Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: Amon от Февраль 13, 2010, 20:06:01

Название: Пальцы дыхания
Отправлено: Amon от Февраль 13, 2010, 20:06:01
Адеш!

Прошу Гуру прокомментировать участок связанный с Йони упанишадой

Цитировать
Когда прана, или дыхание, проходит через иду, или левую ноздрю, йог должен сесть в падмасану и удлинять на 4 пальца акашу длиной 12 пальцев. На выдохе прана выходит на 16 пальцев, а на вдохе входит всего на 12 пальцев, то есть 4 пальца теряется.


Что значит удлинять на 4 пальца? Что такое пальцы? Почему Акаша 12 пальцев?
Заранее спасибо за разьяснения!
Название: Re: Пальцы дыхания
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Февраль 16, 2010, 05:41:46
Адеш!
Это символика. 12 пальцев - это 12 КалА солнца, а 16 пальцев - это 16 КалА луны. Т.е. речь идет о жертвовании праны апане, и наоборот. Четыре пальца - это промежуток между 12 и 16-ю. Под акашеи может подразумеваться сама прана как таковая, их часто отождествляют.
Пальцы - это под которой шириной отсчитывают расcтояние выходящего воздуха из ноздреи. Входящего тоже.
Мне мои натховские Гуру передавали технику, когда руки складываются в намасте спереди на растоянии от выдыхаемого воздуха, а взглядом делаем тратаку на кончики пальцев. Там много деталей есть, например, в связи с тем, каким элементам какой палец соответствует.
Пальцы, а также и их соответствие элементам, используют в манасика-пуджах, заменяя упачары (подношения, связанные с элементами) и др.
Название: Re: Пальцы дыхания
Отправлено: Дхарманатх от Февраль 16, 2010, 07:11:42
Пальцы, а также и их соответствие элементам, используют в манасика-пуджах, заменяя упачары (подношения, связанные с элементами) и др.

Адеш! Гуруджи!
Не могли бы Вы поподробнее рассказать о замене упачар в манасика-пуджах?
Название: Re: Пальцы дыхания
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Февраль 25, 2010, 18:21:26
Адеш!

Адеш! Гуруджи!
Не могли бы Вы поподробнее рассказать о замене упачар в манасика-пуджах?

Мысленное предложение упачар в  манасика-пуджe для любого Божества схоже. Это делается так же, как и в караньясах: большой палец скользит вдоль другого, связанного с определенным элементом, и мысленно повторяется мантра, связанная с этим элементом, мысленно
(озвучиваете) то, что вы предлагаете (если это цветы - то пушпам, благовония - дхупам и т.д.). Вот небольшой пример Дурга-манаса пуджи:

oM laM pR^ithivyAtmakaM gandhaM parikalpayAmi
oM bhUr bhuvaH svaH
oM hrIM duM durgAyai namaH
mAnasa-gandhaM samarpayAmi

oM ham AkAshAtmakaM puShpaM parikalpayAmi
oM bhUr bhuvaH svaH
oM hrIM duM durgAyai namaH
mAnasa-puSpaM samarpayAmi

oM yaM vAyvAtmakaM dhUpaM parikalpayAmi
oM bhUr bhuvaH svaH
oM hrIM duM durgAyai namaH
mAnasa-dhUpamAghrApayAmi

oM raM vahnyAtmakaM dIpaM parikalpayAmi
oM bhUr bhuvaH svaH
oM hrIM duM durgAyai namaH
mAnasa-dIpaM darshayAmi

oM vaM amR^itAtmakaM naivedyaM parikalpayAmi
oM bhUr bhuvaH svaH
oM hrIM duM durgAyai namaH
mAnasa-naivedyaM nivedayAmi

oM saM sarvAtmakAn sheShopacArAn parikalpayAmi
oM bhUr bhuvaH svaH
oM hrIM duM durgAyai namaH
mAnasa-sheShopacArAn samarpayAmi

Подобная манаса-пуджа подходит и для другого божества, только с некоторыми изменениями, так что нама-мантра меняется соответственно. Например, поклоняясь Богу Шиве, нама-мантра - oM namaH shivAya вместо oM hriM duM durgAyai namaH
Для первых пяти мантр используются пять бидж, а именно: laM, haM, yaM, raM и vaM.
Это биджи: муладхара, вишуддхи, анахата, манипура и свадхистана чакр соответственно. Эти чакры представляют притхиви (твердое вещество и запах), акашу (самое тонкое состояние материи), вайю (газообразность), агни или вахни (огонь), и джала (вода) соответственно.