Натха-Сампрадая
Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: Vikram от Май 05, 2011, 09:52:49
-
Адеш! Хотел спросить про очищение трёх энергетических каналов, как соответствующих сфер души - ментальной, сознания и эмоциональной. Тоесть очищение каналов от всевозможной негативности ,которая там скапливается на психологическом уровне. Достаточно ли для такого очищения пранаямы с матрой АУМ на вдохе и выдохе или нет? Имеет ли смымл сначала делать нади шодхану или анулёму вилёму, а потом двадашанту? Что вообще полезно для очищение левого канала и соответствующей части психики? А то она у меня грязнющая.
-
Я считаю, что надо в любом случае балансировать два канала. Анулома-вилома мне кажется вообще лучшее средство для этого. И еще можно читать мантры Чандре. Если будете делать ее месяца три каждый день, можно избавится от многих энергетических проблем. Как нуш гуруджи говорил, необходимо узнать какой канал ведущий - каждый 2 часа у нас меняется канал и это можно заметить в теле, в том какая ноздря более чиста и с нее начинать пранаяму.
-
В йоге и в тантре самый популярный способ очистить каналы – это нади-шуддхи пранаяма. Но обычно начинают с анулома-виломы, это просто попеременное дыхание, а нади-шуддхи – с задержкой. Есть несколько основных мантр, которые используются в пранаяме, первую уже упомянули, это оМ, вторая – с тремя биджами: "яМ" – воздуха, "раМ" – огня и "тхаМ" – амриты, которая делается на задержке, она соединяет солнечную и лунную праны.
-
Я могу добавить, что я буквально потрясен этими техниками, иногда после них у меня останавливалось время во время последующей медитации!
-
Тоесть на вдохе йам, на выдохе рам, а на задержке тхаМ? Я пока по ощущениям от пранаямы дошёл до ощущения, что на вдохе одной из ноздрей заполняется соответствующая сторона тела. А вот что происходит на выдохе пока так и не понял. Откуда при этом должна выходить энергия? В смысле - я вдохнул правой ноздрёй ,а выдохнул, к примеру, левой. Это значит ,что я выдохнул то, что набрал при предидущем вдохе левой ноздрёй?
-
Я еще добавляю такую вещь, представляю как через левую например ноздрю идет прана белого цвета как на вдохе, так и на выдохе, а через правую ноздрую идет прана черного цвета как на вдохе, так и на выдохе и обязательно мысленно отслеживаешь движение этой праны, представля как она идет через нос сначала в муладхару и потом на подъеме до аджны и выпускаю ее в виде выдоха. На вдохе представлюя прану как позитивную (чистую) независимо от цвета праны (ноздри), а на выдохе соответственно как негативную (загрязненную).
-
С точки зрения физиологии, я встречал рекомендации делать эти упражнения в некоторых научных книгах. Там описано, что эти упражнения балансируют мозг (работу полушарий мозга) и способствуют большему усвоению информации и успокаивает нервную систему.
-
Vikram Если есть под рукой Гхеранда Самхита посмотрите стих 37-45. Детали Гуру жи разъяснит если это возможно.
-
Забыл уточнить, в пятом разделе (Пранаяма-Прайога)
-
Я еще добавляю такую вещь, представляю как через левую например ноздрю идет прана белого цвета как на вдохе, так и на выдохе, а через правую ноздрую идет прана черного цвета как на вдохе, так и на выдохе и обязательно мысленно отслеживаешь движение этой праны, представля как она идет через нос сначала в муладхару и потом на подъеме до аджны и выпускаю ее в виде выдоха.
Кстати интересно почему в муладхару, а затем в аджню? Вроде как каналы соединяются в точке ниже пупа.
И зачем визуализировать ЧЕРНОГО цвета? Обычно черный - это "негативный" застоявшийся и выходящий с выдохом ветер из каналов.
-
Ну, я не представляю цвета, а только ловлю ощущение тока энергии. При этом заполняется не просто канал, как некая трубка, а вся половина тела. Грязная энергия может в принципе и без цвета ощущаться грязной, как и чистая. Но чёрный - это действительно может не так сработать. Я знаю, что есть соответствие - ида синяя, а пингала оранжевая. Если уж с цветом ,то тогда по оттенку можно определить чистая энергия идёт или нет. по крайней мере в моём восприятии это так.
