Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: alurm от Июль 05, 2012, 23:06:45

Название: Начало
Отправлено: alurm от Июль 05, 2012, 23:06:45
Добрый день, уважаемый Гуру Йоги Матсьендранатх.
Я хочу начать практику. Прошу Вас подсказать, как (какие конкретно комплексы) мне это сделать. С чего начать. Занимаюсь спонтанно. Хочу системно.
Благодарю.
Название: Re: Начало
Отправлено: Дхунинатх от Июль 07, 2012, 00:42:50
Натхаджи Гуруджи ко Аадеш! Я думаю,что лучше заниматься спонтанно(без системности),но регулярно :130:!Комплексность в большей степени,заключается в целостности практики и по возможности интегрирования в свою практику,всех анг йоги,а  последовательность из асан и другую информацию с,чего начать,Вы можете найти здесь  Последовательность асан (http://nathi.ru/read/practice/course1/asanas/index.php)
Название: Re: Начало
Отправлено: alurm от Июль 07, 2012, 22:30:35
лучше заниматся спонтанно(без системности),но регулярно :130:!
Благодарю за ответ. Я сторонник спонтанности (если можно так выразиться). Но всё-таки должна быть канва, так сказать база данных. Я вопрос задавал в надежде на то, что мне покажут на азы в традиции натхов
итегрирования в свою практику,всех анг йоги,
Под ангами Вы имеете в виду 8-м ступеней - яма, нияма,....?
Благодарю за ссылку.
Название: Re: Начало
Отправлено: Lakshminath от Июль 08, 2012, 13:30:38
Адеш!
 
Да, под ангами тут имели в виду 8 или 6 частей йоги (анга переводится как часть).
Новичкам обычно рекомендуется выполнять асаны и пранаямы (подготавливать тело и прану), а также можно почитать Горакшанатха как Гуру всех йогинов. Но вообще, очень желательно стать учеником в традиции, чтобы полноценно в ней обучаться, потому что основное базируется на отношениях Гуру-ученик.
Название: Re: Начало
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 14, 2012, 20:19:08
Гуруджи ко адеш!

Прошу Вас подсказать, как (какие конкретно комплексы) мне это сделать. С чего начать. Занимаюсь спонтанно. Хочу системно.
Благодарю.

   Дело в том, что в Индии, в Традиции, представления о системности – другие, там не было и нет никаких специальных комплексов, там системность заключается в том, что есть всего один вид йоги. Комплексы придумали тогда, когда йогой стали торговать как товаром, а в Индии, в классическом виде, далеко еще не всех принимают в ученики, согласно текстам йоги, например "Шива-самхите". Есть категория людей – анадхикари, которых в ученики вообще не рекомендуется брать. А когда ты являешься инструктором по йоге, ты должен учить почти всех, так как пришедшие заплатили деньги. Получается, заплативший деньги просто покупает Гуру, и Гуру становится рабом низменных мотиваций того, кто о йоге имеет массу заблуждений и соответствующих устремлений, а так в Традиции Натхов быть не может. Причем не важно, что человек о себе думает: будь он хороший гимнаст или начитанный человек – этого недостаточно, чтобы считаться учеником, нужно, чтобы Гуру проверил ученика как следует. Часто это может занимать 12 лет, прежде чем ученик утвердится в своей практике и докажет свою преданность Гуру и выбранному пути, вот что такое на самом деле системность в йоге, а не комплексы упражнений. Комплексы упражнений не плохи и не хороши, они просто не так важны для того, кто окончательно стал учеником, пройдя посвящения и доказав свою преданность, чистоту мотиваций в отношении Гуру и учения.
  Все остальное, всякие йоги виньясы, йоги Айенгара, Бихарская Школа (со своим курсом из трех частей) и т.д., и т.п. – это уже модерн, они разгламурены и корпоративны, но к личной садхане и ученичеству они, по большому счету, отношения не имеют никакого, потому что ученичество возможно только при личном обучении у Гуру. А чтобы Гуру такой был в вас заинтересован, нужно думать о нем, в первую очередь, и его делах, а не о себе и своем эго. 
Название: Re: Начало
Отправлено: alurm от Июль 14, 2012, 22:46:55
Добрый вечер.
Я, возможно, не так сформулировал, не те подобрал слова. Попробую ещё раз.
 Все остальное, всякие йоги виньясы, йоги Айенгара, Бихарская Школа (со своим курсом из трех частей) и т.д., и т.п., это уже модерн, они разгламурены и корпоративны, но к личной садхане и ученичеству они, по большому счету, отношения не имеют никакого, потому что ученичество возможно только при личном обучении у Гуру. А чтобы Гуру такой был в вас заинтересован, нужно думать о нем, в первую очередь, и его делах, а не о себе и своем эго.  
Есть ли у меня возможность обучаться йоге в традиции натха-йогов? Как определить, подхожу ли я, готов ли? И с чего начать. Возможно я в своём эго, и это препятствие. Но, с чего начать, если есть устойчивая, длящаяся годами потребность в знании и обучении?
Название: Re: Начало
Отправлено: Авинатх от Июль 15, 2012, 13:14:50
Здравствуйте alurm.
По вашим вопросам, полезным может быть почитать инф. здесь:
Ученичество (http://nathas.org/articles/learning/)
Диначара (http://nathas.org/articles/dinachara/)
Практика (http://nathi.ru/practice/)
Название: Re: Начало
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 15, 2012, 14:58:38
Есть ли у меня возможность обучаться йоге в традиции натха-йогов? Как определить, подхожу ли я, готов ли? И с чего начать. Возможно я в своём эго, и это препятствие. Но, с чего начать, если есть устойчивая, длящаяся годами потребность в знании и обучении?

