Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Антари от Июль 18, 2013, 02:18:21

Название: Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 18, 2013, 02:18:21
Здравствуйте, уважаемые форумчане. Помогите мне, пожалуйста, прояснить один небольшой момент. Некоторые индийские гуру делали то, что некоторым людям, может показаться странным: они жили с духовной спутницей, например Рамакришна Парамахамса жил с Сарадой Деви, а Шри Ауробиндо с Матерью. Они считаются земными воплощениями Божественной Матери, Шри Маа, Шакти. Нередко они после смерти гуру они становятся гуру. Рамакришна Парамахамса говорил, что между ним и Сарадой Деви нет различий. Шри Ауробиндо то же самое говорил о Матери. Похожее явление есть и в Тибете. У тертонов были супруги, без них было невозможно обнаружение терма. Их тоже считали воплощениями Божественной Матери. Бабушку Тулку Ургьена Ринпоче Кончог Палдрон называли Драгоценной Матерью. Если поискать найдутся и другие примеры... Есть гуру, их Шакти, ученики, получается духовная семья.
А вопрос у меня такой. Каков внутренний, духовный смысл этого обычая, насколько он распространён и на какие древние тексты он опирается? Есть ли данный обычай у натхов? А в тантрических традициях, например в Шри Кауле? А в Кубджике?

Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Dmitry от Июль 18, 2013, 12:18:12
Каков внутренний, духовный смысл этого обычая.

Адеш!
То, что я слышал из традиции Сикхов к примеру, где посвященным передают дхьяну «на звук и свет». В функции Маа входит, как бы это правильно сказать:  упорядочивать, наводить порядок, правильно организовывать быт, жизнь гурубхая в соответствии с выбранным путём. Однако, чтоб двигаться  «дальше-выше»  это делает только сила Гуру.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 18, 2013, 15:01:02
Спасибо за ответ.
То есть это явление характерно только для ашрамной жизни и связано с практической необходимостью обеспечивать быт, порядок?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Dmitry от Июль 18, 2013, 16:24:25
То есть это явление характерно только для ашрамной жизни и связано с практической необходимостью обеспечивать быт, порядок?

Антари, я не много сухо написал и не правильно построил предложение, так, что сложилось впечатление, что это домохозяйка какая-то. В некотором смысле так оно и есть, только понятие более широкое.
Сразу оговариваю- пишу за одну из традиций Сикхов называется «сурат шабд йога» . Мой близкий друг практиковал там долгий период времени. То, что им рассказывал Гуру касательно этой темы, он рассказал мне. 
Условия Ашрама не обязательны для той традиции, что я написал выше. Наоборот ориентировано в основном на тех, кто соприкасается с миром и живёт в миру.
Касательно порядка-порядок может наводиться не только во внешнем пространстве человека, тобишь: дом, работа, личная жизнь, а и во внутреннем. Например: в голове твориться бардак. Люди берут и просят Маа, чтоб она помогла им с этим бардаком справиться. Помощь может прийти как из внутри, так и через некие внешнее обстоятельства, что подтолкнут индивида к правильному решению вопроса.
А вобще, когда писал Вам ответ,  в голову пришла аналогия с разными ликами нашей Богородицы. Тойсь, природа женская одна, но функций много: и заступница дома, и утали моя печаль, и скоропослушница, и помощь в браке, и так далее.

Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Dmitry от Июль 18, 2013, 16:48:33
Добавлю ремарку: Маа должна быть настоящая, а не шарлатанка.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 18, 2013, 17:01:07
Спасибо большое, Дмитрий, за ответ.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 18, 2013, 17:02:49
А в Традиции Натхов и тантрических традициях это явление существует? И если существует, то как оно объясняется?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 18, 2013, 18:11:25
А вопрос у меня такой. Каков внутренний, духовный смысл этого обычая, насколько он распространён и на какие древние тексты он опирается? Есть ли данный обычай у натхов? А в тантрических традициях, например в Шри Кауле? А в Кубджике?

Надо сразу сказать, что вся Индия с многогранными правилами, и если для какой-то Сампрадаи есть общие принципы, то в них многие могут иметь и свои особенности и формировать жизнь так, как им подходит. В Индии, по основным правилам, у натхов подход иной. Они считают, что другой человек тобой не станет, и потому идеал – одиночества, так же, как и Горакшанатх одинок. В Непале можно встретить очень много семейных натхов, и я видел, где Гуру почитают с его Шакти. Но это надо смотреть в процентном отношении, БОЛЬШИНСТВО по ОФИЦИАЛЬНЫМ правилам не женаты, но какой-то процент женаты. А в Непале наоборот. Кто-то практикует тантру с почитанием стри, но это зависит от многих ситуаций, что это за стри: она может быть как свакия-шакти, так и паракия или вообще приглашенная, все зависит от пуджи, и там может быть масса нюансов.