-
Есть пара вопросов. :05: Прошу совета опытных практиков :140:
Насколько необходимо выполнять ньясы перед пранаямой? Есть ли какая-то общая мантра перед пранаямой?
Не могу понять как можно сосчитать биджа мантру хотя бы 12 раз, не говоря уж про 32. Поэтому просто считаю, но в Г.Самхите сказано что нужны именно биджа-мантры.
-
Кстати интересно почему в муладхару, а затем в аджню? Вроде как каналы соединяются в точке ниже пупа.
И зачем визуализировать ЧЕРНОГО цвета? Обычно черный - это "негативный" застоявшийся и выходящий с выдохом ветер из каналов.
Точнее запуск запуск праны происходит через аджну, а потом она у меня сразу же оказывается в муладхаре и соотвественно в сушумне, потом я ее направляю через все чакру обратно к аджне. Ида и пингала насколько я знаю действительно находятся в районе пупа. Хотя если речь идет о балансировке лунной и солнечной энергии скорей вы правы наверное.
Ну цвета я представляю как черный и белый, как инь и ян.
Может это конечно все самодеятельность с моей стороны! )
-
Адеш!
Я, конечно, не "опытный практик"; но...
Не могу понять как можно сосчитать биджа мантру хотя бы 12 раз, не говоря уж про 32. Поэтому просто считаю, но в Г.Самхите сказано что нужны именно биджа-мантры.
... а какие проблемы? Если Вы уже читаете (читали) биджа мантры, (и не по нескольку раз), то, вероятно, могли заметить, что они спонтанно группируются кутами (группами) по 4-8-...-16-...-32 раз, и т.д. Просто практикуйте, и поймайте ритм, и все будет хорошо; ничего архисложного...
А что касается ньяс, то они существуют внешние и внутренние; можно, например, те же тантрические биджи наносить (мысленно рецитировать, совмещая с направленной концентрацией) на соответствующие зоны/участки физического/тонкого тела, (на адхары, например). Мощнейшая техника; рекомендую.
С уважением, Виктор.
-
Гуруджи ко Адеш!
Тоесть на вдохе йам, на выдохе рам, а на задержке тхаМ? Я пока по ощущениям от пранаямы дошёл до ощущения, что на вдохе одной из ноздрей заполняется соответствующая сторона тела. А вот что происходит на выдохе пока так и не понял. Откуда при этом должна выходить энергия? В смысле - я вдохнул правой ноздрёй ,а выдохнул, к примеру, левой. Это значит ,что я выдохнул то, что набрал при предидущем вдохе левой ноздрёй?
Можно для начала просто использовать биджи "яМ" и "раМ" для речаки, кумбхаки и пураки.
Что касается биджи тхАМ, она относится к системе А-Ка-Тха треугольника в Гуру-чакре, которая немного выше аджны. И с угла треугольника капает нектар, там же в "Гхеранда-самхите" говорится о лепестках этого лотоса с биджами "шасакхапхрем хасакшамалавараюм". В целом эти биджи составляют Наватма Бхайрава Гуру мантру, которая так популярна в Кубджика-тантрах и Шривидье. А-КА-Тха – это треугольник в Гуру-чакре, заключающий в себе всю матрику (буквы санскрита, символизирующие тонкое тело Богини), а именно, три линии «рекха» связаны с Богинями Вама, Джьоштха и Раудри. Т.е. там Гхеранда рекомендует представлять стопы Гуру и что с них стекает Чаранамрита (нектар, который омывает все чакры, т.е. все матрики). Ну, а так как матрика бывает разной, внутри чакр, снаружи (как, например, ее устанавливают в бахирматрика-ньясах), то, собственно, речь идет об омывании нектаром всего тела.
Так как пранаяма в полном виде носит религиозный характер, а Гуру ориентированным на простых людей, такое не выгодно раскрывать, посему нигде нет информации о том, откуда вообще возникла эта биджа "тхА". В большинстве книг рекомендуют использовать только "раМ" и "яМ" для чистки лунного и солнечного канала. Однако если вы посмотрите саму "Гхеранда-самхиту", то там вообще уже буквально до самого выполнения пранаямы рекомендуется представить образ Гуру и т.д. Из песни слов не выкинешь. Получается, что большая часть людей всего этого не знает, практикуя пранаяму, как и многого другого.
