Натха-Сампрадая
Основная дискуссия => Тантризм-шактизм => Тема начата: ishvaranandanatha от Ноябрь 14, 2006, 22:21:34
-
Аим Шри Матсьендрананданатхайа гураве Намах!
Джайа Шива Горакшанатха! Джайа Шри Ма!
Сапрема намаскар, дорогие участники форума!
К счастью, все сложилось столь удачно, что и сегодня я беспрепятственно могу продолжить общение с вами. В прошлый раз я обещал дать разъяснения по утренним ритуалам (если быть более точным — ритуалам пробуждения), а также по Тантрической Сандхье — двум важнейшим компонентам тантрической Нитья-Садханы.
Но, прежде всего, буквально несколько слов о том, что же представляет собой Нитья-Садхана, как таковая.
Нитья-Садхана (нитья — "постоянное, непрерывное"; садхана — "то, что ведет к цели", "поклонение", "почитание", "духовное делание", "утверждение истины", "подвижничество") включает в себя необходимый минимум ритуальных практик, невыполнение которых, согласно Шива-самхите, «увеличивает зло», и, следовательно, отягощает индивидуальную карму Садхака.
Нитья-Садхана включает: Пратах Кртйам (утренний ритуал пробуждения), Снану (ритуальное омовение), Тарпану (ритуал жертвенного предложения воды Девам, Риши, Питри и т. д.), Сандхью (особый ритуал на восходе и заходе солнца, а также в полдень), Пуджу (ритуальное почитание избранного Божества — Ишта-Девата) и Джапу (повторения мантр по чёткам).
Помимо этого, любому практикующему тантрическую дисциплину Садхаке необходимо изучать Священные Тексты Традиции, к которой принадлежит он и его Учитель, занимаясь, таким образом, самообразованием в вопросах Учения и Садханы.
Также не следует пренебрегать необходимостью посещать Дхарма-чакру (групповое поклонение, медитацию и трапезу) не реже чем 1 раз в 10 дней. Пренебрежение коллективными формами поклонения создает серьезные, с трудом преодолеваемые преграды на пути Садхака к Самоузнаванию.
В Общине следует культивировать дух Кулы (Семьи) и жить, согласно Ее принципам.
Выполнение Нитья-Садханы – долг перед Великой Кулой, где Отец – Сам Трансцендентный Абсолют (Шива), Мать – Его Проявленная Божественная Сила (Шакти), а братья и сестры – все существа Вселенной, сама же Вселенная – общий дом для всех.
Каковым следует считать того, кто пренебрегает своим местом и долгом в этой Семье? Есть ли больший злодей, чем тот, кто отрекается от своей Истинной Семьи и пренебрегает следованием Сатья Санатана Тантрика Дхарме? И может ли такой человек стать по-настоящему освобожденной, всесторонне развитой личностью?
Ничто не даётся в жизни просто так. И духовные плоды приходят к нам лишь как награда за «Садхану» (усилие). Садхана — это то, что может принести нам сиддхи (не столько сверхспособности, сколько совершенства), а, в конечном счете, и Мокшу — Абсолютное Освобождение.
Основа же Садханы как таковой — Нитья-Садхана. Не следует питать призрачных иллюзий, полагаться на свою «хорошую судьбу» и тешить себя наивными ожиданиями некоего чуда, которое что-то когда-то изменит, причем сделает это одномоментно. Никто не поможет нам обрести Мокшу, если мы сами не будем прилагать к этому никаких усилий, иными словами, если мы сами не будем звать на помощь.
Поэтому в Агамах говорится: «Во-первых, нужно верить в себя, во-вторых, в Бога, а, в-третьих, в Его Силу (Шакти), так как из этих Троих и состоит вся Вселенная». Подчеркну еще и еще раз: Кула — это непостижимое Единство Шивы, Шакти и Дживы.
Верить в себя нужно для того, чтобы познать себя и стать способным на многое. Верить в Бога – чтобы обрести в нём учителя и спасителя, ведущего нас по Тантрическому Пути. Верить в Божественную Силу – чтобы воспринимать весь мир, как Выражение Бога, его Божественную Эманацию, Манифестацию, Проявление, а не какую-то абстрактную иллюзию, противоположную Ему. Верить в Божественную Силу, Мать – значит доверять бытию, признавать его реальность, быть открытым и доверчивым, как дитя. И если вера с себя, в Бога и в Его Силу присутствует в нас, и, соединяясь, становится Верой в Великую преобразующую Мощь Тантрического Учения, тогда в нас легко возникает и решимость следовать Пути.
В конце концов, следование Пути и есть Садхана. Выполнение Ее индивидуально и совместно с другими порождает в нас всех чувство настоящей Любви, а вместе с ней и чувство радости (бхукти) и подлинной свободы (мукти).
А теперь обещанное.
Пратах Кртйам
(ритуал пробуждения, тантрический вариант)
Проснувшись, следует, не покидая постели и не касаясь ногами земли (пола), сесть и, сосредоточившись на Высшем, 108 раз повторить мула-мантру Вашего Ишта-Деваты, после чего, минимум, 21 раз произнести Аджапа-Гайатри, т. е., мантру СО'ХАМ, концентрируясь на вдохе (САХ — произносится, как СО) и выдохе (АХАМ — произносится, как 'ХАМ). Значение этой мантры: "Я — это Он". Аджапа-Гайатри утверждает тождество нашего индивидуального Дживатмана с Парабрахманом — Аболютной Реальностью.
