Натха-Сампрадая

И другое... => Разное => Тема начата: dyoka от Май 27, 2011, 21:31:10

Название: "Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Май 27, 2011, 21:31:10
Адеш натхи!Джай гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Хлысты явление очень многообразное,и по сути есть проявление "народного христианства"."Свальный грех"скорее всего придумали "информаторы"или сами "хлысты"что-бы ввести в заблуждение слишком любопытных. "Хлысты"называют себя "божьи люди"или "христоверы",мне интересно было-бы узнать Ваше мнение гуруджи об этом  явлении.
 Про духоборов-духоборцев:в отличии от христоверов,которые полностью от РПЦ не отделяются,а наоборот считают себя внутренней церковью,"духовные христиане":молокане и духоборцы от церкви отделились полностью,но между собой ладят.Часть христоверов обьединилась с молоканами-называются "веденцы",ещё их называют "прыгуны".Я знаком с Марией Константиновной Веригиной,которая прямой потомок одного из основателей духоборчества."Животная книга дуоборцев"есть в сети.С христоверами меньше знаком,потому что это менее структурированное явление, по-деревням среди работников церкви их полно,но они круто шифруются.В Воронежской обл.есть "фёдоровцы"которые верят что их учитель второе пришествие Христа.В целом у меня сложилось мнение что всё это проявление народного христианства вырасшего из двоеверия.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Май 27, 2011, 22:15:38
"Животная книга духоборцев"http://narod.ru/disk/4808041001/Boock-of-Life.pdf.html
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 27, 2011, 23:53:50
Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!


Вообще, я не знал, что духоборы верят в реинкарнацию. Самое ведь забавное то, что по материнской линии я тоже получаюсь духобор. Она родилась на Северном Кавказе (где частично мое детство прошло) и жила в селе Спасовка. Там было несколько русских сел, я их все хорошо знаю, так как был там много раз. По рассказам местных, насколько я помню, Екатерина их выслала, часть на Кавказ, а часть в Канаду, моих родственников не в Канаду (к сожаленью). :) Они тогда сожгли оружие и отказались воевать, я даже был в том историческом месте много раз.
Но было это давно, и тогда меня все это не особо интересовало. Но все равно я многое помню: их образ жизни, своеобразный стиль молитв и т.д. Они все переехали, когда на Кавказе начались войны: кто в Тулу, кто в Орел и др. места. У меня даже фото есть двадцатипятилетней давности, места на Северном Кавказе интересные. Но про их связь с хлыстами слышу впервые. Такие вот дела. :)
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Май 28, 2011, 18:00:37
Адеш!Джай гуру махарадж!
Духоборы это серьёзное явление,по-сути прямые потомки средневековых гностических течений:богомилов,павликиан,катаров.О реинкарнации у духоборов пишет Бончь-Бруевичь в "Животной Книге",духоборами были также Григорий Сковорода и Лев Толстой,которого духоборы очень почитают, и называют "столпом от земли до неба".С хлыстами их объединяет вера в возможность проявления Бога в человеке и практика направленная на это,скорее всего в средние века они были одной целой гностической (эзотерической)церковью,возможно это были те самые "стригольники".Насчёт связи с гностиками это мнение самих духоборов,я встречал его в их журнале- "Искра".
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Май 28, 2011, 19:18:55
Декларация братской жизни
автор Пётр Васильевич Веригин    
Дата создания: 1898. Источник: [1], цитирующий текст приведённый в работе: Балакирев А. "Кризис православной империи и истоки рабочей технической утопии." //Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995. Вып. 2. – М.: Наследие. 1996. - с. 108-138. • Духоборы считали этот "псалм" важнее других. Он во многом определил идеологию духоборов-общинников (CCUB) в Канаде на несколько десятилетий.    

1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.

2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, равно и в себе подобных.

3. Члены общины смотрят на все существующее с любовью и восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.

4. Под словом Бог члены общества разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.

5. Мир состоит из движения, все стремится к совершенству и через этот процесс стараются соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.

6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.

7. Уничтожить, разрушать, что бы то ни было члены Общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.

8. Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.

9. Главная основа существования человека – энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.

10. Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому

Богу нашему слава.
канадские духоборы http://www.iskra.ca/
http://www.duhobor.ru/
здесь книга http://dukhobors.narod.ru/
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Май 31, 2011, 10:29:39
С хлыстами их объединяет вера в возможность проявления Бога в человеке и практика направленная на это,

вера в проявление Бога в человеке характерно всем христианским течениям. Разница лишь в методах.

======================================================================================
О познании Бога
Основополагающее утверждение православного христианства гласит, что Бог существует и что Он может и должен быть познан. Для православного христианина познание Бога – единственная истинная цель жизни. И в самом деле, согласно православному вероучению, в этом и состоит жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

От самых простых поместных символов веры до наиболее возвышенного богословия ее святых, во всех своих литургических прошениях и славословиях Православная Церковь возглашает, что следует не только верить в Бога, любить Его, поклоняться и служить Ему, – Его следует также и познать. Столетия назад святитель Афанасий, великий защитник Православия, писал: «Ибо какой смысл существовать творению, если оно не может знать своего Творца? Как люди могут быть разумными, если они не имеют никакого знания Слова и Разума Отца, через Которого они получили свое существование? Они были бы не лучше, чем животные, не имея никакого знания, кроме земных вещей. И почему Бог должен был сотворить их вообще, если Он не побудил бы их знать Его? Но благой Бог дал им долю в Своем собственном образе, то есть в нашем Господе Иисусе Христе, и сделал их даже по собственному образу и подобию.

Почему? Просто, чтобы через этот дар богоподобия в себе они могли бы почувствовать Абсолютный Образ, Который является Самим Словом, и через Него познать Отца. Это познание своего Творца является для людей единственной действительно счастливой и благословенной жизнью».

Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Май 31, 2011, 14:48:02
Адеш!
Ещё эта идея присутствует у Дионисия Ареопагита,Авустина и в Св.писании:"БОГИ ВЫ ЕСТЬ,СЫНЫ ВСЕВЫШНЕГО ВСЕ ВЫ",только батюшки об этом предпочитают молчать ставя акцент на экзорцизм,причём стоящий немалых денег.Но это конечно не умаляет значение церкви.
Про духоборцев :

Название "духоборы" или "духоборцы" появилось в 1785 г. Оно было дано секте екатеринославским архиепископом Амвросием, говорившим, что учение секты противоречит Св. Духу. Сами сектанты истолковали это название по-своему, заявив, что отрицая религиозную обрядность, они являются поборниками духа, "борцами за дух".

Основатель: казак Силуан Колесников (ок. 1775 – 1785), живший в селе Никольском Екатеринославской губернии.

Активными проповедниками учения секты были Илларион Побирохин, торговец шерстью из села Горелова Тамбовской губернии и Савелий Капустин, отставной капрал, имевший громадное влияние на сектантов.

В конце XVIII в. духоборчество утвердилось в Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской губерниях. Оттуда учение распространилось на земли донских казаков, в Саратовской, Астраханской, Пензенской и других губерниях и стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в Рижскую, Пермскую губернии и в Сибирь.

