Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Виранатха от Сентябрь 05, 2008, 21:42:30

Название: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Виранатха от Сентябрь 05, 2008, 21:42:30
Адеш!
В текстах говорится, что посредством кхечари, бинду не падает даже в объятьях страстной женщины, вот бы как следует разобраться в смысле этой аксиомы, которая часто встречается в натховских текстах. Хотелось бы получить объяснения от Гуруджи.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 05, 2008, 22:36:01
Адеш!

   «Страстная женщина» - это мир форм, который мы воспринимаем через органы чувств, посредством ума. Мир чувств - это «солнце», а ум - это бинду и «луна». Приведя ум в состояние спокойствия и не ввязывания во внешний нестабильный мир, мы, тем самым, поднимаем сознание и бинду вверх. Можно сказать, что такое поднятие происходит посредством смолкания колебаний сознания, а так же прана-самьямы или прана-ниродхи (остановка и удержание праны). Не только посредством метода кхечари-мудры, но и посредством любой правильно практикуемой мудры, или качественно выполняемой пранаямы, бинду может быть поднято вверх и йогин станет урдхварета.
   Поднятие бинду происходит с поднятием Кундалини, посредством процесса пратьяхары, что означает: «прати» - возвращение, «ахара» - забирание, получение, (забирание обратно). Во время пратьяхары, которая достигается практикой мудр и пранаям, или через сосредоточение на адхарах, вдоль сушумны, Вы забираете свой ум обратно к источнику, из которого он опустился в сурья- мандалу (сферу солнца), к сверхсознанию «унмани» в верхнем пространстве «чандра-мандала». 
   Многие тексты объясняют йогические процессы, как я уже говорил, «языком образов», например, они говорят о том, что при помощи «ваджроли-мудры», даже после того как бинду "упало" в йони женщины, йогин должен поднять бинду обратно вверх, втянув его вместе с «секрециями» женщины. Тут смысл в том, что подъем Кула-кундалини, это не конкретный подьем куда-либо вверх, это так же может означать «подьем», как возвышенность духовного состояния. Женщина - это Маха-кундалини, поэтому при таком «подъеме» интегрируется внутренняя и внешняя среда праны. Йогин достигает предельно расширенного восприятия ума, в состоянии полной умиротворенности. Бинду - это тончайший элемент, бинду - вездесущая пустота, шунья. Сохранение и удержание этого состояния и есть бинду-дхара (удержание бинду). О бинду можно говорить много,  оно так же как и нада может означать Шива и Шакти-таттву. Поэтому тексты говорят о достижении соединения нада и бинду. В общем-то, того, что уже существовало с самого начала, но было утрачено. Поэтому «поднятие бинду» может быть достигнуто и методами распознавания, вспоминания своего изначального недифференцированного состояния. Что может происходить и посредством практик работы с сознанием, без использования внешних мудр, бандх или грубого выполнения практик пранаямы. Реализовать это состояние вполне реально техниками раджа-йоги и кашмирского шиваизма. 
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Виранатха от Сентябрь 05, 2008, 23:00:44
Адеш!
Спасибо, Гуруджи! Хотелось бы еще понять в таком случае вот что, в текстах натхов так же говорится о наполнении тела нектаром луны, но ведь нисхождение нектара вниз опасно, в связи с тем, о чем вы писали выше, его поглощает "солнце Махамайи", как я понял, иллюзорной, разрушительной силы хаоса. 
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 06, 2008, 18:24:38
Адеш!

