Натха-Сампрадая

И другое... => Разное => Тема начата: Anuttara от Апрель 18, 2009, 00:29:36

Название: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Anuttara от Апрель 18, 2009, 00:29:36
        Адеш !

  Тут на днях перелистывая "Йога Дипику" БКС Айенгара,немного "поулыбалась".Сразу оговорюсь,я в целом довольно позитивно отношусь к этой школе.Но,везде свои ньюансы..
  В разделе "приложения",там где даны названия асан,которые способствуют устранению каких -либо заболеваний,либо иных проблем с бренным физическим телом,в алфавитной сноске"родовые схватки"-
предлагается сесть в вирасану,баддха конасану,и,еще предложена шавасана,короче,сразу ясно,Айенгар родовых схваток в своей жизни не испытал...Сесть в вирасану-это во время родовых схавток-это свернуть шею ребенку, в лучшем случае-обмотка пуповиной обеспечена.
  Когда из тебя с бешенной силой "в тыщу перций" выходит новая вселенная в полном смысле слова(пусть микро),и внутри ты "разлетаешься на тысячу частей"-шавасана ? Это какой уровень пратьяхары должен быть у роженицы...Да безусловно отстраненность с полным контролем сознания и тихое принятие может происходить,но это не для всех,а уж в первый раз(для большинства) так и подавно.Естественно,при условии нормальных схваток и нормальных родов,какие они должны быть,а не так как сейчас шпигуют
-то ускоряют процесс,то замедляют,плюс гормоны...
    Слава Богу ,дочка его-Гита до таких советов не додумалась.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: partizan от Апрель 18, 2009, 00:38:20
А что уважаемое собрание и Ануттара думают вообще по поводу терапевтического пособия,изложенного в "Дипике"?
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Виранатха от Апрель 18, 2009, 00:41:40
Адеш!
Во истину согласен Ануттара. Действительно в этой книженции, советы просто убойные, например при болезни ног рекомендуется хануманасана,
непонятно для кого такие рекомендации придуманы? Наверное для олимпийских призеров в спортивной гимнастике, когда они чуть-чуть прихворали :016:.   
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Виранатха от Апрель 18, 2009, 00:43:38
А что уважаемое собрание и Ануттара думают вообще по поводу терапевтического пособия,изложенного в "Дипике"?

Да, да, вот именно там в самом конце книги, рекомендации для лечения болезней. По моему очень суровый штукендос там.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Anuttara от Апрель 18, 2009, 02:29:18
    Самое главное-без буквализма подходить к решению проблем со здоровьем.На мой взгляд,-там много очень сомнительных рекомендаций.Проблемы с коленями(вопрос-а какие именно) во многих случаях никак не могут решиться в падмасане или джану-ширшасане,а в отдельных случаях лишь усугубят их.Да,и те, у которых реальные проблемы такого рода присутствуют,вряд ли могут совершить данные асаны(бывают случаи крайнего мазохизма). Ну и потом там совет с головокружением встать в саламаба-ширшасану....
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Виранатха от Апрель 19, 2009, 11:33:56
Мое личное мнение по поводы йога-терапии. Такая вот подача лечения коленей и т.п. появилась потому, что традиционная изначально не могла вкладывать в понятие "здоровья", тот смысл, который сейчас ему придали преподаватели "бизнес-шал". Ведь болезнь может иметь далеко не физические причины, поэтому совершенно глупо полагать, что на одну болезнь есть какая-либо панацея в виде конкретного комплекса из асан. Особенно, если учесть то, что люди разные и причины их проблем тоже. Иногда бывает так, что болезнь в одной части тела излечивается, но мигрирует в другую часть тела или систему организма. А посему получается, что идеален для здоровья такой подход, которому учит традиционная йога натхов, а не йога в виде просто набора техник.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Anuttara от Апрель 19, 2009, 16:33:22
    Адеш !
  То,о чем Вы пишите Виранатха,я думаю для большинства практикующих уже на сегодняшний день само собой разумеющийся процесс.Человек,у которого сознание крепко прилипло лишь к физическому телу,вряд ли дойдет и до этого сайта.
  Здесь вопрос в большей степени поднимался с позиций техник,применимых в целостном подходе к системе ум-тело.
  По-моему мы эту тему уже обсуждали в теме "Проекция энергетики в теле..",как-то так она называлась.
Цитировать
едь болезнь может иметь далеко не физические причины,

  Болезнь никогда не имеет только физические причины ,полагаю ,что для большинства это уже не новость.И уж поверьте,Партизан,судя по его постам,это как никто другой хорошо знает,я почему-то в этом уверена.
  Да и потом,-тему то я открыла с улыбкой про родовые схватки-а роды и беременность-это не болезнь!!!
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Виранатха от Апрель 19, 2009, 20:49:12
Адеш!
Я просто съехал с Вашей темы, в связи с самой концовкой книги Аэнгара посвященной лечению. Но сейчас ведь на тему йоги при беременности очень много всякого материала составляют, я правда в это не соображаю ничего. Тем не менее, насколько понимаю какие-то асаны могут быть опасны, еще зависит на каком месяце женщина.  Я где-то читал что женщина при родах, теряет очень много силы.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Anuttara от Апрель 19, 2009, 21:05:06
    Да,спасибо, Виранатха за внимание и участие.Вы правы,сейчас литературы хватает.А с Аэнгаром,это так,просто перелистывала.
Что касается потери энергии-в большинстве случаев-да,это так.Но не всегда,все зависит от уровня восприятия и кармических моментов.То,что это маленькая символическая смерть(а иногда и вовсе не маленькая),известно многим,но после точки смерти-неизбежно проявление жизни,парочка то дуальная-жизнь-смерть,одна без другой не странствуют(и ведь как интересно-обе-женского рода).И чем больше внутреннего сопротивления,тем больше энергопотерь.Достаточно вспомнить принцип шавасаны(одно название уже выводит к пониманию),и для чего она предназначена.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: partizan от Апрель 19, 2009, 22:58:21
Да,действительно,беременность не болезнь :123:
Зато повод железный для обсуждения рекомендаций,данных Айенгаром :05:
Конечно,есть желание поговорить о "йога-терапии" в целом-существует ли в принципе такое явление?
То,с чем приходилось сталкиваться в жизни-освобождение людей от каких-либо недугов посредством хатха-йоги-все-таки больше являлось феноменом сознания,который мог быть инициирован чем угодно. А ставшая классической "Физиология йоги" все-таки не отвечает на принципиальный вопрос:существует ли йога-терапия как последовательный систематизированный метод?
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Anuttara от Апрель 20, 2009, 14:55:12
     Адеш !

