Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: shivananda от Август 20, 2008, 12:15:34

Название: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: shivananda от Август 20, 2008, 12:15:34
 Адеш!
Встречая в разных текстах и книгах местоположение чакр, находил разногласия. В частности в положении
а) муладхары. некоторые пишут что она распологается в копчике, другие между анусом и половым органом, в цигуне, насколько я помню это место называлось "вратами жизни и смерти".
2) свадхистхана, опять же некоторые говорят о ее местонахождении в копчике и ее кшетрам находиться сразу у основания члена, другие говорят что она немного повыше
3) манипура - тут мнений я встречал еще больше, начиная от пупка, 2см над пупком и солнечным сплетением.

Хотелось бы узнать точное их расположение. И как проще всего ее(чакру) почувствовать, и что для нее хакарактерно при концентрации на ней, т.е. чтобы определить что это именно она.

Насколько я помню помимо этих центров есть ряд других, возможно здесь происходит некоторая подмена понятий и значений.

Народ, не знаю как у вас, но для меня почувствовать муладхару труднее всего. Видимо это связано с тем что это очень грубые вибрации или м.б. местоположение выбрано не то...  :43: . Напишите, как обстоит с определением этих 3х чакр у вас. 
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Виранатха от Август 20, 2008, 18:20:20
Адеш!
Шивананда, а Вам не приходила мысль, что это же тонкий план, следовательно, чакры могут находиться где угодно. Каждые народности придумывают свои трактовки того, что и как должно располагаться в тонком теле. Ну это моя мысль, может у Вас есть какие-то лучшие соображения. Для медиков так вообще все чакры, каналы, коши - не более, чем шарлатанство, так как они не могут доказать их существование с помошью приборов. Если они что-то и подтвердят, то может быть какие-то биополя, но ни один прибор не изобразит, к примеру, в муладхаре четыре лепестка, скульптурку Ганеши или Брахмы, желтый квадрат, т.е. символ элемента земли. Видимо, поэтому современные парапсихологи на место чакр спроецировали просто цветовые шарики, с соответствиями по радуге, и говорят, что у кого-то это даже работает. Но я все таки думаю, понятие чакр, кош и т.п. не стоит игнорировать, как бы это все не опускали "адекватные" йога-терапевты, определяя подобные понятия как "шизотерику". То, что физический план зависим от психического и наоборот, так это, думаю, вполне очевидно, даже для материалиста. Ведь существует же даже профессии психологов, котрые решают духовные, психоневролгические проблемы и т.п. А Вы-то что сами думаете? 
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: लोटा बाबा от Август 20, 2008, 18:57:15
Адеш!

