Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Всеволод от Август 28, 2007, 16:40:48

Название: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Всеволод от Август 28, 2007, 16:40:48
Доброго времени суток!
 Уважаемый Гуру Матсьендранатх! Расскажите пожалуйста о хатха-йоге натхов, по каким принципам строится практика асан в традиции и Вашей школе? Мне хотелось бы узнать напрямую от Вас, а не от тех, кто о Вас что-либо говорит. Собственный опыт общения с учителями и опыт практики всегда лучше. Раз Вы живете не в России, и можно задавать Вам вопросы в инете на форуме, то буду благодарен. Но, если честно, вопросов у меня предостаточно.
С ув. ВС.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Август 29, 2007, 20:04:59
Адеш!
В нашей школе обучают всем тем техникам, что описаны в классических текстах натхов. Конечно, они преподают йогу, ориентируясь на уровень людей, которые приходят, но в процессе занятий уже можно изучать самые различные тонкости. Я обучаю простым асанам, но таким образом, чтобы у человека был отрегулирован процесс дыхания, сама асана должна быть комфортной, а после практики не должно быть никакой боли в теле, этим йога и отличается от спорта. Пранаямы мы используем сахита-кумбхаки, все их разновидности ведут к равновесию дош и общему оздоровлению организма и далее кевала-кумбхака. Я не могу в двух-трех словах подробно описать свою систему, так как там задействованы многие механизмы, позволяющие более эффективно работать всем техникам.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Август 30, 2007, 23:58:22
Практика хатха-йоги фундаментальная в нашей традиции и асаны с пранаямами очень важны для раджа-йоги. Ведь через практики работы с телом вы достигаете сбалансированности в работе с ментальным планом и духовным. Многие люди, которые игнорируют тело и сразу начинают работать с внутренними техниками антаранга-йоги, увязают в своих запутанных ментальных процессах. Часто их интровертность выходит за все рамки и они превращаются в социально неадекватных людей в первую очередь для самих же себя. У некоторых иногда бывает истерия, нервное перенапряжение, они склонны к стрессам. Классические тексты натхов часто говорят о солнечной энергии, которая в большей степени связана с нижней частью тела и лунной - связанной с верхней. Что солнечная имеет тенденцию поглощать лунную. Говоря более конкретно, луна - это энергия нашего ума, а солнце - жизненная сила. Обе эти силы когда не отрегулированы, неполноценно развиты - мешают друг другу функционировать. Человек у которого солнце поглощает луну, у него заблокирована жизненная энергия из-за разных фиксированных ментальных состояний. Его энергетическая структура смотрится зажатой, человек по сравнению с йогом является истощенным. Первый шаг для того, чтобы эти две силы разъединить или, скажем иначе, приведение их в состояние естества, может быть сделан посредством практики асан. Но не просто мучая тело, как это делают спортсмены или некоторые модернизированные системы йоги, асана должна выполняться на фоне спокойного дыхания. Йоги считают, что у простого человека продолжительность жизни зависит от количества вдохов и выдохов, поэтому упражнения которые сильно ускоряют дыхание, если и допустимы, то только как подготовительные. Они со своими "разовыми" эффектами не могут ещё считаться практикой асан. Практика йогических асан всегда была статической и для настоящих йогинов никогда не стояла задача принять такое положение тела, чтобы внешне сильно отличаться от стандартных людей. Если йогин в процессе своей практики становится более красивым и здоровым чем обычный человек, то это происходит само собой. Мы начинаем с самых простых