Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Тантризм-шактизм => Тема начата: Yogi Matsyendranatha от Апрель 02, 2015, 22:24:27

Название: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 02, 2015, 22:24:27
Гуруджи ко Адеш, Матаджи ко Адеш!

Я решил открыть эту тему, потому что люди спрашивают меня постоянно об этой Видье, и вопросов много. Конечно, есть вещи секретные, которые на наш взгляд нежелательны для открытого доступа. Но есть то, что я считаю нужным объяснить тем, кто хочет почитать Багаламукхи, потому что у многих есть очень примитивные взгляды на ее садхану. Многие думают, что, начав почитать Багаламукхи, обретут все сиддхи, в первую очередь способность уничтожать врагов. Но врагов в этом мире бесконечное множество, врагом может стать кто угодно. Люди на самом деле не так далеко ушли от животных, отличаются только тем, что могут быть менее естественными. Все, кто не умеет контролировать свой ум и чувства, все, кто движим низшими мотивациями (а такие почти все), могут мгновенно начать вас ненавидеть, если вы не вписываетесь в их капризы. Поэтому те, кто не дети и достаточно узнали, чем полон этот мир, понимают, что воспринимать тебя своим врагом может любой. Вопрос: надо ли с каждым таким воевать? Надо ли за каждым комаром, который жаждет напиться вашей крови, верит, что он такой единственный, вследствие своего комариного сознания, бегать за ним с железной сковородкой и пытаться его убить, круша все в комнате? Если вы взрослые люди и не больные на голову психи, то понимаете, что не надо. Почему? Потому что вы человек и ваше сознание не того же качества, что у насекомого. Побеждают всегда те, кто сильнее, но могут ли они опускаться до уровня тех, кто их слабее? Не может управлять другими тот, кто слабее этих других. Какими качествами должен обладать сильный? Я вам хочу привести одну выдержку из книги пандита Шьямаканта, с которым несколько лет назад мне посчастливилось встретиться и общаться. Это из его книги, посвященной Богине Багаламукхи, он приводит много цитат из Вед, Пуран, Тантр, которые могут быть связаны с Багаламукхи. Особую благодарность я хотел бы выразить Гуруджи Чидгананданатху, который реализовал Багаламукхи сиддхи, он – Гуру Шривидьи. Пандит Шьямакант джи приводит шлоку из "Бхагавад Гиты", объясняя ею природу Бхагавати Багаламукхи: 

एवं बुद्धेः परं बुद्ध्वा संस्तभ्यात्मानमात्मना ।
जहि शत्रुं महाबाहो कामरूपं दुरासदम् ॥३.४३॥

evaṁ buddheḥ paraṁ buddhvā saṁstabhyātmānamātmanā
jahi śatruṁ mahābāho kāmarūpaṁ durāsadam (3.43)

evaṁ — таким образом; buddheḥ — тот интеллект; paraṁ — высший; buddhvā — поняв; saṁstabhyātmānamātmanā = saṁstabhya — подчинив, парализовав + ātmānam — персональное я + ātmanā — посредством высшего Я; jahi — покори; śatruṁ — врага; mahābāho — о великорукий; kāmarūpaṁ — форма страстного желания; durāsadam — труднодоступного.

О Могучерукий, постигнув то, что над разумом, взяв под контроль низшее я высшим Я, порази труднопобедимого врага в образе вожделения. (3.43.)

Это то, на что надо в первую очередь ориентироваться, поклоняясь Багаламукхи: на победу над врагами в виде своих низменных мотиваций, мирского ума, навязчивых желаний. Только тот, кто может победить этих врагов в себе, может решить проблему всех остальных врагов. Именно в этом Багаламукхи и помогает тому, кто ее почитает и стал на путь ее упасаны. Духовная практика не подразумевает мечты о том, что Божества помогут вам, оставаясь в омрачениях и с ничтожным мировоззрением, не меняя себя, обрести все мирские блага, живя, как "свинья в апельсинах", что Божество будет у вас на побегушках, станет вам нянькой, исполнять капризы, вытирать вам сопли. Это огромная иллюзия, и это не тот путь, когда люди становятся сильными духовно и т.д. Мы почитаем Божество, чтобы стать чище, трезвее и отрешеннее, а потом уже получаем силу, как побочный результат этого.

Если вы посмотрите на саму мула-мантру Багаламукхи, то увидите, что эта шлока из Гиты говорит о том же.

ऊँ ह्रीं बगलामुखी सर्वदुष्टानां वाचं मुखं पदं स्तंभय जिह्ववां कीलय बुद्धि विनाशय ह्रीं ओम् स्वाहा।

स्तंभय (stambhaya) - означает остановку всех тенденций к бесконтрольности тела, речи и ума. बुद्धि विनाशय (buddhi vināśaya) убирая все ограничения своего мирского сознания, сюда могут относиться наше самомнение, копания в "тараканах" своего ума, наши наивные представления о мире, о духовном пути и т.д. Покорив наши низменные человеческие санскары, васаны, викары (искажения) сознания, мы берем под контроль и прану, которая связана с нашим сознанием. После чего Багаламукхи для нас обретает форму Трипура Сундари, и мы обретаем подлинную красоту духовой жизни, достигая свободы нашей души (то, что многие индийские традиции называют "мокшей").
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: रा Tatyana от Апрель 03, 2015, 10:30:52
Духовная практика не подразумевает мечты о том, что Божества помогут вам оставаясь в омрачениях и с ничтожным мировоззрением, не меняя себя, обрести все мирские блага, живя как "свинья в апельсинах", что Божество будет у вас на побегушках, станет вам нянькой, исполнять капризы, вытирать вам сопли. Это огромная иллюзия и это не тот путь, когда люди становятся сильными духовно и т.д. Мы почитаем Божество чтобы стать чище, трезвее и отрешеннее, а потом уже получаем силу, как побочный результат этого.

Адеш, Истинному Гуру Джи.:)
Учитель, благодарю Вас за эту тему, за все Ваши ответы, которые прочитала сегодня и не только сегодня. За превосходное видео по «Шри Видья Тантре», в которое сегодня начала вникать и за всё, всё, всё…большое спасибо!
Что-то вчера включилось, а сегодня села за некогда оставленные книги по джйотишу.
Не скажу, что это самое главное для меня, скорее- переправа, преодоление. И главное,  возможность становиться мудрее вместе с моими кверентами.
Кажется, начинаю понимать про молчание, о котором говорила  мне Дурганатх, цитируя ваши слова.  И Вам спасибо, Дурганатх.:)
Ответов, больше чем вопросов, если начать слушать.
Мне очень трудно не проявить сейчас своих чувств к Вам Учитель, и всем истинным натхам с моей то Луной.:)
Спасибо Вам большое!:)
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Ocean от Апрель 03, 2015, 14:33:45
Намасте, Татьяна!
 ...есть над чем работать, - сказал Меркурий.  :115:
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: रा Tatyana от Апрель 04, 2015, 06:21:44
Адеш.
Намасте, Океан.-:) Без вариантов.
Если бы события развивались иначе,
 меньше понимала бы, как себя проявляет и чему    учит Богиня-Мать  в своих проявлениях.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: रा Tatyana от Апрель 04, 2015, 07:16:29


О Могучерукий, постигнув то, что над разумом, взяв под контроль низшее я высшим Я, порази труднопобедимого врага в образе вожделения. (3.43.)

Гуру джи ко Адеш.:)
Учитель, говоря иными словами, когда уничтожится  вождение, должна остаться Любовь, она и есть Свет?  Но только это больше относится к внутреннему состоянию? Я верно поняла суть, которую  помогает  развить в себе Богиня Багаламукхи?
А что такое любовь? это вообще, тема о которой написано... много, а на деле...-:(.
Это всё, что включает в себя Богиня во всех проявлениях?
Спасибо.:) :05:
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: रा Tatyana от Апрель 04, 2015, 08:02:11
Опять вопросов куча. Учитель, пожалуйста, если ответы на них займут много Вашего времени, не нужно отвечать на них. Я с пониманием подожду более благоприятного  момента.
мои поклоны Вам, искренне.:)
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: लोटा बाबा от Апрель 04, 2015, 16:54:17
А что такое любовь?

Если в среднем, то она занимает около часа. :05:
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: रा Tatyana от Апрель 05, 2015, 14:55:55

Если в среднем, то она занимает около часа. :05:
:17:)))
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Maks108 от Апрель 05, 2015, 20:36:23
Джая Йоги Матсьендранатх.
Джая Шива Горакшанатх.

Гуру джи, Вы говорили о там, что при почитании Багаламукхи необходимо также почитать и Шиву, читая Махамритьюнджая-мантру. Необходимо ли это делать, если я делаю джапу мантры Горакшанатха? И если да, то какой вариант Махамритьюнджая-мантры предпочтительнее, сокращённый или классический?
И как понять, какому божеству уделять больше времени, или, может быть, лучше мне пойти куда-нибудь на более другой форум и заняться почитанием, например, Кришны и не задавать здесь глупых вопросов?  :05:
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Ocean от Апрель 06, 2015, 14:19:08
Джая Йоги Матсьендранатх.
Джая Шива Горакшанатх.