В ранних классических текстах манипуру называют так же набхи-чакра (пупковая), и такое встречается часто. Как я считаю, муладхара находится где-то между гениталиями и анусом. А вообще, думаю, прочувствовать, где что, можно только практикуя пранаяму и мудры, потому что мудры запечатывают энергию в те области, что находятся в чакрах. А для этого йоги рекомендуют направлять внимание на адхары (такие точки, которые используются в практике мудр), и они часто соответствуют чакрам. Одна из адхар, муладхара, расположена между гудадхарой (анусом) и медхрадхарой (половыми органами). Уддиянадхара, похоже, и есть свадхиштхана, соответствующая пространству выше муладхары и ниже набхи (пупка) или манипуры. С чакрами и правда много всего непонятного. Я думаю, что это понятие взято из тантры и шактизма, а так как тантра многолика, то и трактовки чакр плавают. Причем практики, подобные йоге, есть, например, в тхераваде, как те, что с дыханием анапанасати, но у них о чакрах вообще речи не идет. Верно говорил товарищ Гурджиев, советуя разобраться с простыми вещами, которые мы думаем что знаем, а на самом деле знаем плохо. Честно говоря, я так и не встретил книг, исчерпывающе объясняющих, что же такое чакры. Как правило, все - сплошные повторы каких-то одних и тех же идей, как заезженная пластинка. Хотелось бы чего-то глубокого, с подробным объяснением энергоструктуры и т.д. Мне, пока что, понравились объяснения чакр и грантх, которые как-то давал Гуруджи на семинаре. Например, о разрушении (растворении) грантх при пробуждении Кундалини, вот такого в книгах я не встречал. Я считаю, что надо разобраться в том, что такое энергоструктуа, энергообмен внутренний и внешний, возможно, тогда и станет ясно, что такое чакры, где они и какие должны быть.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Виранатха от Август 20, 2008, 19:18:04
Ну мне кажется, что с расположением грантх дело обстоит еще сложнее, чем с чакрами. Вот, например, место брахма-грантхи, по одним текстам, в муладхаре, а по другим - в анахате, а в некоторых системах вообще может последовательность меняться. В крийя-йоге рудра-грантхи - в муладхаре, а брахма-грантхи - в вишуддхе. Наверное, это связано с переплетениями каналов иды, пингалы и сушумны, которые есть везде, ну и поэтому локализация грантх может быть везде. В зависимости от того, где какая из гун преобладает. Кстати, вот интересно было бы узнать, есть ли понятие грантх в ваджраяне? То, что есть чакры - это ясно. Может, грантхи  - это понятие, связанное чисто с индусской тантрой и йогой? Чакра - это скопление многих каналов или пересечение каналов, точка максимального напряжения и аккумуляции праны. И действительно, в чакрах есть что-то необычное, интересное это явление.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: लोटा बाबा от Август 20, 2008, 20:25:10
Адеш!
Вот уж не скажите, Виранатха, если почитать каулические тексты, то там порой чакры описаны в таком духе: "созерцай лотос из 10.000 лепестков, над ним 100.000 лепестков" в голове или с 32 и 64 лепестками, ну еще такие описания чакр совсем не вяжется с привычной схемой из 6-9 чакр и описанием их янтр. Лично мне кажется, что и грантхи, и чакры - это понятие настолько нестабильное, что даже сложно сказать, с чем из них дело обстоит сложней. Про схему с рудра-грантхой в муладхаре слышал, ну тройственности, двойственности иллюзий мешают пробуждению, нужна ровная и стабильная среда, в принципе, суть ясна.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Alakh от Август 20, 2008, 20:53:22
Адеш участникам темы!
Выскажу свои соображения. Я полагаю, что где чувствуешь центрирование энергии, там и чакра. Смотрите, бинду - это центрирование всего микрокосма, сушумна - в целом всей энергоструктуры человека, бинду каждой чакры - это центр концентрации каналов в этой области, ну и чакр. Нужно просто отследить, где наиболее тонкие ощущения, там будет чакра. Но если вы не знаете всех классических источников и тонкостей, то можно попробывать таким макаром - интуитивно.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: लोटा बाबा от Август 20, 2008, 21:18:04
Адеш, Алакх!
Но Вы не думали о том, что, центрироваться может и несовершенный ум, на чем угодно или ощущения могут казаться сегодня тонкими в одном месте, а завтра в другом, с этим то как быть? Тем  не менее основная идея мне ясна, я в принципе в таком ключе со своей "энергетической формой" и работаю, с внешней сферой и с центром. Собственно, это и есть классический вариант.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: shivananda от Август 20, 2008, 22:47:11
 Адеш!
К сожалению, никто не говорит про свой личный опыт прощупывания этих чакр. В основном только общие слова и общеизвестная теория. Хочу разобраться с этим т.к. в медитации верхние 4 чакры ощущаются хорошо, в отличие от нижних. А при работе с нижними - энергия тоже ощущается, но, как я говорил, специфически. Например при рецитации биджи РАМ, при чтении чуть выше пупка, возникает сильное ощущение сокращения мышц пресса, стягивания и центрирования энергии. Если же, концентрироваться строго в пупке, с мантрой или даже без - то появляется совершенно другое особое чувство - пустоты и наполненности, транса... Если же в солнечном сплетении, то "жжетсо" и горит желтый кругляшок с диаметром 6-7 см...
Вероятно там тоже находятся другие чакры, например дон Хуан, говорил про центр Воли - пупок, с помощью которого он манипулировал энергетическими щупальцами. Вопрос, по моему мнению очень тонкий и интересный.
Так что прошу привносить всех именно свой личный опыт, пусть не так заумно как в книжках, но жизненно.  :wwink:
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Alakh от Август 21, 2008, 10:51:41
Я, конечно, не Гуру, но немного скажу по поводу написанного Шиванандой. Возможно, помимо набхи-чакры или манипуры, есть еще ближайшие по рассположению, сурья-чакра допустим, она в районе солнечного сплетения. Может быть по этой причине и такие ощущения, что энергия активировала этот центр.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: लोटा बाबा от Август 21, 2008, 11:08:24
Адеш!
Мне вот интересно, я вижу, тут темы чакр, Шри Видьи, 10 Махавидий обсуждаются, ну вопрос связи с этим назрел. Относительно связи Махавидий с чакрами, я встречал кое-какие соотношения в Книге Девида Фроули "Тантрическая мудрость Богинь", но есть источники, где Махавидьи и чакры по-другому соотносятся. От чего это зависит, от различий конкретных школ или есть какие-то более широкие законы? 
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Август 22, 2008, 14:29:30
Адеш!

Мне вот интересно, я вижу, тут темы чакр, Шри Видьи, 10 Махавидий обсуждаются, ну вопрос связи с этим назрел. Относительно связи Махавидий с чакрами, я встречал кое-какие соотношения в Книге Девида Фроули "Тантрическая мудрость Богинь", но есть источники, где Махавидьи и чакры по-другому соотносятся. От чего это зависит, от различий конкретных школ или есть какие-то более широкие законы? 

Махавидьи, как любые другие аспекты Богини и не только Богини, все Божества могут пробудить любую из чакр. Все зависит от восприятия Божества или, говоря иначе, от того, какова ваша бхава, с ним связанная. Например, в Шри Видье, в Лалита-сахасранаме, перечисляются аспекты Лалиты, которые не только соответствуют всем чакрам, но даже дхату в теле, нади, грантхам и т.д. Тем не менее, есть и такие люди, которые предпочитают связывать Трипура Сундари с аджня-чакрой, кандой в муладхаре и т.д., кому как удобно. Так же и любое Божество, у него много проявлений. В зависимости от уровня преданности Божеству и можно говорить, насколько оно с вами связано. По идее, высший уровень - когда вы и Божество полностью становитесь одним целым, на более простом уровне оно пробуждает ту или иную чакру. В процессе садханы, например, при пурасчаране, в вас могут происходит разные изменения, на уровне пробуждения разных внутренних энергий, для этого и требуется какое-то время начитывать мантру, выполнять пуджу, хому, тарпану, марджану, брахма-бходжан, или же усиление бхавы за счет вамачарского ритуала. Такова практика реализации мантры и Божества в ней. Все это вспомогательные средства.
У Натхов в шабар-тантре, все ускоряется через очищение каналов, интеграцию чакр, а так же через личную более детальную коррекцию со стороны Гуру, через гуру-йогу. Хотя, в принципе, результат тот же - вы, полностью реализовав мантру, на всех уровнях сами превращаетесь в Божество и реализуете его сиддхи.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Антари от Июль 01, 2013, 22:19:34
Скажите, пожалуйста, у натхов есть йогические упражнения, связанные с гуру чакрой?
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 04, 2013, 00:18:11
Есть, эта чакра связана с почитанием Гуру, в «Гхеранда-самхите» она описана, и описана ее практика. В 12 лепестках этой чакры надо медитировать на 12 слогов мантры, которая в тантре называется Наватма-бхайрава мантра, она связана с почитанием тантрического Гуру, с медитацией на солнце и луну как символы Шивы и Шакти. Обычно это используется в почитании Гуру и его Шакти, есть такая известная тантрическая мантра и связанные с ней практики. В Шривидье активно это практикуют с получением медха-дикши. Но вряд ли об этом что-то есть в рунете, если я напишу – после меня появится, как это и бывает всегда. :016:
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Антари от Июль 04, 2013, 01:36:09
Спасибо.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Ocean от Апрель 07, 2015, 07:03:36
Намасте, Гуру джи! Подскажите, пожалуйста, насколько актуально начинающему медитировать на чакры и что бы Вы посоветовали в этой связи. Заранее спасибо  suns
Название: Re:Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 12, 2015, 23:45:47
Намасте, Ocean!