асан, сосредотачиваясь на самом положении тела и дыхании, пока ум, прана и тело, посредством асаны не достигнут равновесия. В правильной асане все беспокойства сами по себе исчезают. Дыхание становится плавным и даже несколько замедленным, что происходит как бы само по себе при стабильной ежедневной практике. Асаны очищают энергетические каналы и вы чувствуете, что ваше тело как бы оживает, в нем исчезают спазмы, настутает естественное раскрепощение. Практически асаны дают и понимание того, что есть прана. Прана - это далеко не процесс вдоха и выдоха, работу праны мы можем уже прочувствовать даже при практике асаны. Просто пранаяма это более существенный метод для работы с праной, так как дыхание - один из главных жизненных инстинктов, через дыхательные техники мы также работаем с телом и сознанием, только уже на другом уровне. Для практики в нашей школе я отобрал несколько десятков асан, начиная с пяти медитативных, далее переходя из них в более сложные. В первом комплексе их 25, так как каждая асана опирается на состояние первых пяти. Как это связано с таттвами и элементами, это можно показать только на примере таблицы. Если сказать в общих чертах, то все построено по теории панчака, которая есть не только у натхов но и во многих индуистских системах. Асаны по сложности делятся на три уровня, я их отобрал, опираясь на основные тексты, которые всем известны: "Хатха-йога прадипика", "Гхеранда-самхита" из книги, которая издана горакхпурским мандиром. В его музее есть изображения примерно 210-215 асан, которые наиболее эффективны. Одним словом, я просто учу тому, чему меня самого натхи и научили. Выдумывать мне особо нечего в традиции, всё есть в самом лучшем виде. То же самое с пранаямами и мудрами. Мы начинаем выполнение асан с сиддхасаны, бхадрасаны, ваджрасаны и т.д. Если кому-то сложно делать даже такие асаны, то есть сукшма-вьяяма, она неплохо подготавливает тело и может быть очень полезной. С дыханием мы работаем так же: сначала наблюдение за процессом дыхания, потом мы работаем с дыханием животом и т.д. Обязательно все сахиты должны начинатся с живота, потому что при интенсивной практике пранаямы, неправильное дыхание может привести к болезненным ощущениям и прерыванию садханы. Многие игнорируют правильные вдох и выдох, но это очень важная вещь в пранаяме. Особенно это важно для сахита-кумбхак. Среди мудр - важнейшая кхечари, я учу ей так, как мне объясняли натхи, конечно есть некоторые сходства с той практикой что в традиции Лахири Махасайи. Я просто начинающим рекомендую заворачивать язык назад так, как это получается. В дальнейшем, если человек практикует йогу регулярно, я поясняю ещё некоторые детали. Такие техники как сиддхасана, кевали-кумбхака, кхечари-мудра, могут практиковаться на разном уровне. Это если очень коротко.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Всеволод от Сентябрь 10, 2007, 19:32:03
Спасибо за все ответы, уважаемый Гуру Матсьендранатх!
Все таки мне ещё сложно понять, каким образом можно дышать спокойно, в таких асанах, как допустим, маюрасана, для меня это сейчас не реально. Можно ли у вас узнать по подробней о связи таттв с асанами, я так понял таттвы-это земля, вода, огонь, воздух и эфир или ещё что-то? 
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Алламанатх от Сентябрь 11, 2007, 09:18:23
Адеш! Да, действительно, очень интересно. На сегодняшний день даже "Энциклопедия аюрведы" пытается оперировать подобными понятиями, если я не ошибаюсь,  там правда, по моему упоминалась связь дош с асанами. Но ведь доши, по Аюрведе, это различное сочетание таттв, так ведь?
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 14, 2007, 22:33:50
Адеш!