Возможность есть всегда, можно просмотреть те материалы, на которые были даны ссылки выше. Комплексы йоги мы составили очень легко, так как для людей вне Традиции надо хоть что-то начинать и пробовать. Однако лучше с самого начала принять ту идею, что в Индии традиционно натхизм и йога, предназначенная для йогического нью-эйджа или полуньюэйджа-полутрадиции, а также все противоречивые размышления научной среды – вещи очень разные. Тогда у вас решение практиковать садхану будет серьезным, и результаты тоже. Просто когда обычные преподаватели йоги и те, кто под их влиянием говорят о системности, то они подразумевают подход по принципу: пришел (или походил на курсы), чуть-чуть стал совершенней временно, получил сертификат в виде заверения, что ты прошел курс, и все – живи как знаешь и будь что будет. Но в Традиции, в Индии, классически, все иначе. Практика означает разностороннее самосовершенствование, что говорит о том, что в человеке всегда есть как совершенства, так и недостатки, а значит, на любом этапе пути он может дальше себя совершенствовать, а может наоборот. Сколько мы, например, видели людей, впавших в гордыню от малейших достижений, думающих, что они самые умные, самые чистые, вплоть до того, что они – Боги и Богини :05: Поэтому процесс практики и обучения, а также испытания, проходят всегда параллельно. Такого в Традиции, что ты получил сертификат или дикшу, и все, бай-бай, - нет, иначе это косвенный намек на то, что сегодня на курсах йоги, которые я прохожу, я себя совершенствую, а завтра, как курсы закончились, я могу расслабиться, начать вести нечистый образ жизни и т.д. В Индии многие настоящие Гуру это все понимают, потому они не хотят брать в ученики тех, кто это не понимает, берут некоторые ради низменных своих интересов, но это не та ситуация, которую я мог бы пожелать для тех, кто ищет путь садханы. Для инструкторов "йоги" мои слова могут звучать нелепо: "Как так, 12 лет испытаний?"  :05: На самом деле, это очень мало, может пройти и 20, и 40 лет, и больше, пока мы на самом деле самосовершенствуемся, они всегда будут. Это не негативно и не позитивно, так как они – две стороны одной медали, просто таковы реалии этого мира.

