей силы Абсолюта). Считается, что три угла треугольника есть раскрывающаяся бинду, в трех аспектах: солнечном, лунном и огненном. Поэтому три грантхи - это раскрывающаяся йони, где все каналы в чакрах поделены: гласные на уровне вишуддхи и аджны - это лунные каналы, согласные на уровне анахаты и манипуры - солнечные, а на уровне свадхиштханы и муладхары - огненные. Внутри этих структур находятся три лингама (знака Шивы). Эти три силы, по сути, являются проявлением одной, основная из них находится в муладхаре. Обычно Кундалини изображают как змею, согнутую в три с половиной оборота вокруг сваямбху-лингама, которая кусает свой хвост. Эта «сгорбленность» Кундалини неслучайна, потому что она собой символизирует возвращение обратно, в свою истинную природу. Поэтому Кундалини - также символ нивритти, возвращения к своему изначальному источнику возникновения, она - унмани (трансцендентное сознание), или парасамвит. Эта Богиня содержит в себе все и является «скрытой», что также связано с ее скрученным состоянием. Это состояние - символ интеграции всей человеческой энергетической структуры и сознания. Считается, что все тело в себе содержит Вселенную, на более доступном уровне его изображают как тело Индии, которое также имеет форму треугольника, подобную йони. Как в Индии находятся разные места силы (шакти-питха), так и в теле человека, согласно традиции тантрической йоги, представлены эти питхи. Когда Кундалини начинает «пробуждаться», «раскрываться», она путешествует по этим питхам, в них находятся ее различные проявления (йогини), у каждой из которых есть свой Бхайрава. После такого финального «обхода», благодаря Кундалини мы достигаем целостности всего своего существа, где все становится связанным, замкнутым в состоянии блаженного союза. Натхи под этим подразумевают контроль тела, это тело становится «вашим», так как пронизано вашим высшим сознанием. Но как это связано с праной и апаной, вдохом и выдохом, и почему при вдохе и выдохе происходит накопление праны, а не потеря, например? Потеря, конечно, может быть, и йогические тексты вполне конкретно говорят о том, что правильная пранаяма ведет к раскрытию сиддх и достижению мокши, а неправильная может убить практикующего. Именно так и есть - на самом деле в текстах нет случайных фраз, тем более, когда они часто повторяются. Три угла кама-калы или канды, как я уже сказал, имеют связь с тремя грантхами, а те связаны с вдохами и выдохами. Три грантхи - это развернутый вид канды, а канда удерживает всю сеть каналов. В зависимости от разных текстов существует разное описание того, где находится канда или грантхи, но это уже не столь актуально, когда вы разобрались в самом принципе. Грантхи связаны с праной, и хотя прана, по сути, одна, она имеет разные аспекты, мы не может контролировать прану без опоры на какие-то конкретные практики. Откуда вообще эти практики возникли? Они появились из одного совершенного источника, этот процесс имеет всем известную метафизическую основу. Мир проявляется благодаря Шакти, вся Вселенная и все феномены, в которых происходят постоянные изменения, называются жизнью, их причиной является прана. Невозможно разобрать отдельно все явления мира и рассмотреть, как в них действует прана, однако, йоги предлагают более простой и эффективный способ. Он заключается в том, чтобы осознать прану в своем теле. Она и в теле одна, но так как в теле много разных функций, включая и те, которые связаны с работой сознания, то мы можем до бесконечности рассматривать функции той или иной праны, сначала пяти основных пран, потом упапран (нага, курма, джананджайя и т.д.), их на самом деле куда больше. Поэтому за основу йоги взяли основные, без которых тело вообще не может функционировать, а именно - прану и апану, самана уже отвечает за пищеварение, но, согласитесь, если без пищи вы проживете довольно долго, то без дыхания - не очень. Значит, прана-апана, или вдохи и выдохи - основные элементы. Соответственно, во многих йогических текстах утверждается, что есть речака-пранаяма (контроль праны на выдохе), пурака-пранаяма (контроль праны на вдохе), далее кумбхака-пранаяма (контроль праны на задержке между вдохом и выдохом). Казалось бы, очень странно: очень многие преподаватели йоги, как правило, только кумбхаку превозносят как самую актуальную в пранаяме и именно ее считают источником контроля праны. Но это как раз то, о чем уже было сказано ранее: тексты говорят, что прану нужно подчинять медленно, подобно тому, как подчиняют диких животных, иначе это приведет к болезни, а иногда может привести и к смерти. И если мы говорим о том, что вдохи и выдохи, прана и апана - подобны Шиве и Шакти, то значит кумбхака - это их «любовный акт», по-разному называемый: "юкта", "ямала", "йога", "мудра", "саюджья", "самгхатта" и т.д, но мы его можем сделать и неэффективным, например, когда изо всех сил стараемся передержать задержку или когда форсируем вдох или выдох. Задержка не должна быть в ущерб вдоху и выдоху. Соответственно, неправильная кумбхака ведет к потере энергии, а правильная ее увеличивает. Прана усиливает апану, и наоборот; вдох усиливает выдох, и наоборот. Между ними естественным образом возникает некая среда, которая ведет к задержке. При этом кумбхака также является опорой (должна, по крайней мере) для вдоха и выдоха, поэтому все три должны аккуратно и не спеша регулироваться. Что такое задержка? Наверное, вы замечали, что в состоянии сильного экстаза или поглощения чем-то очень интересным, происходит нечто подобное замиранию, остановке, а иногда даже и остановка дыхания. В такой ситуации чувствуется полет творчества, наивысшее чувство эстетизма, постоянно жить такой жизнью не каждый может, так как помимо духовно развивающих сил есть множество тех, что блокируют в человеке различными покровами (аварана) эти состояния. Поэтому жить постоянно в таких высших состояниях - это большое искусство, удел истинных сиддха-йогов. Здесь также есть связь и с праной: в жизни, например, разные ее контрастные аспекты кого-то делают сильным, а кого-то совсем опускают на самое дно. Помню, как-то я слышал фразу: «Армия может сделать из кого-то мужчину, а из кого-то женщину». Смешно конечно, но если вы посмотрите на многих йога-инструкторов (к сожалению, это именно так), вы увидите, что эти люди из себя представляют разбитое корыто. И кажется, вроде бы выполняют они практики, многим известные, но почему-то все - больные, с видом «побитой собаки». Это как раз потому, что их прана разрушается от неправильных асан и пранаям вместе с телом. По идее, она должна была бы накапливаться в канде и во всей энергетической структуре, а этого почему-то нет. В йоге и в тантре есть такое очень важное понятие как вспомогательный элемент, опора (адхара). Это понятие может быть объемным, например, любая упая (уловка, хитрость, изысканное ухищрение) может привести к набору праны, поэтому все тексты говорят о том, что упаи надо хранить в тайне, как вы держите в секрете свои интимные отношения. Эти секреты можно передавать только тем, кому полностью доверяете. Во всех настоящих традиционных йогических школах Гуру проверяют учеников, прежде чем доверять.
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2009, 17:20:45 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6267
    • Традиция натхов
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #4 : Июнь 11, 2009, 03:26:42 »