Спасибо за все ответы, уважаемый Гуру Матсьендранатх!
Все таки мне ещё сложно понять, каким образом можно дышать спокойно, в таких асанах, как допустим, маюрасана, для меня это сейчас не реально. Можно ли у вас узнать по подробней о связи таттв с асанами, я так понял таттвы-это земля, вода, огонь, воздух и эфир или ещё что-то? 

Асаны делятся на разные уровни сложности: по выполнению той или иной асаны, и по их разновидностям. Сначала мы осваиваем вьяяму, потом делаем простые разновидности асан, на свободном и плавном дыхании, туда не входят сложные асаны. В регулярной практике меняется ваше общее энергетическое состояние, дыхание в асанах может замедляться на вдохе и выдохе, постепенно можно включать кубхаки. Это происходит не сразу, а естественным образом, параллельно меняются и последовательности асан. Когда очистятся нади, тогда вы СПОКОЙНО сможете практиковать только сложные асаны. У нас не принято форсировать свои естественные возможности, они меняются в процессе практики ступень за ступенью.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Махешваранатх от Октябрь 01, 2007, 03:00:17
Адеш!

думаю, прежде чем говорить о связи таттв с асанами надо очень четко представлять себе, что такое асана (во всех смыслах этого слова) и что такое таттва. Если разобраться с этим, то многое станет понятнее. Итак асана это положение тела. И она должна быть неизменной, неподвижной и приятной. Перечисленное есть не что иное, как качества абсолюта. Соответственно на физическом плане достигается неподвижность позы с переживанием блаженства в физическом теле. В тонком теле асана является неподвижностью ума, состояние унмани и сопровождается переживанием блаженства уже другого рода. На уровне духовного тела. Нет разницы между телом человека и вселенной. Здесь речь идет уже о пинде - совершенном теле. Собственно такое состояние уже включает в себя помимо асаны и все остальные анги (части) йоги. И здесь все таттвы поглощаются высшим состоянием.

Но к этому нужно идти очень долго и постепенно, под руководством Гуру. И растворение (объединение таттв), или интеграция состояний (а можно сказать праны) идет постепенно, от грубых к более тонким.

Таттвы на разных уровнях тоже проявляются по-разному. В космическом теле Шивы это 5 махабхут. В человеческом существе это сознание, прана, огонь, чувства, физическое тело. Те же пять подразделений есть в каждой таттве. В пране - 5 пран. В чувствах - тоже 5, в теле свои 5 подсистем (нервы и кости - земля, кровь - вода, пищеварительный сок - огонь), ну и далее по аналогии. Т.е. таттв можно найти бесчисленное множество, но на самом деле есть только одна таттва.

На физическом плане все таттвы уравновешиваются за счет проработки костной и мышечной структуры, работы с дыханием, кровообращением, контролем за питанием, ну и далее. Чувства приводятся к равновесию ямой и ниямой. Забавно, что все это, как видно, тоже является частью асаны в некотором смысле. Поэтому натхи вкладывают в понятие асаны определенно больший смысл, чем большинство современных фитнес - йогов. Праны приводятся к равновесию в кевала кумбхаке  :wwink:

Ну а если проще, то асаны связанные с притхви таттвой  будут воздействовать на нервы, костную структуру и, особенно, на позвоночник, а также на тазовое нервное сплетение и потребуют устойчивости - качества этой таттвы. Асаны связанные с Водой могут просто воздействовать на кровообращение и ток лимфы, могут быть направлены на контроль чувств (например, сексуальных инстинктов).

В общем, вариантов много, но общий принцип, думаю, ясен.
 