Кстати, я уже сказал, что мантры там в тексте имеют прямое отношение к тантрическим садханам, интересную версию можно встретить в книгах на хинди М. Шьямаканта. Он на этот счет говорит, что биджи "яМ", "раМ" и "тхаМ", происходят из того, что тонкое тело – это сукшма-янтра (тонкая система или механизм), и если разложить слово янтра с прибавлением анусвары и прочих хитроумностей санскрита, то получаем слоги "яМ" "трА" (из них происходит звук "та" и "тха", оба символизируют амриту) и "раМ". Вообще эту тему, конечно, можно разбирать подетально и, по-хорошему, чтобы со всем разобраться нужно или быть учеником (хорошим) адекватного Гуру, или перелопатить тонны текстов.
-
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
Ad Yogi Matsyendranatha
Сапрема намаскара!
Гуруджи, я слышал, что при исполнении пранаямы, сопровождаемой мантрами, можно на вдохе (пурака) использовать тантрическую биджа-мантру хрИМ, а на выдохе биджа-мантру шрИМ.
Будьте добры, подскажите пожалуйста, если при исполнении пранаямы (на вдохе которой рецитируется хрИМ, а на выдохе шрИМ) - используются кумбхаки - то какие тантрические биджа-мантры уместно применять в кумбхаках (в этом случае)?
Гуруджи, дайте пожалуйста пояснения для двух видов такого исполнения пранаямы: когда задержка дыхания производится только на вдохе, и когда задержка дыхания производится и на вдохе, и на выдохе!
Буду благодарен Вам за ответы.
С глубоким уважением, Виктор.
-
Проясните пожалуйста тему биджа мантр.
В целом по поводу мантр я читал, что необходимо посвящение, если не ошибаюсь, на этом форуме тоже об этом писалось. Это касается также и биджа мантр, связанных с чакрами ?
С другой стороны, насколько я знаю, при посвящении передается только одна мантра. Или нет ?
Может быть человек, ставший членом какой-либо индуистской религиозной организации, кроме одной основной мантры, переданной ему при посвящении, может применять также и многие другие ?
То есть если посвящения нет, делать нади шодхану с мантрами или без мантр – маловероятно, что будет существенная разница, я так понимаю. И это касается также медитативных практик, связанных с чакрами.
-
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
Гуруджи, я слышал, что при исполнении пранаямы, сопровождаемой мантрами, можно на вдохе (пурака) использовать тантрическую биджа-мантру хрИМ, а на выдохе шрИМ.
Будьте добры, подскажите пожалуйста, если при исполнении пранаямы (на вдохе которой рецитируется хрИМ, а на выдлхе шрИМ) - используются кумбхаки - тр какие тантрические биджа-мантру уместно применять в этом случае?
А можно поинтересоваться, на основе какого источника Вы решили, что в пранаяме используются такие биджи?
-
Я слышал только про со хам. А можно просто ом?
-
Адеш!
Ad Виранатха
А можно поинтересоваться, на основе какого источника Вы решили, что в пранаяме используются такие биджи?
Извините, уважаемый Виранатхджи, но нет; ибо Форум читаете не только Вы; а мне надоело читать поучения "воинствующих неофитов" на тему, что я должен делать (и как себя вести), а что нет.
Добавлю, что не "я решил", а узнал о существе метода, относительно которого был задан мой вопрос; если Гуруджи Матсьендранатх заинтересуется источником, то, несомненно, я сообщу Ему об этом в личной почте.
Ad Vikram
Уважаемый Vikram!
Я слышал только про со хам.
Ну почему? ...
... [Пранаяма] с тремя биджами: "яМ" – воздуха, "раМ" – огня и "тхаМ" – амриты, которая делается на задержке, она соединяет солнечную и лунную праны.
Можно для начала использовать биджи "яМ" и "раМ" для речаки, кумбхаки и пураки.
Кстати, это интересно! Есть еще вариант с биджами: не "со" - "хам", а "соМ" - "хаМ".
С уважением, Виктор.
-
Кстати, это интересно! Есть еще вариант с биджами: не "со" - "хам", а "соМ" - "хаМ".
В общем-то, у натхов биджа "сом" используется как вариант "сах"("со") в мантре Баласундари. Просто иногда висарга может переходить в анусвару и наоборот, так же как в мантрах "саух" и "саум", что означает Шиву, Шакти и их единство.
если Гуруджи Матсьендранатх заинтересуется источником, то, несомненно, я сообщу Ему об этом в личной почте.
