Джайя Маха Йоги Гуру Горакшанатх!
Сапрема намаскара Алакханатха!
Нади-пуджа практикуется аугхара и даршани, также есть вариант для инициированных джигьясу. Это одна из известных пудж в Натха-сампрадайе, она занимает буквально 1-2 минуты, можно сказать, что это короткий ритуал для почитания Божества, Гуру, который практикуется садхаками в линии натхов. Ритуал свершается два раза в день - утром и вечером, таким образом, выстраивается духовный канал, связывающий садхака с парампарой Учителей в течении дня, что благоприятно для садханы в целом.
Обычно, если есть Гуру или мурти, то садхака, примерно на расстоянии двух метров принимает положение «кагасана» (сидя на корточках), при этом руки вытянуты перед ним по направлению к полу с расскрытыми ладонями, направленными на объект почитания. В этом положении активизируются четыре нижних центра от «муладхары» до «анахата-чакры». Необходимо направить взгляд (дришти) вверх в глаза Божества или Гуру (если это Божество, то оно должно быть на алтаре, если это Гуру, то он, обычно, стоит перед вами); далее, кончиками больших пальцев рук садхака касается поочерёдно мизинца (произнося: «Шри»), безымянного пальца (произнося «Натха джи»), среднего - «Гуру джи», указательного -«Адеш». Т.е. получается следующая мантра: «Шри Натха джи Гуру джи Адеш». Произнеся мантру, нужно совершить (находясь в «кагасане») поклон, стараясь головой коснуться рук расположенных у пола, а взгляд в поклоне перенаправить вниз. При поклоне происходит активизация верхних центров, «анахата» - место соединения верхних и нижних центров, серединная (мадхьяма) чакра. Когда совершается поклон, руки формируют «саннидхапини-мудру», (большие пальцы вытянуты и лежат сверху остальных, согнутых в кулаки пальцев, при этом кисти внутренней частью сведены вместе) руки находятся впереди и поклон совершается Гуру или мурти сразу после произнесения слова «Адеш».
Мантры и поклоны делаются 3 раза, т.е. произносится мантра - поклон и так трижды. Если поклонение совершается в храме, то после трех поклонов, мы встаём, поднимаем руки вверх над головой, при этом ладони соеденены вместе и совершаем вращение по часовой стрелке.
Смысл такой - сначала вы почитаете Божество или Гуру, получая «шактипат»; соединение двух ладоний - символизирует единство Брахмана и его проявления; затем при вращении почитаются все Боги по сторонам света и в конце - почитание себя как Атмана.
Аугхара делают то же самое, только после чтения мантра и перед совершением поклона издают звук через свисток (нади), который держится в правой руке, звук издаётся короткий, при каждом поклоне. Так же свисток используется при вращении - звуком почитают Божеств. Если это садху «даршани», то они касаются своих «кундал» двумя руками и стоп Гуру или же мурти Божества. Это самый короткий и наиболее известный ритуал почитания у натхов. Первый вариант пуджи могут совершать все в храмах или у себя дома, как вы успели заметить - ритуалистики не много. Таким образом можно почитать всех божеств : Горакшанатха, Бхайраву, Кали, Дургу, Кришну и т.д. Без свистка «нади», как в первом варианте, обычно почитают всех Гуру и Махантов - не только джигьсу, но и натхи аугхара. «Нади-пуджа» с использованием свистка - совершают только те, у кого есть такое посвящение, но только своему Дикша или Саньяса-гуру, а так же Горакшанатху, Нава-натхам (9 известным натхам), Божествам в храмах. Поскольку натхи в основном шайвы, то обязательно, последователь Шивы Горакшанатха должен носить на себе рудракшу.
Успехов Вам в садхане.