Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: shivananda от Август 30, 2009, 10:38:14

Название: Кубджика
Отправлено: shivananda от Август 30, 2009, 10:38:14
Адеш!
Вопрос Гуруджи, можно ли поподробнее узнать об учении Кубджика?
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Август 31, 2009, 16:30:45
Адеш!
Кубджика - это древний культ Шакти. Подобно тому как в Традиции натхов разрабатывались различные методы йоги и ныне всем известная хатха-йога, основоположником которой был Горакшанатх, точно так же и в Традиции Кубджика была разработана теория шести чакр в теле, Кундалини-шакти в теле. Собственно говоря, Кубджика в переводе означает "сгорбленная", т.е. скрученная в кольцо, или Кундалини. Такому виду Богини в Традиции придают очень большое значение. Ее форма означает кундалу (круг), которая замкнута сама на себе, это - символ всеобъемлемости, полной самодостаточности. Кубджика, по сути - Богиня, которая содержит внутри себя всю Вселенную и она также локализована во всех формах Вселенной. Все в мире вращается, все движется в бесконечность. Кубджика - не просто Богиня, она также и сам Шива, причем, как запредельный, непроявленный, так и Шива во всех его различных формах: Шанкара, Ардханарешвара, Рудра-мритьюнджайя, Бхайрава, Рудра-хануман и т.д. Кубджика - это колесо мироздания, Кубджика - это наше сознание и сознание Шивы, его игра чид-виласа, она - Ямала (эротический союз Шивы и Шакти и всех их проявлений - Богов и Богинь). Кундалини творит всю Вселенную и разрушает ее также, поэтому Кундалини - это не просто сила, которая находится внутри тела, она находится везде и всегда. Благодаря Богине Шива как пустота имеет форму, и все Боги появляются благодаря Шакти. Кубджика является сверхсознанием "парасамвит", и выше нее нет ничего. Есть очень много легенд в пуранах, тантрах о Кубджике, что она появилась из западного лика Садашивы, который имел пять голов: четыре направлены на стороны света, пятая смотрит вверх (в некоторых источниках упоминается еще шестая, которая находится над пятой), а также у каждого лика есть своя Шакти. Каждый лик проявил различные тантрические знания, которые далее оформились как целые Традиции, такие как Шривидья-тантра, Кали-крама, Трика и западная Кубджика. Несмотря на то, что они в той или иной степени содержали и содержат знания друг друга, все-таки они все вполне самостоятельные. Каждая такая традиция имеет свою глубину, которую можно постичь, только принадлежа данной линии, являясь в ней посвященным дикшитой. Кубджика (Пашчимамнайя) - из древнейших линий, и все остальные обязаны ей такими важными элементами тантры и йоги, как Кундалини и чакры. 
   Раньше эта Традиция существовала в Индии, сохранились ее тексты, где содержится немалая часть тантрических знаний, разных практик, однако на данный момент времени сама Традиция в Индии отсутствует, хотя, конечно, вы можете встретить тантриков, которые используют кубджиковские мантры. Но эти практики не являются полными, и если их кто-то и рассматривает как садхану, то скорее как часть своей традиции. Однако, как традиция Кубджика на данный момент существует в Непале исключительно среди неварцев. Один мной очень уважаемый человек эту уцелевшую традицию в Непале назвал очень маленьким бриллиантом, который, однако, имеет огромнейшую ценность.
   Не во всех частях Непала эта традиция существует, а только в двух местах. Она строго передается брахманами "раджопадхьяя", и не все "раджопадхьяя" в Непале практикуют именно Кубджика-садханы, они также могут придерживаться других амнай. Они вообще не берут в ученики иностранцев, и то, что меня приняли и сделали принадлежащим к линии раджопадхьяй – это, в общем-то, большая милость и исключение, несмотря на то, что я далеко не самый совершенный. Мой Гурудев - самый известный Гуру в данной Традиции. По сути, есть всего пять-шесть семейных кланов в Непале, где принятие в ученики означает вхождение в семью Гуру. Немного про эту традицию написал Марк Дичковски, недавно он издал шикарнейший и бесценный труд. Так Марк войдет в историю, думаю, не меньше, чем в свое время Джон Вудроф. Однако, насколько я понимаю, Марк в первую очередь специализируется на Кашмирском шиваизме, многие практики которого имеют прямое отношение к Кубджике.
