Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: partizan от Ноябрь 22, 2009, 23:44:33

Название: Вайрагья
Отправлено: partizan от Ноябрь 22, 2009, 23:44:33
Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи,надеясь на Ваше участие в Форуме, прошу помощи в разрешении
следующего вопроса:
 Состояние Вайрагьи определенно превосходит уровень профанических викальп, проникая в область вичара. Фактически возникает контакт с санскарами,
образуется некий мост между сознанием,находящимся в постоянном дискретном движении и областью, являющейся причиной этого движения. Соответственно,то что выходит за уровень формальных умозаключений,есть процесс спонтанный и естественный. Может ли концептуально выведенная отрешенность давать действительные результаты,преображая обыденное сознание? 
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 23, 2009, 21:15:11
Адеш!
Концептуально выведенная отрешенность не может сама по себе привести к сущностному преображению человека. Благодаря ей он не может стать сиддхом. Собственно, все великие Гуру Традиции только и давали это понять самыми разными способами. Однако вайрагью в широком смысле не стоит недооценивать, она очень актуальна, но она нуждается в гибких и глубоких представлениях об использовании различных упай, их главной и второстепенной природе. Это знать действительно важно.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Ноябрь 23, 2009, 21:20:51
Адеш!
Джай Гурудев!
"концептуально выведенная" это проще говоря, "придуманная"? в стиле "сегодня я буду отрешенным"?

Какая вайрагья может считаться практической, не концептуально выведенной, продуктивной?
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 23, 2009, 22:03:34
Адеш!

"концептуально выведенная" это проще говоря, "придуманная"? в стиле "сегодня я буду отрешенным"?

И так тоже может быть. Это происходит оттого, что человек, например, знает, как в одно время можно практиковать, а в другое - не знает. Как правило, из-за слабой теоретической части. Т.е., допустим, я верю, что вайрагья заключается в не-занятии социальными делами в привычном для всех мире, но я могу эти качества переносить в "духовный социум". Или отказаться от азартных игр, но постоянно вестись на поводу флиртующих со мной женщин; я могу и от них отказаться, но думать о том, как занять какой-нибудь духовно-чиновнический пост, и хотеть власти и т.д. Короче, нет предела. А значит, вайрагья - это не нечто такое, что мы берем и один раз делаем, это - то, что мы осознаем постоянно и в самом разном виде настолько, насколько изощрен этот мир. Ибо не всегда так легко отследить, в чем нас поймают, на каких слабостях, их надо уметь осознавать. И чем больше, тем верней путь. Интересно то, что в христианстве часто подвижники стремятся видеть в себе грехи и раскаиваться в них. Признаться, я не вижу, по сути, разницы с той же тантрой, где сознание как Богиня поедает (осознает) демонов (грехи) ритуально, например, в виде 5М, а по сути, просто как качества своих несовершенств. Чтобы их исправить, надо их признать и увидеть, не публично (хотя иногда и так), а глубоко и искренне внутри. И это признает та часть нашей души, которая наиболее чиста. Так, например, христиане могут о ней не говорить ничего, они не скажут, что это, например, Парасамвит, они говорят о грехе просто, но на самом деле, суть не в том, что о нем говоришь, а в том, что даже если описана часть процесса, вторая присутствует там же автоматически. Можно это все поделить на разные методы, и в этом может быть смысл, если понимать, что в основе любых методов лежит реальность сахаджи.
    Так, со временем, по мере опыта можно научиться слышать свое духовное состояние, что есть центр тебя, а что наносное. Научиться видеть, что тебя духовно тяготит и как от этого избавиться, как грамотно оставлять все то, что на данный момент твоего осознавания не несет особого смысла. Чаще всего оставлять приходится то, что не всегда хочется на уровне ума. Именно поэтому концептуальная вайрагья чаще всего бывает бессмысленной.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Ноябрь 23, 2009, 23:49:03
Адеш!

несовершенств. Чтобы их исправить, надо их признать и увидеть, не публично (хотя иногда и так), а глубоко и искренне внутри. И это признает та часть нашей души, которая наиболее чиста.
Адеш!
Сапрема намаскара!
Искренне благодарю за Ваши ответы,уважаемый Гуруджи!
Приведенная цитата определенно указывает на Вайрагью,уже как на этическую
категорию. Корректно ли такое допущение?
Мои поклоны
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 24, 2009, 18:30:25
Адеш!
Если вайрагья - часть ямы и ниямы, которые у натхов, конечно, больше, чем только этические категории в привычном для многих смысле, то так и есть. Яма и Нияма - это ориентиры для выстраивания главных целей йоги, а они важны для реализации совершенной вайрагьи. Какие-то фундаментальные принципы кажутся нереальными для этой материальной жизни, но они, на самом деле, задают неплохую ориентацию, которая потом использует разные упаи как опоры для реализации трансцендентного в имманентном. Поэтому сложность каких-то этических принципов и ориентиров не является проблемой для их воплощения при обилии разных упай.  
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Ноябрь 25, 2009, 13:49:48
вайрагью в широком смысле не стоит недооценивать, она очень актуальна, но она нуждается в гибких и глубоких представлениях об использовании различных упай, их главной и второстепенной природе. Это знать действительно важно.
Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи, думаю ,что у всех участников Форума есть необходимость в Ваших пояснениях( хотя бы в общих чертах) относительно специфики применения различных упай,приближающих сознание к вайрагье-"..ведь о главном не пишут в газетах, о главном молчит телеграф.."
Заранее благодарен,примите мои поклоны
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Ноябрь 25, 2009, 14:30:05
Адеш!
Джай Гурудев!

Присоединяюсь к Partizan.
Примите мои поклоны.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Дхарманатх от Ноябрь 25, 2009, 15:04:41
как пример из реальной жизни :)
недавно как вчера трапезничал с мыслью о регулировании питания и исключив из меню ряд тамасических продуктов с большим удивлением осознал что запросто съел кило вкуснейшей хурмы  :05: "Когда я нервичаю - я ем" (из м\ф Панда кунгфу)
А потом дошло, что даже если исключить все тамасические продукты из рациона неосознаная мотивация к обжорству никуда не исчезнет :140:  Тамас то не в еде  :016:  
гуруджи! как быть-то? что делать? :05:  Поесть я люблю. да и не я  один  :05: Бытовые привычки ранее  незамечаемые сейчас осознаются целой кучей  :05: Это всего лишь частный случай.  Одно забавляет, что ситуации бываютв основном комичными :139:
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Ноябрь 25, 2009, 15:14:49
Адеш!

Дхарманатх, просвети, плс, как это "тамас не в еде"?  Нет, я конечно понимаю :) что "все в сознании", но более практично если рассуждать, то 200 грамм риса и 200 грам грибов сильно отличаются по тамасическому воздействию, не?
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Дхарманатх от Ноябрь 25, 2009, 15:30:05
Адеш!

Дхарманатх, просвети, плс, как это "тамас не в еде"?  Нет, я конечно понимаю :) что "все в сознании", но более практично если рассуждать, то 200 грамм риса и 200 грам грибов сильно отличаются по тамасическому воздействию, не?

нуу..это..пардон конечно  :05: конечно же пища бывает тамасичной  :130: я хотел сказать, что наш Ум добавляет тамасичности иногда больше , чем сама пища  :016: так наверно будет корректнее  :018:
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Ноябрь 25, 2009, 15:45:22
Адеш!
Цитировать
что наш Ум добавляет тамасичности иногда больше , чем сама пища

Аа, ну это конечно, расстроеный или злой  - лучше не есть вообще. Даже бананы :)
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Виктор от Ноябрь 25, 2009, 18:48:08
Адеш!

 ...наш Ум добавляет тамасичности иногда больше , чем сама пища  :016:

(На мой неискушенный взгляд), УМ (определяет) - 90%, пища - 10%.

(Или, как вариант), УМ - 50%, тело - 40%, пища - 10%.

