Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Алламанатх от Март 19, 2007, 14:13:21

Название: Дыхание
Отправлено: Алламанатх от Март 19, 2007, 14:13:21
Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж! Скажите, пожалуйста, правильно ли считать, что если вдох длиннее, то преобладает прана, а если выдох - апана?
Интересна также связь с различными уровнями сознания; осознавания как процесса; возможность влияния на различные оболочки и т.д., природа проявления праны и апаны. Буду рад любой информации по этому поводу,особенно если это идет из первоисточников (тексты, общение с Гуру)
Адеш!
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 27, 2007, 23:14:56
Шри Гуру джи Адеш!
Думаю, много путаницы в вопросе с пранаямой возникает из-за того, что людям йогу преподносят в узко-технарском стиле, не вникая в суть того, что делаешь и даже преподаёшь. Алламанатха, возьмем к примеру сакральность вдоха и выдоха, их связь с праной и апаной, то в результате мы получаем их соединение в самане. При этом существуют пранаямы, предназначенные для очищения нади с мантрами «сагарбха-пранаяма», с пропорциями 1-4-2. Тем не менее везде говорится о том, что это способствует очищению нади, балансу тока энергии в иде и пингале, соответственно, соединению «юкта» праны и апаны,  хотя,  хочу заметить, пропорции вдоха и выдоха разные. А вообще вопрос, заданный Алламанатхой, очень даже хороший, так как на него можно дать ответ только,  обладая адекватным знанием и практическим опытом, в противном случае, можно запутаться в трактовках текстов. К сожалению или счастью, тексты по хатха-йоге частенько переводятся неправильно, а важный контекст некоторых понятий задвигается очень далеко. Например, в Хатха-йога прадипике, те места, где говорится о питхах переводятся как асана. Переводчики утверждают, что это правильно, ведь переводить надо в понятиях «хатха-йоги», только чьих именно понятиях и какой хатха-йоги? Со многими санскритскими терминами, такими как нади, бинду, прана и др., та же самая ситуация.  Разумеется, мы думаем, что дышит исключительно тело, хотя в упанишадах говорится, что дышит пуруша в «хри» сердце, что атман - источник праны. В ведах прана соотносится с праджапати прародителями вселенной, в Кашмирском Шиваизме различные состояния праны соотносятся с состояниями сознания, в той же Хатха-йога прадипике, прана называется термином «марута». Кстати, маруты считаются Богами бури, их соотносят с вайю, а ещё с Рудрами, обычно их насчитывают 49, что можно соотнести с 49 нади, с матрикой, с праной. В Брахманда-пуране, посвященной Шри Видье, говорится, что Горакшанатх является покровителем северо-запада и владыкой марутов. Прана часто в текстах рассматривается как духовная сила (Шакти), но есть некоторые тексты, которые прану рассматривают как одну из трёх дош, от которой зависит здоровье человека, такова она, например, в Чарака-самхите и т.д. Поэтому разные источники пране приписывают совершенно разное. Понятий праны очень много: прана-агнихотра, пранапратиштха в ритуалах или прана-упасана, как ее, например, почитают у натхов. Для того, чтобы понять, что такое пранаяма, следует как можно лучше узнать, что такое прана и далее практиковать её под руководством Гуру или учеников, которые действительно учатся у Гуру, но не на курсах, которые проводят люди, просто начитавшиеся книг. Книги дают информацию, но не знание, информация конечно полезна, но её для нормальной полноценной практики недостаточно. Есть, конечно, общие техники пранаямы, которые могут быть полезны для здоровья, они регулируют потоки жизненной энергии и доши в организме, они должны преподаваться опытным специалистом, реализовавшим то, чему он учит.

Вообще, то, что выдох удлиняется, не удивительно, с физиологической точки зрения понятно почему так, для полноценного опустошения легких, вывода углекислого газа и т.д. С психоэнергетической точки зрения, вдох - это сришти, задержка - стхити, самхара или лайя - выдох, поэтому прана на выдохе и на задержке переходит в другое состояние, более высокий уровень. Прана - жизненная энергия, Аяма-растяжение, утончение, т.е. трансформация её состояния, как в пранаве - "Ом": А- кара - творение, У-кара - сохранение, М-кара – анусвара, назалированный звук, бинду или шуньята - символ бесконечности. Брахманы обычно рецитируют мантры и молитвенные тексты на выдохе, соответственно выдох всегда получается удлиненный. В Индии не случайно в большей степени почитают Вишну и Шиву, нежели Брахму (в ведические времена Брахма тоже почитался, как и остальные Божества).  В тантре энергии самхары придаётся значение как средству разрушения мирских привязанностей и поэтому особо почитается Кали, Бхайрава, где Шиваизм играет значительную роль. Это сила ведущая к «мокше» освобождению, переходу на новый духовный уровень. Прана и апана связаны с состоянием «джагран» - бодрствования и «свапна» - сна со сновидениями, стхула и джьоти дхьяной. Союз праны и апаны ведёт к «сушупти» или Кундалини-джагран, сукшма-дхьяне или чакра-бхеде и как финал – «турья» или самадхи, четвёртое состояние, которое также имеет свои стадии.

Праны делятся на те, которые управляют кармендриями (органами действия), это - прана, апана, самана, удана, вьяна и на те, которые управляют джнянендриями (органами познания). Каждая прана связана со своей второстепенной прана-вайю: апана-курма, вьяна-дхананджая, самана-крикара, прана-нага, удана-девадатта. Но, прана и апана - основные, а все состояния праны, это просто разные качества одной. Прана - это энергия жизненной силы в разных её состояниях. Так как прана - состояние бодрствования, а состояние сновидений - апана, то в каком-то смысле последняя больше связана с абстрактным тонким планом, но то, что у них разные функции, не означает что это ведёт к дисбалансу. Почему? Потому что при взаимодействии двух разных объектов, вырабатывается третья нейтральная среда, которая охватывает собой эти объекты, она является качественно более высокой чем две предыдущих, вот почему различия предпочтительны. Эта третья среда питает два объекта, вот почему при грамотном пробуждении духовной силы у человека, как правило, увеличивается и жизненная сила и интеллектуальная. Правильное пробуждение Кундалини не делает человека социально неадекватным или больным, а как раз наоборот. Это состояние не означает не видение различий и двойственность этого мира, а как раз наоборот, очень качественное ее осознание. Поэтому, действия становятся ещё более эффективными, чем раньше. Объяснять работу многих энергетических состояний я могу долго, но обычно я это делаю в соответствии с вопросами. Поэтому, если они будут, то с радостью отвечу, хотя и с запозданием, так как на и-нет у меня не всегда есть время. Постараюсь непременно отвечать на все. Буду рад, если каждый также будет делиться своим видением этих явлений.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Алламанатх от Март 28, 2007, 14:33:40
Джая Шива Горакша йоги! Джая Гуру!
Большое спасибо, Гуру джи! Рад любому общению с Вами. Скажите, пожалуйста, что предпочтительней вначале: принудительная регуляция вначале, осознание или открытие доступа к практике через поклонение ее покровителям?
Адеш!
Название: Re: Дыхание
Отправлено: ishvaranandanatha от Март 28, 2007, 17:08:25
Аим Шри Масьендрананданатхайа Гураве Намах!
Намасте, Алламанатха, сапрема намаскар, Махешваранатха!