   Все очень просто, сначала, посредством пробуждения и поднятия Кундалини в измененном состоянии сознания, вы ее доводите до сахасрары, потом уже медленно ведете вниз. Это, конечно, непросто, для этого нужна подготовка. В нашей школе три уровня посвящения: первый - общий, второй - аухгарский и третий - даршани или кундали. На последнем достигается полный контроль бинду. Эти уровни можно сравнить с разными йогами, первый - мантра и хатха, второй - лайя или кундалини, третий - раджа-йога. В Кашмирском шиваизме они соответствуют упаям. Эти уровни - скорее принципы, нежели какие-то определенные практики, хотя все виды йог и разнообразные практики я освещаю с самого начала. Дальше вы практикуете те же методы, только с разными состояниями. Если первый уровень более внешний и импульсивный, то второй более тонкий и высший, с предельной осознанностью. Поэтому нисхождение света происходит постепенно, не стоит путать это с провалом в сферу солнца. Баланс солнца и луны - не одно и тоже, что поглощение ума/луны раджасом.
   Что касается определений солнца как хаоса, это так, потому что хаос противоположен порядку, порядок - это структурированность и равновесие, что в нашей традиции определяется как "пинда". Кто-то переводит этот термин как "тело", синоним "деха" или "шарира", "кайя", но, на самом деле, речь идет о некоторой выверенной свыше структуре. В общем-то, это происходит на уровне сахаджа-самадхи или отчасти приближенном к нему состоянию. Разумеется, просто формальная гимнастика к такого рода кайя-сиддхам мало относится. Иначе все было бы очень просто.
   Йоги Джаландхарнатх объяснял значение "кундал" как объединение "луны и солнца", в результате которого появляется "бинду", как источник творения тела, это символ равновесия "Ха" и "Тха", посредством которого контролируется тело.
   В общем-то, главное понять саму суть, я, конечно, могу передавать атрибуты садху кому-то, но не делаю этого, если человек реально не готов и не соответствует этим уровням. Однако я объясняю значения этих вещей и то, как они связаны с йога-садханой, тем, кто только начинает практиковать традиционную йогу натхов.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: लोटा बाबा от Сентябрь 06, 2008, 23:39:52
Адеш!
Интересная тема, можно ли по подробней, ведь о "бинду" упоминается не только в связи с Лайя-йогой или Раджа, но так же и Хатха.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Виранатха от Сентябрь 06, 2008, 23:51:11
Адеш!
Лета Баба, в мантра-йоге - тоже. Мантра "сОхам" форма единства "нада" и "бинду". Во многих текстах эта мантра часто встречается.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 07, 2008, 01:26:13
Адеш!
На любой стадии ученичества может практиковаться любая из йог, просто уровень опыта в них разный. Внутренняя сущность каждой из йог  - это "нада" и "бинду", по крайней мере, так в нашей традиции, как мне объяснял мой Гурудев Митхилешнатх. Я исхожу из наиболее традиционной трактовки, в соответствии с "сиддха-сиддханта-паддхати" и главных систем передачи в традиции.
Существует больше четырех систем йоги, просто работа с "надой", к примеру, чаще используется в Лайя-йоге, но это не единственный вариант. 
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Виранатха от Сентябрь 07, 2008, 14:13:08
Адеш!
Гуруджи, а насколько актуально ношение нади-джанеу, прорезание ушей? Этим же уровням соответствует какая-то внутренняя реализация в йоге, а если она есть, то нужна ли такая ритуальная атрибутика? Без нее можно?
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 07, 2008, 22:11:59
Адеш!

Смысл в том, что, согласно натхам, кундалы - символ нескольких вещей, основное - Луны и Солнца, Шивы и Шакти. Когда соединяются Шива и Шакти, то происходит творение тела, через точку соединения "бинду". В бинду находятся Шива и Шакти таттвы, бинду не является ни проявленным аспектом, ни непроявленным, а всем сразу. Когда натха посвящают в даршани, то он становится подобным этой единой реальности, кундалы запечатываются прямо в тело, они - аспекты этого тела. Натх должен медитировать на себя как на единого с Иштадеватой.

Нада-джанеу состоит из специальных материалов: свистка "нади", мунги, рудракши, спхатика, павитри. Они - символы пяти элементов, начиная с эфира и заканчивая землей, которая символизируется кольцом павитри. Павитри желтого цвета, как солнце, потому что как эфир включает все элементы в потенциале, так и земля содержит в себе все их. Шерстяная нить связана с дошами, вата, капха, пита, в джанео три нити, свернутые особым образом. Символ нада-джанео так же связан с понятием тела, элементов сознания и абсолютно всего.
Конечно, для невежд все это ничего не значит, для них это - "внешние эквиваленты йоги", но не просто внешние, а широко внешние, так эти атрибуты применяются в пудже, а пуджа не простая, она связана с правильной практикой йоги.
В Индии никто из натхов не станет всего этого рассказывать, да, и я далеко не все рассказал, там много еще важных деталей, но это актуально для тех, кто получает такую дикшу. А бывает ведь так, тебе в Индии, действительно, при дикше дают такие штукенции, при этом говорят, конечно, как их применять, но какие-то тонкие вещи объясняют не так и скоро. Может быть потому, что дикшита может отойти от сампрадаи, едва начав путь, а особые секреты дикши лучше умалчивать от таких, ну, и может быть потому, что какие-то тонкости должны прийти на собственном опыте, тогда и ценность знания будет иной. Да и просто, мало ли людей, интересующихся йогой, или "профессионалов" по продаже йоги, вот, в Индии они по этому и не спешат всем подряд все рассказывать, причем, как я это успел понять, не только для иностранцев, а для всех.