  Может быть,если у Гуруджи будет время,он сможет осветить эту тему наиболее объективно и полноценно.
 Насколько понимаю,термин йога-терапия,предполагает в общем массовость и нетрадиционность,т.е.руководство,доступное,что называется"широкому кругу читателей".
 А на мой субъективный и очень пристрастный взгляд,на сегодняшний день ,от потребительского "ашвини-мудра от гемороя" дальше всех ушел труд С.С.Сарасвати 3-х томник"Древние тантрические техники йоги и крийи".Объективно,целостно,многоранно,плюс само понятие йоги безжалостно не профанируется на уровне физкультурного подхода.Использованы разные направления йоги.Материалисты найдут для себя обоснования и освещение многих аспектов с позиций науки.
Что говорить Парамахамса есть Парамахамса. И то,с какой безграничной любовью написан этот труд,воодушевляет,этим состоянием хочется делиться.ИМХО
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: partizan от Апрель 22, 2009, 00:38:04
Да,безусловно,труды ССС наиболее полно представляют Йогу
в западном культурном пространстве. С этим невозможно не согласиться.
А по поводу йога-терапии можно сказать,что она также неоднозначна как и все,
что касается йоги. Очевидно здесь не может быть стандартных схем-"ашвини мудра от геморроя"-
все используемые методы становятся эффективными только в нужной точке приложения,где соединяются
время,условия и возможности самого человека.
И конечно,будем ждать,что скажет по этому поводу Гуруджи :05:   
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 11:24:32
Ну,  является   беременность  болезнью   или  нет,  скорее   вопрос  терминологии.  Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10),   выделяет  - Класс XV- Беременность, роды и послеродовой период.  Этим  занимаются  соответствующие  специалисты.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%9A%D0%91-10:_%D0%9A%D0%BE%D0%B4_O
 По   поводу   йога-терапии  могу  сказать,   что  если   вас   интересует  метод  Б.К.С. Айенгара,   лучше  обратиться   к  специалистам   этой   школы.  Или   хотя  бы  посмотреть   видео  Е.Ульмасбаевой   по  той  же   йоге  для  беременных.  Книги   естественно   имеют  ограниченное  использование   и  требуют   всё   таки   разъяснения   в   традиции  школы   компетентным   инструктором. Так  же  как   и   в   любой  ДРУГОЙ  школе.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Алламанатх от Январь 27, 2010, 15:48:29

 По   поводу   йога-терапии  могу  сказать,   что  если   вас   интересует  метод  Б.К.С. Айенгара,   лучше  обратиться   к  специалистам   этой   школы.  Или   хотя  бы  посмотреть   видео  Е.Ульмасбаевой   по  той  же   йоге  для  беременных.

Здравствуйте, practik.
То есть, получается , раздел книги, посвященный йога-терапии, писал не Аенгар? Или он имел ввиду что-то  свое тогда?
Насколько  я понимаю, Е. Ульмасбаева преедставляет школу йоги Аенгара. А йога-терапию она представляет от какой школы? Разъясните, пожалуйста, если Вы знаете, т.к  получается путаница .
 Поделитесь своим мнением, пожалуйста.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: लोटा बाबा от Январь 27, 2010, 16:46:58
Адеш!
Алламанатха, вероятно, речь идет о известной книге Айэнгара со множеством асан, там в конце есть комплексы "терапевтические", правда, на мой взгляд, они несколько не для новичков, а скорее спортсменов. У Айэнгара есть большой плюс - это детализация в асанах, ну и то, что статика приближена к классическому исполнению асан. Правда, использование канатов, валиков, разных опорных устройств - это вряд ли взято из классической йоги, да и при использовании приспособлений группа мышц в асанах работает не такая, как описано во многих современных книгах по йоге. Впрочем, не будем к теме подходит слишком строго, ибо ясно, что все книги нынешние - это современные разработки, и сравнивать, что из всего этого традиционно, а что нет - уже совершенно не актуально.  :05:
Про "йога-терапию", так это слишком скользкая тема. Смотря что считать здоровьем и здоровым состоянием, думаю, это все участники сего форума достаточно хорошо понимают. Тема терапии, несмотря на все, всегда может обсуждаться бесконечно, в этом точно предела нет.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Asitanganath от Январь 27, 2010, 17:09:38
Адеш!
Джай Гурудев!

Са према намаскара

Цитировать
что статика приближена к классическому исполнению асан

Где взять эталон? ГДЕ?  Если Вы такое говорите о, в общем-то сурьезном дяде, ученике Кришнамачарьи Айэнгаре, то что говорить об остальных...  Понятно, ССС, но там фотки не те.