Хочу поделиться некоторыми особенностями теории Кашмирского Шиваизма по затронутым здесь вопросам. В КШ, выражаясь этими достаточно условными, кстати, терминами, Прана - это энергия "выдоха", Апана - "вдоха". Соответственно, в КШ Прана - энергия сришти, Апана - самхары (пралайи). Т. е., соверошая именно "выдох", Абсолют, опять же условно говоря, творит т. н. Объективную Реальность, а совершая "вдох" — растворяет Ее в Себе.   
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 28, 2007, 19:05:13
Джайя Шива Горакхнатх!

Скажите, пожалуйста, что предпочтительней вначале: принудительная регуляция вначале, осознание или открытие доступа к практике через поклонение ее покровителям?

Вообще, со слов моего Гуру и по своему опыту, могу сказать, что контролировать прану в том смысле как понимает эго большинство - методом отсчёта матры на вдохе-задержке-выдохе через усилия - невозможно. Это искуственный метод, где-то он конечно полезен, но во многом он бессилен. Как вы успели заметить, представлений о пране и том как она проявлется, весьма много, следовательно, технически мы можем только контролировать определённые её проявления.  Каждая из восьми "анг" - это именно "анга" (часть), которая может рассматриваться на своих разных уровнях. Патанджали о них сказал очень коротко, но кто-то за его сутрами находит глубокий смысл. Он попытался систематизировать все то, что тогда было известно о йоге, так как многие ситемы отличались друг от друга и нужно было создать некое их обобщение. Но натхи развили методы йоги как в мировоззренческом, так и в прикладном виде куда более широко и качественно, предоставив большой "материал" для работы. Что касается соотнесения натхов с тантрой, то здесь всё предельно просто, Горакшанатх ВНЕШНЕ упростил её методы, сделав акцент на интровертировании ритуалов, что не означает их упрощение, а наоборот.  Но, оба подхода необходимы, поэтому нельзя сказать, что "прана-упасана" или пранаяма (как техника кайя-садханы), должны идти в определённой последовательности, а скорее как взаимодополняющие. Также не могу сказать, что акцент на "внутренних методах" натхов исключает ритуалы, дело в том, что ритуал бывает разного уровня, как собственно и внутренние практики.   
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Lalita от Март 29, 2007, 15:17:04
Джайя Гуру Шри Матсендранатха!
Адеш!
Интересно относительно дыхания в КШ заметил Ишварананда джи, собственно противоречия с натховским вариантом я не вижу, апана - вдох, а прана - выдох, видимо прана на выдохе направляется вверх, а на вдохе - движется вниз. Если такая пранаяма может быть связана с пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари, локализированных на уровне муладхары, манипуры, анахаты и вишуддхи, то получается, что выдох - это процесс раскрытия (движение) праны вверх, от пара до вайкхари с мантрой "Хам" или Ахам (Я) и обратно к пара - "Сах" (Он). В натховских вариантах так же есть некоторые виды пранаям, где подъём праны происходит на выдохе. Я думаю, что все внешние противоречия вызваны представлениями о чакрах и Кундалини-шакти, разными тантрическими сампрадаями, например в Самая - цель сахасрара, а в Кула - канда или Кама-кала на уровне муладхары, соответственно есть Урдхва-Кундалини и Кула-Кундалини. С другой стороны обителью Шивы можно считать сахасрара-чакру или же область канды, Калагнирудра-мандала. Известно, что Рудра -таттва или Шуддха-видья таттва - это уровень манипуры, где в самане соединяется ида и пингала. По мифам, у Агни две жены - Сваха и Свадха - миры небес и предков, по сути Агни и есть Кундалини которая поглащает собой вдох и выдох, финал этому - кевала-кумбхака. Наверное в ней ответы на все вопросы, а Вы что думаете Ишварананда джи, на тему различия в системах? 
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 03, 2007, 05:38:31
Шри Гуру джи Адеш!
Надеюсь Вы понимаете что прану и апану привести к равновесию очень и очень не просто, вдох и выдох - это только внешнее проявление того, что находится за пределами всех телесных состояний и умственных формаций. Это просто инструменты. Этот форум несёт познавательный характер, теория нужна, конечно, теория далеко не практика, не будем спешить называть всё подряд таким громким определением, несмотря на то, что это очень модно. Практика, как и теория, бывает хорошей и скажем мягко, не очень хорошей (т.е. имитацией).  Поэтому ищите, даже тогда, когда  кажется, что Вы всё уже давно нашли и продолжайте практиковать, даже если уже «опытный практик».
Удачи..
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Алламанатх от Апрель 03, 2007, 23:11:12
Адеш, Гуру джи!
Мы обсуждали с Ишваранандой джи вопрос точки отсчета дыхания относительно разных традиций. Мне теперь понятно, почему он не спешит с ответом по этому поводу.Тема это сложная, как я понимаю, зависит от того, кто как "смотрит" на мир проявленный и Абсолют, глазами какой традиции или традиций. Проще, наверное, освоить концепцию в пределах одной-двух, а потом пробовать делать сравнительный анализ и здесь, видимо, нужно максимальное беспристрастие, чтобы дать четкое понимание, не щеголяя терминами, а объясняя все предельно ясно, чтобы восторжествовала Истина понимания, а позже и постижение, а не интеллектуальный багаж, который при определенных обстоятельствах может и помешать.