Конечно, атрибутика актуальна больше для Индии, но для практики адепта, живущего на западе, тоже может быть полезна, если она у того, кто хорошо ориентируется в традиции и посвятил годы ее изучению. Я не передаю ее своим ученикам сразу просто потому, что они не смогут все равно ей качественно воспользоваться. Это я передаю тем, кто на пути йоги действительно  достиг больших успехов, понимает практику йоги как духовную традицию.

Однако все эти уровни имеют свои проявления в более простом виде, в котором отражаются те же принципы. Все они есть в практиках йоги и с них можно начать. Более того, на самом деле, простой уровень - наиболее сложный, просто об этом почти никто не знает. Конечно, сами техники йоги содержат изначально все. Даже если у вас нет кундал и джанеу, вы тоже можете достичь высшей реализации, но к пониманию всех эзотерических вещей, связанных с натховской символикой, при такой реализации все равно придете.  Это 100%.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Виранатха от Сентябрь 07, 2008, 23:06:12
Адеш!
Спасибо Гуруджи. Я так думаю что контроль бинду и оджаса-это результат не только йога-мудр, но и поведения в социуме, образа мысли, уровня бхакти, всего сразу, атрибутика в своем использовании именно это и подразумевает. Я верно понял?
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 08, 2008, 18:19:23
Адеш!
Да именно так. Наши тела состоят из пяти элементов, по сути, являясь частью структуры, макрокосмической системы, которая состоит из пяти махабхут. Нади-пуджа способствует формированию видения единства индивидуального тела и вселенского. Разумеется, это все связано с Гуру-йогой, процессом обучения, обретением джняны и бхакти, самой садханой йоги. 
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: लोटा बाबा от Сентябрь 09, 2008, 21:17:08
Адеш!
У меня вопрос по кхечари. В текстах сказано, что йогин пьет некий нектар посредством кхечари. Мне интересно, это связанно с заведением языка за нёбо после растягивания или же что-то еще? Я имею ввиду возможность восприятия кхечари как одной из восьми мудр, типа мулани, джал шри и др., описанных в текстах Горакши, может ли это быть какая-нибудь практика медитации на самарасью, а не как вариант хатха-йоги с растягиванием или подрезанием?
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 10, 2008, 01:59:24
Адеш!
   Кхечари связана с несколькими понятиями и практиками, во-первых это мудра, упомянутая как растягивание языка, во-вторых, Кхечари и есть сама Кундалини, в виде матрик (акшар санскрита), язык - это орган речи, а Кундалини связана со звуковой вибрацией, в-третьих, Кундалини и Кхечари - это сознание. Кхечари - осознание движения различных трансформаций, изменений, превращений в пустоте вашего сознания. Если говорить откровенно, я не на том уровне, чтобы делить тантрические  и йогические практики кхечари. Тело - это кула, мир - тоже кула, все в мире состоит из структуры - пинда, тело также подобная структура. Говоря иначе, в каулической садхане вы учитесь отслеживать различные взаимосвязи одного объекта с другим, посредством умиротворенного сознания. Эти взаимодействия и есть различные йоги, вместе они образуют самые разные структуры, которое формируются посредством шакти, они подвержены непрерывному изменению.  В связи с такими изменениями, некоторые мистические школы предпочитают мир явлений называть подобным пустоте, по сути, форму и видят как пустоту. Поэтому пустота - форма и наоборот, их союз является мудрой. Когда вы практикуете кхечари как телесную практику, вы осознаете структуры в теле и приводите их к равновесию, через равновесие солнечного и лунного токов. 
  В общем, полноценный уровень кхечари - это телесный уровень и психический, я их не делю. Если вы практикуете только физическую кхечари, а в остальное время теряете осознанность, то на долго это не поможет, практиковать же кхечари, как психическую технику постоянно, непрерывно осознавая все изменения - тоже не просто, хотя, поначалу, многие так не считают. Причин в дисбалансе второй практики много, но основная - недостаточная чистота тела и скрытые санскары, которые начинают всплывать и уводят в бесконтрольные состояния. Поэтому практики такого уровня без стойкой шраддхи и Гуру-вишваса, бывают очень шаткими.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Виранатха от Сентябрь 10, 2008, 03:20:08
Адеш, Гуруджи!