И как понять, какому божеству уделять больше времени, или, может быть, лучше мне пойти куда-нибудь на более другой форум и заняться почитанием, например, Кришны и не задавать здесь глупых вопросов?  :05:
Я долго медитировал на вопрос))
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Апрель 06, 2015, 15:22:50
Maks108, вы знаете, конечно, можно на другой форум, я настолько отрешен от людей, что иногда самому от себя страшно. Отрешение даже от ситуации отсутствия или присутствия страхов, так, что даже имею бесстыдство это заявить публично, не краснея (если когда и краснею, то только от солнечного загара).  :05:

Однако выскажу свое понимание Горакшанатха, Мритьюнджаи и Кришны (раз уж он упомянут). Горакшанатх – это особое Божество, в отличие от таких Божеств, как Багаламукхи и др., которые ярко выраженные тантрические. В тантрических очень важно почитать Ямалу (обоих Деват, Шакти и Шактимана), однако Горашанатх, так же как и Хануман, один из Ашта-чиран дживи (восьми долгожителей), вернее, Горакшанатх не в том списке, но тоже бессмертный. Как и Хануман, Горакшанатх один, и он брахмачари, однако даже Хануман был потом каула-садхакой, он почитал Гухья-Кали. Аналогично и с Горакшанатхом: хотя он был брахмачари, он также известен и как тантрик. Многие натхи в Индии не особо любят тантру, потому что в Индии она получила ореол некоего магизма, и натховская йога – это путь напрямую в трансцендентное. Но Горакшанатх настолько запределен, что очень мало кто может его воспринимать и полноценно использовать его силу, хотя я вот уже много лет замечаю, что без него какая-либо чистота сложна. Я так понимаю, если чистота подлинная, то для садхаки нет никаких противоречий. Противоречия у неофитов, тех, кто не доучился и т.д. Одним словом, Горакшанатх – это вся брахманда (вселенная), потому вся Шакти внутри него самого. Насколько я знаю, в Натха-сампрадае существует почитание Йога Майи, у них для этого существует особое посвящение, называемое Шанкадхал или Упадеши-дикша. Но немалый процент натхов просто почитают одного Горакшанатха без мантр Баласундари, считая, что Горакшанатха одного им вполне хватает для целей йоги. Я же считаю, что большинство западных людей, в связи с их социумом, неспособны быть садху, они и в Индии-то в большинстве своем таковые только внешне. Поэтому я учу методам тантры, позволяющим постепенно подойти к неподдельному отречению от сансарных омрачений. Есть, конечно, те, кто могут стать настоящими отрешенными садху сразу, уехать в Индию навсегда, жить там и практиковать, но это единицы, так же как и на Западе это возможно, но сложнее, социум тяжеловат.

Что касается Мритьюнджаи, лучше начинать с короткой, так будет проще начитывать. Мантры, данные Шивой Шукрачарье, типа этой

 ॐ हौं जूं सः ॐ भूर्भुवः स्वः ॐ त्र्यम्ब कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम्  उर्वारुकमिव बन्ध नान्  मृत्योтर्मुक्षीय मामृतात्ॐ स्वः भुवः भूः ॐ सः जूं हौं ॐ !!

oṁ hauṁ jūṁ saḥ'om bhūrbhuvaḥ svaḥ'om tryambakaṁ yajāmahē sugandhiṁ puṣṭivardhanam urvārukamiva bandhanān mr̥tyōrmukṣīya māmr̥tāt'om svaḥ bhuvaḥ bhūḥ'om saḥ jūṁ hauṁ oṁ!!
 
или более длинные, начитывать непросто, хотя они и сильнее.

Что касается Кришны, для меня он не ограничен тем образом, как его видят в ИСККОН, для меня он – тантрическое Божество, связанное со Шри и Кали Кулой. В Панчаратра-агамах, так же как и в шиваизме, и шактизме, есть соотношение четырех Матрик (Шакти в виде градаций звука, таких как пара, пашьянти, мадхьяма, вайкхари) с четырьмя Вьюхами Вишну: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анирудха. Также они соотносятся с разными категориями сознания: турья, сушупти, свапна, джагарат. Это позволяет делать свою практику более йогической и углубленной. Например, в бодрствовании я осознаю Бога во внешнем восприятии, в сновидении – в викальпах, в сушупти я больше погружен в субъективное, там происходит растворение мыслей, в турье субъективизм переходит в осознание своего высшего Я (Атман). Хотя я подозреваю, что при нормальном ученичестве, если бы Гуру был более ответственный за ученика и предельно честен, мы могли бы и у гаудиев найти много по ценности равных методов, что есть и в тантре. Но в основном то, что я там видел, – просто корпорация, от которой постоянно фонит неискренностью. Может, это просто на уровне быта и социума они такие, а в сущности учение тоже глубокое и ценное. В таких случаях я принимаю сампрадаю только с ее сущностной стороны и на уровне отдельных личностей, которых я уважаю, в первую очередь, как достойных людей и хороших практиков (что, на самом деле, нераздельно), а к корпоративной стороне я безразличен. Это мое личное отношение к данной ситуации, если в общих чертах. Достойных людей я там видел и знаю, но их, как и везде, не много.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Maks108 от Апрель 12, 2015, 23:41:49

Благодарю Вас, Гуру джи.


Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Maks108 от Май 16, 2015, 17:32:46
Джайя Йоги Матсьендранатх.
Джайя Шива Горакшанатх.

Что касается Мритьюнджаи, лучше начинать с короткой, так будет проще начитывать. Мантры, данные Шивой Шукрачарье, типа этой

 ॐ हौं जूं सः ॐ भूर्भुवः स्वः ॐ त्र्यम्ब कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम्  उर्वारुकमिव बन्ध नान्  मृत्योтर्मुक्षीय मामृतात्ॐ स्वः भुवः भूः ॐ सः जूं हौं ॐ !!

oṁ hauṁ jūṁ saḥ'om bhūrbhuvaḥ svaḥ'om tryambakaṁ yajāmahē sugandhiṁ puṣṭivardhanam urvārukamiva bandhanān mr̥tyōrmukṣīya māmr̥tāt'om svaḥ bhuvaḥ bhūḥ'om saḥ jūṁ hauṁ oṁ!!
 
или более длинные, начитывать непросто, хотя они и сильнее.

Благодарю Вас за эту замечательную мантру, однако и при использовании неё я также столкнулся с прежней проблемой. Насколько я понял, она, как и мантра Горакшанатха, активно воздействует на "склад" старых мыслей, эмоций и прочих весёлых вещей, на мой дилетантский взгляд, даже сильнее, чем мантра Горакшанатха. Хотя, если мантру Горакшанатха неискушённый человек начнёт начитывать с недетским энтузиазмом, а потом добавит слегка энергии, то его тоже могут ожидать спецэффекты, наподобие небольшой серии т.н. "кармических возвратов", когда неприятности возникают буквально на ровном месте.  :140:
Однако, в моём локальном асурятнике не всем "магам" по душе такая активность в ауре, в результате, я как и раньше, постоянно получаю астральных звездюлей.  :140: А оно как-то уже слегка поднадоело, да и просто хочется ночью спать спокойно. Можно ли как-нибудь скрыть мою ауру от посторонних глаз, возможно ли это в принципе?

Спасибо.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 17, 2015, 23:27:35
Мантра - это то, что может быть связано с двумя крайними точками, самой тонкой, например, анахата-нада (Шабда Брахман) и массой карма-канды (ритуалов) в виде ньяс, кавач, стотр самых разных, подношений (тоже разных) и т.д. Между этим всем есть то, что мы воспринимаем как мантру. Коммерсанты, издающие книги по мантрам и даже читающие лекции, научили многих воспринимать это как что-то отдельное. Я думаю, разрешения проблем с "кармическими активациями", "слабой аурой" и т.д., не обязательно добиваться поиском чего-то "нового", "необычного", достаточно заняться изучением всего того, что я перечислил. Хотя, буду честен с вами, это означает преданность Гуру, огромное самопожертвование, служение и обучение, без этого никто ничему серьезному учить точно не станет. Конечно, я понимаю, многие обещают легких чудес, и что каждый в мире "замечательный", "в каждом искра божья" и прочее, люди часто это говорят, как в том анекдоте: "У тебя голова не квадратная, не расстраивайся".
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Maks108 от Май 18, 2015, 23:43:24
Благодарю Вас, Шри Гуру джи. Я замечаю в последние месяцы, что практика мантр приносит постепенно положительные результаты. И, пожалуйста, простите меня, что я иногда порой делаю что-то неправильно.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 20, 2015, 22:48:27
И, пожалуйста, простите меня, что я иногда порой делаю что-то неправильно.

Но мне не за что прощать :05:, правильно же можно делать, только получив в реальном пространстве передачу, также многочисленные к этому наставления. А форум - это слишком открытое пространство, здесь я могу только общие дать ориентиры.