Затем необходимо рецитировать следующие мантры:
(OM) УТТИШТХОТТИШТХА ДЕВЕША | УТТИШТХА ХРИДАЙЕШАЙА ||
УТТИШТХА ТВАМ УМА-СВАМИН | БРАХМАНДЕ МАНГАЛАМ КУРУ ||
- Восстань, восстань, о, Владыка богов! Восстань, Владыка моего сердца! Восстань, о, супруг Умы! Сотвори благо миру!
После этого, признавая собственную ограниченность и неспособность непрерывно удерживать осознание своего Единства с Абсолютом, Садхака сокрушенно произносит:
ДЖАНАМИ ДХАРМАМ НА ЧА МЕ ПРАВРИТТИР |
ДЖАНАМЙ-АДХАРМАМ НА ЧА МЕ НИВРИТТИХ ||
ТВАЙА МАХАДЕВА ХРИДИ-СТХИТЕНА |
ЙАТХА НИЙУКТО’СМИ ТАТХА КАРОМИ ||
- Я знаю Дхарму (добродетель и долг), но не склонен следовать Ей. Я знаю Адхарму (неправедность), но не в силах отстраниться от неё. Но я готов поступать согласно Твоей воле, Шива, Великий Бог, пребывающий в моём сердце.
Затем инициированный Садхака вспоминает своего духовного учителя, мысленно выражая ему своё почтение мантрой:
АИМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||
- Аим. Да будет поклонение Шри Гуру!
Затем медитируя на Гуру, садхака вызывает в своём сознании Его образ и почитает Его дхйаной, совершает Ему манаса пуджу и предлагает джапу биджа-мантры АИМ (ментально и без чёток).
Гуру-дхйана-мантра:
ДХЙАЙЕ-ЧЧХИРАСИ ШУКЛАБДЖЕ ДВИНЕТРАМ ДВИБХУДЖАМ ГУРУМ |
ШВЕТАМБАРА – ПАРИДХАНАМ ШВЕТА-МАЛЙАНУЛЕПАНАМ ||
ВАРАБХАЙА-КАРАМ ШАНТАМ КАРУНАМАЙА-ВИГРАХАМ |
ВАМЕНОТПАЛА-ДХАРИНЙАM ШАКТЙА’ЛИНГИТА-ВИГРАХАМ ||
СМAРАНАНАМ СУПРАСАННАМ САДХАКАБХИШТА-ДАЙАКАМ
- Медитирую в голове /в уме/ – в белом лотосе на двуглазого, двурукого, облачённого в белую одежду Учителя,
украшенного гирляндой белых цветов и умащённого /пеплом/, благословляющего мудрой бесстрашия – на Образ невозмутимого покоя и милосердия, слева от Которого – Его Шакти, Которую Он обнимает, на Сияющего ликом Гуру, Исполнителя желаний Своих учеников.
В данном случае на Гуру медитируют как на Господа Самбасадашиву, «отражённого» в теле в области 12- ти лепестковой чакры, находящейся в околоплоднике Сахасрары, там, где оканчивается сушумна-нади.
Совершив джапу Гуру-биджи АИМ, Садхака затем мысленно помещает джапа-пхала (кармический плод джапы) в правую ладонь Гуру с мантрой:
НАМАХ САДГУРАВЕ ТУБХЙАМ БХУКТИ-МУКТИ-ПРАДАЙИНЕ |
НАРАКРИТИ-ПАРАБРАХМА-РУПАЙА’ДЖНЯНА-ХАРИНЕ ||
КУЛА-ДХАРМА-ПРАКАШАЙА ТАСМАИ ШРИ-ГУРАВЕ НАМАХ |
- Поклонение Тебе, о Садгуру, дарующему бхукти и мукти, воплощённому в человеческой форме Образу Парабрахмана, уничтожителю неведения /авидьи/, Носителю высшего Света Кула-дхармы, — Тому Шри Гуру я поклоняюсь.
Вслед за этим, как правило, мысленно почитается Ишта-Девата (Избранное Божество-Покровитель) Садхака: после дхьяны на Его (Ее) Образ, произносится какая-нибудь прартхана своему Божеству-Покровителю или выражается почтение Ей/Ему с мула-мантрой и/или проводится утренняя медитация на Ишта-Девату - т.е., выполняется манасика-пуджа и джапа мула-мантры (108 раз, без чёток). При манаса-пудже Ишта-Девате следует предлагать обычные упачары, символизирующие махабхуты (Земля, Эфир, Воздух, Огонь и Вода).
Я специально не привожу здесь никаких мантр, поскольку у каждого поклоняющегося — свой Ишта-Девата, дхьяна-мантру и мула-мантру которого Вам сообщает Гуру при посвящении.
Затем Садхака должен еще раз вспомнить о своём Высшем «Я», об Абсолюте, которого он сможет достичь практикуя Садхану, веруя в себя, устремляясь к Высшему, медитируя на Гуру и поклоняясь Ишта-Девате:
АХАМ ДЕВО НА ЧАНЙО’СМИ БРАХМАИВАХАМ НА ШОКАБХАК |
САЧ-ЧИД-АНАНДА-РУПО’ХАМ НИТИЙА-МУКТА-СВАБХАВАВАН ||
- Я – божественен, и не иначе. Воистину я – Брахман, не вкушающий страданий. Моя форма – Изначальное Существование, Абсолютное Знание и Бесконечное Блаженство; моя подлинная природа — Вечная Свобода.