С уважением, Виктор.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: लोटा बाबा от Ноябрь 25, 2009, 21:48:56
Адеш!
Насколько я знаю, в Индии натхи только мясо не едят, относительно этого много информации в их литературе на хинди. Наверное, скорее даже и не потому, что оно тамасично, а по кармическим соображениям. А так вообще я видел, что натхи в Индии не заморачиваются особо, тамасичная - не тамасичная еда, т.е. книг о вкусной, здоровой и полезной пище не пишут, так как это получается уже некая привязанность к гурманству, а йоги - ребята довольно простые.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Ноябрь 25, 2009, 23:14:49
Адеш!
Джай Шива Горакшанатха!

@Leta Baba

"Не заморачиваться особо", особенно :) в отношении еды можно по разному и если действительно не заморачиваться, то этого посторонний человек может и не увидеть.   Конечно, я не призываю из еды типа культ делать и тому подобное, но быть очень разборчивым в еде - тоже можно сказать, что "особо" в ней не заморачиваться, не так ли?
Оно, конечно, тебе виднее, но я почему-то думаю, что активно практикующие натхи едят  крайне скромно, в смысле мало пищи. Это наверное и значит "не заморачиваются" ею.

Короче, "жрать надо меньше" :010:
К моему глубокому сожалению я не могу вспомнить где я читал о митахаре так вот там писалось, что йог ест так что не чувствует еды внутри - имелось ввиду что процес усвоения пищи идет незаметно для тела - никакой тяжести, усталости после еды и тем более газов (помните этот прикол из "Маски" -  "откуда он узнал, что у меня газы"  :)) не должно быть. И еще там писалось, что после еды должен быть прилив энергии, что логично, и надо посидев в ваджрасане 10 минут потом полчасика прогуляться.
Согласитесь ли вы со мной, что с одной стороны это похоже на заморочку, а с другой стороны многих людей после еды на поспать тянет.

Так что я думаю, ч то в первую очередь надо а) есть меньше, б) есть регулярно и с) очень разборчиво относиться к тому, что ешь

ггг, ну и не заморачиваться, конечно  :010:
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: लोटा बाबा от Ноябрь 25, 2009, 23:49:24
Адеш!
Ну да, я примерно тоже самое и имел введу. Заморачиваться-это что-то типа того, как в книгах Малахова. Т.е помимо физического здоровья есть еще и психическое, и первое на самом деле не важнее второго. Поэтому как ты заметил верно, не рекомендуется жрать, но об этом в классических текстах все просто и довольно внятно изложено, четверть желудка должна оставаться пустой и т.д. т.п. 
Есть еще аюрведа где через питание доши приводят в баланс, незнаю может садху-это делают другими способами, через свою образ жизни, а для простого человека рекомендации аюрведы актуальны.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 28, 2009, 21:55:11
Адеш, Адьянатх!

Уважаемый Гуруджи, думаю ,что у всех участников Форума есть необходимость в Ваших пояснениях( хотя бы в общих чертах) относительно специфики применения различных упай,приближающих сознание к вайрагье-"..ведь о главном не пишут в газетах, о главном молчит телеграф.."

У Натхов есть целое направление Вайраг-пантх, основателем которого был Бхартрихари, от него же и пошла традиция "даршани" - тех, кто собственно говоря, утвердился на пути йоги, кто навсегда принял решение следовать этому пути. Бхартрихаринатху принадлежит один из известных текстов, который называется Вайрагья-шатака. Самое интересное, что он был переведен на русский язык и издан еще в СССР, в 1979 году, цена 85 коп.  :016:
Это сборник трудов Бхартрихари, там много интересного.
В 17 шлоке можно найти следующее:

  "Повелитель Хара, похитивший у возлюбленной половину тела для своего собственного (Ардханарешвара), - единственный и превосходнейший любовник, хотя нет большего аскета, нежели Он, отвратившегося от любовных наслаждений. Все прочие в сем мире поражены стрелами Камы и зачарованы, но не способны ни наслаждаться, подобно Харе, ни отвергнуть страсть, как этот великий аскет."

  Как Вы думаете к чему Бхартрихаринатх  написал такое?
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Ноябрь 28, 2009, 22:56:49
Адеш!

Это Высшее состояние? Что очевидно, и его "достижение" требует задействовать и оджас и медитацию  :116:
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Ноябрь 29, 2009, 00:14:39
 "Повелитель Хара, похитивший у возлюбленной половину тела для своего собственного (Ардханарешвара), - единственный и превосходнейший любовник, хотя нет большего аскета, нежели Он, отвратившегося от любовных наслаждений. Все прочие в сем мире поражены стрелами Камы и зачарованы, но не способны ни наслаждаться, подобно Харе, ни отвергнуть страсть, как этот великий аскет."

  Как Вы думаете к чему Бхартрихаринатх  написал такое?


Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи,приведенная Вами цитата-точнейшим образом направленная стрела.. Все действия индивидуума,не откладывающие семян в антахкаране приводят многообразные явления мира в состояние абсолютной чистоты. Тогда,
наверное,и рождается Хара.
Окончательный ответ за Вами,Гуруджи.
Примите мои поклоны  
 
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Виктор от Декабрь 04, 2009, 20:40:14
Гуруджи ко Адеш!

"Кто о чем, а я - о Пранаяме..."

(По моему опыту, и глубокому убеждению), ОСОБЕННО СПОСОБСТВУЕТ ВЗРАЩИВАНИЮ ВАЙРАГЬИ - ПРАВИЛЬНО ОТСТРОЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАНАЯМЫ. Правильно отстроенная практика Пранаямы - неким удивительным, сказочным, волшебным образом - трансформирует в корне мировосприятие садхака; (если, конечно, эта практика - правильная).

(Впрочем, моя мысль не нова; множество авторитетных практиков писали об этом; одна беда - уж очень сложна и тонка в постижении наука Пранаямы...)

Пранаяма - ключ ко всему!

Практикуйте Пранаяму!

Да здравствует Пранаяма!


С уважением, Виктор.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: grig от Декабрь 05, 2009, 09:41:02

"Кто о чем, а я - о Пранаяме..."

Пранаяма - ключ ко всему!

Практикуйте Пранаяму!

Да здравствует Пранаяма!


С уважением, Виктор.


Намаскар!

Виктор, я абсолютно разделяю Ваш энтузиазм.
Ранше я думал что ключ ко всему от любой двери всегда под ковриком, надо только наклониться и взять.
Теперь я считаю что ключ.. НА КОВРИКЕ. Надо просто на него сесть и практиковать! )))
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 05, 2009, 19:41:28
Адеш!

Все действия индивидуума,не откладывающие семян в антахкаране приводят многообразные явления мира в состояние абсолютной чистоты. Тогда, наверное,и рождается Хара.

На самом-то деле, это и так тоже, потому что даже многочисленные санскары, не будучи выявленными, могут быть вполне не вражескими совершенному состоянию. В совершенном мироздании не может что-то исчезнуть или появиться так, как будто этого ранее не было или не будет; есть и надвременное, которому многие "неопровержимые законы" не писаны. А йогин их не нарушает, он иначе их использует. Но "телеграф об этом и должен молчать" :016: Есть вещи, о которых проще молчать, а иногда даже и надо молчать, чтобы "не упасть в яму". У меня на такой счет есть мнение: в миссионерских и проповеднических путях всегда есть (помимо чего-то очень чистого и эффективного) для дураков большой процент ложного. Причем это сделали сами же великие сиддхи, ибо не могут все кому не лень "ломануться" в мир безграничных возможностей. Поэтому есть те, кто довольствуется малым наслаждением и отречением, а есть те, кого малое никак не устраивает. Но надо быть готовым к тому, что высшее со стороны многим кажется парадоксальным, высший аскетизм не может быть без наслаждений и высшее наслаждение без "крайнего аскетизма". И я это говорю не потому, что индульгирую относительно аскетизма - когда-то (впрочем, это не может быть "когда-то") я очень любил жесткие формы аскезы, поэтому успел оценить их значимость и обрести понимание их величия. Аскетизм нужен, потому что он открывает двери в мир других возможностей, это может быть даже и пранаяма (по себе лично знаю), ибо нечистые каналы не дают возможность воспринять качественно ануграху брахманды, хотя многие надеются на то, что такое реально. Но это непросто, это все равно как если бы вы пригласили к себе в гости Божество, но при этом оно не может войти к вам, так как двери вашего дома остались закрыты.
   Одним словом, то, про что написал Бхартрихаринатх, связано с открытостью своей психофизической структуры для такой же макрокосмической, и эта открытость йогина сводит на нет все проблемы, которые обретает человек при "нарушении" каких-либо законов, принятых его серым обществом. Об этом, собственно, говорится чуть ли ни в каждом натховском тексте по йоге, но это все - не нарушение ямы и ниямы: яма и нияма остаются, но они дополняются более глубокими практиками и законами; то, что простому человеку кажется несовместимым, совместимо для йогов. Просто нет необходимости так жить демонстративно, мистицизм - это не бунт против социума, а открытие в социуме иных мерностей, которыми он пронизан, и использование всех этих законов для того, чтобы твои действия были в глобальном смысле правильными. К сожалению или к счастью, не со всеми есть смысл это обсуждать в многозначительном качестве, об этом могут говорить сиддхи, а сиддхам молчать проще.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Декабрь 05, 2009, 22:55:43
Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи,спасибо Вам за очень многомерный ответ! Честно говоря, нужно прилагать немало усилий,чтоб вмещать написанное Вами, в уме и в сердце.
Исходя из Вашего последнего поста,вайрагью можно определить как искусство всеобъемлющей открытости и проницаемости. Проявления этих качеств предполагают
наличие разных пространств с разными системами координат. Какую роль в формировании вайрагьи играют методы работы с направлениями доступного нам пространства?
Мои поклоны 
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 13, 2009, 13:37:45
Адеш!

