Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: Anuttara от Март 11, 2009, 23:33:14

Название: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Anuttara от Март 11, 2009, 23:33:14
        Адеш !
  Вопрос к Гуруджи. С.С.Сарасвати дает мантры на каждые 12 движений в Сурья Намаскар.
У многих в практике это органично и естественно получается.И ощущается более мощное влияние на ум и тело,нежели без них. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
  Вот эти мантры:

 1,Ом Храм Митрайя Намах
 2,ОмХрим Равайе Намах
 3.Ом Хрум Сурьяйя Намах
 4.Ом Храим Бханаве Намах
 5.Ом Храум Кхагайя Намах
 6.Ом Храмх Пушне Намах
 7.Ом Храм Хираньягарбхайя Намах
 8.Ом Хрим Маричайе Намах
 9.Ом Хрум Адитьяйя Намах
 10.Ом Храим Савитре Намах
 11.Ом Храум Аркайя Намах
 12. Ом Храмх Бхаскарайя Намах
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 14, 2009, 20:40:17
Адеш!
   Вообще-то эти мантры раньше никто не использовал для асан, и сейчас многие их в Индии повторяют просто при Сурьопасане. Но как бы там ни было, почему нет? Суть тантрического подхода в том, чтобы неэффективное превращать в то, что ведет к духовному росту. В Индии во все времена на уровне текстов и методов что-то появлялось как новое и не перенималось ортодоксией, но по прошествии какого-то времени входило в весьма ортодоксальный канон, примеров тому бесконечно много: 108 упанишад, почитание пяти Деват в нынешнем ведизме (Сурья, Ганеша, Вишну, Шива, Шакти) или Атхарва Веда и т.д. В тантризме все очень гибко, и в йоге тоже. Поэтому не столь важно, что нет в классических текстах Сурья-намаскара, его вся Индия делает, тем более, сейчас никто не может исчерпывающе доказать, когда появились натхи, говорят, что в 12 веке, но мы знаем, что в Непале Матсьендранатха и Горакшанатха почитали намного раньше, много других источников, относящихся к 7 веку, пятому и временам до нашей эры, содержат их имена. Какие-то методы сейчас могли быть просто забыты, так как трансформировались, "облачились" в другую форму, более актуальную для последнего тысячелетия. И в связи с тем, что ранние методы уже никто не практиковал, они были просто забыты, это вполне естественно, и несложно догадаться, что такое может быть. ССС туда еще и дополнительные шактийские биджи добавил, да и ладно, если это ныне признанный Гуру, который многое сделал для нынешнего времени в Индии, почему бы и нет. Там вообще признанные ачарьи могут составлять свои тантры, упанишады и др. Главное, такого рода известных, утвердившихся в садхане Гуру, не путать сами понимаете с кем. Реальные ачарьи посвятили себя хинду-дхарме и утвердились в ней, в совершенстве знают все главные аутентичные традиции, их тексты, имеют представления об их садханах. Просто выучить кое-как санскрит и придумать свои практики может и студент МГУ с кафедры иностранных языков. ССС можно, он один из авторитетных ачарьев, пусть даже и нео-ведантист, но все-таки его многие признают как авторитет. 

Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Anuttara от Март 14, 2009, 21:56:33
          Адеш, Гуруджи !
 

  Спасибо ! Да,про шактийские биджи Вы правы,в книге он даже сначала отдельно акцентирует на них внимание,-выделяя,как ключи,а затем уже дает эти мантры. Однако, я думала,что это глубоко традиционные варианты подхода к Сурья-Намаскар. Хорошо,что Вы есть и есть возможность получить
углубленный ответ.
 Джайя Гурудев !
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: morning light от Март 14, 2009, 22:24:03
Anuttara, добрый вечер.
Скажите, пожалуйста, а в какой книге он приводил эти мантры?
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 15, 2009, 00:01:59
Да,про шактийские биджи Вы правы,в книге он даже сначала отдельно акцентирует на них внимание,-выделяя,как ключи,а затем уже дает эти мантры. Однако, я думала,что это глубоко традиционные варианты подхода к Сурья-Намаскар.