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Всеволод от Октябрь 04, 2007, 22:12:30
Очень интересно Махешваранатх, я так понимаю, у натхов практикуется асана все-таки в статическом варианте, но мне непонятно, что под этим подразумевается. Вы пишете, что достижение кевала-кубхаки очень важно. Есть стиль АВЙ, он считается динамическим именно потому, что есть в асане определенное дыхание, хотя если честно я не представляю почему только из-за дыхания, стиль асан называют динамическим. К чему стремятся натхи, к остановке дыхания в асане? На форуме я прочитал, что натхи немало уделяют внимания асанам "на которые нужно читать мантры", вот эта часть мне лично вообще слабо понятна. Если несложно, поясните ПЛЗ.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 10, 2007, 23:25:45
Адеш!
Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» - устойчивой, «сукха» - легкой, Горакшанатх в ряде текстов говорит что асана - это состояние пребывания в своей истиной форме, в спокойном сознании. Собственно противоречий нет и в тех мантрах, которые мы читаем на асану в виде подстилки из травы куша, шкуры тигра, шкуры антилопы. Это на самом деле важные вещи, которые не могут понять практикующие физкультуру. Вот такой примерно перевод асана-мантры: «ман мару маида кару….» - моя асана - это остановка «мару», колебаний ума, моя асана - присутствие пяти форм Ишвары и т.д. Все мантры необычные по своему переводу. Читая мантру мы очищаем пространство и делаем ум спокойным и устойчивым. Спокойствие ума связано с дыханием, поэтому в асанах, нужно стремиться привести дыхание в умиротворенное состояние, но не путем насилия над вдохами и выдохами, а естественным образом. Конечно, это не может произойти, если вы сразу начнете делать сложные асаны, пытаться искусственно задержать дыхание. Асана освоена тогда, когда в ней смолкает дыхание и вритти тоже, тогда «видящий Пуруша, Атман пребывает в своей истинной форме», т.е. Дух сливается с телом, и они получают питание друг от друга. У человека, даже если он сверхгибкий, не произойдет слияние тела и духа, если в уме и дыхании присутствуют колебания. Такая асана не может считаться асаной, в том смысле, как о ней говорят классические тексты, несмотря на это у многих людей все равно о себе представления как о великих практиках. С ними потом общаться становится практически невозможно, так как о йоге и практике сформированы неправильные стереотипы. Что касается Аштанга-виньясы и утверждения что она динамична в связи с дыханием, это соотношение я также считаю весьма нелепым. Конечно, напряжение мышц связано с вдохами и выдохами, но соотносить выпрыгивания тела и дыхания нет смысла. У натхов нет такого, конечно в мандире Горакхпура, на общих занятиях по йоге используют вьяяму, но это для простых людей, а не для йогов. Вьяяму составлял Ачарья Абхиманьяду, откуда он брал все это, я знаю. В свое время рассчитывая на то, что мои ученики окажутся более смышлеными людьми я не составлял никаких последовательностей из асан, а просто объяснял принципы, по которым строятся практики, но оказалось, что этого недостаточно, люди с трудом что-то понимают. Поэтому я отобрал то, что считал правильным в соответствии с тем, чему меня учили мои Гуру, то, что есть во многих текстах натхов и, конечно же, опираясь на собственный богатый опыт, я составил в соответствии с таттвами, правильные, на мой взгляд, последовательности, которые безопасны и  полезны для всех. По поводу дыхания, все тексты говорят о том, что оно должно постепенно становиться спокойным и ровным, поэтому я и придерживаюсь такого подхода. В нашей практике кумбхака не делается и дыхание не выполняется на счет, за ним необходимо следить, чтобы оно не сбивалось и было плавным. Так, энергия сможет очистить все нади и свободно циркулировать по ним. В асане не должно быть перенапряжения и сбоя дыхания.  Не стоит практиковать то, на что тело не способно на данный момент времени, даже если это получается у вас с чрезмерными усилиями. Когда прана в теле уравновешена, а ощущения во всех частях тела соединяются в одно целое - это считается признаком правильной, устойчивой асаны. Вот собственно такой йоге я и учу. Конечно, всю комбинацию асан на форуме объяснить сложно, также многое зависит и от самой практики.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Turyanath от Ноябрь 08, 2020, 22:43:28
Адеш!
Спасибо за раскрытие такой важной темы. Очередной раз убеждаюсь, как важно читать форум, ведь он дает новый взгляд на, казалось бы, привычную практику. Спасибо, Гуруджи, за глубокие ответы и вдохновение на практику.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Шишок от Ноябрь 09, 2020, 10:13:56
Намасте, дорогой Гуру Матсьендранатх!
А по гипертонии к.-л. ограничения имеются?
Или при правильном подходе, в них не возникает необходимости?
И что это такое, вообще, т.наз. "гипертония", в свете учения Натхов?
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 15, 2020, 12:03:52
А по гипертонии к.-л. ограничения имеются?
Или при правильном подходе, в них не возникает необходимости?
И что это такое, вообще, т.наз. "гипертония", в свете учения Натхов?