В XVIII в. правительство относилось к духоборам весьма строго: их ссылали на каторгу или на поселение, нередко подвергали телесным наказаниям, отдавали вне очереди в рекруты и т. д. С воцарением Александра I политика правительства стала более мягкой. По высочайшему рескрипту в 1801 г. было возвращено на родину много сосланных в Сибирь духоборов. Указом 1803 г. для всех духоборов объявлялась свобода вероисповедания. Чтобы пресечь распространение их учения и, в то же время, оградить сектантов от преследований со стороны православного населения, правительство с 1802 г. начало выселять их в степи в Мелитопольском уезде Таврической губернии. (Местность известная как "Молочные воды"). При этом им давалась ссуда из казны, налоговые льготы сроком на 5 лет и земельный надел по 15 десятин на человека. Это привлекало многих духоборов, приезжавших добровольно, некоторые же выселялись туда по распоряжению правительства. К концу 1808 г. на Молочных водах насчитывалось уже 9 деревень, центром их было богатое село Терпение, основанное выходцами из Тамбовской губернии. В 1805 г. те же льготы были дарованы сибирским духоборам. Покровительство властей привело к широкому распространению секты.

В царствование Николая I против духоборов были предприняты ограничительные меры. Секта была объявлена особенно вредной, усилена строгость наказания за ее распространение. Переселение на Молочные воды было прекращено, духоборов стали выселять на пограничные территории в Закавказье. В 1839 г. туда же переселили духоборов Молочных вод, за исключением тех, кто согласился принять православие. Около 4000 человек переселились на Кавказ. В 1836 г. сибирских духоборов начали выселять в отдаленные места Сибири.

С 1891 г. началась пропаганда толстовского учения среди духоборов. Высланные в Закавказье толстовцы кн. Хилков, Бодянский, Дубченко и др. издали духоборческий катехизис в новой исправленной редакции, под названием "Исповедная песнь христианина". Авторы ввели в учение секты толстовское толкование религиозных истин и внесли ряд новых социально-политических вопросов. Те из духоборов, кто принял учение Л. Н. Толстого, получили название "постников", или "белых", т. е. сделавшихся чистыми посредством поста. Постники отказались от военной службы, не признавали государственной власти, публично критиковали царя. В ответ на это правительство переселило постников в другие места: около 4000 человек небольшими группами были расселены в Тифлисской губернии. Здесь они прожили около двух лет. Затем часть из них (около 8000 чел.) эмигрировала в Канаду. На Кавказе осталось еще около 10 000 духоборов.

В настоящее время российские духоборы проживают преимущественно в Тамбовской, Оренбургской и Ростовской областях. Поселения духоборов существуют также на Украине, на Кавказе, в Азербайджане, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Канаде.

В 1991 г. в г. Целина Ростовской области состоялся съезд российских духоборов, на котором была создана единая организация под названием "Религиозное объединение духоборцев России".

Учение:

Источником вероучения духоборы считают "внутреннее откровение", или "просвещение Бога Слова, обитающего в душе человека". Плодом этого внутреннего откровения является предание, которое хранится в памяти и сердцах. Предание именуется "Животной книгой". "Животная книга" состоит из псалмов, которые составлены духоборами по подобию псалмов Давида, частью из отдельных стихов и слов этих псалмов, изречений из Св. Писания и молитв Православной Церкви. По мнению духоборов, псалмов этих бесчисленное множество. Знать все псалмы или всю "Животную книгу", одному человеку невозможно, в полноте она содержится только в роде духоборов. Между отдельными духоборами она разбросана по частям, так что если сложить заключенные в каждом частицы предания, то получится полная "Животная книга". Неповрежденность обитающего в памяти и сердцах предания, или "Животной книги", основывается на том, что Бог Слово якобы обитает в роде духоборов и не дает ошибиться. Просвещение Богом Словом каждого человека, содержание в его сердце части "Животной книги" неодинаково: один может быть более просвещенным, другой менее. Поэтому у духоборов существует огромный авторитет "учителей", которые "вещают глаголы жизни".

Св. Писание в глазах духоборцев стоит гораздо ниже "Животной книги": оно – лишь второстепенный источник вероучения, так как в нем наряду с истиной есть много неточностей. Духоборы верят в единого Бога, признают и Св. Троицу, но понимают ее в смысле различных действий и проявлений единого существа. Согласно их учению, в природе Троица открывается так: Отец есть свет. Сын – жизнь. Дух Святой – покой. В человеке Отец – память. Сын – разум, Дух Святой – воля. Таким образом, у духоборцев нет даже представлений о личном, внемирном Боге, и Троица их является не тремя отдельными ипостасями, а силами в мире и способностями в человеке. Душа человека, по мнению духоборов, согрешила духовно еще до рождения и за свое падение была изгнана в видимый мир, как в темницу. Души людей после смерти переходят в другие тела: благочестивые – в человеческие, злые – в тела животных. Переселение души совершается приблизительно от 6-и до 15-летнего возраста, когда духобор заучивает несколько псалмов "Животной книги". До этого времени он имеет не душу, а только дух, который есть простое дыхание, не имеющее бытия. Духоборы отрицают искупительную жертву Христа. Искупление воспринимается ими как духовное просвещение. Об Иисусе Христе они говорят, что Он – один из праведных людей, только более других просвещенный божественным словом, более других одаренный божественным разумом. Цель страданий Иисуса состояла только в том, чтобы подать пример страдания за истину. Божественный разум, бывший в Иисусе Христе, после Его смерти переселился в апостолов, затем в их преемников и, наконец, в род духоборов. Душа Христа также пребывает среди сектантов, воплощаясь в отдельных личностях – лидерах секты. Будущая жизнь, по учению духоборов, будет заключаться не в воскресении бренных тел, а в воскресении падшего духа. По учению духоборов, они – живые храмы Божии, престолы Бога. Церковь – это личное "я" духобора. Они утверждают, что в духоборе воплощается Св. Троица: он есть и священник, и жертвенник, и жертва. Сердце есть алтарь, воля – жертва, священник – душа, поэтому в Церкви не может быть иерархии и священства. Духоборы отвергали почитание креста, икон, мощей, молитвы святым и таинства. Все таинства они трактуют "духовно": причащение бывает через слово, мысли, веру и сердечное желание. Исповедь есть сокрушение сердца пред Богом, хотя можно иногда исповедовать грехи друг перед другом. Брак должен совершаться без всякого обряда, – требуется только воля, взаимная любовь, соизволение родителей и клятва в душе пред всевидящим Богом, что сочетающиеся будут верны друг другу.

Духоборы не имеют молитвенных домов или особых помещений для молитвенных собраний. Нет и определенных дней для общественной молитвы. Молитва состоит в том, что все присутствующие читают по очереди наизусть псалмы из "Животной книги", причем должны обязательно читаться разные псалмы без повтора, сколько бы людей ни присутствовало. Затем читаются "начатки" духоборческого катехизиса и ведутся благочестивые беседы, в заключение устраивается "братская трапеза".

Ну а "хлысты" это просто обобщённая маркировка всей не контролируемой синодом духовности,т.е.народная религия,часто очень синкретичная.Никакого единого учения "хлыстов "не существует так же как и самих "хлыстов".В народном христианстве можно встретить и элементы гностицизма, и суфизма,и шаманизма и т.д.Всегда нужно говорить о каких-то конкретных учителях.Например П.К.Иванов вполне вписывается в это явление.Вот и Вы ,Дхарманатх ,пытаясь объединить йогу и православие то же попадаете в разряд "хлыстов".
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Май 31, 2011, 15:00:53
Вот и Вы ,Дхарманатх ,пытаясь объединить йогу и православие то же попадаете в разряд "хлыстов".