Исходя из Вашего последнего поста,вайрагью можно определить как искусство всеобъемлющей открытости и проницаемости. Проявления этих качеств предполагают наличие разных пространств с разными системами координат. Какую роль в формировании вайрагьи играют методы работы с направлениями доступного нам пространства?

Буквальное выполнение каких-то правил дает доступ к многоуровневым мерностям, и такого рода открытия позволяют  в будущем эти открытия использовать уже не только как то, во имя чего ты собой жертвуешь, но также и как инструмент, которым можно пользоваться во внутренних целях, а также внешних. Соответственно, всегда меняется восприятие качества внутреннего и внешнего, а значит и того, какого рода должна быть практика вайрагьи. Над чем-то можно работать долго, пока не будет обретена уверенность в том, что сей этап уже проработан. К чему-то иногда нужно возвращаться, чтобы получить уже иные переживания от, казалось бы, "известной практики". Поэтому практики изначально должны быть правильными, традиционными; они могут казаться простыми на вид, но содержание может быть далеко не простым. 
Есть в Индии две великие традиции и метода: первое - это тантра, второе - аскетизм. Тантра отталкивается от форм, взращивая их многообразие и следуя к все более высокому осознанию пронизывающих их пустот. Аскетизм - то же самое, но он опирается на вайрагью, и приводит в конечном счете "через верх" к постижению "трансцендентности низов". Кто-то считает, что натхизм построен по второй схеме, а, например, каула-тантризм - по первой, но реализованные сиддхи понимают, что это по сути одно и то же, разница нужна только для ученых и политиков с целью диспутов, каких-то тщетных антуражей, но не для опытных практиков, зрящих в сам корень.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Алламанатх от Декабрь 13, 2009, 15:34:18
Адеш, Гуру джи!
Спасибо большое, Вам, за разъяснение таких понятий, на которых очень много спекуляций встречается. Спасибо  Адьянатху за вопрос.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Декабрь 13, 2009, 23:09:16
Соответственно, всегда меняется восприятие качества внутреннего и внешнего, а значит и того, какого рода должна быть практика вайрагьи.
Адеш!
Сапрема намаскара!
Спасибо за ответ,уважаемый Гуруджи! Ваши посты-настоящие коаны (в хорошем смысле этого понятия :05:)
 Совершенно очевидно,что практика вайрагьи полностью конгруэнтна живому течению человеческой жизни. Соответственно,в этот процесс вовлечены все уровни
сознания,в том числе и те,которые формируют относительную устойчивость и неповторимость личности. Каким образом вайрагья влияет на индивидуальные качества-стирает,преобразовывает,или порождает новые?
Заранее благодарен за ответ. Мои поклоны
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 14, 2009, 16:37:24
Адеш!
Так и есть, вайрагья конгруэнтна течению жизни, времени и месту. Я бы сказал, что она, скорее, приводит личные качества (независимо от того, какие они) к отсутствию среди них доминант.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: wulang от Декабрь 17, 2009, 22:48:06
"Кто о чем, а я - о Пранаяме..."
Пранаяма - ключ ко всему!
Практикуйте Пранаяму!
Да здравствует Пранаяма!

Сорри, что вторгаюсь в беседу...
Просто думается мне: не суть важно через что будет постигаться истина и воплощение божественных свойств будь то пранаяма, мантра, мудра или что-то еще, главное в практике дисциплина и терпение (может быть это и есть главный ключ). Самость любой практики заключается в том, что она оживает и вовлекает практикующего в себя (надеюсь не сильно метофизично :016:), так что при правильном ее использовании нужно совсем не много. Ну, про аспект аскетизма добавить не чего, уважаемый гуру все расписал (за что, большое спасибо. ). Еще упоминали про разборчивость в еде. Из своего опыта могу сказать: что, эта самая разборчивость т.е. исключение многих продуктов из рациона сама по себе является не малой частью практики (может это и есть аспект аскетизма для кого-то?) и при использовании дополнительных техник в некоторой степени продувает каналы.
Вот вобщем и все что хотелось сказать(если не совсем в тему извиняйте :130:)
P.S. Уважаемый Масендранатх, расскажите пожалуйста, что вы подразумеваете под аскетизмом (какие аспекты?)
С уважением, Д.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Декабрь 17, 2009, 23:21:03
Адеш!
Так и есть, вайрагья конгруэнтна течению жизни, времени и месту. Я бы сказал, что она, скорее, приводит личные качества (независимо от того, какие они) к отсутствию среди них доминант.

Адеш!
Сампрема намаскара!
Отсутствие доминант и равностность качеств в состоянии вайрагьи дает повод
полагать,что речь идет о санскарах,"прокаленных огнем знания". Также определенная однородность структуры сознания может указывать на то,что личные качества(вне зависимости от их профанной трактовки)могут использоваться как искусные средства преображения окружающей действительности в джняну и праджню. Но могут ли прокаленные семена давать всходы на живом поле?
Уважаемый Гуруджи,благодарю Вас за предыдущий ответ и надеюсь на следующий. :05:
Мои поклоны 
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 19, 2009, 16:57:13
Адеш!

Так и есть, вайрагья конгруэнтна течению жизни, времени и месту. Я бы сказал, что она, скорее, приводит личные качества (независимо от того, какие они) к отсутствию среди них доминант.

Отсутствие доминант и равностность качеств в состоянии вайрагьи дает повод
полагать,что речь идет о санскарах,"прокаленных огнем знания". Также определенная однородность структуры сознания может указывать на то,что личные качества(вне зависимости от их профанной трактовки)могут использоваться как искусные средства преображения окружающей действительности в джняну и праджню. Но могут ли прокаленные семена давать всходы на живом поле?

