Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Sadhu от Май 26, 2018, 01:56:00

Название: Признаки прогресса в пранаяме
Отправлено: Sadhu от Май 26, 2018, 01:56:00
Адеш! В йогических текстах часто встречаются очень противоречивые рекомендации - то делать усилия, то наоборот, что прану надо приручать как диких животных. Расскажите пожалуйста, какие признаки того, что процесс практики пранаямы - это именно прогресс, а не раджас? 

Название: Re: Признаки прогресса в пранаяме
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 29, 2018, 13:42:24
Адеш!

Цитировать
какие признаки того, что процесс практики пранаямы - это именно прогресс

В разных текстах даются разные признаки реализации в пранаяме. Самая известная - это деление на уровни по продолжительности задержки дыхания, а именно कनिष्ठ kaniṣṭha - короткий период, मध्यम madhyama - средний и उत्तम uttama - высокий. На первом йогин контролирует потоотделение (स्वेद sveda), на среднем - дрожь в теле (कम्प kampa), а на высшем, согласно Gheraṇḍa saṃhitā (5-56), происходит "оставление земли", или левитация (भूमि त्याग bhūmi tyāga). В других текстах, например, в описании третьей стадии, говорится об "усталости", "прибитости" (विषाद viṣāda), но так как в отношении трех состояний используется "победа" (जय jaya), то речь идет о "покорении тяжести", "победе над усталостью", т.е. в противоположность этому - легкость, от чего भूमि त्याग bhūmi tyāga можно понимать не обязательно как физическую левитацию, а скорее как "легкое состояние", хотя в некоторых случаях одно может не исключать другое.
 
В некоторых Тантрах, например, в Аgamarahasya-tantra или Mārkaṇḍeya-purāṇa (гл. 36), подобное описание, в Kūrma-purāṇa (2.36. 21-26) говорится о четырех процессах прогресса в пранаяме. Они таковы:

1) ध्वस्ति dhvasti - прекращение привязанности к плодам благих и негативных поступков.
2) प्राप्ति prāpti - обретение независимости от таких состояний, как кама, лобха, моха, оставление желаний обычного (ऐहिक aihika) и другого (अमुष्मिन् amuṣmin)  миров. Оставление всех желаний (स्यात्सर्वकामिकी syātsarvakāmikī).
3) संविद् saṃvid - знание (постижение) прошлого (अतीत atīta), будущего (अनागत anāgata), ближайших и удаленных объектов, луны, солнца, планет и т.д. (макрокосма).
4) प्रसाद prasāda - реализация "милости", "благодати", благодаря которой умиротворяется ум, чувства, органы чувств и пять пран.

Также в Пуранах, например в Vāyu-purāṇa (11.4 - 11) и, соответственно, в случаях, когда их цитируют Тантры, есть описание других 4 элементов, также близко ассоциируемых с четырьмя вышеупомянутыми. 

1) शान्ति śānti - избавление от несовершенств (पाप pāpa).
2) प्रशान्ति praśānti - совершенство в речи, устранение проблем, связанных с отцом, матерью и прочими родственниками (पितृमातृप्रदुष्टानां pitṛmātṛpraduṣṭānāṃ).
3) दीप्ति dīpti - просветленное видение, видение прошлого и будущего, постижение объектов вселенной (солнца, луны и т.д.). 
4) प्रसाद praśāda - успокоение пяти пран, ума, чувств и их объектов восприятия.