Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Хома/Агнихотра  (Прочитано 55241 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 216
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #15 : Июнь 23, 2009, 09:58:03 »

Обобщения тоже никого не делают чище и лучше.Чтобы иметь суждение о чьей либо практике из присутствующих здесь,то надо хотя бы лично знать для начала человека .А вообще начинать лучше всегда с себя,а не с осуждения других.имхо :05:
Поскольку древние традиционные источники утверждают,что покуда не преодолено эго,то,"что все ,что мы видим-в нас уже есть". Или языком психологии:все,что мы не принимаем,отрицаем-на уровне подсознания присутствует в нас в скрытом виде.

По поводу практики, ни чью практику я и не намеревалась обсуждать. А лишь поддержала мнение Виранатха. Речь ведь шла не о тех людях, у кого-то есть передачи в хому. Ведь есть персонажи, которые без передачи, не находясь ни здесь ни там, хотят хом и пудж и как можно побольше. (Это обобщение, ни кого не имею ввиду.)

Да, люди окружили себя зеркалами, а думают, что смотрят в окна  :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #16 : Июнь 23, 2009, 18:32:32 »

Вопросов тут много, чуть позже попытаюсь разобрать все.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #17 : Июнь 24, 2009, 15:18:03 »

Адеш!
По поводу вопросов, заданных Сураджем. Дело в том, что в тантризме пуджа - это йогический процесс, развернутый вовне. Поэтому то, что принято называть Кундалини-йогой, происходит непосредственно во время самой пуджи. Будь-то хома или какой-либо другой ритуал - необходимы, потому что очищают органы действия и восприятия, в которых проходят самые главные «нади» тонкого тела. Кстати, у Рао говорится о том, что хома очищает «нади». Упачары пуджи - это символы пяти элементов, те связаны с чувствами. Во время пуджи или хомы вы из себя проявляете Божество, происходит как бы его «рождение», потом вы почитаете Божество в том или ином объекте, мурти, янтре, хаван-кунде и др., а далее вбираете в себя обратно. После такого ритуала происходит обновление тонкого тела. Кстати, в Мантра-маходадхих говорится о том, что формирование огня, имянаречение его и т.д. происходит подобно тому, как рождается живое существо и проходит главные санскары в течение всей жизни. В общем, вы становитесь во время пуджи создателем своей Вселенной, формируете силу того или иного Божества или других деват, нескольких сразу. Без пуджи, хомы и прочих ритуалов, Божества не проявлены, а ритуал олицетворяет вселенские процессы сришти, стхити и пралайю.
    Почему Рао выделяет хому как отдельную практику, не обязательно выполняемую после джапы, я думаю, это верно по целому ряду причин. В простом повторении джапы без какой-то развернутой  ритуальной практики вы полагаетесь на силу своей праны и сознания, а так вы получаете дополнительную опору. Вообще, насколько я знаю, многие в Индии сразу читают джапу и тут же делают хому, тарпан, марджан, предлагают прасад брахманам и себе (так как выполняющий сам олицетворяет Брахмана). Еще хома - это один из самых древних обрядов, если не самый древний в Индии, поэтому он считается наиболее сильным, остальные, такие как тарпана, марджана - более второстепенные.  Поэтому хаван-кунда есть везде, во всех храмах. Обычно в зависимости от традиций она может иметь разную форму, у натхов форма дхуни круглая, символизирующая пурнату (полноту Абсолюта) и сразу всех Богов, а так же тело человека и Вселенной. Обычно в конце хомы все принимают часть прасада, делая таким образом подношение пяти своим пранам, у натхов они отличаются от тех, что в других традициях, эти пять огней называются: мулагни, брахмагни, калагни, рудрагни, бхуанагни.
   Обычно все хаван-кунды находятся в земле, как некое углубление - символ «йони», порождающей Богов, которых потом почитают. У Рао просто-напросто дается вариант хомы в железной стхандиле, которую можно купить в магазине, но профессиональные брахманы или садху обычно такие стхандилы используют редко. Просто не везде можно выкопать яму, обложить ее кирпичами, смазать глиной и т.д. Поэтому частенько многие просто используют обычные покупные стхандилы. Некоторые могут быть даже такие маленькие, что их вполне можно с собой брать в путешествие.
      В хоме читается иногда извинительная молитва, если садхака вдруг что-то не так выполнил, хотя она не во всех хомах встречается, у натхов тоже присутствует. Почти во всех хомах почитается земля, в которой выкапывается хавана-кунда, или же место как «асана» для огня.       
     Что касается внутренней йогической яджны или «антаряга», тут сначала надо разобрать, что это такое. Словом "хаван" называют именно само подношение в огонь, яджной - просто жертвование. Часто при разговоре индусы называют яджной хому, но это не значит, что только хома является яджной, хотя и она тоже. Одним словом, пробуждение Кундалини может происходить во время любого поклонения или же обычной созерцательной йогической практики. Ягьей может называться даже изучение шастр, Бхрахма-яджня, которая может переходить в свадхьяю (самопостижение), обретение Атмавидьи или Брахмавидьи. Во многих тантрах ягьей также называют просто восхождение Кундалини как сознания, и поглощение ей всех объектов восприятия, вплоть до разных энергий Вселенной (брахманды).
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2009, 20:32:09 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 655
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #18 : Июнь 24, 2009, 16:17:05 »

