Натха-Сампрадая
Основная дискуссия => Натхизм и другие традиции => Тема начата: Ink от Февраль 06, 2010, 21:20:15
-
Кто что думает о джайнизме? Есть ли последователи джайнизма среди европейцев?
-
До Махавиры это была форма натхизма. После Махавиры в учение сделан был акцент на крайних формах аскетизма, ахимсы. Есть у них также и своя йога, прекшака-дхьяна, что-то типа сочетания дыхательных техник и медитации.
-
Кто что думает о джайнизме? Есть ли последователи джайнизма среди европейцев?
В Москве есть. Если что-то интересует по религии Джайнов пишите.
-
Шри Натха джи Гуру джи ко Адеш!
Меня интересует :04: КАк согласуются крайние формы аскетизма в Ахимсе и повседневная жизнь самих практиков такой тапасьи?
Я - не убиваю живых существ, но как мне быть с теми, которые возможно погибают, когда я тренируюсь утром на газоне?
Сразу хочу отметить, когда я говорю о таких концептах как Ахимса - мне не до шуток, так что не надо подозревать меня в сарказме :)
В конце концов - где предел? Растения это тоже живые существа. На моем самопровозглашенном Алтаре стоит великолепный фикус (фикус религиозный, да) иногда он мне даже листями "машет".
Мой вопрос в том, как соорганизовать Ахимсу и питание, например, так, чтобы это было разумно, полезно и не выходило за рамки, простите, "здравого смысла" :)
Примите мои поклоны
-
Адеш!
В Религии Джайнов, Ахимса – как отсутствие желания или намерения причинять боль, насилие , вред живым существам, рассматривается с точки зрения двух важных концепций Jiva( живая душа) и Karma ( причина рождения и смерти Джива). Для Джайнов, Ахимса – это истинная природа Души Param Brahma. Однако, чтобы ответить точно именно на ваш вопрос для начала нужно понять что такое Химса.
Существует четыре вида Химса
1. Sankalpini himsa – Намеренное , умышленное насилие ,причинение вреда Живой Душе
2. Virodhini himsa - Намеренное , умышленное насилие, причинение вреда Живой душе в целях самообороны , защиты себя, близких , народа ,страны.
3. Graharambhi himsa – Не умышленное ,не осторожное причинения насилия или вреда живой душе в результате домашней деятельности . Например, когда вы строите Дом, колодец, сажаете дерево ,готовите пищу.
4. Udyog himsa Не умышленное насилие или причинения вреда во время выполнения своей работы. Ну , например если вы по профессии Агроном и идете по зеленой травке.
Сангха Джайнов делиться на две большие группы. Первая группа это монахи и аскеты
Sadhu\sadhvi и вторая группа это миряне и домохозяины Shravak \shravaki.
Монахи и аскеты принимают на себя Махавраты (большие обеты) и в соответствии с ними выполняют и отстраняются от всех 4 видов Химса. Для них, даже случайное неумышленное причинение вреда Джива ,порождает поток Karma Dravya
( кармического вещества).
Для мирян же , ведущих обычный образ жизни в социуме, существуют Ануврата (малые обеты). В соответствии с ними , Шравака \шраваки должны обязательно строжайше воздерживаться от первых двух Химса и по возможности воздерживаться от остальных двух . Согласно текста Пурушартха сиддхи упайя, « Воздержание от причинения вреда живым существам имеющим два или более чувств, совершаемого путем умышленного действия ума , речи и тела любым из трех способов крита, карита, анумата называется Ахимса Ануврата.» .
Таким образом, для обычного мирянина Джайна важно именно отсутствие намерения, желания специально причинять вред и насилие живым существам при выполнении домашней работы, учебы, занятия спортом и так далее. Джайны если занимаются, например, йогой , делают это в специальных местах чтобы избежать причинения вреда Дживам имеющим два индрья (два чувства).
В обычной деятельности, Джайн следует irya-samiti (бдительности при ходьбе) . Что это значит.? Если у Джайна есть возможность идти по асфальтированной дороге , но дорога по траве , через поле, будет в разов 5 короче, то Джайн выберит первый вариант. Джайн –мирянин также следует принципу adana –nikshepana –samiti ( бдительность при обращение с вещами и предметами) . Что это значит? Например , Вы работаете грузчиком , поднимаете и переносите и ставите ящики. Перед тем как поставить ящик на пол или землю или стеллаж Джайн внимательно осмотрит то место куда он этот ящик поставит.
