Выкладываю еще одну переведенную мной главу из книги Antonio Rigopoulos "Dattatreya.." , Chapter 4 "Dattatreya in the Literature of Mahanubhavas".
ДАТТАТРЕЯ В ЛИТЕРАТУРЕ МАХАНУБХАВ
После пуранического периода первое датированное доказательство развития следующей стадии культа Даттатреи было обнаружено в ранних текстах движения «маханубхава». Это можно рассматривать как основную фазу в развитии Божества, с тех пор как происходит выделение Даттатреи маханубхавами и представление его на языке маратхи в религиозной и культурной среде. Хотя наиболее вероятно, что культ Даттатреи в регион языка маратхи был привнесен движением натхов, с кем, несомненно, были связаны маханубхавы; также следует подчеркнуть, что самые ранние литературные документы, упоминающие Даттатрею, относятся к движению маханубхав. Именно на территории языка маратхи Даттатрея представлен как одно из ведущих божеств индусского пантеона.
В данной главе мы обсудим ту роль, которая отводится Даттатрее в текстах и богословии маханубхав, а также рассмотрим связь Даттатреи с шакти-питхами, Шанкарой и орденом дашанами, агхора сампрадаей, натхизмом и даже джайнизмом. Обсуждение завершится несколькими замечаниями относительно теологического аспекта доктрины движения маханубхав.
Религиозное течение маханубхав, или «обладающих великим опытом», процветало в Махараштре около XIII в. Движение было основано Гуру Чакрадхаром, который, согласно легенде, родился в семье королевского министра города Броачх, Гуджаратат, его имя было Харипаладева. Он был развратен и предавался азартным играм. Умер молодым. Однако прежде чем его тело было кремировано, он был возвращен к жизни духом Чангадева Раула. Возродившись, Харипала еще некоторое время продолжал светскую жизнь, но однажды после крупной потери в азартной игре он почувствовал отвращение к мирской жизни. Так он отправился в паломничество в Рамтек, который находится около Нагпура. Он встретил своего Гуру Гундам Раула в Риддхипуре, который приобщил его к пара-марге и дал ему имя «Чакрадхар». Он провел двенадцать лет, блуждая в дикой местности как голый отшельник, а затем поселился в Паитхане на берегу реки Годавари. Так закончился его период одиночества (екака). Последние семь лет жизни Чакрадхар провел, блуждая вдоль реки Годавари, именно в этот период к нему присоединялся Нагадева, известный под именем Бхатобаса, который и должен был стать наставником секты после смерти Чакрадхара. Согласно традиции, Чакрадхар умер в 1272 году. Однако многие из его последователей полагают, что он, будучи бессмертным, живет где-то в Гималаях.
Движение маханубхав во многом повлияло на развитие литературы языка маратхи. Шарлотта Водевилль отмечает, что помимо средневековой секты Бенгалии вайшнава-сахаджиев самой древней вайшнавской сектой к северу от реки Годавари были маханубхавы. Фактически, вторя Хаджарипрасад Двиведи, она рассматривает Чакрадхара и Гундам Раула - основателей движения маханубхав - как первоначальных натхов, принадлежащих, вероятнее всего, к низшей касте. По ее предположению, они изначально поклонялись Бхайраве, но со временем перешли от тантрического натха-шиваизма к «условному» вайшнавизму. Если это так, то эклектическая мурти Даттатреи послужила бы прекрасным образцом для отображения связи шайва-вайшнавизма. Водевилль определяет это движение как по существу йогический культ, с Даттатреей в качестве обожествляемого Гуру. В своей более ранней работе она связывает Даттатрею с движением натха-йогов, «так как Даттатрея представлен в «Тантра-махарнаве» как «натх» из юго-западного региона». Элеанор Зеллиот и Максин Бернтсен предлагают следующее описание маханубхав:
Рассматриваемые, в лучшем случае, как неортодоксальные, маханубхавы отвергали кастовую систему и поклонение идолам, отказываясь признавать ритуальную и относящуюся к священным писаниям власть брахманов..., они создали орден женщин санньяси, равносильный ордену мужчин, и признавали реальность только одного бога - Пармешвары, который имеет пять главных воплощений: Кришна, Даттатрея и три личности из секты. Несмотря на то что маханубхавы в начале были довольно популярны, но, распространяясь в основном на север по реке Годавари (тогда как секта «варкари» распространялась юг), они почти не были заметны в течение следующих двух столетий. У них развилась секретная письменность, чтобы сохранить священные тексты, также они приняли неприметное положение вне господствующей тенденции общества Махараштры.
Помимо Кришны и Даттатреи другими вопложениями Бога у них признавались Чангадева Раул из Двараки, Гундам Раул из Риддхипура и, конечно, основатель - Чакрадхар из Паитхана - пятое и последнее проявление Парамешвары. Эти пять воплощений, восхваляемые маханубхавами, широко известны как «Панча-Кришны». Первые упоминания Даттатреи обнаружены в «Лила-чаритре» и «Сутра-патхе». «Лила-чаритру», отдельные описания биографии Чакрадхара в прозе, написал его ученик Мхаибхата между 1272 и 1278 гг. «Сутра-патха» представляет собой собрание учений Чакрадхары в форме афоризмов, которые Кешираджа отобрал из «Лила-чаритры» приблизительно в 1290 г. Наибольший интерес вызывают следующие данные:
1. В Матапуре (современный Махур на холме Девагири), Шри Даттатрея Прабху передавал свою шакти, или «Госави», Шри Чангадеве Раулу, приняв облик тигра, положившего свою лапу на голову Чангадевы.