Джая Шива Горакшанатх!
Джая Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Суть в том, что если вы занимаетесь йогой, у вас бхутагни и так достаточно сильный, поэтому это компенсирует недостаток каких-то сложных ритуальных дел.

Скажите, пожалуйста, Гуру джи, что означает с точки зрения йоги, достижение сильного бхута агни? Часто существует тенденция упрощать многое в этом вопросе, хотелось бы узнать точку зрения,наиболее приближенную к действительности. :)
Заранее спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #19 : Июнь 24, 2009, 16:19:58 »

У Джамгона Конгтрула, написавшего ритуал хомы с чёрным кунжутом, включает после внешней хому внутреннюю, - кумхака с вооброжаемым вдыханием огня и последующей практикой тумо/чандали.
 B различных индуиских источниках, я встречал декларацию, что хома способствует пробуждению кундалини, но не встречал конкретного метода соединяющего внешнюю хому и метод подняи "кубжики"... Или это то , что держат для устных наставлений?

    В Индуизме самагри (материал для подношений огню) черного цвета, красного или белого, соответствуют гунам: тамасу, раджасу и саттве, т.е. самагри подбирают в зависимости от того, какой аспект Божества почитается. Есть и такие, когда преподносится жертвенное животное "пашу-бали дана" или алкоголь. Насчет "вдыханий" огня - это, как правило, есть во всех элементах пуджи: берется цветок в начале пуджи или хомы, подносится к правой ноздре, и в него вдыхается прана, потом его кладут к дхуни или на янтру, мурти, после пуджи его берут обратно с использованием специальной мудры, подносят к левой ноздре, прана вдыхается обратно. Но это, скорее, не только огонь вбирается, а вообще Шакти Божества, так как сам элемент используется во многих пуджах. Все Божества - это проявление Кундалини, а Кубджика - это секретная практика. То, что она передается только тем, кто входит в семью Гуру - это понятно, но она секретная еще и по самой своей сути, так как Кубджика может присутствовать, в принципе, в любой форме упасаны, в этом ее особый плюс. Раньше Кубджика как Традиция существовала и в Индии, в Бенгалии, на Юге, сейчас только в неварских кланах в Непале.
   Относительно того, когда хому проводят: главное время - утро и вечер, из них традиционно вечер считается самым важным. Полагают, что на закате солнце заходит в дхуни и там происходит зарождение Божества. Утром обычно все индусы почитают "дхуни", считается, что из него выходит солнце, не случайно земля, согласно индийской метафизике, имеет желтый цвет, а Кундалини в муладхара-чакре называют Питамбара (облаченная в желтое). 
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2009, 22:30:40 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rohini

  • *
  • Сообщений: 297
    • Атмавиль: мастерская самоосознания
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #20 : Июнь 27, 2009, 17:58:08 »