Как определить, готовы вы или нет? Очень просто, начать размышлять об этом. Большинство себя не утруждает этим совсем, поэтому вечно бегают от стиля к стилю, по школам, а потом думают: "А почему натхам в Индии нет до всего подобного дела? И комплексов не дают, и системы нет, и вообще, неприглядно все как-то. :05: Нет чтобы они коврики резиновые продавали и решали вопрос, что женщинам делать с асанами при месячных, или беременности, с йогой для детей, йогой для собачек, йогой на велосипеде и т.д. А натхи, понимаешь, не хотят таких ничему "систематичному" учить, :05: трагедия, понимаешь, сплошная, традиция вырождается (а не йога во всем мире)". Подумайте над этим, может, для начала нужно переосмыслить всю "йогу", преподаваемую кругом, а потом принимать решение. А так ведь, не видя разницы между садханой и гимнастикой с "эзотерическим раскрасом", как можно определить "Готов ли я учиться в Традиции или нет?"   
Название: Re: Начало
Отправлено: nephalim от Декабрь 04, 2013, 15:52:34
Подскажите пожалуйста, как мне начать занятия, с чего. видимо я в этом полный профан. Потому, что информация есть, но порядок исполнения неизвестен.
спасибо
Название: Re: Начало
Отправлено: Shunyata от Декабрь 09, 2013, 03:53:37
Nephalim, на форуме действительно много материала и разных тем, понимаю, что новичку сначала сложно разобраться где и что искать, но поисковик в помощь. Вы задали вопрос немного абстрактно, поэтому не совсем понятно что именно вас интересует, и в каком ключе занятия вы хотите начать. Могли бы уточнить в какой именно сфере лежит ваш интерес. Советую также изучить сайт nathi.ru (http://nathi.ru/) там много практической информации.
Название: Re: Начало
Отправлено: nephalim от Декабрь 10, 2013, 22:38:41
Nephalim, на форуме действительно много материала и разных тем, понимаю, что новичку сначала сложно разобраться где и что искать, но поисковик в помощь. Вы задали вопрос немного абстрактно, поэтому не совсем понятно что именно вас интересует, и в каком ключе занятия вы хотите начать. Могли бы уточнить в какой именно сфере лежит ваш интерес. Советую также изучить сайт nathi.ru (http://nathi.ru/) там много практической информации.
А в каком ключе возможны занятия?
Название: Re: Начало
Отправлено: Shunyata от Декабрь 11, 2013, 02:43:58
Предполагалось что вы, nephalim, ответите на вопрос  :05:. Какие занятия вы намереваетесь начать?
Название: Re: Начало
Отправлено: Lakshminath от Декабрь 11, 2013, 10:52:40
Поддерживаю вопрос Шуньяты. Порядок исполнения и содержание практики зависит от цели. Поэтому, чтобы посоветовать Вам что-то конкретное, nephalim, надо знать о Ваших целях, и о каких занятиях Вы спрашиваете. Потому как, если говорить с традиционной точки зрения, у натхов нет занятий в распространенном понимании этого слова :05: , у них ежедневная, непрерывная садхана, включающая в себя чтение Горакша-мантры, почитание Гуру и других Божеств (например, при помощи мантр или пудж), асана, пранаяма, дхьяна, служение Гуру и традиции. Но это в целом, а так все, конечно, индивидуально.
Название: Re: Начало
Отправлено: Sathya MahaAvatar от Декабрь 11, 2013, 18:53:58
Начните с Ямы и Ниямы , выполняйте пока эти предписания йоги, этого будет достаточно. Большbнство начинают с ямы и Ниямы. Разберетесь с этим и многое другое уже станет ясным.
Почти всегда занятия   йогой начинаются с очищения мыслей  , упорядочивания мыслей. Потому что  практически бесполезно  тренировать физическое  тело  если ментальное тело ( наши мысли , намерения) больное.  Пройдет  некоторое время и все болезни с ментального плана опять спровоцируют физические недуги или  негативные жизненные ситуации. Когда ум чист ему легче придать однонаправленность.

Первая важная ступень в йоге это  Яма. Правила Ямы включают в себя пять великих общечеловеческих обетов. Это фундаментальные законы жизни , их практическая часть.
Яма состоит из: ахимсы (ненасилие), сатьи (правдивость), астеи (неворовство), брахмачарьи (воздержание) и апариграхи (нежелание чужого). Эти заповеди являются правилами нравственности . То есть регулируют морально нравственные принципы. Несоблюдение их порождает: лень , невежество, неуверенность, насилие, ложь, воровство, беспутство, зависть, все это ведет к потери энергии и еще большем увязание в этих пороках .  Корни всех этих проблем кроются в привязанностях, которые могут быть слабыми, умеренными и очень сильными. Привязанности приносят человеку страдания .
Потом идет Нияма . К ней относятся : шауча (чистота), сантоша (удовлетворенность), тапас (рвение или аскетизм), свадхьяя (изучение Я) и Ишвара пранидхана (преданность Божеству).
Есть много разных источников где описаны Яма и Нияма. Если рядом нет Гуру, главное найти источник где все это разъясняется понятным и доступным языком, что бы прочитал и все стало ясно.