После этого Садхака встает с постели, и, касаясь ногой пола, произносит:
ОМ ПРИЙАДАТТАЙАИ БХУВЕ НАМАХ ||
- Ом. Принимающей все и дарующей все блага Земле да будет поклонение!
И затем рецитирует Гуру-стотру.
Таковы правила полного тантрического ритуала пробуждения —Пратах Критйам. Для сравнения предлагаю Вам также ознакомиться с его ведическим(а, вернее будет сказать, брахманическим) вариантом.
Вот он.
Проснувшись, но еще не оставляя постели, следует декламировать следующие мантры:
ОМ БРАХМА МУРАРИС-ТРИПУРАНТАКАРИ
БХАНУХ ШАСИ БХУМИСУТО БУДХАШ ЧА |
ГУРУШЧА ШУКРАХ ШАНИ-РАХУ-КЕТУ
КУРВАНТУ САРВЕ МАМА СУПРАБХАТАМ ||
- Пусть Брахма, Вишну (враг Муры), Шива (разрушитель Трипуры), Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Раху и Кету, пусть все небожители сделают утро благодатным для меня.
Затем необходимо вспомнить своего гуру, произнося его имя и представляя его пребывающим в белом лотосе в высшей чакре:
ПРАТАХ ШИРАСИ ШУКЛАБДЖЕ ДВИНЕТРАМ ДВИБХУДЖАМ ГУРУМ |
ПРАСАННАВАДАНАМ ШАНТАМ СМАРЕТТАН-НАМА-ПУРВАКАМ ||
После чего следует произнести:
ОМ НАМО “ СТУ ГУРАВЕ ТАСМАИ ИШТАДЕВА-СВАРУПИНЕ |
ЙАСЙА ВАКЙАМРТАМ ХАНТИ ВИШАМ САМСАРА-САМДЖНАКАМ ||
- Поклонение тому Гуру, что является воплощенным Ишта-деватой, нектар речи которого уничтожает яд, именуемый сансарой.
Выразив почтение духовному наставнику, садхака должен ментально повторить:
АХАМ ДЕВО НА ЧАНЙО “ СМИ БРАХМАЙВАХАМ НА ШОКАБХАК |
САЧ-ЧИДАНАНДА-РУПО “ ХАМ НИТЙА-МУКТА-СВАБХАВАВАН ||
- Я божественен и не иначе. Воистину я – Брахман, выше всех печалей; моя форма – существование, знание и блаженство; вечная Свобода – моя суть.
После поклоняющийся признает собственное несовершенство и в смирении произносит следующую мантру:
ОМ ЛОКЕША ЧАИТАНЙА-МАЙАДХИДЕВА
ШРИКАНТА ВИШНО БХАВАДАДЖНАЙАИВА |
ПРАТАХ САМУТТХАЙА ТАВА ПРИЙАРТХАМ
САМСАРА-ЙАТРА-МАНУВАРТТАЙИШЙЕ ||
ДЖАНАМИ ДХАРМАМ НА ЧА МЕ ПРАВРТТИР
ДЖАНАМЙ-АДХАРМАМ НА ЧА МЕ НИВРИТТИХ |
ТВАЙА ХРШИКЕША ХРДИ СТХИТЕНА
ЙАТХА НИЙУКТО “ СМИ ТАТХА КАРОМИ ||
- О, Властелин Вселенной! О, полное Сознание, Божество, правящее всем! О, Повелитель удачи, Вишну! С Твоего позволения и лишь для Твоей радости я приступаю к своим мирским делам. Я знаю, что есть Дхарма, но не чувствую влечения к ней; я знаю, что есть Адхарма, но всегда возвращаюсь к ней. О Повелитель чувств, восседающий в сердце! Я буду исполнять Твои указания и действовать согласно Твоей Воле.
Продекламировав эти мантры, необходимо подняться с постели и, касаясь правой ногой земли (пола), произнести:
ОМ ПРИЙАДАТТАЙАИ БХУВЕ НАМАХ
(О, Земля, дающая все благотворное, поклонение тебе!)
И затем рецитировать Гуру-стотру.
Как видите, отличия двух вариантов ритуала пробуждения невелики. Брахманический пока что выглядит даже более кратким. Впрочем, существует предельно краткая версия и тантрического обряда Пратах Критйам. Она такова:
Проснувшись, но еще не оставляя постели, следует декламировать следующие мантры:
оМ уттиШТхоттиШТха девеша уттиШТха хРидайешайа
уттиШТха твам-умА-свАмин-брахмАНДе маНгалаМ куру
Затем необходимо вспомнить своего Гуру, произнеся его имя и представляя его пребывающим в белом лотосе в высшей чакре:
прАтаХ шираси шуклАбдже двинетраМ
двибхуджаМ гурум |
прасаннаваданаМ шАнтаМ смареттаннАмапУрвакам ||
после чего произнести:
оМ намо’сту гураве тасмаи иШТадева-сварУпиНе |
йасйа вАкйАмРитаМ ханти виШаМ
саМсАра-саМджН^акам ||
Выразив почтение духовному наставнику, садхака должен ментально повторить:
ахаМ дево на чАнйо‘сми брахмайвАхаМ на шокабхАк |
сач-чидАнанда-рУпо‘хаМ нитйа-мукта-свабхАвавАн ||
После этого поклоняющийся произносит следующую мантру:
джАнАми дхармаМ на ча ме правРиттиХ
джАнАмйадхармаМ на ча ме нивРиттиХ |
твайА махАдева хРиди стхитена
йатхА нийукто’сми татхА кароми ||
Затем нужно подняться и, касаясь левой ногой земли (пола), произнести:
оМ прийадаттАйаи бхуве намаХ
И декламировать Гуру-стотру.