Извиняюсь, если уже где-то был ответ, а я не заметила. Вопрос такой: существуют ли варианты хомы, когда не предполагаются, не просятся и не ожидаются никакие плоды? Что-то вроде проявления почтения и благодарности Девате, без просьб? Боги и так дают все, и уже дали, и иногда хочется им просто сказать "спасибо"  :05: .
Когда я спрашивала одного брахмана в Индии о том, каким образом проводить самую простую хому для "чайников" на Западе, он сказал, что типа вообще никак нельзя. Мол, ожидаешь от хомы чего-то одного, а так как проведешь ее неправильно, то получишь неожиданный и даже противоположный результат. То есть, брахман меня не понял, хотя я и пыталась ему донести, что ничего за хому не хочу получить. Наверное, он с такими случаями не знаком.
Поэтому я озадачена - неужели все хомы в Индии проводят только для чего-то, для обретения каких-то плодов? Ведь как минимум карма-йога (я уже не говорю о более продвинутых практиках) подразумевает действия без ожидания плодов, так почему же от хомы обязательно нужно чего-то ожидать? То есть, если я не буду просить от Богов ни сто сыновей, ни полцарства, ни стадо слонов, ни телегу с золотом, - что там еще индусы просили в древности, не знаю, - то и хому проводить не надо?
Записан
Сарвамангалам

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 852
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #21 : Июнь 27, 2009, 18:41:58 »

Адеш!
Джай Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

Поддерживаю вопрос Rohini
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 216
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #22 : Июнь 27, 2009, 19:20:49 »

Намаскара!

Насколько я знаю, можно выполнять хомы без материальной заинтересованности, т.е. когда ничего не просится. Выполнять можно ради самого божества, как выражение своей благодарности
и проявления бхакти. Но, поскольку одним из пунктов выполнения хомы является санкальпа,
то вместо стада слонов, телеги золота и т.д., говорится, что хома совершается
с целью удовлетворения божества.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 852
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #23 : Июнь 27, 2009, 21:46:59 »

Адеш!
Джай Гурудев!
Са према намаскара, Shunyata!

Значит ли это, что нельзя просто стоять рядом с костром, поливать в него масло с мантрой и кричать что-то типа Ом Намах Шивайя? :130:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #24 : Июнь 28, 2009, 13:29:10 »