А вообще, хорошо начинать с регулирования питания. Пища это очень важно для йоги. Важно употреблять свежую пищу, только что приготовленную , это дает больше энергии, больше сил в дальнейшем. Желательно что бы пища  была простой, питательной, сочной и успокаивающей. В йоге пища употребляется в спокойном состоянии, не отвлекаясь, чувствуя вкус пищи, аромат, (в пищу хорошо добавлять специи. Есть много разных специй. Зимой хорошо добавлять в пищу согревающие специи такие как Красный перец, имбирь, куркума...) ее температуру ( зимой лучше есть пищу теплую, горячую). Так же зимой хорошо пить горячий чай из трав. Исходя из конституции тела подбирается соответствующее питание. По питанию так же  написано очень много разной литературы. К стати питание это один из разделов Ниямы - Шауча. Обьясняется как нужно готовить и употреблять пищу.   

Морально нравственные принципы Ямы тренируются  на протяжении всей жизни. Параллельно этому можно выполнять асаны  ( начните выполнять асаны для укрепления нервной системы, нормализации пищеварения, улучшения работы почек) , и пранаямы, они тренируют брюшную диафрагму, к примеру Анулома - Вилома. Если появятся вопросы , спрашивайте.

Удачи вам в практике  suns :05: suns
Название: Re: Начало
Отправлено: nephalim от Декабрь 14, 2013, 15:19:46
Предполагалось что вы, nephalim, ответите на вопрос  :05:. Какие занятия вы намереваетесь начать?
Целью моих занятий/практики есть для начала познание потенциальных возможностей  своего тела и себя, а также овладение ими, а также избалвение от внутренних "демонов". А после этого я смогу лишь сказать куда хочу двигаться.
Поэтому прошу Вас помощи.
Заодно хотел узнать есть ли гуру в Харькове?
Название: Re: Начало
Отправлено: Shunyata от Декабрь 14, 2013, 18:40:21
Nephalim, а что вас привело именно на этот форум? Ведь то что вы написали, подходит к любой традиции, будь то буддизм, христианство и т.д. В Харькове, к сожалению, учителей натха-сампрадаи нет на данный момент.
Название: Re: Начало
Отправлено: nephalim от Декабрь 14, 2013, 22:37:12
Nephalim, а что вас привело именно на этот форум? Ведь то что вы написали, подходит к любой традиции, будь то буддизм, христианство и т.д. В Украине живут и преподают ученики Гуруджи Матсьендранатха, а именно центры Натха сампрадаи есть в Кривом Роге и в Запорожье.
Но традиция натхов, ближе как-то на основании всей прочитаной литературы (ваш сайт (http://nathas.org), книга Введение в Натха-йогу (http://nathas.org/shop/books/intro/)), сложно это описать словами, поэтому из"ясниться точно не могу.
Плюс как я понял: традиция натхов вобрала  в себя все самое лучшее из других.
А именно методы развития сиддх и достижения прижизненного бесмерития, практик кайя-кальпы и т.д.
Название: Re: Начало
Отправлено: Adhyatmanath от Декабрь 14, 2013, 23:12:43
Уважаемый nephalim , для начала нужен Гуру. Без Гуру подобно хождению в темноте, как не тривиально это звучит.
Название: Re: Начало
Отправлено: nephalim от Декабрь 15, 2013, 01:00:54
Уважаемый nephalim , для начала нужен Гуру. Без Гуру подобно хождению в темноте, как не тривиально это звучит.
Не подскажите как мне найти Гуру?
Название: Re: Начало
Отправлено: Алламанатх от Декабрь 15, 2013, 01:40:01
Адеш!
Попробуйте здесь ознакомиться:

Название: Re: Начало
Отправлено: Sakshinath от Декабрь 15, 2013, 02:09:31
Уважаемый nephalim , для начала нужен Гуру. Без Гуру подобно хождению в темноте, как не тривиально это звучит.
Не подскажите как мне найти Гуру?
Адеш ! Не чего не бойтесь, как можно больше общайтесь и интересуйтесь тем, что вам интересно. Гуру будет проявлять себя в разных всевозможных ситуациях и разных личностях по мере вашей потребности. Потому, что Гуру всегда с вами он не когда вас не покидает, по скольку он и есть сам Господь- везде сущий.   