     В Непале, если вы попытаетесь искать эту линию, то наверняка столкнетесь с немалыми трудностями. Основная трудность в том, что Гуру этой линии можно практически сосчитать на пальцах одной руки, а вторая - они обычно не говорят о том, что они практикуют. Все достаточно хорошо знают общеизвестные практики, тантры, и когда с кем-либо беседуют из тех, кто не относится к их клану, то они могут просто говорить про практики десяти Махавидий, Бхайравы, Аштаматрик и т.п., а про Кубджику говорить, что ничего не знают. Все обряды внутри этой Традиции не меняются на протяжении столетий, и это – еще одна причина, по которой они не хотят передавать данные садханы не имеющим отношение к их Традиции. В Традиции есть несколько посвящений: первое, сукшма-дикша, включает в себя передачу мантры, где почитается Ямала Шива-Шакти, определенная атрибутика, которая используется в пудже почитания Шивы и Шакти. Такие дикшиты могут почитать любое Божество в любом храме. Мне Гурудев как-то рассказывал, что лет 30 назад, когда его в Америке пригласили в храм ИССКОНа, то он там участвовал в их пудже, а внутренне он почитал Кубджику, и даже никто не знал, кого он почитает на самом деле.
Богиня является причиной всех сотворенных тел, как людей, так и Богов; если бы ее не было, то не было бы ни одного Божества и даже проявленной формы Шивы. В Непале на некоторых храмах (в основном, только храмах Шивы) под куполами вы можете увидеть вырезанные из дерева или из мрамора фигурки, занимающиеся сексом, а над ними изображают ту или иную Богиню Йогини. Если спросить каких-либо гидов о значении этой символики, то они, как правило, отвечают всякую чушь. Однако, эта символика для Традиции имеет громаднейший смысл, это - символы Шивы Бхоланатха, т.е. имя Бхоланатх означает того, кто волен делать все, что пожелает. Это воплощенный Шива, однако, иногда Шива может творить кошмарные вещи: он может разрушить Вселенную, может создать ракшасов или бхутов и т.д. Поэтому, во избежание его ошибочных неконтролируемых действий, вверху изображают Шакти. Или подобный символ, когда изображают в канде Шива-лингам, обвитый Кундалини, которая его удерживает. Т.е. Шакти - это то, что корректирует, что помогает избежать крайности, в этом главный смысл Кундалини-Кубджики. Если вы следуете такой Шакти, то ваши действия и вообще существование в мире становятся совершенными, т.е. вы становитесь сиддхами. Шакти постоянно дает вам подсказки, знаки, как вам надо поступать и как жить. Для практикующего Кубджику нет ограничений в плане религии и Божеств, так как они все рассматриваются как Кундалини, однако есть строгие обеты о неразглашении практик, неразглашении каких-то тайн, которые есть в Традиции. Это опасно делать, потому что, привлекая ненужных людей, пребывающих в нечистом состоянии, садхака рискует причинить вред себе, своему Гуру, Традиции и даже людям, которым было такое знание передано. Однако она все равно существует в природе, во всех верах, в том или ином виде. Например, в традиции Натхов тоже есть Кундалини, они также еще Кубджику называют "ниджа-шакти". Просто иные названия, структура практик и подходы, но суть та же самая.
   Я могу что-то рассказать в самых общих чертах, только то, что разрешено. Но возможно, для кого-то непонятно даже то, что я написал самым простым языком. Вообще в кубджиковской традиции очень много всего, и немало практик, о которых многие даже очень продвинутые спецы в тантре не имеют представлений. Тем более, разница с тем, что многие считают "кундалини-йогой", очень большая. Если Кубджика - это духовное направление, то "кундалини-йога", которую в основном придумали учителя на Западе или в Индии, ориентированные на западных потребителей, - это крайне вырожденные формы Традиции Кубджика или Натха-сампрадаи.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: shivananda от Август 31, 2009, 17:22:39
 Большое спасибо, Гуруджи!  Хотелось бы услышать от Вас дальнейшую информацию о Кубджике, которую Вы можете рассказать. Особенно интересует упомянутая Вами универсальность почитания Кундалини и вырожденность практики. Насколько я понимаю это практики работы с чакрами, но подход в практике совершенно иной чем в крияй-йоге или йоге натхов?

