Адеш!
Кубджика - это древний культ Шакти. Подобно тому как в Традиции натхов разрабатывались различные методы йоги и ныне всем известная хатха-йога, основоположником которой был Горакшанатх, точно так же и в Традиции Кубджика была разработана теория шести чакр в теле, Кундалини-шакти в теле. Собственно говоря, Кубджика в переводе означает "сгорбленная", т.е. скрученная в кольцо, или Кундалини. Такому виду Богини в Традиции придают очень большое значение. Ее форма означает кундалу (круг), которая замкнута сама на себе, это - символ всеобъемлемости, полной самодостаточности. Кубджика, по сути - Богиня, которая содержит внутри себя всю Вселенную и она также локализована во всех формах Вселенной. Все в мире вращается, все движется в бесконечность. Кубджика - не просто Богиня, она также и сам Шива, причем, как запредельный, непроявленный, так и Шива во всех его различных формах: Шанкара, Ардханарешвара, Рудра-мритьюнджайя, Бхайрава, Рудра-хануман и т.д. Кубджика - это колесо мироздания, Кубджика - это наше сознание и сознание Шивы, его игра чид-виласа, она - Ямала (эротический союз Шивы и Шакти и всех их проявлений - Богов и Богинь). Кундалини творит всю Вселенную и разрушает ее также, поэтому Кундалини - это не просто сила, которая находится внутри тела, она находится везде и всегда. Благодаря Богине Шива как пустота имеет форму, и все Боги появляются благодаря Шакти. Кубджика является сверхсознанием "парасамвит", и выше нее нет ничего. Есть очень много легенд в пуранах, тантрах о Кубджике, что она появилась из западного лика Садашивы, который имел пять голов: четыре направлены на стороны света, пятая смотрит вверх (в некоторых источниках упоминается еще шестая, которая находится над пятой), а также у каждого лика есть своя Шакти. Каждый лик проявил различные тантрические знания, которые далее оформились как целые Традиции, такие как Шривидья-тантра, Кали-крама, Трика и западная Кубджика. Несмотря на то, что они в той или иной степени содержали и содержат знания друг друга, все-таки они все вполне самостоятельные. Каждая такая традиция имеет свою глубину, которую можно постичь, только принадлежа данной линии, являясь в ней посвященным дикшитой. Кубджика (Пашчимамнайя) - из древнейших линий, и все остальные обязаны ей такими важными элементами тантры и йоги, как Кундалини и чакры.
Раньше эта Традиция существовала в Индии, сохранились ее тексты, где содержится немалая часть тантрических знаний, разных практик, однако на данный момент времени сама Традиция в Индии отсутствует, хотя, конечно, вы можете встретить тантриков, которые используют кубджиковские мантры. Но эти практики не являются полными, и если их кто-то и рассматривает как садхану, то скорее как часть своей традиции. Однако, как традиция Кубджика на данный момент существует в Непале исключительно среди неварцев. Один мной очень уважаемый человек эту уцелевшую традицию в Непале назвал очень маленьким бриллиантом, который, однако, имеет огромнейшую ценность.
Не во всех частях Непала эта традиция существует, а только в двух местах. Она строго передается брахманами "раджопадхьяя", и не все "раджопадхьяя" в Непале практикуют именно Кубджика-садханы, они также могут придерживаться других амнай. Они вообще не берут в ученики иностранцев, и то, что меня приняли и сделали принадлежащим к линии раджопадхьяй – это, в общем-то, большая милость и исключение, несмотря на то, что я далеко не самый совершенный. Мой Гурудев - самый известный Гуру в данной Традиции. По сути, есть всего пять-шесть семейных кланов в Непале, где принятие в ученики означает вхождение в семью Гуру. Немного про эту традицию написал Марк Дичковски, недавно он издал шикарнейший и бесценный труд. Так Марк войдет в историю, думаю, не меньше, чем в свое время Джон Вудроф. Однако, насколько я понимаю, Марк в первую очередь специализируется на Кашмирском шиваизме, многие практики которого имеют прямое отношение к Кубджике.