Как пчела ищет нектар, как муха чувствует гной.
Также ищущий истину Гуру найдет, по образу в сердце своем ). 
Название: Re: Начало
Отправлено: nephalim от Декабрь 15, 2013, 23:31:05
Возможно Вы поделитесь теми путями, что вы начинали? Я предпалогаю это мне поможет начать, а не биться об стену как слепой котенок. Спасибо.
Название: Re: Начало
Отправлено: Sakshinath от Декабрь 16, 2013, 00:19:21
Возможно Вы поделетесь теми путями, что вы начинали? Я предпологаю это мне поможет начать, а не биться об стену как слепой котенок. Спасибо.
Это только в теории: умный учится на чужих ошибках, в действительности каждый учится на своих ошибках, совершенных в этом воплощении или прошлых.  :05:
Название: Re: Начало
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 16, 2013, 13:34:57
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!

Натха-Сампрадая отличается от просто йога-стилей, также отличается и от других традиций. В первую очередь отличается тем, что обучение возможно только в традиционном ключе, где отношения - не инструктор-тренирующийся, а Гуру-Ученик. В интернете очень много информации, но необходимо личное общение, тогда можно передать все правильно, со всеми тонкостями. Личное общение - это уважение времени и Гуру и ученика, потому ученик должен расплачиваться (за потраченное время со стороны Гуру), т.е. помогать. Самое важное в этой жизни - время, как говорят мои индийские Учителя: "Время - это прана (жизненная энергия)", т.е. если перевести на понятный язык, потеря времени - это потеря праны (жизни). Понятно, о чем я говорю?

В первую очередь я бы посоветовал начать изучать правила отношений классического обучения и параллельно пытаться практиковать наиболее простые методы. Самые простые методы могут содержать в себе массу непростых вещей, часто оказывается, что большинство только думает, что уже знает простые методы, но на самом деле это не так. Поэтому нельзя спешить в таких вещах. Вы можете начать выполнять асаны и какие-то простые техники йоги, например капалабхати, анулому-вилому, и параллельно изучать традицию. Но я рекомендую все же искать общения с носителями Традиции, в России и на Украине они есть. У меня есть там достойные ученики, которые сами являются квалифицированными Гуру. На сайте вы можете найти описание асан и пранаям, там специально отобраны их безопасные и полезные вариации. Натхи также не против любых других стилей йоги, но они все нужны только для начинающих.

Правильная практика заключается в том, что она ориентирована на правильную цель йоги, на успокоение ума, контроль инстинктов и т.д. А это все происходит постепенно. Поэтому Яма и Нияма актуальны, хотя и они должны пониматься верно. И вновь мы приходим к тому, что только Гуру дает верное представление о них. На каждом этапе развития у вас может меняться представление и глубина восприятия ямы, ниямы, асан, пранаямы. Кругом очень много поверхностной подачи этого в сети и разными инструкторами, от того многие и мечутся, как слепые котята.

Выберите какую-то дисциплину для себя, например каждое утро какое-то время обязательно посвящать пранаяме, дхьяне или молитве, делайте это ежедневно.
Название: Re: Начало
Отправлено: grig от Декабрь 16, 2013, 20:14:55

Выберите какую-то дисциплину для себя, например, каждое утро какое-то время обязательно посвящать пранаяме, дхьяне или молитве, делайте это ежедневно.

Адеш!

Один эзотерически настроенный человек как то заявил мне, что если я кому то передаю информацию о практиках ( особенно не слишком известных) на меня переходит его карма.  Может действительно существует неких переходный механизм кармы? Верится слабо, но хотелось бы услышать комметы на эту тему. Просто я пытался на одном форуме описать конкретную мощную технику, но потом напрягся...
Спасибо)
Название: Re: Начало
Отправлено: grig от Декабрь 16, 2013, 20:21:37
Может действительно существует неких переходный механизм кармы?

Чел заявил что карма переходит если кто-то по данной тобой технике упорно практикует, соответственно  - чистится. Грязь (кармическая) идёт к тому кто дал технику. Если ты не Гуру то никуда не лезь. Получается чисто в просветительских целях никому ничего нельзя описывать ? Галиматья, не иначе, но червячок подтачивает...
Название: Re: Начало
Отправлено: Sadxir от Декабрь 16, 2013, 20:42:19
Может действительно существует неких переходный механизм кармы?

Чел заявил что карма переходит если кто-то по данной тобой технике упорно практикует, соответственно  - чистится. Грязь (кармическая) идёт к тому кто дал технику. Если ты не Гуру то никуда не лезь. Получается чисто в просветительских целях никому ничего нельзя описывать ? Галиматя, не иначе, но червячёк подтачивает...