 Для меня, например, пока вообще вопрос стоит понять хотя бы в пределах одной традиции.  Слишком много всего, можно утонуть или потерять направление.
Адеш.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 04, 2007, 12:28:56
Шри Гуру джи Адеш!
 Да, заморачиваться нет особого смысла. Конечно, при желании, любую из существующих систем я могу связать одну с другой, но для многих это покажется диким загрузом, так, что даже не возникнет желания это читать. Поэтому, скажу просто, можете мне поверить на слово - то, что прана и апана соответствуют вдоху и выдоху не означает, что любая из них будет преобладать или уменьшаться при увеличении пропорций одного из дыханий на физическом уровне. Прана и апана - это разные состояния одной единой энергии, за этими двумя силами находится нечто, что за пределами любых метафизических концепций. Ответы на многие вопросы получаются экзистенциальным способом. Во многих восточных школах ученику вообще ничего не рассказывали, он мог просто выполнять одну технику и находиться рядом с Гуру. Непонятно каким способом, для него самого, к нему приходило знание из «ниоткуда».
 Если же говорить о пранаяме, связанной с линией натхов, то тут всё предельно ясно, прана - это одна единая энергия, энергия жизни, она способна трансформироваться в разные состояния. Например, сурья-бхеда пранаяма, «пронзание» праной солнечного канала т.е. активация солнечной вибрации, или же лунной, как в чандра-бхеде. На вдохе, праной из пространства мы активируем ту или иную энергию. Принято считать, что прана - это солнечная энергия, а апана - лунная, но прана в абсолютном смысле нейтральна, она только проявляется через прану-солнце и апану-луну. Кстати, в книге Б.Н. Пандита «Основы Кашмирского Шиваизма», на стр. 316, говорится, что переживание Парананда связано с Апаной и включает в себя работу праны и апаны, обоих (вот Вам и удлинение выдоха). Далее, состояние жизненной энергии переходит в другое состояние - саману, когда она уравновешивается на уровне набхи-чакры, это остановка дыхания и оно направляется в сушумну. Если остановка дыхания растягивается по времени и затем происходит «распрямление» праны, то следующее состояние, на уровне верхних центров - «удана» и т.д.
   Сама по себе прана обладает свойством жизненной силы и  питает то, на что направлена, я бы сказал, что изначально она нейтральна. Если провести эксперимент: перед пранаямой один человек помолится, а другой позанимается чем-то бытовым, потом оба поделают пранаяму, прана в каждом активизирует то, что в нём изначально. Я это проверял на очень многих примерах и убеждён, что так оно и есть на самом деле. Просто дыхательная техника - это ещё не полноценная практика пранаямы, она просто производит набор, прилив жизненной силы, а вот к чему? Напитать ведь энергией можно много самых разных состояний. Как раз регуляцией этих вещей владеют очень не многие. 
  Думаю, нужно так же сказать по поводу Кашмирского Шиваизма, если говорить честно, то я не знаю в России ни одного человека, который мог бы это учение полноценно представлять. Был один неплохой мастер, который хорошо разбирался и был неплохим практиком, но он прикрыл свою школу. На данный момент про Кашмирский Шиваизм говорят очень многие и каждый трактует его метафизику просто подгоняя под то, что ему самому лично нравится, но это не КШ. Никто из русских, которые ездили в Индию, из КШ так ничего и не нашли, есть люди, которые наполучали посвящений в разных шактийских и тантрических школах, но это не КШ.
   Кстати, в упомянутой книге уважаемого Б.П. Пандита, немного строк отводится сампрадаи Горакшанатха, где Б.П. Пандит говорит, о том, что натхи - это крайне аскетический орден, что всё, чем натхи занимаются и что исповедуют - это "истязание чувств, органов тела и всей физической системы". Это полный бред. Так вот, Пандит и ему подобные, судя по всему, про традицию натхов ничего толком не знают.  Есть неплохие учёные и исследователи КШ, их книги полезно читать и изучать, но далеко не всё стоит понимать буквально. Буквально нет смысла понимать даже агамы, если содержащееся в них знание не объяснил лично Гуру, без каких- либо посредников.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Алламанатх от Апрель 04, 2007, 14:06:56
Джая Гуру Горакшанатх! Джая Гуру Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо за Ваш ответ.
Ваше мнение для меня непререкаемо. На форуме цитировались выдержки из разных источников, нужно было внести некоторую ясность, что собственно и произошло. В каком то смысле наше общение почти один в один дублировало Ваш последний постниг, за исключением некоторых нюансов, которые касаются традиции Натхов. Спасибо что внесли ясность в некоторые моменты.
Адеш.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: लोटा बाबा от Апрель 04, 2007, 16:38:36
Aдеш.

Кстати, в упомянутой книге уважаемого Б.П. Пандита, немного строк отводится сампрадаи Горакшанатха, где Б.П. Пандит говорит, о том, что натхи - это крайне аскетический орден, что всё, чем натхи занимаются и что исповедуют - это "истязание чувств, органов тела и всей физической системы". Это полный бред.

Но разве хатха-йога не есть "метод с усилием"? Что плохого в аскетизме и напряжении тела, в практики асан например?
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 04, 2007, 18:09:00
Адеш!