даже не думал  и никогда это не делал :130:
пытался найти только тождественность учений... не более того.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Май 31, 2011, 17:26:17
Где-нибудь в веке 19 ,Вас за эти попытки от церкви отлучили как Льва Толстого,или в сибирь выслали.

Но что-бы не останавливаться на этой печальной ноте,вот пример применения холотропной терапии :05: у молокан:СОПУНОВ.

Секта, выделившаяся в 50-х гг. XIX века из Общих молокан

Секта также известна под названием скакунов или прыгунов.

Одним из наиболее ярких лидеров секты был крестьянин Лукьян Петрович Соколов (ум. 1862 г.), которому приписывается введение обычая сектантов сопеть друг на друга, объясняя это словами 50-го псалма "Окропи меня, Господи, иссопом и буду чист". Последователи учения считали, что следуют прямому указанию Св. Писания и таким образом очищают друг друга от грехов.

Во время общих молитв сопуны доводили себя до исступления продолжительным скаканием "по примеру царя Давида" (отсюда второе название – "скакуны") и выкрикиванием бессвязных звуков, что выдавалось за "дар языков".

Общинами сектантов руководили "пророки", избираемые общинниками. Пророки же назначали себе двух-трех помощниц – "пророчиц".

До революции 1917 г. последователи секты проживали в Карской области, в Елизаветпольской, Эриванской, Бакинской, Тифлисской, Ставропольской и Самарской губерниях.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Май 31, 2011, 17:48:27
Где-нибудь в веке 19 ,Вас за эти попытки от церкви отлучили как Льва Толстого,или в сибирь выслали.

Не обвиняйте меня в "толстовщине". Я не сторонник его творчества, так еще и совсем ничего не знаю о его личных косяках с РПЦ. Насколько  знаю Толстой покусился на социальную власть церкви, от которой и поимел кучу проблем. Я лично не проповедую и не афиширую свои взгляды. Мне бы толком усвоить начальную  натховскую учебную программу  :018:
Вообщем все мои предыдущие сообщения на тему христианства воспринимайте как рассуждения в онлайне с целью разобраться в кое-каких вопросах :05:
 
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Май 31, 2011, 19:48:57
Адеш!На самом деле я Вас хорошо понимаю ,Дхарманатхджи.Мне то же очень нравится православное богослужение.Одно время я жил в Ярославле и иногда ходил на службы в средневековую церквушку.Старинные иконы ,горят свечи ,запах ладана ,знаменное пение ,а за окном сумерки-зима...

Но никакой тождественности между философией и религией нет и быть не может,это разные явления человеческой культуры.Философия- это путь человека к Богу ,а религия -это путь Бога к человеку.Всякий раз когда человек пытается  смешать эти два потока появляются проблемы,в истории тому много примеров.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Май 31, 2011, 23:57:33
Адеш!На самом деле я Вас хорошо понимаю ,Дхарманатхджи.Мне то же очень нравится православное богослужение.Одно время я жил в Ярославле и иногда ходил на службы в средневековую церквушку.Старинные иконы ,горят свечи ,запах ладана ,знаменное пение ,а за окном сумерки-зима...

Так Вы романтик  :05: Честно говоря предпочитаю византийское пение. К сожалению, не везде умеют.

Но никакой тождественности между философией и религией нет и быть не может,это разные явления человеческой культуры.Философия- это путь человека к Богу ,а религия -это путь Бога к человеку.Всякий раз когда человек пытается  смешать эти два потока появляются проблемы,в истории тому много примеров.

Я не искал тождественность между религией и философией. Я искал тождественность между религиозными учениями и нашел :130:
Толку только от этого немного  :016: Философия как феномен человеческого Бытия и религии как формы общественного сознания меня больше не интересуют.  :05: Настоящая Йога рулит  :17: Как ни странно не я ее нашел, а она меня.  :018:
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 01, 2011, 10:06:33
Йога круче чем философия и религия,она появилась значительно раньше,но это разные явления.Помниться даже у исихастов были поначалу проблемы с церковью,да и сейчас это" делание"не очень радует батюшек.
Византийское пение,особенно старостильное ,это красиво!Вообще я большой почитатель романского искусства. suns
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Июнь 01, 2011, 10:33:18
.Помниться даже у исихастов были поначалу проблемы с церковью,да и сейчас это" делание"не очень радует батюшек.

откуда такая информация?
насколько я знаю непосредственно из уст монашествующих и из разных статей для исихии нужен длительный опыт молитвы и укрощения чувств. в противном случае можно получить прельщение и глубокое падение. На исихию благословляют монахи чином не меньше схимонаха. Для обучения  исихии наличие духовника обязательно
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 01, 2011, 20:55:45
Что бы разобраться в этом вопросе необходимо изучать святоотеческую литературу:Игнатия Брянчанинова,Иоанна Журавского-это авторитетный источник.Ну и "добротолюбие".
Исихастам в ранний период очень доставалось их обвиняли в "ереси имяславцев",ещё  истории церкви был иконоборческий период,когда истребляли иконописцев целыми семьями,потом передумали.
 Сейчас к духовному опыту приравнивают сердешно- сентиментальные фантазии,а духовную практику стараются отложить на-потом,или вообще отрицают,вот это и есть гордость и прелесть.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Июнь 02, 2011, 13:13:45
Если коснуться темы хлыстовства, то это течение никакого отношения к христианству не имеет, кроме общих названий. Создатель секты обычный крестьянин, а не раскольник-монах или иереей.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EB%FB%F1%F2%FB

upd: духоборство  - раскольническая идея среди православных христиан. вот  подсказали грамотные люди  :05:
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 02, 2011, 14:28:45
"Хлысты"-это не секта а явление в народной культуре,третий компонент в "расколе".Точно сказать что это такое невозможно,термин "духовное христианство" впервые употребляется в связи с этим явлением.Всё это не просто моя выдумка ,а результат общения с представителями народного христианства,да и с РПЦ,я то же знаком не по-наслышке.Так что если Вы действительно хотите узнать что,то о православной духовной культуре почитайте Игнатия Брянчанинова-"Приношение современному монашеству".А в википедии там всё по верхам,о её существовании я конечно знаю,так что можете меня туда не посылать,а то я обижусь и уйду в другую сампрадаю :05:
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Июнь 02, 2011, 14:53:52
"Хлысты"-это не секта а явление в народной культуре,третий компонент в "расколе".Точно сказать что это такое невозможно,термин "духовное христианство" впервые употребляется в связи с этим явлением.Всё это не просто моя выдумка ,а результат общения с представителями народного христианства,да и с РПЦ,я то же знаком не по-наслышке.Так что если Вы действительно хотите узнать что,то о православной духовной культуре почитайте Игнатия Брянчанинова-"Приношение современному монашеству".А в википедии там всё по верхам,о её существовании я конечно знаю,так что можете меня туда не посылать,а то я обижусь и уйду в другую сампрадаю :05:

"все обломилось в доме Смешанских"
ну-ну...не секта, а духовное христианство, а 14 автокефальных церквей включая РПЦ не духовное.  :05:
Странные у Вас намерения. С одной стороны посылаете  читать уважаемых авторов, а с другой упорно поддерживаете идеи раскольничества, называя их мистическими и духовными  :05:
Вы уж определитесь... :05:
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Виктор от Июнь 02, 2011, 19:37:34
Адеш!