С уважением,
Шивананда
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Surajnath от Август 31, 2009, 21:23:26
Спасибо за такой хороший обзор.
А что, по вашему, наиболле отличает Кубжику от Шри Видьи/ ведь вроде в обоих традициях пуджи
3анимают значительную часть практики, обе традиции используют кундалини иогу, как основной метод трансформации...

Можно ли сказать, что каркас один, а различие лишь в ритуалах и некоторых деталях вторичных практик?
----------------

Вы упоминули, что даша-махавидья отдельная достаточно (сравнительно) общедоступная тантрическая практика.
А на какой текст она опирается и какова парампара И имею ввиду она имеет общие истоки и потом дробиться в различных
традициях или различные традиции приписывают ей различное происхождение?
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 04, 2009, 23:41:47
А что, по вашему, наиболле отличает Кубжику от Шри Видьи/ ведь вроде в обоих традициях пуджи
3анимают значительную часть практики, обе традиции используют кундалини иогу, как основной метод трансформации...

Можно ли сказать, что каркас один, а различие лишь в ритуалах и некоторых деталях вторичных практик?
----------------

Отличий много, например, многие кистевые мудры имеют одно название, но технически выполняются по-разному. В Шривидье используется Шриянтра, а в Кубджике - сначала используется аргха, шалай (специальная тарелочка, на которой рисуются символы Шивы и Шакти), шаткона (шестиугольник, на который приносятся специальные жертвенные компоненты). Шаткона в Кубджике играет особую роль, потому что она символизирует слияние двух треугольников, что проявляет шесть чакр, правда внутри тела они по-другому расставлены, но там есть особая связь. Шаткона - это также центр Шриянтры, который относится к западной традиции (Пашчимамная).
В Кубджике пуджа начинается с внутренней практики и ею же заканчивается, например, берется цветок, кладется в ладони, которые формируют качапа-мудру (жест черепахи), проводится возле каждой чакры, активизируя ее, потом он подносится к внешнему объекту. Внешняя практика поддерживает внутреннюю, потом внешнее состояние вбирается внутрь тела обратно.
В Кубджике также используется иногда Шриянтра, но она не играет важнейшую роль в самой традиции, а просто как один из вспомогательных элементов. В Кубджике схема из шести чакр, а в Шривидье - из девяти.
В Кубджике также пашу-балидана используется чаще, нежели в Шривидье. Множество мантр в Кубджике с разным количеством акшар не встречаются в Шривидье и других тантрических линиях, хотя в ней используются и некоторые общие шактийские мантры, такие как Навакшари и др.  


Цитировать
Вы упоминули, что даша-махавидья отдельная достаточно (сравнительно) общедоступная тантрическая практика.
А на какой текст она опирается и какова парампара И имею ввиду она имеет общие истоки и потом дробиться в различных
традициях или различные традиции приписывают ей различное происхождение?

    Эта система из десяти Богинь оформилась примерно в X веке, она имеет также тесную связь с девятью Дургами. Система десяти Махавидий, вероятно, вышла из культа Матрик, коих описано разное количество. По одной из версий, они проявились из частей мертвого тела Сати, которые упали в разные места Индии, где потом появились Шакти-питхи. Очевидно, многие тантрики поклонялись разным йогиням, и в связи с тем, что какие-то формы пользовались большим интересом основной массы садхаков, то так и появилась система десяти Махавидий. Я так предполагаю, потому что в некоторых текстах часто из десяти упоминаются лишь некоторые. Какие-то присутствуют отдельно в том или ином шактийском культе, например, как Матанги в Шривидье, но ей же поклоняются и неварцы в Непале.
Десяти Махавидьям поклоняются почти во всех тантрических традициях, агхори, натхи, капалики (отчасти они сохранились). В литературе на хинди часто перечисляются 47 мест, где этот культ на данный момент распространен, это такие места как Удджаин, Омкарешвар, Аабу, Каши, Калькката, Гирнар, Гандхарвал, Чунар, Гоухати, Найнитал и др. Сами основные парампарические линии Кали-видьи можно встретить в основном в Бенгалии и Ассаме; есть линии, которые поклоняются десяти махавидьям, есть те, которые поклоняются девяти Кали. Основные тексты, которые посвещены Кали-видье это: Махакала-самхита, Шакта-прамода, Шакти-сангама, Тантра-сара, Мантра-махарнава и др. Однако есть в Индии немало культов, посвещенных отдельно той или иной Махавидье, например, культ Тары (линия, к которой принадлежал Вамакшепа), или же культ Багаламукхи (Питамбары) в Мадхья-прадеше Питамбара-питх и т.п.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Surajnath от Сентябрь 05, 2009, 00:06:13
спасибо.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Виктор от Сентябрь 05, 2009, 04:18:23
Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

[Даша Махавидья - это] система из десяти Богинь, оформилась примерно в X веке, она имеет также тесную связь с девятью Дургами. Система десяти Махавидий, вероятно, вышла из культа Матрик, коих описано разное количество. По одной из версий, они проявились из частей мертвого тела Сати, которые упали в разные места Индии, где потом появились Шакти-питхи. Очевидно, многие тантрики поклонялись разным йогиням, и в связи с тем, что какие-то формы пользовались большим интересом основной массы садхаков, то так и появилась система десяти Махавидий. Я так предполагаю, потому что в некоторых текстах часто из десяти упоминаются лишь некоторые.