Хатха-йога - практика, которая ведёт к равновесию Ха-солнца и Тха-луны, энергии активности и сознания. Хатха-йога предотвращает поглощение «лунного нектара» солнцем, т.е. она называется «ульта-садханой», ведущей к обратному состоянию, в этом плане там есть элемент преодоления некоторых разрушительных для жизни процессов. Но хатха-йога не является истязанием чувств и тела, как это трактуют некоторые дилетанты. Когда они пытаются делать асаны с усилием, они приводят своё сознание и тело к тому, что оно не соответствует цели хатха-йоги, а скорее наоборот, вся такая практика приводит к поглощению амриты солнцем и выжиганию всей энергетической структуры. Если посмотреть на этих «практиков», то всё их тело как правило больное и энергетическое состояние напоминает «разбитое корыто». Их "йога с усилием" не ведёт к очищению нади, сбивается дыхание, вместе с этим требуется больше питания, появляется раджас, или, наоборот, усталость. Обычно у этих людей на всё импульсивные реакции, и они так же пережигают события в своей жизни, они неспособны находиться в созерцательном состоянии. Всё это далеко от настоящей йоги. Разумеется, небольшое усилие необходимо, но не истязание физической системы, как это некоторые, собственно, и делают, называя такой подход «йогой с усилием», «вира-садханой» и т.п. Усилие — это не насилие. Йога не является просто физо. Каким бы гибким ни был человек, у него тоже есть свои пределы, но некоторые доводят всё до абсурда, и вместо слушания своего состояния они гонятся за результатами, получая порой обратный эффект. Если они думают, что такую йогу создал Горакшанатх и натхи, то это сильное заблуждение. К правильному управлению той же физической системой способно чистое сознание, а не чувственный ум или безумие. Посмотрите в Индии на натхов и их Гуру, никто не истязает своё тело асанами так, как это делают в некоторых гимнастических и фитнес-школах, до умопомрачения, это погоня за физическими результатами. Хатха - одно целое с Раджа-йогой, и поэтому одна практика должна способствовать развитию другой. Прана при практике хатха-йоги должна приходить к уравновешенному, утончённому состоянию, но не к взбудораженному. Ведь прана связана с состоянием сознания, и наоборот. Хатха-йога ведёт к нада-анусандхане, а нади также связаны со звуковой вибрацией, в Ведах «нада», или «дхвани», отождествлялась именно с сомой, или лунным нектаром. При правильной хатха-йоге потоки праны распределяются равномерно в нади, и они становятся чистыми, и только после этого может быть пробуждена Кундалини-шакти. Шакти соединяется с Шивой, достигается самарасатва в теле, и йоги становится дживан-муктой. Один мой друг очень хорошо сказал про попытку пробудить Кундалини-шакти через т.н. усилия, что она равносильна попытке «изнасиловать собственную мать». Настоящая йога ведет к нисхождению верхней Урдхва-Кундалини (ануграха-шакти) через раскрепощение и открытие себя к шактипату, что приводит к пробуждению Адхо-Кундалини и подъёму её вверх. Для этого нужно тело подготовить асанами, практикуя их в спокойном состоянии ума и чувств, тогда сила в теле распрямляется. В таком состоянии, как следствие правильной практики асан, йоги правильно понимает пранаяму.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Алламанатх от Апрель 06, 2007, 14:16:51
Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо за постинги! Для многих "опытных" практиков это понимание наверное  будет серьезным испытанием, но наверное лучше поздно это понять, чем никогда. В этом смысле быть начинающим легче, как вначале, так и "потом". Есть Гуру-нет "проблем".
Адеш!
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Махешваранатх от Апрель 07, 2007, 03:06:45
Джайа Шри Гуру!

Спасибо Гуру джи за наставление в практике. Это действительно настоящее сокровище!
Вряд ли можно надеяться прочитать это где-нибудь.
Адеш!
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Виласанатх от Апрель 08, 2007, 20:27:10
Сапрема намаскара!

Тема усилий в асанах очень актуальна сегодня. Добавлю от себя:
Раньше я думал, что для преодоления начального тамаса (а в нем сегодня пребывает большинство)  действительно необходимы серьезные физические усилия в асанах. Дескать, только через пот и даже боль можно прийти к саттве. Но на деле, если мне удавалось избежать травм, положительный эффект от такой практики оказывался очень нестойким. Тело вскоре давало откат обратно и приходилось вновь его накачивать методом с усилиями. То есть вместо равновесия получались качели. И в теле, и в сознании.

Да, физические усилия должны присутствовать, но их размеры не должны выходить за рамки необходимого минимума. Можно так сказать: Пусть усилия будут такими, какие практик сможет прикладывать и через пятьдесят лет, и через сто пятьдесят.
В общем, если сила рушит стены, то равновесие двигает горы.
Такое имхо.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 09, 2007, 01:17:00
Адеш!

Да, Виласнатх, правильная асана, это та, о которой говорил Патанджали: SthirasukhamAsanam (2. 46 ЙС)
или о которой говорил Горакхнатх:
Asynamiti svasvarUpe samAnnatA svastikAsanaM padmAsanaM siddhAsanameteshAM madhye yatheshtamekaM vidhAya svAdhAnena sthAtavyam ityAsanalakshaNam.

Перевод ЙС: Асана - есть устойчивое положение в состоянии «сукха».
 «Сукха» в переводе может означать следующее: счастье, легкость, удовольствие, радость, наслаждение, удобство, то что противоположно «дукха» -  страданию. Патанджали не говорит, например, легкость «лагхима», он говорит именно «сукха», что означает нечто большее. Далее, сверем перевод текста «Сиддха-сиддханта-паддхати» относительно асаны, который был указан выше:

Asanamiti  svasvarUpe  samAsannatA  svastikAsanaM  padmasanaM  siddhAsanameteShAM  madhye  yatheShTamekaM  vidhAya  sAvadhAnena  sthAtavyam | ityAsanalakshaNam || 34 ||

2: 34. Асана - это пребывание в собственной истинной форме (сварупа). Для этого надлежит выбрать по желанию одну из следующих поз - свастикасаны, падмасаны, сиддхасаны - и пребывать в ней со всем вниманием. Таковы признаки асаны.

Как Вам? «Сварупа» и «сукха».  Ничего похожего не находите? Это что - просто некий отдых после занятия в тренажерном зале, как некоторые (великие учителя йоги) трактуют? Это по их мнению и есть «сварупа»? «Сварупа» для истинного Натха Йоги есть «сиддха-сварупа». Смотрим дальше что говорит нам «Хатха-йога прадипика»:

yameshviva mitAhAramAhimsAM niyameshviva |
mUkhyaM sarvAsaneshvekaM siddhasanaM viduH || 1.34


  Как из всех Ям важнейшей является саттвичное питание митахара, а ненасилие ахимса из ниям, так и сиддхана, известная сиддхам, является важнейшей из асан.