Я знаю классическую упасану Сурье, там нет никакой Ха-кары, соединенной с гласными санскрита, это Сатьянанда Сарасвати сам добавил. Но я могу пояснить это. Все Боги, будь-то Сурья или еще какие-либо - проявления Абсолюта, мы часто слышали об этом. Но мы также знаем, что Абсолют проявляется посредством своей Шакти, он тогда становится Сагуна-брахманом в виде воплощенных Божеств. Так вот, без Шакти мы никогда не сможем понять, кто такой Бог, кто такие Боги, почему их много, какой в этом высший замысел? Потому что Шакти - причина всего, в том числе и их существования, она - связующее звено, в каком-то смысле, причина множественности. Она двояка, и поэтому есть такое понятие как Майя, кто-то объясняет ее как причину помрачений и заблуждений, а кто-то считает, что она - видья, так как по ее милости мы понимаем все мироздание не как враждебное, а как волю Бога, как свою волю, которую под покровом канчук мы не видим. Неслучайно некоторые буддийские направления, да и натховские тоже, считают Богов смертными существами, а высшими - тех, кто превзошел даже Богов и стал сиддхами, потому что для обусловленных существ, Боги - это Бхога-рупа. Стандартно, даже если обычный индус и поклоняется Богам, первым делом он видит в них источники различных благ. Люди хотят получить деньги, власть, уважение, хорошую семью и т.п. Для этого они готовы, в принципе, выполнить и нелегкие ритуалы, пуджу с джапой, хому, тарпану, накомить брахманов и т.д. Тогда мантра будет работать. Но вы спросите, зачем столько всяких ритуалов, если Бог и Высшее уже присутствует во всем? В том-то и дело, что он-то присутствует во всем, но не все присутствуют в нем, поэтому им нужны разного рода очистительные ритуалы, направленные на умилостивление. Но садху, зная, что вся эта бхога-рупа актуальна только для обусловленных людей, разработали Шабар-мантры, суть которых состоит в том, что Бог уже во всем присутствует, и для йогина, не ведущего мирской образ жизни, чистота - вещь вполне нормальная. Все многочисленные брахманические ритуалы для йогина - это более низкий уровень. Я не говорю, что они не нужны, тем более, настоящих йогинов-то, на самом деле, немного, я лишь иллюстрирую, чтобы вам была ясна сама главная идея.
  Биджу "хрим", как одну из основных шактийских, добавляют во многие мантры, например, приставляют в Шива-панчакшару, в панчодаши-мантру, в мантру Ватуки, Багаламукхи, Дурги и др. Что такое сила, мощь? Допустим, вы занимаетесь каким-то делом, бизнесом, и в вашей организации много всего происходит, вы открыли бизнес в нескольких точках, но что там происходит, в связи с занятостью, может ускользать из вида. Кто-то там может провороваться, кто-то под вашей крышей какие-то свои махинации крутить. Таким образом, у вас есть организация, но ее как бы и нет, так как вы, по сути, ей не управляете, потому что у вас слабый ум, слабый характер, вы не можете кому-то сказать нет, поставить на место тех, кто ее дискредитирует. Все знают, что вы директор, но все вытирают ноги об вас, как будто так и должно быть, и даже могут пытаться вас убедить, что такая ситуация правильная. Вы теряете инициативу к управлению, и у вас все рушится. Это называется слабостью и отсутствием силы. А что такое сила? Сила - это когда вы обо всем осведомлены, когда вы знаете о чем-то нужную информацию, вы  также знаете и как определенными сферами управлять. Поэтому вы проводите беседы с вашими "замами", узнаете, что вообще происходит, а в "замы" выбираете подходящие кадры, которым вы доверяете, тех, кто вас не "кинет". В таком случае, вы реальный управленец крупной организации, она для вас как ваш дом, как собственное тело, в котором все складно, в нем почки или сердце не объявили независимость, не проникла никакая инфекция или разного рода паразитические особи. Вы здоровы, сильны, и сильна ваша организация, так вы все осознаете и привносите мир, а не раздрай. Так вот, так же и некоторые шактийские биджи, приставленные к основным мантрам тех или иных божеств, играют роль управителей, носителей знания (видья), относительно разных проявлений Бога. Они важны примерно так же, как для крупной организации важна налаженная информационная система. В наше время правильная информация решает все, информация может дать силу, а может и принести разрушения. Поэтому в наше время существует множество систем защиты информации. В тантре то же самое, многие биджи, которые несут закодированную информацию, считаются мистическими, их могут знать только посвященные в Традицию. Вы, конечно, можете в книгах найти все мантры, но без их передачи от хранителей ключей к информации, это будет походить на то, что вам дали  подержать компьютер, а вы не знаете, как им пользоваться. Или, допустим, вы знаете несколько функций, но не используете все возможности. То же самое и с тантрическими биджами. Например, мантра "клим" может означать Кали, может - Кришну, может - Шиву, еще могут вставляться гласные, и мы получим "клам", "клаим", "клаум", "клах", с появившимися определенными значениями. То есть, просто по симпатической, родственной связи, одна биджа распространяет себя в геометрической прогрессии. Биджа, подобно маленькому атому, может произвести взрыв, и мало кому придет в голову, что она может обладать огромной разрушительной и созидательной силой. Вся тантра - это секретная наука, она шифрует в биджа-мантрах или в сандхабхаше различные силы, которые Гуру ученику открывает при передачах.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Anuttara от Март 15, 2009, 13:02:05
        Адеш !


  Гуруджи ! Спасибо ! Очень полная информация,думаю не только для меня. Вот еще вопрос,-Вы говорили,что Сарасвати ко всему  и неоведантист,но ведь он также позиционировал себя как тантрик.
Практически все его книги поданы с точки зрения тантры .
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Anuttara от Март 15, 2009, 13:05:25
      to Morning Light !
 