2. Чакрадхар советовал посещать священный Атма-тиртх в Панчалешваре, потому что он связан с Даттатреей и «не похож на другие места».
3. Когда Чакрадхар восхвалял совершенство Даттатреи, два ученика выразили желание обрести даршан Датты. Чакрадхар обучил их тому, как достигнуть «этого высшего даршана». Тогда ученики ушли в Девагири в Матапур, однако, не последовав наставлениям Чакрадхара, позже они были вынуждены возвратиться.
4. Чакрадхар посетил Панчалешвар и указал место хижины Даттатреи.
5. Среди Аватаров Ишвары, благодаря которым индивидуальная душа может освободиться от сансары, Чакрадхар упомянул «Шри Даттатрея Прабху в Матапуре». Однако Мхаибхата сетовал, что Даттатрея не дарует никому свой даршан, тогда Чакрадхар указал на себя, как на единственное средство реализации в данной юге.
6. Когда Вамадеву (конкурирующего йогина) просили вызвать в воображении демонов, и он не смог этого сделать, то он оправдал себя тем, что, по его словам, некоторые демоны пошли в Колхапур, а другие в Матапаур.
Если на считать упоминаний о Даттатрее как об одном из пяти проявлений Парамешвары, в «Сутра-патхе» к нему относятся только четыре сутры в конце раздела вичары:
7. «Аватар Шри Даттатреи Прабху [есть] во всех четырех югах.» (282)
8. «Три несчастья Аларки были устранены при самом первом проявлении [Даттатреи], когда он сказал: «Шамбали, шамбали!». Это речь является самим проливанием нектара» . (283)
9. «Этот высший даршан!» (284)
10. «Шри Даттатрея Прабху - изначальная причина (ади-карана) этого патха». (285)
Как указывает Реасиде, на связь с пураническим Даттатреей указывает только упоминание Аларки в «Сутра-патхе» (вичара 283). Однако другие труды начала XIV в. обращаются к трем пураническим историям Даттатреи. В «Гадья-радже» из Хаягривы, написанной приблизительно в 1320 г., содержится пять шлок о Даттатрее (232-36). Помимо первого и пятого стихов, другие три шлоки выдвигают на первый план следующее:
Даттатрея передал власть над всем миром Сахасрар-джуне, который сделал курильницу из своих рук. (233)
Даттатрея устранил тяжбы сына Мадаласы [Аларка], произнеся три слова (вак-трая). Он проявился как не принадлежащий к касте человек, перенося груз мяса на носилках (кавади). (234)
Даттатрея исполнял обязанности священника при кремации Ренуки, когда Парашурама, убежденный своей матерью, попросил его об этом. (235)
В «Сахьядри-варнане» - поэма в 517 стихах, написание которой датируется приблизительно 1330 г. - Даттатрее посвящается более одной трети всей поэмы. Эта поэма представляет собой отнюдь не описание гор Сахьядри, а, скорее, рассказывает о некоторых эпизодах жизни Даттатреи. Возникший и проживающий в ответвлении горной цепи Сахьядри, Даттатрея представлен как ади-карана, или первопричина, возникновения движения маханубхав. В дополнение к обсуждению рождения Даттатреи в линии Атри, текст упоминает истории Аларка, Сахасрарджуна-Картавирьи и Парашурамы, дополняя их некоторыми подробностями.
Более отчетливое воспроизведение этих трех рассказов представлено в «Сахьядра-лиле» (текст написан между 1330 и 1400 гг., был издан В. Б. Колте как приложение к «Сахьядри-варнане»). Эти описания представляют собой наиболее развитую стадию легенд движения маханубхав относительно личности Даттатреи. В первой истории Чакрадхар рассказывает Махадаисе – одной из его первых женщин-учениц – о том, как Шри Даттатрея Прабху встретился с Аларка в горах Сахьядри. В этой истории Даттатрея выглядит как тот, кто не принадлежит к кастам Манг: он одет в дхоти, носит тюрбан, ожерелье из бусинок боры и сандалии на своих ногах, на его талии висит нож. Даттатрея склоняется под весом «кавади» – мяса, которое он носит на своем плече. Увидев Аларка, он закричал: «Семболи! Семболи!». Эти слова аналогичны тем, что были обнаружены в «Сутра-патхе» («шамбали!») и, вероятно, образованны от санскритского слова «шамбала» («средства для путешествия»), которое, судя по всему, относится к грузу мяса, который он носил на себе. Получив этот даршан Даттатреи, Аларка высказал ему свое почтение.
Вторая история повествует о том, как Даттатрея даровал блага королю Сахасрарджуне. Будучи лишенным рук и поэтому неспособным управлять своими владениями, король оставил свое королевство на попечительство министра, а сам отправился странствовать. Посетив хижины отшельников великих риши, он пришел в хижину Шри Даттатреи Прабху, которая находилась в Сахьядри. Почувствовав, что обитающие здесь духи благостны к нему, он решил остаться. В один день Сахасрарджуна получил даршан Даттатреи, и, желая преподнести ему аромат, король поместил тлеющие угли с ладаном на свои обрубленные руки. Почувствовав запах горящей плоти, Даттатрея приказал немедленно сбросить тлеющие угли и, удовлетворенный доказательством преданности, наградил Сахарарджуну тремя благами – тысячей рук, непревзойденной силой и властью во всем мире – но с одним условием: все эти блага достанутся Сахараджуне, если он не вызовет гнев у женщины, у брамина и у коровы. История заканчивается повествованием о том, как король впал в немилость, нарушив предписания Даттатреи. Как нам известно, Сахасрарджуна-Картавирья принес вред Ренуке, Джамадагни и Камадхену.