Могут, но они для йогинов уже имеют совсем иное значение, нежели для простого пашу. Йогин может проявлять стандартные человеческие качества, но он ими управляет, в отличие от обычного человека. Т.е. уже не йогин - их инструмент, а они - инструменты йогина.
Многие системы индийского мировоззрения представляют собой ограниченный описательный образ существующих во вселенной процессов. Так, например, многие думают, что нирвикальпа-самадхи - это есть прекращение существования, но это на самом деле не совсем так, если учесть тантрическую метафизику. Согласно тантрическим и натховским представлениям, нивритти и правритти - это одновременные процессы, которые в единой реальности могут проявляться в самом разном виде, на самых разных уровнях. Некоторые индусы верят, что Горакшанатх учил именно нивритти, вероятно, потому что они под категорию нивритти подводят все, что далеко от их привычной жизни и что им непонятно, но на самом деле, он учил тому, что нужно видеть оба процесса и быть им запредельным. В них может проявляться участие трансцендентного сознания йоги, но очень аккуратно. Для простых людей это кажется неким "безучастием", поэтому они склонны думать, что натхи - аскеты. Но это подобно тому, как многие считают, что показателем присутствия человеческой руки в огне будет чувство боли от ожога, однако все зависит от того, сколько рука по времени там находится. Если вы быстро всунете ее в огонь и тут же заберете обратно, то ожога не будет, или же если вы руку греете возле костра - то же самое, соприкосновение с огнем все-таки может быть, но оно очень аккуратное, так что это не приносит страдание, и даже наоборот - у огня можно согреться. То же самое и с процессами в этом мире. В нем есть просто обычные люди, в нем есть "духовные", и каждый из них может думать и говорить о себе разное, однако не все духовные люди беспроблемные, поэтому Горакшанатх учил придерживаться пракшапата-винирмукты - не из-за претензий к миру, а, скорее, из искренней заботы о себе самом, иначе остальное рано или поздно может превратиться в увязание в бесконечной цепи проблем. Следовательно, без йоги, как пребывании в истинном источнике всего многоуровнего бытия, нет смысла присутствовать в этом тленном мире.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 19, 2009, 17:22:53
P.S. Уважаемый Масендранатх, расскажите пожалуйста, что вы подразумеваете под аскетизмом (какие аспекты?)

Аскетизм - это то, посредством чего человек возвращается к своему нормальному природному состоянию, в котором он может жить в гармонии с Вселенной. Вернее сказать, это -  тапас (жар), когда практикующий сжигает крайности, т.е. он приводит в баланс лунный и солнечный токи, объединяя их огненным (сушумной). Уход от гедонистическо-мазохистических крайностей - это и есть тапасья. Тапасья - это не мазохизм, так же как и тантра - не просто наслаждение, это гармония. Как ни странно, тапас - это естественная вещь, хотя, может быть, для кого-то эта мысль покажется в чем-то нелепой, но на самом деле, тапас - не есть то, посредством чего достигается нечто далекое от нас, а скорее - это возврат к истинному себе. Просмотрите йогические тексты, там сказано, что не надо купаться в холодной воде, не надо греться у огня, пища должна быть не горькой и не сладкой, избегать работы "в поте лица" и т.д. Как это все понимать? Держаться середины. Это есть дисциплина, и тапас также относится к ней как один из аспектов ниямы. В текстах, может быть, не все перечисляется, но самое главное - понять основной подход.

Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Виктор от Декабрь 20, 2009, 23:30:34
Гуруджи ко Адеш!

  ...Без Йоги, как пребывании в истинном источнике всего многоуровнего Бытия, нет смысла присутствовать в этом тленном мире.

С глубоким уважением, Виктор.

Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Декабрь 22, 2009, 12:21:12

Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи, из всего сказанного Вами по поводу нивритти и правритти,
можно сделать вывод о том,что эти процессы инициирует субъективное сознание(как одно из видоизменений Шакти),которое и определяет существование
внешнего и внутреннего. Наличие дихотомии восприятия,скорее всего,  провоцирует образование двух совершенно разных этических законов бытия-внешнего и внутреннего. Вне всякого сомнения,йога является средством,
с помощью которого можно прийти к универсальному и единому Закону. Но чаще всего попытки объединения полюсов приводят к еще большей разобщенности и нагромождению иллюзий. Как определить,познаешь ли ты мудрость пространств,в которых ты находишся,или продолжаешь создавать нечто,бесконечно отдаленное от реальности?
Бесконечно благодарен Вам за ответы.
Мои искренние поклоны
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Декабрь 22, 2009, 12:27:58
Адеш!

Гуру Матсиендранатх джи ко Адеш!

Оnличный вопрос @partizan, спасибо, присоединяюсь "к вопрошению" :)
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 24, 2009, 17:40:19
Адеш!
Цитата: partizan от Декабря 22, 2009, 12:21:12 pm
Цитировать
Уважаемый Гуруджи, из всего сказанного Вами по поводу нивритти и правритти,
можно сделать вывод о том,что эти процессы инициирует субъективное сознание(как одно из видоизменений Шакти),которое и определяет существование
внешнего и внутреннего. Наличие дихотомии восприятия,скорее всего,  провоцирует образование двух совершенно разных этических законов бытия-внешнего и внутреннего. Вне всякого сомнения,йога является средством,
с помощью которого можно прийти к универсальному и единому Закону. Но чаще всего попытки объединения полюсов приводят к еще большей разобщенности и нагромождению иллюзий. Как определить,познаешь ли ты мудрость пространств,в которых ты находишся,или продолжаешь создавать нечто,бесконечно отдаленное от реальности?

 Очень актуальный вопрос как для тех, кто выбрал йогу как путь, так и для тех, кто следуют каким-то духовным школам. На самом деле, с одной стороны Горакшанатх учил Дхарме в целом как таковой, он не разделял по частям всю хинду-дхарму. "Го" - корова, внутри которой все Деваты и формы хинду дхармы, "Ракша" - защитник или покровитель дхармы. Тогда из всего указанного мы имеем много и много всего, потому что все религии Индии представляют разные воззрения. Следовательно, если мы будем погружаться в их детализацию на уровне эмпирического ума, то неизбежно попадем в дебри самых разных заблуждений, фанатизма, чем, собственно, и страдают "фарисеи" многих направлений. Они, как это ни парадоксально, находясь в своих традициях, далеки от того, что, казалось бы, рядом с ними и чему они принадлежат.
Поэтому Горакшанатх предложил на вид очень простой путь, который ничему не противоречит и в той или иной степени включает в себя сущностные элементы всех основных течений. Эту доктрину он изложил в своем труде "Сиддха-сиддханта паддхати", где он предлагает йогу, в которой мы отталкиваемся от своей сущностной природы "пракрити-пинда". К сожалению, сейчас в Традиции не так много образованных Гуру, которые хорошо понимают этот текст, тем более он тяжел для восприятия западному человеку, имеющему иной духовный опыт и несколько иные представления о философии Индии. Так, например, Горакшанатх под пракрити-пиндой подразумевает не то же самое, что Санкхья, Патанджали или даже Кашмирский шиваизм, он в пракрити включает элементы, которые в том же Кашмирском шиваизме самые завершенные и исчерпывающие. Пракрити, согласно Горакшанатху, психофизична, в ней вы встретите не только антхах-каран с пятью его составляющими, включая четану и чайтанью, но также пять категорий звука (матрика, вайкхари, мадхьяма, пашьянти, пара) или уровни сознания (турьятита, турья, сушупти, свапна и джаграт). Но под ними он подразумевает то, что является нашей врожденной сущностью пракрити и природой, это и есть сахаджа. Поэтому Горакшанатх предлагает путь слушания своего сознания и тела одновременно, не как нечто раздельного, и теорию Горакшанатха может использовать как санкхьяик, тантрик или вайдика-садхака, так и любой последователь той или иной йоги. Вы не найдете у Горакшанатха зацикленности на какой-либо форме сектантства, там нет места книжно-фарисейским тенденциям, он учит на вид простому и естественному пути. Однако, оттолкнувшись от простого, вы можете понять самое сложное, в основе сложного лежит простое и великое.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Декабрь 26, 2009, 11:29:31

Гуру Матсиендранатх джи ко Адеш!

Цитировать
Однако, оттолкнувшись от простого, вы можете понять самое сложное, в основе сложного лежит простое и великое

Гуруджи, от чего именно [простого] Вы посоветуете начинать? Уравновешенность? Постоянство? Что?

Примите мои поклоны.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 26, 2009, 15:50:10
Адеш!


Цитировать
Однако, оттолкнувшись от простого, вы можете понять самое сложное, в основе сложного лежит простое и великое

Гуруджи, от чего именно [простого] Вы посоветуете начинать? Уравновешенность? Постоянство? Что?

