Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Ганеша  (Прочитано 37044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re:Ганеша
« Ответ #60 : Октябрь 28, 2013, 14:15:19 »

Да, это именно так, Ганапати иногда и сам рассматривается как Ишвара.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 31
Re: Ганеша
« Ответ #61 : Октябрь 18, 2018, 16:37:55 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Недавно натолкнулся на книгу Бухнеманна "Тантрические формы Ганеши" и, читая про Махаганапати, увидел, что он даёт следующую последовательность атрибутов в руках Махаганапати:
В правых руках Махаганапати (сверху вниз):
1. Лотос.
2. Аркан.
3. Водяная лилия.
4. Рисовые стебли.
5. Бивень.
В левых руках Махаганапати (сверху вниз):
1. Диск.
2. Трезубец.
3. Лук из сахарного тростника.
4. Булава.
5. Лимон.
В хоботе сосуд с драгоценными камнями.
Насколько важно точное представление атрибутов согласно данной схеме (например, в третьей правой руке обязательно должна быть водяная лилия, а не что-то ещё)? Или можно атрибуты представлять в руках Махаганапати в произвольном порядке?

В общеизвестных изображениях Махаганапати сложно увидеть следование единой схеме. Есть ли выработанные канонические изображения Махаганапати (и других Деват), на которые можно опираться для Дхьяны? Мне понравилось следующее изображение, оно почти соответствует схеме, если поменять местами правые и левые руки, а лотос поменять с водяной лилией (хотя то, что там в руке, не очень похоже на водяную лилию):
https://i.imgur.com/NvGfS1o.png

Заметил, что в некоторых местах водяную лилию (utpala) называют красным лотосом (а на изображении он синий). Вообще, здесь путаница с лотосами, буду рад за прояснение вопроса, я может и сам бы разобрался с вопросом, но санскрит я пока что знаю очень плохо.

Кстати, в Дхьяне Махаганапати, данной Вами и встречаемой в ряде книг, не хватает трезубца:
bījāpūra gadekṣukārmukarujā cakrābjapāśotpala
vrīhyagrasvaviṣāṇa ratnakalaśa prodyatkarāmbhoruhaḥ

Заметил также, что на некоторых изображениях Махаганапати вместо трезубца расположено что-то ещё (не смог толком разобрать). Насколько важны эти различия?

И дополнительно вопрос при почитании Махаганапати можно ли использовать мурти Ганапати с четырьмя руками - принципиально ли это? Можно ли этот мурти также потом использовать при почитании других форм Ганапати? Как можно правильно освятить его мурти, я читал немного про Прана Пратиштху, но не совсем понял как правильно её совершать (да и само описание Прана Пратиштхи отличается в разных текстах).
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 31
Re: Ганеша
« Ответ #62 : Октябрь 18, 2018, 16:46:10 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Извините, ещё забыл спросить, как корректнее перевести биджапура/матулунга - как лимон или гранат?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re: Ганеша
« Ответ #63 : Октябрь 18, 2018, 19:48:06 »

Извините, ещё забыл спросить, как корректнее перевести биджапура/матулунга - как лимон или гранат?

Пура - то, что содержит внутри себя, и биджа - семена или зерна. Это именно гранат, а не лимон. А количество рук и их атрибуты разберем, как будет времени у меня побольше (у меня-то всего две руки :016:).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 31
Re: Ганеша
« Ответ #64 : Октябрь 22, 2018, 09:57:52 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
Пура - то, что содержит внутри себя, и биджа - семена или зерна. Это именно гранат, а не лимон. А количество рук и их атрибуты разберем, как будет времени у меня побольше (у меня-то всего две руки :016:).
Санскрит всё больше и больше изумляет меня своим изяществом. Благодарю за Ваше разъяснение, меня смутили онлайн переводчики (при этом в книжных переводах на английский переводят "биджапуру" правильно - как "гранат"), а в одной из Дхьян Махаганапати вместо "биджапуры" было написано "матулунга". Терепеливо жду, когда у Вас дойдут руки до ответов на другие вопросы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re: Ганеша
« Ответ #65 : Октябрь 30, 2018, 23:59:47 »