  Эти мантры он дал в первом томе своей книги "Древние тантрические техники йоги и крийи",т.1,вводный курс.,с.272-273.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Виктор от Март 15, 2009, 19:26:04
Гуруджи ко Адеш!
Сапрема намаскара!
"...Но садху, зная, что вся эта бхога-рупа актуальна только для обусловленных людей, разработали Шабар-мантры, суть которых состоит в том, что Бог уже во всем присутствует, и для йогина, не ведущего мирской образ жизни, чистота - вещь вполне нормальная. Все многочисленные брахманические ритуалы для йогина - это более низкий уровень. Я не говорю, что они не нужны, тем более, настоящих йогинов-то, на самом деле, немного, я лишь иллюстрирую, чтобы вам была ясна сама главная идея".

Уважаемый Гуруджи!
Помнится, что Вы, комментируя сферу работы с Шабар-Мантрами, ранее упоминали (здесь, на Форуме), всвязи с практикой их применения, следующие обстоятельства:
При работе Шабар-мантры задействуют энергию окружающего пространства (атмосферы), что дает возможность им начинать работать практически сразу, (не требуется длительной пурасчараны, и интенсивной "накачки" энергией со стороны садхака);
Механизм этот инициируется (включается, реализуется) - только истинным Гуру - во время совершения передачи мантры адепту, (в Re: "Вопрос к Гуру Джи Матсйендранатху о традиции Шри Видья", «Ответ #3: от Августа 11, 2008, 09:32:00 pm»:
"Относительно шабар-мантр, их смысл в том, что они работают на неких тонкостях, которые видит Гуру, передающий мантру. В шабар-мантрах все строится на ощущениях Гуру, и он может игнорировать какие-то правила стандартной мантрологии. Шабар-мантры работают быстро за счет того, что по своим ощущениям Гуру задействует энергию различных пространств, а мантра - их проводник. Т.е. сила берется из окружающей атмосферы. В шабар-мантрах существуют две важные вещи, которые надо учесть: первое - это очищение тела и ума посредством практик йоги или специальных ритуальных действий, в виде асана-мантры, ракшака-мантры и т.д.; второе - полная вера (вишваса) Гуру").

Увы, эти два момента - делают практически бессмысленной и бесполезной работу с Шабар-мантрами - вне передачи, и подключения к Гуру, Парампаре, Традиции.

"...Биджу "хрим", как одну из основных шактийских, добавляют во многие мантры, например, приставляют в Шива-панчакшару, в панчодаши-мантру, в мантру Ватуки, Багаламукхи, Дурги и др".
"...Так вот, так же и некоторые шактийские биджи, приставленные к основным мантрам тех или иных божеств, играют роль управителей, носителей знания (видья), относительно разных проявлений Бога".
"...Многие биджи, которые несут закодированную информацию, считаются мистическими, их могут знать только посвященные в Традицию. Вы, конечно, можете в книгах найти все мантры, но без их передачи от хранителей ключей к информации, это будет походить на то, что вам дали  подержать компьютер, а вы не знаете, как им пользоваться. Или, допустим, вы знаете несколько функций, но не используете все возможности. То же самое и с тантрическими биджами. Например, мантра "клим" может означать Кали, может - Кришну, может - Шиву, еще могут вставляться гласные, и мы получим "клам", "клаим", "клаум", "клах", с появившимися определенными значениями. То есть, просто по симпатической, родственной связи, одна биджа распространяет себя в геометрической прогрессии. Биджа, подобно маленькому атому, может произвести взрыв, и мало кому придет в голову, что она может обладать огромной разрушительной и созидательной силой. Вся тантра - это секретная наука, она шифрует в биджа-мантрах или в сандхабхаше различные силы, которые Гуру ученику открывает при передачах".

(О Боги, дайте мне истинного Гуру!)

Давно хотел Вас спросить, по поводу Паньчадаши и Шодаши Видьи:
Скажите пожалуйста, почему (наиболее распространенные) варианты, Пнньчадаши (Шодаши) Видьи, (в зависимости от Кади, Хади, Сади разновидностей), начинаются (в первой куте Пнньчадаши (Шодаши) Мантры) слогами "Ка", "Ха", "Са", но не открываются тантрической Хримкарой "ХриМ", (или, хотя бы, биджами "ШриМ", "КлиМ")?
(Знаю, что существуют варианты Шодаши Видьи, в которых первая кута представлена в виде: "ХриМ, Ка Э И Ла ХриМ", но в них, зато, третья кута представлена в виде "Са Ка Ла ХриМ", т.е., не содержит в себе завершающего сакрального слога - биджи "ШриМ", возможно, потому, что в этом случае количество слогов в мвнтре увеличивается, и она становится уже 17-ти слоговой, (чего, в принципе, не должно быть, (хотя, иные Мастера на это не обращали внимания)).

Искренне благодарю Вас за ответы!
С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 16, 2009, 15:44:30
Адеш!