Сначала нади-шоддхана (шат-кармы), затем ахара-вихара, потом надо изучить элементарные методы прикладного характера, связанные с асаной (для сидения), асаны для тела (равновесия дош), сюда же входят и пранаямы разные, потом дхьяна и далее джапа. А освоив хорошо джапу, ты получишь любые сиддхи. Вот так я учу. У каждого раздела есть свои тонкости.
Так, например, очищение тела, равновесие дош - это все входит в практики, связанные с пракрити-пиндой, пракрити имеет прямое отношение к дошам тела. Просто у натхов, по сравнению с аюрведой, тантризмом и др., много своих особенностей. Натхи иначе смотрят на понятие тела, они иначе смотрят на понятие тантры, так как у них шабар-тантра, и там свои правила. Учитывая, что вокруг много нетрадиционной йоги, нужно больше интересоваться традицией и классическими текстами натхов, чтобы разграничивать методы разных традиций или школ. Для того, чтобы понять как следует традицию, нужно этому уделить много внимания, а это нереально без преданности, значит она также нужна как вначале пути, так и в будущем. Просто мир большой, в нем много всего, а жизнь людей не такая большая, поэтому лучшее желательно брать сразу.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Asitanganath от Декабрь 26, 2009, 15:55:21
Гуру Матсиендранатх джи ко Адеш!

Большое спасибо, Гуруджи.
Я усвою Вашу наставления непременно.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 26, 2009, 16:51:59
Надеюсь, написанным я не превратил тему в оффтоп. Все перечисленное также связано с вайрагьей, но ее надо понимать, скорее, как умеренность, нежели как суровый, крайний аскетизм. Есть в Индии немало более крайних аскетических направлений, например, дандины (в Дашанами), адживики, джайны и др. Впрочем, для реалий это вопрос тоже очень спорный.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Декабрь 27, 2009, 22:47:07

  Пракрити, согласно Горакшанатху, психофизична, в ней вы встретите не только антхах-каран с пятью его составляющими, включая четану и чайтанью, но также пять категорий звука (матрика, вайкхари, мадхьяма, пашьянти, пара) или уровни сознания (турьятита, турья, сушупти, свапна и джаграт). Но под ними он подразумевает то, что является нашей врожденной сущностью пракрити и природой, это и есть сахаджа.
Адеш!
Сапрема намаскара!
Спасибо Вам,Гуруджи за ответы. Пока добирался до форума,все думал о
преданности как одной из составляющих вайрагьи. И это слово прозвучало в теме!Можно ли считать правильным выводом то,что именно бхакти
является ключом к постижению трансцендентной природы пракрити и, следовательно,позволяет взрастить истинную вайрагью, основанную на постижении подлинной мудрости,и позволяющую привести к полному равновесию внутреннее и внешнее?
Мои поклоны
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 31, 2009, 05:41:18
Адеш! Сапрема намаскара!

Пока добирался до форума,все думал о преданности как одной из составляющих вайрагьи. И это слово прозвучало в теме!Можно ли считать правильным выводом то,что именно бхакти является ключом к постижению трансцендентной природы пракрити и, следовательно,позволяет взрастить истинную вайрагью, основанную на постижении подлинной мудрости,и позволяющую привести к полному равновесию внутреннее и внешнее?

Да, конечно, вайрагья (отречение) невозможна без тьяги (жертвы), а это означает наличие лакшьи (цели, на которую направлен практикующий) и того, во имя чего эта вайрагья и жертвование чем-либо. Вся Вселенная - это Шакти, и проявленные в ней тела людей - также часть вселенской Шакти. Кундалини создает и поддерживает тела. Бхакти важна, потому что помогает очистить сознание от всего наносного, обременяющего, и в чистом сознании мы можем по-другому смотреть на природу всего сущего. Без бхакти обрести такой уровень невозможно. Бхакти раскрывает способность воспринимать, учиться и постигать, это важно для настоящего адепта, который хочет практиковать садхану, способную привести к йогическим совершенствам. Бхакти для йога - это, в первую очередь, преданность Гуру и пути, который он выбрал. Бхакти означает целеустремленность и способность не сворачивать с выбранного пути, бхакти - это иччха-шакти, адеш, это то, что направлено на осознание своей связи с Параматмой. Это происходит постоянно посредством нитья-садханы. Бхакти заключается в устойчивости в выборе, конечно, при этом всегда будут изменения во всем, но нужно знать, что является самым главным, а что - второстепенным.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Январь 02, 2010, 22:17:59
Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи, большое спасибо за Ваши ответы-
они подобно свежему ветру рассеивают туман наших заблуждений.
Мои поклоны
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Алламанатх от Январь 02, 2010, 23:32:23
Да, конечно, вайрагья (отречение) невозможна без тьяги (жертвы), а это означает наличие лакшьи (цели, на которую направлен практикующий) и того, во имя чего эта вайрагья и жертвование чем-либо.
Адеш, Гуру джи!
Можно ли (образно) сравнить этот процесс как поездку в поезде, когда мы покупаем билет (жертвуем что-то с точки зрения Абсолюта), для того, чтобы оставить полустанок и приехать в большой город (лакшья)? :)
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 03, 2010, 06:54:23
Адеш!
Да, конечно, вайрагья (отречение) невозможна без тьяги (жертвы), а это означает наличие лакшьи (цели, на которую направлен практикующий) и того, во имя чего эта вайрагья и жертвование чем-либо.
Можно ли (образно) сравнить этот процесс как поездку в поезде, когда мы покупаем билет (жертвуем что-то с точки зрения Абсолюта), для того, чтобы оставить полустанок и приехать в большой город (лакшья)? :)

