Ну да, уважаемый grig, все это комбинации известных техник, а комбинаций может быть масса. Однако я хочу, чтобы меня народ понял верно, я не имею ничего личного к Пилоту Бабе, Свами Сатьянанде и прочим, просто хочу пояснить ситуацию. Меня часто спрашивают: "А вот есть ли у натхов то или это, есть ли вайя-вия кумбхака, есть ли апан-крия, есть ли крии такие, как в Бихарской школе, в чем у нас преимущества?" И эти все вопросы, которые задают тысячами, если честно, меня поддостали, потому что я вынужден защищать натхов только потому, что этим людям их Учителя не ответили на вопрос, откуда они сами взяли все эти техники. Ответы «с Гималаев» – это не ответы. Почему эти вопросы задают ученики этих Гуру мне, если они сами вполне конкретно могут спросить у этих Гуру о конкретных источниках. И если они не могут дать ссылок в виде конкретных текстов, то тут надо честно говорить, что их нет, а не "это пришло с Гималаев". Или тогда эти Гуру должны честно сказать, что сами их разработали и все, и все вопросы отпадают сами. И когда меня начинают об этом спрашивать, то меня ставят в неловкое положение. Они просят меня доказать, есть ли что-то лучшее у натхов или такое же, провоцируют меня на "соревнования по йоге", а соревнования эти часто происходят не из-за чего. Вопросы типа "Чем ваша Кундалини-йога отличается от Кундалини сикхов?" – мягко говоря, странные, они думают, что я прямо сейчас, как и все, начну придумывать что-то еще более извращенное, чем уже разработал Йоги Бхаджан и др. А зачем? Если надо ответить сначала на вопрос: "А где эта Кундалини-йога у аутентичных сикхов?" А вот уже после этого вопроса и найденного ответа надо думать, есть ли такое же у натхов или нет, и должно ли оно вообще быть у них, и надо ли вообще соревноваться на эту тему. Я считаю, что не надо усложнять жизнь на основе неправды, одна путаница порождает все новые и новые. И если я буду толерантным к разработкам упомянутых Гуру только ради ахимсы, то я массу людей буду вовлекать во все большие и большие дебри, и ахимса все равно будет нарушена, только еще больше. Я, кстати, критичен ко всем традициям, и к тем, где я получал передачи. Например, у нас в Горакхпуре есть йога-шала, где учат йога-терапии с Сурья Намаскаром и прочими новыми элементами. Но это для прихожан, и хотя они говорят, что это все от Горакшанатха, я считаю, что это не совсем верно. Кстати, когда я спрашивал садху прямо там же в Горакхпуре, то они говорили, что это все экзотерическая категория Традиции, и то, что так говорят обычные посетители храма, не означает, что это правда. Сами садху верят совсем в другое. Возможно, это что-то вроде того, когда я учился в художественной школе, нам говорили, что правила такие-то и такие-то верны, но когда я пришел в художественное училище, они сказали: "Забудьте то, чему учили раньше, здесь правила иные". А в академии, как мне рассказывали те, кто дальше пошел по этому пути, тоже все иное. Но с другой стороны, а не иллюзорны ли все эти уровни? Может, верхушка – это и не верхушка, а просто есть правильная реальность и все, ни больше ни меньше? Просто блуждать по закоулкам истины можно вечно, жизнь человеческая не такая и длинная, и, по моим наблюдениям, почему-то те, кто ходит по закоулкам, часто ее себе укорачивают.