Если речь об асанах, то естественно, не делать перевернутых асан, маюрасану и т.п., тех, что вызывают прилив крови к голове. В этом плане, все что пишут в современной литературе, вполне правильно. Что касается "при правильном подходе", это именно так, проблема в том, что сейчас полным полно тех, кто правильным называет что-то свое. Но если брать главные ориентиры йоги, Патанджали и Горакхнатха, все, как правило, говорили об одном и том же – это унмана-авастха, самадхи. Это ориентиры, связанные с успокоением психофизики садхаки и прогрессом в этом все больше и больше. Увеличение осознанности и урезание всего лишнего, с одновременным углублением сущностного. И, разумеется, такой путь, со временем, все меньше и меньше становится похож на стандартную гимнастику, это очень аккуратное отношение ко всему и, впервую очередь, к себе. Поэтому, при таком подходе вы просто не делаете того, что не напрашивается само. Если ум, психика трезвеют все больше и больше, то их и интуицию вы используете чтобы избегать всего опасного для вас. Есть такое понятие, что чрезмерные удовольствия (бхога) ведут к болезни (рога), а средством преодоления этих двух является йога. К отсеканию излишеств бхоги можно относить и вредное питание, вредное общение, разрушающее психику и т.д. Многие болезни часто не появляются от какого-то одного фактора, потому нет никакой йога-терапии, как ее придумали в прошлом столетии. Йога не лечит что-то конкретно, она делает здоровым человека в целом. 
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Шишок от Ноябрь 17, 2020, 23:37:12
Премного благодарствую, дорогой Гуру Йоги Матсьендранатх! Интересный это вопрос, по уважаемому покойному Свами Шивананде Сарасвати...действительно, откуда он взял...нигде пока не удается найти точного ответа :130:...или натура медика-профессионала взяла над ним верх?
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Шишок от Ноябрь 18, 2020, 10:41:50
Мне даже подумалось, не задумывал ли Свами Шиванандапросто-напросто  таким парадоксальным способом знакомить инд. интеллигенцию с понятиями западной медицины.
Порой на практике понимаешь: пишется у Свами Шивананды, что дескать асана воздействует на тот или иной орган, систему, что- то там "пережимает, потом освобождает" - да нет же, на деле вроде как ничего и не пережимает вовсе :07:
Вообще вопрос о "корнях" бихарцев меня давно волнует - но из литературы толковых ответов извлечь не удается; даже в диссертации  М. В. Николаевой об этой школе сказано очень уж туманно.... Ни на Свами Вишвананду, ни на таинственную Сукхман Гири накопать многого не удается....  :016: да попробуй-ка на таких людей "накопай"!!!!
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 18, 2020, 15:50:00
действительно, откуда он взял...нигде пока не удается найти точного ответа :130:...или натура медика-профессионала взяла над ним верх?

Во-первых, натура медика, во-вторых, он получал образование по британскому стандарту, впрочем, он был не один такой, все индусы, будучи колонизированными, пытались встраиваться в английские ценности и это оставило на них отпечаток, что можно наблюдать и по сей день. Учить иностранцев классической Веданте, если это не нео-веданта, индусы, я так понимаю, смысла большого не видели. Так, не долго думая, смекнув что есть общего с занятиями западных людей, что хоть как-то схоже с тем, что есть у них, тут надо подчеркнуть "хоть как-то", сошлась хатха-йога. Поэтому, все эти ведантические школы, к одной из которых принадлежал Шивананда, стали гипертрофированно уделять у себя внимание тому, что у них не является основой традицией. А именно, они добавили хатха-йогу, причем, сделав больший акцент на силовой части в ней. Но даже при всем этом, я помню, как в 2001 году ездил с одним моим хорошим индийским другом в ашрам Шивананды, где-то на окраине Ришикеша. Так вот, это был ашрам в основном для местных, очень много было самых разных книг, я спросил есть ли что по хатха-йоге или йоге вообще, из всего обилия литературы оказалось всего несколько книг. И друг мне сказал, что образ Шивананды хоть и связан отчасти с хаха-йогой, но в большей степени, его таким сделали на Западе. Несмотря даже на вероятные подстройки под Запад, Шивананда, все-таки, больше уделял внимания Веданте. Честно говоря, физической йоги, как ее многие на Западе понимают, в Индии не было нигде, ни в одной традиции и даже у натхов не было. Для занятий физикой есть такое понятие, как вьяяма. Вьяямы упомянуты и описаны в наиболее ранних текстах аюрведы. Но все эти вьяямы или деха-абхьясы, еще не практика йоги как таковая. Практика йоги – это то, что в первую очередь, немыслимо без отречения.