Да, происходит некая трансформация  внутри, которую в тантре называют пробуждением Кундалини и еще  многими описаниями этих процессов. Но это все одно и то же, и происходит одновременно, можно сказать, что при сильной вере или бхакти человек задействует те силы, которые в нем ранее спали, и назвать это пробуждением. Вот сам факт этой трансформации и есть жертвование, во имя чего - это уже другая непростая тема, в которой много всего относительного. Человек переехал из деревни в город - одна жертва, из города - в крупный город, из крупного - в столицу, из нее - в более сильное уважаемое и развитое государство, и т.д. Во всех случаях для удачного совершения того или иного акта от вас потребуется разная жертва. Но опять же, в мире очень много самых разных законов, которые никто никогда не может описать ни в каких книгах, даже самых священных, просто потому что они - часть этой жизни, и никто не может это объяснить словами, потому что слова ограничены местом, где вы говорите эти слова, а если не местом, так существуют языковые барьеры, даже если вас переведут все переводчики мира в один момент, найдутся те, кто в связи со своим опытом и кармой вас не воспримет. Таким образом, все законы пути и самых на вид простых вещей, а также того, как они связаны, может понять только тот, чье сознание не обусловлено ничем, и способно проникать в очень многое, а это зависит от кармы человека. Ну, например, явление переезда из одного места в другое, если это делает кто-то в первый раз - это одна ситуация, если тот, кто много раз, - другая; с деньгами - без денег, со связями - без связей, насколько полную имеет он информацию о том, куда едет, - это и многое другое является всем тем, что составляет человеческую личность в пространственно-временном континууме. Обычно мы не сразу можем определить, кто един с тобой, только по внешнему виду, но с тобой в вагоне может сидеть человек совсем не такой как ты, хотя у вас один путь, но у каждого может быть разный результат по прибытии. Поэтому то, что для одного жертва, для другого - вообще ничто, а иногда даже это может послужить и поводом для деградации. Так, например, однажды я одному человеку передал аугхарскую дикшу. Хоть этот человек и не обладал великими знаниями тантры, джйотиша, аюрведы, но у него были бескорыстные мотивации в отношении меня. Но я не передал такую дикшу его другу, у которого знаний просто валом, но лишь материальное эго. Кто-то со стороны посмотрел бы и сказал, что я неправ, а я знаю, что делаю, моя мудрость мне подсказала поступить так, даже если все скажут, что я неправ. Потому что знаю, что жалость к людям всегда причиняет вред, и многие не раз были этому свидетелями. Поэтому высшие законы справедливы, а совершенный человек должен жить согласно этим законам. Они очень и очень непросты, поэтому, когда мы говорим о жертве как тьяге, для того чтобы Божество и мироздание были нами довольны и наши действия были как можно более актуальными, мы должны учесть много факторов. Подумайте сами, даже такой простой человек как я не всегда берет от людей подношения, даже если они мне и были бы где-то выгодны, потому что знаю, что такими путями людей превращают в зависимых (кстати, до многих индийских гуру это с трудом доходит). Так каковы же могут быть критерии у Бога - принимать ваши жертвы или нет? Да и вообще, все может быть и не так, как я сейчас описал, а намного сложнее, например, иногда от Гуру может быть милости больше, чем от Деват, иногда наоборот. От очень многих факторов зависит. Жертвование и отречение (оставление) - всегда вместе, и мы всегда что-то оставляем и всегда жертвуем, но что мы получим в результате, зависит от нашей мудрости, знаний, духовной интуиции; жертвование Божеству подразумевает уже в человеке наличие восприятия Божества, поэтому в любой тьяге присутствует какой-то уровень недвойственности. Иначе, допустим, вы решили поехать из России на Украину, билет есть, но вы не взяли паспорт, без которого вас туда не пустят, потому что такие законы того места, куда ты отправляешься. У Божества свои законы, поэтому понять Его правила и интересы - это уже почти сделать полдела. Некоторые реальности специально скрывают свою природу, чтобы не все смогли к ним приблизиться в полной мере, ближе, чем тому или иному существу отведено самыми разными силами. И хотя многие говорят об адвайте, о преодолении всех границ, но посмотрите на жизнь всех говорящих так, и вы увидите, что их речь об адвайте - это пустой звук. В каком-то смысле, несмотря на всю ее красоту и заманчивость, она утопична, часто напоминает идеалы марксизма-ленинизма, где "каждая прачка может править страной". А вот и нет, в мире много самой разной иерархии, и это надо учитывать, трезво смотря в целом на мир.
   Почему я это говорю? Есть ли у меня основания такое говорить? Есть! Ибо я видел аскетов и "отрешенных" разных в Индии: и тех, кто действительно высоко духовные люди, но очень много и тех, которые даже после многолетних ретритов готовы ради денег, женитьбы и заведения детей (желательно от иностранок) оставить свою традицию. Среди них есть и такие, кто в той или иной степени развили разные магические силы, но посыпались; они не смогли дальше развиться даже в области сиддх лишь только из-за того, что сам путь йогической безупречности - это не их путь. И такое там (да и вообще, где угодно) встречается на каждом шагу. Исходя из множества фактов, стандартное видение вайрагьи не работает, стандартное видение тантры - тоже. Многие считают, что я слишком критично смотрю на разные явления, они не понимают, что мой взгляд на вещи - самый что ни на есть реалистичный. Давайте честно взглянем на некоторые вещи: кому нужна, например, мокша? Те, кто к ней реально стремится, захотели бы они себе гуру, который думает только об иностранках-блондинках и деньгах, периодически втирая про Дхарму, при этом, стараясь всем казаться таким "белым и пушистым", сначала говорит о том, что ему ничего не надо, а потом, что оказывается нужны деньги? Или такого гуру, который немедля, когда к нему приходят, ставит все точки над "i", говорит: "Я твоих иллюзий питать не буду ни в начале, ни в процессе прохождения пути", - такого гуру все те, кто с "розовыми очками" (а такие почти все), невзлюбили бы - гуру, который рушит иллюзии всех просто потому, что такова его природа? Лично я выбрал бы второй вариант. Но, к сожалению, гуру такого уровня трезвости видения и силы - большая редкость в этом мире. А тот, кто сам не преодолел Майю, не может никого спасти. И хорошо, если тот или иной учитель хотя бы пытается это делать, но даже такие в этом мире являются очень редким явлением. Поверьте, я достаточно прожил среди разных садху, и склонность к аскезам мне не чужда, поэтому у меня есть основания говорить о той общей ситуации, описанной мною выше, массово царящей в индийских традициях, казалось бы ориентированных на вайрагью. Эту тему, я так чувствую, еще не раз придется обсуждать: "кайя-сиддхи", "бхакти", "деньги", "секс", "отречение" - это всегда у людей будут темы номер один.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Алламанатх от Январь 03, 2010, 13:44:07
Адеш, Гуру джи!
Спасибо большое, тема очень большая, хотелось  бы разобраться.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Алламанатх от Январь 03, 2010, 14:03:49
Джая Гурудев!
Мне кажется, что существует несколько причин (которые мне понятны более-менее :)), по которым человек может стремиться к мокше . Это когда жизнь создает очень жесткие ситуации, где стояние на месте подобно самоуничтожению и тогда человек может решиться доверить свою судьбу более развитому существу, если способен к такому видению и принятию решения. По сути ситуации в жизни все такие, но когда это слабо ощущается, можно  и не заметить :) Второй вариант, он часто может сочетаться  с первым, когда человек хотя бы на уровне ума изучает и проникся метафизикой, например учения Натхов или того же Кашмирского Шиваизма, где широко описывается природа Высшей Реальности. В таком случае, он понимает, что по сути он жертвует СЕБЕ САМОМУ, имеется ввиду Шива, как принцип сознания (хотя здесь эго может все портить, неверно трактуя смысл, увы...) и не возникает проблем типа тех, когда человек воспринимает жертвование, как что-то унизительно-убийственное или отрывное от  души :).
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Январь 03, 2010, 19:52:19
  Жертвование и отречение (оставление) - всегда вместе, и мы всегда что-то оставляем и всегда жертвуем, но что мы получим в результате, зависит от нашей мудрости, знаний, духовной интуиции
Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи,исходя из Вашего высказывания,можно сделать вывод о том,что Вайрагья трехчастна:жертвование,оставление и мудрость.
Причем,именно мудрости принадлежит право превращать законы майи в законы джняны. Верно ли такое направление мысли?
А вообще,все невероятно сложно.
Мои искренние поклоны   
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 07, 2010, 01:55:24
Уважаемый Гуруджи,исходя из Вашего высказывания,можно сделать вывод о том,что Вайрагья трехчастна:жертвование,оставление и мудрость.
Причем,именно мудрости принадлежит право превращать законы майи в законы джняны. Верно ли такое направление мысли?
А вообще,все невероятно сложно.
Мои искренние поклоны   

Совершенно верно, жертвование, оставление и мудрость – это взаимосвязанный непрерывный процесс, называемый «абхъясой». Мудрость, раскрытая в той или иной степени, на разном этапе пути помогает понять, в чем же польза от жертвования и оставления, и искренне поверить в то, что такой подход совершенен. С оставлением появляется свобода, которая позволяет иначе смотреть на многие явления, превращать те факторы, которые кого-то возможно омрачают, в средство избавления от помраченений и обретения опыта «виджняна» или раскрытия чистого знания «шуддха-видья», которое проявляется посредством раскрытия в своем сознании чувства недвойственности. Но обычно все о таких вещах говорят, как о происходящем однажды, однако это то, что происходит с нами постоянно в зависимости от уровня нашего осознавания в текущий момент времени.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Виктор от Январь 09, 2010, 18:14:38
Гуруджи ко Адеш!

Приветствую всех!

  ...я видел разных аскетов и "отрешенных" в Индии: и тех, кто действительно высоко духовные люди, но очень много и тех, которые даже после многолетних ретритов готовы ради денег, женитьбы и заведения детей (желательно от иностранок) оставить свою традицию. Среди них есть и такие, кто в той или иной степени развили разные магические силы, но посыпались...

Вообще, очень интересно: получается, что те, кто «даже после многолетних ритритов готовы ради денег, женитьбы и заведения детей (желательно от иностранок) оставить свою традицию» - если бы изначально «по жизни» имели возможность наслаждаться(??) обилием денег, обществом белых женщин (в том числе, в качестве жен), и детьми от них - реально вообще бы не пришли в Традицию, не стали усердно практиковать передаваемые Гуру садханы, не совершали аскетические подвиги?! То есть, Традиция, Гуру, аскеза, Духовный Путь - для них - это лишь «на безрыбье - и рак рыба?» (Или, например, не пройдя всех этих аскез, и не совершив множества серьезных садхан - они (эти практики) просто не имели Силы, не имели заслуг перед Провидением, достаточных для обретения права обладания всеми этими «маленькими радостями бытия»? А совершив аскезы, садханы, накопив, таким образом, заслуги, и обретя некоторый, более высокий, нежели свойственный им изначально, уровень Силы - получили «на это право», и, таким образом, уровень искушений для них - увеличился? (А они, (эти практики), изначально «не проходили» эти искушения, или, все же, могли бы пройти, но не совладали?... (А почему? Может быть, потому, что изначально у них не было понимания (ощущения, знания) того, что для них - самое важное - а что нет?)))

