Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Андрей Маковеев от Апрель 07, 2014, 07:36:37

Название: Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 07, 2014, 07:36:37
Проработал целую кучу информации, но на практике применить не могу. Ясно, что делаю что-то не так. Начинал с аутотренингов и самогипноза и постепенно перешёл на йогу, но я в ней ни чего не понимаю. Посмотрел ваше видео, но по медитации ни какой информации не нашёл. Что можно понять я конечно понял, но на практике применить не получается. Читал раджа-йогу и хатха-йогу, но подробностей маловато для практики. Нужен какой-то волшебный пендель.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 07, 2014, 12:51:42
Для медитации нужна цель, или объект, – то, что называют лакшья. Объект, на котором вы концентрируете внимание (дхьяна), дает вам определенное состояние. Например, если это свет в позвоночнике, то это позволяет вам сохранять самообладание, так как вы внимание направляете внутрь себя, также и сознание становится "просветленным" (поскольку вы на свете сосредотачиваетесь). Можете к медитации добавить вначале дыхание и мантру – делайте медленное и плавное дыхание, повторяя мысленно СО-ХАМ. Представляйте, как поток дыхания идет вниз, на вдохе повторяя СО, и ХАМ – дыхание на выдохе идет вверх в голову. Когда ум через плавное дыхание успокоится, можно перестать следить за дыханием, а просто стараться пребывать в покое. Если мысли опять начинают крутиться в голове, то опять концентрируемся на плавном дыхании. Пробуйте такую практику, она базовая у натхов.

Тонкая вибрация в виде внутреннего звука управляет энергией (прана), прана (дыхание) управляет умом, ум управляет чувственной активностью, восприятием чувств. Человеку жизненно необходимо научиться регулировать чувства, чтобы в этом мире достигать тех или иных целей без излишней потери сил за максимально короткое время и так, чтобы исправлять приходилось это как можно реже. Такая вот рекомендация.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 07, 2014, 13:24:19
Можно подробнее про объекты? Какие я только объекты не использовал, лучше всего получалось когда представлял Солнце. Что касается звуков, то я использую мысленное произнесение буквы "А" на вдохе, и буквы "М" на выдохе, подобралось само, опытным путём. С мантрами не знаком, можете в кратко описать? Вы уж извините что пристал как банный лист.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 07, 2014, 18:50:36
Самая эффективная практика выглядит просто. Сосредотачиваетесь на том, без чего люди не могут существовать, на дыхании. Например, можно просто медленно дышать и концентрироваться на плавности дыхания. Можете параллельно сосредотачиваться в центре головы. Мантра - это сознание, представленное в звуке, да, лучше использовать самые простые мантры: ОМ или СО-ХАМ, это одно и то же. Медитация - это успокоение, естественное состояние человека.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 07, 2014, 19:10:42
Сосредотачиваться на дыхании пробовал, но потом прекратил. Начали появляться мерцающие и бегающие цветные пятна в глазах. Не думаю, что галлюцинации это правильно и по этому прекратил подобную практику.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 08, 2014, 03:21:44
Значит, ошибки в практике – человек, который учил, не имел отношения к традиции. Вообще, по книгам практиковать настоящее шансы равны почти нулю, их ведь пишут для популярности и обмана. Сначала надо принять традиционный подход, тогда будет все нормально.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 08, 2014, 10:33:30
Значит правильно мне интуиция подсказывала. Что значит традиционный подход? Можете описать какие ощущения и эффекты возникают при нормальной практике?
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 08, 2014, 14:31:58
Андрей, я думаю, сначала, как минимум, надо разобраться, что мы подразумеваем под медитацией. Cлово "медитация" изначально использовали в католицизме, но потом, в ньюэйдж, смешали термин дхьяна с медитацией. Даже я часто вынужден его использовать, потому что надо долго объяснять, что медитация и дхьяна – разные понятия. Медитация – это размышление, размышление – это, скорее, будет вичара, есть и такая практика. Т. е. сначала надо разобраться в том, что подразумевается под термином "медитация". В книгах часто много искажений встречается.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: viveka от Апрель 08, 2014, 15:31:25
Значит правильно мне интуиция подсказывала. Что значит традиционный подход? Можете описать какие ощущения и эффекты возникают при нормальной практике?

Эффект нормальной практики-полная остановка ума :)
А так существует ческолько основных методов медитации. Самый трудный но и самый вознаграждаящий метод-самонаблюдение (self-observation). Это когда вы например, сидите и смотрите со стороны на мысли входящие в ваш ум и наблюдаете за ними. Или отвергаете мысли не пуская им проникнуть в ум. Так ка вы читали море материала я понимаю что вам понятен фундаментальный принцип медитации т. е. что все мысли приходят из вне.

То что вы пытаетесъ делатъ - созерцание когда путем концентрации на объекте, образе или идее вы спонтанно познаете объект созерцания.

Кто вам посоветовал концентрироватся на солнце? Эта вещь считается неподходящей для начинающих из за риска повредитъ сетчатку и потерять зрение.

Существует масса объектов и образов. Например  энергетичецкие центры, небо, огонь, лампа и т.д.

Вообще для западного человека имеет смысл концентрироватся на сердечном центре. На сахасраре стоит тоже.

Ну и самый простой но и наименее ефективен метод это когда вы концентрируетесь на свойствах или идеях касающихся определеного объекта.

Если идти дальше в лес то можно найти море техник. В Раджа йоге, в Виджняна бхайраве, да и в Сиддха Сиддханта Паддхати множество примеров.

Сакши Бхава стоит свечи.

Коле вы не имеете учителя, осторожно пробуйте разные техники пока не найдете наиболее подходящюю для вас. А так традиционно учитель подбирает споцоб для ученика взвесив особености его личности.

Ну и конечно идеалом могло бы стать усвоение всех главных методов.

Кстати я бы на вашем месте пока что непорвал с дыханием. Попробуйте безучастно проследить куда это вас приведет до конца без предубеждений.

Название: Re:Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 08, 2014, 19:20:56
Медитацией называю любую работу с умом. Размышления не проблема, удерживая в голове объект долгое время, всплывает очень много разного рода характеристик и качеств. Проницательность которой обладаю меня устраивает. Предпочитаю простые объекты, природного происхождения с минимальным набором качеств. Когда долго удерживаю внимание, то начинаю ощущать и видеть объект. Когда практиковал аутотренинги, то медитировал на разные ощущения в теле, вызывал тяжесть, тепло, легкость и многие другие ощущения. Бывало даже так, что засыпал медитируя. На сколько я понял по опыту сон и галлюцинации во время медитации - побочный продукт, от которого нужно каким-то образом уйти. Вивека, не на само солнце, а на его мысленную копию.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Viveknath от Апрель 10, 2014, 14:04:02
Медитацией называю любую работу с умом.

Заучивание таблицы умножения не всегда является медитацией. Впрочем, действительно, как сказал Гуруджи, следовало бы сначала определиться в понятиях, что для вас есть медитация — дхьяна, вичара или нечто иное.

Размышления не проблема...

Дхьяна — состояние предельной осознанности при полной остановке размышлений. Вичара — наоборот,  сосредоточенное и продолжительное раздумье.

сон и галлюцинации во время медитации - побочный продукт...

Сон и галлюцинации — скорее, признак отсутствия медитации (как дхьяны, так и вичары).
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Viveknath от Апрель 10, 2014, 14:05:29
Сосредотачиваться на дыхании пробовал, но потом прекратил. Начали появляться мерцающие и бегающие цветные пятна в глазах. Не думаю, что галлюцинации это правильно и по этому прекратил подобную практику.