В деятельности Джайна мирянина ,важен также принцип Mano-Gupti то есть контроль ума над вашими действиями чтобы избежать умышленного причинения вреда и насилия. Что это значит? Например, грузчик поднял и перенес много ящиков. В конце рабочего дня он устал и желая выполнить работу побыстрее стал , ставить ящики ,забыв про Ахимсу. Это потеря котроля Ума и состояния Ахимса.Поэтому Ахимса , важна не только с точки зрения Кармы но и с точки зрения Йоги как один из методов контроля ума в повседневной деятельности и постоянной концентрации на истинной природе Души (Jiva).
Что касается продуктов, то Джайны вегетарианцы и большая нас часть питается фруктами, овощами , орехами , разными злаками. Растения в Джайнизме относятся к категории эка индрья то есть имеющие одно чувство поэтому их употребление в пищу для мирян не вызывает кармического потока .
-
Шри Гуруджи Адеш!
@Tirthanath
Спасибо большое, очень познавательно
ИНтересно узнать так же - дрессировка животных например считает нарушением ахимсы? Я не имею ввиду что бы их лупить конечно я имею ввиду тренировать на выполнение определенных заданий? И вообще как с точки зрения Джайнов следуется относиться к животным как к равным или все же как "братьям меньшим"?
-
Adesh !
Джайны относятся к Jiva воплощенных в теле животных так же как к Jiva воплощенных в человеческом теле. По отношению к животным, мы не используем методы дрессировки. Поведение многих животных не всегда понятно человеку. Правильно говорить о процессе формировании поведения, активности животного в котором будет максимально отсутствовать Химса а присутствовать Ахимса.
Я приведу не большой пример . Занимаясь ювелирным бизнесом, я изготовляю и продаю ювелирные украшения из драгоценных камней. Согласно учения Джайнов каждый камень имеет Дживу наделенной ека индрья.Любой драгоценный камень можно не только облагородить и привести его форму огранки в совершенный вид но и определенными способами сделать так чтобы он оказывал лечебное воздействие на те или иные органы будующего его обладателя. В этом случаи Jiva драгоценного камня будет накапливать положительную Карму что будет способствовать ее дальнейшему движению на пути к воплощению в более совершенном теле . Если это можно сделать с камнем то нет проблем , чтобы также помощь Дживе животного.
-
Adesh!
Большое спасибо за Ваши наставления.
-
Намаскар!
Tirthanath, могли бы Вы рассказать вкратце, что практикуют джайны? Каковы их методы, техники. Используют ли они разработки йогических традиций, например, натхов, в части хатхи, раджи и т.п. или у них что-то свое?
Yogi Matsyendranath выше упоминал о прекшака-дхьяне, можно об этом также поподробнее?
-
Джайны , в двух главных традициях Джайнизма, Дигамбара и Шветамбара следуют пути который был указан 24 Тиртханкарами . Об этом пути кратко но точно сказано в Tatvartha adhigama sutra , каноническом тексте Джайнизма написанном во 2 веке н.э Ачарьей Умасвати.
Samyag darshan, jnana, chairitrani Mоksha margah.
В традиции Джайнов , цель Мокша Марга – освобождение души (Jiva) от кармы, которая является причиной рождении и смерти в мирах сансары и достижение состояния Siddha . Каждая Джива обладает одинаковым потенциалом чтобы стать Сиддха и каждая Джива , достигшая освобождения , становиться Сиддха и больше не воплощается в мирах сансары обретая Бессмертие.
Для того чтобы понимать какими способами Джайны освобождаются от Кармы и достигают состояния Сиддха, нужно объяснить основные причины которые ведут к формированию у Джива Кармы.