В целом, в Шрикуле, в Каликуле, также в отдельном культе неварского тантризма почти всегда ученик, почитая Гуру, почитает и его супругу как Богиню, это обязательные условия. Есть специальная падука-мантра в которую вставляются имена Гуру и его супруги (Шакти); как правило, эта практика выполняется в начале пуджи и также в садхане Нирвана-дикши и урдхва-амнаи. Говорит это о том, что Гуру в тантризме ставится на самый верх. Он – начало любой практики, и в нем завершение реализации садхаки.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 18, 2013, 19:02:26
Гуруджи, спасибо за ответ. А как это объясняется в теории?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 18, 2013, 21:15:01
Гуруджи, спасибо за ответ. А как это объясняется в теории?
А каким образом женщина становится воплощением Шакти? Как об этом говорится в священных текстах?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 19, 2013, 13:56:04
Гуруджи, спасибо за ответ. А как это объясняется в теории?
А каким образом женщина становится воплощением Шакти? Как об этом говорится в священных текстах?

Выше я уже написал, что Гуру – воплощение Шивы, он микрокосм, воплощающий мужской макрокосм, а Шакти Гуру – то же самое, только воплощение макрокосма Матери Вселенной. 

Правильнее сказать, что женщина не становится, а уже есть Шакти. Просто напрямую не у всех получается это видеть, и для таких людей используются разные, более искусственные вещи, в виде проекции на женщину образа мурти, осуществления ей разных подношений и т.д., в зависимости от той или иной Традиции. Но, опять же, на абсолютном уровне эти понятия очень условные, мужской Абсолют или женский, есть просто то, что надо воспринимать как нечто высшее, ну а так как мы привязаны к ограничениям формы, отсюда столько различий в Деватах и их пуджах.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 19, 2013, 14:08:17
Гуруджи, спасибо за ответ. А как это объясняется в теории?

Теория там большая, поэтому опишу только главное. Тантры говорят о том, что Гуру – это Шива и, соответственно, его Шакти – это Богиня. Все Тантры рекомендуют созерцать Гуру над головой, и в завершающей стадии вы воспринимаете Гуру как бесконечное пространство пустоты и света в макушке, его Богиня – это Мать Вселенной, которая управляет всей Вселенной. Вся Вселенная наполнена светом, и из света состоит вся материя, все мироздание. Есть две категории света: один – напоминающий солнце, а второй – луну, поэтому на высшем уровне посвящения в тантризме, когда вы получаете махапурнабхишеку, медха, махамедха и т.п., вы объединяете свет "солнца" и "луны". Солнце и луна на проявленном уровне представлены в виде воплощенных Гуру и его Шакти. Поэтому я всегда считал, что йоге может учить Гуру, а не инструктор; если кто-то себя называет инструктором, тогда он должен сказать, что то, чему он учит, не есть традиционная йога, и отказаться ей учить. ВСЕ практики, которые есть в Традиции, должен передавать Гуру, поэтому надо Учителя принимать как Гуру и относиться к нему соответствующим образом.

Дело в том, что одна практика – это часть системы: если вы уберете из механизма одну деталь, а механизм достаточно сложный, то вся система не будет работать. Передающий, передаваемое – неразрывно связаны, поэтому практика без Гуру в Традиционной школе – это не практика. Хотя я понимаю, что нас приучили смотреть на практику иначе. Все, что люди не понимают, они обзывают сектой, но при этом часто лукавят тем, что сами называют себя "традиционными йогами". В России это выражается в том, что люди зомбированы постсоветской диктаторской средой, поэтому все йоги там – не йоги, а измученные пашу. На Западе, в принципе, то же самое, там другая проблема, они уже давно напичканы тоннами попсового мусора, который их делает невежественными. Правда сейчас Россия "озападнивается" тоже, в ней преобладает западная попса + зомбированность тем, что часто подносится как любовь к своей культуре. Безусловно, у нас тоже есть много замечательного и своя ценная культура, но она хороша только в тех случаях, когда не превращает человека в психологически и идейно замкнутое существо, неспособное уважать и с пониманием относиться ко всему остальному, что есть в этом мире. Часто многие восточные традиции в России преподносят исковерканно, все, кто только может, преподносят в уничижительной и оскорбительной форме, говорят, например, за всех русских, что для них приемлемо, а что нет. Я имею в виду, в первую очередь, принятие идеи, что в России должны быть Гуру. Часто народ примешивает в эти сферы свою карму, аргументируя это примитивно или вообще никак, иногда нарочно добавляя то, чего по большому счету нет, в то, что для кого-то может быть чем-то чистым. Я должен об этом говорить, хотя это неприятно и тяжело, потому что если это не сказать, то мне нечего будет ответить тем, кто у меня спрашивает, чем Традиция отличается от не-традиции. Сначала надо задвинуть свое "я", когда ты учишься Традиции, и воспринимать ее в чистом виде, независимо от того, приемлет ли твое я или нет. В конце концов, если у того, кто интересуется Традицией, есть личный интерес, желание чему-то научиться должно сопровождаться жертвой с его стороны; первое, что надо принять, – это принцип Гуру, и быть готовым к тому, что это не всегда может соответствовать нашим старым представлениям.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 19, 2013, 14:58:09
Если каждая женщина - Шакти, которая управляет Вселенной, всё обустраивает, то почему в современном мире женщины не реализуют это своё шактийское начало? Почему многие женщины не осознают даже хотя бы на интеллектуальном уровне, что они  Шакти?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 19, 2013, 15:42:54
Если каждая женщина - Шакти, которая управляет Вселенной, всё обустраивает, то почему в современном мире женщины не реализуют это своё шактийское начало? Почему многие женщины не осознают даже хотя бы на интеллектуальном уровне, что они  Шакти?