Намасте, Гуру джи! Подскажите, пожалуйста, насколько актуально начинающему медитировать на чакры и что бы Вы посоветовали в этой связи. Заранее спасибо  suns

Нужно, чтобы сознание не отвлекалось на стандартные ощущения в теле, для этого надо чистить как сознание, так и тело, энергетические каналы. Полезно как можно больше раскрепостить тело от зажимов, например, через практику асан, далее, очищать каналы через пранаяму, а сознание – через регулярное служение Гуру, слушание его сатсангов (шравану). При чистых нади, бандхи очень легко сосредотачивают прану и сознание в чакрах и сушумне. Когда пратьяхара станет нормой, тогда дхьяна на чакры станет результативна.

Относительно "начинающих" и "продолжающих". Люди очень разные, каждый по-своему: кто-то открывается для глубокого опыта чуть ли не мгновенно, а кому-то сложно, требуется менять мировоззрение – как правило, от сознания все зависит. Если человек быстро открывает для себя дхьяну и легко, то ему незачем много времени дальше заострять внимание только на подготовке, надо глубже идти в суть (таттву). Но если кому-то говорить об очень тонких и сложных процессах, а он прикован к бытовому уровню, это не будет уместным, такому человеку лучше заняться "технарством" на данном этапе. Тем не менее, фактически все люди привязаны к телесности и все способны чувствовать тонкое, просто у каждого акценты на что-то больше смещены. Тот, в ком "телесность" превалирует, может больше с ней разбираться и делать немного созерцание, а тот, кто легко и естественно способен погружаться в созерцание, может наращивать его глубину, но и не забывать о теле.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Всеволод от Январь 28, 2019, 13:34:26
Адеш, Гуруджи!

Не могли бы вы пояснить, почему манипура-чакра имеет такое название? Относительно остальных много информации, и на русском, и на английском, а про манипуру все пишут так, как будто никто этого просто не знает. Пишут, что "мани" - означает "драгоценный камень", но никто не пишет почему, видимо никто и не знает. Даже в такой, казалось бы, полной, в плане описания чакр книге, "Лайя-йога" Шьямасундара Госвами, написано, что "город драгоценностей", но почему, непонятно.

Заранее спасибо!

Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 28, 2019, 15:31:24
Аширвадам!

На английском, если честно, мне тоже не встречалось, на русском тем более. Наверное, тем, кто знает санскрит, это просто не интересно, чтобы поискать в текстах.

Самое первое упоминание этой чакры мне встретилось в одной из сутр Патанджали, и, что самое интересное, там впервые этот центр назван термином "чакра", вопреки расхожему мнению, что система чакр появилась намного позднее Патанджали. Однако как "чакра", в отношении центров, там упоминание всего лишь об одной пупочной чакре. И, конечно же, это не такое детальное описание чакр, как в тантрических текстах и отображающих их йогических (таких, как натховские и др.):

नाभिचक्रे कायव्यूहज्ञानम्॥२९॥
nābhicakre kāyavyūhajñānam||29||

[Посредством самьямы] на пупочной чакре (नाभिचक्रे nābhicakre) обретается знание о структуре тела.

Как я понимаю, это связано с тем, что в этом центре соединяются все энергетические каналы, которые распространяются во все части тела. И Патанджали также упоминает о нади в другой сутре. Очевидно, тогда уже знание о каналах существовало, просто в сутрах нет их детального описания.

Относительно термина मणि maṇi и पूर pūra в текстах определение все же есть. Насчет पूर pūra все более-менее очевидно, это область или обитель, а вот относительно मणि maṇi развернутых объяснений в англоязычной литературе мне не встречалось. Но есть в санскритских источниках, в śrīmadbhāgavata purāṇa (37), также этот текст скопирован в других источниках, например в «Гаутамья-тантре» (глава12, шлока 47), она же цитируется Брахадтантрасарой (глава 5):

मेघाभं विद्युदाभञ्च बहुतेजोमयन्ततः ।
तत्पद्मं मणिवद्भिन्नं मणिपूरं तथोच्यते ॥

meghābhaṃ vidyudābhañca bahutejomayantataḥ ।
tatpadmaṃ maṇivadbhinnaṃ maṇipūraṃ tathocyate ॥

"Этот лотос (чакра) цвета облака и полон обильного сияния.
Тот лотос подобен сиянию драгоценного камня, потому и зовется манипурой".