Настоящая Йога [Натха-Йога] рулит [!!]

Совершенно солидарен!

С уважением, Виктор.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 02, 2011, 21:06:53
У Вас ,Дхарманатхджи немношко кураевское представление о церкви,на самом деле всё не так складно,особенно если пожить церковной жизнью.А "духовное христианство"я уважаю потому что они ближе к истине,и больше внимания уделяют духовной работе.Насчёт смешивания я уже писал:религия это одно,а философия другое.Духовное христианство -это больше практическая философия жизни.Никаких раскольнических идей я не поддерживаю,я верю в Единого Бога.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 09, 2011, 16:09:19
Вообще, насколько я помню, там, где я жил среди духоборов (это Северный Кавказ, село Спасовка, Гореловка и др.), образ жизни духоборов своеобразный. Церквей я там не видел ни в одном из этих сел. Может, это направление в других перечисленных местах (Украина, Канада, Россия) и отличается, но русские села в районе Ленинакана действительно были без церквей и без священников, не так, как это принято в православии. Молитвы у них очень своеобразные, составлены в таком виде, что их сложно перевести. Насчет схожести с хлыстовством в виде "кораблей и радений", я этого всего там ни разу не видел и не слышал, но может быть просто не соприкасался с этим, мне тогда было лет 5-6. Я почему и поинтересовался о связях духоборов и хлыстов, так как, судя по тому, что я лично видел у духоборов и слышал про хлыстов, многое из практик тех и других вроде бы отличается.

Впрочем, с того времени уже много лет прошло, я выбрал индуизм и специально никогда не интересовался духоборством, а тут вот узнаю, что они верят в инкарнацию и много всего интересного, что ЧАСТИЧНО встречается в индуизме.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 14, 2011, 15:57:33
Адеш!Джай гуру махарадж!
Я никому ничего не навязываю,просто поделился информацией.Если уж искать тождество между индийской и российской культурой,то целесообразней это тождество искать там где оно может быть,а не на богословском факультете при московской патриархии. Для них мы однозначно сатанисты.Ну, а то что"йога- единственно верный метод" это известный факт.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 15, 2011, 18:52:05
Среди Христоверов большой популярностью пользуется "Стих о голубиной книге".Некоторые идей в этой книге,по-моему, схожи с 3 главой "Сиддха-сиддханта паддхати".

СТИХ О ГОЛУБИНОЙ КНИГЕ

Воспр. по: Киреевский П. В. Собрание народных песен. Том 2. (серия "Памятники русского фольклора"). Л.: Наука, 1986. № 5.


                  Восходила туча гремучия,
                  Из той из тучи из гремучия
                  Выпадала книга Голубиныя,
                  Ни малая, ни вяликая;
                  Далины книга сорока сажон,
                  Поперечины двадцати сажон.
                  К той Книги Голубиныя
                  Собиралися, соезжалися
                  Сорык царев сы царевичам,
                  Сорык Князев сы князёвичам,
                  Сорык бояр сы бояриным,
                  Сорык папов сы паповичем,
                  Сорык крестьян сы крестьяниным,
                  Кы таму кы премудрому царю к Давыду Евсеевичу.
                  Возговорить Володимир-князь,
                  Володимир-князь Володимирыч:
                  - Ой ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
                  Прочти нам Книгу Голубиную,
                  Ни малую, ни вяликую;
                  Долины книга сорока сажон,
                  Пыперечины двадцати сажон.
                  Возговорить премудрый царь Давыд Евсеевич:
                  - Ой ты еси, Володимир-князь,
                  Володимир-князь Володимирыч!
                  Читать книгу- ни прачес(т)ь будить,
                  Ходить по книге - ни сходить будить,
                  На руках держать - не сдиржать будить;
                  Скажу тебе по старой памяти, што по грамоте.
                  Возговорить Володимир князь Володимирыч:
                  - Ой ты еси, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
                  Скажи ты нам, проповедуй жа:
                  Отчаво зачался у нас белый свет,
                  Отчаво зачалось со(л)нца красныя,
                  Отчаво зачался млад-светел месиц,
                  Отчаво зачалась тёмная ночь,
                  Отчиво зачались звезды частыя,
                  Отчиво зачались зори утренни,
                  Отчиво зачался буен ветир?
                  Отчиво зачался дробен дожжик?
                  Ответ держит премудрый царь Давыд Евсеевич.
                  - Володимир князь Володимирыч!
                  У нас белый свет от свята духа,
                  Самаво Христа, царя нибесныва;
                  Сонца красныя от лица божьива
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Млад-светел месяц от грудей божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Ночь темныя от волос божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Зори утренни от риз божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Звезды частый от очей божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Буен ветер от дыхания божьего
                  Самаво Христа, царя небесныва;
                  Дробен дожжик из слез божиих
                  Самаво Христа, царя небесныва.
                  Возговорить Володимир-князь,
                  Володимир князь Володимирыч:
                  - Ой ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
                  Скажи ж ты нам. проповедуй же,
                  Которай царь над царями царь,
                  Который горыд городам мать,
                  Которыя церква всем церквам мать,
                  Которыя гора всем горам мать,
                  Который рика (всем) рикам мать,
                  Которые моря (всем) морям мать,
                  Которая рыба всем рыбам мать,
                  Которая птица всем птицам мать,
                  Который зверь всем звирям мать,
                  Которая древа древам мать,
                  Которая трава травам мать?
                  Возговорит премудрый царь Давыд Евсеевич:
                  - Ой ты, премудрый князь Володимир,
                  Володимир князь Володимирыч!
                  У нас белый царь над царями царь.
                  - Почаму же белый царь над царями царь?
                  - Што вялика яво вера крещеная,
                  Крещеная, богомольная.
                  Стоит ён за дом пресвятыя богородицы -
                  Потому белый царь над царями царь.
                  Ирусалим-горыд городам мать.
                  - Почаму жа Ирусалим-город городам мать?
                  - Што стоить ён посреди земли,
                  Посреди земли, свету белыва -
                  Пытаму Ирусалим-город городам мать.
                  Во граде Ирусалими стоить церква соборныя,
                  Соборныя, богомольныя;
                  Во той церкви вы соборные
                  Стоить грабница на воздухах бела каминна,
                  В той гробницы белой каменной
                  Припочивають мощи самово Христа,
                  Самаво Христа, царя небесныва -
                  Патаму церква всем церквам мать.
                  Фангор-гора всем горам мать.
                  - Пачаму ж Фангор-гора всем горам мать?
                  - Што на горе прибразился сам Исус Христос
                  Царь нибесный бог, са сильно са нибесныю, -
                  Сы грозными ферувимыми - сы страшными сирафимыми -
                  Патаму Фангор-гора горам мать.
                  Ирдань-река всем рекам мать.
                  - Пачему Ирдань-рика всем рикам мать?
                  - На рике Ирдани крестился сам Исус Христос,
                  Сам Исус Христос, царь небесный бог,
                  Со Иваным сы крестителим, со силою сы небесныю,
                  Сы грозными ферувимыми, сы страшными сирафимыми.
                  Киён-моря всем морям мать.
                  - Пачему Киён-моря марям мать?
                  - Што на Киён на море выходить раз в год
                  Церква саборная, саборная, богомольная;
                  В той церкви вы саборной
                  Стоить грабница на воздухах белакаменная.
                  В той грабницы белокаменной
                  Припачивають мощи папы Клима Рымскава -
                  Патаму Киён-моря всем морям мать.
                  Кит-рыба всем рыбам мать.
                  - Пачаму кит-рыба всем рыбам мать?
                  - Што на кити-рыбы основался весь белый свет,
                  Твержина, мать-сыра земля,
                  Мать-сыра земля, вся всиленная.
                  Страфиль-птица - всем птицам мать.
                  - Пачаму Страфиль-птица - всем птицам мать?
                  - Што живеть она на синем мори,
                  Держить белый свет под правым -крылом;
                  Страфиль-птица вострипещитца, -
                  Вся синия моря воскалыбаитса,
                  Затапляить судны гостиныя
                  Сы таварами сы заморскими,
                  Сы теми людями сы масковскими.
                  Вындрик-зверь всем зверям мать.
                  - Пачаму ж Вындрик-зверь всем зверям мать?
                  - Што живеть ён во святой горе,
                  Ходить ён по подземелью,
                  Яко ясная со<л>нца пы паднебесью;
                  Пущаить ключ (во) всю землю,
                  У (во) всю землю вселеннаю:
                  Патаму Вындрик -всем зверям мать.
                  Кипарис-древа всем древам мать.
                  - Пачаму Кипарис-древа всем древам мать?
                  - Што на Кипарисе на древе распят был
                  Сам Исус Христос, царь нибесный, бог,
                  Между двух разбойников, душегубленников:
                  Патаму Кипарис-древа - всем древам мать.
                  Плакун-трава - всем травам мать.
                  - Пачаму плакун-трава - всем травам мать?
                  - Кыгда вяли Христа на распятия,
                  Плакала божия мать па сваём па сыну па возлюбленном,
                  Пала слиза на сыру землю,
                  От тех от слез от причиствинных
                  Зарыждаласи плакун-трава, что плакущая -
                  Патаму плакун-трава - травам мать.
                  Возговорить Володимир-князь,
                  Володимир-князь Володимирыч:
                  - Ой ты ой еси, премудрый царь Давыд Евсеевич!
                  Мала мне спалося, во сне много виделаси:
                  Будто Кривда с Правдою ани спорили,
                  Кривда Правду адалеть хочить.
                  Правда Кривду пиряспорила,
                  Правда пошла на нибеса,
                  Кривда осталась на сырой земли,
                  Пашла Кривда па бедным людям,
                  По сиротычкам, па вдовычкам.
                  Маладым людям на паученья,
                  Старым людям ради памяти.
                  Абы славен бог и прославилося
                  Велико имя господне его, аминь.


Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Трилокинатх от Июнь 19, 2011, 23:28:26
Шри Натх Джи Гуру Джи ко Адеш!

Джай Гурудев!

Описание "радения" у хлыстов. Стиль изложения, конечно, "газетный", но основные моменты, в частности, приведенный текст с санскритскими словами - реальные. 

"Осколки некогда многочисленной в России секты хлыстов все еще существуют в отдаленных уголках Самарского края. В одной из деревень мне удалось лично познакомиться с этими странными людьми. Сами хлысты потом признавались, что я оказался удивительным образом похож на одного из бывших хлыстовских "царей духовных". И потому в виде исключения был допущен к присутствию на обряде радения, на который, кроме самих хлыстов, никто не допускается.
Начало не предвещало ничего необычного в этом доме, что в поселке Зубчаниновка, где собрались пожилые деревенские бабы – доярки и простые мужики-механизаторы. Они слезливо обнимались, радуясь встрече. Говорили о житейских вещах. Потом сели за стол и принялись за трапезу: ели в основном творог, являющийся для хлыстов ритуальной пищей.
Само радение началось к сумеркам с рассказов о хлыстовских чудесах.
– Как-то Александр Михайлович шел среди болот, а за ним деревенские мальчишки, дразнят его: "Богомол, богомол, заставь лягушек замолчать". Александр Михайлович поклонился, зашептал, и лягушки смолкли. "Да это случайно!" – закричали мальчишки. Тогда он опять зашептал. И вдруг лягушки по всему болоту заквакали славословия.
В другой истории также фигурировал один из хлыстовских "духовных царей", который вскипятил воду в банке с помощью "божественной силы".
Когда истории с чудесами закончились, все встали и перешли в другую комнату, с лавками у стен. Расселись в полумраке и запели свои "духовные стихи". Гудели долго и без остановки часов шесть. По мере пения глаза у поющих начали стекленеть – народ, похоже, вошел в транс. Вдруг хлопнула дверь, и… из оконной рамы посыпались осколки стекла. Честно говоря, в этот момент у меня по коже пробежали мурашки от страха. Ощущение, будто в комнату кто-то вошел. А ведь хлысты таким образом вызывали "духа".
Как только пожаловал "дух", один из поющих поднялся с лавки и начал делать движения, похожие на медленный русский народный танец. Следом постепенно "дух приподнял" всех остальных, и вот уже по комнате закружился хоровод, который сами хлысты называют "колесницей". Лица у всех мокрые – слезы полились потоками. А внутри "колесницы" завертелись три "пророка" ("пророк" – это ступень перед "духовным"), извергая при этом нечто из своих глоток:
– Галки летали – Бога призывали. Галки-хохлушки – спасенные души. Воробьи-пророки – шли по дороге. Нашли они книгу. А что в той книге? Описано тамо – совершая само. – И дальше шло нечто диковинное. – Драната гандра, капил астра шантра, шанкара фуруна, маи девилуша.
Позже, когда диктофонную запись прослушали знатоки языков, выяснилось, что этот текст – санскритский, который довольно связно перечисляет имена духов, обитающих между небом и землей…
А танцующие между тем задвигались все быстрее, все резче, взмахивая руками, взвизгивая и выкрикивая непонятные "пророчества". Хозяйка дома баба Вера на каталке неожиданно завертелась вокруг своей оси, как турбина.
Я ощущал себя Хомой из гоголевского "Вия". Рядом со мной сидела и выла басом какая-то тетка. "Прямо как волк", – с опаской подумал я и на всякий случай отодвинулся поодаль.
Закончилось все на рассвете на самой высокой ноте. Радевшие впали в глубокий обморок – повалились на пол, как мешки. Словно подкошенная рухнула баба Вера. Попадали мужики. Теперь мне казалось, что я был один в совершенно пустом доме. Угнетенный впечатлением увиденного, я побродил по комнатам, вернулся к столу, попил чаю с хлебом-медом, посмотрел на лежащие вповалку тела с неестественно бледными лицами и… улегся спать на пустующий диван.
Часа через четыре, когда я проснулся, хлысты были уже на ногах. На удивление они были свежие, радостные, все бегали, скороговоркой говорили. На этом и закончилось радение.
Самое загадочное в этой истории, пожалуй, даже не беснование ее участников, а тот самый текст на санскрите. Откуда у малограмотных деревенских мужиков и баб знание древнейшего языка?! Если предположить, что от проариев, то это будет слишком фантастично и романтично.
Есть и другая версия, куда более реальная. В 30-х годах ХIХ века хлыстовщиной увлеклись люди из так называемого петербургского "Духовного союза" – масонской оккультной организации, возглавляемой Елизаветой Татариновой. Это были дворяне из очень знатных родов. В частности, туда входил президент Академии художеств Оленин. Известно, что в доме у Оленина долго жил индусский брахман по имени Нам Джои Алан, который пришел пешком из Индии в Россию. Так что, возможно, мантра, которую пели зубчаниновские хлысты, имеет свои корни именно в лице этого брахмана, которая была очень тесно связана с хлыстами.
Входивший в "Духовный союз" полковник Дубовицкий, переселившийся в свое имение в Елецкий уезд, создал там общину хлыстов из своих крепостных крестьян. А основное переселение хлыстов в XIХ веке в Самарскую губернию шло как раз в основном оттуда – из Орловской и Тамбовской губерний. Любопытно, что похожую мантру описывает в своем романе "На горах" (о секте хлыстов) писатель Мельников-Печерский. Он работал в середине позапрошлого века в Нижегородской губернии, куда тоже шло переселение тех же самых хлыстов из тех же губерний. Он записал индусско-хлыстовскую мантру в своем романе в 70-е годы ХIХ века.
Живущие ныне в самарском поселке Зубчаниновка хлысты, похоже, последние представители этой некогда многочисленной и рассеянной по просторам России секты."
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Трилокинатх от Июнь 20, 2011, 00:03:40
Из статьи Кирилла Серебренитского об эрзянах - тилебухах (автор - этнограф, около 10 лет ездивший в экспедиции с целью исследования жизни и верований различных народностей на территории России):