во-вторых, Кхечари и есть сама Кундалини, в виде матрик (акшар санскрита), язык - это орган речи, а Кундалини связана со звуковой вибрацией,

Хотелось бы побольше узнать, о связи кхечари-мудры со звуком, ведь произношение мантр, в таком положении, по моему не реально. Какова связь?
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 10, 2008, 17:10:52
Адеш!
Все эти мудры сводятся к двум основным практикам, нада-йоги и тараке, соответственно йоге звука и света, как звуковая вибрация имеет свои уровни тонкости, так и световая имеет уровни в виде вьомы. Опыт звука раранкары или анахата-нады и света джьоти, вы получаете при практиках любых упомянутых мудр. Есть неплохие описания раранкары в "Горакх-гите". Это звук в виде тонких вибраций, которые поглощают ум, он не совсем относится к рецитации мантр, а больше связан со слушанием анахата-нады.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Виранатха от Декабрь 02, 2008, 13:50:26
Адеш!
практиковал пранаяму по 8 часов в день в течение более полугода, а также мудры каждую яму (3 часа) и добился тех результатов, которые хотел, честно говорю, что в йогических текстах даются работающие практики.

Вопрос, конечно, не совсем про кхечари, но все таки, я не совсем понимаю, какие "мудры каждую яму 3 часа", это махамудра, махабандха, махаведха, о них речь идет?

Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: लोटा बाबा от Декабрь 02, 2008, 22:05:29
Вопрос, конечно, не совсем про кхечари, но все таки, я не совсем понимаю, какие "мудры каждую яму 3 часа", это махамудра, махабандха, махаведха, о них речь идет?

Хороший вопрос, меня тоже интересет механизм "маха-ведхи", там вроде бы об пол надо "стучаться". Стучите и отворят.
Название: Re: Кхечари и поднятие бинду
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 04, 2008, 11:16:47
Вопрос, конечно, не совсем про кхечари, но все таки, я не совсем понимаю, какие "мудры каждую яму 3 часа", это махамудра, махабандха, махаведха, о них речь идет?

О них речь. Да, практика делается каждые три часа, но это не так просто и по времени, и по изменениям, которые происходят в процессе садханы. Что касается кхечари, зря вы решили, что речь не о ней идет, в Крийя-йоге Лахири Махасаи, махамудру, махабандху делают с кхечари, хотя это не совсем традиционный вариант. Но кхечари, - действительно,- одна из важнейших мудр, если ее понимать как состояние сознания, то она в действительности включена в любую практику мудр. Кхечари - это способ сделать сознание раскрытым, сама техника является фундаментальной и в тантре. Она поднимает сознание на более высокий уровень и бинду, соответственно. Махамудра и др. техники, активизируют тот же самый процесс что и кхечари. Когда ваше сознание расширяется, отслеживая все изменения, тогда вы пробуждаете Кундалини-шакти.  То, что называют пробуждением Кундалини, это одновременное раскрытие сознания и энергии, они возвращаются в свое изначальное состояние.


Цитировать
Хороший вопрос, меня тоже интересет механизм "маха-ведхи", там вроде бы об пол надо "стучаться". Стучите и отворят.

Махаведха так и делается, хотя кто-то умудряется придумать иные ее вариации, я практиковал всегда стандартную махаведху с ударами об землю. Механизм прост, махаведха создает "кампану" (встряску, активацию), она внешнюю грубую прану переводит в тонкую. Устраняет блоки, высвобождая прану.