Вот еще вопрос,-Вы говорили,что Сарасвати ко всему  и неоведантист,но ведь он также позиционировал себя как тантрик.
Практически все его книги поданы с точки зрения тантры .

Я знал многих людей, которые у него лично учились, он просто получал какие-то тантрические передачи от других Гуру, помимо ведантического посвящения от Свами Шивананды. Но, опять же, тут много обсуждалась эта тема и, видимо, будет еще обсуждаться: он преподносит веданту вовсе не как веданту, там больше хатха-йоги и тантры. Т.е. у простого человека, глядя на это, может сложиться впечатление, что то чему учит ССС, и есть веданта в чистом виде, хотя по сути, это не совсем верно, поэтому, я думаю, есть смысл называть нео-ведантой то, чему он учит. О своих тантрических Гуру он ничего не рассказывает, поэтому не так-то и легко простому смертному разобраться, откуда он там взял все эти каналы арохан-аварохан, наданусандхану и т.п. Но почему бы и нет, так многие садху поступают, они путешествуют и у всех понемногу чему-то учатся. Я вот тоже про некоторых своих Гуру не рассказываю всем подряд, меньше знают - больше будут ценить, больше будут ценить - больше воспримут, больше воспримут - больше будут развиваться. Но, тем не менее, я, по крайней мере, указываю основные традиции и имена Гуру, чтобы было понятно, с какого рода источниками я имел дело. А там просто неясно, что есть что, разве только тем, кто серьезно изучает веданту, а так, разобраться, в основном, сложно.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Anuttara от Март 16, 2009, 17:18:25
        Адеш, Гуруджи !


   Спасибо большое ! Теперь начинаю понимать откуда такие иногда противоречия возникают.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Aniruddha от Июль 27, 2022, 12:59:55
        Адеш !
  Вопрос к Гуруджи. С.С.Сарасвати дает мантры на каждые 12 движений в Сурья Намаскар.
У многих в практике это органично и естественно получается.И ощущается более мощное влияние на ум и тело,нежели без них. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
  Вот эти мантры:

 1,Ом Храм Митрайя Намах
 2,ОмХрим Равайе Намах
 3.Ом Хрум Сурьяйя Намах
 4.Ом Храим Бханаве Намах
 5.Ом Храум Кхагайя Намах
 6.Ом Храмх Пушне Намах
 7.Ом Храм Хираньягарбхайя Намах
 8.Ом Хрим Маричайе Намах
 9.Ом Хрум Адитьяйя Намах
 10.Ом Храим Савитре Намах
 11.Ом Храум Аркайя Намах
 12. Ом Храмх Бхаскарайя Намах

Адеш !
Вопрос к опытным Адептам и Практикам.

Знает ли кто о варианте Сурья Намаскар - с 25-тью Мантрами ?
Сурья-намаскар - на 25 Циклов.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 02, 2022, 18:57:59
Садгуруджи ко Адеш!
Аширвадам!

  Вопрос к Гуруджи. С.С.Сарасвати дает мантры на каждые 12 движений в Сурья Намаскар.
У многих в практике это органично и естественно получается.И ощущается более мощное влияние на ум и тело,нежели без них. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
  Вот эти мантры:

 1,Ом Храм Митрайя Намах
 2,ОмХрим Равайе Намах
 3.Ом Хрум Сурьяйя Намах
 4.Ом Храим Бханаве Намах
 5.Ом Храум Кхагайя Намах
 6.Ом Храмх Пушне Намах
 7.Ом Храм Хираньягарбхайя Намах
 8.Ом Хрим Маричайе Намах
 9.Ом Хрум Адитьяйя Намах
 10.Ом Храим Савитре Намах
 11.Ом Храум Аркайя Намах
 12. Ом Храмх Бхаскарайя Намах

Вопрос к опытным Адептам и Практикам.

Знает ли кто о варианте Сурья Намаскар - с 25-тью Мантрами ?
Сурья-намаскар - на 25 Циклов.

В 90-х годах я видел разные группы людей, экспериментирующих с разной информацией, практиками, люди с большим энтузиазмом, и мне доводилось встречать "сурья-намаскар из 33 асан", точно не помню что там были за мантры в дополнение к тому, что упомянули вы. В принципе, у меня где-то остались  того времени материалы, честно говорю, даже самому интересно это все пересмотреть сейчас, после стольких лет и перемен во мне.

Однако сразу хочу сказать, что и те изобретения, которые были на пост-советском пространстве в 90-х, и даже Сурья-намаскар с добавлением туда 12 мантр Сурьи, это все изобретения примерно ста лет и меньше, это не древние практики. Мантры сами по себе древние, но их использовали исключительно как мантры для совершения возлияний божеству, но не совместно с гимнастическими упражнениями.