Это очень интересный вопрос! (Может быть, все не так очевидно); в частности, обращает на себя внимание тот момент, что десять Махавидий олицетворяют (отображают) (собой) десять основных сил, действующих в Мироздании (в Макро- и микро- Косме); (вспомним, например, о существовании в Кабалле десяти сифирот, полностью описывающих Силы, и их взаимодействие во Вселенной); ((так же, можно обратить внимание и на тот небезынтересный факт, что на руках у человека, (и на конечностях у прочих млекопитающих), именно десять пальцев)).

Девата Трипура-Сундари может рассматриваться как отдельное Божество, а может - как целая традиция, в которой каждый Трипура-Сундари видит по своему, в зависимости от принадлежности к той или иной сампрадае данной линии.

Или десять Махавидий: мы их можем рассматривать как проявление Кали, но каждая из них может быть очень разной, например, Бхайрави может быть отдельной традицией, Лалита - также, Тара - тоже, в принципе, отдельный культ, где ее связывают с Сарасвати и т.д.

Не могли бы Вы объяснить (рассказать), какие и в чем существуют различия (отличия) в практике поклонения Лалите Трипура Сундари, в зависимости от того, рассматривается ли Она как проявление Кали в культе даша Махавидий, или как основополагающая Дэвата отдельной Традиции (Шри Видья)?

Спасибо.

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: shivananda от Сентябрь 05, 2009, 08:44:38
 Большое спасибо!
Традиция, насколько я вижу, очень глубокая сложная. Четко созникает понимание что без знания санскрита и хинди в Индии делать нечего.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 12, 2009, 22:05:00
Большое спасибо!
Традиция, насколько я вижу, очень глубокая сложная. Четко созникает понимание что без знания санскрита и хинди в Индии делать нечего.

Если первым делом, то я сомневаюсь в необходимости санскрита, его надо на третье место ставить. Важен английский в первую очередь, так как жители Тамилнаду могут не знать хинди, а Уттар-прадеша не знать тамильского, поэтому важен английский. На втором месте идет хинди, это если есть необходимость общаться с разными Гуру. И только уже потом санскрит, на котором там не говорит почти никто, кроме продвинутых пандитов. Санскрит нужен исключительно для правильного понимания текстов.  
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 12, 2009, 22:37:27
Сапрема намаскара!

Не могли бы Вы объяснить (рассказать), какие и в чем существуют различия (отличия) в практике поклонения Лалите Трипура Сундари, в зависимости от того, рассматривается ли Она как проявление Кали в культе даша Махавидий, или как основополагающая Дэвата отдельной Традиции (Шри Видья)?