Рохини, похоже, у Вас с тем брахманом получилась ситуация, которая и должна получиться. Индусы вообще слабо себе представляют, что даже бхакти им не даст плодов. Я помню, еще когда был у вайшнавов, меня всегда веселил их гибкий подход: «Кришна, мне не надо ничего, ни богатства, ни царства, ни сиддх, ни плодов кальпа-врикши, ни молока Сурабхи, ни даже мокши, мне только дай возможность быть с тобой и служить тебе». Но ведь очевидно, что если представится такая возможность, то вместе с ней и доступ ко всему перечисленному. Другое дело, представится ли она, на самом деле. Но не в этом суть, мы про индусов, так вот, они все это понимают хорошо, поэтому у них такой менталитет - бхакти не бывает без бхоги и наоборот. То, что вместе с бхакти придут плоды преданности, для них это как бы само собой разумеющееся. Вы никогда не замечали в их поведении единую для всех схожесть, которая на автомате: они сначала предлагают услугу, ничего не говоря, а потом говорят, сколько тебе придется за счастье платить, выставляют прайс. Разумеется, просят всегда по максимуму. Как Вы думаете, откуда это у них у всех? Все оттуда же. Бхакти - вещь магическая, хотя я многих русских видел, читавших книги про магию и про бхакти, и они склонны говорить, что это вещи несовместимые, но на деле, именно эти два понятия как раз и совместимы. Смотря, с каких уровней подобные вещи рассматривать. Если кто-то когда-нибудь устанет от магизма, может быть, поймет цену шуддха-бхакти, на каком-то уровне даже великие блага могут стать неактуальны. По моему опыту, я вообще не вижу смысла об этом говорить. Для большинства людей, сколько им не говори про высшие цели и бескорыстие, если не доросли до этого, то обычно бывает пустым звуком все сказанное. Если посмотреть все истории великих натха-йогинов, то многие из них обладали царскими статусами или даже были Богами, становились бессмертными тогда, когда оставляли трон или божественные миссии, посвящая себя Вечному. Если санньясу примет тот, кому оставлять нечего, вряд ли он почувствует вкус такого оставления. В принципе, яджней может считаться и просто состояние осознания Бога во всем «сахаджа-бхакти», но для простых людей с кучей привязанностей и желаний это слабо понятно, а может быть, даже и опасно тем, что человек начнет делать то, к чему не готов и ложный опыт примет за какую-то высокую реализацию. В этом плане, конечно, кришнаиты правы, что остерегают всех от сахаджи, смысл в том, что они говорят, тоже есть. Поэтому это лишь уловка для простых людей, чтобы их приучить жертвовать. Делая яджню, рекомендуют санкальпу (провозглашение цели в пудже, ради которой она делается), количество упачар (подношений) и т.д. Может, постепенно поверив в то, что высшее есть и поклонение выгодно во всех отношениях, кто-то дозреет до искреннего почитания без целей, реально без какого-либо ханжества. Знаете, если походить по разным йогическим школам и посмотреть, на что они ориентируют людей, неважно, пусть эти школы даже и называют себя духовными, то станет вполне очевидно, что они культивируют в людях корысть и алчность, побольше практик и получше практик, а дадут ли эти практики сиддхи и т.д. Само состояние уже говорит о том, что там не только нет йоги, даже близко, но как раз это все противоположно йоге, обычное взращивание асурических наклонностей. Вы даже можете заметить, что чем больше человек насобирал эксклюзивных каких-то техник, тем более по-человеческим качествам ничтожнее существо: много спеси, нет естества и простоты, озабоченность техниками и практиками, особенной информацией, которая, на самом деле, этим людям нужна не для ее полноценной реализации, а для того, чтобы демонстрировать свое мнимое превосходство над остальными людьми. Чтобы смотреться лучшими на фоне слабых и простых людей. Поэтому все их пуджи, хомы, визуализации в чакрах и прочие эксклюзивные техники, полученные от Гуру, ориентированных первым делом на коммерцию, ни к чему таких людей не приводят, в действительности. Примеров знаю очень много, я бы сказал, что 95% именно таких адептов; людей, живущих чистой бхакти, мало. Вот этот малый процент и есть реальные йоги и садхаки. Может, конечно, со мной не согласится кто-то, но мое видение ситуации на тему «йогов», многочисленных «посвященных в Индии», «знающих особые тонкости садхаков» - именно такое.
   Конечно, это не значит, что я лично перестану рассказывать о технических аспектах пудж или хом, но иногда, думаю, полезно подумать и о бхакти, так что делание хомы или пуджи, как форму бхакти - поддерживаю и уважаю.

« Последнее редактирование: Июнь 28, 2009, 17:50:23 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 707
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #25 : Июнь 28, 2009, 16:15:04 »

Адеш!
Да, про "практиков" мы знаем, это тяжелые случаи :011:. Гуруджи, получается, подбор ингредиентов для яджны - для какого Божества и что подходит, это что-то типа выражения личной бхакти и заботы, примерно также, как мы заботимся о госте, учитывая, что ему нравится, а что нет? Отсюда столько тонкостей с качеством самагри?
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2009, 16:24:58 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #26 : Июнь 28, 2009, 17:19:34 »

что означает с точки зрения йоги, достижение сильного бхута агни? Часто существует тенденция упрощать многое в этом вопросе, хотелось бы узнать точку зрения,наиболее приближенную к действительности. :)