Т.е. тут явное указание на способность драгоценного камня к свечению तेजस् tejas. Также во многих Тантрах драгоценные камни, помимо своей ценности, имеют много другой символики, такой как крепость и нерушимость, в метафорическом смысле - это определенные состояния сознания высокого уровня. В некоторых Тантрах это психофизические флюиды и субстанции, которые тоже связаны с очень высокими и глубокими состояниями сознания, как сути всех форм. Если же на этот центр посмотреть с физиологической точки зрения, то это область пищеварительного огня, но в метафизике индуизма джатхарагни и вайшванара имеют все-таки универсальное значение. Вайшванара собой пронизывает вселенную, потому он - огонь и жизнь внутри всего сущего, соответственно, через этот центр в состоянии самопожертвования мы постигаем сущность, которая сияет в каждом человеке. Эта сущность - мы сами и сеть, однако она существует внутри каждого. Как человеческие существа мы все имеем одинаковые руки, ноги, голову и прочие структуры, потому что мы так откуда-то свыше запрограммированы, закодированы. Медитируя на этот центр и постигая эту особую сущность, мы сами для себя открываем этот универсальный код, получая знания о человеческом теле, о чем и говорит Патанджали.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Всеволод от Январь 28, 2019, 20:44:55
Адеш, Гуруджи!

Огромное спасибо, есть над чем поразмышлять. Если у вас будет время, хотелось бы еще разобраться с термином "аджна". Чаще всего встречается перевод, как "воля" или "приказ", если "воля" у нас ассоциируется с Шивой, то "приказ" - больше с армией и кстати, "Адеш" тоже часто как "приказ" переводят. Вроде бы йога избегает войны и больше за ахимсу, а тут такое вот значение. Может я проецирую свое мирское видение, у меня на тему "приказа" возникают противоречивые мысли.   
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Февраль 01, 2019, 00:56:27
Огромное спасибо, есть над чем поразмышлять. Если у вас будет время, хотелось бы еще разобраться с термином "аджна". Чаще всего встречается перевод, как "воля" или "приказ", если "воля" у нас ассоциируется с Шивой, то "приказ" - больше с армией и кстати, "Адеш" тоже часто как "приказ" переводят. Вроде бы йога избегает войны и больше за ахимсу, а тут такое вот значение. Может я проецирую свое мирское видение, у меня на тему "приказа" возникают противоречивые мысли.

Я думаю, что ответ на этот вопрос достаточно прост. Традиционно в Индии, чтобы родиться вайшью, в предыдущей жизни надо реализоваться как шудра, чтобы родиться кшатрием, надо до этого родиться вайшью. Чтобы стать брахманом, нужно дорасти до этого, побыв и кшатрием, и всеми, кто шел до этого эволюционно. Другое дело, что, может, некоторые в прошлой жизни могли быть животными и в этой родились людьми с недалеким умом. Если в прошлой был дятлом, например, и не далеко от него эволюционировал, то, наверное, это может сказаться и на этом воплощении.)) Но шутки шутками, а если серьезно, то кто такие йоги и с какой группой людей они больше ассоциируются? С санньясинами или садху. Понятное дело, что йогины бывают и семейные, но это уже вопрос тонкостей, кого и кем надо считать садху. Термин «садху» может иметь массу значений, но в целом это указывает на человека совершенного, эволюционно зрелого, это точно не дятел и не баран, точно не холоп, не лоботряс, точно не раздолбай и т.д. Хотя, конечно, жизнь полна парадоксов, и среди тех, кто вступает в ордена садху, могут быть и такие, кто духовно не далеко ушел от уровня "ослов". Но речь не идет о том, как это бывает в кали-югу, речь о том, как должно быть на самом деле. В основном ведическая традиция, которая ориентировалась на грихастх, не сразу в себе интегрировала шраманскую (монашескую), аскетическую. Мы вот тут в одной из тем обсуждали концепцию Ишвары, которая встречается уже в Упанишадах, отчасти в Араньяках и Брахманах, чего еще не видно в ведических самхитах. А для кого были созданы Упанишады, например, или даже Араньяки? Для тех, кто уходил в лес, т.е. для "яти", "тапасви", всех тех, кто и ассоциируется с санньясой. И именно источники, потом вошедшие в канон шрути, Упанишады больше всего ассоциируются с йогой. Потому что Упанишады - это не что иное, как выявление внутренней сути Вед, это в большей степени эзотерическое знание, они и легли в основу Веданты (завершения, или сути, Вед). Это некая "овнутренная" практика того знания, что было в Ведах, и Упанишады в основном для санньяси и предназначались. Я уже сказал: кого считать санньяси - это вопрос непростой, особенно сейчас, но если посмотреть на суть этого явления, то мы можем сказать точно, что это – эволюционно зрелая душа. Это – душа, которая прошла большой путь и приблизилась к освобождению. Традиционно именно брахманы и санньяси являются теми, кто к освобождению ближе всех. Но кто эти люди, кого они в последнюю очередь оставили позади? Они оставили кшатриев. Отсюда напрашивается следующий вывод: разве может человек, который не прошел войну и дисциплину, связанную с предельной концентрацией и ответственностью, стать выше кшатрия?  Конкретно брахманом и тем более садху или йогином? Давайте честно посмотрим, в каком мы с вами мире живем в эту югу. Честно посмотрите, давайте без лжеморали и ханжества. В мире войны, крайней жесткости и асуризма. Может, кто-то чего-то не увидел и не понял, но это его проблемы, значит, и видеть и понимать этот мир его заставит, лишив его "детской радости". Ну а тем, кто уже повзрослел, я думаю, что надо объяснять, каков этот мир. Если ты не хочешь быть жертвой в этом мире, нужна предельная дисциплина, ответственность и предельная безжалостность к своим слабостям, слабостям своих близких. Что касается врагов и недоброжелателей, насчет них все проще, они вам сами не дадут расслабиться.