Вероятнее всего, ваше дыхание было неестественным, т.е. вы его искусственно замедляли (или ускоряли). Сосредоточение на естественных физиологических процессах (дыхание, сердцебиение, пищеварение и др.) вряд ли может оказаться галлюциногеном, если, конечно, галлюцинирование не является вашим естественным состоянием.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 11, 2014, 16:04:37
Выходит, что я практикую дхьяну.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 13, 2014, 14:18:33
Вичара – это известный метод в традиции Адвайта Веданты, а именно, размышление о природе Атмана (своего истинного Я). Главный популяризатор этой системы, Шанкарачарья, говорил, что размышление об Атмане базируется на определенных источниках познания (прамана), точнее, через предварительное слушание ведантических текстов, где изложена природа Атмана и Брахмана. Это школа чисто джнянийская (джняна-йога), где под джняной подразумевается именно постижение (анубхава) природы своего высшего Я, его тождества с Брахманом. Осмысление ведантических писаний с последующим переходом в "Атма-вичару" – то, чем занимается это направление. Их практики построены на том, чтобы истинно Я-Атман осознать и отделить от всего наносного, того, что тобой не является, т.е. от Майи. Поэтому эту школу также называют Майя-вадой. Майя – означает "мерность", т.е. разные формы внешней реальности, которые обуславливают чистое сознание, поэтому надо осознать через самоисследование (вичара), что есть на самом деле ты и что тобой не является. Фактически путь джняны – это постоянное сомнение, через сомнение вы постоянно абстрагируетесь от тех или иных рамок в вашем сознании.

Что касается дхьяны, она бывает разная и используется в самых разных духовных направлениях: в йогических, тантрических и т.д. Слово "дхьяна" часто переводят как восприятие, непрерывное внимание, сознание, которое "внимает" нечто. Чтобы сознание "внимало", конечно, нужно, чтобы оно было открытым и пустым, т.е. здесь недостаточно сесть в падмасану и закрыть с серьезным лицом глаза, это будет просто создавание видимости практики дхьяны или какой-либо еще. Тантрики придумали разные хитрости, чтобы вовлечь искренее внимание, погружение (самавеша) в объект дхьяны, они создали разные привлекательные образы, которые имеют в своей основе и духовную символику, и даже присутствие Божественности. Но есть, однако, особые тонкости в йогических практиках, которые подвергались в свое время тантрическому влиянию. И хотя эта тема требует более детального и глубокого обсуждения, личного общения и обучения, я все же напишу немного. В тантрической дхьяне очень важно тотальное присутствие на уровне самопожертвования (атма-самарпана), в йоге это тоже есть, но в ней акцент смещен на сознание себя, погружение в себя преобладает, что выражается и в некой сдержанности от погружения во вне. Это что-то типа сочетания методов майявады с тантрой, что порождает более спокойное йогическое созерцание, которое нельзя назвать ни полным отсутствием, ни полным присутствием, это скользящее восприятие, и оно также происходит без искусственного напряжения. Если будет время, еще напишу об этом.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 21, 2014, 06:44:11
Вы меня ещё больше только запутали. Столько новых слов. Буду ждать дальнейших разъяснений.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 21, 2014, 18:40:05
Вы меня ещё больше только запутали. Столько новых слов. Буду ждать дальнейших разъяснений. 

Вы процесс образования, поиска и распутывания путаете с запутыванием. :05: Настоящее развитие всегда сопровождается оставлением клеш. Вы спрашивали, чем традиционная восточная система отличается от западной имитации этих систем. Тем и отличается, что на Западе дхьяну подменяют процессом усыпления в удовольствиях, в восточных же школах это – состояние пробуждения и социальной адекватности. Т.е. традиционно, если практика не меняет сознание и мировосприятие, а, наоборот, закрепляет косность и духовный сон, делая лунатиком, то это не практика. В том и есть отличие, что в традиционных восточных методах есть смысл и все техники предназначены строго для своих целей.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Денис от Апрель 23, 2014, 10:34:03
Значит правильно мне интуиция подсказывала. Что значит традиционный подход? Можете описать какие ощущения и эффекты возникают при нормальной практике?

Есть ещё такой метод:

Техника обнажения ума, когда не анализируешь и не вовлекаешься в рассудочное мышление, эмоции, а покоишься в чистом уме, его основе, которая снимает эмоциональные и интеллектуальные слои ума и выявляет его истинную природу-пустоту, происходит самоосвобождение мыслей, эмоций, чувств, без их вовлечения и анализа, но с осознаванием происходящего процесса в уме, иначе будет дремота/тупость. То есть, просто сидишь и наблюдаешь свой ум, без вовлечения в нём происходящего, но с осознаванием, контролем, при этом без реагирования на приятное и неприятное в уме, без спора с мыслями и эмоциями, без отвлечения на мысли, если отвлёкся, то не стоит силой возвращать ум, просто отметь про себя что отвлёкся, в общем наблюдай ум, осознавай происходящее в нём без вовлечение в происходящее, будь наблюдателем. Потом ум нужно очищать от загрязнений, питая его, развивая в нём терпение, доброжелательность, сострадание. Отчётливо наблюдай в уме возникновение негативных эмоций, например гнева и их исчезновения, не давай негативным эмоциям выйти наружу, а просто отбрасывай, глубоко дыши. Скопление негативной энергии, можно ещё разряжать физическими упражнениями, работой, бегом, плаванием, принятием душа и глубоким дыханием, главное успокоить ум.

Дзадзен, кихин - http://www.youtube.com/watch?v=S7f8s_ouldY

Как правильно сидеть дзадзен - http://www.youtube.com/watch?v=zjFXPemLEfM

Китайское слово "Мо" означает молчаливый или безмятежный, "Хао" (chao) означает
"отражать" или "наблюдать". "Мохао" (Mochao) можно, таким образом, перевести как
"безмятежное отражение" или "безмятежное наблюдение"(наблюдение без вовлечения). Но и "безмятежное" и
"отражение" здесь имеют особые значения и не должны пониматься в общем смысле.
Значение "безмятежного" много глубже чем простое "спокойствие" или "покой", оно
подразумевает трансцендентность под всеми словами и мыслями, обозначая
состояние "вне" проникающего мира. Значение "отражения" подобным образом много
глубже, чем его обычный смысл "созерцание проблемы или идеи". У него нет
привкуса интеллектуальной активности или созерцательной мысли, но есть
зеркально-прозрачное осознание, всегда светящееся и яркое в своем чистом
самоощущении. Говоря еще более кратко, "безмятежный" означает спокойствие
безмыслия (по-китайски: wu nien), а "отражение" значит яркое и ясное осознание.
Поэтому безмятежное отражение - это ясное осознание в спокойствии безмыслия. Вот,
что имела в виду Алмазная Сутра говоря: "не останавливаясь ни на каком предмете, ум
все же возникает" (Чжан Чжень Цзы - Практика дзэн).

Человек, который пытается изменить себя с помощью волевых усилий, не освобождается, а только
укрепляет эго. А эго блокирует ни к чему не привязанное созерцание, энергия которого –
самосвобождающая. Не стоит пытаться себя пересилить или перекроить. Стоит только углублять
состояние пустотного созерцания (наблюдение без вовлечения), ощущая, что в состоянии пустотного созерцания энергия
самосвобождается (Син Син Мин).

Суравгама сутра гласит:
"Когда бешеный ум затихает, наступает бодхи".
Название: Re:Медитация.
Отправлено: viveka от Апрель 24, 2014, 01:04:23
Вы меня ещё больше только запутали. Столько новых слов. Буду ждать дальнейших разъяснений.