Бхутагни - это огонь пяти элементов. Бхутагни имеет связь с пищеварительным огнем джатхарагни, а также с огнем семи дхату. Считается, что пища может состоять из пяти элементов и при принятии пищи она проходит различные трансформации, превращаясь в тело, состоящее также из пяти элементов. На самом деле, все человеческое существо - это то или иное проявление силы Кундалини, в тантрах она описывается как сила, присутствующая в различных грубых, тонких компонентах тела, таких как: доши, дхату, панча-бхута, система нади, индрий и т.д. Они все описаны как йогини в теле и разные проявления шакти. Просто тексты по йоге обычно сокращенно описывают Кундалини как змею, свернутую в три с половиной кольца, в каких-то больше сказано, что, например, есть высшая Кундалини, нижняя, средняя. В тантрах и шактийских текстах, как правило, все еще более развернуто и абстрактно. Поэтому когда с «йогами», ориентированными на модернистскую йогу, беседуешь на тему того, что о Кундалини встречается в тантрах, они не знают, что вообще думать о сказанном. Кундалини создает пять элементов, она же их и поглощает, все мантры реализуются посредством того, что часто называют пробуждением Кундалини, я бы сказал по-другому - посредством восприятия того, что называют «пробужденная Кундалини». И реализация мантры состоит из пяти техник, которые соответствуют также очищению пяти элементов. Это - Джапа - элемент воздуха, Хома - элемент огня,Тарпана - элемент воды, Марджана - элемент земли, Брахмана-бходжан - элемент акаши. В общем, есть разные уровни агни в теле. Считается, что на пищеварение в теле уходит много энергии, эта энергия может быть направлена на духовные цели. Сама символика джатхарагни очень непростая и со многим связана. Вы, наверное, могли заметить в текстах, например, при описании какой-нибудь пашчимотанасаны может быть сказано что-то типа: «Эта асана пробуждает Кундалини, нади становятся чистые и улучшается пищеварительный огонь». И такое описание встречается довольно часто в йогических текстах, между пищеварительным огнем и Кундалини есть свои связи.
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2009, 21:00:20 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #27 : Июнь 28, 2009, 17:34:05 »

Гуруджи, получается, подбор ингредиентов для яджны - для какого Божества и что подходит, это что-то типа выражения личной бхакти и заботы, примерно также, как мы заботимся о госте, учитывая, что ему нравится, а что нет? Отсюда столько тонкостей с качеством самагри?

   Да, так и есть, пуджа подобна тому, как вы общаетесь с человеком. А на каком-то уровне опыт пуджи вообще может быть перенесен на то, что для всех является обычной жизнью, и вы будете общаться с миром как с Божеством. Собственно, мир станет для вас Кундалини: если ваша жизнь - творческая, то Кундалини пробуждена, все действия превращаются в яджню. Но боюсь, что меня не поймут, если я про это буду много рассказывать, это уже не для форума, да и вообще не для анадхикари. Пуджи и любая карма-канда ведут к изменению мировосприятия, другому уровню взаимодействия с миром, это происходит постепенно, шаг за шагом. Вы можете видеть очень многих людей, которые делают пуджи, но они с миром взаимодействуют так, как будто он какой-то плохой для них. Так эти люди не знают, что такое пуджа и хома, они делают только технику, повторяя за брахманами, но не понимают ее основной сути. Основная суть заключается в раскрытии видения Божественного в этом мире. Внутренние пуджи или йога – то же самое, только божественное нужно видеть в себе, что обычно бывает взаимосвязано.   
   В том и заключается смысл бахир-пуджи, что вы жертвуете именно материальное (потому что сами привязаны к материальному), и не просто что-то, а то, что нужно для конкретного Божества. Если йога не помогает устранить внутренние нечистоты тонкого плана, то нужно делать пуджу, яджню, короче, какую-то карма-канду. Если вы достаточно чисты, то можно делать йогические созерцательные техники. Без эффективной пратьяхары они слабые будут, поэтому дисциплина в виде ритуалов, несмотря на то, что ими вся практика не ограничена, для многих садхаков может быть все-таки актуальна. 
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2009, 21:15:38 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 707
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #28 : Июнь 28, 2009, 18:09:40 »

Адеш!
Спасибо за ответ Гуруджи. Скажите, а есть ли какая либо связь хомы с двадашантой? Я слушал аудио с семинара в Латвии, там он как раз был именно ангихотре посвящен. Вы там немного рассказывали про связи хомы и двадашанты, откуда вообще такая информация: из натховских источников или из каких-то других тантрических учений?  
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2009, 19:13:04 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Хома/Агнихотра
« Ответ #29 : Июнь 29, 2009, 20:55:01 »

Совсем забыл вот еще что сказать: ведь у натхов же многие мантры относятся к категории шабаровских, а в них часто пурасчарана не обязательна, хотя не всегда это так, но все-таки. Поэтому не всегда натхи реализуют мантры посредством хомы, тарпны и т.д., однако хома может совершаться как вполне самостоятельная садхана.

« Последнее редактирование: Июнь 30, 2009, 08:11:51 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.