 В другой части текста «Хатха-йога прадипики» так же говорится о том, что Йоги, который медитирует на себя, как на Атман и практикует сиддхасану, через двенадцать лет становится сиддхом. После овладения сиддхасаной все «три бандхи» происходят сами собой. Практика трех бандх означает сублимирование жизненной энергии в теле и через 16 адхар (опор для внимания, при практике бандх и мудр), и перенаправление энергии с внешних объектов на внутренние, после чего происходит раскрытие чакр и пробуждение Кундалини-шакти. Сиддхасану «Хатха-йога прадипика» и другие тексты рекомендуют выполнять так же с бандхами, мудрами и дришти, поэтому там действительно задействованы адхары.
  Сколько существует «йони» видов рождения столько и асан, так говорят тексты. В асану йоги входит как в форму рождения, человек рождается «сришти», пребывает в теле «стхити» и умирает, оставляя тело «самхара» (т.е выходит из асаны). С определенной точки зрения, человек, рождаясь в разном телесном и социальном положении, проходит разные этапы развития,  до тех пор пока он не станет сиддхом. На это может уйти много жизней, он может родиться растением, животным, человеком, принадлежащим к различным кастам, пока он будет бегать от одного объекта к другому и не найдет свой центр сиддха-сварупу или атман. Сиддха не есть просто Атман или Пуруша, обычно натхи говорят о Пуруша-сиддхе или совершенном существе, то что тождественно термину «натха».  Натха и Сиддха - это Шива в ямале со всеми своими проявлениями, т.е он пребывает в высшем осознании, а так как для Шивы нет различий между внешним и внутренним, то нет и различия между осознанием чего-либо и себя самого. Он пребывает в самоосознании. Самоосознавание  - это основа йоги, все практики йоги направлены на это. Без самоосознавания не может быть вообще никакой духовной практики. Человек может увязнуть в различных методиках и «измах», которых существует бесконечное множество, но если все практики не ведут к состоянию психического равновесия, то все они бессмысленны. Следовательно, йога - это система, которая устраняет беспокойства ума, растраты жизненной силы, йога ведет к спокойствию сознания, контролю и трансформации грубой энергии, она делает сознание практикующего чистым, и йоги обретает правильный взгляд на мир. Когда он обретает это чистое виденье, то избавляется от невежества, а, следовательно, и от порожденных невежеством привязанностей, похоти и связанных с ними страданий. Вот к чему ведет настоящая йога, независимо от того, что ты практикуешь - асану, пранаяму, тантру и т.д., и только такая практика может называться йогической.   
  Что касается динамических практик, на подобии сукшма-вьяямы, то они тоже имеют свою ценность, потому что они работают на раскрытие тела, устранения в нем блоков, туго подвижности мышц, также вьяяма мобилизует двигательные функции тела. Сукшма-вьяяма так же еще называется как «викасака» - развитие, а именно «стхула» и «сукшма», грубого и тонкого тел. Прежде, чем начинать  управлять энергией, приводя ее в порядок через равновесие, необходимо само наличие этой энергии, этим «наличием» и занимается викасака. Что же касается асаны, то в ней энергетический процесс перенаправляется от раскрытия к собиранию энергии уже на качественно более высоком уровне. В динамике ум не нужен, в асане же он нужен, потому что в статическом состоянии ты способен лучше наблюдать и отслеживать движение пранических потоков. В различных асанах они распределяются по всему телу и все тело становится подобно алмазу, оно прочное, но при этом не зажатое, а раскрепощенное. Нади в теле, подобно натянутым струнам на музыкальном инструменте. Это как в шланге, когда по нему ровным потоком бежит вода, то его становится сложно согнуть, так же и прана в нади. Когда тело, прана и ум в асане обретают ровное состояние, то все ненужные мысли, которые могут блокировать естественное течение праны, устраняются естественным образом. Тело и ум становятся подобны зеркалу, отсюда появляются способности считывания в виде телепатии, ясновидения и т.д. Конечно, для Йоги все эти способности представляют ценность, только если они направлены на духовное развитие, а если они направлены на материальные эгоистические интересы, то на этом его духовная практика останавливается и так же он утрачивает все способности.  Поэтому «сиддха» - это термин в Йоге, который употребляется относительно акальпита-сиддхи, духовном совершенстве, освобождении от коренных заблуждений, а не относительно мелко-оккультных совершенств, которые иногда развивают некоторые люди, практикуя магию и экстрасенсорику. Итак, асаны - важнейшая практика, ведущая к устойчивости и освобождению от всего тяжелого в теле, пране и уме, и, как следствие, появляется «сукха». Потому что там, где свет, там нет темноты, и наоборот. Если Вы почувствовали более высокий вкус, то у Вас автоматически появляется стремление к более высокому, поэтому сами состояния в асане подстегивают Вас стремиться к все большему и большему совершенству. Многие могут сидеть в падмасане, свастикасане, сукхасане, и если у Вас это получается, то в этих асанах вы можете, в меру своих способностей, практиковать те или иные внутренние практики, которым, как правило, обучает Гуру. Но это не значит, что асаны Вам больше не нужны, асаны дают необходимую чистоту в теле и то праническое состояние, которое способствует лучшему качеству внутренних практик. И эта асана является правильной и используется по назначению.  Асана и пранаяма - это не ступени, как многие утверждают, иначе их бы называли каким-нибудь другим термином, например, «крама» ступень,  но их называют именно «анга» часть. А что такое часть, часть - это то, что связано со всем остальным, например, рука связана с туловищем. Но многие асану практикуют именно как краму, гоняясь за результатом, при этом, забывая главные задачи йоги. Вот и неудивительно, что некоторые гьяни, видя всю эту потеху, называют йогу истязанием, но на самом деле это не имеет к йоге никакого отношения. Причем, не побоюсь сказать, что такая практика по большому счету вообще противоположна йоге, т.к. асана не является низшей ступеню йоги, как утверждают некоторые теоретики или неправильные «практики», асана – это и средство и цель йоги, в своих высших стадиях освоения. То же самое можно сказать и о пранаяме, яме, нияме, самадхи и д.р.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Алламанатх от Апрель 09, 2007, 14:08:44
Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж! Спасибо за такой концентрированный постинг. Думаю, что если медитировать на его содержание - хватит надолго.  suns
Адеш!
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Виласанатх от Апрель 09, 2007, 20:01:46
Джайа Шива Горакшанатха!
Сапрема Намаскара Гуру джи!

Большое спасибо за Ваш постинг.
Возможно, когда понимание приходит, каждая пауза тела становится асаной - не только в йога-шале, но и в уличной толпе или в общественном транспорте.