С точки зрения Джайнов , любая деятельность Джива в сансаре вызывает кармический поток (Aswara) состоящий из кармического вещества karma dravya , которая в свою очередь формирует при помощи узлов-связок ( bandha) вокруг Джива , ее кармическое тело (karma sharira). Основными причинами Aswara согласно Tatvartha adhigama sutra являются
1. Mityathva – ошибочные , ложные взгляды ,учения , мнения ведущие Джива к постоянному воплощению в мирах Сансары
2. Pramada- отсутствие воли к Освобождению, отсутствие веры в Освобождение .
3. Kasaya – негативные эмоции, привязанности, желания
4. Avirati- отсутствие Ахимса , отрицание концепции Jiva.
5. Yoga – активность ума, речи и тела.
Итак, под термином Yoga здесь подразумевается любая активность Ума, Речи и Тела как одна из причин кармического потока Aswara то есть то что делает Дживу привязанной к кармическому телу а значит и к сансаре.
Вы можете целый день совершать пуджу и читать священные мантры, выполнять по утрам асаны и пранаяму или выполнять практики с янтрой, равно как и принести в жертву Деватам 100 быков. Но в каждом из этих действий присутствует активность или ума или речи или тела и таким образом все эти действия будут активизировать кармическое вещество сансары через поток Aswara.
Если деятельность ума , речи и тела Джива соответствует моральным принципам Джайнизма которые мало отличаются от моральных принципов многих мировых религий то в этом случаи Джива накапливает Punya ( заслуги) . Природа кармического тела такой Дживы будет саттвической. Некоторые тексты джайнов говорят, что в такой сатвической деятельности Асвара также возникает, но Бандха ( то что привязывает Джива к кармическому телу) нет. Таким образом, духовный, моральный образ жизни Джива не создает новых связей –узлов Бандха между Джива и Карма Шарира а значит и с Сансарой.
В этой связи ,в моей традиции Ахимса рассматривается как одна из сильнейших практик, помогающая накопить Заслуги.
После смерти физического тела Джива , накопившая Заслуги, воплотиться в более высшем ,чистом мире (Urdhva Loka) чем наш. Например, в одном из 12 мирах Девата.
Поэтому в Джайнизме принято почитать именно Сиддха Джива – тех Джива кто достиг Мокши, мира Сиддха Локи , а не например Девата, многие из которых остаются в Сансаре и поэтому именуются Сансари Джива. Деватам также необходимо освободится от кармического тела , пусть даже и обладающего саттвическими качествами.
В случаи же если деятельность ума , речи и тела Джива не соответствует моральным принципам то такая Джива накапливает Papa (грехи) . Природа кармического тела такой Джива- это тамас. Цвет ее тонких тел как правило темно-серый, коричневый, светло-коричневый, серый с синим оттенком. После смерти физического тела , такая Джива воплотиться в низших мирах либо в низших формах.
Таким образом, слово Йога, в традиции Джайнов в соответствии с древними каноническими текстами имеет далеко не одинаковое или близкое значение как в большинстве индуистских учениях, традициях, направлениях и так далее. Уже в 7 веке н.э Haribhadra Suri Yakiniputra в своем труде Yogabinda и Yogasattaka показал различия методов Джайнов и методов традиционной Йоги. С точки зрения Джайнов , чтобы стать Сиддха активность ума ,речи и тела должна отсутствовать. Поэтому главным методом которым достигается Мокша в джайнизме является
Samyag darshan, jnana, chairitrani Mоksha margah.
То есть чтобы достигнуть Мокши ваш Ум , Речь и Тело должны быть в состоянии полного отсутствия Йоги (Samyag) в котором останавливаетcя не только Асвара но и поток Времени .
В наши дни в Джайнизме слово Йога употребляется в разных контекстах в том числе для обозначения пути к Освобождению ( Moksha Marga). Для Джайнов не принципиально как вы назовете этот путь или Учением Сиддхов или Учением Будды или Йогой. Главное чтобы это было на пользу Вам, Вашему Учителю и всем Дживам Сансары. Прекша йога (медитация), основанная Ачарьей Shree Mahapragyaji в 20 веке и включающая в себя древние методы как Джайнов так и Традиционной Йоги является хорошим этому примером
-
Как на первый взгляд, джайнизм мне понравился с той стороны, что их основная мантра - почитание джиннов и просветленных учителей. Во-вторых - свастика-коловрат и знак ненасилия именно на ладони. А то, что они на показуху носят маски, чтобы не захавать комара - сводит всю систему ниже плинтуса. Корова священное животное? Да. Есть траву? Да. В траве есть насекомые? Есть. Корова случайно поедает насекомых, которые были в траве? Да. Тотал эррор.