Что же касается самих движений, которые используются в т.н. "сурья-намаскар", это были просто гимнастические упражнения для нормальных светских людей, не для йогов, как их ранее было принято воспринимать в Индии. Но, в этих упражнениях есть хорошая польза, я думаю, что они были заимствованы из индийских единоборств, конкретно, как мне сказал мой пожилой друг из Индии, кто практиковал БИ в юности, взяты были из практик известных как "деха-абхьяса". Они из себя представляли опоры на четыре конечности, прогибы, выпады, где-то задержки дыхания. Однако БИ в Индии тоже отличались от просто спорта, можно сказать, это была определенная традиция. Как он мне говорил, его мастер ему объяснял, что деха-абхьяса еще не есть йога, а скорее, упражнения, которые являются постепенно подводящими к тому, что можно считать йога-абхьясой. Просто в колониальной Индии, в какое-то время, были веяния в виде попыток связать деха-абхьясу с йогой, что в конечном счете, для большинства породило очень много замешательств, стало появляться все больше и больше новых изобретений под названием "йога" и, в конечном счете, люди забыли о настоящих целях йоги вообще. По крайней мере, мы такое можем сказать о большей части тех, кто считает, что они практикую йогу и даже тех, кто этому посвятили не один десяток лет "практики" (а окрепшие заблуждения менять становиться в разы сложнее). Как бы там ни было, это просто хорошая гимнастика из 12 упражнений, она неплоха просто для поддержания тела, как форма практики вьяямы. Сами вьяямы упоминаются в довольно древних аюрведических трактатах, но именно как физические упражнения, а не как асаны йоги. В некоторых текстах аюрведы есть разделы посвященные йоги, но там йога описана просто как метод эволюции сознания и души, как практика дхьяны. Соотвественно, из этих текстов становится очевидно, что вьяяма предназначена для социальных людей, сказать что они идут путем йоги сложно, для них это может быть как нечто, естественным образом эпизодическое, что со временем может у кого-то перейти в нечто сущностное и главное для их жизни.   
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Aniruddha от Сентябрь 17, 2022, 20:06:04
Адеш.
Гуру Yogi Matsyendranatha!
Благодарен Вам за комментарий – интересный и раскрывающий предмет ответ.


Нашел здесь на форуме Ваш ответ по аналогичному вопросу в ноябре 2009  -  “Вопрос по Сурья Намаскаре”

https://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,1037.msg10453.html#msg10453


У меня этот вопрос возник по причине того что – пообщался не давно с Практиком и Адептом обучающимся в какой то южной линии школы Шри-Видья.
И этот Адепт
Мне рассказал что  - его индийский Учитель Шри-Видьи практикует вариацию Сурья-Намаскар на 25 циклов.

”Сурья-Намаскар
На 25 Циклов упражнения Сурья Намаскар -  с Мантрами от:
1. ॐ ह्रीं मित्राय नमः ।
.До.
२५। ॐ श्री सवित्रिसूर्यनारायनाय नमः ।

Это всего-навсего  - Один Круг.
Последовательно изучается сначала  - первую часть из 12 Мантр.
Потом вторую часть - из 6-ти Мантр
Потом третья часть - из 3-х Мантр
Потом четвертая часть - из 3-х Мантр.
Прежде чем подойти  - к  25-той Мантре Сурья Намаскар.

На освоение всей Сурьи-Намаскар на 25-ть Мантр как ритуал Пуджи для  Сурьи – уходит 1 Год””
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Aniruddha от Сентябрь 17, 2022, 20:07:40
На русском языке нет внятных материалов, разъясняющих - корни и происхождение Практики Сурья-Намаскар.
В источниках Йоги  - тоже нет ни слова.

Слышал про Чандра-Намаскар из 16-ти поз - где используются имена Шри из Кхадгамала Стотры.

А так, сам для себя вариации Сурья-Намаскар - когда начинал “поиски”  Садхан Йоги 20 лет назад, начинал со стандартной “городской” студийной Хатха-йоги.
Тогда в первые годы поисков и начала практик “Йоги” - классическую Сурья-Намаскар использовал  в общепринятом качестве - воздействия на физическое тело,  как “разогрев” и подготовка к практике медитавно-созерцательных Асан сидя, в качестве  - утреннего “пробуждения” и активации тела/организма.
В конечном итоге последние лет 15 интуитивно пришёл к тому что Сурья-Насмакар – выполняю как садхану “поклонения” и приверженности верховному богу Шиве.   
………………………………………………………………………

Не так давно попалось исследование  происхождения – Сурья-Намаскар и Чандра-Намаскар.
Кристофер Томпкинс "Тантрическое происхождение Чандра Намаскара"