Мантры - очень глубокая практика, она может дать большие результаты, но и требует серьезной отдачи в виде исследования, дисциплины и т.д.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Jevgen от Май 23, 2015, 13:07:09
Добрый день, Гуруджи!
1.  В другой ветке форума Вы писали:
Цитировать
Багаламукхи называют Питамбара (облаченная в желтое), т.е. это Богиня, находящаяся в таттве земли, земля является элементом, внутри которого содержатся все остальные четыре, а также она связана с Кундалини-шакти в муладхара-чакре, и земля также сакрально соответствует силе стамбханы.
А вот цитата из доступной в Сети  книги Д. Фроули «Тантрическая йога и Мудрость Богинь»
Цитировать
Багала, как и Чхиннамаста, непосредственно ассоциируется с аджна чакрой… Багала, однако, связана и с сердечным центром как с первой обителью праны. Когда все жизненные силы привлекаются к сердцу, наступает умиротворение, достигаются полный контроль над чувствами и равновесие ума.
Насчет привязки того или иного цвета к чакрам есть определенные разночтения.  Но чаще всего Муладхару связывают с красным цветом (вот одна из многочисленных ссылок: http://praktikdelosvet.ru/aura-chakry-tcvet/chakry/1-chakra-muladkhara-kornevaya (http://praktikdelosvet.ru/aura-chakry-tcvet/chakry/1-chakra-muladkhara-kornevaya)), который стоит первым в спектре. А вот желтый - третий в спектре – соответственно с Манипурой. За желтым идет зеленый – сфера Анахаты.

Т. е. получается, что Питамбару (облаченную в желтое) все же не стоит сопоставлять с нижними чакрами и земной стихией.

Мне представляется данного вида остановка-онемение (внутри или снаружи) – stambha прежде всего как процесс на ментальном уровне (что-то вроде заговора), весьма опосредованно связанный с базальными влечениями типа секс, еда, безопасность (т. е., уровень нижних чакр, Бхайрави…).
К слову, Фроули, группируя 10 Махавидий,   Богини Бхайрави и Багаламукхи ставит вместе, так как они обе связаны с Энергией. Бхайрави  символизирует движение ее, а Багаламукхи – покой.

2. Есть, как известно, две короткие мантры Багаламукхи: hlīm и hlrīm
Казалось бы, что hlīm – это более мягкий (без  огненной r)   вариант, с которого начинается садхана. Так, например, Shri Yogeshwaranand Ji (www.baglamukhi.info)  приводит последовательность мантр Багаламукхи, где, действительно, сперва идет hlīm.
Потом приводится мантра из 4 акшар (om ām hlrīm krom), 8 акшар (om ām hlrīm krom hum phat svāhā). Но вот, когда наступает черед самой известной мантры из 36 акшар, то в ней снова дважды фигурирует hlīm (правда, в конце замечается, что и вариант с hlrīm возможен). Следом идет мантра уже на 127 слогов, в которой пять раз содержится только hlīm.
Какое может быть этому объяснение? Апробированный алгоритм данной школы, подробности которого, разумеется, не разглашаются…
 С уважением, Евгений.

 
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 23, 2015, 18:33:32
Евгений, по поводу трактовок Д. Фроули, возможно, он хороший специалист по джьотишу, его курсы хороши в целом, но там мало практических материалов. Он также хороший исследователь Аюрведы. Я понимаю, что все эти вещи переплетаются и с тантрой, и с йогой, и со многим другим, но все же глубокое изучение тантры и получение от нее реальных результатов – это уже совсем другой подход. Не думаю, что в области тантры Фроули так же далеко ушел, как, например, в Аюрведе. Хотя есть слухи, что он посвящен у кого-то в Шривидье. Но у кого и во что в ней, я не в курсе. Могу только судить по тому, что он об этом говорит. Но говорит в общем, и для серьезной практики это несколько слабоватый материал.

Относительно Багаламукхи – действительно, если заниматься ее почитанием, то там система инициаций может идти по той схеме, что у Йогешварананды. У него пять мантр, каждая – как отдельная дикша. Мне же мой Гуру давал похожую схему, но у него она из шести мантр. Принцип такой же, как и в Шривидье: сначала мантра на меньшее количество акшар, потом идет по нарастающей, т.е. от Балы, Панчадаша, Шодаши, Махашодаши и т.д. Однако между лагху-шодаши (16-слоговой) и маха-шодаши (28 слогов) могут быть какие-то еще мантры – на 17 слогов, на 18 и масса других. Это все зависит от того, как вам Гуру подберет, чтобы это работало идеально именно для вас. Точно такая же схема у Багаламукхи, Дакшинакали и др. Есть довольно мощные божества, и данные таттвы, чтобы на них настроиться, перестроить свою психофизическую систему под них, нужна постепенность, плавность перехода. Но в этом деле не стоит спешить, гоняться за количеством дикш (иначе индусы ради денег вам напередают 100 дикш), это должно делаться для полноценного вхождения в таттву Деваты. Очень важно, чтобы, начиная с самых первых мантр, был заложен хороший фундамент для дальнейших абхишек и практик. Соответственно, у людей разные есть способности взаимодействия с каким-то определенным Божеством, кто-то может вообще сразу все воспринимать. Бывают случаи, когда кто-то сразу может тянуть на получение пурнабхишеки, а кому-то данное Божество дается сложнее. Багаламукхи по-своему жесткое Божество, поэтому некоторым ее мантры надо смягчать, делая сампуты из специальных смягчающих бидж.

Багаламукхи, если в общем, обладает парализующей силой. В «Санкхьяяна-тантре» дается много ее мантр, более длинных, чем мула-мантра на 36 акшар. Есть, например, пять ее мантр (панча-брахмастра), которые, согласно текстам, дают возможность парализовывать не только одного врага, но и целые вражеские общества. Там даже говорится, что разные силы природы, влияния космических сил, грах, раши и др., и даже многих известных Деват. Но, правда, в той же «Санкхьяяна-тантре» говорится, что начитывать каждую из таких мантр по всем правилам пурашчараны надо огромное количество лакхов (1 лакх – это 100 тыс.). В принципе, это получается довольно большая тапасья, думаю, что мало у кого есть столько времени и инициативы.

Недавно вот меня попросили сделать яджну для мира в Украине. :05: Мне такие просьбы всегда кажутся забавными, это все равно что, допустим, яджна на парализацию крупных госструктур :016:. Надо же учитывать еще и то, что на многое происходящее есть очень большие причины, а иногда воля свыше. Нельзя так просто вмешиваться в сложные явления, особенно без их малейшего понимания. Иначе, знаете, мало ли кто желает смерти Обаме, мировым банкирам, уже взяли бы и заказали у любого тантрика ритуалы на них – и дело в шляпе. Это, кстати, хороший пример того, что все эти энергии Деват – не для тупых технарей, а для людей, которые не склонны злоупотреблять этой силой. Она, в первую очередь, должна развивать нашу нейтральность видения, его чистоту. Хотя в целом, как говорят буддисты, мы должны миру желать блага, но беспристрастно, это нужно хотя бы для нашей собственной чистоты, так как это все вернется к нам же. И если мотивация у нас уместная, то, возможно, в некоторых случаях мы можем повлиять и на какие-то процессы вовне, и даже довольно большие (нет ничего невозможного). В любом случае мы должны помогать обществу в меру своих сил и мудрости. 

Далее. Если мы говорим о мотивации, то стоит обратить внимание на те эффекты, которые дает садхана Багаламукхи, ее углубленное почитание. Действительно, она, в конечном счете, как сила остановки, помогает успокоить прану, которая особо связана с сердечным центром. От праны зависит многое, в первую очередь наша жизненная активность и восприятие (на уровне чувств и ума). Через прана-ниродхану вы можете реализовать и состояние йоги, которое Патанджали определял как "читта-вритти-ниродха". Из многих йогических текстов мы знаем, что сознание и прана полностью взаимозависимы. Если человек теряет прану, то он, как правило, теряет и сознание. Есть ли тут какая-то связь с Чхиннамастой? Конечно. Если вам когда-нибудь доведется посетить Камакхья-питх, очень рекомендую, для большего понимания и чувствования (если так можно выразиться), не только главного храма Камакхьи, но и питхов каждой Махавидьи. Почти все они там представлены в виде пещерок, углублений под землей, куда надо спускаться по ступенькам, правда, несколько отличается храм Багаламукхи, хотя там тоже есть особая связь с землей, так как храм фактически на скале и подземная влага исходит из земли.

Питх Чхиннамасты необычен тем, что там более прямой, глубокий и крутой спуск, и в целом такое ощущение, как будто вы погружаетесь в темноту. Мы испытываем похожие состояния, например, в глубоком сне, когда наступает некий провал в бессознательное, в момент смерти, и также когда ребенок находится в утробе. Заходя в это природное образование, мы возвращаемся к своему естеству, к природности, к тому, что в нас действительно врожденно, через процесс отсекания всего второстепенного.

 У меня подобные состояния, помимо практики йоги, появлялись во многих святых местах, например, одно из таких ярких мест – Кайлаш в Тибете. Мы туда прибыли, как раз когда была Гуру-пурнима, это место, где смерть очень спокойно к тебе подходит, ненавязчиво, но в такие моменты это очень похоже на то, как говорил Горакшанатх в «Горакх-бани»: "Смерть сладка", – ты понимаешь, что количество страданий в нормальной жизни такое, что это состояние на Кайлаше кажется чем-то не просто хорошим, а очень возвышенным. Тогда, в Гуру-пурниму, я подумал: "Вот это символ настоящей Гуру-таттвы, с самого первого даршана, никаких подыгрываний твоим слабостям (только б нес деньги). Мы заплатили деньги, конечно, чтобы приехать к нему, но ему все равно, заплатил ты деньги или нет. Хочешь без денег попасть? Тоже можешь рискнуть.