Насколько мне известно , если человек получал практику от гуру, то обычно он дает обет на хранение практики в тайне, и ее разглашение, во первых расходует - тапас (накопленную духовную силу) во вторых, это не уважение к Гуру и его традиции.   

Но в целом вопрос интересный, насчет кармической связи передачи простых техник, которые нашли в общем доступе, по сути каждое семя имеет свой плод.

И мне кажется тут больше зависит от того как "Тот": человек будет использовать практику, Во вред или Во благо, но так или иначе связь безусловно какая то будет, ведь вы направили человека, а если человек сам попросил подсказать . то скорее это выполнение вашего долга из прошлого, подсказать , помочь человеку. не зря же говорят вы в ответе за того кого приручили , хоть по отношению к животным обычно фразу используют, но что там ярлычки важнее суть.

Вообще в идеале если вы достигли своей садханой состояния чистоты, и непривязанности к действиям, то любое совершенное действие ( а оно само по себе чистым будет ) . принесет только благо.
Вообщем тут ещё важно как вы относитесь в процессе делания того или иного действия.

А вообще очень интересно услышать мнение Гуру, на этот вопрос.
Название: Re: Начало
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 18, 2013, 18:19:37
Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш


Выберите какую-то дисциплину для себя, например, каждое утро какое-то время обязательно посвящать пранаяме, дхьяне или молитве, делайте это ежедневно.

Один эзотерически настроенный человек как то заявил мне, что если я кому то передаю информацию о практиках ( особенно не слишком известных) на меня переходит его карма.  Может действительно существует неких переходный механизм кармы? Верится слабо, но хотелось бы услышать комметы на эту тему.

Если это садхана, которую вам передал Гуру, и ученик дал обет о неразглашении и его нарушил, то это может стать плохой кармой в первую очередь для самого садхаки, также это удар и по Гуру, который посвящал. Во всех тантрах и йога-шастрах говорится, что передача посвящения тем, кто не готов и не достоин, ведет к духовному падению Гуру. Разглашение эзотерических разделов садханы не только ведет ученика к потере сиддхи, но нередко и к тому, что, получая садханы даже у других Гуру, на вашей последующей практике у них это тоже может сказаться негативно.   

Цитировать
во вторых, это не уважение к Гуру и его традиции.  

Также и к себе лично неуважение. Передавать секретные садханы можно только проверенным ученикам. Но когда садханы стали ширпотребом, конечно, люди сейчас все в йога-центрах испорчены, у них извращенные взгляды на то, что такое практика, хотя во многом это не вина большинства из них, они просто машины, которые запрограммировали. Поэтому очень мало тех, кто на должном уровне относится к Учению и Гуру. Да и сейчас полно в самой Индии Гуру, которые просто преследуют мирские цели, не более. Соответственно, в целом ситуация достаточно непростая, если кому-то повезет в этой жизни найти Садгуру и стать его достойным учеником, то это результаты благих санскар прошлых жизней. Обычно и уровень Садгуру не каждый из простых людей понимает, потому успешны только варианты, когда достойный ученик учится у достойного Гуру.
Название: Re: Начало
Отправлено: isckatel Иван от Сентябрь 12, 2015, 19:33:06
А на самом деле почти все не готовы, готовность – это уже очень много. Все говорят, что они хотят "традицию", самадхи, мокшу и т.д. Но это все вранье. Нельзя хотеть того, чего не знаешь. Под всем этим люди себе представляют какую-то свою кармическую бхогу. Как только начнутся малейшие испытания, вот именно тогда будет известна подлинная цена их словам. Я скажу честно, я не слушаю часто, что люди говорят, и когда они это открывают для себя, их это приводит в бешенство. Только реальные испытания показывают людей.

Адеш, Гуруджи!

В Бхагават-гите есть такая шлока 7.16:
(http://www.bhagavatgita.ru/img/7/7-16.png)
Надеюсь картинка верна.

Вот перевод В. С. Семенцова:
Те, кто здесь Меня почитают, -
люди дел благих - четверовидны:
тот, кто страждет; кто жаждет пользы;
тот, кто знание ищет; кто знает.

Некоторые переводят как страдающие, любопытствующие, жаждущие богатства, мудрые.

Гуруджи, можете, пожалуйста, прокомментировать эту шлоку с точки зрения традиции натхов и вашего опыта?