Воистину - Мир - очень непростая штука!...

Что думает уважаемое Собрание по этому поводу?

С уважением, Виктор.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Январь 10, 2010, 22:18:59
 Адеш!
Будем надеяться,Виктор,что Гуруджи прояснит ситуацию и даст ответ на Ваш интересный вопрос.
С субъективной же точки зрения кажется,что описанная проблема выходит за рамки морально-этических норм. Те,кто «даже после многолетних ритритов готовы ради денег, женитьбы и заведения детей (желательно от иностранок) оставить свою традицию»,представляют собой ярчайший пример воздействия самскар на судьбу и мотивации носителя. "Кирпичики кармы" реализуют себя только при благоприятных условиях-нужное время,место,окружение,и,конечно,некие заслуги,которые,собственно,породили духовный порыв. Но очень редко заслуги проявляют себя в качестве доминирующей энергии - они вживлены в плоть кармы и непрерывно взаимодействуют с остальными структурными элементами. Следовательно,воздействие духовных практик испытывают на себе все модули единой системы. И,возможно,интенсивные практики самопознания только лишь пробуждают от спячки более мощные,негативные самскары-"Не буди лихо,пока оно тихо". Вряд ли возможно сложнейшие взаимодействия разложить по полочкам. Но совершенно очевидным является то,что ни в коем случае нельзя уповать на механистичность практики. В Йоге ничего не происходит само собой        
С уважением
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Виктор от Январь 11, 2010, 00:04:50
Гуруджи ко Адеш!

Ad partizan

Уважаемый partizan!

  ...c  субъективной ... точки зрения кажется, что описанная проблема выходит за рамки морально-этических норм.
  ...совершенно очевидным является то, что ни в коем случае нельзя уповать на механистичность практики. В Йоге ничего не происходит само собой.

Спасибо за ответ!
Интересно.

С уважением, Виктор.

Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Tarakanatha от Январь 11, 2010, 12:18:46
Вообще, очень интересно: получается, что те, кто «даже после многолетних ритритов готовы ради денег, женитьбы и заведения детей (желательно от иностранок) оставить свою традицию» - если бы изначально «по жизни» имели возможность наслаждаться(??) обилием денег, обществом белых женщин (в том числе, в качестве жен), и детьми от них - реально вообще бы не пришли в Традицию, не стали усердно практиковать передаваемые Гуру садханы, не совершали аскетические подвиги?! То есть, Традиция, Гуру, аскеза, Духовный Путь - для них - это лишь «на безрыбье - и рак рыба?» (Или, например, не пройдя всех этих аскез, и не совершив множества серьезных садхан - они (эти практики) просто не имели Силы, не имели заслуг перед Провидением, достаточных для обретения права обладания всеми этими «маленькими радостями бытия»? А совершив аскезы, садханы, накопив, таким образом, заслуги, и обретя некоторый, более высокий, нежели свойственный им изначально, уровень Силы - получили «на это право», и, таким образом, уровень искушений для них - увеличился? (А они, (эти практики), изначально «не проходили» эти искушения, или, все же, могли бы пройти, но не совладали?... (А почему? Может быть, потому, что изначально у них не было понимания (ощущения, знания) того, что для них - самое важное - а что нет?)))

   Реальная тема! Виктор, partizan примите мои поклоны!
   Слабы люди.. я это не с осуждением говорю.. сам слаб! Был бы сильнее, давно бы уже где-нить под деревом сидел  :010:  
Как однако, темы синхронистично идут.. я буквально со вчерашней ночи именно об этом думаю, т.к. планы на жизнь пока под вопросом. Смотрел док. фильм о нашем спецназе.. пришел к выводу, что нормальный йог должен быть как минимум таким же крутым экстремалом как и спецназовец. У йога как у китайца должны быть железные яйца! (у нее.. не знаю  :126:)  Там в фильме было показано как они тренируются и т.п. По сути, они постоянно выходят на границы физически и морально возможного.. испытываются смертью.. учатся выживать в любых условиях.. они должны сохранять невозмутимость и присутствие духа в абсолютно любой ситуации.. Один из рассказчиков говорил, что ему вдруг стало интересно, можно ли противостоять удушению.. просто, для него это была шоковая ситуация, в и тело и сознание само сдавалось сразу.. он смог - 15 секунд.. два товарища его душили ))  Понятно, что не все выживают после таких тренировок.
Так вот я и думаю, что йога и тантра в любом виде - особенно показателен Чод - по сути выводят нас на границы возможного.. к смерти.. ведь суть практик Ваджраяны - взять под контроль процесс умирания, при котором сознание  однозначно теряется.. Если даже засыпая (малая смерть) мы уже легко теряем сознание, то что говорить о реальной смерти?!  Значит, йог не должен бояться смерти - а значит и чего бы то ни было в любом из миров! Не меньше!
А кто к этому готов? Кто вообще так ставит вопрос?! Ведь жизнь дорога..  :13: и хочется все успеть!
Спецназ - это, конечно, противоположность йоги в вопросах воззрения и целей.. но по методам очень близко.
Вот я и думаю.. готов ли я отказаться от самого дорогого для себя.. и это не совсем Эго! до Эго еще долго.. без Гуру не справиться.  :130:  Это, блин, всё кроме как жесткий идеализм в глазах обывателей не видится.. но мне лично уже все равно, кто и что на сей счет думает.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Виктор от Январь 11, 2010, 12:35:42
Гуруджи ко Адеш!

Ad Tarakanatha

Уважаемый Tarakanatha!

  ...йога и тантра в любом виде - [имеют своей целью] взять под контроль процесс умирания, при котором сознание  однозначно теряется... Если даже засыпая (малая смерть) мы уже легко теряем сознание, то что говорить о реальной смерти?!

Спасибо за участие в обсуждении!
Интересно.

С уважением, Виктор.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Дхаирьянатх от Январь 11, 2010, 19:06:53
Адеш!
Уважаемый Гуруджи! Прошу Вас разъяснить термин "пракшапата-винирмукта" из вашего поста:
Цитировать
То же самое и с процессами в этом мире. В нем есть просто обычные люди, в нем есть "духовные", и каждый из них может думать и говорить о себе разное, однако не все духовные люди беспроблемные, поэтому Горакшанатх учил придерживаться пракшапата-винирмукты - не из-за претензий к миру, а, скорее, из искренней заботы о себе самом, иначе остальное рано или поздно может превратиться в увязание в бесконечной цепи проблем.

Тема животрепещущая, но без знания этого термина я не полно уловила смысл сказанного. Поиск в интернете не дал результата, слишком специфичен термин.
С уважением, Д.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: partizan от Январь 11, 2010, 21:56:22
 Адеш!
Полностью с Вами согласен,Тараканатха-уровень синхронистичности на Форуме иногда превышает все допустимые нормы :05:. Также очень интересна тема смерти в контексте реальной практики йоги. Что думает уважаемое собрание о том, каким образом памятование о смерти влияет на формирование истинной вайрагьи? Конечно,все участники обсуждения будут искренне благодарны Гуруджи,если он найдет время и ответит на уже многочисленные вопросы.
Спасибо всем 
 
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Дхарманатх от Январь 12, 2010, 07:09:57
Вот я и думаю.. готов ли я отказаться от самого дорогого для себя.. и это не совсем Эго! до Эго еще долго.. без Гуру не справиться.  :130:  Это, блин, всё кроме как жесткий идеализм в глазах обывателей не видится.. но мне лично уже все равно, кто и что на сей счет думает.

"Путь к Богу занимает один шаг, но этот Путь можно проходить целую вечность" (с)
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Virati от Январь 12, 2010, 07:40:11
Адеш!