 Питх Чхиннамасты очень напоминает сушумну, этот неширокий и довольно длинный проход вниз и вверх. В сушумне происходит смерть жизни, не обязательно физической, а праны и разных аспектов нашего сознания, таких как ахамкара. Можно, конечно, это объяснить немного иначе – как смерть в виде трансформации. Во многих западных мистериях, проходя наиболее существенные инициации, адепт проходит через процессы, напоминающие смерть с последующим возрождением в новом качестве. Например, история про царя Соломона и его слугу, который руководил строительством храма, где проходили мистерии. Его убили завистники, потому что он отказался раскрывать таинства, связанные с данным храмом. Эта история очень напоминает культ Озириса, даже историю Иисуса из Евангелия, о его смерти и воскрешении. Все это в мистических традициях Запада очень значимые элементы. В ритуалах, проходя посвящения, вы умираете, чтобы возродиться к свету свободы и знания. То же самое вы увидите и в символе Чхиннамасты: прана растворяется (умирает) в центральном канале, в данном образе она соответствует потоку крови, который Чхиннамаста пьет своей же отрубленной головой.

Багаламукхи указывает на те же процессы, только через несколько иные образы. Она своей дубинкой парализует демона, этот демон, на самом деле, – наши бесконтрольные прана и ум, и, делая садхану Багаламукхи, мы убиваем этого демона. Двурукая форма Багаламукхи кому-то покажется свирепой, она – символ южной амнаи, которая как раз связана с южной стороной, предназначенной для устранения враждебных нам сил. Когда мы побеждаем своих внутренних врагов через садхану южной амнаи, Багаламукхи для нас обретает новый вид. Прана по сушумне восходит к сахасрара-чакре, и тогда Багаламукхи обретает прекрасную четырехрукую форму. Тогда мы обретаем даршан Багаламукхи в форме Трипурасундари, из Угра-рупы она становится прекрасной "саумья", это – Богини красоты, просветления, освобождения.

Трипурасундари – это Богиня верхней амнаи, которая связана с Брахма-видьей, с реализацией мокши. Так, Багаламукхи способна привести садхака к реализации самадхи. В общем, Багаламукхи связана со Шри Кулой (Шривидьей), в ней та же Гуру-крама, что и в Шривидье, то же почитание Гуру, категории дивья, сиддха и мавана угха.

Относительно цветов. В целом, образ Багаламукхи связан с желтым цветом, это цвет солнца. Считается, что желтый цвет связан с саттвой, красный – с раджасом, а синий – с тамасом, их комбинация порождает другие шесть цветов, и дальше бесконечное количество гун. Хотя, конечно, Багаламукхи над гунами, как и, допустим, Кали, Тара, Матанги и др. Мы не можем сказать, что они темного цвета (нила, шьяма, кали и др.), и что это только тамас, но в целом они часто проявляются в темных ипостасях. Неплохо о Багаламукхи написал Шьямакант Двиведи, от которого я также много ценного почерпнул из его личных наставлений. Среди прочих бесценных книг он написал одну, посвященную именно Багаламукхи, где он говорит, что Багаламукхи в целом – источник света, подобно сиянию Брахмана, который проявляется в виде разных цветов. В этом смысле, Багаламукхи проявляет из себя всех Махавидий, так же как формы Кали: Ракта Кали (Трипурасундари или Кали красного цвета, так же как форма Раджараджешвари), Нила Кали (Тара), Пита Кали (Питамбара или собственно Багаламукхи), Шьяма Кали (Матанги) и др. Он также приводит многочисленные ссылки из Вед, с конкретным указанием на термин "валга" и также на те части, где Багаламукхи можно связать с разными формами Брахмана. Он, например, пишет, что она проявляется как сила Хираньягарбха́  हिरण्यगर्भ (hiraṇyagarbha), Золотой Зародыш («Риг Веда», мандала 10, гимн 121).
 
येन दयौरुग्रा पर्थिवी च दर्ळ्हा येन सव सतभितं येननाकः ।
यो अन्तरिक्षे रजसो विमानः कस्मै देवायहविषा विधेम ॥
yena dyaur ugrâ prthivî ca drlhâ yena sva stabhitam yena nâkah |
yo antarikshe rajaso vimânah kasmai devâya havishâ vidhema ||

Кем грозно небо, кем тверда земля,
Кем установлено солнце, кем - небосвод,
Кто в воздухе измеряет пространство -
Какого бога мы почтим жертвенным возлиянием?


Относительно бидж hlīm и hlrīm он говорит, что первая биджа реализует турью, а вторая - турьятиту. Многие не понимают отличия. Во-первых, все пять уровней сознания постепенно смещают акцент осознания от объекта к субъекту, т.е. больше и больше к реализации йоги. В джагаран мы больше погружены в то, что воспринимаем чувствами, в свапне – в то, что в нашем сознании, в сушупти мы погружаемся в свое естество, отстраняясь даже от форм в сознании. В турье, согласно тантре, мы познаем себя как субъект уже через отражение своей высшей природы вовне – это уровень Вимарши или Шакти, а турьятита – это чистая сила сознания субъекта, как Шивы, Чит-шакти. Если вы посмотрите звуки этих бидж, то вы увидите звук 'ла', связанный с элементом земли, далее 'ха' – элемент акаши (небо), потом 'и' – это очень важный символ в Шривидье, а именно Кама-кала, символ Шакти, далее, бинду – символ творения. В бидже hlīm мы видим акцент на Шакти, слияние двух полюсов – земли и неба, а в бидже hlrīm добавляется ра-кара – звук 'ра', который символизирует элемент огня. Огонь – это то, что связывает небо с землей, однако он всегда стремится в самый верх. Турьятита – это самый верх, это Парамашива, но также и субъект без каких-либо отождествлений.

Символику каждого элемента можно долго разбирать, к сожалению, у меня сейчас мало времени, но я думаю, мы еще больше разовьем эту тему.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Jevgen от Май 25, 2015, 09:13:11
Здравствуйте, Гуруджи!
Благодарю за внимание  и, конечно, подробные разъяснения!

1. Пользуясь случаем, хотелось бы лучше уяснить такую больше общего плана проблему. Хорошо известно, что начинать практику  Божества надо с коротких мантр-бидж, переходя ко все более длинным мантрам, в которых наряду с указанием полных имен Божества уже содержится описание конкретных действий (пожелания здоровья, мира, устранение препятствий на духовном пути и пр.).  Считается, что длинные мантры сильнее воздействуют на психофизику садхака, чем короткие, поэтому  всячески и поощряется этапность практики.
Однако, трудно полностью согласится с этим.

Садхак, который далек от реального контакта (а тем более управления) пятью стихиями-таттвами, в принципе не способен уловить (через телесные ощущения, визуальные картинки и пр. органы восприятия) разницу в воздействии на себя, скажем, между теми же hlrīm и hlīm. А вот если он четко понимает (разжевал для себя) все содержание той или иной длинной мантры, то имея на этой основе четкое эмоционально окрашенное намерение, получит и соответствующий результат. Потом уже, так сказать натренировавшись, придет умение (сиддхи) обходиться в считанные секунды с предельно свернутыми мантрами. Причем в какой-то ситуации будет употребляться hlrīm, а в другой – только  hlīm.

Хотя, конечно, все это можно рассмотреть под таким углом: неосознаваемая, не вписывающаяся в обыденные рамки  сакральная сила бидж-манр рассчищает в уме дорогу, делает возможным эффективное употребление  дальнейщих мантр.

2. Еще один момент. Самая известная мантра Багаламукхи из 36 акшар (om hlrīṁ bagalāmukhi  sarvaduṣṭānāṁ  vācāṁ mukhaṁ padaṁ staṁbhaya jihvāṁ kīlaya buddhiṁ vināśaya hlrīṁ om svāhā) подается с разными акцентами:

- скажем так, с жесткой ориентацией, со стремлением к дословному переводу мантры. У Д. Фроули, например, это так звучит: «О Багаламукхи, парализуй язык у того, кто наводит порчу на людей, и отними у них разум».
Сделал последовательный перевод всех слов  мантры: sarva –весь, целый, каждый, duṣṭā – скверный, злой, vācāna – речь, mukha – рот, лицо, pad – cлово, staṁbha – онемение, jihvā – язык, kīla – клин, buddhi – ум, разум, vināś – погибнуть.

- умеренный вариант, содержащий призыв к контролю за своей речью, телом и умом. 
В последнем, умеренном варианте, полагаю, получается  некое раздвоение. Так ли это?