Вот как я это воспринял:
Я много раньше читал книг о том, что смысл человеческой жизни это любовь к Богу о том, что её нужно культивировать и это сделает тебе по настоящему счастливым. Я пробовал это культивировать, но как то не очень все получалось. Безусловно, что то я чувствовал,  но возможно это не совсем вписывается в термин «любовь к Богу». Сложно тут, что-то конкретное сказать, возможно так оно и есть, а возможно не совсем так, скорее всего это все более широко нужно рассматривать, термины единства и естественности наверное все таки ближе, но эти слова «любовь к Богу» сильно засели в моей голове.
Затем я начал читать книги связанные с йогой, в них термин любви встречается уже довольно редко, но тем не менее книги эти вдохновляют  меня не меньше тех, где пишут о любви.
Недавно я решил быть честным с собой и понять какова же моя главная цель жизни на самом деле. Цель – любовь к Богу не принималось моим естеством, но и не отвергалась. И тут я вспомнил шлоку из Бхагават-гиты, которую привел выше. Я её понимаю так:
Кришна говорит о людях, которые по одной из четырёх причин начинают двигаться в направлении Первопричины. Здесь не говориться не о какой любви и преданности. Здесь начинается все гораздо прозаичней и реалистичней. Те кто страдают, жаждут избавления от страданий и поэтому идут к Богу. Те кто жаждут богатств могут начать молиться Богу ради этого, но затем почувствовав благодать от молитвы в конечном счете, оставляют жажду богатств. Любопытствующие или ищущие знания стремятся познать то, как все устроено в этом мире, хотят познать суть вещей, а сутью всего является Абсолют. Мудрые же имеют врождённую тягу непосредственно к Абсолюту или что-то что я не в состоянии понять.  Я вижу себя тем, кто стремиться к знанию и хочет познать суть вещей.
Видимо люди начинают свой путь с одного из 4-х мотивов, на своем пути становятся мудрецами и приходят к реализации. И нет не чего зазорного ни в одном из этих мотивов, думаю главное честно ответить на вопрос к кому из них ты относишься и наверное это поможет тебе двигаться правильно.
Название: Re: Начало
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 12, 2015, 21:56:04
Хороший вопрос и тема. Я думаю, надо еще раз посмотреть термины и их определения. Перечисляются четыре категории:

1) आर्त - несчастный, переносящий страдания.
2) अर्थार्थी - стремящийся к мирским богатствам.
3) जिज्ञासु - стремящийся к познанию, проявляющий живой интерес.
4) ज्ञानी  - знающий, или познавший.

В следующей шлоке говорится, что из них джняни - наилучший. Я сразу вспомнил одну из книг, где  говорится о двух уровнях бхакти: сагуна-бхакти и ниргуна-бхакти, последняя определялась как "джняна-бхакти". Очевидно эти две бхакти базируются на концепции Бога, проявленного в форме, и Бога запредельного. Тут можно много чего вспомнить: путь карма-канды (в основном на нем базируется классический ведизм), путь веданты - это прастханатрайя (три основы веданты – Упанишады, Гита и Веданта-сутры), путь веданты в основном и связан с джняной. Например, Упанишады в основном – это внутренняя суть ритуалов, и упор там на созерцательные методы, что меньше связано с ритуалами. Ритуальное почитание, однако, есть и в ведантических направлениях, но в них обряды значительно проще, чем в классическом ведизме. Оба эти ориентира вышли из Вед, начиная от четырех самхит, брахман, араньяк и заканчивая Упанишадами. Есть еще третья, так называемая упасана-канда, связанная с почитанием. Она фактически пронизывает собой все ведические тексты в той или иной степени, соотвественно, бхакти совсем не изолирована от джняны, и познание абсолютно не исключает бхакти. Разные ведантические сампрадаи что-то ставят на уровень подготовки, а на чем-то больше делают акцент: например, в Шри Сампрадае Рамануджи бхакти культивируется в начале, а на верхушках - джняна, а у Мадхвачарьи все наоборот, но в целом оба направления содержат и джняну, и бхакти. Даже если мы посмотрим на ведическую карма-канду, там тоже все это есть, просто смещены акценты. Например, в ведийском ритуале обычно много участников, среди них есть участник, которого зовут "брахман", роль его не связана с исполнением обряда непосредственно, он просто сидит и внимательно наблюдает за тем, что делают другие, и если остальные допускают ошибки, то он их корректирует, иногда что-то подсказывает. Он является в ритуале воплощением/проявлением самой джняны. Сам же термин "бхакти" можно переводить, как переводят большинство: "преданность", но можно перевести и как "вовлеченность", "соучастие", а вот какое соучастие, это уже зависит от формы вашей упасаны. Соответственно, если это упасана просто в виде дхьяны, то почему она не может быть той же практикой йоги или джняны? Упасана может же переходить и в чисто созерцательную практику. Так что противоречия тут нет.