Прошу Вас разъяснить термин "пракшапата-винирмукта" ....
Тема животрепещущая, но без знания этого термина я не полно уловила смысл сказанного. Поиск в интернете не дал результата, слишком специфичен термин.

На форуме есть статья Гуруджи, где объяснен этот термин, вот небольшой отрывок:

Цитировать
Основу учения натхов линии Горакшанатха ученые часто обозначают термином "двайта-адвайта-вибарджита" (вне двойственности и не двойственности) или "пракшапата-бинирмукта" (свободный от фанатичной приверженности к какой - либо доктрине, так и от ее окончательного, полного отрицания). Йогины-авадхуты, по большому счету, не являются частью индуизма или даже тантризма, как предполагают многие ученые и исследователи. Натхи старались не "навешивать" на реальность какие - либо мировоззренческие ярлыки и жесткие определения, что заставило многих пандитов в Индии определить натхов как слабую философскую систему и даже где - то, далёкую от социума.

Полная статья здесь (http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,314.0.html)

Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 12, 2010, 10:29:43
С субъективной же точки зрения кажется,что описанная проблема выходит за рамки морально-этических норм. Те,кто «даже после многолетних ритритов готовы ради денег, женитьбы и заведения детей (желательно от иностранок) оставить свою традицию»,представляют собой ярчайший пример воздействия самскар на судьбу и мотивации носителя. "Кирпичики кармы" реализуют себя только при благоприятных условиях-нужное время,место,окружение,и,конечно,некие заслуги,которые,собственно,породили духовный порыв. Но очень редко заслуги проявляют себя в качестве доминирующей энергии - они вживлены в плоть кармы и непрерывно взаимодействуют с остальными структурными элементами. Следовательно,воздействие духовных практик испытывают на себе все модули единой системы. И,возможно,интенсивные практики самопознания только лишь пробуждают от спячки более мощные,негативные самскары-"Не буди лихо,пока оно тихо". Вряд ли возможно сложнейшие взаимодействия разложить по полочкам. Но совершенно очевидным является то,что ни в коем случае нельзя уповать на механистичность практики. В Йоге ничего не происходит само собой        

Адеш!
Совершенно согласен с тем, что заслуги могут вживляться в "плоть кармы", более того, не всегда это меняет общее состояние человека в
направлении эволюции, скорее наоборот. Важно то, что человек взял за основу, он может плохим питать хорошее, и наоборот. Тем более, мир не может быть исключительно негативным или позитивным, в этом мире для каждого есть все, выбор любой. Что он выбирает и для задавания какого маршрута - вот что на самом-то деле важно. Небольшие заслуги и небольшие грехи - это дело простое и житейское, а вот на что человек в целом направлен, это уже совсем другой вопрос, и именно он наиболее актуален. Кто-то направлен на то, чтобы как-то прогрессировать в этом мире, но он этим миром обусловлен, а кто-то может быть направлен на то, что не от мира, а значит, это «не от мира» включает в себя все равномерно. Эта идея, однако, на вид кажется красивой, но она, как и все красивые идеи, не каждому дана для реализации.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 12, 2010, 10:34:06

Так вот я и думаю, что йога и тантра в любом виде - особенно показателен Чод - по сути выводят нас на границы возможного.. к смерти.. ведь суть практик Ваджраяны - взять под контроль процесс умирания, при котором сознание  однозначно теряется.. Если даже засыпая (малая смерть) мы уже легко теряем сознание, то что говорить о реальной смерти?!  Значит, йог не должен бояться смерти - а значит и чего бы то ни было в любом из миров! Не меньше!
А кто к этому готов? Кто вообще так ставит вопрос?! Ведь жизнь дорога..  :13: и хочется все успеть!
Спецназ - это, конечно, противоположность йоги в вопросах воззрения и целей.. но по методам очень близко.

В общем-то, да, так и есть. В основном, освобождение так и понимается - как способность быть осознанным там, где остальные бессознательные. И смерть - это лишь общее обозначение всего того, что ей соответствует, это слово часто используют для выражения, вероятно, большей идеи, т.е. это может быть любой деструктив сего бытия, для кого-то лунные и солнечные эклипсы, для кого-то война, для кого-то еще какой-либо стимул к трансформации. Я помню, как-то в России мне один "йога"-центр поставил ультиматум, мол, делай как мы и "будет жизнь хорошей", - люди не понимают, насколько они смешны и тупы. Я всегда не против жить в соответствии с законами этого мира, просто их очень много, и когда мне кто-то предлагает вещи, подобные тем, о которых я упомянул, то я задаю обратный вопрос: "А кто вы вообще такие?" Или среди таких людей есть те, кто развиваются быстрее меня? Нет! Поэтому предлагать легкие пути, к которым вы сами привыкли, мне не надо. Ибо те, кто слабее, будут юзать то, что для меня уже давно позади, надо честно смотреть на вещи. Хотя, конечно, понятно, что в этом мире, по большому счету, ничего не ново, но вопрос в том, сколько весит эта идея у того или иного человека? Для Бога, может, и не ново, для великих сиддхов; а теория - это вещь ненадежная для большинства обычных людей.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 12, 2010, 10:38:06
Тема животрепещущая, но без знания этого термина я не полно уловила смысл сказанного. Поиск в интернете не дал результата, слишком специфичен термин.
С уважением, Д.

Этот термин/понятие очень важен для натха. Он означает путь, в котором избегаются крайности, что приводит к более высокому качеству осознания и самотрансформации. Жизнь человека и его духовная практика взаимосвязаны, если не было бы жизни, не было бы и личного духовного пути. Поэтому йога - это не есть нечто оторванное от жизни и всего того, что она содержит в себе. Подход "пракшапата-бинирмукты" означает: не цепляться за внешнюю форму идеологий, религий, быть внутренне свободным, и эта свобода не отрицает, тем не менее, глубины опыта относительно религий или присутствия бхакти. Как раз наоборот. И таким образом, дхарма (как законы сего мира и как религия) является поддержкой для йогического опыта, как, впрочем, и этот йогический опыт позволяет не просто увязать в конфессионализме, а быть именно мистиком высокого уровня. На самом деле, этот подход исключает любой деструктивный фанатизм, что делает путь натха эффективным.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 12, 2010, 10:40:23
Адеш!
Полностью с Вами согласен,Тараканатха-уровень синхронистичности на Форуме иногда превышает все допустимые нормы :05:. Также очень интересна тема смерти в контексте реальной практики йоги. Что думает уважаемое собрание о том, каким образом памятование о смерти влияет на формирование истинной вайрагьи? Конечно,все участники обсуждения будут искренне благодарны Гуруджи,если он найдет время и ответит на уже многочисленные вопросы.
Спасибо всем  
 

Смерть - это Шакти, одна из ее основных категорий. Поэтому к смерти можно относиться по-разному: для кого-то она - форма, ведущая к невежеству, для других опора на суть смерти - повод для раскрытия трансцендентных уровней сознания. Смерть многим видится как крайне негативное явление, и даже многоуровневое при этом, поэтому тему смерти мало кто глубоко копает, а йога как раз и предлагает возможность глубоко копнуть. Она предлагает альтернативу в виде постижения причин рождений и смертей, чтобы, в конечном счете, выйти на такой уровень эволюции, где все подобные изменения практически воспринимаются как миражи, и ты сам можешь стать хозяином своего существования.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Виктор от Январь 12, 2010, 17:27:52
Гуруджи ко Адеш!

 ...на что человек в целом направлен, это ... вопрос, и именно он наиболее актуален. Кто-то направлен на то, чтобы как-то прогрессировать в этом мире, но он им обусловлен, а кто-то может быть направлен на то, что не от мира, а значит, это не от мира включает в себя все равномерно. Эта идея, однако, на вид кажется красивой, но она, как и все красивые идеи, не каждому дана для реализации.

Идея, действительно, удивительно красива.

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re: Вайрагья
Отправлено: Дхаирьянатх от Январь 13, 2010, 14:47:22
Адеш!

Уважаемый Гуруджи, большое спасибо за Ваши полные и ясные ответы.
Спасибо Вирати за ссылку по теме "пракшапата-бинирмукта".
Примите искренний поклон благодарности.