В итоге есть комплексы "для всех" 25 асан Натхов - вот может кто-то из достаточно квалифицированных учеников Гуруджи и сделал бы фото каждой асаны в 3х проекциях - вот это бы польза была неописуемая.

Да и что значит вообще "идеальное классическое исполнение"?  У людей с разной фигуруой оно будет одинаковым?


Это я к тому что Вы наверное не представляете (хотя - кому я это говорю  :41:) сколько народа праведно парится насчет правильно/неправильно сделал асану.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 17:51:22

 По   поводу   йога-терапии  могу  сказать,   что  если   вас   интересует  метод  Б.К.С. Айенгара,   лучше  обратиться   к  специалистам   этой   школы.  Или   хотя  бы  посмотреть   видео  Е.Ульмасбаевой   по  той  же   йоге  для  беременных.

Здравствуйте, practik.
То есть, получается , раздел книги, посвященный йога-терапии, писал не Аенгар? Или он имел ввиду что-то  свое тогда?
Насколько  я понимаю, Е. Ульмасбаева представляет школу йоги Аенгара. А йога-терапию она представляет от какой школы? Разъясните, пожалуйста, если Вы знаете, т.к  получается путаница .
 Посещение ссылок часто занимает много времени и часто носит больше рекламный характер, Вы, наверное, как практик можете кратко и исчерпывающе рассказать это своими словами. Поделитесь своим мнением, пожалуйста.
Здравствуйте.
Е. Ульмасбаева   -  директор   московского  центра  Йоги  Айенгара.  Мнение  описано  в  раннем  сообщении. 
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 17:56:24

Поделитесь своим мнением, пожалуйста.

Терапевтические  методы  данной   школы   работают. Моё  мнение   основано  на  практическом  применении  на   себе   и   учениках.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 18:07:40
Адеш!
Алламанатха, вероятно, речь идет о известной книге Айэнгара со множеством асан, там в конце есть комплексы "терапевтические", правда, на мой взгляд, они несколько не для новичков, а скорее спортсменов. У Айэнгара есть большой плюс - это детализация в асанах, ну и то, что статика приближена к классическому исполнению асан. Правда, использование канатов, валиков, разных опорных устройств - это вряд ли взято из классической йоги, да и при использовании приспособлений группа мышц в асанах работает не такая, как описано во многих современных книгах по йоге. Впрочем, не будем к теме подходит слишком строго, ибо ясно, что все книги нынешние - это современные разработки, и сравнивать, что из всего этого традиционно, а что нет - уже совершенно не актуально.  :05:
Про "йога-терапию", так это слишком скользкая тема. Смотря что считать здоровьем и здоровым состоянием, думаю, это все участники сего форума достаточно хорошо понимают. Тема терапии, несмотря на все, всегда может обсуждаться бесконечно, в этом точно предела нет.

По  поводу   всяких   приспособлений  в  " КЛАССИЧЕСКОЙ  йоге"  вопрос  не   однозначный.  Хотя   я  и  не   любитель   данных  вещей,  могу  сказать  что   иной  раз   они  всё  же  необходимы  на  начальном  этапе  освоения. 
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 18:12:19
Адеш!
Джай Гурудев!

Са према намаскара

Цитировать
что статика приближена к классическому исполнению асан

Где взять эталон? ГДЕ?  Если Вы такое говорите о, в общем-то сурьезном дяде, ученике Кришнамачарьи Айэнгаре, то что говорить об остальных...  Понятно, ССС, но там фотки не те.

В итоге есть комплексы "для всех" 25 асан Натхов - вот может кто-то из достаточно квалифицированных учеников Гуруджи и сделал бы фото каждой асаны в 3х проекциях - вот это бы польза была неописуемая.

Да и что значит вообще "идеальное классическое исполнение"?  У людей с разной фигуруой оно будет одинаковым?


Это я к тому что Вы наверное не представляете (хотя - кому я это говорю  :41:) сколько народа праведно парится насчет правильно/неправильно сделал асану.

Для   правильного  исполнения  асан   необходимо  нахождения  как  минимум   в  школе   или   что  еще   лучше  у  Гуру.  А   по  фото,  видео   и   т.д.  бесполезно.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: लोटा बाबा от Январь 27, 2010, 18:22:18
Адеш!

Цитировать
что статика приближена к классическому исполнению асан

Где взять эталон? ГДЕ?  Если Вы такое говорите о, в общем-то сурьезном дяде, ученике Кришнамачарьи Айэнгаре, то что говорить об остальных...  Понятно, ССС, но там фотки не те.

В итоге есть комплексы "для всех" 25 асан Натхов - вот может кто-то из достаточно квалифицированных учеников Гуруджи и сделал бы фото каждой асаны в 3х проекциях - вот это бы польза была неописуемая.

Да и что значит вообще "идеальное классическое исполнение"?  У людей с разной фигурой оно будет одинаковым?


Это я к тому что Вы наверное не представляете (хотя - кому я это говорю  :41:) сколько народа праведно парится насчет правильно/неправильно сделал асану.