-
2 Tirthanath
Спасибо за сжатое и ясное изложение доктрины Джайнов.
-
Адеш Тиртханатх!
1. Sankalpini himsa – Намеренное , умышленное насилие ,причинение вреда Живой Душе
2. Virodhini himsa - Намеренное , умышленное насилие, причинение вреда Живой душе в целях самообороны , защиты себя, близких , народа ,страны.
3. Graharambhi himsa – Не умышленное ,не осторожное причинения насилия или вреда живой душе в результате домашней деятельности . Например, когда вы строите Дом, колодец, сажаете дерево ,готовите пищу.
4. Udyog himsa Не умышленное насилие или причинения вреда во время выполнения своей работы. Ну , например если вы по профессии Агроном и идете по зеленой травке.
Сангха Джайнов делиться на две большие группы. Первая группа это монахи и аскеты
Sadhu\sadhvi и вторая группа это миряне и домохозяины Shravak \shravaki.
Монахи и аскеты принимают на себя Махавраты (большие обеты) и в соответствии с ними выполняют и отстраняются от всех 4 видов Химса. Для них, даже случайное неумышленное причинение вреда Джива ,порождает поток Karma Dravya
( кармического вещества).
Для мирян же , ведущих обычный образ жизни в социуме, существуют Ануврата (малые обеты). В соответствии с ними , Шравака \шраваки должны обязательно строжайше воздерживаться от первых двух Химса и по возможности воздерживаться от остальных двух .
Есть ли в джайнизме понятие "дхарма" или аналогичное? Что есть дхарма для домохозяев?
Если я правильно понял, то джайн-домохозяин не будет делать ничего даже в случае, если на его близких напали животные или разбойники?
Согласно текста Пурушартха сиддхи упайя, « Воздержание от причинения вреда живым существам имеющим два или более чувств, совершаемого путем умышленного действия ума , речи и тела любым из трех способов крита, карита, анумата называется Ахимса Ануврата.»
Почему идет такой качественный скачок относительно создания кармического потока - существ с 1-м чувством можно "угробить" сколько хочешь, и все Ок, карма =0, а для тех, у которых 2 чувства - уже Карма дравья возникает, плохая карма +1?
5. Yoga – активность ума, речи и тела
...
чтобы достигнуть Мокши ваш Ум , Речь и Тело должны быть в состоянии полного отсутствия Йоги (Samyag)
Т.к. в любом состоянии какая-то физическая активность все же остается, то получается что мокша возможна только с оставлением физического тела ?
-
Добрый день!
1.Джайнизм- общераспространенное название для того что называется правильно Джайн Дхарма.
Основа Джайн Дхармы - Ахимса.
Вы верно поняли. Но ,если джайн защищая свою семью от нападения разбойников убьет одного из них то этот поступок серьезно скажется на его карме. А вот будет ли он убивать или нет - это личное, конкретно в каждом случаи.
2.Джива существ с одним чувством -статична. Вы можете посадить куст облепихи , вырастить его ,собрать ягоды, переработать их в качественный сок и лечить им многие болезни таким образом принося пользу другим живым существам и самой Дживе облипихи. Речь не ведется о том что можно кого то "угробить". Многие джайны питаются плодами которые были подняты с земли. Например, опавшие фрукты , овощи,орехи и так далее.
3.Под словом Активность - подразумевается восприятие вашими физическими органами чувств информации от внешних источников , с которыми связан ваш ум и ваше тело. Если ваша Джива в процессе медитации отсекает от себя все каналы внешней информации и отключает центры ее анализа то наступает состояние Самвар. То есть состояние в котором Джива не притягивает к себе карма дравья а тем более не формирует карма бандха. В этом состоянии ,используются ряд техник в результате которых ваши кармические бандха сжигаются и тем самым устраняется ваша связь с сансарой. Это очень в целом.