Что касается Бихарской школы, ну что, ученик Свами Шивананды, который в подстройках под потребности Запада ушел дальше своего Учителя, это если очень кратко сказать. Хотя, на первых порах Свами Сатьянанда, судя по всему, был большим энтузиастом в своих духовных поисках в Индии. И, видимо, когда у него стала появляться корпорация, ему трудно было держаться своего изначального курса. Но я никого не осуждаю, очень хорошо понимаю, как сложно иметь дело с людьми, у которых интересы очень недалекие и когда таких людей много, они постоянно пытаются втянуть в мирскую чепушень. Мне в этом плане повезло, что мой Гуру в это все не хочет лезть, он настоящий отрешенный йогин, без таких Гуру в этом мире жить и опасно, и трудно. Но такие йогины, к счастью, есть. Я таких знаю, как правило, они не светятся, многие даже не известны на Западе и к этому не стремятся.         
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Шишок от Ноябрь 19, 2020, 13:02:36
действительно, откуда он взял...нигде пока не удается найти точного ответа :130:...или натура медика-профессионала взяла над ним верх?
Несмотря даже на вероятные подстройки под Запад, Шивананда, все-таки, больше уделял внимания Веданте.

Наверное, беда книжного образования - еще и в том, что мы не видим перед собой живых людей с их реальной эволюцией. Видны лишь отдельные "вехи" - книги - причем в них лишь то, что человек нашел нужным нам сообщить, а нето, о чем он умолчал (или умолчали о нем другие).
Более того, эти вехи мы часто рассматриваем совсем не в том порядке, в каком они реально были поставлены. Сказать честно, эволюция взглядов и учений Гуру Свами Шивананды по его книгам мне мало известна, т.к. написал он и издал немалую груду томов. Полагаю лишь, что человек, новый в каком-то деле (в данном случае, йоге) волей-неволей накладывает на него "координатную сетку" предыдущего опыта (медицины) - иначе для него просто все "в тумане", нет даже начальной точки, от которой можно будет " плясать" к неизведанному.
Со временем он, конечно, корректирует свой даршан; вернее, он сам корректируется опытом.
Проще это проследить по работам Гуруджи Свами Сатьянанды Сарасвати, который, при всей многогранности,  был все же не настолько плодовит, как его Учитель: ранние книжки, в каком-то чуть ли не упанишадском стиле, явно навеянные ведантизмом еще живого Гуру (видимо, в последний период жизни Свами Шивананда - все-таки больше ведантист, чем "технарь" - в период раз'ездов "по европам" сменяются "технарством", временами доходя до опасной грани чуть ли не " нью эйджа".
В последний же период, отраженный в шеститомнике сатсангов в Рикхья, мы видим "устаканивание" Гуруджи в сторону самой что ни на есть традиционной, "духовно-нравственно-мистической"  йоги, садханы и санньясы...

Верные же ученики и последователи, - тем паче отдаленные, - для которых любоеслово, слетевшее с уст и пера Наставника, - неважно, в какой там "период" - священно (а это видно всякому, имеющему глаза)...как им-то прикажете быть?  :46:
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 19, 2020, 13:21:19
मन्त्रमूलं गुरुर्वाक्यं

«Корень мантры есть слово Гуру».

Из своего опыта могу сказать, достаточно того, что ученик связан с тем Гуру, который тверд в отречении. Таких на земле очень мало, но если встречаются, то наибольшая трансформация, которую они дают, связана с молчанием.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Шишок от Ноябрь 19, 2020, 13:42:54
Для занятий физикой есть такое понятие, как вьяяма. Вьяямы упомянуты и описаны в наиболее ранних текстах аюрведы. Но все эти вьяямы или деха-абхьясы
...Стоп-стоп-стоп...с этого места  - очень интересно.

Давно есть подозрения, что подавляющее большинство т.наз. асан, которыми переполнена соврем. литература - суть как раз эти самые вьямы/абхьясы. Сильно подозреваю: если по самому смыслу слова асана строго говоря - поза для т. наз. медитации и пранаямы, -  вполне может быть (я, как всегда, "сгущаю"), что к их числу стоит относить в основном позы сидячие, устойчивые типа сукхасаны, свастикасаны, сиддхасаны и т.п. Наверное, и некоторые производные от сидячих, вроде шашанкасаны (частенько в ней " работаю"). Возможно, и некоторые более сложные, скадем, гомукхасана, матсьендрасана...