Андрей,

извините что сразу неспросил. С какой целью вы стали заниматся медитацией?
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Андрей Маковеев от Апрель 24, 2014, 08:53:11
Именно отстранённое наблюдение и погружает в сон. Сознание просыпается и оживает когда есть что наблюдать. Будь то малонасыщенный сон или высоконасыщенная реальность. Принципиальной разницы между сном и реальностью не вижу, отличие в плотности поступающей информации. В мире фантазии порой даже больше свободы, нежели в реальности. Допускаю возможность проснуться проснувшись, но как это сделать ума не приложу. Медитацию стал изучать когда самогипноз себя исчерпал. Цель - саморазвитие.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Денис от Апрель 24, 2014, 15:54:21
Именно отстранённое наблюдение и погружает в сон. Сознание просыпается и оживает когда есть что наблюдать. Будь то малонасыщенный сон или высоконасыщенная реальность. Принципиальной разницы между сном и реальностью не вижу, отличие в плотности поступающей информации. В мире фантазии порой даже больше свободы, нежели в реальности. Допускаю возможность проснуться проснувшись, но как это сделать ума не приложу. Медитацию стал изучать когда самогипноз себя исчерпал. Цель - саморазвитие.

Наблюдатель и должен быть. Как вы думаете за что в дзен монастырях били палкой во время медитаций? Например за дремоту. Вы должны наблюдать ум, но не вовлекаться в происходящее в нём.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: लोटा बाबा от Май 19, 2014, 10:01:30
   Можно и самому пробовать, например взять текст Виджнянабхайрава-тантра, там полно техник и пытаться что-то делать. Но без Гуру и должного отношения к нему, сиддхи невозможны, если только просто "попробовать что-то поделать", как все.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Kapalnath от Декабрь 09, 2014, 02:54:05
Адеш!
Хотелось бы поделиться своим опытом дхьяны. Мне очень понравился метод осознавания промежутков, между входом и выдохом. В начале это переживание покоя на долю секунды, затем дыхание замедляется и возникает ощущение неких двух сфер пустоты, между вдохом и выдохом. На определенном этапе возникает физический зуд, подергивание тела, ощущение потоков энергии в разных частях тела. От этого нужно просто отрешиться и не обращать никакого внимания, осознавая только промежутки между вдохом и выдохом. После этого наступает момент, когда эти промежутки (разливающегося покоя) заполняют собой все внутреннее пространство, что сопровождается ощущением блаженства и беспричинного счастья. А дальше главное не испугаться, так как дыхание останавливается. Может оно, конечно и продолжается, но возникает впечатление, что каждая клетка тела начинает дышать сама по себе... Потом начинается самое интересное, но это сложно выразиться словами. Некая глобальная пустота начинает втягивать сознание в космическую бездну. На этом этапе возникает не просто страх, а очень сильный страх. Только он исходит не из ума...боится само тело. Это похоже на животный страх некоего клеточного уровня сознания. Срабатывает инстинкт самосохранения. Во время первых подобных опытов я не мог преодолеть этот рубеж и возвращался. Тем не менее этого было уже достаточно для очень сильных трансформаций психики и сознания. Иными словами, после возвращения, человек уже становится другим. Впрочем понимание этих трансформаций по-началу не осознается. Зато все окружающие - начинают постоянно об этом говорить.  В последствии мне пришло понимание, что перевести на еще более глубокие уровни может наработанная связь с Ишта Деватой. Сейчас же я думаю, что более правильный вывод, это даже не только связь с личным божеством, а скорее с Гуру, как с проводником к пластам энергии  йогического опыта, который хранится в метафизическом пространстве самой традиции.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Апрель 01, 2015, 12:25:40
Уважаемый гуру, у меня тоже вопрос по теме медитации. Мне бы хотелось попросить вас о том в чем состоит ее цель ?
Я раньше воспринимал медитацию как концентрацию на объекте, с целью приобретения каких либо свойств или качеств, а возможно получение нового знания. И надо сказать, что получал эффект неоднократно. В целях я уже совсем запутался, потому что разные школы основной целью показывают различные направления. Я для себя давно пришел к выводу, что основная цель это вернуться к богу или всегда идти к развитию в себе божественного. Но если взять медитацию в частности, то для каких целей она должна выступать в истинном свете.??
Уважаемый гуру ответьте пожалуйста расширенно, так чтобы я понял. (еще у меня есть и были такие знакомые, которые "работали с денежными потоками и с различной силой" это имеет под собой основание или они просто обманывают себя)
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 03, 2015, 00:12:42
Я для себя давно пришел к выводу, что основная цель это вернуться к богу или всегда идти к развитию в себе божественного. Но если взять медитацию в частности, то для каких целей она должна выступать в истинном свете.??

Согласен: то, что сейчас многие называют медитацией, связано с божественным (по крайней мере так должно было бы быть). Достаточно посмотреть происхождение этих терминов, таких как "медитация" или "созерцание". Например, созерцание: как говорит мой друг и коллега Джон Дюпуш, с которым мы вместе работаем уже несколько лет, который знает несколько европейских языков, слово "созерцание" (англ. contemplation) происходит от латинского templum (сакральная земля, место или строение для почитания). От этого же термина произошел и английский термин temple (храм). Джон говорит, что раньше в Европе это были священные места, на которые оракулы должны были смотреть, и у них в сознании появлялись разные изображения, которые они трактовали как разные знамения и могли предсказывать будущее. Позже эта практика уже обрела самые разные формы. 

Термин "медитация", происходящий от латинского meditatio, от глагола meditari (обдумывать, размышлять). Хотя он, очевидно, происходит от иврита, "хага" на греческом – как melete, а потом в Библии на латинском стало как meditatio. В католицизме существует такая практика, как медитация, ее практиковали их подвижники, соединяя с молитвой, размышлением о Боге. Позже, насколько я понимаю, европейцы, пытаясь индуизм и его понятия как-то перенести на аналоги своей культуры, медитацией стали называть то, что в Индии часто называлось ध्यान (dhyāna). Однако это не совсем медитация. Медитацию я скорее бы отнес к вичаре, например, "осмысление" или "поиск своего вечного Я" (Атман), "Атма-вичара", что популярно в Веданте, конкретно ориентированной на джняна-йогу, с такими ее практиками, как шравана (слушание сутр от Гуру), манана (осмысление услышанного), нидидхьясана (погружение в распознанный Атман). Позднее понятие "дхьяна" попало в Китай, "дхьян" китайцы стали называть как "чань", а в японском языке "чань" стал звучать как "дзен", на вьетнамском – "тхьен". В целом, "дхьяна" – означает восприятие. Но это не просто дхарана, удержание внимания, сосредоточение, а именно глубокое восприятие. Глубокое восприятие возможно только тогда, когда смолкает наше эго. Мы не воспринимаем, например, то, что мы не уважаем, что нам не интересно, соответственно, дхьяна, по существу, это форма прямого почитания. Конечно, это не пуджа в виде подношений и прочих действий, но это своего рода пожертвование своего восприятия, сознания. Только спокойное, пустое, внимательное сознание способно воспринимать, когда вы "вбираете в себя" воспринимаемое. Конечно, в каком-то смысле вы становитесь тем, на что совершаете дхьяну. Мы можем стать (дать на то добро) только тем, что искренне принимаем, любим, что считаем нужным нам. Соответственно, глубокая дхьяна – это предельно искренний процесс. Искренность для нас то, что мы сами для себя считаем самым важным, скажем, даже более ВЫСШИМ, то, чем мы хотим быть или как-либо серьезно связывать с собой. Это еще и самопожертвование.  
Название: Re:Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Апрель 06, 2015, 14:02:05
Я для себя давно пришел к выводу, что основная цель это вернуться к богу или всегда идти к развитию в себе божественного. Но если взять медитацию в частности, то для каких целей она должна выступать в истинном свете.??