Адеш.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: крипанатх от Апрель 10, 2007, 10:38:36
 Джайя Шива Горакша!
 Джайя Гуру джи!
 Спасибо за такие развёрнутые ответы.Спасибо за всё.
 Адеш.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 11, 2007, 09:54:54
Адеш!
Практику хатха-йоги, грубо говоря, можно разделить условно на три этапа, первый направлен, как я уже говорил, на внешнюю работу (от которой произошла традиция «физкультуры» :012:), второй этап - работа в асане на общем релаксационном фоне, третий этап - это бандхи и мудры. Последний этап можно смело отнести к разряду Кундалини-джагаран и назвать соединительным звеном с другими «ангами» йога-садханы. Пранаяма делится на три таких же уровня, первый как и в практике сукшма-вьяямы можно назвать викасаками или прана-викасаками, они направлены на раскрытие энергии, так же как и в асане, где развивается внешняя структура тела, только в пранаяме - общая энергетическая, далее следует уже то, что соответствует самому названию пранаямы, «прана-аяма» - выравнивание общего энергетического состояния, и затем используются бандхи. Вообще, это процесс постепенный, и, как верно заметил Виласнатх, социальная жизнь также отражается на Вашей практике. Когда Вы уравновешиваете потоки праны в праническом теле, то естественным образом, в самом центре этого тела образуется концентрация более высокого качества энергии, что способствует естественному выполнению бандх. Простое выполнение бандх, если человек энергетически не готов, даст незначительный эффект. Это могу сказать смело на основе своего практического опыта, так как проходил долгие ритриты с практикой пранаямы.
    Относительно взаимосвязи асаны с социальными явлениями, которые тебя окружают, замечено совершенно правильно. Кстати, многие травмы на тренировках в некоторых фитнесс-центрах зачастую бывают не только по причине сложности упражнений, но и по причине беспокойного ума. А ведь тренер - это просто тренер, он может вести группу, но в целом то, что Вы пришли в взвинченном состоянии, на это он может просто не обратить внимания, и то, как человек выполняет упражнения - может просто проигнорировать, или же если не игнорирует только само выполнение техники, то просто не замечает, если ученик перестарается. Поэтому преподаватель даже физических аспектов должен чувствовать также и общее состояние людей, а это уже опыт как преподавания, так и собственный, что зачастую неразделимо. Погоня за гибкостью, к сожалению, часто приводит к крайне плачевным результатам :20:, если она естественным образом развивается, то это нормально, но если с дрожью в теле, со сбоем дыхания, то это уже не практика асаны. Лучше постепенная, но непрерывная практика, чем рывками, а потом типа «отдых». Этому я учу тех, кто преподает и сам практикует хатху. Так как социальные явления сказываются на состоянии нашего тела, не зависимо от того - посадим мы его в хануманасану или нет, то, по всем законам логики, нужно практиковать асаны так, чтобы менялось и сознание. А именно - отслеживать гармоничное распределение  энергии, спокойное ровное дыхание. Спокойное состояние, полученное в результате практики йоги, делает человека осознанным и в самом социуме, учит трезво смотреть на происходящие события. Поэтому практика асан связана с жизненным ходом событий и наоборот. В зависимости от жизненных ситуаций, Вы сможете так же отследить как Вам практиковать йогу. Действительно, все взаимосвязано. Йога натхов учит пути «дживан-мукты», поэтому взаимосвязь с миром играет большую роль в любой практике, в том числе и в асане. Хотя это может кому-то показаться странным, но это так и есть, практика асаны и пранаямы, например, помогает правильно и глубоко понимать Яму-Нияму. 
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 12, 2007, 04:25:19
Aдеш!
Пранаяма является очень важной практикой в традиции натхов. Почему? Существует много систем Йоги заимствованных у натхов и трансформировавшихся из-за связи с другими традициями в другой, отличный от натхов вид. Например, есть йога-даршана Патанджали, которую помимо философского воззрения йоги, считают ещё и Раджа-йогой. Существуют свои виды йоги в Кашмирском Шиваизме, йога современных реформаторов, таких как Йогананда, Шивананда и т.д., и тех, кто так же находился под влиянием веданты. У всех у них есть одна общая черта, они хатха-йогу не считают коренной практикой. В КШ пранаяма - это анава-упая, которая считается низшей. В веданте, буддизме - тоже самое, хатха-йога - это просто придаток главной садханы. По мировоззрению всех этих традиций, хатха-йога ведёт к джада-самадхи, бессознательному трансу, но не к мокше. В КШ хатха-йога - это путь для тех, у кого сознание ограничено воззрением двайты. Но если у Патанджали йога - это остановка беспокойств сознания, то у натхов  йога - это прана-ниродха.  По натхам, кайя-садхана, если ее брать в главной сути, не предназначена для реализации исключительно мировоззрения двайты, как это считают последователи различных школ. Самарасья обретается в физическом теле, поэтому в теле все и происходит. Конечно, в том или ином виде, у последователей различных школ, частично проскальзывают те идеи, которые у натхов являются главными, но во всех этих традициях им отводится второстепенное значение. Так, например, в КШ – анава-упая подразумевает Шуддха-видью и Ямалу, но это не Ануттара. Для натхов же, будь-то Нирвикальпа-самадхи, состояние Ануттары Ану-упайи и т.д. (можно много перечислить уровней разделения высшего и воззрений), не являются полноценными, если они не реализованы на уровне тела. Поэтому, пранаяма, как связующее звено между Хатха и Раджа-йогой, действительно играет значительную роль.