" Суть всех хлыстовских учений в том, чтобы соединяться с Богом при жизни. Есть особое, как бы земное проявление Бога – Дух. Он нисходит на людей непосредственно. Хлыстовское учение о Духе близко к постгностической теодицее Параклита.
Даже соседи тилебухов иногда знают кое-что об их исповедании Духа. Старая православная богомолка в Малом Толкае: «Дух у них какой-то был, все про Дух говорили..». Другая, бывшая староста прихода в Красных Ключах, вспоминала: «Они откуда-то, не знаю, берут сошествие Святого Духа: что на них Дух соходит. Кто как упадёт (во время радения – К.С.)_ считают, что святой Дух сошёл».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЕРАРХИИ. В избранного пророка Дух входит насовсем, и сами они становятся как бы живым обиталищем Бога. Вокруг таких людей и складывается любое хлыстовское учение и удерживается, пока сохраняется преемственность от одного живого носителя Духа к другому. В данном случае уже почти 80 лет поддерживается такая преемственная линия. Наталия Гордеевна Пижамова настаивала, что никакой особой власти в вере этой нет: «Никто не был главным. Все молились одинаково, одинаковой вес имели. Если кто-нибудь человек одарён, они узнавали». Себя моя собеседница в этом отношении оценивала очень низко, особенно в последнее время: «Я ведь не вижу Духа. Я не достойна видеть». Таким образом, существует у тилебухов определенная система оценки каждого человека: насколько он способен открыть себя для сошествия Духа … «Я как баран между этими людьми».

РАДЕНИЯ. Во время особого, очень древнего хлыстовского обряда – радения – Дух сходит на всех его участников. Собственно, слова «радение» тилебухи не знают. У них этот обряд обозначен словами «работать», «делать». Наталия Гордеевна так и говорила про само радение: «на Бога артель работать».
В Красных Ключах был в ходу и особый глагол «тилебухать» или «тилебовкать». Когда рассказывали про радения, то говорили: «соберутся там в дому, и тилебухают». В 20-х гг. в Красных Ключах даже дети часто прыгали и кружились: в тилебухов играли.
С 50-х годов особенным поводом для радения стали поминки. «Вот кто стол закажет, кто за отца, кто за мать.. Соберутся, молятся, выручают». Сейчас тилебухи собираются по 5-6 раз в год. «Они сядут, все поют вот так стихи божественные. И вот в это время, один должен, который одарённый, встает, все встают и работают, до поту работают. И тогда как Дух придёт – это сразу видно, как Дух зайдёт. И вот он кружится. Кругами ходят все, а которой на серединку – он кружит, это никому не доступно. Тут он выходит, или она выходит, вот так руки поставит (локти согнуты на уровне плеч под прямым углом, ладони к лицу – К.С.) и плачут-плачут, все молятся, и за мертвых, и за живых молитвуют, и плачут, аж на полу мокро становится». Кружение, священная пляска на радении – особый дар: пророк Серафим тем прославился, что «…так зимой танцовал, что снег растаял под ногами, и ноги не замёрзли». Восторженные рыдания – своеобразие радений у тилебухов, в других хлыстовских общинах я не встречал ничего подобного. «Иногда закружатся, на колени станут, усердно плачут, усердно. Кто-то из них говорит: Бог середь нас! Иногда скажут: вот кто-то мешает, брось свои мысли из своего ума, или сердцем мешает. Не назовут, кто, а предупредят». Это главная причина таинственности, которой окружены хлыстовские общины. Во время радения необходимо полное взаимопроникновение, иначе Дух не сойдёт. Чужой всегда тут помеха. Меня в Подбельске предупредили перед радением: «Они знают, если вы подойдёте, примерно, к ним – они увидят вас: вы достойны, сердечно принимаете, или – в шутку; они не могут работать при таких людях». Изредка радения оканчивались эротической оргией. Это бывало у тилебухов по крайней мере еще в 1960-х годах. В достоверности свидетельства того времени, полученного на исповеди, сомневаться не приходится. Но такие радения бывали очень редко.
В 80-х годах некая Вера Сергеевна, бывшая участница радений (Малый Толкай) рассказывала: «Водой брызгали на меня с хмелем, которой дрожжи делают, чтобы легко было». Возможно, что раньше употреблялись на радениях и другие дурманы.
Сохранились ещё слухи о тилебухах, будто заимствованные у Мельникова-Печерского: «хлысты – потому что сами себя хлещут», «кадушку поставят, и вокруг неё друг за дружкой будто-бы гонялись». Это, скорее всего, следы атеистических лекций 1960-х годов.

ПОСТЫ. Люди богомольные осуждают тилебухов за то, что они не соблюдали постов. «Поста не держали, ели скоромное и в понедельник, в среду».
В отличие от большинства последователей хлыстовских исповеданий, тилебухи ели мясо. «Они (Сухоруковы – К.С.) мясо ели, у них семья большая была. Только не ел двухлетний ребенок». Однако эта вера предусматривала посты, только своеобразные. «Сами посты соблюдали. Таки дни они пост делали, кто скоко выдержит, 24 часа или более сутки: тот, кто чего-нибудь у Бога просит, чтобы Бог помог». То есть, у тилебухов пост рассматривался, как жертва Богу – с определенной целью. В этом случае, чтобы выпросить какую-то особую помощь или загладить тяжкий грех, тилебухи держали сутки или больше сухой пост: вообще отказывались от пищи и старались даже воды не пить.

ТИЛЕБУХИ И ПРАВОСЛАВИЕ. Сами тилебухи всегда считали, что их вера никак не противоречит учению Православной Церкви. Все последователи Серафима строго придерживались, за исключением нарушения постов, всего обрядного круга Церкви.
«В церкву все ходили и праздники соблюдали… они всему Евангелию веруют, и Богу веруют, молитвуют». С местными православными приходами у тилебухов складывались непростые отношения, но от храма их не отлучали. Когда кто-то на исповеди признавался, что ходит на собрания к тилебухам, батюшка чаще всего мирно старался его отговорить, вразумить.