Поэтому если вам йогины кажутся выше и беззаботнее кшатриев, не обольщайтесь внешней видимостью их беззаботности. Этим нельзя обольщаться, так же как, например, не обольщаются некоторыми словами дипломатов или политиков. Если они пожимают руки и называют вас "партнерами", это не говорит о том, что они не готовы вас сожрать с потрохами при первом удобном случае, как только они увидят, что вы повелись и дали слабинку. Так и йогины, они отказываются от каких-то "выгод" не потому, что это просто "дань традиции санньясы", а в первую очередь потому, что у них нет иллюзий на тему того, кто такие люди. Даже если у йогина поведение не выглядит подобным дисциплине и беспрекословному подчинению солдата, это не значит, что в них этого нет. Просто в них это на куда более высоком уровне, а "невидимость жесточайшей дисциплины" только говорит о том, что она намного выше. Не надо думать, что йогины глупее кшатриев, что-то про "розовые сопли", "любовь, добро" и прочие этикетки, которые люди понимают (вернее, не понимают вообще) примитивно.

Да, аджна - это приказ, именно, и адеш – тоже приказ, а как вы хотели? То, что солдат умирает физически, совершая подвиг, это очень высокое самопожертвование. Но при каких обстоятельствах и как это происходит, это другой вопрос. Йогин же умирает не просто физически, он умирает сущностно, для него внешняя форма меньше имеет значение, нежели то, что происходит на уровне его сознания или подсознания. Безусловно, есть разница между кшатрием и йогином, но эволюционно у него есть уже наработки и кшатрия, и для йогина такие формы дисциплины точно не проблема.

Конечно, вы можете встретить, например, тексты, где есть предписание практик йоги и для кшатриев, и для вайшью и даже для шудр или вообще для тех, кто вне варн. Например, в «Джога-прадипике» есть рекомендации для пранаямы и т.п. Однако в целом йога - это йога, это дисциплина, и нужна она для того, чтобы "выдернуть" человека из того уровня, в котором он завис. Йога - это общая тенденция к эволюционированию, и в каждом случае настолько, насколько это возможно конкретно для данного случая. Но, я повторюсь, это дисциплина, предназначенная явно не для таких явлений, как "йога для дам с собачками", "йога с пиццей", "йога в сауне", "йога на велосипеде" и т.д. Просто сейчас, когда появилось много всякого бреда, выдаваемого за йогу, произошло и немало подмешиваний в практику и мировоззрение, где требуется осознанность и ответственность, элементов, противоположных этому. Много всякого рода "лакшерис", физических, психологических, намешанных на расслабляющих восприятие сентиментах, то, что замутняет трезвость человека.

Аджна связана с очень серьезным самоконтролем, самопожертвованием, мудростью, включением всей своей психофизики. Тот, кто не является полноценным дисциплинированным, ответственным учеником, его Кундалини не сможет пройти уровень выше аджны. Выше аджны находится Гуру-чакра, она описана в «Гхеранда-самхите», в стхула-дхьяне. Т.е. это уровень полной отдачи себя Гуру, и тогда, когда нет эго, вы выходите в сахасрару, за пределы формы.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Всеволод от Февраль 09, 2019, 15:48:01
Адеш Гуруджи!

Огромное спасибо, очень интересно. В вашей книге по двадашанте, я нашел упоминание "сукшма-чакр", которые также известны, как двадашанта, и упомянут даже текст натхов "Горакх-бодх". Но это только один текст, который на хинди, и явно поздний. Есть ли еще какие-то тексты Горакшанатха такого плана?

Дханьявад!
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Февраль 13, 2019, 05:07:19
Краткое упоминание двадашанты встречается в «Горакх-сабади»:

अरघंत कवल उरघंत मध्ये, प्रांण पुरिस का बासा|
 द्वादस हंसा उलटि चलैगा तब हीं जोति प्रकासा ||

araghaṃt kaval uraghaṃt madhye, prāṃṇ puris kā bāsā|
dvādas haṃsā ulṭi calaigā tab hīṃ joti prakāsā || ( 81)

«Из нижнего (अरघंत) лотоса (कवल) с жизненной силой (प्रांण) высшая душа (पुरिस का बासा), находящаяся внутри центрального канала (मध्ये), восходит вверх (उरघंत).
Двигаясь напротив (उलटि चलैगा) расстояния, измеряемого двенадцатью пальцами [жизненными энергиями](द्वादस हंसा), именно тогда (तब हीं) сияние раскрывается (जोति प्रकासा)».

Тут, конечно, надо пояснить, что термин «хамса», который в «перевернутом виде» является мантрой सो ऽहम्  ‘so ham" (Я есть он), очень символичен. Буквально его переводят как «лебедь». На мой взгляд его неплохо разъяснил Ади Шанкарачарья, проведя параллели между лебедем и солнцем. Лебедь может путешествовать по небу, а также способен погружаться в воду. Похожим образом солнце, что является источником жизни и света, способно подниматься в небо на восходе и заходить на закате. В целом, солнце и источник праны, также символизирует собой Атман, в ведизме поклонение солнцу связывают с мантрой Гаятри, которая очищает душу и побуждает интеллект. По той же причине некоторые йогические тексты мантру सो ऽहम् ‘so ham’ также называют «Гаятри», несмотря на то что она по своему метрическому размеру (чандас) Гаятри может не соответствовать. Мне также встречались интерпретации мантры सो ऽहम् ‘so ham’ как то, что является सहज sahaja – как (स-ह) и ज - врожденным и естественным. Это метафорический способ трактовки букв санскрита, наподобие того как, например, объясняют термин «ха-тха» как символ солнца и луны. Хотя सहज sahaja буквально переводится как सह «с» или «вместе» ज «врожденным», т.е. «действие, сопровождающее ваше естество». Мантру सो ऽहम् называют аджапа-джапой, так как повторение происходит без специальных усилий, можно сказать, это «практика без практики» निरुपाय nirupāya.