Название: Re: Дыхание
Отправлено: крипанатх от Апрель 12, 2007, 10:36:50
 Джайя Шива Горакша!
 Джайя Гуру джи!
 Всё же почему хатха-йога,как метод,- да и вообще средство достижения исходного состояния тела и сознания,- не оказалась воспринята в таком объёме и значении другими школами?Почему не принимается во внимание особенно сейчас современными направлениями здесь, на западе и тем более в Индии.Некоторым "просветлённым мастерам" кажется необходимым даже потешаться над хатхой.
 На мой взгляд актуальность и востребованность хатха-йоги высока,как никогда,а для западного человека пожалуй является единственным по настоящему реальным,действующим и адекватным для восприятия методом самопознания,развития. Методом без мультиков,чужих фантазий или умозрительных идей.Методом через который человек способен начать двигаться к обретению собственного опыта.
 Адеш.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 13, 2007, 15:01:49
Джайя Гуру Горакшанатх!
Адеш, Крипанатх!
Дело все в том, что традиция только внешне кажется упрощенной, на самом деле все далеко не так. Понимаешь, дорогой Крипанатх, люди постоянно хотят все упростить, в угоду своим человеческим несовершенствам, коих нет смысла все перечислять, они становятся видны, когда от них освободился. Например, когда в России в одном из «йога-центров» узнали, что есть представитель натхов, то первое, что мне сказали: "мы о тебе сообщим, как об ученике П. Джойса". На это я сказал: "нет", тогда они стали об этом просить моих учеников (эта переписка до сих пор сохранилась), они просили их по тихому от меня, мол напишите что вы ученики П. Джойса, а не Йоги Матсьендранатха. Ведь все равно он не живет сейчас в России, а в Корее. Но ученики оказались учениками и так же ответили им "нет". После, эти деятели стали говорить, "понимаешь, мы ведь уже 5 лет существуем", намекая на то, чтобы "плясали под их дудочку". Я не буду все это пересказывать, хотя конечно, думаю всем было бы полезно с этим ознакомится. Странные люди, казалось бы, что 5 лет проповеди разного "порожняка" можно соотнести с традицией, которой больше тысячи лет, не просто традицией, а именно йогической традицией.  Вот Вам наглядный и самый простой пример жизненных ценностей, хочу заметить, эти люди не из тех, кто продвигает личную авторскую систему, а те, кто говорят, что стремятся нести традиционную йогу. У них наверное в генах заложено подтасовывать факты, обманывать открыто не моргнув и глазом. Вот почему я думаю, что мне здесь нужно быть крайне категоричным и разделять желания разных хитрых «бизнес-йогов» от традиции натхов. Лично я считаю, что и в Европе и в Америке нет адекватных натхов, которые могли бы учить других и развивать аутентичную линию, по той простой причине, что даже если кто-то и получил посвящения, то не всегда получили право учить других. А те, кто получили такое право, им нет дела до традиции и обучению ей в чистом виде, многие идут на слишком уж большие компромиссы с разного рода новоделом. Для них-то лично это может быть и не проблема, но когда обычным людям, ничего толком не знающим говорят: "да, ребята, все есть натхи, не беспокойтесь", то они не знают во что им верить. Они не могут отличить натхов от популяризаторов других учений под фасадом физкультуры. По этой причине у натхов, категория адептов и посвящения делятся на уровни:
1) сатхи-приверженец внешнего круга
2) аугхар
3) канпхата, иногда еще выделяют четвертый уровень, уровень реализованного сиддха Махатмы.
Последние два могут считаться Гуру, аугхар тоже, но при условии, что  Гуру серьезного уровня дал на это свое благословение. Поэтому, в ордене натхов следят за тем, насколько ученик является истинным последователем сампрадаи. Получение какого-либо начального посвящения не дает гарантии, что человек не оставит путь натха, поэтому, только время показывает чистоту намерений. Вот это я считаю очень важной вещью.  Речь ведь идет не просто о обучении людей чему-то там, а о обучении традиционной системе йогинов-натхов. Вот я сразу все и ставлю на свои места, натхи - это натхи, они не должны растворяться в других традициях, какими бы они привлекательными не казались. Натх, который ведется на крючки и ловушки, не может называться нахом-йоги. Я заранее знаю, что меня будут обвинять в желании гурства и т.п., но буду несмотря ни на что говорить всем, напоминать, что к традиционным Гуру нужно относиться уважительно. У многих людей, которые преподают йогу нет такого понятия вообще, или же оно просто формальное, но в этом случае, как таких людей можно учить чему-то настоящему? Поэтому, первое, что необходимо, это серьезное отношение к Учителям, к упадешам, к знаниям школы, ее доктрине. Людей без наличия такого отношения нельзя инициировать в какие-либо серьезные передачи, конечно они могут что-то практиковать и могут получить простые дикши, но дальше им необходимо доказать чистоту своего намерения.
    Сказанное мной нужно правильно понять, я не говорю, что какие-либо не натховские направления йоги плохие или хорошие, но тот, кто хочет быть натхом, должен уметь отличать эти направления от своей основной традиции. Для этого конечно очень полезно ориентироваться в разных системах  и изучать их для расширения кругозора, и представлений о методах йоги, но не более того. Сейчас изобретено  столько разных методов, что даже с логической точки зрения верить во все эти противоречивые школы - только самого себя вводить в заблуждения. К этим вещам надо относиться проще, верно сказано "мультики..." и т.д только засоряют разум, поэтому те, у кого он хоть немного присутствует, должны уметь различать. Кроме тебя это все равно никто не сделает, а надеятся на то, что это сделает кто-то, напрасная трата времени. Самое главное чтобы улучшалось качество Вашего ученичества и садханы, вот в это есть смысл вкладывать энергию. Если вы помогаете развивать нашу традицию, то и традиция поможет Вам в ней реально духовно прогрессировать.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: крипанатх от Апрель 13, 2007, 18:42:40
 Джайя Шива Горакша!
 Джайя Гуру джи!
 Спасибо Вам за ответ.Действительно, зачастую люди ищут лёгких путей,особенно там,где их нет.Ладно если это допускают незрелые ,молодые школы или частные лица,но почему всё-таки необходимость опыта работы с телом проигнорирована крупными школами,крупными системами?Почему хатха-йога зачастую является только незначительным приложением к основной садхане в некоторых тантрических направлениях,буддизме?
  Адеш.
Название: Re: Дыхание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 14, 2007, 20:03:58
Адеш!
Думаю, Крипанатх, что в раннем буддизме, ведантических школах вообще каких-либо особых элементов йоги не было, покрайней мере, такой как у натхов. Просто веданта, тантра, натхи, развивались параллельно, и каждая традиция придерживалась своего основного подхода во всем. Они так и остались разными сампрадаями (традициями), конечно, что-то друг у друга заимствовали, но именно что-то. Примерно как и арии путешествовали то с Индии на Север, то с Севера в Индию, но закрепились они все-таки в Индии, а христиане - на Западе. Просто натхи, как традиция, даже соприкасаясь с тантрой, быстро ее трансформировали и придавали ей йогический вид. Тантрики, буддисты, последователи культа бхакти, аналогичным образом поступили с методами натхов. Дело в том, что каждая независимая традиция всегда следовала своему основному мировоззрению, но так как во все века нужно было идти в "ногу со временем", они и брали на вооружение методы других школ. А дальше все происходило по весьма понятной и естественной схеме, о чем весьма просто догадаться, Индия всегда была страной множества крупных орденов и различных сектантских ответвлений, покрайней мере, слово "секта" в Индии не рассматривается как негативный термин, их там очень много, особенно мелких. В ведантизме появилось немало своих отщепенцев, которые по личным интересам создавали собственные школы, например, кому-то стала больше по душе практика йоги, а ведантическая гьяна не особо привлекала. Какому-то Гуру этой линии могла из йоги нравится одна, или же ряд практик, вот тебе и повод для создания новой школы. Тоже самое в вайшнавизме, буддизме  и др. Но, создавая свои ответвления, они конечно же глубоко не окунулись в те знания, которые хранились в йогических орденах. Формально они отказались от основы своего учения, но и в йогическую традицию так полностью и не перешли . Соответственно, им достаточно было йоги,просто как техники. В других орденах, конечно, могли быть люди, которые сохраняли приверженность традиции, и каким-то образом умудрились "пришить" к своей традиции методы йоги, разумеется, эти методы в йогическом плане они упростили и привнесли туда много своего. Не могу сказать, кто из этих двух категорий больше внес путаницы, наверное обе. Школы, которые стали ориентироваться на запад последних пару веков, в основном, практику йоги подстроили под потребности большинства западных людей, так как запад для них был хорошей материальной кормушкой. Школы, которые в Индии носят сугубо сектантский характер, вероятнее всего, практики йоги адаптировали лично под себя, а последователи крупных духовных орденов - под свою религиозную практику. Естественно, свое они ставили на первое место, а йогу, заимствованную от натхов, если не на последнее, то покрайней мере, делали приложением. Что касается натхов, то у них  с самого начала образовалась система посвящений и обучения, которая помогала отсеивать наносные элементы других учений от тех, которым учили основатели их традиции. Причем, система настолько грамотно поставлена, что даже территориальное нахождение какого-то представительства натхов не мешало ордену сохранять свое основное йогическое мировоззрение.