На санскрите, фактически подразумевается одно, мы же вкладываем уже свое понимание текста, несколько иную направленность. Сторонники делать «ставку» на силу намерения, конечно, ратуют за то, что всему голова намерение. Тогда вообще пропадает смыл в каких-либо формулировках, тем более на иностранном языке. Другая, известная точка зрения  - главное, сами звуки мантры, точность их воспроизведения. Существует крылая фраза: «Мантры – это 100 %  (абсолютная) звуковая форма Божества», - и почему бы тогда не стремится к такой форме через начитку мантр? И в этом случае, получается, не слишком заботятся о смыслом содержании текста мантры.

Схожая ситуация с практикой дхъян. Одни считают, что надо непременно произносить их на санскрите, не слишком заботясь о переводе текста (тем более, часто он опускается, а сделать самому это не так-то просто). Другие, наоборот, убеждены, что иностранные слова только мешают созерцанию Божества. Главное тут не пересказ для себя той или иной взятой из Интернета картинки, устанавливаемой перед собой, а способность создать, как говорят, на своем внутреннем экране эту самую во всех деталях картинку (а этому никак не способствуют словесные описания).  В других терминах подчеркивается, что только (!) через визуализацию включается правое образное полушарие, без активности которого трудно рассчитывать на ощутимые результаты.

3. Haridra – cамая близкая к Багаламукхе форма Ганапати (соотвественно, надо полагать, и земной аспект  staṁbha – онемения тут полнее выражен).
По моему, наиболее ясно и точно разбираются все аспекты мантры Haridra Ganapati в следующей ссылке:  http://www.astropeep.com/hindu-practices/haridra-ganapathiganeshji-miracles-and-origin-of-32-forms-of-ganapathy/ (http://www.astropeep.com/hindu-practices/haridra-ganapathiganeshji-miracles-and-origin-of-32-forms-of-ganapathy/)

Понравилось как подается там механизм воздействия мантры. Примерный перевод такой:  когда некий человек пытается причинить вам вред, то остановить его можно, если медитировать на цвета куркумы форму Ганеши (т. е. Haridra) вместе  с декламацией  Haridra мантры. Переданная энергия остановит человека от причинения вам вреда.
Т. е. и тут призывают не обходиться одной начиткой мантры.
Тем не менее, увы, у многих (в том числе и у меня) визуализация отнюдь не сильное место. Множество есть указаний как практически развивать ее, но, порою, советуют действовать в ином ключе: не ставить задачу непременно воссоздать образ, а лучше уловить иные ощущения, например, где-то в теле (чувство тяжести,  тепло или похолодание и пр.), что указывает, говоря просто, что  «что-то, да происходит».  В какой-то степени через ньясы этот подход и реализуется.

А, действительно, стоит ли так заморачиваться с визуализацией?

Не могу не вспомнить практику, когда требовалось представить в деталях перед собой не только самого бодхисаттву Ваджрасаттва, но и всю, написанную тибетскими буквами его 100-слоговую мантру, вращающуюся вокруг него. И это метод из разряда начальных, очищающих!
С уважением, Евгений.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 25, 2015, 17:36:33
Здравствуйте, Евгений!

Вы затронули много важных тем, часть из которых обсуждается только тет-а-тет с учеником, а не публично. Однако надеюсь чуть позже все равно ответить по всем пунктам. Сейчас просто у меня не большой запас времени.
По поводу вот этой части:

На санскрите, фактически подразумевается одно, мы же вкладываем уже свое понимание текста, несколько иную направленность. Сторонники делать «ставку» на силу намерения, конечно, ратуют за то, что всему голова намерение. Тогда вообще пропадает смыл в каких-либо формулировках, тем более на иностранном языке. Другая, известная точка зрения  - главное, сами звуки мантры, точность их воспроизведения. Существует крылая фраза: «Мантры – это 100 %  (абсолютная) звуковая форма Божества», - и почему бы тогда не стремится к такой форме через начитку мантр? И в этом случае, получается, не слишком заботятся о смыслом содержании текста мантры.

Схожая ситуация с практикой дхъян. Одни считают, что надо непременно произносить их на санскрите, не слишком заботясь о переводе текста (тем более, часто он опускается, а сделать самому это не так-то просто). Другие, наоборот, убеждены, что иностранные слова только мешают созерцанию Божества. Главное тут не пересказ для себя той или иной взятой из Интернета картинки, устанавливаемой перед собой, а способность создать, как говорят, на своем внутреннем экране эту самую во всех деталях картинку (а этому никак не способствуют словесные описания).  В других терминах подчеркивается, что только (!) через визуализацию включается правое образное полушарие, без активности которого трудно рассчитывать на ощутимые результаты.

Я думаю, самое лучшее, если я приведу вам цитату из «Виджняна-бхайрава-тантры», которую мы недавно преподавали с моим коллегой и другом Джоном Дюпушем. Наверное, она будет очень кстати к тем размышлениям, которые вас посетили. 

Vijñānabhairava-tantra 145      Созерцание - рецитация

bhūyo bhūyaḥ pare bhāve bhāvanā bhāvyate hi yā |
japaḥ so 'tra svayaṃ nādo mantrātmā japya īdṛśaḥ || 145 ||

Акт созерцания, в то время пока он постепенно подводится к высшему уровню, является "рецитацией". Звук возникает там стихийно, звук, который является сущностью мантры. Такова рецитация, которую надлежит выполнить.

Здесь говорится о том, что сам непрерывный процесс созерцания (bhāvanā) можно рассматривать как джапу. Также вовлеченность в спонтанную пульсацию энергии, вызванную таким сосредоточением – то, что у натхов, например, называют наданусандхана (погружение в процесс распознавания нады), – это также можно рассматривать как джапу. Фактически это указание на три уровня тантрической практики, которые вы можете встретить у ваджраянцев: созерцание – для вовлечения ума, рецитация мантры – очищение речи, и разные мудры – для тела. В индуистской тантре это три уровня практики, которые соответствуют погружению в реальность Деваты: стхула (физический образ, например мурти), сукшма (сама мантра как звук) и пара (высший уровень, когда вы используете созерцательную технику). Но дело еще в том, что как и у нас физическое, тонкое и причинное тела (стхула, сукшма, карана) неразрывно взаимозависимы, так же тела и уровни Деваты связаны; соответственно, деление на разные уровни практики хоть и есть, но они условны и часто перетекают одна в другую.

Другой важный принцип, о котором я уже говорил во многих своих лекциях и в некоторых видео, – это упаи, которые есть в Кашмирском Шиваизме и в некоторых других тантрических системах. Им соответствуют принципы: кальпа – ритуал или любая внешняя практика; викальпа – имеется в виду чистый архетипический образ, известный как "шуддха-викальпа"; и нирвикальпа – то, что над любой сознательной конструкцией, что условно может быть названо пустотой.

Мы с Джоном решили, что эти три принципа – самые ясные и идеальные для понимания работы трех упай, их взаимосвязей. Я думаю, понимая это, вы поймете, почему в России и вообще на Западе многие любители тантры, особенно каулы, вамачары, агхоры и т.п., погружаются в омрачения еще большие, чем простые люди. Потому что нирвикальпа – это уровень, на котором отсекаются пустотностью все внутренние индульгирования в виде желаний, потакания своим грязным мотивациям. Тогда ваши мысли отображают эту пустотность и чистоту из уровня шамбхавы в шакту, а после это проявляется в виде отражения чистоты и мысли с "духовным значением" уже в самом ритуале или стандартном повторении мантры. Человек может выучить обряд, санскрит, может пыжиться, созерцая себя Бхайравой, но если его мотивации, как у гнилого ничтожества, вертлявого ушляка, то все это будет соответствовать именно уровню мотиваций, сползет и на ум, и на речь, и на внешний ритуал. По той же причине какой-нибудь мусульманин или кришнаит может больше излучать света и силы, чем какой-нибудь вертлявый ученый хмырь с сушеным умом. Ведь ни для кого не секрет, что деление упай очень условное, фактически пратьябхиджня подразумевает спонтанное осознание своей высшей природы через сдачу себя в руки Сад Гуру и, тем самым, через его милость – ануграху, или шактипат – очищение, в котором такой опыт и раскрывается. Есть даже немало концепций о том, что вообще никакие практики внешние там или не нужны, или нужны как вспомогательные элементы. Хотя, я думаю, они не просто вспомогательные, но, скорее, формы манифестации твоей чистоты мотивации и мысли. Ведь что такое ритуал? Ритуал в тантре – это то, что отражает разные аспекты Шивы, какие-то метафизические принципы, которые для тантрика и есть форма отражения чего-то чистого и святого. Это я и считаю основным.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 25, 2015, 18:00:08
1. Пользуясь случаем, хотелось бы лучше уяснить такую больше общего плана проблему. Хорошо известно, что начинать практику  Божества надо с коротких мантр-бидж, переходя ко все более длинным мантрам, в которых наряду с указанием полных имен Божества уже содержится описание конкретных действий (пожелания здоровья, мира, устранение препятствий на духовном пути и пр.).  Считается, что длинные мантры сильнее воздействуют на психофизику садхака, чем короткие, поэтому  всячески и поощряется этапность практики.
Однако, трудно полностью согласится с этим.