Согласен: то, что сейчас многие называют медитацией, связано с божественным (по крайней мере так должно было бы быть). Достаточно посмотреть происхождение этих терминов, таких как "медитация" или "созерцание". Например, созерцание: как говорит мой друг и коллега Джон Дюпуш, с которым мы вместе работаем уже несколько лет, который знает несколько европейских языков, слово "созерцание" (англ. contemplation) происходит от латинского templum (сакральная земля, место или строение для почитания). От этого же термина произошел и английский термин temple (храм). Джон говорит, что раньше в Европе это были священные места, на которые оракулы должны были смотреть, и у них в сознании появлялись разные изображения, которые они трактовали как разные знамения и могли предсказывать будущее. Позже эта практика уже обрела самые разные формы. 

Термин "медитация", происходящий от латинского meditatio, от глагола meditari (обдумывать, размышлять). Хотя он, очевидно, происходит от иврита, "хага" на греческом – как melete, а потом в Библии на латинском стало как meditatio. В католицизме существует такая практика, как медитация, ее практиковали их подвижники, соединяя с молитвой, размышлением о Боге. Позже, насколько я понимаю, европейцы, пытаясь индуизм и его понятия как-то перенести на аналоги своей культуры, медитацией стали называть то, что в Индии часто называлось ध्यान (dhyāna). Однако это не совсем медитация. Медитацию я скорее бы отнес к вичаре, например, "осмысление" или "поиск своего вечного Я" (Атман), "Атма-вичара", что популярно в Веданте, конкретно ориентированной на джняна-йогу, с такими ее практиками, как шравана (слушание сутр от Гуру), манана (осмысление услышанного), нидидхьясана (погружение в распознанный Атман). Позднее понятие "дхьяна" попало в Китай, "дхьян" китайцы стали называть как "чань", а в японском языке "чань" стал звучать как "дзен", на вьетнамском – "тхьен". В целом, "дхьяна" – означает восприятие. Но это не просто дхарана, удержание внимания, сосредоточение, а именно глубокое восприятие. Глубокое восприятие возможно только тогда, когда смолкает наше эго. Мы не воспринимаем, например, то, что мы не уважаем, что нам не интересно, соответственно, дхьяна, по существу, это форма прямого почитания. Конечно, это не пуджа в виде подношений и прочих действий, но это своего рода пожертвование своего восприятия, сознания. Только спокойное, пустое, внимательное сознание способно воспринимать, когда вы "вбираете в себя" воспринимаемое. Конечно, в каком-то смысле вы становитесь тем, на что совершаете дхьяну. Мы можем стать (дать на то добро) только тем, что искренне принимаем, любим, что считаем нужным нам. Соответственно, глубокая дхьяна – это предельно искренний процесс. Искренность для нас то, что мы сами для себя считаем самым важным, скажем, даже более ВЫСШИМ, то, чем мы хотим быть или как-либо серьезно связывать с собой. Это еще и самопожертвование.  

Уважаемый Гуру спасибо за ответ.
У меня еще вопрос, существуют ли какие либо особые рекомендации по медитации. Я поясню, я столкнулся сейчас уже с тем, что пришел к выводу, что почти все техники если искренне ими заниматься работают, если их искренне практиковать, к примеру я последние три месяца решил, что буду строить свое тело просто визуализацией, волей и распределением энергии. И на данный момент мой вес снизился на 7 кг, тело стало обретать более атлетические черты... ну это так просто к примеру, есть и другие примеры практики. Я хотел бы узнать возможно есть книги, описывающие как это делать правильно. Когда то давно я слушал лекцию по БГ и там упоминается как один парень просто медитируя на статую Дроны стал великолепным лучником и меня это заинтересовало, как это работает? Как обретаются качества объекта и как это делать правильно. И еще есть один сокровенный вопрос, который раньше очень сильно меня волновал и не только меня, но и человека, который когда то обратил мое внимание на веды и эзотерику. Этот человек сказал я не могу определить действительно практикую или это моя дурная фантазия. С другой стороны нас этому никто не обучал, но мы практиковали такую трансовую медитацию где мы опускались в нижний мир и обменивались энергетикой с сущностями на которых могли настроиться, и личность и качества при этом менялись, а иногда даже приводили их сюда и они даже могли помогать. Меня интересуют есть ли трактаты позволяющие более глубоко познать данную тему и еще хотелось бы услышать ваши комментарии.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 08, 2015, 23:54:06
У меня еще вопрос, существуют ли какие либо особые рекомендации по медитации. Я поясню, я столкнулся сейчас уже с тем, что пришел к выводу, что почти все техники если искренне ими заниматься работают, если их искренне практиковать, к примеру я последние три месяца решил, что буду строить свое тело просто визуализацией, волей и распределением энергии. И на данный момент мой вес снизился на 7 кг, тело стало обретать более атлетические черты... ну это так просто к примеру, есть и другие примеры практики. Я хотел бы узнать возможно есть книги, описывающие как это делать правильно. Когда то давно я слушал лекцию по БГ и там упоминается как один парень просто медитируя на статую Дроны стал великолепным лучником и меня это заинтересовало, как это работает? Как обретаются качества объекта и как это делать правильно. И еще есть один сокровенный вопрос, который раньше очень сильно меня волновал и не только меня, но и человека, который когда то обратил мое внимание на веды и эзотерику. Этот человек сказал я не могу определить действительно практикую или это моя дурная фантазия. С другой стороны нас этому никто не обучал, но мы практиковали такую трансовую медитацию где мы опускались в нижний мир и обменивались энергетикой с сущностями на которых могли настроиться, и личность и качества при этом менялись, а иногда даже приводили их сюда и они даже могли помогать. Меня интересуют есть ли трактаты позволяющие более глубоко познать данную тему и еще хотелось бы услышать ваши комментарии.

Мое мнение очень простое: как вы выразились, "нижние миры и сущности" – это то, что практикующему нежелательно, по крайней мере, если это не продвинутый садхака, который знает, как с этим иметь дело, так чтобы они не испортили ему мировоззрение и жизнь. Потому самое лучшее – ориентироваться на Деват, которые наиболее популярны и почитание которых проверено многими, и есть наибольшая гарантия, что это источники чистой и мощной силы. Это и лично мое мнение, и Гуру в Индии, которых я уважаю.