В последнем варианте я намеренно опустил перевод, т. к. он фактически дважды приводится выше. Большими литерами А, У, я обозначил санскритские долгие гласные, большой М обозначил назализацию, а большой Х — висаргу, т. е., эта Х произносится, скорее, как придыхание, нежели как русское Х. Н со значком ^ произносится мягко, как в слове коНЬ, большое Ш звучит твердо, как в слове крыШа, большое Н следует произносить, как в словах КоНГо, МаНГо, ТаНГо. А большое Р — мягко, как в слове пРибытие, пРибыль, кРивой. (Подобную версию транслита, честно говоря, выдумал я сам, основываясь на общепринятом латинском транслите).
-
Вы наверняка обратили внимание на то, что каждый из описанных выше вариантов Пратах Критйам завершается указанием рецитировать Гуру-стотру. Ее необходимо знать. Ниже я предлагаю Вам наиболее распространенную ее версию:
Гуру-стотрам
АКХАНДА-МАНДАЛАКАРАМ ВЙАПТАМ ЙЕНА ЧАРАЧАРАМ |
ТАТ ПАДАМ ДАРШИТАМ ЙЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||1||
Бесконечному, как вселенная, проницающему собой все движущееся и неподвижное, Высшее состояние собой являющему, тому учителю – поклонение!
АДЖНАНА-ТИМИРАНДХАСЙА ДЖНАНАНДЖАНА-ШАЛАКАЙА |
ЧАКШУР УНМИЛИТАМ ЙЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||2||
Тьму неведения сурьмой Знания устраняющему, Зрение своим явлением возвращающему, тому учителю – поклонение!
ГУРУР БРАХМА ГУРУР ВИШНУР ГУРУР ДЕВО МАХЕШВАРАХ |
ГУРУР ЭВА ПАРАМ БРАХМА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||3||
Гуру – Брахма, Гуру – Вишну, Гуру – Бог Махешвара, Гуру – воистину Высший Брахман, тому учителю – поклонение!
СТХАВАРАМ ДЖАНГАМАМ ВЙАПТАМ ЙАТ КИНЧИТ СА-ЧАРАЧАРАМ |
ТАТ ПАДАМ ДАРШИТАМ ЙЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||4||
Недвижимое и подвижное в этом мире наполняющему, Высшее состояние собой являющему, тому учителю – поклонение!
ЧИНМАЙАМ ВЙАПИ ЙАТ САРВАМ ТРАЙЛОКЙАМ СА-ЧАРАЧАРАМ |
ТАТ ПАДАМ ДАРШИТАМ ЙЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||5||
Исполненному Сознания, проникающему во все движущееся и неподвижное в трех мирах, Высшее состояние собой являющему, тому учителю – поклонение!
САРВА-ШРУТИ-ШИРО-РАТНА-ВИРАДЖИТА-ПАДАМБУДЖАХ |
ВЕДАНТАБУДЖА-СУРЙО ЙАС ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||6||
Украшению вершины всех Откровений, несравненному лотосу стоп, Солнцу лотоса Веданты, тому учителю – поклонение!
ЧАЙТАНЙАХ ШАШВАТАХ ШАНТО ВЙОМАТИТО НИРАНДЖАНАХ |
БИНДУ-НАДА-КАЛАТИТАС ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||7||
Сознанию, Вечности, Покою, Запредельному, Непорочному, Семя, звук и все части превосходящему, тому учителю – поклонение!
ДЖНАНА-ШАКТИ-САМАРУДХАХ ТАТТВА-МАЛА-ВИБХУШИТАХ |
БХУКТИ-МУКТИ-ПРАДАТА ЧА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||8||
Утвердившемуся в Знании, украшенному гирляндой Истины, Наслаждение и Освобождение дарующему, тому учителю – поклонение!
АНЕКА-ДЖАНМА-САМПРАПТА-КАРМА-ВИДАХИНЕ |
АТМА-ДЖНАНА-ПРАДАНЕНА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||9||
Путы деяний многих рождений милостью своей сжигающему, Знание Себя дарующему, тому учителю – поклонение!
ШОШАНАМ БХАВА-СИНДХОШЧА ДЖНАПАНАМ САРА-САМПАДАХ |
ГУРОХ ПАДОДАКАМ САМЙАК ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||10||
Иссушающему океан бытия и струящему воды милости от омовения своих стоп, тому учителю – поклонение!
НА ГУРОР АДХИКАМ ТАТТВАМ НА ГУРОР АДХИКАМ ТАПАХ |
ТАТТВА-ДЖНАНАТ ПАРАМ НАСТИ ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||11||
Нет истины выше учителя, нет аскезы выше учителя, нет сущности выше истины, тому учителю – поклонение!
МАН НАТХАХ ШРИ ДЖАГАН-НАТХАХ МАД ГУРУХ ШРИ ДЖАГАД-ГУРУХ |
МАД АТМА САРВА-БХУТАТМА ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||12||
Мой господин – Господь Вселенной, мой учитель – Учитель Мира, Моя Душа и Душа всех существ! Тому учителю – поклонение!