    Вдохи и выдохи постепенно растягиваются, становятся плавными, благодаря этому из них высвобождается резервная прана для кумбхаки. Вдох и выдох связаны с верхними углами треугольника (канды), это лунный и солнечный токи, нижний - огненный ток. Он является внутренней сферой их обоих, поэтому их интегрирует, а в определенном смысле и превосходит. Символика луны и солнца восходит к ведическим формам садхан, связанным с почитанием огня. Эта т.н. канда является также кундой (углублением в земле), в которой разжигается жертвенный огонь и совершается яджня. В йоге она связана с внутренним процессом жертвоприношения, где Божеству, в виде огня Кундалини, жертвуется луна и солнце. Есть много историй о том, что солнце появилось из глаза творца Праджапати, а жертвенный огонь из его рта, сома из его пота, после чего пот упал на землю и появились растения. Солнце Праджапати принес в жертву огню, чтобы огонь не съел самого Праджапати, а вот луну он пожертвовал в виде растений, т.е. деревьев, которые называются «самидха». Огонь поглотил луну и солнце и вновь их создал, потому что огонь несет все жертвы в антарикшу (небо) для богов, а боги затем поддерживают растения в виде дождей, и опять появляются растения. Отсюда и пошел такой обычай, считать пищу олицетворением сомы (луны). Солнце также утром проявляется из огня, а вечером поглощается огнем, тогда как сам огонь вечен. Огонь символизирует собой всех божеств, он - высший свет сознания (четана-шакти). Соответственно, в тантрической йоге сам процесс поглощения жертвенным огнем сушумны в канде лунных и солнечных токов - есть жертвование праны. Когда вы предлагаете жертву огню, он обычно разгорается, усиливается, и увеличивается его светимость. Поэтому и при пранаяме вы постепенно, шаг за шагом, растягиваете вдохи и выдохи, задержки, что подобно тому, как вы бросаете в огонь пищу в виде самидхи (древесины, масла и т.д.), причем вы же не выливаете все масло сразу, а предлагаете его частями. В конце, когда вы делаете пурнахути, вы жертвуете огню много еды и выливаете больше масла с васудхара-мантрой. В пранаяме все очень похоже, вы делаете вдохи-выдохи, сахита-кумбхаки и, в конце концов, достигаете естественной длинной задержки (кевала) и состояния самадхи. Обычно тогда говорят о том, что самадхи ведет к состоянию мокши, просветления, при этом доступ к высшим состояниям праны становится безграничным, вся космическая прана становится вашей праной, все виды сознания - вашим сознанием. Конечно, процесс восхождения к такому состоянию может проходить не сразу, а долгое время, но это уже зависит от уровня того или иного йогина, который идет этим путем. Отсюда, канда - очень непростая структура. Обычно многие книги по йоге ее описывают скудно, хотя, сколько о ней не говори - этого может быть недостаточно.  И рассказать невозможно, потому что само значение представляет собой таинство.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1281
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #5 : Июнь 11, 2009, 20:22:44 »

Адеш!
Гуруджи, спасибо за интересное объяснение. Тема энергетической структуры, сама по себе, очень актуальна. Относительно огня, в нади-шоддхане делается задержка, но почему она чистит нади, а анулома-вилома подготавливает прану в них? Это не с сушумной связанно?
Записан

Ocean

  • *
  • Сообщений: 58
Re: Что происходит во время кумбхаки?
« Ответ #6 : Август 01, 2018, 13:32:58 »

Намасте!
Относительно огня, в нади-шоддхане делается задержка, но почему она чистит нади, а анулома-вилома подготавливает прану в них? Это не с сушумной связанно?
Тоже интересна эта тема, буду признателен за ответ  suns
Записан