Alexandros, я думаю, что тут все просто с последовательностью. В некоторых садханах божеств, например, в янтрах и не только принято в определенной последовательности почитать и атрибуты в руках. Они соотносятся, например, с определенными частями янтр, как, допустим, в янтре Гухьякали и др., или почитаются части тела божества. В таком случае последовательность фиксирована, как это описано в конкретном тексте, но это только в том случае, когда у вас есть этот текстовый материал или вам ваш Гуру так передал. Индусы часто выкладывают материалы с сокращениями или с какими-нибудь इत्यादि "итьяди" (и т.д.) или पूर्वादि "пурвади" (от востока и т.д.), и думай, что это за "и т.д." :05:. Или говорится "цветочек", а имеются в виду, например, половые субстанции, надо догадаться, о чем это. Может, кто-то так пишет отчасти специально, чтобы их не смогли проюзать как бы люди, но уже подрастающие асуры или просто шизы :016: (в чем я этих Гуру и понимаю, постоянно сталкиваюсь с подобным). А может, подразумевается, что текст рассчитан на тех, кто уже хорошо знаком с основами. А может, и то и другое. В любом случае, пока как минимум оригинала текста той или иной садханы не будет, сложно что-то говорить. "Утпала" - это обычно голубой лотос, а красный называют "камала". Встречаются его формы с разным количеством рук: с четырьмя, с восьмью, с десятью, я так понимаю, чем больше рук - тем больше энергии. Это все опять же зависит от конкретного текста, и есть ли там конкретно описание и почитание такого образа. Но мне Гуру говорил, что нет проблем, если нет какого-то определенного образа; возьмем Багаламукхи, ну нет у вас мурти с четырьмя руками - не проблема, используйте с двумя, даже если это Багаламукхи урдхвамнаи. Главное - сама таттва. Что касается тришула, тут все просто: если его нет в описании, то просто нет, а если есть - то есть. Конкретно в тексте дхьяны.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 31
Re: Ганеша
« Ответ #66 : Ноябрь 05, 2018, 16:41:05 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Благодарю за Ваш ответ, Вы очень многое разъяснили. Кстати, недавно нашёл в авторитетном тексте описание Махаганапати и Его Дхьяну, описывающую четыре руки (и ничего не говорится про супругу), Янтра тоже совсем другая, если Вам интересно, могу отправить Вам название источника.

Буду очень рад услышать от Вас, как можно сделать Прана Пратиштху для мурти Ганеши. Или для этого вначале нужно реализовать Его мантру?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re: Ганеша
« Ответ #67 : Ноябрь 07, 2018, 14:49:40 »

Благодарю за Ваш ответ, Вы очень многое разъяснили. Кстати, недавно нашёл в авторитетном тексте описание Махаганапати и Его Дхьяну, описывающую четыре руки (и ничего не говорится про супругу), Янтра тоже совсем другая, если Вам интересно, могу отправить Вам название источника.

Кажется, Махаганапати с Шакти на левом колене они называют Валлабха Ганапати. Конечно, не всегда его с Шакти изображают. Да, скиньте, гляну.

Цитировать
Буду очень рад услышать от Вас, как можно сделать Прана Пратиштху для мурти Ганеши. Или для этого вначале нужно реализовать Его мантру?

Для индусов вообще часто вся практика подразумевает наличие дикши, не важно какой из элементов пуджи вы используете, разве что это не надо для арати, чалис и т.п. Но они часто делают все и без дикш. Я знаю одного тантрика, которого в Индии считают аватаром Шивы (и, кстати, ведет себя без выпендронов), он действительно с массой сиддх (не буду вдаваться в подробности), так у него нет вообще никаких дикш, сам с раннего детства практикует. Я так понимаю, у них у всех, в каком-то смысле, есть посвящение уже от рождения, так как они все проходят санскары, ягнопавиты и др. Но, конечно, тантрические дикши, несмотря на все это, значимы.

Пранапратиштха любого божества имеет схожую структуру, там только в общую модель вставляются имена того божества, которому "прп" совершается. Левой рукой касаетесь сердца, а правой, держа цветок, касаетесь мурти, янтры и т.п. и читаете текст, перенося мысленно из своего сердца Божество в "сердце янтры". Я тут все тонкости технологии выкладывать не могу, сейчас нет времени, только общие принципы могу рассказать. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 31
Re: Ганеша
« Ответ #68 : Ноябрь 07, 2018, 16:14:24 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Ещё раз большое спасибо за Ваши разъяснения, с Прана Пратиштхой я сам неловко чувствую себя за этот вопрос, и тема с ней действительно, глядя на разные источники, довольно большая, со своими деталями и нюансами.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re: Ганеша
« Ответ #69 : Ноябрь 07, 2018, 17:20:01 »

сам неловко чувствую себя за этот вопрос, и тема с ней действительно, глядя на разные источники, довольно большая, со своими деталями и нюансами.

