Конечно, поклоняться (какой-либо Дэвате) хорошо только при наличии в отношении Нее бхакти. Что касается Кубджики, то Она интересна мне по двум причинам.
Первая из них та, что (в свое время) Вы сказали (мне в личной беседе) о сущностном сходстве Кубджики, и Дэваты, являющейся моей Ишта-Дэватой; (из этого и интерес, учитывая то, что Традиция Кубджика сохраняется в неизменном виде с незапамятных времен, может быть, даже со времени основания (проявления)).
Вы Ей можете поклоняться через систему Шривидьи, это проще намного, чем становиться Раджопадхяяей, так как посвятить кармачарьи или джоши среди неварцев могут только членов своей семьи, а других - только Раджопадхьяя и никак иначе. Плюс, в Пашчимамнаю посвящают только определенные Раджопадхьяя в Непале. До последнего времени их можно было встретить в храме Пашупатинатха, в Храме Таледжу (в Ней же почитают и Кубджику). Кубджика связана также с культом Кумари. Отчасти какие-то небольшие формы поклонения Кубджике сохранились в Камакхья-питхе, в Ассаме. Но как вижу возможным для себя, учить других практикам Кубджики через Шривидью, а то, что у неварцев, у них строго: при посвящении Гуру зачитывает клятву из паддхати, которую дает чела о неразглашении практик и прочее. И чела говорит, что если он, допустим, рассказывает о пудже, то теряет все сиддхи и идет в Ад, или если он будет продавать садханы Кубджики. Не допускается даже показывать посторонним предметы пуджи и т. д. Я очень уважаю моего Гуру и верю ему, потому, сами понимаете, да и вообще, тантра - в целом тайная система, не проповедническая.
Вторая причина - та, что Кубджика, собственно - это Ниджа-Шакти Горакшанатха; полагаю, что можно не комментирлвать важность этого факта для меня, как для натха, (имеющего начальную степень посвящения).
Очень непростая это тема. Потому что формально короли из Династии Малла были противниками Горкхов (гуркхов), которые связаны с натхами в Непале. До Малла были Личчхаби, они поклонялись Лакшми и Нараяне, потому культы Сиддхилакши и Кубджики как бы срослись. Понимаете, в чем дело: Кубджика, как культ, раньше была в Индии, и, возможно, она чем-то отличалась от непальской, хотя, судя по тому что получал я, все как описано в Кубджика-тантрах, именно это у них и есть, плюс другие неварские тантрические церемонии, включая также ведические (они тоже отличаются от индийских).
Тот образ Богини у натхов, который почитают после упадеша-дикши - это, по сути, Шривидья и есть, только йогическая ее форма, она выглядит именно как Бала (одна из 10 Махавидий). Единственное, у натхов эта упасана не завязана на Шриянтру и кармаканду Шривидьи, дикша-мантра - другая. Ее еще называют Хингаладжи Мата, она покровительница запада. В общем, архетип Шривидьи и Кубджики. У неварцев Шривидья находится в верхней и западной амнаях. У натхов - это Богиня, которая почитается на вершине Кайласа, т.е. это центр, Меруприштха Шриянтры, а значит, Кубджика и есть. Я это обсуждал с Гурджи, показывал натховские паддхати, написанные Виласнатхом джи и Нархаринатхом. Кстати, они были хорошими друзьями, и Гуру Нархаринатх посещал часто его дом. Так вот, проблемы возможных разногласий в традициях и системах инициаций, думаю, мы разрешили.