ИСТОКИ. В Самаре, ещё за год до встречи с тилебухами, пожилая духовная христианка, то есть последовательница одного из тайных хлыстовских направлений, говорила мне: «Мы считаем, у Бога в нашей вере два избранных народа – мордва и русские».
Среди мордвы Самарской области учения хлыстовского направления были распространены особенно широко, как отмечалось ещё в прошлом столетии.
Первые свидетельства о распространении хлыстовских учений в с. Большая Каменка и соседних мордовских сёлах на севере Самарского уезда относятся к 1840-м годам.
На востоке губернии, на границах Бугурусланского и Бузулукского уездов, в тех местах, о которых идёт речь, ещё с 1850-х годов было известно течение «кириловцев». Его проповедовал о. Кирилл Любимов, расстриженный приходской священник из с. Савруха (сейчас Похвистневский район). В 1862 году о. Кирилл был арестован и сослан в Спасо-Ефимьевскую пустынь. Учение его очень похоже было на хлыстовщину, как писал автор «Епархиальных Ведомостей»: «…основной принцип его учения есть культ чувственной любви, неуважения к родителям и вражда к Государству» (12). В 1880-х годах распространилось особое хлыстовское учение: себя они называли «блаженные», по первому Псалму, а внешнее местное название было «лутошковцы». Во время радений они весь пол в избе засыпали нарезанными веточками – лутошками; ковёр из лутошек хорошо пружинил и лутошковцы, прыгая «в Духе», высоко взлетали. Это было почти исключительно эрзянское вероисповедное течение. Во главе его стоял Аркадий Одушев, молодой мордвин-эрзя из дер. Кирюшкино; его часто в полицейских отчетах именовали «мордовской лжехристос». Он был несколько раз арестован, «но каждый раз оправдан …по невозможности определить, к какой именно категории сект принадлежит его учение» (13). В основном община блаженных укрепилась в с. Ерзовка (по соседству с Малым Толкаем, сейчас Кинель Черкасский район). Там в 1890-х годах возникла из учеников Аркадия своего рода «коммуна», которая в качестве местной достопримечательности попала даже в VI том известного путеводителя «Россия» (14). В 1894 г. во время очередного обыска у Аркадия полиция застала крестьян сёл Сумелля, Коровино, а также Малый Толкай и Ключи (нынешние Красные Ключи) (15). Во всех этих сёлах были преданные Аркадию монашки-келейницы. Скорее всего, современные тилебухи – прямые наследники ерзовских блаженных прошлого века."
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 20, 2011, 11:34:46
Адеш!Благодарю,мне кажется очень интересно!Седейшкава сюкпря!
П.И. Мельников(Андрей Печерский)пишет о существовании у"Хлыстов"медитации на сердце с задержкой дыхания ,и введением в него молитвы.Я встречал учение о трёх "моторах"(видимо, вернее двигателях):
УМ,СЕРДЕЦЕ,ЖИВОТ.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Июнь 20, 2011, 12:52:02
просьба! не плодите пожалуйста на форуме эту псевдо-христианскую ересь. Любой настоящий мистицизм в любой религии стоит на подвижничестве и аскезе. Почему-то в истории не сохранились имен святых людей, вышедших из "других мистических течений христианства". Запечетлен только социальный протест, раскольничество и мракобесие.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Трилокинатх от Июнь 20, 2011, 16:08:01
просьба! не плодите пожалуйста на форуме эту псевдо-христианскую ересь. Любой настоящий мистицизм в любой религии стоит на подвижничестве и аскезе. Почему-то в истории не сохранились имен святых людей, вышедших из "других мистических течений христианства". Запечетлен только социальный протест, раскольничество и мракобесие.

Адеш, Дхарманатх!

Содержание соообщения соответствует теме топика ;)
У хлыстов мистицизм связан именно с подвижничеством и аскезой. В статье эта информация не отображена, но так случилось, что мы как-то пересекались с её автором и разговаривали, в том числе, и на эту тему, он мне более полно рассказывал о хлыстах. Описанные ритуалы в статье - они для всех, принадлежащих к данному направлению, если же человек хочет идти дальше и практиковать более глубоко, то он идет к тому или иному подвижнику, известному среди них своей святостью и чистотой (ну, и аналогом сиддх, конечно), просится в ученики, после чего долго постится (бывает, что даже "на выживание" - до 40 дней голодание) и далее моилтся и практикует под руководством этго подвижника. Информация о такого рода практиках уже является "закрытой", как я понимаю. Во всяком случае, этого этнографа в неё не посвящали.

А по поводу "запечатления в истории"... вопрос в том, к какому уровню "исторических документов" у нас есть доступ, и к какой информации был доступ у "запечатлевающих". Вряд ли у Святых есть жгучая потребность "входить в историю" и демонстрировать сиддхи перед любопытными "исследователями".
Если бы мы читали об индийских Святых и сиддхах исследования западных ученых - много бы мы там информации нашли, о многих бы Традициях?
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: Дхарманатх от Июнь 20, 2011, 19:33:16
согласно традиционному, а не раскольническому, христианству и ,возможно,в отличие от индуизма в восточной и западной церквях характерно записывать, запоминать и передавать опыт в Святом Духе согласно Апостольскому преданию.
В состав Апостольского предания входит:
1. Догматика учения
2. Практика  соборов
3. Дела и проповеди святых отцов

Раскольники отрицают все вышеуказанные правила.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 22, 2011, 16:56:07
Адеш!
Имён предостаточно.К хлыстам принадлежали Степан Разин ,Кондратий Булавин,Лука Коклачь,Емельян Пугачёв,Алексей Кольцов,Александр Афанасьев,Григорий Распутин,Серей Есенин и ещё много интересных людей.И документы есть с именами-"пыточные книги"...
А Вы Дарманатхджи книжечки то почитайте о которых я писал,а то фармазонство какое-то получается,на словах за православие-на деле совсем всё по другому.Это Вы наверное с батьками мало общались,а то у Вас веры к ним поубавилось бы.Ну а насчёт раскола ,то его на соборе и устроили в 1666 году.
Название: Re:"Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.
Отправлено: dyoka от Июнь 29, 2011, 21:44:50
 
 Е.А.Тоpчинов  :139:

РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО
ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. МИСТИЦИЗМ В РУССКОМ РЕЛИГИОЗНОМ СЕКТАНТСТВЕ

Само по себе слово "секта" (образованное то ли от латинского слова secta, означающего "учение", "доктрина", то ли от слова secate, означающего "часть", "группа") обычно употребляется в смысле религиозной конфессии, выделившейся из другой господствующей в данное время и в данном месте конфессии и противостоящей ей. Секта представляет собой малую религиозную группу со специфическими признаками (значительная консолидация членов на основе внутренней убежденности в своей избранности в качестве носителей высшей истины, значительная роль лидера, высокая степень харизматичности и т.д.). Вместе с тем сектами нельзя называть религиозные направления в конфессиях, которые не существуют помимо этих направлений и школ и в которых не выделилось ведущего направления, ассоциирующегося с ортодоксией (как, например, в буддизме, индуизме, даосизме и в значительной степени – в протестантизме). Интересно, что в религиозной ситуации США считать сектами (а не церквами) баптистов или адвентистов ни в коем случае нельзя, тогда как в России, с ее традиционно преобладающим православием, эти конфессии (церкви) приобретают характер сект. В связи с этим хотелось бы категорически подчеркнуть антинаучность ценностно окрашенного противопоставления "религии – секты": и то и другое суть религиозные конфессии, но с разными характеристиками, коренящимися отнюдь не во "второсортности" сектантства, а в существовании последнего в виде малых групп в условиях иноверческого большинства. Само христианство I-II вв. н.э. можно вполне рассматривать как секту в условиях Римской империи (и раннехристианские общины-церкви имели во многом именно сектантский и вполне нетрадиционный характер), тогда как успех христианской проповеди и распространение христианства, превращение его в религию большинства привели к отмиранию этих сектантских черт (проявившемуся, в частности, и в рутинизации харизмы). Таким образом, грань между "не сектарными" конфессиями и сектами зыбка и условна и определяется не базовыми характеристиками вероучения, а временем и местом его распространения.