Есть и еще одно мое мнение, появившееся в результате личного опыта. Когда-то в России, живя в информационной изоляции, я думал, что это не очень хорошо, неплохо бы выехать и посмотреть, что в плане духовных "технологий" есть в Индии, на Западе. У меня были разные мысли на этот счет. Позже я увидел, что не всему можно верить даже и в самой Индии, и на Западе, несмотря на обилие всяких школ йоги, центров медитации и т.п. Раньше нас интересовало количество и многообразие, потом меня стало интересовать качество, а сейчас меня интересует качество того, как это связано с моей истинной природой. Я бы сказал так: действительно, вы правы, искренность важна, звучит просто, как и "быть собой", но для большинства это очень непростой вопрос. Человек очень зависит от настроений, сегодня он чувствует, что его ощущения идеально верны, а завтра он оглянется назад и подумает: "Как же я ошибался". Гормоны настроения действуют наркотически. Потому и непростая эта тема об искренности, соотнесении ее с истинностью (особенно Абсолютной) и т.д. Что я могу посоветовать? Мне лично нравятся из общедоступного техники «Виджняна-бхайрава-тантры», но надо изучать, спрашивать у тех, кто компетентен в данном предмете. Очень много сейчас разного шарлатанства. На Западе много продается "эзотерических" продуктов, это так же, как низкокачественная еда, распространяемая корпорациями. Она хорошо воспринимается, но вот о том, как влияет на человека, думают не все. Сейчас, правда, уже больше людей задумываются над этим. То же самое с "эзотерическими продуктами": вроде как и "переварить можно", но только это "эзотерическое ГМО" или даже еще хуже. Это если сказать в общем и ориентировочно.
Название: Re:Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Апрель 09, 2015, 12:43:35
Спасибо  за ответ.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: АУРА от Сентябрь 01, 2015, 17:50:37
Адеш! уважаемые натхи что вы можете рассказать о спонтанной медитации
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 03, 2015, 18:33:34
уважаемые натхи что вы можете рассказать о спонтанной медитации

Я рекомендую ознакомиться с текстом «Виджняна-бхайрава-тантра». Мы с моим другом и коллегой Джоном Дюпушем каждую неделю обсуждаем этот текст. Вот тут выкладываем наши с ним совместные заключения:

http://matsyendranatha.com/ (http://matsyendranatha.com/)
Название: Re: Медитация.
Отправлено: АУРА от Сентябрь 03, 2015, 21:45:47
Адеш! Спасибо Гуру я обязательно посмотрю, этот вопрос меня давно интересует, до этого времени мне никто немог дать ответ а вы мне дали и я вам очень признательна
Название: Re: Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Сентябрь 10, 2015, 15:12:17
уважаемый гуру у меня такой вопрос. всегда ли прана следует за дыханием. и точнее может ли в процессе более глубокой медитации прана двигаться не побуждаясь дыханием. потому как информации не так много , а полученный опыт хотелось бы обсудить. извините если не грамотно задал вопрос.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 10, 2015, 16:50:31
уважаемый гуру у меня такой вопрос. всегда ли прана следует за дыханием. и точнее может ли в процессе более глубокой медитации прана двигаться не побуждаясь дыханием. потому как информации не так много , а полученный опыт хотелось бы обсудить. извините если не грамотно задал вопрос.

Прана обычно связана с сознанием, с его работой. Прану соотносят с дыханием, однако прана - означает "жизненная энергия", и в теле человека она проявляется особенно в дыхании, так как дыхание – это важная жизненная функция в организме. Но от праны зависят и все остальные процессы в теле: обмен веществ, пищеварение, температура, работа нервной системы, половой, кровеносной, мышечной и остальных. Если вы притормаживаете какие-то функции, то прана, которая расходуется на их активность, сохраняется, и в целом ресурс праны становится больше. Например, во время поста, при половом воздержании, когда вы долго молчите (на разговоры уходит энергия), когда вы приостанавливаете дыхание, вы экономите прану. Как видите, контроль праны не обязательно может идти только через дыхание, просто через дыхание - это один из эффективных методов. Йоги давно это понимали, потому они придумали много способов: например, вайрагья (приостановка, торможение желаний, страстей, похоти) тоже иногда дает эффект не меньший, чем пранаяма, как мы ее понимаем обычно, в виде регулирования дыхания. Бесконтрольные страсти, потакание им также расходуют прану, а если вы их притормаживаете, вы прану увеличиваете, получается прана (жизненная сила) айяма (увеличение).

Пранаяма - это не просто дыхательная гимнастика, у нее есть своя цель, цель - поднятие своей дхьяны или, скажем иначе, "самьямы" (удержание сосредоточения сознания) на качественно более высокий уровень. Поэтому пранаяма подразумевает не просто "сходил на занятие в клуб, позанимался, а потом ведешь бесконтрольную жизнь", а она включает в приложение к регулярной дыхательной практике еще и вспомогательный образ жизни. Регуляция диеты, сна, социальной активности и т.д., если мы говорим о пранаяме как интенсивной практике, как садхане, ведущей к самадхи. Из всего вышесказанного следует вывод, что есть масса способов контроля праны, и в принципе сама качественная дхьяна и работа с сознанием может привести к контролю праны естественно, даже без регуляции дыхания. И наоборот, вы можете, например, стараться регулировать дыхание, допустим, 30 минут в день, а остальное время вовлекаться в чувственную истерию, толку будет от такой "пранаямы" значительно меньше, чем если вы, допустим, культивируете вайрагью. Я помню одного человека из Европы, который мне сказал: "Дайте мне практику, я хочу самадхи", но при этом он так истерично и злобно хотел получить самадхи, что это смотрелось абсурдом со стороны. Это как "Доктор, дайте таблеток от жадности, и побольше, побольше". Оттого погоня за "практикой", "технарством" без понимания сути садханы действительно способна причинить больше вреда. Вы стараетесь регулировать дыхание и параллельно вовлечены в бушующие чувства и ум, происходит раздрай и дисбаланс, в результате дисбаланса праны могут появиться болезни. Поэтому надо помнить, что в йоге важна работа сознания в первую очередь, а прана с ним связана. Вы можете через прану регулировать чувства и ум, а можете и наоборот, а еще лучше одновременно это делать, тогда будет успех в садхане.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Сентябрь 12, 2015, 03:45:46
большое спасибо за широкий ответ, для меня это очень важно. про развитие сознания и накопление праны путем самоограничения я понимаю. извините пожалуйста, но я бы хотел уточнить вопрос. я сейчас изучаю книгу дхарана даршан, там даются методы работы с каналами, чакрами. не хочу чтобы вы подумали обо мне плохо, у вас большой кругозор и возможно вы уже подобное обсуждали. читая книгу и описанные там методы я осознают , что почти все я практиковал и раньше хотя не знал названия и правила, и надо сказать у меня получалось , причем я не зная этих правил следовал им . все начиналось с толчка сознания и канал активировался, затем можно было не использовать дыхание так активно, но контролировать поток праны, а в более глубокой концентрации доходило до того, что появлялся ещё один внешний поток и начинал вибрировать канал. ещё раз большое спасибо за ответ
Название: Re: Медитация.
Отправлено: isckatel Иван от Сентябрь 12, 2015, 14:42:09
И наоборот, вы можете, например, стараться регулировать дыхание, допустим, 30 минут в день, а остальное время вовлекаться в чувственную истерию, толку будет от такой "пранаямы" значительно меньше, чем если вы, допустим, культивируете вайрагью.

Адеш, Гуруджи! Адеш, уважаемые натхи!