Кстати, там следующая шлока дает интересное определение асане, я и ее перевел бы и прокомментировал, как найдется время.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Всеволод от Февраль 13, 2019, 10:55:59
Адеш, Гуруджи!

Очень интересно. Огромное спасибо за перевод и за такой интересный комментарий. Если не сложно, Вы могли бы пояснить эту часть:

Цитировать
Двигаясь напротив (उलटि चलैगा)

Что подразумевается под "напротив"? Верно я понимаю, речь идет о двадашанте от кончика носа?

Цитировать
Кстати, там следующая шлока дает интересное определение асане, я и ее перевел бы, и откомментировал, как найдется время.

Это было бы великолепно, так как судя по всему текст непростой, с глубоким символизмом.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Февраль 13, 2019, 12:39:07
Цитировать
Двигаясь напротив (उलटि चलैगा)

Дело в том, что термин उल्टा (ульта), особенно в том виде, как в этой шлоке, может иметь массу значений. Буквальный перевод - «напротив» и «обратно». Тут может быть значение «напротив вас», вы верно заметили, от кончика носа на расстоянии 12 пальцев. Но двадашант несколько, это может быть и «антар-двадашанта» т.е. воздух, входящий внутрь. В этом случае «ульта» также можно перевести не как «напротив», а как «обратно». Оба варианта будут верными, также исходя из того что и внутренняя и внешняя двадашанты взаимозависимы. Можно также это соотнести и с верхней двадашантой, если пространство над брахмарандхой, где раскрываются энергии всей вселенной (брахманда), считать противоположной пинде (вам, как микрокосмосу).

Текст, конечно, очень глубокий, могу немного поделиться своим видением такого рода изложения. Подобные тексты несколько поздние, и, к сожалению, вследствие своего высокомерия многие их недооценивают. Они были составлены уже после того, как самые разные традиции сформировали очень богатый эзотерический материал. Видимо, на базе таких вот массовых трендов и возникла потребность коротко охватывать сразу несколько сутей. В любом случае, то, что многие нынешние переводчики упрощают суть таких текстов, а некоторые последователи традиций просто игнорят, говорит о том, что тексты эти составлялись теми, кто в теме шарили очень хорошо. А кому сейчас это нужно, те увидят то, что должны увидеть. Насчет асаны, может, еще что-нибудь интересное выберу и переведу, хотя, если честно, там что угодно можно брать и везде полно интересного.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Всеволод от Март 16, 2019, 15:20:27
Адеш Гуруджи!

Спасибо большое за ответ. А на каком языке или языках, диалектах написана Горакх-бани и многие мантры натхов? И какое там отличие от хинди? Про асаны было бы очень интересно.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 16, 2019, 17:11:07
Адеш!

В основном там браджбхаша и панджаби, различия можно увидеть на примере той шлоки, что я помещал, там браджбхаша. К примеру, у них вместо "ща" श используют स "са", потому вместо प्रकाशना / prakāśanā у них будет प्रकासा / prakāsā, или вместо द्वादश / dvādaś у них будет द्वादस / dvādas, а вместо शून्य / śūnya будет सुन्य / sunya. Еще часто вместо ख / kha бывает ष / ṣ, например, будет не गोरख / gorakh, а गोरष / goraṣ, как это в знаменитой шлоке:

मरौ वे जोगी मरौ मरण है मीठा |
जिस मरणीं मरौ जिस मरणीं गोरष मरि दीठा ||

marau ve jogī marau maraṇ hai mīṭhā |
jisa maraṇīṃ marau jis maraṇīṃ goraṣ mari dīṭhā ||

"О (वे /हे или रे/) йоги (जोगी / योगी), умри (मरौ / मरना), смерть (मरण) является (है) "сладостью" (मीठा), умри (मरौ) смертью (मरणीं), которой (जिस / от जो кто) умер Горакша (गोरष / गोरख), видь (दीठा / दृष्टि), воспринимай (मरणीं) через эту смерть."

Другие примеры: вместо अदेखि / adekhi (невидимый) будет अदेषि / adeṣi, или не अलख / alakh, а अलष / alaṣ. Вместо न / na у них используется ण / ṇa, например, после указанной выше шлоки идет следующая, где вместо आसन / āsan там आसण / āsaṇ, или в сабади там मांणिक / māṃṇik, в классическом хинди - это मानिक / mānik (рубин).

Там много и других замещений, например, क्ष / kṣа ख्य / khya или ज्ञ / jña на ग्य / gya.