“Учитель движения “Вирашайва” Нилакантхашивачарья (XIV в.) детально описал ежедневный пан-тантрический обряд йоги (Сурья) Намаскара, опираясь на классические тантры.
Он стал одним из первых комментаторов тантрических текстов.
Тантрический шиваизм, возникнув в индийских штатах Махараштра и Карнатака, процветает в этих регионах до сих пор.
В своей работе «Криясара», почитаемой последователями вирашиваизма, Нилакантха объясняет, что люди, обладающие надлежащей квалификацией (адхикаром), а именно тантрической инициацией, должны выполнять особую практику «Намаскара» в направлении Шива-лингама, размещенного в центре Мандалы.
Эту последовательность поз тела нужно делать по и против часовой стрелки (савьяпасавья).
Я предполагаю,  что эта практика, в данном случае взятая из тантр вирашиваизма, но также встречающаяся во многих других шиваистских и вайшнавских тантрических текстах, соответствует по меньшей мере одной из вариаций современной практики, связанной с положениями тела, известной как «Чандра Намаскара».
Её описание Нилакантха берет из текстов «Амшу» и «Аджита», относящихся к тантрам вирашиваизма.
Из них мы узнаем, что данная последовательность – третья из трех связанных практик «Намаскара».
Они выполнялись на рассвете, в полдень, с наступлением сумерек и/или в полночь."
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 20, 2022, 13:23:11
Слышал про Чандра-Намаскар из 16-ти поз - где используются имена Шри из Кхадгамала Стотры.

Это новодел, потому что Кхадгамала-стотра, будь это Шривидьевская или какая-либо еще часть ритуальной практики, из контекста пуджи и соответствующего ей стиля исполнения, вычленить нельзя. Вернее, это можно сделать, но это будет нью-эйджевский новодел, чем это и является. Безусловно, есть в Шривидье, например, девять мудр, которые являются кистевыми символами, также еще самими Богинями, аспектами Трипурасундари, которые почитаются в Шриянтре (в бхупуре и каждой аваране) и есть источники, которые их соотносят с внутренними практиками йоги. Однако там нет ничего гимнастического. Сейчас много всяких намаскаров придумывают: Сурья, Чандра, я даже видел на разные астрологические грахи, "Шакти-намаскар" и т.д., все это современные изобретения.


Цитировать
Не так давно попалось исследование  происхождения – Сурья-Намаскар и Чандра-Намаскар.
Кристофер Томпкинс "Тантрическое происхождение Чандра Намаскара"

“Учитель движения “Вирашайва” Нилакантхашивачарья (XIV в.) детально описал ежедневный пан-тантрический обряд йоги (Сурья) Намаскара, опираясь на классические тантры.
Он стал одним из первых комментаторов тантрических текстов.
Тантрический шиваизм, возникнув в индийских штатах Махараштра и Карнатака, процветает в этих регионах до сих пор.
В своей работе «Криясара», почитаемой последователями вирашиваизма, Нилакантха объясняет, что люди, обладающие надлежащей квалификацией (адхикаром), а именно тантрической инициацией, должны выполнять особую практику «Намаскара» в направлении Шива-лингама, размещенного в центре Мандалы.
Эту последовательность поз тела нужно делать по и против часовой стрелки (савьяпасавья).
Я предполагаю,  что эта практика, в данном случае взятая из тантр вирашиваизма, но также встречающаяся во многих других шиваистских и вайшнавских тантрических текстах, соответствует по меньшей мере одной из вариаций современной практики, связанной с положениями тела, известной как «Чандра Намаскара».
Её описание Нилакантха берет из текстов «Амшу» и «Аджита», относящихся к тантрам вирашиваизма.
Из них мы узнаем, что данная последовательность – третья из трех связанных практик «Намаскара».
Они выполнялись на рассвете, в полдень, с наступлением сумерек и/или в полночь."

Похоже на шарлатанство, еще большее, чем у Маллинсона (хотя, сравнивать ерунду, наверное особого смысла нет), который из всех имен йогинов, почитаемых у натхов, взял одного Прабхудеву и на этом "основании" заявил, что текст вирашайвовский. Тонкинс занимается еще более вычурными фантазиями, я видел эти его статьи, и не только его, где они пытаются взять из пуджи т.н. аштанга-пранаму (простирание всего тела) и пытаются эту часть обряда истрактовать как гимнастическое упражнение. Были еще и такие, кто заявлял, что аштанга-пранама –– это вообще и есть аштанга-йога, которая встречается в йога-шастрах. Но по факту, это все-таки разные вещи. Зачем многие пытаются такое за уши притянуть, причем даже те, кто отучился на санскритологов, уверяя что их "западная попса не интересует"? Затем, что врут, что они не приверженцы западной попсы и новодела, они глубоко в своей душе полны западных самскар, полны любви к прозападной или вообще западной йоге. Им нравится "йога”, как физкультура, больше чем что-либо еще. Иначе зачем тот же Маллинсон, будучи посвященным в Сампрадае Рамананды и даже получивший титул учителя, ничего о сути их учения не говорит, а все что он пишет и говорит –– ТОЛЬКО О ХАТХА-ЙОГЕ и о том, что хоть как-то на нее может быть завязано. Почему он ничего не говорит о вайшнавской бхакти? А потому, что он любит западную физкультуру, такие как он знают, что это очень популярно, и его интересует своя популярность через такое и связанные с ней мирские выгоды, но не истина. И они все такие, кто не просто идет на компромис с симулякрами, а именно сами их и порождают.