Здесь сложно говорить, что сложнее, зависит от многих факторов. Если это санскритская мантра и она длинная, а человек не владеет фонетикой, то, конечно, "короткие" мантры проще в каком-то смысле. Если шабар-мантры, которые также длинные, индусы говорят, что они проще, потому что этот язык ближе к разговорному. Но, опять же, для кого проще? Для индусов? :05:   

Есть еще другие тонкости, то, что длинный текст лучше "загружает" энергией энергоструктуру практикующего. Есть немало в Индии тантриков, включая и моего Гуру, кто так считает. Здесь есть очень много аргументов: то, что большинство людей погружены в бхогу, разрушительную социальную среду, им сложно воспринимать тонкости, связанные с "утонченными, внутренними, йогическими" тенденциями, они больше в грубой, чувственной среде, потому внешние практики, "массивные", их лучше "накрывают". Есть, конечно, и другие объяснения, в основном они связаны с амнаями, но это информация секретная, ее я выкладывать не буду, опасное это дело.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Jevgen от Май 27, 2015, 08:33:46
Здравствуйте, Гуруджи!
Благодарю за внимание и ответы по темам!
Цитировать
Вы затронули много важных тем, часть из которых обсуждается только тет-а-тет с учеником, а не публично.
Да, конечно,  далеко не все стоит обсуждать в публичном пространстве, да и многие ответы лучше искать самому.
Позволю все же тезисно,  в рамках своих познаний, высказаться (может, кому-то и пригодится) насчет упомянутого созерцания, к которому зачастую сводятся многие духовные пути.
В Тхераваде (когда-то знакомой мне) предлагается сразу приступить к так называемому чистому, без всяких ментальных оценок, наблюдению, что означает «непосредственное созерцание  телесного и психического процесса своей собственной сущности» (Ньянапоника Махатхера).  Т. е. «видимое – должно быть только видимым, слышимое – только слышимым, ощущаемое – только ощущаемым, познаваемое – только познаваемым»  (известное изречение Будды).  При этом, по мере углубления практики,  обретаются прежде всего особые знания, прозрения (главное  - о непостоянстве, изменчивости всего сущего), которые, конечно, не сводятся к избитым словесно-абстрактным представлениям, а, скорее, напоминают опыт с самим собой, способный преобразовать всю природу человека. 
При всей внешней простоте – это предельно жесткий путь, напоминающий дзеновские практики.
Ну а если есть желание ознакомиться с более сложными подходами  (по крайне мере, внешне), то можно, например, обратиться к очень почитаемому в  тибетском буддизме труду  "Арья Нагарджуна о путях и ступенях Гухьясамаджи"  (описание 16 ступеней (бхуми)  выхода на «тончайшие уровни ума»  вплоть до достижения  «Вездесущего света» и «Всеведующей мудрости» и т. д.).
С уважением, Евгений.
Название: Re:Багаламукхи
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 15, 2019, 13:38:38
Адеш, Гуруджи!

Мы с Джоном решили, что эти три принципа – самые ясные и идеальные для понимания работы трех упай, их взаимосвязей. Я думаю, понимая это, вы поймете, почему в России и вообще на Западе многие любители тантры, особенно каулы, вамачары, агхоры и т.п., погружаются в омрачения еще большие, чем простые люди. Потому что нирвикальпа – это уровень, на котором отсекаются пустотностью все внутренние индульгирования в виде желаний, потакания своим грязным мотивациям.

Я недавно обратил внимание, что в Мантра-йога-самхите, дакшиначара стоит выше вамачары, это очень неплохо доказывает, что мы раньше слышали от вас, что эти уровни условны. Что по этой причине, вы не особо выделяли всегда, как многие в России, что вамачара это что-то самое-самое. Как вы и говорили раньше, многие элементы из тантрических систем были взяты натхами. И мне интересно насколько, например, семь ачар связаны с натхами?

И раз тема посвящена Багаламукхи, воспользуюсь этим. Недавно нашел одну книгу на английском, где автор почему-то эту Богиню увязывает с Кашмирским Шиваизмом, но, он мало говорит о каких-то доказательствах и подобных связях. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 15, 2019, 14:28:41
Адеш!

На натхах система ачар отобразилась в форме их трех посвящений, но это условно, потому что натхизм в целом отделен от этого всего. Если вы посмотрите шактийские тексты, иногда помимо трех высших ачар: вама, сидханта и каула – добавляют в сферу сиддхантачары (между вамой и каулой), агхору и йогачару. У натхов вы можете увидеть систему, когда вначале грихастхам передают мантра-дикшу, она для них логична, потому что не требует смены священной нити трех варн (джанеу двидж) на натховское джанеу. И мантра актуальна везде, во всех пяти первых ачарах, от вайдика до вамачары. Неважно кто ты и что практикуешь – ведический путь или его вместе со скрытой вамачарой, там важна практика мантр, но все они ведут к опыту анахата-нады. Реализация погружения в анахату, в принципе, это то, что должно происходить со всеми практикующими, кто стремится реализовать мантры.

Далее, у натхов есть те, кому передают священные нити (натховские джанеу) с "нади" (ритуальным свистком), который символически связан со звуком анахаты. Это можно соотнести условно с такими ачарами, как агхора, вероятно, термины «агхор» и «аугхар» имеют взаимосвязь, и в традиции агхоры у них тоже передают эти джанеу черного цвета. Агхора в наше время – это наиболее радикальная форма тантры, там требуется больше отрешенности и решимости идти по этому пути. Однако в Натха-сампрадае этот уровень натха-сиддхов не считается символом наивысшей реализации, вернее, все эти условные уровни – скорее «маркеры для обозначения тебя в общем индийском социуме».

Когда ты получаешь кундалы, то тем самым социуму показываешь, что ты выбрал не ведический путь, даже не вамачару, с ее хоть и особыми, но все же внешними ритуалами. Даже сиддханта и каула, где ты можешь следовать обрядам или не следовать (опираясь только на внутреннюю суть), не столько важны для тебя. Для даршани важно только внутреннее, и кундалы у него внутри тела, эта форма инициации – символ бинду, как продолжения нады. Даршани должен однозначно исходить из того, что без внутренней чистоты все эти внешние манипуляции каула-, вама- и прочими ачарами только запутывают. Без сущностного опыта, без моральной чистоты, без естества вамачарины могут быть изощренными мракобесами. Хотя, конечно, получение кундал тоже не гарантия чистоты, много же и тех, кто получает эти символы, реально не будучи готовым к этому, и фактически может быть не менее, а иногда и более мирским человеком. Поэтому кундалы – не кундалы, джанеу – не джанеу, я бы посоветовал понимать то, что они сами по себе могут означать, а вот уже кто есть кто, смотреть, исходя из конкретной личности.

Можно вообще не иметь ничего из всего перечисленного и быть сиддха-пурушей, но это, конечно, не к тому, что надо заявлять, что «все даршани – лицемеры». Никто не знает, на самом деле, от чего человек станет омраченным и от чего просветленным.
 
Что касается Багаламукхи, мой Гуруджи мне говорил, что 36 акшар ее мула-мантры – означают 36 таттв у шайвов и многих шакт. Обычно эту мантру практикуют, «проработав» предварительные мантры на меньшее количество акшар. После чего дают пурнабхишеку и данную мула-мантру, где через Багаламукхи садхака осознает себя Шивой – как сущностью всей вселенной и всех таттв.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 16, 2019, 01:02:27
Адеш, Гуруджи!

Спасибо за ответы, очень интересно про связь Багаламукхи и 36 таттв, впервые такое слышу. А можно ли сказать, что шамбхави-пуджа, нади-пуджа имеют одно предназначение? Если я верно понимаю, ее цель в получении Шактипата, в первую очередь, от Гуру или Деват. Я просто думаю, разве есть большая разница, почитаю ли я Гуру поклоном в шамбхави-пудже или свистком, если во втором случае, человек может использовать свисток, но серьезной бхакти не иметь? Или же, все-таки, инструментарий тут действительно актуален?
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 16, 2019, 21:46:19
Адеш!

Хороший вопрос. На самом деле все намного проще, но так как именно простота для большинства наиболее сложна, отсюда и масса проблем. Шамбхави - от Шамбху (Богиня есть Шакти Шивы), а Шамбху - от корня «шам» - умиротворение, счастье, благословение. Обычно Шамбхави-пуджу или нади-пуджу ученик делает Гуру, после того как он сделал другие пуджи утром или садханы и Гуру то же самое. Таким образом, ученик почитает в Гуру присутствие божественного и чистого состояния. И это происходит, на самом деле, когда он сам находится в более-менее чистом состоянии. Иначе, как вы выразились, это все будут формальности. Они, конечно, тоже могут иметь свою пользу, но не такой существенный эффект, как если у ученика есть преданность и открытость. Эта пуджа связана с известной в йоге и тантре шамбхави-мудрой, которая берет свою основу в шамбхавопае и каула-пракрии в тантре. Сейчас многие этого не знают, многое забыто, но есть все-таки какое-то количество редких Гуру, кто это понимает или на уровне знаний и текстов, или же через прямую реализацию.