Badha, а никто не говорил о 25 асанах, или о 12. Вы почитайте недавнюю статью (и не одну) Гуру про асаны. Дело ведь не в количестве, а в принципах исполнения.
Я могу, конечно, написать главные принципы в практике, которые основные для всех, они все описаны в классических текстах йоги, а вот уже что делать в зависимости от конституции, возраста и т.д. - тут все рассказать сложно. В Индии в традиционных линиях ученик жил возле Гуру, и все было проще. Сейчас такое и в Индии не часто встретишь, тем более то, как преподается йога повсюду, это совсем не идет ни в какое сравнение. Получается парадокс, если вы расскажете традиционное обучение, большинство скажет, что это "не традиционное", будете учить попсе - скажут, что это "традиция и есть". А Вы как смотрите на это дело? Прав я или нет? Может, что-то не так вижу? Готов это охотно принять, выслушав Вашу точку зрения, по преподаванию асан и хатха-йоги вообще.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: लोटा बाबा от Январь 27, 2010, 18:32:49
По  поводу   всяких   приспособлений  в  " КЛАССИЧЕСКОЙ  йоге"  вопрос  не   однозначный.  Хотя   я  и  не   любитель   данных  вещей,  могу  сказать  что   иной  раз   они  всё  же  необходимы  на  начальном  этапе  освоения. 

Просто там получается, например, если делается чакрасана, в приспособлении руки не будут напряжены, как нежели без него. Или, например, если подвеситься вверх ногами, опоры на руки тоже не будет. Т.е. мышцы задействованы другие. 
Я читал, что в Индии помимо Айэнгара еще где-то используют канаты, но не припомню где и кто. Впрочем, если учесть, что в древних текстах вообще количество описываемых асан мало, вероятно по причине того, что старое не актуально, и может быть если и были какие-то стили, то могли просто исчезнуть в связи с нынешней неактуальностью, то тема новых разработок не так уж дика, как может многим "традиционным" она показаться. Впрочем, это можно много и много рассматривать, до чего-то можно дойти логически и исходя из практического опыта.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 18:58:38
 Смотря  какие   тексты  брать.  Вот  пример: сборник  "Динамические практики в классической йоге"  (книга:" Йогические традиции майсорского дворца" Н.Е. Сьоман )
 "...
Йогическая традиция, развивающаяся под покровительством и при участии царского рода Вадияров, чьи представители были раджами Майсорского царства, сегодня значительно повлияла на большинство систем йоги через учение Б. К. С. Айенгара и его последователей. Эта система, в которой главный упор делается на практику асан или йогических поз, представляется отличной от философских или книжных, традиций и не располагает традиционным обоснованием, поскольку практикуемые асаны не имеют профессиональной опоры и отсутствует преемственность учитель- ученик. Представленный здесь перевод «Шритаттва-нидхи» 1, рукописи из Майсорского дворца, датируемой временем до 1863 года и содержащей 121 иллюстрацию асан, предсталяет некоторый теоретический базис.
..."
  Там  же  есть илюстрации  и  ссылки  и  на   другие  писания.
 Другой   пример:  книга  "84 асаны йоги. Исследование традиции".  Где  так  же  затрагивается  вопрос  о  количестве  асан в некоторых   писаниях.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Asitanganath от Январь 27, 2010, 19:38:02
Адеш!

Спасибо, Leta Baba, статью Гуруджи о топике этом я как раз сейчас прочел. 
Я цифру 25 привел исключительно для примера, виньясами не интересуюсь. В обсуждение встрял потому что хотел узнать кто может демонстрировать "класику" в асанах лучше чем Айенгар. После прочтения поста Гуруджи - озознал неправильность постановки вопроса :) 

Тем не менее на сайте http://nathi.ru/ (http://nathi.ru/)  дается "начальный" натховский комплекс, а именно
http://nathi.ru/read/practice/asanas/25asanas.php (http://nathi.ru/read/practice/asanas/25asanas.php)  и вот его было бы полезно видеть в классическом правильном исполнении, разве нет?
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: लोटा बाबा от Январь 27, 2010, 20:22:52
Смотря  какие   тексты  брать.  Вот  пример: сборник  "Динамические практики в классической йоге"  (книга:" Йогические традиции майсорского дворца" Н.Е. Сьоман )
 "...
Йогическая традиция, развивающаяся под покровительством и при участии царского рода Вадияров, чьи представители были раджами Майсорского царства, сегодня значительно повлияла на большинство систем йоги через учение Б. К. С. Айенгара и его последователей. Эта система, в которой главный упор делается на практику асан или йогических поз, представляется отличной от философских или книжных, традиций и не располагает традиционным обоснованием, поскольку практикуемые асаны не имеют профессиональной опоры и отсутствует преемственность учитель- ученик. Представленный здесь перевод «Шритаттва-нидхи» 1, рукописи из Майсорского дворца, датируемой временем до 1863 года и содержащей 121 иллюстрацию асан, предсталяет некоторый теоретический базис.
..."
  Там  же  есть илюстрации  и  ссылки  и  на   другие  писания.
 Другой   пример:  книга  "84 асаны йоги. Исследование традиции".  Где  так  же  затрагивается  вопрос  о  количестве  асан в некоторых   писаниях.

