Натха-Сампрадая
Основная дискуссия => Тантризм-шактизм => Тема начата: Marina_magiya от Апрель 05, 2011, 19:27:49
-
Какое значение имеют нади в процессе мантра садханы и реализации сиддх и какие именно нади самые важные, какие менее?
Также оджас и теджас?
Правильно ли я предполагаю что теджас должен повышаться, а оджас уменьшаться по сравнению с состоянием до мантра садханы?
-
Самые важные нади – это сушумна, ида и пингала. Второстепенные по важности находятся в органах восприятия и действия: в глазах, во рту, в ушах и т.д. Когда эти нади в органах восприятия очищаются, легче достичь пратьяхары и направить прану в главный канал – сушумну, тогда практика мантры переходит на более высокий уровень.
Оджас связан с двумя основными вещами: с чистотой ума и физической сексуальной энергией, эти две энергии взаимозависимые. Чистота ума развивается за счет бхакти и молитвы, а физическая сила – за счет основных практик хатха-йоги. В хатха-йоге оджас играет чуть ли не одну из самых важных ролей. Не случайно Горакшанатх основал Традицию хатха-йоги и вместе с ней инициацию, называемую Чира-дикша (прорезание ушей и вставление серег). Потому что точки в ушах, с одной стороны, помогают быть подобными Горакшанатху и другим йогинам, с другой – при прорезании затрагиваются две точки внизу и вверху, связанные с силой ума и физической силой, одним словом, с оджасом. Тело, прана (речь) и сознание должны быть очищены и сгармонизированы, тогда практика мантр, в которой подразумевается слияние себя с Божеством, становится более качественной. Также визуализация себя Божеством становится более устойчивой. В каждой пудже или джапа-виддхи есть свои формы дхьяны, в них упоминается Божество, эти формы дхьяны могут использоваться как описание практики созерцания и визуализации, а значит, в них задействованы тело, прана и ум. Все просто.
-
Балджати Гуруджи ко Адеш!
Как чрезмерная болтливость отрицательно может сказаться на садхаке?
-
А есть ли название этим нади в органах восприятия? Если да, то какие?
Не совсем понятно что имеется ввиду под органами действия?
Какие самые важные нади в этих органах действия?
А по поводу роли теджаса в мантра садхане?
-
Как чрезмерная болтливость отрицательно может сказаться на садхаке?
Она приводит к потере энергии, а мауна и глубокое выражение мысли способствуют ее накоплению и совершенствованию. Я вот знал одного человека, раньше собирались у него пофилософствовать на Арбате: этот "тантрик" нес шизу, периодически вставляя в нее санскритские термины, никакой глубины мысли, очень напоминала "баптистские проповеди с эмоциональным самодовольством и самолюбованием". И что? В итоге этого человека хватает лишь на то, чтобы заниматься интернет-троллингом и нести выражение скудности мысли. Тупая болтовня всегда приводит только к деградации во всех отношениях. Людей, умеющих глобально, широко и глубоко мыслить, очень немного. Но я таких людей знаю и видел. Вот, например, мой неварский Гуру, а также Гуруджи Ананданатх был таким и ряд других заслуженно уважаемых людей.
-
А есть ли название этим нади в органах восприятия? Если да, то какие?
Да, они очень известные, такие как: ида – левая ноздря, пингала – правая ноздря, гандхари и хастиджихва – в глазах, пуша и яшасвини – в ушах, есть еще каналы, которые идут в гениталии, анус, ноги, – такие как аламбхуша, куху.
Не совсем понятно что имеется ввиду под органами действия?
Есть органы (инструменты) восприятия, через которые наше сознание воспринимает внешний мир, это – органы слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания. А есть органы действия – кармендрии, связанные с жизненной активностью живого существа, это – рот (активность в виде речи), руки (активность в виде действий), ноги (активность перемещения), анальное отверстие (выведение ненужных веществ из организма), гениталии (половая активность). Пять органов действия и восприятия (или знания) связаны с пятью элементами также.
Какие самые важные нади в этих органах действия?
Каналы хастиджихва и яшасвини сверху идут к большим пальцам ног. Хастиджихва также идет в руки. Аламбхуша идет к анальному отверстию, куху связан с гениталиями. Канал сарасвати находится во рту, от кончика языка проходит вниз вдоль сушумны и связан с ней, этот канал отвечает за речь.
А по поводу роли теджаса в мантра садхане?
Прана, теджас и оджас – это тонкие эссенции трех дош. Прана связана с ватой, капха с оджасом, а теджас с питтой. Теджас важен для концентрации ума.
-
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
Гуруджи, скажите пожалуйста, возможен ли эффективный контроль/управление Праной, Оджасом и Теджасом - с помощью (продвинутой) практики Пранаямы?
Возможен ли эффективный контроль/управление Праной, Оджасом и Теджасом - с помощью (глубокой) работы с мантрами?
Спасибо.
-
Гуруджи, скажите пожалуйста, возможен ли эффективный контроль/управление Праной, Оджасом и Теджасом - с помощью (продвинутой) практики Пранаямы?
Возможен ли эффективный контроль/управление Праной, Оджасом и Теджасом - с помощью (глубокой) работы с мантрами?
Судя по тому, что я знаю об аюрведе, и по своему личному опыту могу сказать, что можно посредством пранаямы и мантр управлять праной, теджасом и оджасом. Другое дело, все зависит от того, насколько вы высоко владеете мантрами и пранаямой.
Один из западных специалистов в аюрведе Девид Фроули считает, что Кундалини-шакти безусловно является Богиней, но в теле человека ее также можно рассматривать и как высшую форму праны или как форму речи Вак, которая может быть многоуровневой (вайкхари, мадхьяма, пашьянти и пара). Он даже дает такое интересное определение для мантры, как «асана для ума». Это вполне соответствует тому, с чем мне доводилось иметь дело в Индии, как там Учителя и серьезные практики воспринимают понятие асана, пранаяма и мантра. Конечно, разные динамические практики могут быть актуальны как подготовка для тамасических людей, но полноценная асана заключается в стабильности тела. То же самое и с пранаямой: есть много форм дыхательных техник, но настоящая пранаяма начинается там, где дыхание останавливается, смолкает. То же самое и с мантрами: их практика может быть на уровне вачака, упамшу, манасика и аджапа (когда мантра и вечный Атман стали одним целым). Это просто разные уровни восприятия одних и тех же практик.
-
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
...такое интересное определение для мантры, как «асана для ума». Это вполне соответствует тому, с чем мне доводилось иметь дело в Индии, как там Учителя и серьезные практики воспринимают понятие асана, пранаяма и мантра. Конечно, разные динамические практики могут быть актуальны как подготовка для тамасических людей, но полноценная асана заключается в стабильности тела. То же самое и с пранаямой: есть много форм дыхательных техник, но настоящая пранаяма начинается там, где дыхание останавливается, смолкает.
Гуруджи, большое спасибо за ответ! Очень интересно!
-
Извините, я не очень понимаю понятие оджаса и теджаса, в чем их различие? Можно ли еще раз объяснить эту тему? Заранее спасибо!
-
Извините, я не очень понимаю понятие оджаса и теджаса, в чем их различие? Можно ли еще раз объяснить эту тему? Заранее спасибо!
Теджас – это тонкая сущность питта-доши, оджас – капха-доши, а прана – вата-доши. Оджас связан с психофизической сексуальной энергией. Вообще, понятия аюрведы сложно переводить на классическо-медицинские, в свое время англичане в Индии сыграли свою роль в том, чтобы "дикарская и ненаучная" медицина отчасти была утрачена.