Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Натхизм и другие традиции => Тема начата: Михаил Давыдов от Декабрь 11, 2015, 15:16:03

Название: Медитация на Гуру
Отправлено: Михаил Давыдов от Декабрь 11, 2015, 15:16:03
Адеш, Гуруджи!

Вы на одном из семинаров говорили, что нужно больше времени уделять медитации на Гуру.

Позвольте задать несколько вопросов, которые возникли во время выполнения этой практики:
1. Гуру представляется в сахасраре-чакре с максимальной визуализацией и концентрацией на образ в целом, или можно, как бы, рассматривать образ по частям, поднимаясь и опускаясь вниз-вверх и в конце-концов зафиксировать взгляд на образ в целом?
2. Или достаточно представить стопы Гуру и на них концентрироваться?
3. Можно ли одновременно с концентрацией на образ Гуру повторять про себя мысленно Гуру-мантру? (Иногда бывает, что образ поглощается светом и остается только мантра, бывает и наоборот, остается четкий образ, а мантра, как бы, растворяется в нем, бывает все одновременно. К какому варианту следует стремиться?)
4. Обязательно ли во время медитации отчитывать Гуру-мантру на четках?
5. Подскажите, существует ли такое понятие как "невольное оскорбление" Гуру во время проведения дхьяны и каким способом (может быть мантра или мудра) можно нейтрализовать данную погрешность?
6. Можно ли в конце практики визуализировать как Гуру мудрой благословения распространяет свет и милость по всему телу, чакрам, сушумне? (особенно наполняется анахата, аджня и выше; сахасрара - не вполне еще уверен, так как она находится выше головы).
7. Во время дхьяны "открывается верхняя часть головы" и сердечный центр - анахата. Использовать оба центра или какой-то в отдельности, или поочередно?
8. Можно ли совершать дхьяну на Гуру не только утром, но и, к примеру, вечером? И вообще, правильным ли будет прочтение Гуру-мантры после пробуждения, перед принятием пищи, перед практикой и после, в повседневной жизни во всех делах?

Вот такие пока у мены вопросы. Буду очень признателен за ответы.

P.s. Прочитал "ССП" и "Философия Горакханатха" (читал одновременно, сначало "ССП" потом "Философию" - так лучше усвоить, понять и разобраться). Так вот, прекрасный труд Акшая Кумар Банерджи с глубоко раскрытой темой и глубоким содержанием. Естественно, для неоднократного прочтения и многочасового обдумывания  :05: Призываю тех, кто еще не прочитал, обязательно прочитать, не пожалеете! Рекомендую от чистого сердца, "в трезвом уме и твердой памяти"  :05: 

С наилучшими пожеланиями!
Всех благ!
Намасте!

Название: Re: Медитация на Гуру
Отправлено: Viveknath от Декабрь 12, 2015, 05:45:22
Подскажите, существует ли такое понятие как "невольное оскорбление" Гуру во время проведения дхьяны и каким способом (может быть мантра или мудра) можно нейтрализовать данную погрешность?

Михаил, для этой цели натхи обычно в завершение практики (иногда вначале) читают "Молитву о прощении":

AvAhanaM na jAnAmi na jAnAmi visarjanam |
pUjAM caiva na jAnAmi kShmyatAM shrI gurudeva ||
mantrahInaM kriyAhInaM bhaktihInaM yogeshvara |
yatpUjitaM mayA deva paripUrNa tadastu me ||

Я не знаю аваханы, висарджаны и даже самой пуджи. Будь милостив ко мне, о Гуру!
О Владыка йоги, о Боже, пусть совершенное мною почитание, лишенное мантр, ритуалов и бхакти, принесет полноту результата!


Что касается остальных вопросов, используйте те из перечисленных вариантов, которые дают вам наиболее интенсивное переживание присутствия Гуру в пространстве вашего сознания. Сами техники здесь вторичны. Выбор за вами.
Название: Re: Медитация на Гуру
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 28, 2015, 17:07:46
1. Гуру представляется в сахасраре-чакре с максимальной визуализацией и концентрацией на образ в целом, или можно, как бы, рассматривать образ по частям, поднимаясь и опускаясь вниз-вверх и в конце-концов зафиксировать взгляд на образ в целом?