ГУРУРАДИ-РАТНАДИШ ЧА ГУРУХ ПАРАМА-ДАЙВАТАМ |
ГУРОХ ПАРАТАРАМ НАСТИ ТАСМАИ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХ ||13||
Гуру – начало и драгоценное завершение, гуру – высшее Божество, Выше учителя ничего нет, тому учителю – поклонение!
ТВАМ ЭВА МАТА ЧА ПИТА ТВАМ ЭВА
ТВАМ ЭВА БАНДХУШ ЧА САКХА ТВАМ ЭВА |
ТВАМ ЭВА ВИДЙА ДРАВИНАМ ТВАМ ЭВА
ТВАМ ЭВА САРВАМ МАМА ДЕВА-ДЕВА ||14||
Ты воистину мать, и ты воистину отец,
Ты воистину близкий, и ты воистину друг,
Ты воистину Знание и ты воистину богатство,
Ты воистину для меня все, о Бог Богов!
После совершения ритуала Пратах Критйам Садхака должен приступить к Снане (ритуальному омовению). Совершается Снана следующим образом.
Тантрический вариант:
На воде пальцем чертится биджа Ишта-Деваты или пранава (ОМ), или иной сакральный символ. Затем в эту воду можно добавить лепестки цветов и благовония (гандху).
Далее над водой делаются Матсья- и Дхену-мудры и произносится мантра освящения:
(ОМ) ГАНГЕ ЧА ЙАМУНЕ ЧАИВА ГОДАВАРИ САРАСВАТИ |
НАРМАДЕ СИНДХУ КАВЕРИ ДЖАЛЕ’СМИН САННИДХИМ КУРУ ||
- О, Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху и Кавери!
Все, соединяясь вместе, войдите сюда для моего омовения Вами!
Потом с «авахана-мудрой» в воду призывается присутствие Ганга-Деви с мантрой :
(ХРИМ) АВАХАЙАМИ ТВАМ ДЕВИ СНАНАРТХАМ ИХА СУНДАРИ |
ЭХИ ГАНГЕ НАМАС ТУБХЙАМ САРВА-ТИРТХА САМАНВИТЕ ||
- Призываю Тебя, о Богиня! Ради нужд омовения приди, о Прекрасная! Приди, о, Ганга! Поклонение Тебе, все святые воды в Себя Вместившая!
Сложив правую руку в анкуша-мудру, повторить над водой 12 раз мула-мантру Ишта-Деваты, после чего, медитируя на освященную воду как на Деви, средним и безымянным пальцами окропить Ею землю — 3 раза, и голову — 7 раз. Затем совершить процедуру ачаманы (ритуального истипия трех глотков освященной воды) с мантрами:
ОМ АТМА ТАТТВАЙА СВАХА |
ОМ ВИДЙА ТАТТВАЙА СВАХА |
ОМ ШИВА ТАТТВАЙА СВАХА ||
Перевод не привожу. Он имеется в ряде моих (и не только) предыдущих постингов.
Далее возглашается самкальпа (цель, намерение) ритуала Снанам (к слову, именно в такой форме она возглашается и перед совершением Пуджи).
ОМ ВИШНУРОМ ТАТ САД АДЙА … МАСИ, … ПАКШЕ, … ТИТХАУ,
… ГОТРАХ, ШРИ … ДЕВА ШАРМА, ШРИ ... ПРИТИКАМАХ,
ПРАТАХ СНАНА-МАХАМ, КАРИШЙЕ ||
- Ом Вишну! Ом Тат Сат; сегодня, в месяц …, в (светлую либо темную) половину месяца; на … день Луны, я, … Дева Шарма, … Готры, иду на утреннее омовение ради удовлетворения ...
Там, где в тексте мною проставлены троеточия, вы должны вставить название месяца, его Акшары (в данном случае — половины), лунного дня (титхи), свое инициационное имя, вместо названия Готры — имя своего Гурудева, и, наконец, Имя избранного Божества.
Затем необходимо, семикратно повторяя мула-мантру Вашего Ишта-Деваты, большими пригоршнями трижды возлить воду себе на голову. После — совершить Пурна-Снанам (полное омовение) с мантрой:
ОМ АПАВИТРАХ ПАВИТРО'ВА |
САРВА ВАСТХАМ ГАТО'ПИ ВА ||
ЙАХ СМАРЕТ ПУНДАРИ-КАКШАМ |
СА БАХЙА-БХЙАНТАРАХ ШУЧИХ ||
ОМ ШУЧИХ ОМ ШУЧИХ ОМ ШУЧИХ |
ОМ ПУНДАРИ КАКШАХ ПУНАТУ ||
- Ом. Всё нечистое, что видится таковым вокруг, повсюду, куда падает взор, внутри и снаружи – да очистится! Ом. Да очистится! Ом. Да очистится! Ом. Да очистится! Да станет всё очищенным!
Приняв омовение, необходимо нанести тилаку и, стоя по-прежнему в воде, совершить Сандхью.
Брахманический вариант (для сравнения) Снанам:
- Ачамана –
Садхака садится лицом на Восток, омывает стопы, начиная с левой, тщательно вымывает руки, затем, с рецитацией Гайатри, завязывает шикху. Очистившись таким образом, следует совершить ачаману с мантрой:
ОМ ТАД ВИШНОХ ПАРАМАМ ПАДАМ САДА ПАШЙАНТИ СУРАЙАХ |
ДИВИВА ЧАКШУРАТАТАМ ||
- Ту Высшую обитель Вишну всегда созерцают сильные, словно глаз, распростертый в небе.
