Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Натхизм и другие традиции => Тема начата: Mibara от Ноябрь 04, 2015, 19:15:22

Название: Мудры и их описание
Отправлено: Mibara от Ноябрь 04, 2015, 19:15:22

Адеш
Глубокоуважаемый Гуру!
Осветите пожалуйста следущий вопрос-
В традиции натхов есть ли жесткая связь между определенными мудрами и мантрами?
И ещё, на сайте выложены мудры,но где можно найти их подробное описание?
Название: Re: Мудры и их описание
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 05, 2015, 13:33:08
Mibara, а что под мудрами подразумеваете? Мудрами могут называться в разных садханах, например, несколько элементов.

1) Мудры, которые используются в основном в ритуалах. Очевидно, вы их имели в виду. Это мудры, связанные с положением рук, т.н. жесты. Такие мудры (какая-то их часть, довольно немалая) соответствуют тем или иным Божествам, а Божествам соответствуют определенные мантры, поэтому да, связь определенная есть. Такие мудры могут также использоваться в освящении и почитании своей асаны, как места для сидения и практики (асана-пуджа). Могут использоваться при выполнении ньяс, ачаманьи, установки патр (сосудов), для призыва Божества, каждого подношения Божеству и т.д., их очень много.
2) Некоторые из кистевых мудр могут использоваться в йогической практике наряду с йогическими мудрами (маха-мудра, маха-ведха, випаритакарани и др.), это такие мудры, как джняна-мудра, чин-мудра и др. Хотя в йоге могут мудрами называть и техники дхараны, созерцательные.
3) Мудры – как состояния сознания: Бхайрава-мудра (осознавание единства внешней и внутренней реальности), кхечари-мудра (осознавание всех изменений в пределах своего сознания) и др.
4) Мудрами зовутся Богини, почитаемые, например, в янтрах и других "неодушевленных" объектах; или же могут почитаться внутри женщины, например, в буддизме таких партнерш в садхане зовут "Карма-мудра"; если их созерцают, то джняна-мудра; просто как состояние сознания – маха-мудра и т.п. Хотя есть индийские Тантры, где мне встречалось описание (кажется, в «Джянарнава-тантре») карма-дути (женщина, почитаемая в практике) и джняна-дути (визуализируемая в форме Богини, все только в форме визуализации). Трудно сказать, кто у кого заимствовал эти принципы, но то, что есть связь между индийскими Тантрами и буддийскими, это очевидно.
5) Мудрами называют 5М в вамачарской тантре, т.е. пять макар – форм наслаждения в данной пудже. Мудра - означает "то, что дарует радость". Некоторые мудры могут иметь одни и те же названия, но внешне на уровне практики они могут отличаться: например, одна из макар - мамса (мясо) может означать существ, обитающих в воде, на земле (бхучари), летающих (кхечари) и др. Их мясо подносят в обрядах вамачары. Но это, допустим, не та же кхечари-мудра, что в йоге в виде заведения языка назад за область нёба. Кхечари-мудрой могут называться Богини, которые даруют маха-сукху (великое счастье), "су" - означает совершенное, или чистое, "кха" - пространство сознания. Кхечари-мудрой может в пудже быть положение кистей, хотя у нее есть связь и с Богиней Кхечари-мудра или Йогини. Кхечари-мудрой может называться упомянутый процесс осознавания во всем единства Шивы и Шакти.

Иногда целый ряд мудр, таких как сарвавидравини, сарвасанкшобхини, сарвакаршини, сарвавашанкари, сарвонмадини, сарвабиджа, сарвайони, сарвакхечари, сарватрикханда и др., могут быть известны как почитания аваран и Божеств в Шриянтре, им соответствуют и определенные кистевые положения. А вот есть, например, интересный текст, который я нашел в Непале в натховском Чаунгера-мандире, это "Горакша-йога манджари", там эти мудры описаны как энергетические процессы в сознании, теле и пране, а некоторые – как известные йогические. Например, кхечари – как заведение языка за нёбо.

Так что с мудрами все обстоит очень разнообразно. Я еще много могу описать деталей, к сожалению, многие даже и не предполагают о существовании и части из того, что я описал, а описывать можно еще много. Сейчас понятие мудр большинству известно или как кистевые жесты, или как йогические мудры, бандхи. Хотя даже мудры и бандхи, правильно выполняемые, автоматически включают внутренние процессы. Бандхи направляют прану в центральный канал, что ведет автоматически к замиранию праны и сознания, соответственно, это состояние тоже может считаться мудрой (но уже внутренней). Мудра может означать "знак". Это примерно как кто-то нанимает кого-то на работу, заключается соглашение на бумаге с печатью и подписью. Этот документ имеет значение и подписи, которые могут означать смысл - мудру, но и бандхану. Например, вы свою энергию и время тратите на какую-то схему, вы ограничены в определенной схеме, как и работодатель имеет обязанность вам регулярно платить зарплату. Это контракт с особым значением (мудра), и вы замкнуты обязательствами (бандха). 

Что касается мантр, если вы имеете в виду просто соответствие мантр с Божествами и кистевыми жестами, они есть, да. Но если мантры с одновременным положением рук и измененным состоянием сознания, я думаю, такое может быть, но не каждый может себе позволить такие практики, так как они слишком тонкие. Я видел еще какие-то кистевые мудры, лечащие болезни, они не индийского происхождения, может, какие-то есть в японской и китайской традициях, они там связаны с их системой каналов тонкого тела, и у них я видел даже какие-то мантры. Однако я не спец в тех системах: не зная, что и насколько там традиционно, я боюсь, что оправдаю чей-то новодел. В индийской тантре таких аналогов я почти не видел, очень смутно что-то похожее встречается, но в Индии больше религиозно-созерцательная традиция, телесно-прикладная системность там менее выражена.

Это обзор краткий. Я могу, если надо, что-то уточнить, но мне важно знать, что вы подразумеваете под мудрами и мантрами, а также их сочетанием, тогда смогу ответить еще точнее.