Да, книгу эту про 84 асаны прочел еще года 4 назад, в англ. варианте, а недавно видел копию оригинала тех текстов, которые там упоминаются, с описанием 84 асан. Действительно, тексты Майсурского двора, конечно, куда более поздние, да и вероятно, были написаны под влиянием англичан. Многие упражнения могли быть заимствованы из обычных гимнастик. А вот асаны в ранних текстах на тренировочные вообще мало похожи. Количество 84 символично, причем символика, очевидно, содержит какие-то особые ключи, явно уже не гимнастические. В общем, если рассмотреть пример асан Майсурского двора и Натховские 84 примерно 13-14 века, получается много внешних различий, таких, что параллели между гимнастическими упражнениями и асанами как некими психофизическими состояними для простого смертного - различия как небо и земля. Наверняка ранние асаны были не просто статические комфортные состояния, а что-то и еще, где как минимум присутствует, как говорит Бойко, "умиротворенный фон". А вот этот самый фон, по-моему, не возможен, если хатху не сочетать в раджой. В общем, тема эта хорошая для размышлений, мой опыт в принципе говорит о возможности такого рода вещей в отношении себя самого, но невозможности тех, кто йогой только начали заниматься, хотя и этому, в принципе, есть свои объяснения.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 20:23:28
По  поводу   всяких   приспособлений  в  " КЛАССИЧЕСКОЙ  йоге"  вопрос  не   однозначный.  Хотя   я  и  не   любитель   данных  вещей,  могу  сказать  что   иной  раз   они  всё  же  необходимы  на  начальном  этапе  освоения. 

Просто там получается, например, если делается чакрасана, в приспособлении руки не будут напряжены, как нежели без него. Или, например, если подвеситься вверх ногами, опоры на руки тоже не будет. Т.е. мышцы задействованы другие. 
Я читал, что в Индии помимо Айэнгара еще где-то используют канаты, но не припомню где и кто. Впрочем, если учесть, что в древних текстах вообще количество описываемых асан мало, вероятно по причине того, что старое не актуально, и может быть если и были какие-то стили, то могли просто исчезнуть в связи с нынешней неактуальностью, то тема новых разработок не так уж дика, как может многим "традиционным" она показаться. Впрочем, это можно много и много рассматривать, до чего-то можно дойти логически и исходя из практического опыта.

Приспособления   обычно  используются   НА  НАЧАЛЬНЫХ   этапах   практики   как   раз  для  того,  чтобы  заработали  ноги  и  руки.  К   тому   же  именно  тогда,   когда   известен   механизм   асаны.  Пропсы   не   являются  самоцелью  метода,  и  если   человек  справляется   сам,  проблем  не  возникает. Чакрасана,   (если  та  что  описана  у  Брахмачари  как  чакрасана   а   у  Айенгара   как  Урдхва  Дханурасана)   не   относится  к  начальным   позам  и  выполняется   тем  более  без приспособлений.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: लोटा बाबा от Январь 27, 2010, 21:30:53
Понятно, т.е. Д. Брахмачари тело готовил вьяямами, а Аэйнгар в виде инструментов для растяжек, правильно я понял, это для снятия блоков? Т.е. для асан нужна подготовка? Кстати, есть еще вопросец интересный относительно шаткарм. Айэнгар их, в принципе, не рекомендует, натхи их рекомендуют при дисбалансе дош, после чего можно оставить для себя лишь одну из шаткарм, например капалабхати или тратаку. Но кстати, согласно многим индийским ачарьям, асаны и пранаямы также регулируют доши. Я почему-то не слышал, чтобы кто-то - П. Джойс, Айэнгар, Дешинкачар - рекомендовали шаткармы.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 21:52:56
Понятно, т.е. Д. Брахмачари тело готовил вьяямами, а Аэйнгар в виде инструментов для растяжек, правильно я понял, это для снятия блоков? Т.е. для асан нужна подготовка?

Не   совсем  так.  Практикуется  сразу  асана  в   доступном  варианте,   при  необходимости  используется  материал (обычно  индивидуально ).
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 27, 2010, 22:03:46
Доши  регулируются  с  помошью  асан  и  пранаям.  К  тому   же  есть  аюрведа   для  уравновешивания  дош. И   те  же   методы  освещены  более  подробно  и  используются  под  присмотром  КВАЛИФИЦИРОВАННОГО врача.  Исполнение  их  без  указаний по  своему  "книжному  озарению"  опасно. 
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Виктор от Январь 28, 2010, 11:15:51
Адеш!

Доши  регулируются  с  помошью  асан  и  пранаям.  К  тому   же  есть  аюрведа   для  уравновешивания  дош. И   те  же   методы  освещены  более  подробно  и  используются  под  присмотром  КВАЛИФИЦИРОВАННОГО врача.  Исполнение  их  без  указаний по  своему  "книжному  озарению"  опасно. 

Все правда.

С уважением, Виктор.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 28, 2010, 12:13:34
Кстати,  скиньте   пожалуйста  ссылку   на   йога - терапию  Натхов.  Очень  хотелось  бы  ознакомиться  с   методологией.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Алламанатх от Январь 28, 2010, 15:36:23
Натхи не рассматривают йога-терапию как основу своего учения, особенно (не рассматривают ) ту подачу йога-терапии, где "йогой" маскируется недостаток квалификации в области лечебной физкультуры и наоборот. У нас все таки Традиция Йоги, в первую очередь. С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом. Я знаю многих "йога-терапевтов" с испорченым зрением и т.д.,  не беру уже на рассмотрение их эмоциональное и ментальное состояние, все это в общем-то говорит о том насколько эта йога-терапия является терапией и йогой.  Если убрать внешний фасад, и посмотреть трезво, то можно многое переосмыслить относительно йоги в целом и в частностях.  
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 28, 2010, 16:58:00
Натхи не рассматривают йога-терапию как основу своего учения, особенно (не рассматривают ) ту подачу йога-терапии, где "йогой" маскируется недостаток квалификации в области лечебной физкультуры и наоборот. У нас все таки Традиция Йоги, в первую очередь. С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом. Я знаю многих "йога-терапевтов" с испорченым зрением и т.д.,  не беру уже на рассмотрение их эмоциональное и ментальное состояние, все это в общем-то говорит о том насколько эта йога-терапия является терапией и йогой.  Если убрать внешний фасад, и посмотреть трезво, то можно многое переосмыслить относительно йоги в целом и в частностях.  