Возможно, кто-то то из вас уже слышал о таком ученом как К. П. Бутейко, я о нем узнал на одном из сайтов посвящённых йоге. Возможно, кому-то из вас будет интересна эта информация. Он разработал метод лечения от бронхиальной астмы основанный на контроле дыхания.
Цитировать
Дыхание является одним из главных факторов, определяющих обмен веществ в организме. Сделав автоматическое дыхание правильным, тем самым можно улучшить обмен веществ пациента и исключить проявления ряда симптомов и синдромов.
Существуют данные, собранные в ряде медицинских исследований, которые показывают, что больные хроническими заболеваниями вдыхают в покое в 2-3 раза больше воздуха в минуту, чем в медицинской норме.
wiki
На том сайте так же было видео, где сам Бутейко говорит о том, что человеку нужно гораздо меньше кислорода, чем обычно принято считать.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 12, 2015, 14:43:22
большое спасибо за широкий ответ, для меня это очень важно. про развитие сознания и накопление праны путем самоограничения я понимаю. извините пожалуйста, но я бы хотел уточнить вопрос. я сейчас изучаю книгу дхарана даршан, там даются методы работы с каналами, чакрами. не хочу чтобы вы подумали обо мне плохо, у вас большой кругозор и возможно вы уже подобное обсуждали. читая книгу и описанные там методы я осознают , что почти все я практиковал и раньше хотя не знал названия и правила, и надо сказать у меня получалось , причем я не зная этих правил следовал им . все начиналось с толчка сознания и канал активировался, затем можно было не использовать дыхание так активно, но контролировать поток праны, а в более глубокой концентрации доходило до того, что появлялся

Думаю, что склонности людей спонтанно выполнять правильно какие-то традиционные методы вполне объяснимы. Достаточно учесть одну важную концепцию в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Тантрах и многих Йога-шастрах, она заключается в том, что достижения в духовных практиках, их ориентиры – только формально зовутся "достижением". Мы не можем "обрести" то, что у нас уже есть, тем более, говорится, что не просто что-то есть, а это наша подлинная природа, истинное Я. Более этого, иногда раскрытие себя может происходить и вне каких-то общепринятых практик, а через события, которые могут вообще никак не ассоциироваться с чем-то очень "духовным", скорее даже с "бездуховным". Традиционные практики раньше не использовались ради поверхностных целей, у них были определенные ориентиры. Практики исходят из ориентиров и возвращают к ним обратно. Если мы говорим о том, что ориентиры высшие (например, Шива), соответственно, получается возможной и такая ситуация, что сам "ориентир" приводит ищущего к своей правильной практике (средству). Так что это нормальные вещи.

Что касается текста Бихарской Школы, он вполне нормальный; насколько текст соответствует аутентичной Традиции или нет, это зависит от того, насколько человек искренне погружен в духовный путь. Например, я считаю, что передача мантр и четок с духовными именами по почте (как это делают в Бихарской Школе), мягко говоря, далека от традиционного подхода. Однако информацию для написания своих книг они собирали из многих классических текстов, и часто даже не своей традиции (хотя и это не простая тема), но игры Шивы всегда непредсказуемы.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Сентябрь 12, 2015, 16:43:01
спасибо большое за ответ
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 12, 2015, 17:19:54
Возможно, кто-то то из вас уже слышал о таком ученом как К. П. Бутейко, я о нем узнал на одном из сайтов посвящённых йоге.

Да, слышали достаточно давно. Думаю, что какое-то рациональное зерно в том, что он заявляет и предлагает, есть, однако декларируемые цели традиционной йоги значительно выше, чем здоровье и его достижение, как говорил Бутейко и многие другие. Йога ставит решение более глобальных проблем человечества, вообще проблемы любых видов страданий, условно разбиваемые на три категории: адхибхаутика, адхидайвика и адхьятмика; есть разные виды йоги в разных традициях, но все эти цели глобального формата. Такие декларации целей, как постижение высшего Я, Атмана, постижение первопричины бытия, например, через практику наданусандханы, достижение просветления и освобождения, живя в этом мире (дживанмукти), реализация единства с Божеством (Шива-Шакти самарасья) и т.п. А такие элементы, как асаны, пранамы с бандхами, мудрами должны вести к такого рода ориентирам. Польза вроде уменьшения потребления кислорода или какие-то улучшения в теле – это уже элементы второстепенной важности или же какие-то побочные эффекты практики, т.е. самоцелью они никогда не были.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: isckatel Иван от Сентябрь 12, 2015, 17:44:57
Возможно, кто-то то из вас уже слышал о таком ученом как К. П. Бутейко, я о нем узнал на одном из сайтов посвящённых йоге.

Да, слышали достаточно давно. Думаю, что какое-то рациональное зерно, в том что он заявляет и предлагает, есть, однако, декларируемые цели традиционной йоги значительно выше, чем здоровье и его достижение, как говорил Бутейко и многие другие. Йога ставит решение более глобальных проблем человечества, вообще, проблемы любых видов страданий, условно разбиваемые на три категории: адхибхаутика, адхидайвика и адхьятмика, есть разные виды йоги в разных традициях, но все эти цели глобального формата. Такие декларации целей, как постижение высшего Я, Атмана, постижение первопричины бытия, например, через практику наданусандханы, достижение просветления и освобождения живя в этом мире (дживанмукти), реализация единства с Божеством (Шива-Шакти самарасья) и т.п. А такие элементы, как асаны, пранамы с бандхами, мудрами должны вести к такого рода ориентирам. Польза вроде уменьшения потребления кислорода, или какие-то улучшения в теле, это уже элементы второстепенной важности, или же какие-то побочные эффекты практики, т.е. самоцелью они никогда не были.

Я понимаю, что это все элементы второстепенной важности, но меня как то всегда дополнительно воодушевляют такие прикладные научные методы имеющие связь с йогой. Вернее которые были открыты, не имея связи с йогой, но по своей сути схожи с какой то её частью. Они в моих глазах увеличивают значимость и авторитет йоги.

Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 12, 2015, 18:18:36
Я понимаю, что это все элементы второстепенной важности, но меня как то всегда дополнительно воодушевляют такие прикладные научные методы имеющие связь с йогой. Вернее которые были открыты, не имея связи с йогой, но по своей сути схожи с какой то её частью. Они в моих глазах увеличивают значимость и авторитет йоги.

Это тоже по-своему верно, сиддхи в практике - это, безусловно, показатель, это и вдохновляет, и также помогает поднять сознание выше физических ограничителей. Мои Гуру говорят, что сиддхи связаны в основном с развитием сукшма-шариры, развитие личного пространства сознания далее может помочь абстрагированию от материальных рамок и поднятию сознания уже в духовное пространство, которое запредельно.

Что касается здоровья, выскажу свои наблюдения по данной сфере. Здоровье может зависеть от стольких факторов, что крайне сложно найти панацею в одном внешнем методе. Оно может зависеть от генетики, от климата, от иммунитета, от количества стрессов, от поведения человека в социуме и его мировоззрения. Мне думается, что обходиться только дыхательными техниками может быть маловато. Так как причин болезней много, то и метода одного быть не может, скорее, есть общий ориентир (хорошо, если это еще на самом деле), в который могут быть встроены разные методы.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: isckatel Иван от Сентябрь 12, 2015, 18:34:05

Это тоже по-своему верно, сиддхи в практике - это, безусловно, показатель, это и вдохновляет, и также помогает поднять сознание выше физических ограничителей. Мои Гуру говорят, что сиддхи связаны в основном с развитием сукшма-шариры, развитие личного пространства сознания далее может помочь абстрагированию от материальных рамок и в поднятии сознания уже в духовное пространство, которое запредельно.

