Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: Lalita от Ноябрь 15, 2006, 15:59:03

Название: Беседа Гуру с Йогачарьей Ракеш Пандеем (архив)
Отправлено: Lalita от Ноябрь 15, 2006, 15:59:03
/ Специально для практикующих, Йогачарья Йоги Ракеш Пандей джи ответил на вопросы, заданные Йоги Матсьендранатха Махараджем/

Йогачарья Ракеш Пандей - Гуру в традиции Лахири Махасайи, а также известный мастер йоги в Варанаси. Не так часто в Индии встретишь учителя йоги, который хорошо ориентируется как в древних традициях, так и в современном мире йоги. Ракеш джи, также преподаватель санскрита, он часто и охотно цитирует шлоки известных йогических текстов. Во время первого знакомства с ним, я был удивлен его осведомлённостью также и в традиции кашмирского шиваизма, что позволило общаться на совершенно разные темы. Мы обсуждали редкие тантрические школы, которые считаются утерянными или закрытыми, различные направления йоги и самую обычную жизнь. Некоторые части нашего диалога в виде вопросов и ответов мы решили опубликовать.

М: Что такое крийя-йога?

РП: "Крийя" - означает действие или движение, "йога" - союз; действие направленное на реализацию высшей цели йоги, союза Атмы (индивидуальной души) и Параматмы (сверхдуши). Это состояние реализуется через практику, частично включающую в себя элементы хатха-йоги: пранаяму, мудры, бандхи и раджа-йоги: дхарану, дхьяну и самадхи. Патанджали в "Йога-сутрах" определяет крийя-йогу, как синтез тапаса, свадхьяи и Ишварапранидханы.

М: В чём разница между раджа-йогой и крийя-йогой?

РП: В действительности, они практически тождественны и их отличия друг от друга - не существенны. Крийя-йога использует различные элементы хатха-йоги, исключая большое количество асан и пранаям, используя только те, которые могут привести к духовному пробуждению. В крийя-йоге при правильной практике медитация наступает естественным образом. Сейчас многие пытаются учить медитации, но медитация - это естественное состояние, а не просто техника, медитацию невозможно создать искусственными методами. Мудры и бандхи - опора для дхьяны. Крийя-йога - особое, соединяющее звено между хатха - и раджа-йогой, и в этом ее особая ценность.

М: Какие мудры и пранаямы наиболее значимы в крийя-йоге?

РП: Из пранаям - это, конечно же, удджайи, из мудр - кхечари, махамудра, йони-мудра, из асан - сиддхасана и падмасана. В нашей школе существует 5 ступеней. Пятая - это ступень реализованного мастера, четвёртая - ступень практика, имеющего высокий уровень. На первой ступени я передаю кхечари-мудру, технику для растягивания языка, без его подрезания и т.д.

М: Гуру джи, как Вы считаете, необходимо ли для практикующего крийя-йогу, делать шат-кармы или большое количество асан различной сложности?

РП: Я считаю, что всё зависит от человека: кто-то живёт как саньяси и соответственно ведет чистый образ жизни,- в этом случае нет необходимости делать большое количество асан, поскольку такой человек совершает различные садханы, очищающие энергетические каналы. Но некоторых своих учеников я обучаю хатха-йоге и шат-кармам, так как без нормального здорового тела, духовная практика не будет полноценной.

М: Кстати, в текстах Горакшанатха, на самом-то деле упоминаются, как правило, две-три асаны, а то -и одна, порой даже - асана трактуется как "пребывание в своей истиной форме"... Есть ли на Ваш взгляд взаимосвязь крийя-йоги и традиции натхов или сиддхов?

РП: Нет. Это разные школы, но конечно, как и везде, в них есть какие-то точки пересечения. Я, как серьёзный практик традиционный школы, считаю, что важно не количество традиций и их взаимосвязей, а то, насколько адепт проникся своим учением, и какой духовный опыт обрёл в нем. Та трактовка асаны, которую дают натхи, на самом деле не противоречит тому, что говорит Патанджали, всё зависит от духовного уровня. Традиция натхов очень древняя и чтобы её понять, нужно иметь действительно духовную мотивацию. Крийя-йога, тоже не так проста, потому что в ней используются одни из главных техник, описанные Горакшанатхом. На каком-то этапе, границы, связанные с сампрадаями отходят от той истины, которую ты обретаешь в практике, но для большинства не определившихся людей, я не рекомендовал бы следовать таким идеям. Лучше практиковать что-то одно, но качественно.

М: Вы родились в Индии, и у Вас с самого рождения был богатый выбор, и, насколько я знаю, Вы посетили очень многие школы йоги. Почему же Вы избрали крийя-йогу?

РП: Как я уже говорил, традиция крийя-йоги подходит для меня во всех отношениях. Во-первых, она не подразумевает полного отрицания мира, но при этом делает большой акцент на внутренних йогических практиках. В нашей традиции нет сложных философских концепций, что собственно - хорошо, не надо забивать ум чем-либо, пока он не очистился посредством практики. Разумеется, я изучал многие школы и посетил множество разных Учителей, но ни в одной из них, я не нашел радикальных противоречий с тем, что в нашей традиции. Крийя-йога включает в себя всё основное, что содержат в себе другие школы. Всё что нужно - это практика. Тебе также повезло с выбором натха-сампрадайи, и я надеюсь, что, имея высокие посвящения в этом ордене, ты так же сможешь извлечь для себя большую пользу, практикуя крийя-йогу.

М: Скажите, а что Вы думаете о многочисленных русских путешественниках, которые приезжают в Индию, ведомые духовным поиском?

РП: Мне нравится инициатива русских людей, - они способны быстро прогрессировать, у них есть стремление. В Индии, многие индусы думают только о материальном, потому что, к сожалению, многим -духовное - порядком надоело. Конечно, среди иностранцев очень много людей с поверхностными интересами, но есть редкие исключения, люди, которые следуют дхарме и перерастают по уровню даже индусов, как бы это ни казалось странным. В странах запада, материальные условия лучше и поэтому все эти "кайя-сиддхи" (шутка) не удовлетворяют духовных потребностей людей, вот они и ищут то, что эту потребность может реализовать. Поэтому есть небольшой процент иностранцев, искренне ищущих истину. В Индии, настоящих садху- небольшой процент, в этом ты сам мог убедиться, живя здесь. Многие принимают саньясу, желая избежать множества тяжелых социальных трудностей. Если сравнивать с Западом, то здесь условия намного хуже, поэтому многие "бегут" в саньяси далеко не с духовной мотивацией, тем самым, дискредитируя само монашество. На них смотрят другие, и, обретя разочарование, начинают верить только в те материальные результаты, которые даёт социум. Вот почему большая часть "духовности" в Индии цинично поставлена на коммерческую основу. И этому искушению подвергаются практически все, но кто-то понимает, что существуют истины, которые выше всей этой суеты и бизнеса.

Как показывает мой опыт, серьёзный духовный поиск свойственен любому человеческому существу, независимо от того индус он или нет.

М: Гуру джи, чтобы Вы могли пожелать моим ученикам, живущим не в Индии?

РП: Найти себя, для чего нужно наполнить свое сознание мыслями об истине. Мои вам благословения.