То  есть  приходит  к  вам   человек  с  проблемой  и  вы  ему  говороите : " С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом...  Приходи  когда  им  станешь..."
  Или   может  я  не   правильно  понял?  Поясните   ТРЕЗВО   ваши   действия  в  отношении  данных  лиц.
   P.S.  Так   же  не  совсем  понятно  какой  фасад  надо  убирать  :   ТРАДИЦИОННУЮ  йогу   и   аюрведу?...
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 28, 2010, 17:03:39
Где   то  на  этом   форуме   я  видел   как   Yogi Matsyendranatha   советовал   книги  Фроули  для   уравновешивания  дош...  Хотя   могу  ошибаться.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Шамбхунатх от Январь 28, 2010, 18:02:42
Доши  регулируются  с  помошью  асан  и  пранаям.  К  тому   же  есть  аюрведа   для  уравновешивания  дош. И   те  же   методы  освещены  более  подробно  и  используются  под  присмотром  КВАЛИФИЦИРОВАННОГО врача.  Исполнение  их  без  указаний по  своему  "книжному  озарению"  опасно. 

Хорошо сказанно, а знаете ли вы в России, хоть одного дипломированного практикующего врача-физиотерапевта или дипломированного практикующего  врача аюрведы, который бы "йога терапией" лечил? И если знаете, то почему они вместо физиотерапии и аюрведы склоняются к "йога терапии" не имеющей на данный момент никакой системы, и методов профессиональной аттестации, а лишь сомнительного содержания курсы?
Мне лично знакомы пара врачей, которые лишь потому, что они когда-то отучились в меде, а ныне преподают йогу, решили назать свой подход "йога терапией". Но в меде один учился на отоларинголога, другой на гинеколога. Да анатомию учат все, но всеже специализации не даром в медицине существуют, и у каждой есть своя специфика.
Обучение на врача аюрведы тоже ничем не проще. Только 4 года обучения (если не ошибаюсь) и 6-8 лет практики дают право и диплом на то чтоб быть именно врачем. Это не двухмесячные курсы на пляже в Гоа.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Алламанатх от Январь 28, 2010, 18:53:20
То  есть  приходит  к  вам   человек  с  проблемой  и  вы  ему  говороите : " С точки зрения Йоги,  болезни невозможно вылечить окончательно,  пока практикующий не стал целостно, гармонично развитым существом...  Приходи  когда  им  станешь..."

 Когда ко мне приходят люди с проблемами (таких большинство), я в первую очередь стараюсь аккуратно объяснить, что не буду обещать быстрых результатов , что  сначала надо будет научиться расслабляться физически и психически во время выполения асан-въяям и чувствовать свое тело, постепенно, те практики, которые такой человек выполняет на занятиях, он сможет чувствовать сам, «изнутри». Как правило, когда такой человек начинает достигать данного этапа, у него снижается уровень болевых ощущений в теле и он начинает в  целом чувствовать себя лучше. Попутно у него стабилизируется прана в теле и ум начинает приобретать  устойчивое состояние.
Тогда, обычно я рекомендую как дополнение к посещению групповых занятий, самостоятельные практики, большая часть который направлена на снижение компрессии позвоночника и умение переключаться между состояниями тонуса-расслабления мышц  в различных асанах, в которых такой  человек учится фиксироваться в ровном состоянии сознания, отстраняясь от  внешних и внутренних беспокойств. Как правило, на этом уровне такой человек уже сам понимает многие причины своих проблем и, если он находит нужным дальше развиваться, но пока не может посвятить этому отдельное время то внешне он может выполнять схожие с новичками практики, но внутренне, акцент его работы уже другой. Хотя быстрее было бы получать личный опыт, по факту ,большинство люде предпочитает  посещать групповые занятия.
Попутно, я объясняю периодически, что, во многом, большинство проблем со здоровьем у людей связано не с тем, что они не делают асан :), а с тем, что присутствуют нестыковки восприятия себя и окружающего мира, множество привычек, которыми человек окружает себя в жизни, что  это как правило, происходит по причине того, что мы не видим альтернатив своему развитию, что современное общество и сферы его интересов часто способствуют  в больше степени деградации личности и если такой человек собирается в дальнейшем радикально меняться, необходимо учиться шире смотреть на жизнь, и тут уже необходимо пользоваться полученным навыком чувствования себя и своих ощущений, интуиции и т.д. Постепенно человек подходит к пониманию принципов йоги как исскуства жизни в целом а не только  как способа решения локальных проблем. Йога – это еще состояние единства как изначальный факт, большая часть наших проблем, это чувтво разделения (частей тела, человека и мира и т.д.)
Тема большая, на самом деле, думаю, вы и сами в курсе :)

 
   Так   же  не  совсем  понятно  какой  фасад  надо  убирать  :   ТРАДИЦИОННУЮ  йогу   и   аюрведу?...