Нужно над этим подумать  :130:
Спасибо за ответ!
Название: Re: Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Октябрь 05, 2015, 09:37:55
Уважаемый гуру у меня ещё вопроc. подскажите мне пожалуйста, в ходе практики по книге о которой я уже писал у меня возникла такая проблема. я практиковал концентрацию на чакрах и работу с основными каналами. так же пробовал чид акашу. я слаб в терминологии и прошу сильно меня за неё не судить. в общем суть вопроса такова у меня не плохо стало получаться работать с праной и каналами и вот буквально 2 недели назад после очередной практики и работой с сушумной идой и пингалой, что то произошло, как бы активировалось внутри каналов и я стал по другому себя чувствовать. по началу мне это понравилось, но сейчас беспокоит. я чувствую циркуляцию энергии в каналах, особенно от копчика и до груди. это хорошо подходит для работы и концентрации , но я все время в тонусе и все время напряжен и не могу это выключить. есть ли какие либо рекоммеедации для таких случаев? ещё раз прошу прощения за незнание терминов. да ещё спина все время в таком состоянии как будто она хочет проснуться или выпрямится. нижние центры гудят.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 06, 2015, 11:27:24
Уважаемый гуру у меня ещё вопроc. подскажите мне пожалуйста, в ходе практики по книге о которой я уже писал у меня возникла такая проблема. я практиковал концентрацию на чакрах и работу с основными каналами. так же пробовал чид акашу. я слаб в терминологии и прошу сильно меня за неё не судить. в общем суть вопроса такова у меня не плохо стало получаться работать с праной и каналами и вот буквально 2 недели назад после очередной практики и работой с сушумной идой и пингалой, что то произошло, как бы активировалось внутри каналов и я стал по другому себя чувствовать. по началу мне это понравилось, но сейчас беспокоит. я чувствую циркуляцию энергии в каналах, особенно от копчика и до груди. это хорошо подходит для работы и концентрации , но я все время в тонусе и все время напряжен и не могу это выключить. есть ли какие либо рекоммеедации для таких случаев? ещё раз прошу прощения за незнание терминов. да ещё спина все время в таком состоянии как будто она хочет проснуться или выпрямится. нижние центры гудят.

Ну, не проблема с терминами, попробую обойтись без переводчика. :05: Смотрите, в вашем изложении ситуации, ИМХО, уже содержится ответ: вы пишете, что практикуете и осознаете какие-то процессы, следовательно, есть вы и есть процессы. Не так ли? Я лично все процессы воспринимаю как Шакти. Шакти бывает двух видов: Махамайя и Шуддхамайя. Шуддха - это та, что соответствует вам, вашей природе и естеству, а Ашуддха - та, что вас вовлекает туда, куда вам не надо. Следовательно, что надо делать? Отвлечься от неконтролируемых вовлечений и сосредоточиться больше на своем естестве (себе т.е.). 
Название: Re: Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Октябрь 06, 2015, 12:27:21
Извините пожалуйста, значит ли ваш ответ то , что мне просто не следует практиковать? Дело в том, что я не преследую низкие мотивы ил даже достижения, каких - либо способностей. Просто я давно стараюсь максимально развиваться и познавать божественную природу во всем, и если есть способы работы с тонкими каналами, которые улучшат мое восприятие и состояние изнутри , то я бы хотел использовать все способы для собственного развития. И в действительности в начале практики я заметил , что восприятие меняется и во мне просыпаются лучшие своейства и лучшее понимание и самоконтроль. Но сейчас появилось напряжение в теле, которое я не могу устранить.Уважаемый Гуру, не могли бы вы более широко раскрыть смысл вашего ответа. Я бы очень хотел знать. Я понимаю, что все дополнительные практики не обязательны, но с другой стороны вижу, что они способствуют усилению концентрации и отвлечению чувств, что усиливает веру и независимость, снимает давление гун.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 06, 2015, 13:42:35
Видите ли, сейчас ситуация очень сильно усложняется тем, что, во первых, под термином "традиционное" многое подается такое, что этому определению не соответствует. Так же неудивительно, что фактически нет и тех, кого можно было бы называть учениками в традиционном смысле. Но множество и преподавателей йоги и прочих восточных методов, и просто тех, кто "для себя", это надо их правильно определять, просто люди немного чем-то интересующиеся, в лучшем случае пытающиеся что-то там понять. И вот на базе всего, что я перечислил, они все как бы "практики" и типа "практикуют". О чем говорить, если даже индологи на Западе, скажем прямо, обманывают местных.

Значит, что нужно? Надо интересоваться, вот вы, например, говорите про каналы, прану и в то же время про познание божественной природы во всем. Но давайте посмотрим на множество ситуаций, которые нас везде окружают, все эти многочисленные "йога-практикующие" в "йога"-центрах от занятий пранаямой стали осознавать божественность и из них исходит ануграха? Нет. Но если тексты древние говорят, что эта божественность должна быть реализованна и через такие практики, то, вероятнее всего, логический вывод, что эти люди, сейчас миллионами занимающиеся "йогой", не знают чего-то до конца. И все эти "опытные практики" (не факт, что это как раз не есть экспонаты, олицетворящие невежество), все эти спецы в индуизме, все, что они пишут в книгах, это кастрированный вариант и традиционного обучения, и практики, и развития. И как можно вообще что-то понять, не став хотя бы один раз в жесткую оппозицию к ним? К ним надо подходить очень жестко, просто если к ним быть лояльным, то рано или поздно вы начнете им подражать, а это предательство против развития своей трезвости и здравомыслия. Не то чтобы я против практики и прочего труда, но просто важно и понимание, чему ты следуешь. Например, можно пользоваться всю жизнь установкой, что, копая траншеи и работая на стройках, этот труд сделает тебя миллиардером, просто факта лишь бы много работать якобы достаточно для этой цели, а это как раз может отказаться путем в другую сторону от богатства. То же самое и с современной йогой, "эзотерикой", сейчас она идет полностью в противоположном от йоги направлении. 

Что я имел в виду, говоря об отстраненности и осознании своего естества? Много всего, там и умение воспринимать шакти через отстраненность от нее, но это не двойственность, а двойственность как упая для недвойственности. Это и направленность всех методов на совершенную лакшью (цель), т.е. на свою природу (иначе какой смысл в этих методах йоги?) В Индии йоги ничего не делают просто так, ради того, чтобы просто делать, у них у всего есть большой смысл, смысл дает Гуру, а это как раз то, что Запад ненавидит (Россия тому точно не исключение). Значит, что получается? То, что йогин, если это настоящий йогин, – это человек, который все больше и больше идет против того, чему следует масса, и чем больше он йогин, тем он все меньше и меньше похож на других. Похожи бывают только овцы в загонах, но не йоги.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Ekaterina от Октябрь 06, 2015, 22:53:12
Цитировать
Отвлечься от неконтролируемых вовлечений и сосредоточиться больше на своем естестве (себе т.е.).

Гуруджи, поясните, пожалуйста, наше естество это свет. У меня таже ситуация сейчас, также ощущаю движение энергий.Видимо много беспокойства еще внутри.  Как удерживать свет сознания?
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 07, 2015, 08:08:47
Цитировать
Отвлечься от неконтролируемых вовлечений и сосредоточиться больше на своем естестве (себе т.е.).

Гуруджи, поясните, пожалуйста, наше естество это свет. У меня таже ситуация сейчас, также ощущаю движение энергий.Видимо много беспокойства еще внутри.  Как удерживать свет сознания?