Я думаю, что об источнике (если он есть) есть смысл писать прямо на форум, чем в ЛС, потому что на нем уже сами биджи упомянуты, так просто адекватней будет, на мой взгляд, для большинства читающих форум. Ссылка всегда помогает отделить желаемое от практик, описанных в текстах, тем более что в разных сампрадаях и их школах внутри могут даваться разные формы пранаямы. Мы ведь уже не раз говорили, что биджи, в зависимости от той или иной мантры и садханы, могут иметь различные значения. Это все учитывать очень необходимо.
-
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
Ad Yogi Matsyendranatha
Сапрема намаскара!
Я думаю, что об источнике (если он есть) есть смысл писать прямо на форум, чем в ЛС, потому что на нем уже сами биджи упомянуты, так просто адекватней будет для большинства читающих форум.
Извините, Гуруджи, не факт.
Про "соМ - хаМ" - это из наставлений уважаемого Брахмачари Муктананды, (которые я получал несколько лет назад).
Про "хрИМ - шрИМ" - (сообщу) Вам в ЛС, (если Вам угодно будет обнародовать источник, я без претензий).
С глубоким уважением, Виктор.
-
Извините, Гуруджи, не факт.
Биджи в пранаяме (да и вообще где-либо) используются в контексте той или иной садханы. Ну, а чтобы аутентичность садханы была очевидной, есть два варианта. Первый – когда практика настолько известна и все знают, что она есть во всех текстах, потому в ее аутентичности и нет слишком большой надобности сомневаться. Второй вариант – давать ссылки на источники, если она известна не всем. Это самый простой способ избежать подмены традиционного нетрадиционным. Я это примерно так себе вижу.
Что касается связи висарги и анусвары, об этом есть много информации в трудах авторитетных специалистов в области тантризма, таких как М.Дичковски, Л.Сильбурн, А.Сандерсон, также в трудах индийских мастеров, как, например, Шьямакант М. Да и Гуруджи Виласнатх в своем паддхати для Баласундари расшифровывает упадеши-мантру "сом" как происходящую от "сохам". Так что эта-то информация – точно вне каких бы то ни было сомнений.
-
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
Ad Yogi Matsyendranatha
Сапрема намаскара!
Биджи в пранаяме (да и вообще где-либо) используются в контексте той или иной садханы. Ну, а чтобы аутентичность садханы была очевидной, есть два варианта. Первый – когда практика настолько известна и все знают, что она есть во всех текстах, потому в ее аутентичности и нет слишком большой надобности сомневаться. Второй вариант – давать ссылки на источники, если она известна не всем. Это самый простой способ избежать подмены традиционного нетрадиционным.
Что касается связи висарги и анусвары, об этом есть много информации в трудах авторитетных специалистов ... так ... например ... Гуруджи Виласнатх в своем паддхати для Баласундари расшифровывает упадеши-мантру "сом" как происходящую от "сохам".
Гуруджи, большое спасибо Вам за ответ!
Скажу откровенно: Ваши наставления являются для меня путеводной звездой на Пути!
С глубоким уважением, Виктор.
-
Виктор, я получил объяснение в ЛС.
Действительно, нет смысла этого персонажа тут обсуждать, а что касается подачи информации им для Вас, я бы все же такие вещи предпочел как следует перепроверить. Самое лучшее – это, как минимум, выучить деванагари и хотя бы посмотреть в паддхати, в данном случае Шривидьи, есть ли во многих из них описание таких бидж в пранаямах. Если во многих есть другие, а такой(-их) нет ни в одном, то с такой информацией надо быть аккуратней. Может быть, конечно, эти биджи "хрИМ" и "шрИМ" связаны с Ха и Са, как самхара и сришти, но мне передавали другие техники. Поэтому лучше уточнить у других Гуру данной традиции.
-
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!
Ad Yogi Matsyendranatha
Сапрема намаскара!
Гуруджи, большое спасибо Вам за ответ!
Может быть, конечно, эти биджи "хрИМ" и "шрИМ" связаны с Ха и Са, как самхара и сришти...
Вероятнее всего, конечно, что они (биджи "хрИМ" и "шрИМ") действительно связаны со сришти и самхарой (соответственно); но для меня, в любом случае, решающими являются Ваши наставления, и те практики (и методы), которые Вы мне передаете.
С глубоким уважением, Виктор.