Возможно мы не поняли друг друга. Я не имел ввиду того, что аюрведа не заслуживает внимания. вы можете в классических йогических текстах также встретить упоминания о дошах и их уравновешивании. Просто аюрведические методы лечения больше опираются на внешние методы воздействия, включая питание, траволечение, массаж,препараты и т.д , а в йоге это происходит за счет асан и внутренней работы.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: लोटा बाबा от Январь 28, 2010, 18:54:37
    Ув. practik, я так понял, Ваш вопрос таков: "практикуют ли Натха Йоги йога-терапию?". Думаю, что да. Но этот термин слишком уж многогранен, и вопрос в том, что мы считаем для себя здоровьем. Исходя из того что наш "русский" Гуру говорит, впрочем, русский он уже давно постольку поскольку, ну и конечно, исходя из того, что я видел в Индии в разных натховских храмах, при которых иногда бывают свои йога-шалы. Просто сами понятия "аюрведа", "йога", "здоровье" и мн. др. очень большие. В аюрведе большой раздел знаний, которому учат даже в Индии не везде, например, болезни, вызванные бхутами, обычно в Индии, в массовых коммерческих школах аюрведы, редко затрагиваются. Потому что этот раздел знаний уже имеет точки пересечения с тантрой, джьотишем и т.п. Обычно в массовом варианте все намного проще выглядит. С йогой тоже самое, бывают болезни сложные, например, кармические. Допустим, болезни, которые достались от родителей "по наследству", где стандартная "йога-терапия" (название недавнее), стандартная медицина не всегда способны справиться. Вообще вся традиционная медицина, основанная на современной науке, постоянно меняется, всегда что-то новое открывают, что-то опровергают и что-то опять доказывают как правильное. Еще стоит учесть, что в самой Индии, да и вообще где-бы то не было, абсолютное здоровье не для всех самоцель, мы можем встретить и популярных йога-тичеров и разных святых, и натхов, да кого угодно, с болезнями. Правда, я не часто встречал натхов в Индии, крайне больных физически, хотите верьте, хотите нет. Но многие так оставляют тело, как и все обычные люди, когда приходит такой этап. Есть те, чья биография уже совсем не соприкасается с привычным нам социумом, вероятно, они и становятся бессмертными сиддхами, но это такая сфера, которая далеко не каждому ясна или даже просто интересна.
    Все это йога и, конечно, как может быть то, что не связано с йогой, терапия тоже связана, но, как я уже сказал, понятие "здоровье" -  слишком относительно, многое зависит от того, какие задачи перед собой ставит человек. Для инвалида, или ослабленного человека, обычные люди покажутся здоровыми, для йогина обычные люди могут казаться больными, и то это не значит что йог, например, к такой ситуации будет относится как к неимеющей право на существование в этом мире. В конце концов все существующие - правильное, раз такое есть, значит оно так должно быть свыше, но высшее есть и в нас, и нам дано так же от Бога право ему следовать и менять себя или мир, так или иначе, в той или иной степени.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 28, 2010, 20:52:32
"Алламанатх :

... Когда ко мне приходят люди с проблемами (таких большинство), я в первую очередь стараюсь аккуратно объяснить, что не буду обещать быстрых результатов , что  сначала надо будет научиться расслабляться внутренне во время выполения асан-въяям и чувствовать свое тело, постепенно, те практики, которые такой человек выполняет на занятиях, он сможет чувствовать сам, «изнутри». Как правило, когда такой человек начинает достигать данного этапа, у него снижается уровень болевых ощущений в теле и он начинает в  целом чувствовать себя лучше. Попутно у него стабилизируется прана в теле и ум начинает приобретать  устойчивое состояние."...

  Вы  даёте  ему  наверное  какие то  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ   рекомендации  по   асанам  и  пранаямам,  крийям   для  излечения.  То  есть   наборы  методов.  Вот  для  этого  и  существует   примерный  список  методов  при  заболеваниях  в  Й. Дипике .   В   текстах  кстати   это  есть.  Вот  пример:

... ГХЕРАНДА  САМХИТА : Маюрасана
   2.29. Обопри ладони об пол, положи локти на пупок и подними в воздух ноги, прямые как палки. Эту позу называют Маюрасана.
   2.30. Плохую или излишнюю пищу она сжигает целиком, возбуждает огонь пищеварения и помогает переварить даже яд. Она устраняет все болезни, подобные гастриту, лихорадке, испорченности (желудочного) сока и другие – такова эта полезная поза....

Про  святых  это  конечно  другой  вопрос.  Им  недуги  тела  не  мешают.
По  поводу  аюрведических  врачей  некоторые  места  знаю,   но  вы  можете  это  принять  за  рекламу...   
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 28, 2010, 20:58:13
Алламанатх

Возможно мы не поняли друг друга. Я не имел ввиду того, что аюрведа не заслуживает внимания. вы можете в классических йогических текстах также встретить упоминания о дошах и их уравновешивании. Просто аюрведические методы лечения больше опираются на внешние методы воздействия, включая питание, траволечение, массаж,препараты и т.д , а в йоге это происходит за счет асан и внутренней работы.

  Нет,  аюрведа  не  так  проста  как   кажется  и  не  ограничивается  клизмами. Внутренняя  работа  присутствует.  Она   сама  является  мукти  шастрой.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 28, 2010, 21:10:48
Смотря  какие   тексты  брать.  Вот  пример: сборник  "Динамические практики в классической йоге"  (книга:" Йогические традиции майсорского дворца" Н.Е. Сьоман )
 "...
Йогическая традиция, развивающаяся под покровительством и при участии царского рода Вадияров, чьи представители были раджами Майсорского царства, сегодня значительно повлияла на большинство систем йоги через учение Б. К. С. Айенгара и его последователей. Эта система, в которой главный упор делается на практику асан или йогических поз, представляется отличной от философских или книжных, традиций и не располагает традиционным обоснованием, поскольку практикуемые асаны не имеют профессиональной опоры и отсутствует преемственность учитель- ученик. Представленный здесь перевод «Шритаттва-нидхи» 1, рукописи из Майсорского дворца, датируемой временем до 1863 года и содержащей 121 иллюстрацию асан, предсталяет некоторый теоретический базис.
..."
  Там  же  есть илюстрации  и  ссылки  и  на   другие  писания.
 Другой   пример:  книга  "84 асаны йоги. Исследование традиции".  Где  так  же  затрагивается  вопрос  о  количестве  асан в некоторых   писаниях.