На самом деле, многие думают, что есть Гуру, с него все начинается и, следовательно, это все важно для неофитов. Но, конечно, к сожалению, это абсолютно ложная тенденция у многих практиков. Медитация на Гуру, общение с Гуру, обучение у Гуру и т.д. – это и начало и верх садханы.

Есть масса тонкостей и в визуализации Гуру, в разных практиках эти особенности свои. Если вы визуализируете Гуру в Гуру-чакре, то нужно представлять треугольник А-Ка-Тха с матрикой, внутри представлять лебедя "Хамса", два его крыла - это пракаша и вимарша, на спине лотос с тысячью лепестками, на лотосе в падмасане нужно визуализировать Гуру. Но при визуализации надо также понимать, что Гуру это не просто тело, его тело как бы полупрозрачное и оно содержит всю Вселенную, вся Брахманда (Вселенная) - это выраженный союз Шивы и Шакти (сверхсознания и энергии). Потому Гуру там визуализируется как вся Вселенная.

Цитировать
2. Или достаточно представить стопы Гуру и на них концентрироваться?

Если вы созерцаете стопы, то там много символики, например, стопы расположены треугольником, две стопы - солнце и луна.

Цитировать
3. Можно ли одновременно с концентрацией на образ Гуру повторять про себя мысленно Гуру-мантру? (Иногда бывает, что образ поглощается светом и остается только мантра, бывает и наоборот, остается четкий образ, а мантра, как бы, растворяется в нем, бывает все одновременно. К какому варианту следует стремиться?)

Да, можно. Например, «Шривидьярнава-тантра» и рекомендует такое совмещение мантры одновременно с визуализацией Гуру.

Цитировать
4. Обязательно ли во время медитации отчитывать Гуру-мантру на четках?

Не всегда. Главное - глубина практики.

Цитировать
5. Подскажите, существует ли такое понятие как "невольное оскорбление" Гуру во время проведения дхьяны и каким способом (может быть мантра или мудра) можно нейтрализовать данную погрешность?

Вивекнатх джи привел кшама-прартхану, можно ее читать в конце. Однако бессознательные ошибки - это не проблема, главное чтобы, зная о том, что не правильно, это не совершалось. Мой Гуруджи говорит, что мы же не злимся на детей, когда они делают ошибки по незнанию. Однако некоторые люди хитрят, например, изображают дурачков, чтобы не развиваться, это тоже считается осознанными загрязнениями (апавитра).

Цитировать
6. Можно ли в конце практики визуализировать как Гуру мудрой благословения распространяет свет и милость по всему телу, чакрам, сушумне? (особенно наполняется анахата, аджня и выше; сахасрара - не вполне еще уверен, так как она находится выше головы).

Обычно так и делается, это зависит от того, что мы проецируем на образ Гуру. По этой причине, например, у натхов, прежде чем сделать шамбхави или нади-пуджу живому Гуру, нужно сделать стандартную карму в виде очищающих мантр, пуджу и т.д. Потому что когда ты чист, то ты совсем иное увидишь в Гуру. По сути, это работа со своим внутренним состоянием и чистотой, хотя со временем практикующие начинают понимать, что нет противоречий в том, твоя это раскрываемая чистота или же это чистота в Гуру, ведь чем выше уровень реализации, тем меньше дуализма. 

Цитировать
7. Во время дхьяны "открывается верхняя часть головы" и сердечный центр - анахата. Использовать оба центра или какой-то в отдельности, или поочередно?

Обычно сердце используется для созерцания Деваты, а сахасрара - для Гуру. Однако это все условно, и не всегда только так.   

Цитировать
8. Можно ли совершать дхьяну на Гуру не только утром, но и, к примеру, вечером? И вообще, правильным ли будет прочтение Гуру-мантры после пробуждения, перед принятием пищи, перед практикой и после, в повседневной жизни во всех делах?

После пробуждения дхьяна на Гуру - часто рекомендуемая садхана, это распространенный элемент в пратах-критьям. Есть два самых важных времени – утреннее и вечернее.