При этом необходимо:
1) сделать три глотка воды;
2) дважды протереть рот ближайшей к большому пальцу частью ладони, один раз справа налево, другой раз – слева направо;
3) прикоснуться ко рту соединенными указательным, средним и безымянным пальцами;
4) прикоснуться к ноздрям большим и указательным пальцами;
5) прикоснуться к глазам и к отверстиям ушей большим и безымянным пальцами;
6) прикоснуться к пупу мизинцем;
7) прикоснуться ладонью к области сердца;
8) прикоснуться к голове всеми пальцами;
9) прикоснуться к рукам кончиками пальцев.
Почистить зубы.
-Омовение –
Идя совершать омовение, садхака должен иметь с собой глину для нанесения ее на тело и траву для очищения воды. Держа в руках пучок травы куша, он должен начертить на воде квадрат и огласить санкальпу:
ОМ ВИШНУРОМ ТАТ САД АДЙА … МАСИ, … ПАКШЕ, … ТИТХАУ,
… ГОТРАХ, ШРИ … ДЕВА ШАРМА, ШРИ ВИШНУ ПРИТИКАМАХ,
ПРАТАХ СНАНА-МАХАМ, КАРИШЙЕ ||
- Ом Вишну! Ом Тат Сат; сегодня, в месяц …, в (светлую либо темную) половину месяца; на … день Луны, я, … Дева Шарма, … Готры, иду на утреннее омовение ради удовлетворения Шри Вишну.
Вслед за этим нужно произнести:
ОМ НАМО НАРАЙАНАЙА
А после этого – призвать семь небесных потоков солнечной сферы:
ОМ ГАНГЕ ЧА ЙАМУНЕ ЧАЙВА ГОДАВАРИ САРАСВАТИ |
НАРМАДЕ СИНДХУ КАВЕРИ ДЖАЛЕ “СМИН САННИДХИМ КУРУ ||
- О, Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху и кавери, сделайте эту воду своей обителью!
ОМ ВИШНУПАДА ПРАСУТАСИ ВАЙШНАВИ ВИШНУПУДЖИТА |
ПАХИ НАСТВЕНАСАС ТАСМАД АДЖАНМА МАРАНАНТИКАТ ||1||
ТИСРАХ КОТЙАРДДХА КОТИ ЧА ТИРТХАНАМ ВАЙУРАБРАВИТ |
ДИВИ БХУВЙАНТАРИКШЕ ЧА ТАНИ ТЕ ШАНТИ ДЖАХНАВИ ||2||
НАНДИНИТЙЕВА ТЕ НАМА ДЕВЕШУ НАЛИНИТИ ЧА |
ВРНДА ПРТХИВИ ЧА СУБХАГА ВИШВАКАЙА ШИВА СИТА ||3||
ВИДЙАДХАРИ СУПРАСАННА ТАТХА ЛОКА ПРАСАДИНИ |
КШАМА ЧА ДЖАХНАВИ ЧАИТАНЙА ШАНТА ШАНТИ-ПРАДАЙИНИ ||4||
ЭТАНИ ПУНЙА-НАМАНИ СНАНА-КАЛЕ ПРАКИРТАЙЕТ |
БХАВЕТ СИННИХИТА АТРА ГАНГА ТРИПАТХАГАМИНИ ||5||
- Рожденная от священных стоп Вишну, сила Вишну, прославляемая Вишну, защити нас, Мать! Смой наше зло, творимое нами от рождения до смерти.
- На небесах, на небе и на земле есть тридцать пять миллионов святых мест; Так учит нас Вайю, но все они в тебе, о Мать.
- В мире девов тебя зовут Нандини, иное твое имя – Налини. Вринда, Притхиви, Субхага; Вишвакайа, Шива, Сита.
- Видьядхари, Супрасанна, ты – Локапрасадини. И Кшема (Милосердная) – Твое имя, и Джахнави, и Шанта, и Шантипрадайини (Дающая Утешение).
- При декламации всех этих святых имен во время омовения приходит тайная Ганга, текущая на Небесах, на Небе и на Земле.
Затем, семь раз повторяя мантру ОМ НАМО НАРАЙАНАЙА, садхака должен, сложив руки, трижды возлить воду себе на голову.
Глина на тело наносится со следующими мантрами:
ОМ АШВАКРАНТЕ РАТНАКРАНТЕ ВИШНУКРАНТЕ ВАСУНДХАРЕ |
МРТТИКЕ ХАРА МЕ ПАПАМ ЙАНМАЙА ДУШКРТАМ КРТАМ ||
УДДХРТАСИ ВАРАХЕНА КРШНЕНА ШАТАБАХУНА |
НАМАСТЕ САРВАБХУТАНАМ ПРАБХАВАРИНИ СУТРАТЕ ||
АРУХЙА МАМА ГАТРАНИ САРВА-ПАПАМ ПРАМОЧАЙА |
- Попираемая конями, обремененная колесницами, Земля, превзойденная шагом Вишну,
Унеси мои грехи, о Мриттика, унеси все зло, совершенное мною.
Из предвечного Океана поднятой черным сторуким Вепрем,
Приветствия Тебе, творящей всех существ и добрые дела,
Наполни все мое тело, освободи меня от всякого зла!
После омовения наносится тилака.
Здесь становится уже очевидно, что тантрический вариант ритуала Снанам выглядит более емким и содержит в себе меньшее количество действий.