Да, книгу эту про 84 асаны прочел еще года 4 назад, в англ. варианте, а недавно видел копию оригинала тех текстов, которые там упоминаются, с описанием 84 асан. Действительно, тексты Майсурского двора, конечно, куда более поздние, да и вероятно, были написаны под влиянием англичан. Многие упражнения могли быть заимствованы из обычных гимнастик. А вот асаны в ранних текстах на тренировочные вообще мало похожи. Количество 84 символично, причем символика, очевидно, содержит какие-то особые ключи, явно уже не гимнастические. В общем, если рассмотреть пример асан Майсурского двора и Натховские 84 примерно 13-14 века, получается много внешних различий, таких, что параллели между гимнастическими упражнениями и асанами как некими психофизическими состояними для простого смертного - различия как небо и земля. Наверняка ранние асаны были не просто статические комфортные состояния, а что-то и еще, где как минимум присутствует, как говорит Бойко, "умиротворенный фон". А вот этот самый фон, по-моему, не возможен, если хатху не сочетать в раджой. В общем, тема эта хорошая для размышлений, мой опыт в принципе говорит о возможности такого рода вещей в отношении себя самого, но невозможности тех, кто йогой только начали заниматься, хотя и этому, в принципе, есть свои объяснения.

От  вас  зависит,   будет  ли  это   асана(Sthira Sukham),  или   просто  гимнастика...  Разве   может  быть  ограничение   в  количестве  занимаемых   положений?
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: लोटा बाबा от Январь 28, 2010, 22:29:02
Количество и качество положений, если чем-то и обусловлены, то метафорическим, как и практическим, поэтому буквально относиться к текстам, не понимая их сути, не слушая просто себя, по-моему нет смысла. Тоже самое очевидно и в отношении разных стилей хатха-йоги. Есть хатха-йогины, есть хатха-йога, есть наборы практик в классических текстах и есть стили, главное быть йогином, а остальное никуда не денется.  
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Алламанатх от Январь 29, 2010, 09:33:16
Ну   строго   говоря   человек   обычно  и  чувствует  себя  изнутри,  это  понятно(снаружи  чувствовать  мало  кому  удаётся)...
Я имел ввиду глубокое расслабление, когда кроме ощущения расслабления мышц, стихают мысли, эмоциональные напряжения и побуждения к бесконтрольной деятельности, когда спонтанно расширяется сознание.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: practik от Январь 29, 2010, 11:56:53
Ну   строго   говоря   человек   обычно  и  чувствует  себя  изнутри,  это  понятно(снаружи  чувствовать  мало  кому  удаётся)...
Я имел ввиду глубокое расслабление, когда кроме ощущения расслабления мышц, стихают мысли, эмоциональные напряжения и побуждения к бесконтрольной деятельности, когда спонтанно расширяется сознание.


Думаю  я  понял  о  чём  речь. Но  ведь  это  уже   не   новичковый  уровень. Что  бы  его   достичь  уходят  иногда  месяцы,  годы ... Глубокому  расслаблению   надо  еще  научить,  это  целый  комплекс   методов.  Для  того,  что  бы хоть  немного  корректно  работать с   сознанием необходимо  занять  асану(шавасану,  или   хотя  бы  в  кресле  научить  расслабляться).  А   это  уже работа  с  телом.  А   ведь  в  общий  класс  он  ходить  не  может,   из-за  ограничений,   связанных  с  болезнью.   И  ему  нужны индивидуально  подобранные  асаны  (и  др.  методы)  хотя  бы  для  раскрепощения  областей  тела  и  связанных  с  ними  блоков  мышцы-прана-ум.  То  есть  нужны  конкретные индивидуальные   рекомендации  по  работе  с  телом .  Те  же   вьяямы  не  все  смогут  сделать.

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА:
1.19. В Хатха-йоге на первом месте-Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов :05:  и придадут легкость телу.
P.S. Leta Baba,  думаю  все  болезни  кармические.
  Спаибо  за  разьяснения.
Название: Re: приложение в книге БКС Айенгара,Прояснение йоги.Йога Дипика
Отправлено: Алламанатх от Январь 29, 2010, 13:56:32
Ну   строго   говоря   человек   обычно  и  чувствует  себя  изнутри,  это  понятно(снаружи  чувствовать  мало  кому  удаётся)...
Я имел ввиду глубокое расслабление, когда кроме ощущения расслабления мышц, стихают мысли, эмоциональные напряжения и побуждения к бесконтрольной деятельности, когда спонтанно расширяется сознание.


Думаю  я  понял  о  чём  речь. Но  ведь  это  уже   не   новичковый  уровень. Что  бы  его   достичь  уходят  иногда  месяцы,  годы ... Глубокому  расслаблению   надо  еще  научить,  это  целый  комплекс   методов.  Для  того,  что  бы хоть  немного  корректно  работать с   сознанием необходимо  занять  асану(шавасану,  или   хотя  бы  в  кресле  научить  расслабляться).  А   это  уже работа  с  телом.  
Работа не простая, но кое-что, при определенном навыке внутренней настройки, можно дать почувствовать авансом :)
Причем, когда такой человек сразу чувствует нужное, пусть при этом неглубокое состояние, он может , делая асаны, держаться за него , как за фарватер, в этом один из нюансов передачи практик у Натхов.