Люди в целом несовершенны, независимо от того, мужчины это или женщины; конечно, люди очень зависимы от секса, и если эта зависимость есть, тантрики придумали, как ее использовать для возвращения в свое совершенное состояние.

Относительно женщин, природа так распорядилась на уровне их психофизики, что тело запрограммировано на рождение детей, заботу о них, таков материальный уровень, а мужчин – на то, чтобы в мире быть охотниками и защищать свою семью. На материальном уровне у мужчин и женщин разная природа, и женщины во многих культурах были зависимы от внешней деятельности мужчин, вся стратегия женщины заключалась в том, чтобы найти мужчину и быть счастливой с ним. Я не беру какие-то особые случаи и исключения, а так, если о людях говорить в их стандартном состоянии. И знаете, обычно у людей жизнь проходит волнами, то вверх, то идет на спад, сегодня с женщиной ты счастлив, и она, как тебе на данный момент видится, может быть Шакти, а завтра уже совсем другое. Можно винить кого угодно: женщины начнут говорить, что "мужики все козлы", и все их недовольство – это якобы их тупость и проблемы, а мужчины – что "женщины дуры", продажные, стервы... и т.д. Как бы то ни было, в самом начале я не случайно не стал говорить только о тантриках и о том, как  они "все очень любят женщин", и их путь самый замечательный, а натхи – это утопия. Можно не волноваться, говорить они могут все что угодно, но в жизни у них такие же проблемы с женщинами, как и у всех. Хотя нет, я вот видел одного гея, типа, "шактиста", у которого с ними проблем почти не было :41:,  чего только нет в этом мире, но это, конечно, всё крезанутости. А в том, что натхи говорят о совершенствовании в основном себя, и "парному развитию" отводят чаще второстепенную роль или же вообще никакую, то, глядя а эту жизнь, начинаешь понимать, что не такие они утописты и дураки, как некоторые пропагандисты тантры порой пытаются преподнести. Но, знаете, из любой идеи можно сделать абсурд, если в ней переусердствовать. Я потому и далек от дробления одного единого знания на бхакти, джняну, йогу, тантру и т.д., все содержит разумное, но во всех этих методах может быть что-то такое, что способно ваши действия сделать неэффективными. Я могу массу привести примеров абсурдного понимания на вид самых лучших принципов. Например, непривязанность к результату в карма-йоге можно начать преподносить как наплевательское отношение к качеству работы. Почитание Шакти в женщине можно понимать как подкаблучничество, отрешенность от Майи – как крайнее женоненавистничество и т.д. и т.п. Практики практиками, но все это хорошо, когда есть и определенный здравый смысл, который в результате их использования не исчезает, а увеличивается.    
    
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 19, 2013, 18:02:54
Ясно, спасибо большущее за ответ. А можно я последний вопрос вам задам? Какие книги, из тех, что можно найти в интернете, дают наиболее правильную картину того, что из себя представляет тантра? Какие книги нужно прочесть, чтобы получить о тантре более или менее правильное представление?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 19, 2013, 18:49:09
Ясно, спасибо большущее за ответ. А можно я последний вопрос вам задам? Какие книги, из тех, что можно найти в интернете, дают наиболее правильную картину того, что из себя представляет тантра? Какие книги нужно прочесть, чтобы получить о тантре более или менее правильное представление?