Нади-пуджа завязана на другую важную практику, известную как наданусандхана (умение воспринимать анахата-наду). Почитается живой человек в виде Гуру по той причине, что, в отличие от каменной мурти, в живом Гуру проще воспринимать живую вибрацию, или пульсацию, анахаты. То, что ты видишь в Гуру, - то же и в себе, и наоборот. Даршани обычно касаются двумя ладонями кундал и, например, стоп Гуру - стопы Гуру, как и кундалы, связаны с каналами луны и солнца. В тантризме, когда передается медха-дикша, садхака становится тантрическим саньяси и совершает практику чарана-видьи, его Кундалини проходит через аджну, гуру-чакру и раскрывает опыт сахасрары. Все эти элементы очень сильно и глубоко связаны с тантрой, и настоящий Гуру должен это знать. Дело в том, что разделять все эти уровни - все равно что отделять наду от бинду или их от осознания шуньи и умиротворения. Вы правы, что сейчас запросто можно поехать и наполучать свистков, чир, чтобы потом гурить ради власти, тщеславия и через это все забросить свою садхану и развитие. Это правда, что полно тех, кто заинтересованы в передаче чиры огромному количеству учеников, при этом не имея знаний или же имея знания поверхностные. У моего Гуру всего один ученик, он не рвется ни на Запад, ни к раздаче дикш, это настоящий садху. К счастью, такие Гуру есть в Индии, но их очень мало.

Надо понимать, зачем все эти шамбхави, нади и прочие короткие пуджи: они нужны для активации сушумны, чакр, Кундалини, раскрытия анахаты. Горакшанатх ведь связан особым образом с пробуждением сушумны, начиная просто от того, что его образ - символ йоги и его имя связано с сушумной. Надо понимать, на что направлены наши символы, атрибутика, обряды, кто такой Гуру и почему важно ему эти пуджи делать.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 16, 2019, 21:57:39
Адеш, Гуруджи!

Спасибо за такой развернутый и содержательный ответ.

Горакшанатх ведь связан особым образом с пробуждением сушумны, начиная просто от того, что его образ - символ йоги и его имя связано с сушумной.

А могли бы вы объяснить, как имя Горакшанатха связано с каналом сушумной?

Заранее спасибо!
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 18, 2019, 17:06:44
Адеш!

А могли бы вы объяснить, как имя Горакшанатха связано с каналом сушумной?

Термин «Горакшанатха» на санскрите или производное от него - «Горакхнатх» на хинди, если переводить буквально, то он не будет нести много смысла. Буквально можно было бы перевести как «Ракша» (защитник), «Го» (коров), хотя если вы встретите в Индии того, кто слышал о Горакшанатхе и связывает его с йогой, скорее всего, «го» он объяснит как чувства. Таким образом, многие переводят как «тот, кто оберегает чувства, управляет чувствами», что часто интерпретируется как практика пратьяхары и т.п. Безусловно, в йоге очень важно управление индриями, перенаправление праны и восприятие внутри себя Атмана. Однако, читая «Нирукту» Яски, а также одну из наиболее интересных работ Шри Ауробиндо «Тайна Веды», я нашел, как мне показалось, еще более глубокий смысл термина «Го». Шри Ауробиндо приводит много ссылок на «Ригведу», где термином «Го», как солнечные лучи, называется Абсолют в целом. В «Нирукте» Яска говорит:

आदित्योऽपि गौरुच्यते |

Солнце также зовется «Го».
 
Далее, в пояснении, есть цитата гимна из «Яджурведы» (18 адхьяя/40), где упоминается сушумна:

सुषुम्णः सूर्यरश्मिश्चन्द्रमा गन्धर्वस्तस्य नक्षत्राण्यप्सरसो भेकुरयो |

Сушумна, чьи лунные лучи подобны солнцу, - это Гандхарва, играющий с накшатрами, которые являются Апсарами.

В других шлоках этого гимна Гандарва - это ветер, а его Апсары - это воды и т.д. Разные элементы разделены на мужские и женские полюса через образы Ганхарвов и Апсар.

Что интересно, Яска лучи сушумны увязывает с «Го», это встречается и в других частях его «Нирукты». Также у Ауробиндо, в его «Тайне Веды», есть много ссылок на «Ригведу», на то, что под коровами можно понимать свет солнца, Атмана и вообще Абсолют. Действительно, если посмотреть в словарях, то «Го» может означать как солнце, так и луну, и свет как таковой. Соответственно, Горакшанатха можно воспринимать как того, кто объединяет (йога) внутри сушумны силу ха (солнце) и тха (луна). Почитание Шивы Горакшанатха пробуждает сушумну, объединяет противоположности, и Горакшанатх - покровитель данного пути.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 19, 2019, 19:38:39
Адеш Гуруджи!

Огромное спасибо, очень интересно, уникальная информация и объяснение.

 suns
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Рави от Сентябрь 22, 2019, 16:51:14
Намасте!
Адеш, многоуважаемый Гуру джи, Матсьендранатх!

Скажите, на чётках из какого материала нужно читать мантру Великой Матери?

Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 22, 2019, 18:55:06
Адеш!

Для Багаламукхи желательно четки из куркумы (халди). В Индии их достать несложно, если знать где, а вот в России, думаю, сложно. Может, есть у кого-то из моих учеников в Москве. Если халди нет, то можете использовать четки из рудракши.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Рави от Сентябрь 22, 2019, 22:08:32
Благодарю Вас, дорогой Учитель!
В Москве нет даже в магазине натхов:)), зато полно на Украине.
Обойдусь пока рудракшей.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 23, 2019, 13:19:32
В России есть, только в отличие от Украины не пришло никому в голову их продавать.))) В свое время я на Украине многим передавал садханы Багаламукхи, даже помимо моих учеников, из других течений, скорее всего, глядя на меня, многие вдохновились Багаламукхи. Помню, в Риге проводил хому Багаламукхи, были ученики Пилота Б, ну и я рад, что им понравилась практика. А сейчас, смотрю, они ее живо подхватили, даже в Индии нашли некоего Пандита Ашокананду, с которым регулярно там хомы Багаламукхи делают. Мое мнение, что такие Божества, как Багаламукхи, Пратьянгира, Джваламукхи, Кали и т.п., очень хороши не только для мирского, но и, в первую очередь, для устранения своих мал, клеш. Если этих Деват не воспринимать таким образом, то могут быть "неприятные сюрпризы" для себя самих. Впрочем, что бы ни происходило, на все воля вселенской Шакти, рано или поздно каждый это поймет и примет.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 26, 2019, 14:38:33
Адеш, Гуруджи!

многие вдохновились Багаламукхи. Помню, в Риге проводил хому Багаламукхи

Они могли бы и сами раньше подобным заняться, вроде как дашанами Шривидьей промышляют. Только по-началу говорили, что они натхи, не понимая, что у самих полно тантры, только вот не ясно на тему йоги, ведь в тантрах же много йоги встречается. А почему многие разделяют Веданту или тантру от йоги? Что вы думаете, Гуруджи, по этому поводу?
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 26, 2019, 15:27:41
В плане пудж я плохих примеров не покажу :05:, вы правы, у них это есть, так что делают вполне то, что и должны бы. На самом деле натхи там ни при чем, да и зачем? Конечно, в Дашанами есть Шривидья, а Багаламукхи - это форма Трипурасундари, так же как ее форма Бхуванешвари, Бхайрави, Матанги и др. Насчет наличия в Тантрах разделов, посвященных йоге, это так же, как в некоторых линиях Веданты: в одних, например, бхакти идет вначале и заканчивается джняной, как у Шанкары, или наоборот, как у Мадхавы. Так и с йогой, она может у кого-то быть приложением, а не верхом Традиции. В линии Нага-садху многие ссылаются на Даттатрею – так же как и агхори, их Кинарам получил от него передачу. Однако для натха, в его главном ориентире, тантра, агхора и прочее могут быть как "подводящие элементы", а йога - на самой верхушке. Но, опять же, это не та "прикладная йога", которой на Западе обучают "офисный планктон", "ботоксных звезд" и т.д., им и их инструкторам натхов точно не понять. Я ничего против офисов не имею, просто когда некоторые их учителя говорят, что Натха-сампрадая деградировала, а не они, то что еще тут добавить к их заявлениям. Недавно слышал от одного из них: "Натха-сампрадая в Индии, в рабочем виде, не сохранилась на должном уровне". "Рабочий вид" - это выражение прямо так надо и оставить, их завод по производству и продаже "йоги" для дам с собачками. Она не просто не осталась, там вообще никогда и нечему было оставаться, потому что она никогда и не было заточена под то, что они ожидают. И, кстати, все эти разговоры про то, что "в Дашанами осталась настоящая йога", тоже говорят о недалекости ума людей. Во-первых, поймите верно, это не камень в огород Дашанами, одни другим рознь. Так же, как и агхори – есть те, кто сидят на гхатах Варанаси в черных одеждах, чтобы выцеплять недалеких умом иностранцев, а есть те, которые в укромном месте, где нет людей, и практикуют шава-, мундасана- и т.п. садханы. Во-вторых, вы никогда на публике их не увидите, им есть чем заняться и с кем общаться помимо такой публики. Точно так же у натхов, натхи - это не кружок, это традиция, такая же, как и христианство, ислам, иудаизм и т.п., только, скорее, их мистические уровни типа каббалы, суфизма и т.п. Дашанами были всегда проповеднической традицией, а натхи крайне мало, и этот фактор сыграл роль такую, что до сих пор их понять мало кто может, особенно из людей другой культуры. Ожидания от них обучения спорту, с формальными элементами индуизма, слава Богу, заканчиваются провалом. Все, кто идут туда за формальностями, рано или поздно потерпят крах, а некоторые его терпят сразу (там мозги в принципе не способны работать в непривычном направлении). Поэтому без изменения мировоззрения ничего не может быть понято, можно только другим втирать, что ты "типа понял". Но ты не обманешь ни Бога, ни природу, ни самого себя в своем подлинном виде.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 26, 2019, 20:23:59
Спасибо за интересный ответ, Гуру джи.
Про "йогу для ботексных звезд" весело. :41: У меня вопрос возник, я видел фото в одном натховском мандире, кажется, в Химачал Прадеше, изображение Багаламукхи черного цвета. Если она - форма Лалиты, то почему где-то она изображается черной, но в желтой одежде?

Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 26, 2019, 20:50:48
Дело в том, что независимо от того, где вам говорят, что Индия только такая и никакая другая, на Западе или в самой Индии, не стоит сразу в это верить. В Индии есть немало тех, кто будет говорить, что Багаламукхи относится только к Шри-куле, в Кали-видье - наоборот. Мне встречались некоторые практикующие в Индии, которые даже говорили, что надо только Лалиту почитать, а Кали связана с пишачами. )) Кали-кула для хорошего практика - часть Шри-кулы, и наоборот, а для меня вообще есть только одна тантра. Вы можете в Бенгалии, например, и не только, встретить немало храмов той же Трипурасундари тоже черного цвета, но в красном одеянии. Где-то они не разделяют ее с Кали. С Багаламукхи аналогично, причем по-разному это все может объясняться. В "Санкхьяяна-тантре" Лалита описана как Богиня, находящаяся по правую сторону от Багалаумукхи, и слева от нее Кали, как ее формы, что-то наподобие Варахи и Матанги, как в случае Лалиты. Индусы – люди живого опыта, там часто можно встретить, что кому-то Багаламукхи раскрылась как Богиня Кундалини в муладхаре, Лалита Камешвари – в анахате и Кали – в аджне. Кто-то считает, что Багаламукхи пробуждает и поднимает Кундалини к сахасраре и там она проявляется в виде света как Трипурасундари. Кому как удобно, кого как учили их Гуру, так они вам и объяснят. Лично я сейчас полагаюсь исключительно на то, как мной руководит Гуру, для меня он не просто человек и формальное пространственно-временное явление. Непонятки будут всегда у любого, пока он не встретит Гуру, с которым сложатся предельно доверительные отношения. И об этих отношениях в большинстве случаев нет смысла никому рассказывать, как и о наиболее глубоких уровнях садханы. Таинство должно оставаться таинством. Гуру является марга-даршака – тем, кто показывает путь ученику и очень серьезно руководит его путем. Это большая редкость, если кому-то повезет, что в его жизни такое произойдет на самом деле.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 26, 2019, 21:45:01
Спасибо за ответ, Гуруджи!

пока он не встретит Гуру, с которым сложатся предельно доверительные отношения.

Да, самая важная тема и самая сложная, можно наполучать 500 передач и не иметь ни с одним Гуру этих доверительных отношений. И что-то мне подсказывает, такое почти у всех.
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Raps от Февраль 04, 2020, 19:54:58
Намасте Гуру джи и участники форума!

В Багаламукхи-ставе и одной из кавач увидел перечисление Аштайогинь: Бхрамари, Стамбхини, Кшобхини и других. Расскажите пожалуйста о Аштайогинях, это шакти Багаламукхи? Почитаются ли они в янтре?
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Февраль 06, 2020, 11:13:06
Адеш!

Да, есть такие, например, в Багалапратьянгира-каваче они упоминаются:

भ्रामरी स्तम्भिनी देवी क्षोभिणी-मोहिनी तथा । संहारिणी द्राविणी च जृम्भिणी रौद्र-रुपिणी
इत्यष्टौ शक्तयो देवि शत्रु पक्षे नियोजिताः । धारयेत् कणऽठदेशे च सर्वशत्रु विनाशिनी ।।

bhrāmarī stambhinī devī kṣobhiṇī-mohinī tathā ।saṃhāriṇī drāviṇī ca jṛmbhiṇī raudra-rupiṇī
ityaṣṭau śaktayo devi śatru pakṣe niyojitāḥ । dhārayet kaṇa'ṭhadeśe ca sarvaśatru vināśinī ।।

Таковы Богини: Бхрамари, Стамбхини, Кшобхини, Самхарини, Дравини тоже, Джримбихини, Раудра-рупини. Эти восемь сил Богинь хорошо защищают от всего, что идет со стороны всех врагов. Для этого надлежит сделать кавачу (в капсуле) и носить ее на шее.

По поводу Богинь, первая – Бхрамари. Ее история встречается в «Девибхагавата-пуране» и других текстах, она уничтожает главного демона Аруну и всю его свиту из демонов, наслав на них огромный рой пчел. История напоминает ту, что про демана Хираньякашипу, который просил Шиву, чтобы его не мог убить ни человек, ни животное, ни в доме, ни вне дома, и убил его Нарасимха, творение в виде человеко-льва, на ступеньках дворца (ни человек, ни животное, ни на улице, ни во дворце). Аруна тоже попросил, чтобы он не был убит ни человеком, ни животным, ни любым из оружий. Но видать пчел забыл упомянуть, немного неподрассчитал ))). В ведическом санскрите есть так называемая ग्गुं कार, иногда в мантрах она замещает бинду и используется, как правило, перед श ष स ह ऋ; считается, что ग्गुं कार – горловой звук, который как бы гулом отдает в голову, он напоминает жужжание пчел. Также есть один из видов джапы, который называется бхрамари, когда он больше похож на гул. Я пришел к выводу, что если Бхрамари – это Богиня, то она же и является Кундалини, очевидно, Вак Кундалини, и это так же, как и Шитали Деви. Полагаю, что пранаямы с этими двумя названиями способны пробуждать Богиню в нашем теле, представленную в виде Кунадалини-шакти. «Ситкари» – термин, который используется в пранаяме, тоже взят из Тантр, о нем сказано и в «Тантралоке», а также в Кама-шастрах, конкретно в контексте сексуальной энергии. Потому та же «Хатха-йога прадипика» говорит нам, что тот, кто практикует ситкари – становится подобным Камадеву. Это, конечно, мой вывод, пока что я его ни от кого не слышал, только от своего Гуру, но после того, как сам я пришел к такому выводу, потом у него переспросил. Изучать все эти имена очень полезно, потому что это многое проясняет и в практиках йоги. Багаламукхи, как Бхрамари, уничтожает демонов, как Стамбхини – она их парализует, она, как стамбхини-шакти, поддерживает порядок в мироздании. Кшобхини – имеет несколько значений, то, что она приводит в волнение, беспокойство, дает встряску, но это также можно понимать не только в отношении врагов. Враги для человека – это его внутренние блоки в сознании, цепляния, потому под Кшобхини можно подразумевать пробуждение Кундалини. Например, одна из практик махаведха-мудры подразумевает встряску тела, что ведет к проникновению Шакти в центральный канал. Убийство демонов – это устранение вритти в нашей пране и сознании посредством пробуждения Кундалини в сушумне и чакрах. Мохини – тоже может иметь несколько значений, если в «негативном смысле», то можно сказать: «та, которая сводит с ума» (например демонов). В позитивном смысле это – Шакти, которая настолько прекрасна, что очаровывает наш ум и поглощает его, ведя к пробуждению сознания, восхождению его к трансцендентности (умнани). Самхарини – та, которая разрушает, это может быть как разрушение негативного влияния на вас, так и разрушение мирских привязок, что направляет наше сознание в растворение (лайя). Дравини – может означать ту, которая заставляет бежать, также вызывает полет, но чаще подразумевается некое «течение» (нектара). Очень часто эта Богиня упоминается в Шривидье, совместно с Кшобхини (будоражащей), застой ведет к загниванию, распаду, соответственно, там, где движение, – там жизнь, там нектар. Т.е. если происходит сметание блоков (которые сами по себе негативные состояния), то открывается поток живительной силы, который и есть «дравана». Джримбхини – женский род от «джримбхана», что означает «разрывание», «взрыв», «цветение»; такие Богини, как Джваламукхи (связанная и с Багаламукхи), очень близки к этим состояниям. В тантре, а также у некоторых грамматистов есть такое понятие, как «спхота» (взрыв, вспышка, откровение, просветление), это – некое интуитивное озарение, подобное «вспышке». Это также имеет отношение к пробуждению Кундалаини. Раудра-рупини, известная как Раудри, связана с Рудрой. В Шривидье есть такое понятие, как самья (подобие), сходство на уровне имени (нама-самья), на уровне формы (рупа-самья) и т.д. Например, имена Камешвара-Камешвари – оба красного цвета и т.п. Багаламукхи связана с Экамукха Рудрой (Махамритьюньджая Шивой).
Название: Re: Багаламукхи
Отправлено: Raps от Февраль 06, 2020, 22:10:04
Спасибо Гуру джи, большое за то, что распространяете такие знания! suns