У меня так и лежит непрочитанной книга Гудрун Бюннеман об асанах, + еще кой-какие: пока нет времени читать еще и западных индологов. Но и без книги понятно, что йогины старых времен применяли очень небольшое число асан. Ныне же по всяким научпопам ходит расхожая фраза: мол "Господь Шива давал 1008 асан"....

Давал-то Он, наверное., и давал - но: асаны ли это?
Не суть ли все это разноцветье и  разнотравье - те самые аюрвединские вьяямы?...Господь Шива - он ведь и Целитель ого-го какой!

Стоп....а теперь вопрос: в таком качестве не могут ли быть эти " асаны" реально "терапией", - хотя и не
 "йога-"....пусть и аюрвединской....и что бы им реально не балансировать доши, устранять болячки?

В таком случае, не мог ли Гуру Свами Шивананда Сарасвати получиьь от своего Гуру такого рода аюрведические знания - какого уровня, вопрос другой- и, притянув к ним за уши западную медицину...

Тут во весь рост встает и еще вопрос - едва ли не главный: не требует ли тогда применение всей этой т.наз. його-, на деле же аюрведической терапии, на данный момент практически " самостийное" - наблюдения и руководства опытного врача аюрведы?
 :07:
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Шишок от Ноябрь 19, 2020, 13:47:09
मन्त्रमूलं गुरुर्वाक्यं

«Корень мантры есть слово Гуру».

Из своего опыта могу сказать, достаточно того, что ученик связан с тем Гуру, который тверд в отречении. Таких на земле очень мало, но если встречаются, то наибольшая трансформация, которую они дают, связана с молчанием.
Намасте, дорогой Гуру Йоги Матсьендранатх!

Глубоко верно!!!

Правда, "мы - люди маленькие", и до наибольшей трансформации нам покамест, как до Луны пешком.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 21, 2020, 08:15:48
Для занятий физикой есть такое понятие, как вьяяма. Вьяямы упомянуты и описаны в наиболее ранних текстах аюрведы. Но все эти вьяямы или деха-абхьясы
...Стоп-стоп-стоп...с этого места  - очень интересно.

В "Аштанга-хридае", "Чарака-самхите" и др. говорится о вьяямах, это достаточно древние источники. Там говорится, что это могут быть, в общем, любые двигательные процессы, включая даже БИ. В современной Индии этот термин на хинди часто понимают как спорт, гимнастика. Я бы это все интерпретировал как то, что для мирских людей в Индии нужна аюрведа, вьяяма, а для тех кто принял саньясу, для садху – асаны. В общем-то, так оно у меня всегда и было, та йога, которую я практиковал с конца 80-х и почти все 90-е, на таком принципе и строилась. И хотя то были преподаватели, которые не ездили в Индию, поэтому не использовали термин вьяяма, а суставная гимнастика. Я думаю, что народ тот брал это из того, чему учил Дхирендра Брахмачари (он приезжал в СССР), и те, кто на тот момент работал в правительстве, судя по всему, от него что-то и взяли. Потом, когда я уже попал в Индию, я часто наблюдал, что большинство индийцев занимаются именно вьяямами. Это было и в Варанаси, и на Юге Индии в ашраме Ведатри Махараджа, то же самое и в Горакхпуре. Но если в Варанаси, Пондичери (Гитананда-ашрам), ашраме Ведатри и др. я видел в основном индусов мирян, то в Горакхпуре было иначе. В чем разделенность и связь йоги для садху и для мирян, стало больше очевидно именно в Горакхпуре. Вьяямы, в соединении с какими-то асанами, делали в местной йога-шале, садху не делали и не делают этого всего. Давайте просто возьмем обычное значение термина "асана": корень "ас" с долгой "а" – означает "сидеть". Зачем сидеть? По-моему, вопрос риторический, чтобы практиковать дхьяну, а из того о чем говорят Патанджали и Горакхнатх, фактически, термин "самапати" близок по смыслу к самадхи. Горакхнатх в ССП, и не только, то же самое говорит, что это статическое положение для осознавания сварупы (Атмана), короче, считай то же самое, о чем говорил Патанджали. Садху гимнастика не нужна, как чрезмерная забота о здоровье, у них все мирские успехи решаются уже не манипуляциями с физическим планом, а "по воле свыше". Конечно, жизнь, особенно индийская, намного сложнее, до какой степени и для кого, на каком этапе переплетены эти две реалии (мирская и духовная), никто никогда вам однозначно не сможет сказать. Никто вам тут не указ, особенно какие-то, ничего реально не соображающие в своем большинстве "йога"-инструктора. Потому что фактически все, кого я в России видел, включая тех, кто учит санскрит, хинди – люди беспокойные и с отсутствием мудрости. Большинство или материалисты, или шизы, очень небрежны в общении, с наплевательским отношением к людям. Я вот не могу сказать, что в данной сфере есть какая-то определенность, вот так – правильно, а вот так – нет, у них же все как в анекдоте: "Врач сказал в морг – значит в морг." Индологи – то же самое, даже еще хуже, чем нью-эйдж, потому что со вторыми все понятно, они себя позиционируют такими, какие есть. А на Западе, достаточно взять как пример жулика Маллинсона и становящихся раком русских перед ним, причем, некоторые русские даже "патриоты России". Так вот, в Индии все переплетено, и хотя вьяямы и не для садху, это чаще всего так, но там ничего строго-фиксированно нет. В общем-то и верно, потому что такова сама жизнь, ее не загонишь в рамки университетов, йога-центров или чего-то другого. И у меня такое отношение было всегда, в общем-то, таким и осталось.
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: des от Январь 26, 2021, 16:04:13
Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх! Разрешите задать вам вопросы? Вы можете рассказать подробнее о значении асан, при которых можно сидеть на стуле, одна нога остаётся на полу, а вторая ложится внешней частью стопы на ее коленку. В сети встречаются фото садху в таких асанах. Интересно также, в каких случаях ставится на пол правая нога, а каких левая при практике мантр? Заранее спасибо!
Название: Re: Практика асан в традиции натхов
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 27, 2021, 12:26:40
Аширвадам!