Я буду исходить из лучшего, и дальше по убывающей, но всем советую стремиться к нарастающей. :05:   
Самое лучшее – найти настоящего Садгуру, от которого получать передачи и упадеши. Второе по уровню желательности – это изучение классических текстов Тантр. Третье, я бы сказал, лучшее, что есть, все на хинди, – это книги таких авторов, как Шьямакант Мишра, Чидгананда, книги Датии и др. Четвертое, уже более сложная вещь – это литература на английском. Сложная потому, что часто информация очень разрозненная, каждый автор освещает какую-то грань тантры, не всегда в полноценном виде, как она существует в Индии, и в основном это акцент на философии. Это такие авторы, как Лакшманджу, Джайя Дева Сингх, Навдживан Растоги, Сандерсон, Дичковски, А. Паду, Д. Дюпуш, Беттина Баумер, Девид Гордон, в принципе, даже книги Артура Авалона нормальные. Кстати, есть интересный персонаж, Свами Сатьянанда (не тот, что из Бихарской школы), он с несколько причудливой экспрессией, но книги пишет правильные. В общем, много есть в англоязычной среде информации.

На русском вся информация берется, как правило, из четвертого пункта, некоторые могут знать санскрит и читать первоисточники, однако почти вся русскоязычная среда (санскрит – не показатель того, что этот человек не жулик), на мой взгляд, предельно мутная, я это называю духовным СПИДом, поэтому ничего рекомендовать не буду, лично изучал эту среду и знаю, о чем говорю. Есть единицы порядочных и достойных людей, но они мало известны, в основном это буддисты, питерские шривидьевцы и др. 
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 19, 2013, 20:25:33
Гуруджи, скажите, пожалуйста, говоря о питерских шривидьевцах, вы имеете ввиду, в частности, А. П. Ольшевского?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 20, 2013, 18:28:35
Гуруджи, скажите, пожалуйста, говоря о питерских шривидьевцах, вы имеете ввиду, в частности, А. П. Ольшевского?

Нет, это ученики Гуру Ашана, хотя Ольшевского я отношу к позитивным явлениям. Если не ошибаюсь, он даже когда-то был кришнаитом, сидел за это еще в те времена.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Антари от Июль 20, 2013, 18:58:57
Гуруджи, скажите, пожалуйста, говоря о питерских шривидьевцах, вы имеете ввиду, в частности, А. П. Ольшевского?

Нет, это ученики Гуру Ашана, хотя, Ольшевского я отношу к позитивным явлениям. Если не ошибаюсь, он даже когда-то был кришнаитом, сидел за это еще в те времена.
Спасибо большое, гуруджи, за ответы. :wub:
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 23, 2013, 14:42:15
Гуруджи ко Адеш!

Случайно увидел в сети вот такое фото натха с его Шакти. Я таких много видел в Непале и иногда в Индии, правда, никогда не фотографировал.

(http://i709.photobucket.com/albums/ww95/Nathayogini/12_zpsec71cbb4.jpg) (http://s709.photobucket.com/user/Nathayogini/media/12_zpsec71cbb4.jpg.html)

Кстати, одна из известных мантр в Шривидье, посвященная Гуру:

om aiṁ hrīṁ śrīṁ aiṁ hrīṁ aiṁ klīṁ sauḥ aiṁ hskhphreṁ hasakṣamalavarayūṁ hsuḥ sahakṣamalavarayīṁ śauḥ śrī(имя)nandanāthātmaka - )  śrī (имя) nandanātha śrīmahāpādukāṁ pūjayāmi tarpayāmi namaḥ|

И вот что мы находим в "Гхеранда-самхите":

6.9. В околоплоднике большого тысячелепесткового лотоса (Сахасрара) созерцай заключённый в нём 12-лепестковый лотос.
6.10. Он белого цвета и окружён сиянием и его 12 (звуков) Биджа следующие: ха, са, кша, ма, ла, ва, ра, йюм, хаа, саа, кха, пхрем.
6.11. Внутри околоплодника этого малого лотоса – три линии, образующие треугольник А- КА-ТХА, у которого три угла ХА-ЛА-КША. Там пребывает Пранава (звук ОМ).
6.12. Созерцай там прекрасный трон с Нада и Бинду; там диада ХАМ-САХ, подножие трона и пара деревянных сандалий.
6.13. На троне созерцай своего божественного учителя (Гуру-Дэва) с двумя руками, двумя глазами, в белой одежде и умащённого душистой мазью из белого сандала.
6.14. Он увенчан гирляндой из белых цветов, а около него – красная Шакти. Такое созерцание – Стхула Дхиана.

Вообще, мне кажется очень странным, что никто на это не обратил внимания, что в натховском тексте указана более чем тантрическая практика и мантра.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: 1 от Июль 23, 2013, 17:03:49
Адеш! Гуруджи ,а Вы про эту мантру писали, что она непростая и ее можно практиковать реализованным садхакам только?
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 23, 2013, 17:53:33
Адеш! Гуруджи ,а Вы про эту мантру писали, что она непростая и ее можно практиковать реализованным садхакам только?

Это мантра очень известная, есть разное ее использование, как в начальных садханах, так и связанных с высшими посвящениями.
Название: Re:Гуру и его Шакти
Отправлено: 1 от Июль 24, 2013, 18:07:05
Спасибо Гуруджи :)