Вообще, если правильней сказать, Кубджика, в форме Аштаматрик и Аштабхайрав, скорее, Шакти Наванатхов, которые у неварцев рассматриваются как аспекты Наватмабхайравы. Девять Натхов есть у неварцев, натхов, в Шривидье также с ними много всего связано. По сути, они все разные Боги, как проявления Шивы Горакшанатха. Есть, правда, разные системы Наванатхов, даже в самой натховской традиции. Основных две, одни натхи рассматриваются как Девять Нараянов, другие - как проявления Шивы. Но вот в Горакша-упанишаде описаны немного другие, в Горакша-сиддханта санграхе среди них даже упоминается Нагарджуна (именно с таким именем), где-то Даттатрея упомянут и т.д. В общем, если не утопать в архетипах, а посмотреть на основное содержание, то картина вырисовывается достаточно четкая и интересная. Да, можно вполне сказать, что Кубджика - Ниджа-шакти Горакшанатха, он балджати (молод и бессмертен), образ Кубджики также известен как образ Кумарики или Баласундари.
Пожалуйста, раскройте (более подробно) понятие "каулические садханы"), (а-то мне, кроме пресловутого ритуала 5М, и пудж, связанных с почитанием Дэват в телах участников ритуала, ничего в голову не приходит).
В общем-то, да, 5М имеют место быть в каулизме, хотя в России и на Украине они профанируются, но я думаю, при этих правильно переданных практиках от настоящего некоммерческого Гуру, они - вполне настоящая садхана. Однако даже ими каулизм не ограничен, вы верно заметили. Мне кажется, точное определение каула-садхане дал Шри Абхинава Гупта, он все практики делил на тантра-пракрию и кула-пракрию. К тантре относятся три упаи, ориентированные на Крию, Джняну и Иччху, а кула-пракрия - это уровень практики, близкий к сахадже. Этот уровень, например, неплохо описан в Акулавира-тантре Матсьендранатха. Т.е. это осознавание себя Шива-Шакти ямалой, без любых усилий в виде техник или волевого удержания каких-то вспомогательных состояний, для вас настолько очевидно, что вы - Шива, что вам не надо это доказывать себе самому. Как, например, вы себе не доказываете, что вы русский. Это уровень совершенной Пратьябхиджны. Хотя такое состояние может проявляться в любых видах Дхармы и их форм практик. У кого-то через пуджи, у кого-то через практики, связанные с психофизикой, короче, все проявленное может стать упаей, ведь кула - это сама Шакти, она же - видья, порождающая все методы, и эти методы делает видьей (знанием).
Каулизм не ограничен 5М, особенно в том виде, в каком его разные "жуки" любят попрославлять в СНГ, на уровне "призвать в женщину Девату и поиметь женщину вместе с Деватой". В пуджах они женщинам подносят жалкие упачары, а в реальной жизни не угостят даже чашкой чая, кроме как если им светит затащить ее в постель. Все это, конечно, обставляется "философией", манипуляцией, кусками их Тантр, вырванных из контекста, и прочим «прогоном по ушам дур». Да и сами подумайте, если 5М не имели бы своего внутреннего значения, как это трактовал Горакшанатх, да и многие тантрики тоже (просто эти части текстов обычно русскими любителями тантры аккуратно опускаются), то как, в таком случае, каулизму следовать должны, например, старики, которым физиологичеки уже не до секса, или дети. Получается, что в случае с каулизмом, который строго с 5М, им не светит спасение, тем самым каулизмом, который считается широким путем. Поэтому я и говорю, что все зависит от времени, от обстоятельств, и всем практикам должен учить реализованный Гуру, а не трактовать тексты и учения на основе своих ограниченных интересов.
Что же касается аспектов Кубджики, есть несколько наиболее известных, такие как Пара Шивонмани, Амари, Сиддхавагешвари, Кали, Лакшми, Вакрика (Ума Деви). Они связаны с разными сторонами света, разными Гуру Натхами, им соответсвующими и т.д.
Примечательно то, что в Кубджика-тантрах также встречаются мантры Трики, такие как Пара или Парапара, или Махачандайогешвари. Традиция интересная, интересные полезные Тантры Кубджики, так как освещают много особенностей тантризма в целом. Кубджика также является трансцендентным сознанием Парасамвит, т.е. это позволяет на практики Кундалини-джагарана смотреть с духовной точки зрения, что им предает больший статус.