Тем не менее, эти 12 упражнений, названные "сурья-намаскар”, стали очень модными, даже при влете и вылете из Индии, внутри Индира Ганди аэропорта установлены железные статуэтки изображающие позы из "сурьянамаскар". По поводу всей этой физической йоги, очень неплохое, на мой взгляд, исследование написал Сингелтон в книге "Тело йоги", там есть про это все. Конечно, есть и у него ошибки, но видимо, они связаны с его слабой осведомленностью относительно индийских орденов садху. Тем не менее, там достаточно глубокий разбор и оценки того, как появились все эти физические гимнастики и как их стали называть йогой. На самом деле, есть книги с описанием того, когда была изобретена эта практика. Произошло это сто лет назад, не так-то и давно. Но я скажу больше, ничего плохого в этих упражнениях нет, они полезны, но это еще не йога, а то что в Индии обычно называли “деха-абхьяса”, а в аюрведических текстах – "вьяяма". Это довольно древние практики для поддержания тела, они имеют свою специфику. Вы можете найти к ним рекомендации в древних текстах аюрведы. Во Франции, мой хороший друг, муж Тары Микаэль, 65 лет назад родился в Тамилнаду и с детства практиковал местные единоборства, он очень много мне рассказал и показал, я уверен, что эта форма вьяямы, которую составили в т.н. "сурья-намаскар" собрана из элементов индийских единоборств, вернее, из специальных упражнений для подготовки тела, которые есть в БИ. Там как раз и используются эти прогибы с опорой на руки, переход в "собаку мордой вниз", используются задержки дыхания, выпады и т.д. А практика простирания в религиозном обряде –– это часть ритуального обрядового поклонения и мы не можем так просто вырвать какой-то элемент из общего контекста, прирастив туда что-то дополнительное, чего в самом обряде уже нет. Такого рода искажения мешают полноценному прогрессированию в той традиции, где надо все изучать и выполнять полноценно. Да и собственно, это кусок из упражений деха-абхьясы, а не вся она, т.е. куски из разных систем, собранные во что-то одно, уже совсем иное. Впрочем, я никого ни от чего не отговариваю и никого никуда не зазываю, просто меня спросили, я говорю правду и все. Более того, я могу даже оправдать эту практику как вьяямы, так как в текстах аюрведы нет жесткой фиксации какая форма двигательной активности должна быть. Так почему же, в этом случае, она не может быть в виде тех движений, которые назвали "сурья-намаскар”? Вполне может! Но это не практика почитания Сурьи, которую используют в тарпане, не практика аштанга-пранамы в пудже, а просто вполне себе хорошая, современная, гимнастика.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 23, 2022, 14:34:44
Адеш!

Вообще, если посмотреть как эти мантры используются в ритуальной практике, то там сложно представить себе какие-либо гимнастические упражнения. Мантры эти применяются как часть утренней сандхья-ванданы, когда почитается Сурья, а именно: там делается "авахана" (призыв Солнца), потом “Сурьяргхья" (возлияние с пением шлок Сурьи). А дальше, сразу же идет то, что и называется Сурья-намаскар, поется текст дхьяны и идут эти 12 имен Адитьев в дательном падеже. Потом, Сурья-хридая стотра и др. Как между этим можно вставить гимнастические упражнения, непонятно.

Есть еще почитание Сурьи в смартовской традиции, где он – часть Панчаятана-деват: Ганеша, Сурья, Вишну, Шива и Деви (Богиня). В панчаятане Божества стоят на углах основных направлений и главное (Ишта) выбирается по центру. В связи с этим, каждый раз в центре может быть одно из пяти божеств. Т.е. там есть определенная мобильность, гибкость в смене деват. Сурья одно из таких Божеств, там тоже почитается Сурья, на каждое из 12 имен могут подноситься цветы, рис с чанданом (ароматическим маслом). Точно также есть свои наборы но из 16 имен для Ганапати, 12 имен для Вишну, 8 для Шивы (формы Рудры), также свои имена для Богини.

Я нашел этот текст, "Крия-сара" Нилакантхачарьи, честно говоря, не понятно откуда Топкинс там вывел ту Сурью-намаскар или Чандра-намаскар, как он говорит. Шлока 61 в тексте ничего не говорит о гимнастике, речь идет о почитании Шивалингама, его связи с Атманом, там разного рода философские идеи с отсылками на Веданту и ее воззрения. Это слишком абстрактное или, наоборот, конкретное изложение, где, например, описана прадакшина (обход), как часть обряда. То же самое с отсылками на Агамы Шайва-сиддханты, я нахожу не логичным уже потому, что в Шайва-сиддханте есть четыре ступени (пада). Это такие разделы Шайвагам, как чарья – система поведения шиваита, крия – выполнение пуджи, йога – созерцательные практики и гьяна –погружение в духовную суть всех практик. При этом, если бы там была какая-то Сурья-намаскар или Чандра-намаскар, то почему ее не поместили в разделе Йога-пада, а как говорит Топкинс, в крия-паду (хотя, повторюсь, нет там и этого)? Он, как и Маллинсон, совершенно не учитывает этих традиционных принципов, а просто выбрасывает их грубо, игнорируя и дописывая туда уже свое.