Эта поза называется ललितासन lalitāsana, можно перевести как "играющее положение", что указывает на состояние легкости. Кто-то переводит как "королевская поза", так как подразумевается, что Божество, Гуру или Сиддха сидит на троне, левая нога на троне (вама-лалитасана), а правая на земле. Это символ Божества в "расслабленном состоянии", над мирским, однако, тут одна стопа верху, а другая внизу, Божество удерживает свой сакральный уровень над миром, но при этом проявляет себя для мира простых смертных. Сам образ Божества, своего рода, точка где соединяются два мира – обыденный (лаукика) и запредельный (паралаукика), это образ объединения йоги и бхоги. От своего Гуру я слышал кое-что относительно переплетенных или скрещенных ног Деват, мы также этот принцип можем видеть в спиралевидных каналах иды и пингалы, что означает общую сбалансированность. Когда-то давно, когда я еще практиковал тайчи, мне объясняли, что принцип вращения набирает энергию, аккумулирует ее, сохраняет. А ломанные, рваные движения, с "выпадением", "заносом в крайности" приводят к потере самоконтроля, осознанности, происходит утрата принципа порядка и формы, наступает погружение в хаос. Мы это можем пронаблюдать в самых разных сферах жизни, например, одна организация, альянс, страна сохраняет принцип оберегания себя, но ввергает другие в "революции", внутренний раздрай, что ведет к распаду одной и последующему "паразитированию" (может грубый немного термин, но думаю, так будет понятней) побежденной стороны. Поэтому круговой, плавный принципы – это гармония, рита, дхарма, миропорядок, следование божественному замыслу, а прямой и ломанный – путь в хаос, смерть. Потому, например, сплетенные ноги Кришны, разных Богинь – это именно принцип гармонии, слаженности, красоты. Мы даже в нашем русском языке говорим "образ", в противоположность "безобразию", что есть деформация формы и процесс распада. Но конечно, это только базовое изложение, жизнь устроена куда сложнее, например, иногда частичный беспорядок может играть роль "украшения" или усиления порядка и придавать особый вид красоты порядку. Или наоборот, какая-то упорядоченность может быть видом "застоя", неадекватным пониманием и использованием порядка, что тоже может вести к разрушению. Поэтому здесь важно умелое сочетания одного с другим.