Хотелось бы еще немного добавить по практикам.
Я уже писал, причем не только на основе сказанного моими Гуру, но и личного опыта, который у меня был еще до Индии. Все эти физические мудры всего-навсего помогают отследить работы рефлексов в теле и, конечно же, пран, связанных с этими рефлексами. Когда вы контролируете кармендрии или джнянендрии,  то праны, которые с ними связаны, высвобождают дополнительную прану. Вот эта самая прана и поступает частично в то, что принято называть сушумной. Суть этих мудр или пранаям в том, чтобы отследить движение праны, которое вы раньше не осознавали. А далее вы уже эту прану поднимаете в сферу сахасрары и не только. То, что называют вытягиванием языка, на самом деле не что иное, как вытягивание «языка пламени огня», который и есть Кундалини, и именно этот язык нужно «дотянуть» до брахмарандхары, а не физический. Подъем Кундалини - это внутренняя «агнихотра», в огне сознания поедается «брахманда», и йогин пьет нектар сверхсознания. Так как только при равномерном осознавании сил вселенной вы можете вкусить самарасью, поэтому прана должна следовать по центральному каналу. Многие тексты еще говорят о том, что, заведя язык за небо, вы можете делать попеременное дыхание, поочередно перекрывая ноздри языком. Конечно, такое можно выполнить и на уровне «физики». Суть не в физическом выполнении, Кундалини имеет три витка: солнечный, лунный и огненный, все они являются Кундалини-шакти. Регуляция «дыхания» происходит посредством прохождения этого языка Кундалини через тот или иной канал. Т.е. огонь пронзает то левый, то правый каналы, нужно ему придать ровное положение вдоль сушумны. И это еще не все, потому что существует такое понятие, как двадашанта, два потока идут вверх и вниз, также один лунный, а другой - солнечный, в тантре их тоже называют анулома и вилома. Анулома-вилома – это не только равновесие боковых каналов,  как многие считают, это еще равновесие низа и верха. Йогин поднимает прану и пьет «нектар луны» - это «тантрическая анулома-вилома». Аналогично этому кхечари-мудра может восприниматься только на уровне растягивания языка, может на уровне работы пран в теле, на уровне проявления Вамешвари, Кхечари, Дикчари, Гочари, Бхучари, согласно Кашмирскому Шиваизму, а может и как все сразу одновременно. Людей, которые понимают последний вариант, я почти не встречал, потому что для его практики нужно, ко всему прочему, знать в совершенстве сиддханту Горакшанатха, ясно понимать, что Шива и Шакти проявлены в индивидуальном теле (Пракрити-пинда), а также в теле вселенной (Парапинда), что, на самом деле, эти структуры нераздельные, просто растягивание языка и заведение за небо - это мизер из того, что надо практиковать.  Точно так же и практики, которые описывает Виджняна-бхайрава тантра и другие тексты Кашмирского Шиваизма, могут привести к запутанности, если Вы не знаете доктрину Горакшанатха. Так, под видом осознавания (типа самавеши), можно провалиться в разного рода ментальные дебри. Я в Таиланде на семинаре много рассказывал про эти практики, но, к сожалению, нет записи лекций. Все эти садханы считаются в высшей степени секретными, причем, дело даже не в том, что их нельзя кому-то разглашать, а в том, что, даже если будешь говорить неподготовленным людям, они все равно ничего не просекут. На самом деле, их передает не Гуру, я сам никого не инициирую, никому ничего не передаю, это происходит только по милости Горакшанатха. Многие мирские, поверхностные люди говорят о том, что натхи учат только пуджам и бхакти, а вот техник никаких не передают. Дело все в том, что кхечари, шамбхави, ваджроли, на самом деле, больше, чем просто техники, любая техника имеет цель, а цель должна быть учеником воспринята сразу, как только он стал учеником. Но как кто-либо может быть учеником, если он приходит к Гуру с таким выражением лица, на котором написано: «Ты, конечно, Гуру, но, понимаешь, я и сам уже крутой йогин». Тогда ни один Гуру не сможет ничему Вас научить, даже если это будет знаток всех шастр, Мокша-гуру или Джагад-гуру. Если Бог не смог человека ничему научить, как это может сделать еще кто-то?