Практики простирания много где есть, например, в буддийском ньондро, но говорить что это Сурья-намаскар, вырвав из общей системы ньондро, тоже грубое искажение. Или вот, еще вам один пример (https://www.youtube.com/watch?v=GP8uxkrNplo&t=7s) для наглядности.

Этот текст из Тайттирия-араньки, который иногда так и называют “Сурьянамаскар”, но он больше известен под названием “Аруна-прашна”. Он состоит из 133 шлок, так как часть Кришна-яджурведы имеет свою шикшу (фонетику) и должен произноситься правильным образом. Если это Сурьянамаскар, то не представляю, как и кто такое вообще даже просто сможет сделать в современных йога-центрах ))). Многие не способны правильно произнести даже 12 имен, а про такие длинные ведийские тексты с ведийскими сварами, тем более что говорить. На видео священник пропевает сам текст и да, делает прадакшину, но не так как Топкинс описывает, а просто проворачивается вокруг своей оси. Я думаю, все эти отучившиеся на санскритологов, не знают хотя бы на немного нормальном уровне все эти тонкости карма-канды. Там прадакшину можно делать и в виде обхода мурти, и просто ладонями обводя вокруг мурти, можно вокруг оси провернуться, так как Божество и внутри тебя тоже. Все делается в зависимости от ситуации, например, если мурти у стены, то ты его не обойдешь никак, на этот случай есть другие варианты.

Далее, он там вкрапляет названия, типа виньяса. Зачем? Покажите мне хоть один йогический текст, где используется этот термин, особенно в том ключе, как это применял Паттабхи Джойс? Вы нигде этого не найдете. Йога-рахасья, которую они приписали древнему вайшнавскому Гуру Натхамуни, скорее всего была написана Кришнамачарьей. Этот текст есть только в их библиотеке, но нет ни одного другого йогического текста, который бы цитировал ЙР, хотя большинство текстов йоги – это именно компиляции с цитатами из других текстов. Все на самом деле просто, на Зпаде крайне сильно распиарены современные разработки Кришнамачарьи и особенно его учеников. Эти любители "йоги" на Западе специально выучиваются на санскритологов, индологов, чтобы потом, пользуясь западными титулами, заниматься подгонкой разных индийских элементов под то, что им очень нравится. И конечно, они не желают разбираться на самом деле, было ли так или нет в непрозападной Индии. У анличан есть такая наклонность – из всего делать "прокрустово ложе", как они там поступали с местными джати (то что португальцы называли кастами). Когда англичане, типа Герберта Рисли проводили перепись каст, они поступали очень грубо, что во многом кристаллизовало мобильность индийских джати. Типа, если ты резчик по дереву – будешь рубить дровосеком, если в театре играл и танцевал индийских божеств – будешь танцором на корпоративе и т.п. Для меня англосаксы очень понятны, потому я не хочу и не буду становиться таким как они, хотя и живу в англо-саксонской стране. Я их знаю хорошо, потому что живу в "бывшей" английской колонии. Могу много об этом рассказывать, когда на каждую мелочь, что мы с детства делаем одним махом, у них надо получать какие-то, совершенно бестолковые сертификаты, куча тупейшей бюрократии. Я вообще считаю, что если фашизм и есть в его самом сущностном виде, то он именно у англичан. И я это так считаю не потому, что у меня русский бэкграунд, у меня была возможность сравнить их с Индией например, да и вообще, с Востоком. При всем том, что Европа, безусловно, разная, но англичане особенно отличились в своем стремлении иметь рабов через навязывание системы, сужающей восприятие людей. Воровать, грабить чужую и более развитую культуру – это не любовь к этой культуре. Поэтому, многих индусов, которые не верят, что западные люди и традиционное ученичество вещи совместимые, я могу понять. Между ними и Западом существует мировоззренческая и культурная пропасть. Но к сожаленияю, у индусов сохранилось раболепие перед англо-саксонией, это все отражается и на том, как они у подгоняют на самом деле свои элементы традиции под запросы западных людей. Причем, они часто вообще не хотят различать, какие именно люди с Запада. Я их понимаю, не осуждаю, у них национальная травма. Но это не повод позволять делать из себя жертву этой истории. Для того чтобы тебя Традиция на самом деле впустила, а не играла с тобой в поддавки, надо уметь и в самой Индии различать кто есть кто. А также, что самое главное, не надо довольствоваться красивыми "обманками", даже если истина рушит твои старые представления, надо принимать истинную картину, вместо приятных, но манипуляций.
Название: Re: Сурья Намаскар с мантрами
Отправлено: Aniruddha от Сентябрь 24, 2022, 02:26:36
Адеш!

Спасибо Вам большое за интересный и познавательный ответ - за раскрытие сути.
Как говориться век живи век учись - и всё в наш век проверяй.