Теперь собственно о Тантрической Сандхье. Надеюсь, что в ходе этого немалого экскурса Вы еще не забыли о том, что такое ритуал Сандхьи и когда он должен совершаться. Ежели что — смотрите мои предыдущие постинги.
ТАНТРИЧЕСКАЯ САНДХЬЯ (по Маханирвана-Тантре):
Вначале указанным выше способом следует вновь освятить воду.
делается это при помощи Матсья- , а затем Дхену-мудры и мантры:
(ОМ) ГАНГЕ ЧА ЙАМУНЕ ЧАИВА ГОДАВАРИ САРАСВАТИ |
НАРМАДЕ СИНДХУ КАВЕРИ ДЖАЛЕ’СМИН САННИДХИМ КУРУ ||
Затем следует призвать с «авахана-мудрой» в емкость с водой присутствие Деви с мантрой :
(ХРИМ) АВАХАЙАМИ ТВАМ ДЕВИ СНАНАРТХАМ ИХА СУНДАРИ |
ЭХИ ГАНГЕ НАМАС ТУБХЙАМ САРВА-ТИРТХА САМАНВИТЕ ||
Потом, сложив правую руку в анкуша-мудру,повторить над водой 12 раз мула-мантру Ишта-Деваты, затем, медитируя на воду в емкости, как на Деви, Садхаке следует налить немного воды в свою левую ладонь, произнеся шёпотом мантру ХРИМ или мула-мантру основной почитаемой формы Бога в данной сандхье. После чего средним и безымянным пальцами окропить этой освящённой водой землю – 3 раза, и голову - 7 раз.
1) Ачамана:
ОМ АТМА ТАТТВАЙА СВАХА |
ОМ ВИДЙА ТАТТВАЙА СВАХА |
ОМ ШИВА ТАТТВАЙА СВАХА ||
Диг-бандхана:
последовательно, начиная с Востока, проводя руку над головой по часовой стрелке, сделать 10 щелчков в направлении 8 сторон света, а также зенита и надира с мантрой:
ОМ БХУР БХУВАХ СВАР ОМ |
ИТИ БАНДХАХ ||
Предписанным в предыдущем постинге способом возгласить санкальпу.
Рецитировать мантру Полноты:
ОМ ПУРНАМАДАХ ПУРНАМИДАМ ПУРНАТ ПУРНАМ УДАЧЙАТЕ |
ПУРНАСЙА ПУРНАМ АДАЙА ПУРНАМ ЭВА ВАШИШЙАТЕ ||
ОМ || ШАНТИХ | ШАНТИХ | ШАНТИХ ||
Сделать несложную пранайаму с мула-мантрой Ишта-Деваты по схеме:
4-16-8 или 8-32-16.
Сделать кара- и анга-ньясы, основываясь на биджа-мантре избранного Божества.
Пунар-марджана:
вода – в левой ладони, правая ее покрывает. 4 раза произнести биджи ХАМ , ЙАМ , ВАМ , РАМ , ЛАМ. Затем 7 раз окропить этой очищенной водой голову.
Агхамаршана:
Перелить остаток воды в правую ладонь. Медитируя на сияние теджаса, сделать вдох через ИДУ. Затем через ПИНГАЛУ выдохнуть в ладонь все негативные энергии. После этого выплеснуть воду влево (через плечо, либо напротив левой руки) с мантрой ПХАТ.
Ведическая ачамана:
ОМ ТАД ВИШНОХ ПАРАМАМ ПАДАМ |
САДА ПАШЙАНТИ СУРАЙАХ ||
ДИВИВА ЧАКШУР-АТАТАМ |
ОМ ВИШНОХ ЙАТ ПАРАМАМ ПАДАМ ||
Аргхья Сурье предлагается тремя пригоршнями воды (в полдень — только одной) с мантрой:
ОМ ХРИМ ХАМ”СА ГХРИНИ СУРЬЯ ИДАМ-АРГХЬЯМ ТУБХЙАМ СВАХА
Гайатри-Дхьяна:
Утренняя мантра:
УДЙАД АДИТЙА САНКАШАМ ПУСТАКАКША-КАРАМ СМАРЕТ
КРШНА-ДЖИНАДХАРАМ БРАХМИМ ДХЙАЙЕТ ТАРАКИТЕ”МБАРЕ
- Сияющей алым светом словно восходящее солнце, с книгой и четками в руках, облаченной в шкуру оленя силой Брахмы, такой будем представлять Тебя, пока светят звезды.
Полуденная мантра:
ШЙАМА-ВАРНАМ ЧАТУР-БАХУМ ШАНКХА-ЧАКРА-ЛАСАТ-КАРАМ
ГАДА-ПАДМА-КАРАМ ДЕВИМ СУРЙАСАНА КРТА-ШРАЙАМ
- Лазурного цвета, четырехрукая, с диском и раковиной в руках, держащая палицу и лотос Богиня, восседающая в солнечном диске.
Вечерняя мантра:
ШУКЛАМ ШУКЛАМБАРА-ДХАРАМ ВРШАСАНА-КРТАШРАЙАМ
ТРИНЕТРАМ ВАРАДАМ ПАШАМ ШУЛАНЧА НРКАРОТИКАМ
- Белого цвета, облаченная в белые одежды, сидящая на могучем быке, трехокая, делающая жест благословения и держащая аркан, копье и барабан.
Затем следует трижды совершить возлияние воды из сложенных вместе ладоней в честь Брахмы, Вишну и Рудры.