В панджаби и браджбхаше много сходств с хинди, но есть и отличия. Например, в браджбхаше मैं / maiṃ (я) может быть также मैं / maiṃ, а может и हौं / hauṃ или हों / hoṃ. Допустим, в хинди को / ko там будет как कु / ku или कू / kū, часто как कौ / kau. मेरा / merā - в хинди, у них मेरौ / merau, मुझ को / mujh ko (मुझे / mujhe) - в хинди, а в браджбхаше будет मोहि / mohi , मुहि / muhi, मो / mo, मुज / muj, (कौ / kau). В хинди हम को / ham ko или हमें / hameṃ, а в браджбхаше हमैं / hameṃ, हम / ham, हमौं / hamauṃ, हमन / haman, (कौ / kau) и т.д. Там очень много деталей, все это непросто. Я думаю, что мы это будем разбирать на нашем курсе, чтобы понимать значения шабар-мантр, в одном посте с наскока это точно нереально разобрать. Многие-то и стандартный хинди не знают, а кто-то и деванагари, не говоря уже про грамматику, так что для большинства работы тут непочатый край.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 16, 2019, 19:06:37
В «Горакх-бани» встречается несколько раз упоминание "асаны".

आसण बैसिबा पवन निरोधिबा थांन मांन सब धंधा |
बदंत गोरषनाथ आतमां विचारंत ज्यूं जल दीसै चंदा || ८२ ||

āsaṇ baisibā pavan nirodhibā thāṃn māṃn sab dhaṃdhā |
badaṃt goraṣnāth ātamāṃ vicāraṃt jyūṃ jal dīsai caṃdā || 82 ||

"Сев (बैसिबा) в позу (आसण), подчини, успокой (निरोधिबा) жизненную силу (पवन), внешнюю среду нахождения (थांन), свой социальный образ (मांन), все мирские активности (सब धंधा) |
Горакшанатх говорит (बदंत गोरषनाथ): "Постигая себя или Атман (आतमां विचारंत), подобно тому как (ज्यूं) луна (चंदा) отражается (दीसै) в воде (जल) ||"

आसण दिढ अहार दिढ जे न्यंद्रा दिढ होई ||
गोरष कहै सुणौ रे पूता मरै न बूढा होई || ||

āsaṇ diḍh ahār diḍh je nyaṃdrā diḍh hoī ||
goraṣ kahai suṇau re pūtā marai na būḍhā hoī || 125 ||

Позиция, место нахождения (आसण), должна быть урегулирована, стабильна (दिढ), питание урегулировано (अहार दिढ), тот, кто (जे) спит (न्यंद्रा), должен быть (होई) отрегулирован (दिढ) в этом.
Горакша говорит (गोरष कहै): "Слушай (सुणौ), о (रे) мой духовный сын (पूता). Тогда, не (न) будет (होई) старости (बूढा) и смерти (मरै).

Благодаря Горакшанатху, многое становится понятным и в отношении описания асаны в «Йога-сутрах» Патанджали. Позволю себе дать пояснения.

स्थिरसुखमासनम् ॥४६॥

sthira-sukham-āsanam ||46||

"Положение (आसन) должно быть стабильное (स्थिर) и (с совершенным внутренним пространством) सुख."

Сам термин "асана" (आसन) происходит от корня आस्, который может иметь несколько значений. Основное - это 'сидеть' или 'сидение', однако также может означать 'место сидения', 'пространство'. Еще आस् можно перевести и как "находиться, пребывать или жить в чем-либо, где-либо", что может указывать и на само дело. Т.е. это может быть душа, находящаяся в теле как пуруша, 'пура' - тело и 'уша' - что пребывает в теле. Так, например, когда мы призываем Божество, мы предлагаем ему место для сидения. Таким образом, тексты натхов часто говорят, что тела всех живых существ были созданы Шивой и асаны все были созданы Шивой, сколько асан - столько и воплощенных существ. Главных асан и воплощенных душ 84 (Сиддха-пуруш или натхов, познавших в себе или себя как Шива-сварупу).

Далее, термин "сукха" सुख многие переводят очень поверхностно и даже на "спортивный лад", как "удобная" или "комфортная" поза. Но я думаю, что для лучшего понимания надо заглянуть в этимологию термина. Термин состоит из префикса सु, что означает нечто хорошее, совершенное и ख - "пространство". Т.е. если в психофизике есть блокировки, то вы свое тело осознаете как негативное пространство "духкха" दुःख, противоположное "сукха". При практике "асаны" вы освобождаетесь от блокировок и, таким образом, становитесь чистым пространством, самое чистое пространство - это пространство Атмана. И когда ваши мысли и тело его отображают, они становятся стабильными (स्थिर). Это все и есть то, о чем говорил Горакшанатх, что тело, когда размышляешь об Атмане (он ведь неизменен, вечен), становится подобным воде, отражающей лунный свет (Атман). Если тело и отображает Атман, свое естество, то оно становится ему подобным, отображая его стабильность. Можно и дальше разбирать шлоки из разных текстов и другие две сутры Патанджали, посвященные асане. Но я предлагаю каждому самостоятельно этим заняться. Так как пищи для ума и души хватает.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Amitanath от Июнь 20, 2019, 09:13:32
Адеш!
Интересно, иногда встречается в Шривидье упоминание о двух сахасрарах: одна - широко известная, расположенная в области макушки, а вторая - у стоп. Гуруджи, расскажите пожалуйста, почему именно две сахасрары, и как они связаны между собой и с другими чакрами? Да и само расположение чакры в области стоп тоже интересный аспект.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 20, 2019, 23:34:46
Адеш Амитанатх джи!