Возвращаясь к четырем категориям адептов, тут можно посмотреть предысторию этого всего. Если вы посмотрите наиболее ранние ведические тексты, там очень часто говорится о регулярных ритуалах, которые совершает практикующий для обретения конкретных благ. В ранних источниках обретение благ и есть цель этих обрядов, идея мокши там очень вяло проскальзывает. Возможно, в Индии есть немало традиций, которые Веды даже отождествили с традицией, ориентированной на правритти, и даже мне лично встречались некоторые ученые-индийцы, которые видели Веды как ориентированные на материализм. Однако позже тантра, уравнивающая наслаждение, бхукти и мукти, в принципе, на мой взгляд, неплохо разрешила эту разделённость. Тантра предполагает спокойное решение тех проблем, которые для вас актуальны; как мне видится, она решает все четыре указанные задачи. По своему опыту скажу: как это ни странно, но без четвертого, последнего, опыта, остальные три полноценно не разрешаются. Избавиться от страданий можно, только поняв их причину, а это - джняна. Обрести полное удовлетворение от богатства само по себе богатство тоже дать не может, только опыт полноты шакти (пурната) способен к этому привести, и это тоже джняна. Исследование, если оно ограничено, не даст покоя, а если исследование – как состояние пробужденного и открытого сознания, то возможно, и это тоже джняна. Думаю, что окончательно разделять не стоит, у разделенности есть своя относительная ценность, но, скорее, это инструменты основы. Таково мое мнение.     
Название: Re: Начало
Отправлено: isckatel Иван от Сентябрь 13, 2015, 05:58:49
Гуруджи, Вы все очень интересно и целостно изложили, спасибо!

Думаю, что окончательно разделять не стоит, у разделенности есть своя относительная ценность, но, скорее это инструменты основы. Таково мое мнение.     

Это очень важное замечание для меня, что не стоит тотально разделять эти категории, а то я действительно чрезмерно увлекся классификацией.
Название: Re: Начало
Отправлено: KirillS от Июнь 18, 2022, 21:08:23
Адеш! Существуют ли в Традиции некие запреты("грехи" т.н.) и кому запрещено практиковать?(извиняюсь за тавтологию)
Название: Re: Начало
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 30, 2022, 14:40:19
Адеш! Существуют ли в Традиции некие запреты("грехи" т.н.) и кому запрещено практиковать?(извиняюсь за тавтологию)

Адеш!

В современной йоге все построено исключительно на коммерции, поэтому они принимают на обучение всех, кого считают безопасными для своей жизни в социуме. Но, как правило, они не ставят для себя духовных целей.

В Традиции же, духовное – это самое главное, то, без чего ее невозможно считать таковой. У человека может быть карма разной "тяжести", у кого-то дридха-карма, которая более жесткая и она меняется только через жесткие методы, через большую тапастью. У кого-то она дридхадридха (есть элемент жесткости, но и возможность меняться тоже), такой человек может получить изменения себя через относительно небольшие усилия. И есть те, у кого "адридха-карма" – не жесткая, он способен поменяться легко и быстро. Конечно, Учителя отдают больше предпочтений последней категории или второй, у таких больше шансов стать полноценными учениками. Те, кто упомянуты в самом начале, с дридха-кармой, иногда тоже могут стать учениками, но в таком случае, они должны иметь большую решимость, чем остальные, иначе это все будет бессмысленно и даже ущербно для всех, как для того, кто якобы "ученик", так и для Гуру, и его школы. Носителями определенной кармы могут быть не только отдельные люди, но и целые группы людей или же иметь в них превалирование определенной кармы. Но вся проблема в том, что те у кого карма наиболее тяжелая, как правило, этого не признают. Но даже для того чтобы стать реальным учеником, нужно продемонстрировать определенную трезвость, видение, хотя бы наличие потенциала, готового включиться во время ученичества. Йога – это топ эволюции человеческого существа, поэтому не должно удивлять то, что я описал выше. Одним из критериев готовности к ученичеству в настоящее время, может быть умение четко видеть различие Традиционной йоги от многочисленного мусора, который сейчас повсеместно, по недоразумению кали-юги, называется йогой.