В Непале, если вы попытаетесь искать эту линию, то наверняка столкнетесь с немалыми трудностями. Основная трудность в том, что Гуру этой линии можно практически сосчитать на пальцах одной руки, а вторая - они обычно не говорят о том, что они практикуют. Все достаточно хорошо знают общеизвестные практики, тантры, и когда с кем-либо беседуют из тех, кто не относится к их клану, то они могут просто говорить про практики десяти Махавидий, Бхайравы, Аштаматрик и т.п., а про Кубджику говорить, что ничего не знают. Все обряды внутри этой Традиции не меняются на протяжении столетий, и это – еще одна причина, по которой они не хотят передавать данные садханы не имеющим отношение к их Традиции. В Традиции есть несколько посвящений: первое, сукшма-дикша, включает в себя передачу мантры, где почитается Ямала Шива-Шакти, определенная атрибутика, которая используется в пудже почитания Шивы и Шакти. Такие дикшиты могут почитать любое Божество в любом храме. Мне Гурудев как-то рассказывал, что лет 30 назад, когда его в Америке пригласили в храм ИССКОНа, то он там участвовал в их пудже, а внутренне он почитал Кубджику, и даже никто не знал, кого он почитает на самом деле.
Богиня является причиной всех сотворенных тел, как людей, так и Богов; если бы ее не было, то не было бы ни одного Божества и даже проявленной формы Шивы. В Непале на некоторых храмах (в основном, только храмах Шивы) под куполами вы можете увидеть вырезанные из дерева или из мрамора фигурки, занимающиеся сексом, а над ними изображают ту или иную Богиню Йогини. Если спросить каких-либо гидов о значении этой символики, то они, как правило, отвечают всякую чушь. Однако, эта символика для Традиции имеет громаднейший смысл, это - символы Шивы Бхоланатха, т.е. имя Бхоланатх означает того, кто волен делать все, что пожелает. Это воплощенный Шива, однако, иногда Шива может творить кошмарные вещи: он может разрушить Вселенную, может создать ракшасов или бхутов и т.д. Поэтому, во избежание его ошибочных неконтролируемых действий, вверху изображают Шакти. Или подобный символ, когда изображают в канде Шива-лингам, обвитый Кундалини, которая его удерживает. Т.е. Шакти - это то, что корректирует, что помогает избежать крайности, в этом главный смысл Кундалини-Кубджики. Если вы следуете такой Шакти, то ваши действия и вообще существование в мире становятся совершенными, т.е. вы становитесь сиддхами. Шакти постоянно дает вам подсказки, знаки, как вам надо поступать и как жить. Для практикующего Кубджику нет ограничений в плане религии и Божеств, так как они все рассматриваются как Кундалини, однако есть строгие обеты о неразглашении практик, неразглашении каких-то тайн, которые есть в Традиции. Это опасно делать, потому что, привлекая ненужных людей, пребывающих в нечистом состоянии, садхака рискует причинить вред себе, своему Гуру, Традиции и даже людям, которым было такое знание передано. Однако она все равно существует в природе, во всех верах, в том или ином виде. Например, в традиции Натхов тоже есть Кундалини, они также еще Кубджику называют "ниджа-шакти". Просто иные названия, структура практик и подходы, но суть та же самая.
Я могу что-то рассказать в самых общих чертах, только то, что разрешено. Но возможно, для кого-то непонятно даже то, что я написал самым простым языком. Вообще в кубджиковской традиции очень много всего, и немало практик, о которых многие даже очень продвинутые спецы в тантре не имеют представлений. Тем более, разница с тем, что многие считают "кундалини-йогой", очень большая. Если Кубджика - это духовное направление, то "кундалини-йога", которую в основном придумали учителя на Западе или в Индии, ориентированные на западных потребителей, - это крайне вырожденные формы Традиции Кубджика или Натха-сампрадаи.