Джапа (в данном случае — десятикратное повторение) Гайатри:
ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ |
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ ||
БХАРГО ДЕВАСЙА ДХИМАХИ |
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ ||
Примечание: если у Вас нет посвящения в ведическую Гайатри, ни в коем случае не рецитируйте Ее. В таком случае Вы можете читать Гайатри своего Ишта-Деваты (Ее следует узнать у Вашего Гуру), предварив Ее соответствующей дхьяной.
После рецитации Гайатри плод джапы жертвуется с мантрой:
ОМ ГУХЙАТИ ГУХЙА ГОПТРИ ТВАМ ГРХАНАСМАТ-КРТАМ ДЖАПАМ
СИДДХИР БХАВАТУ МЕ ДЕВИ ТВАТ ПРАСАДАН МАХЕШВАРИ
Лишь после этого совершается Тантрическая Тарпана с возлиянием одной пригоршни воды каждому из почитаемых классов Божеств и Учителей и мантрами:
ОМ ДЕВАМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ РШИМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ ПИТРИМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ МАНУШЙАМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ ГУРУМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ ПАРАМА-ГУРУМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ ПАРА-ПАРА-ГУРУМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ ПАРАМЕШТХИ-ГУРУМС-ТАРПАЙАМИ НАМАХ
ОМ (мула-мантра Ишта Деваты) ТАРПАЙАМИ НАМАХ
Аргхья Ишта-Девате (предлагается возлиянием трех пригоршней воды с Его (Ее) Мула-мантрой.
После совершается Джапа Мула-мантры — не менее 108 повторений (1 мала).
Плод этой Джапы также жертвуется Божеству с мантрой:
ОМ ГУХЙАТИ ГУХЙА ГОПТА (или ГОПТРИ, если вы поклоняетесь какому-либо из женских аспектов) ТВАМ ГРХАНАСМАТ-КРТАМ ДЖАПАМ
СИДДХИР БХАВАТУ МЕ ДЕВА (или ДЕВИ, если почитается женский аспект) ТВАТ ПРАСАДАН МАХЕШВАРА (или МАХЕШВАРИ, если женский аспект Божества, или ГАНЕШВАРА, если Ганапати).
В заключение необходимо снова произнести мантру Полноты:
ОМ ПУРНАМАДАХ ПУРНАМИДАМ ПУРНАТ ПУРНАМ УДАЧЙАТЕ |
ПУРНАСЙА ПУРНАМ АДАЙА ПУРНАМ ЭВА ВАШИШЙАТЕ ||
ОМ || ШАНТИХ | ШАНТИХ | ШАНТИХ ||
И пожертвовать Божеству плод всей Сандхьи с мантрой:
ОМ САРВАМ (имя Ишта-Деваты)-РПАНАМ АСТУ
К примеру, ОМ САРВАМ РУДРАРПАНАМ АСТУ, если почитался Рудра;
либо: ОМ САРВАМ МАХАГАНАПАТИ-ДЕВАТАР-ПАНАМ АСТУ, если Вы поклоняетесь Ганапати;
либо ОМ САРВАМ СА-АМБА САДАШИВАР-ПАНАМ АСТУ, если вы почитали Шиву и Шакти;
либо ОМ САРВАМ ШРИ КРИШНАР-ПАНАМ АСТУ, если Ваш Ишта — Господь Кришна. Понятен принцип?
Все, на сегодня хватит. Надеюсь, я ничего не забыл и удовлетворил Ваше любопытство. Возникнут вопросы или необходимость в каком-либо уточнении — пишите.
P.S.И вновь вместо цифры восемь машина выдает смайлик! Что ж, видимо с этим уже ничего поделать нельзя. Придется смириться. Еще раз обращаю внимание всех, кто будет читать этот постинг: если в тексте Вы внезапно найдете улыбающуюся физиономию в темных очках, знайте — это не какой-то мой "прикол", а всего лишь восьмерка со скобочкой.
Ну, дела.....
Ваш покорный слуга
Ишварананданатха
-
Цитата:
Приняв омовение, необходимо нанести тилаку и, стоя по-прежнему в воде, совершить Сандхью.
Сандхью совершать в воде?
Не совсем понятно, получается, что все действо происходит в ванной или в тазике с водой? Иначе-то как выолнять сандхью в домашних условиях, не на берегу Ганги ведь живм.
И еще, чeм тилак наносить и нужноли при этом мантры читать? Kак я поняла, в ритуалах, на каждый "чех" и "вздох", если не мантра, так муда, или то и другое сразу, не в обиду будeт сказано.
-
Аим Шри Матсьендрананданатхайа Гураве Намах!
Намаскар, Шуньята!
Да, Вы правы. Можно после омовения набрать ванну воды. А можно и просто тазик наполнить. Это вполне допустимо. Единственное условие: вода должна быть свежей. Т. е., если Вы намерены совершить ритуал в ванной, предварительно спустите воду, оставшуюся от Вашего омовения и наберите ее снова. Тазик или ведерко должны быть предназначены исключительно для ритуальных целей. Т. е., в них нельзя стирать, замачивать белье и т. п.
Тилак нужно наносить либо пеплом, либо глиной. Если нет ни того, ни другого, используйте для нанесения тилака каплю воды. Мантра? существуют, конечно, и специальные, но проще использовать мула-мантру своего Ишта-Деваты.
С уважением, Ишварананданатха.
P.S. Сегодня на пару дней я уезжаю в Россию. Отвечать на вопросы смогу лишь после 9-го числа. ОК?