Это важный вопрос, потому что эти две сахасрары являются двумя крайними точками в нашей психофизике. С одной стороны, сахасрара, означающая "тысяча лепестков лотоса", независимо от того, нижняя она или верхняя, указывает на формы энергий. Однако сахасрара, например, на макушке - это еще и пустотность. Будь это верхняя сахасрара или же нижняя, между которыми происходит процесс разворачивания творения или поглощения, они обе - одна реальность. Между ними есть разные уровни творения и поглощения одновременно, мы должны осознавать в любой из чакр этот Абсолют. Однако эти две крайние точки наиболее важны, потому что по сути это врата в один и тот же Абсолют, они связаны и с "пустотой", и с "полнотой" одновременно.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Nastasya от Июнь 26, 2019, 10:29:35
Намасте! Спасибо большое, Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу за такие глубокие ответы и участникам за вопросы  suns

Очень интересно про сахасрару, подскажите, пожалуйста, так как это две крайние точки психофизики, можно ли считать, что это точки где микрокосм «соприкасается» с макрокосмом, по смыслу это тоже самое что и врата в Абсолют? Можно ли сказать что это места "соединения" Атмана и Параматмана?

И такой еще вопрос, если одна сахасрара связана с пустотностью, означает ли это: что вторая связана с полнотой? Можно ли сказать что они связаны с Шивой и Шакти?
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 27, 2019, 00:47:33
Адеш!

Вообще, второстепенные центры есть и в верхней сахасраре, а именно двадашанта, подобным образом есть сферы, связанные с муладхарой. Конечно, мы можем условно сказать, что "внизу" полнота и Шакти, а "вверху" - пустота и Шива, но это все формально, все же знают, что одно не может быть без другого. Нижние центры все больше и больше связаны с материей, но внутри материи находится пустота, и эта пустота пульсирует, она и есть Кундалини. То же самое вверху, там, где брахмарандхра, там нет рамок между временем и пространством, там весь космос, вся брахманда, мы там видим тоже пульсирующий свет. Там покой, внутри которого живой свет, который и есть нектар. Эти две точки, по сути, двери в одно и то же измерение вечности, там только одна бесконечность. Истинная практика йоги только на это и направлена, вы не встретите ни одной аутентичной практики йоги, которая не была бы с этим связана.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Spring от Октябрь 08, 2019, 12:41:52
Подумала, что возможно есть связь с почитанием стоп Гуру - того, что в области стоп находится вторая сахасрара-чакра.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 09, 2019, 10:28:24
Подумала, что возможно есть связь с почитанием стоп Гуру - того, что в области стоп находится вторая сахасрара-чакра.

Эти две сахасрары (урдхва и адхах) связаны с акула (Шивой) и кула (Шакти), Шива - единство и пустота, Шакти - множество и полнота. Вместе они порождают реальность - кулакула (единство пустоты и полноты), т.е. всю проявленную вселенную, в нашем теле это микрокосмос. Но так как все творение на любом из уровней - это сочетание скопления тех или иных энергий внутри пустоты, то через любой из этих уровней вы можете выявить пустоту.

Что касается "стоп Гуру", есть т.н. гуру-чакра, которая находится в основании верхней сахасрара-чакры. Она состоит из 12 лепестков, которые представляют из себя сочетания мантр Шивы (Наватмы) и Шакти, что символизирует собой основные элементы вселенной. Там же обычно и визуализируются стопы, которые напоминают треугольник и представляют из себя единство (мишрита) солнца и луны, это называется Чарана-видья. Считается, что до тех пор, пока садхака не найдет Садгуру (того, кто является реализованным Сиддха-пурушей) и не обретет преданность ему, пройти через эту чакру в сахасрару ему будет очень сложно, он не обретет полноценный духовный опыт. Казалось бы, какая-то маленькая чакра в области головы, а с таким большим процессом связана, можно даже сказать – самым важным из всех, какие только существуют.
Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Aniruddha от Март 13, 2022, 22:40:02
Адеш!
Мне вот интересно, я вижу, тут темы чакр, Шри Видьи, 10 Махавидий обсуждаются, ну вопрос связи с этим назрел. Относительно связи Махавидий с чакрами, я встречал кое-какие соотношения в Книге Девида Фроули "Тантрическая мудрость Богинь", но есть источники, где Махавидьи и чакры по-другому соотносятся. От чего это зависит, от различий конкретных школ или есть какие-то более широкие законы?


Адеш!

В отечественной интернет-сети ходит вот такая информация - версия как Махавидьи соотносятся с Чакрами:

Муладхара — Кали — красный цвет
Свадхистхана — Тара — оранжевый
Манипура — Чхиннамастика — желтый
Анахата — Бхуванешвари — зеленый
Вишуддхи — Бала Трипурасундари — голубой
Аджня — Дхумавати — синий
Сахасрара — Багаламукхи — индиго

Матанги, Камала и Бхайрави — Пустота

Название: Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 14, 2022, 03:24:34
Адеш, Aniruddha!

Я знаю, кто это в России составляет. Во-первых, разбивка чакр по цветам радуги не встречается в тантрах, йога-шастрах, пуранах, это придумано западными "эзотериками". И во-вторых, пока нет ссылок ни на какие аутентичные тексты, такой расклад Махавидий на чакры можно рассматривать не больше, чем русское народное творчество. Например, с чего они решили, что Багаламукхи именно сахасрара, а не муладхара, допустим, или почему Трипурасундари -  вишуддха, а не аджня или сахасрара? Вы сами можете так же на свое усмотрение их расставлять как вам нравится, "аутентичности" будет ничуть не меньше, чем в подобной инфе из интернета. Надо чтобы это подкреплялось реальными аутентичными текстами или, если действительно это какой-то Гуру вам говорит, кто реализовал сиддхи типа физической телепортации, дивья-дриши и т.п., что бывает крайне редко. Сейчас даже в Индии полно любителей хайпа, ничего толком не реализовавших, но придумывающих самые разные версии, ничем весомым не подкрепленные, теми более рунет завален кучами самых разных вариаций.