Вопрос-то понятный, правильный, просто объемный. Прежде чем эти все пранапратиштхи делать, надо еще проделать многое "внутри себя", все начинается с внутренней практики и ею заканчивается. Потому вопросы-то могут быть про прана-пратиштху или патра-садану и т.д., а объяснять же надо тогда и все остальное. Поэтому я и пишу это, очень много раз повторяю, что прийти к какому-то Гуру, взять какой-то элемент, а потом "пойти своим путем великого, гордого, независимого и просветленного человека" - ни хрена не выйдет (я не про вас конкретно, просто общая проблема). Или полная преданность и тотальная – или потеря времени, нравится это кому-то или нет, можно пойти, проматериться, повеситься на прекрасной русской березке, биться головой об стену и кричать "все Гуру - козлы, один я умное и чистое существо, свободный, самый хитрый по жизни казак": или по полной идешь – или не прокатит :016:. Не обмануть все равно никого – ни Бога, ни себя, ни черта.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 31
Re: Ганеша
« Ответ #70 : Ноябрь 08, 2018, 12:18:38 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
Вопрос-то понятный, правильный, просто объемный. Прежде чем эти все пранапратиштхи делать, надо еще проделать многое "внутри себя", все начинается с внутренней практики и ею заканчивается. Потому вопросы-то могут быть про прана-пратиштху или патра-садану и т.д., а объяснять же надо тогда и все остальное.
Понимаю, чтобы вживить Прану, нужно чтобы эта Прана где-то была и чтобы она была соответствующего "качества", чтобы была какая-то связь с Деватой и т. п., иначе мурти так и останется изваянием из глины, бронзы или какого-либо другого материала, если фокусироваться только на внешних аспектах практики.
Цитировать
Поэтому я и пишу это, очень много раз повторяю, что прийти к какому-то Гуру, взять какой-то элемент, а потом "пойти своим путем великого, гордого, независимого и просветленного человека" - ни хрена не выйдет (я не про вас конкретно, просто общая проблема). Или полная преданность и тотальная – или потеря времени, нравится это кому-то или нет, можно пойти, проматериться, повеситься на прекрасной русской березке, биться головой об стену и кричать "все Гуру - козлы, один я умное и чистое существо, свободный, самый хитрый по жизни казак": или по полной идешь – или не прокатит :016:. Не обмануть все равно никого – ни Бога, ни себя, ни черта.
А я то как раз не такое уж и чистое существо, боюсь, что со мной любой Гуру намучается. Во мне много всяких недостатков, да и не знаю, что я мог бы дать Гуру. Вот Ганапати - другое дело, Он - особенный. Говорят, что Он помогает даже таким падшим существам, как я :)
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re: Ганеша
« Ответ #71 : Ноябрь 08, 2018, 15:35:58 »

Понимаю, чтобы вживить Прану, нужно чтобы эта Прана где-то была и чтобы она была соответствующего "качества", чтобы была какая-то связь с Деватой и т. п., иначе мурти так и останется изваянием из глины, бронзы или какого-либо другого материала, если фокусироваться только на внешних аспектах практики.

Суть пранапратиштхи становится определенно ясной, если вы просто правильно переведете ее содержание. Там упомянуты ум, органы чувств и т.д. И что это значит? То, что Божество рассматривается по образу и подобию нашему, или можно наоборот посмотреть – мы сделаны по его образу. Если вы посмотрите структуру многих пудж, то там вы омываете стопы Божеству и т.д., почитаете его части тела самыми разными способами, все, как если бы это был ЖИВОЙ человек. А для этого нужно, чтобы он был "живой". Божества понимаются так же, как и мы сами: у нас есть тела с индриями, сознанием, даже разные тела (грубое, тонкое и причинное) – и у Божества тоже. Отсюда и почитание может быть на разном уровне: на грубом, на тонком и на высшем. А тема "телесности" – это отдельный и большой разговор, но одно я могу сказать точно: это все сильно отличается от того, как видят божественность в авраамических религиях, у них, как правило, все трансцендентно, Бог один и далек от нас, а мы грешны и нечисты. Зачастую у них вообще, в принципе, идея о присутствии божественности в нашей реальности и в нас если и присутствует, то весьма фрагментарно. В индуизме Бог тоже может быть Един, но это совсем не мешает ему быть многим и, соответственно, проявленным в разных формах. Говоря иначе, в западных религиях, как сказал их Ницше, "Бог умер". А в нашей традиции он жив – и в нас самих, и в этом мире. Это, конечно, не отменяет того, что для индуизма мир тоже отнюдь не лишен грехов, но для индуизма, в особенности тантризма, мир двояк: совершенен и не совершенен. Идея такова, что если ваша упасана не просто какая-то исключительно запредельная (и такая тоже бывает), но именно в форме карма-канды, тогда надо делать пранапратиштху. Внешнее, однако, не отменяет и запредельность, просто она себя проявляет во внешнем и привычном для нас на уровне наших самых простых чувств, и оживают они именно за счет праны, отсюда и необходимость в пранапратиштхе.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.