Существует огромное количество подготовительных техник, но обилие внешних элементов не должно отводить от их главной задачи. Цель техник – научиться воспринять, увидеть (если это практика со светом), услышать (если практика со звуком) свое естество. Все эти методы невозможно описать в двух словах: какие-то тексты, например, рекомендуют осознавать Атман (себя, или высшее Я) в каждой из чакр, осознавать себя в сушумне, в сердце, в сахасраре и т.д. Некоторые тексты и Гуру предлагают, если говорить о свете, самые разные подходы. Мне, например, нравилась техника, когда сначала смотришь на внешний свет (свечу, в тратаке) и потом мысленно свет переносишь в чакры, в сушумну. Потом расширяешь этот свет равномерно во все стороны и осознаешь этим светом окружающее пространство, очищаешь его, когда свет твоего сознания и естества "поедает" разные объекты осознавания и через это усиливается. Эта практика позволяет почувствовать центр своего тела как ядро осознания в физическом, так и в тонком теле. Мы можем использовать свет, тем более что свет – это нечто, связанное с упорядочиванием структуры, с системностью, слаженностью, дхармой (порядком, законом), здоровой, слаженной работой систем тела, сознания, гармоничностью, что заложено в человеке от природы. Поэтому свет можно использовать как основу для раскрытия своего естества, основу для саморазвития. Но есть и масса других для этого методов, например, ориентиры на тишину, пустотность, а иногда и темноту (иногда и пустое темное пространство может привести к самоосознанию). Однако если это практики изначальной реальности, как темной пустоты, то надо также понимать и их трансцендентный смысл. В тантре это кажущиеся две полярности, выраженные в двух Богинях, представленных в нас как Кундалини, это Богини: одна – света (Трипурасундари), а другая – темноты (Кали). Но представьте себе, что будет, если исчезнет свет и останется только одна темнота, увидите ли вы темноту? Нет, потому что вам просто темноту не с чем будет сравнить, то же самое и со светом. Как только вы тотально отдались Кали, вы познали автоматически и Лалиту, то же самое – став светом Лалиты, вы стали пустотой Кали. Когда нет двойственности, нет страха темноты, нет страха противоречия света и темноты. Когда исчезает конфликт реалий, нечему больше разрушаться, открывается то, что неразрушимо, что бессмертно.

Я не знаю, как это объяснять словами, говорить я могу очень много, но только те, кто открыты мне и тому, что я раскрываю, кто уважает мою Традицию, те поймут, о чем я говорю, и смогут использовать в практике. А те, кто гниловаты, неискренни, те меня будут всегда шугаться, как тьмы или рушащего пламени. В нашей Традиции без искреннего принятия Гуру и честности с ним все техники бессмысленны, пожалуй, это самое важное, что надо понять раз и навсегда.   
Название: Re: Медитация.
Отправлено: teskatilpoka от Октябрь 07, 2015, 08:18:29
Я понял ответ. Вы имеете ввиду, что дилетантам не стоит лезть в дебри не имея гуру. В принципе я и раньше знал про это правило, видимо просто ошибся и возомнил, что до какой то степени развитие возможно и в отсутствие гуру. Мое развитие в данный момент своидится лишь к чтению трактатов и слушанью лекций по ним. Но делаю я это довольно давно поэтому в какой то степени (видимо не достаточно) сознание поменялось. Извините еще раз. Спасибо за ответ..
Название: Re: Медитация
Отправлено: Lakshminath от Октябрь 07, 2015, 08:50:28
я чувствую циркуляцию энергии в каналах, особенно от копчика и до груди. это хорошо подходит для работы и концентрации , но я все время в тонусе и все время напряжен и не могу это выключить. есть ли какие либо рекоммеедации для таких случаев? ещё раз прошу прощения за незнание терминов. да ещё спина все время в таком состоянии как будто она хочет проснуться или выпрямится. нижние центры гудят.
Приветствую. Немного странно смотрится - Вы делаете техники, пробуждающие внутренние энергии и чувствительность к ним, а потом недовольны этим результатом  :05: Мне кажется, когда берёшься за такие вещи, надо быть готовым к тому, что может быть все что угодно, раскрываться могут самые разные грани нашего существа, просто надо уметь принять это. Гуруджи дал замечательный ответ, если сместить восприятие в центр себя ( сосредоточиться на собственной природе) и происходящее с вами рассматривать как свою раскрывающуюся природу, Шакти, то все станет на свои места. А напряжение - это все от ума и фиксированного восприятия.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 07, 2015, 09:09:48
teskatilpoka, то, что Гуру необходим, - это действительно важно, однако я хотел сказать об очень многом, в том числе и связанного с темой Гуру. Практика нераздельна с жизнью, причем как с той, которая нам нравится, так и с той, которая не нравится. Если в практике происходят какие-то сбои, то всегда надо пытаться понять почему, и это понимание дает развитие сознания, души, иногда может жизнь сложиться так, что практиковать невозможно, иногда практика не приносит результатов, и это всегда повод к развитию сознания. В Индии, как и во многих других восточных культурах, практики - это не хобби, это часть их культуры и жизни, а на Западе "практики" в основном стали исключительно частью чьего-то бизнеса, личных развлечений и чего-то такого, что изолирует человека от понимания жизни. Гуру - это тоже часть практики и часть (важная) жизни практикующего ученика. Гуру не лишает ученика свободы, именно Гуру ее открывает в ученике, но сейчас масса негативной пропаганды на Западе убила это понимание, потому люди хотят получить "мертвые практики", и не удивительно, почему они не работают правильным образом. Я понимаю, про что вы говорите, понимаю, что вы делаете, но одного моего понимания недостаточно, необходимо стремиться к взаимному пониманию. Почему я часто не хочу с людьми говорить о практиках, почему я говорю иногда не совсем понятно? Потому что если я изложу понятно, то человек будет думать только о том, как взять что-то от Бога, или, правильнее сказать, урвать это, и перестанет развиваться как личность, он по-любому будет недоволен. Если я скажу, что нужно серьезное отношение к Учителю и всему, что с ним связано, он уйдет и будет недоволен, если я дам "мертвую практику", он, может быть, не уйдет сразу, он украдет больше моего времени и потратит своего, но все равно потом разочаруется, если практика ни к чему серьезному не приведет, и в итоге уйдет все равно. Это все называется мышиной возней и играми в медитацию, в "эзотерику" и т.п. Потому для меня лучше изначально себя показать таким, какой я есть, настолько, насколько это возможно, поставив человека перед выбором, и лучше это делать публично, чтобы все видели это и тоже осмысливали.

Согласно традиционной йоге и прочим садханам, Гуру находится в сахасраре-чакре, он там визуализируется иногда с Парампарой. И что следует из этого? То, что он должен ассоциироваться с тем же, с чем ассоциируется сахасрара-чакра, а если этого делать не хочется, значит, строить взаимоотношения с Гуру еще рановато.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Andrey Gubanov от Октябрь 26, 2020, 17:55:13
Адеш, Гуруджи!

Интересно узнать, как практикующие, чья медитация устойчива, воспринимают физическую боль?

Меня-то головная боль неоднократно лишала состояния от практики.

Спасибо.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 30, 2020, 07:11:34
Адеш!

Адеш, Гуруджи!

Интересно узнать, как практикующие, чья медитация устойчива, воспринимают физическую боль?

Меня-то головная боль неоднократно лишала состояния от практики.

Нужно во время практики наблюдать за желаниями и мотивами, и учиться отпускать мысли.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Шишок от Ноябрь 19, 2020, 14:22:31
Понимаете, ...конечно, понимаете! :  всяких форм Божества много, мирных, гневных, со всевозможными там сиддхами-миддхами (при всем, поверьте, моем почтении глубочайшем): привлечения там, устрашения и проч. и проч.
Мать Дурга же - и Дверь и Ключ ко всей Вселенной...ой боюсь это я еще кощунствую, слабо сказано! Дэваты дают, как полагают,  в основном специально каму там, или вайрагью или что еще...
Мать Дурга же - все: и артха, и вайрагья, и сиддхи, и... И Она - в то же время далеко все это переросла, игры эти. Так мать с детьми играет в тихие настольные игры, а потом идет писать докторскую...тоже чересчур банальный и бледный образ.

Скажете: да ведь любое божество тебе все это проявит, при должном понимании и отношении.
Да, это так.
И не всегда и не всем так.
Название: Re: Медитация.
Отправлено: Шишок от Ноябрь 19, 2020, 14:24:51
И вот еще: Мать Дурга - меж всеми этими "мирными" да "гневными" (какие бы там ни были мирные формы гневных и гневные формы мирных) - она мадхьяма, майтхуна. Она - сама Йога!