В России первые секты (не следует с ними путать еретические движения XV-XVI вв., ибо они не были организационно оформлены) стали возникать в XVII-XVIII вв. как реакция общества на церковный раскол второй половины XVII в., рассекший накануне петровских реформ цивилизационное единство России и обнаживший формальный характер обрядоверия огосударствляемого православия, и на социальный кризис, связанный с завершением процесса закрепощения крестьянства, бюрократизацию государства и усиливающееся отчуждение государства от общества и власти от народа.

Обычно исследователи выделяют в русском сектантстве два типа сект – мистические секты и рационалистические. При всей условности этой классификации нельзя не отметить ее положительных моментов: действительно, в сектах первого типа, как и в религиях чистого опыта, психологическая сущность религии вполне обнажена и достижение трансперсональных состояний в значительной степени выступает главной целью религиозной жизни, тогда как в сектах второго типа психологическая основа религии как бы скрыта за риторикой нравственного самосовершенствования, "духовного" истолкования Писания и социального утопизма. Здесь мы скажем несколько слов только о сектах первого типа. К ним относят христововерие (хлыстовство) и скопчество; рационалистические секты – духоборы и молокане.

Христововерие – не самоназвание секты. Ее последователи обычно называют себя постниками или духовными христианами. "Хлыстовство" – пежоративное название, родившееся в синодальных кругах и восходящее то ли к искаженному "христы", то ли к приписывавшейся этим сектантам практике бичевания себя хлыстами (почему иногда на Западе христововеров иногда называют флагеллантами).

Основателями христововерия являются некие Данила Филиппович и Иван Тимофеевич (Суслов?); последний был как будто из беглых солдат, но оба основателя в любом случае явно крестьянского происхождения. Активный период формирования христововерия – конец XVII – начало XVIII в.

Сама доктрина этой секты весьма смутна и неопределенна, ибо не она, а техника экстаза составляет ее суть. Об этом ясно свидетельствует и предание: Данилу Филипповича спросили о том, какие книги правильные – новые (никонианские) или старые (старообрядческие). Данила Филиппович же посоветовал выбросить в Волгу и те и другие: "Не книгам, а Святому Духу верьте", – сказал он.

Христововеры убеждены, что каждый человек может стяжать божественную благодать и стать Христом, ибо каждый человек по своей первозданной природе – Христос (женщин, реализовавших этот идеал, христововеры называли богородицами). Самого Данилу Филипповича они считали воплощением Бога Отца (Саваофа), а Ивана Тимофеевича – Иисуса Христа.

Для того чтобы стать Христами, христововеры разработали технику радений – экстатических плясок и танцев под "распевцы" (духовные песни), приводивших к состоянию транса и мистического переживания собственной божественности, "христовства", через "накатывание" Святого Духа. К официальному православию христововеры относились сдержанно, считая его "внешним" христианством, чисто обрядовой религией, лишенной подлинной религиозной жизни и божественной благодати. Церковь же их преследовала, используя и карательный аппарат государства. О христововерах, придерживавшихся самого сурового аскетизма (они были вегетарианцами, а их жены зачастую так и умирали девственницами), распускали слухи, изображавшие радения актами разврата и промискуитета ("свальный грех", который приписывался римлянами первым христианам, католиками – альбигойцам и катарам, католиками же – гугенотам; нелепость этих обвинений вполне понятна). Между тем сами сектанты, во-первых, заявляли, что "плотский грех" им не нужен, так как блаженство радельного экстаза несравненно сильнее, а во-вторых, изнуряющая пляска радений к утру валила христововеров с ног, так что вряд ли у них просто оставались силы на "свальный грех". И тем не менее и сейчас находятся люди, записывающие Распутина в хлысты только на основании его "сексуальных подвигов".

Доведением до крайности христововерческого аскетизма стало движение скопцов, выделившееся постепенно в отдельную секту. Ее основателем стал крестьянин Кондратий Селиванов, проживший более ста лет (начало его деятельности относится ко второй половине XVIII в.). Скопцы почитают Селиванова новым явлением Иисуса Христа и одновременно спасшимся императором Петром III (за него, как известно, выдавал себя и Пугачев). Эта "двуипостасность" Селиванова обусловила сильную струю монархистско-теократического утопизма (например, проект Елянского по скопческому переустройству Российской империи). Скопцы сохранили в неприкосновенности христововерческую практику радений и их экстатический культ, но сделали непременным условием вступления в секту кастрацию неофита.

Христововерие было по преимуществу крестьянской сектой, скопчество – мещанско-купеческой. В начале XIX в., с распространением моды на мистицизм среди аристократии и при дворе Александра I, христововерческая практика радений проникает в высшее общество и появляются христововеры-дворяне, обосновывающие крестьянскую технику экстаза ссылками на западных квиетистов, Юнга Штиллинга, Якоба Бёме и других теософов и мистиков. К дворянскому христововерию был близок художник Боровиковский (по некоторым сведениям, он был скопцом), расписывавший "сионские горницы" (комнаты для радений) в помещичьих усадьбах. Большой популярностью в высшем свете пользовался и Кондратий Селиванов, с которым, как говорят, тайно встречался Александр I, услышавший от скопческого "бога" пророчество о поражении при Аустерлице.

К середине XIX в. и христововерие, и скопчество приходят в упадок, а после реформ 60 – 70-х гг. и вообще оттесняются на обочину религиозной жизни быстро проникающими в Россию с Запада учениями протестантского происхождения (баптизм, евангелизм и т.п.).* В настоящее время эти секты практически прекратили свое существование.

* Наиболее известным собранием документов по русскому сектантству является: Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В.Кельсиевым. Лондон, 1860-1862. Вып. I-IV. В вып. III перепечатана книга Н.И.Надеждина "Исследование о скопческой ереси". См. также: Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: период феодализма. М., 1977; тезисы интересного доклада И.А.Тульпе: Религиозное скопчество как русский карнавал // Опыт религиозной жизни и ценности культуры: Материалы ежегодных международных Санкт-Петербургский религиеведческих чтений. СПб., 1994. С. 63.

Итак, мы закончили наш беглый обзор мистических течений в христианстве, их практики и описаний ими своего трансперсонального опыта, в ходе которого постарались продемонстрировать роль данного фактора в истории христианства и психологические истоки самого христианского учения как определенного типа интерпретации и догматизации базового религиозного опыта своего основателя и его первых последователей. Теперь же мы обратимся к третьей библейской религии – исламу.