Что же такое наносные элементы? Внешне их определить простому человеку, который с натхами мало имел дело, крайне сложно, для него йога - "и в Африке йога". Но ведь не для кого не секрет, что йогой может заниматься кто угодно, да и какой угодно йогой, но это совершенно не означает, что человек выбрал ее как свой основной путь.  Думать, что все натхи  глупы и всех к себе принимают или демонстративно прогоняют прочь - слишком примитивно. Конечно, это не так, одно дело - просто получить какие-то полезные советы или даже простые передачи, а посвящения нормального уровня, за который тебя в ордене будут уважать и открывать перед тобой сокровенное - это совсем другое. Если бы этого не было, в натхи ринулись бы все кому не лень, просто исходя из праздного любопытства. Например, кто-то может быть агхори - он свою садхану считает наиболее эффективной, но внешне он может параллельно практиковать йогу, ему, на самом-то деле, и агхоры вполне хватает для нормальной и полноценной садханы, с его точки зрения, если ему дать посвящения, допустим с "чира" или даршани-дикшей, то он все равно будет практиковать свою агхору, а натхом будет формально. Спрашивается, для чего? Ведь в Индии местным населением одинаково почитаются  и садху-агхори и натхи, и поэтому внешний престиж для индийского садху и там и там одинаков. Другое дело -  люди с запада, да, они могут ринуться в натхи исключительно с целью заработать себе славу, поскольку учение мало распространенное, или же использовать для каких-то других целей, например, как я уже говорил выше, как приложение к чему-то еще. В Индии такого ажиотажа нет, там, как правило, совершенно определенно знают, что им  по душе и чего они хотят.  Для простого грихастхи хинду - все саньяси - это просто саньяси, а для садху - посвящение себя садхане -  это посвящение себя тому, во что ты реально веришь, впрочем, это сложно объяснить, пока сам саньясу не принял. Разумеется, и саньяси все разные, но какие бы они не были, это выбор достаточно серьезный, даже если и могут быть какие-то мелкие проколы у этого человека, в целом же - весь социум сделает  все так, что не будет дела до этого мира. Вся энергия будет направлена в основном на духовное. Любой серьезный не попсовый орден, всегда предоставит просторы и материал для духовной работы. Помню, как один "персонаж" попросил у меня аугхарскую дикшу, но при этом заявил, что ему быть даршани противопоказано, он ведь каула. Спрашивается, а на фига ему еще что-то, если он каула, или он такой каула, что каулизм его сделал недовольным тем кто он есть? В Индии люди, которые не определились, просто совершают практику на том уровне, на котором реально могут, и их не беспокоят уровни дикш и ,тем более, их разношерстности. А вообще, если ты поедешь когда-нибудь в Индию, то сможешь увидеть, что многим индусам йога вообще "до фонаря", она им если и не безразлична в твоем присутствии, то только тогда, когда они знают, что могут конкретно что-то поиметь от тебя кроме йоги. Очень много индусов действительно занимаются йога-терапией, например, по Свами Рамдеву, потому что это полезно для тела. Но если с индусами говорить на какие-то серьезные темы о йоге, то она им абсолютно безразлична. Глубокие знания могут предоставить только уважаемые Гуру в натховской линии, у которых вся жизнь только этому и посвящена, но у них совсем другие интересы. Собственно, я и рассчитываю на то, что в результате моей правачаны выявятся те, кому натховская традиция действительно не безразлична -  как и мне, собственно поэтому я и пишу здесь, и провожу программы в России. Каждый берет то, что ему нужно. На Рам Дева набивается стадионы, в каждом городе по 15-20 тысяч человек,но многих ли интересует йога как садхана? Может быть, несколько десятков из всех пришедших.
  Начиная с понедельника, в течении месяца я буду занят, и поэтому не смогу часто бывать в сети и отвечать на форум. Возможно, в конце мая я приеду в Москву вместе с Йоги Ракеш Пандеем, думаю, что программа состоится хорошая. Приглашаю. 
Название: Re: Дыхание
Отправлено: крипанатх от Апрель 14, 2007, 23:12:08
  Джайя Шива Горакша!
  Джайя Гуру джи!
  Снова и снова спасибо за подробные,развёрнутые ответы.
     Адеш.