   Виктор, знаете, есть много сходств. Существуют Кали и шривидьевские йогини, которые связаны с 15 лунными КалА. Подобное есть и в Кубджике: Кундалини проходит вдоль тела через его 16 частей вместе с дыханием, все они - лунные Божества, однако связанные и с солнцем, об этом можно писать талмуды. Так же и у натхов есть Бала Сундари, чья янтра напоминает каулическую, или даже является таковой. Как и в кубджиковской традиции, Бала Сундари зачастую не имеет внешнего образа. 
    В каждой традиции вы можете найти практически всех Божеств, и при этом в каждой традиции Гуру дает ученику те виды упасаны, которые именно ему подходят. Несмотря на то, что мы можем говорить о каком-то особом порядке в той или иной сампрадае, реально в Индии он чаще всего определяется индивидуально. Есть просто общие мантры в каждой сампрадае, и есть то, что может выбрать Гуру именно для вас, и что вы должны считать самым лучшим. Если шривидьевский Гуру вам, например, даст Навакшари-мантру и скажет, что именно она - самая важная для вас, то это так и будет. У натхов, к примеру, одна мантра Горакшанатха, однако каждый в Традиции почитает практически того, кого хочет: один может Бхайраву, а другой может Ганапати или Кали. Люди, которые на Западе покупают книги, могут радоваться такому обилию мантр в них, но при этом важно ведь не количество, а полученные сиддхи, обретение сиддх - это очень непростой процесс.
    В чем различия в поклонении одному Божеству в разных направлениях? Во-первых, и в одном направлении могут одному Божеству быть разные формы упасаны. Во-вторых, в разных традициях они могут быть разными на техническом уровне: разные упачары, разные ньясы (или их отсутствие), разные мудры, разное использование ритуальной посвященческой атрибутики. Посему данный вопрос крайне многомерный. Т.е. спросить о том, как почитаются одинаковые Божества в Шривидье и Кали-видье, или где-то еще, в надежде услышать хороший и честный ответ - это примерно то же самое, если ответчик вам расскажет сначала все про одну традицию, а после этого исчерпывающе про другую, а после этого сравнит - в чем разница одного Божества в этих традициях. В основном, обо всех школах можно узнать только в общих чертах, а постичь качественно хотя бы одну - это очень немалая жертва, на самом деле.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: morning light от Сентябрь 13, 2009, 21:41:36
shivananda, приветствую!
Четко созникает понимание что без знания санскрита и хинди в Индии делать нечего.
А Вам не кажется, что без статуса "брахман" там делать нечего? В плане духовных практик. Ну, будут у Вас знания санскрита и хинди, и что? Вы не брахман и не индус.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: shivananda от Сентябрь 14, 2009, 08:49:38
shivananda, приветствую!
Четко созникает понимание что без знания санскрита и хинди в Индии делать нечего.
А Вам не кажется, что без статуса "брахман" там делать нечего? В плане духовных практик. Ну, будут у Вас знания санскрита и хинди, и что? Вы не брахман и не индус.
Почему Вы так узко все воспринимаете? Индус и брахман - это прежде всего человек, как и все мы. Главное - не национальность, а суть человека, его начинка. И между прочим, как Вы видите, Гуруджи Матсиендранатх прямое тому подтверждение, главное - содержание, а объяснить индусу кто ты такой всегда можно!  :05:
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Виктор от Сентябрь 15, 2009, 03:29:22
Гуруджи ко Адеш!

Приветствую всех!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Благодарю Вас за ответ!

Так же и у натхов есть Бала Сундари, чья янтра напоминает каулическую, или даже является таковой. Как и в кубджиковской традиции, Бала Сундари зачастую не имеет внешнего образа.

На меня произвело глубокое впечатление то, что, (если эти сведения верны), янтры Балы, Бала Сундари и Курукуллы - практически идентичны, (со всеми очевидными, следующими из этого, выводами).

  Люди, которые на Западе покупают книги, могут радоваться такому обилию мантр в них, но при этом важно ведь не количество, а полученные сиддхи; обретение сиддх - это очень непростой процесс.

Я бы даже сказал, (простите), что важны не сиддхи, (Бог с ними - с сиддхами), а обретаемая в результате совершаемой садханы, единства [с Гуру], и милости Гуру - мокша. Все остальное - «лишь пыль на ветру, которая случайно попала в наши глаза»; (а что - сиддхи? - они всего лишь стрелка на спидометре (или цифры на курвиметре); (сиддхи - это не так уж и хорошо, как кажется (может показаться) на первый взгляд: вот жил ты, жил, а потом у тебя вдруг оказалась обоюдоострая сабля, (или граната, (хорошо, если с чекой), или автомат Калашникова, ((или Томпсон), (хорошо, если с предохранителем)), и ты обязан теперь далее с этими небезопасными предметами жить, ходить, есть, спать, совершать садхану, и т.д. - а вдруг выстрелит, или взорвется, или заденет кого?! - (закон кармы еще никто не отменял)); (в конечном счете, сиддхи, (вероятно), это когда все твои желания, чаяния, мечты и помыслы - начинают быстро и безапелляционно сбываться - есть желающие оказаться в этом состоянии? - (я пока, как-то бы не рискнул); (так приходят на ум многочисленные (из разных духовных Традиций) притчи о том, как некий подвижник долго молил Бога об обретении сиддх (сверхспособностей), затем получил желаемое, а через некоторое время, с еще большим жаром, стал возносить Всевышнему молитвы о том, чтобы избавил его от оных)).

  ...в каждой традиции Гуру дает ученику те виды упасаны, которые именно ему подходят. Не смотря на то, что мы можем говорить о каком-то особом порядке в той или иной сампрадае, реально в Индии он чаще всего определяется индивидуально. Есть просто общие мантры в каждой сампрадае, и есть то, что может выбрать Гуру именно для вас, и что вы должны считать самым лучшим.

Если судьба (Божественное, Провидение, Дух) - сподобило человека (адепта) обрести истинного аутентичного Гуру, Мастера, Рава - и стать его личным учеником - то, несомненно, следование воле Гуру - является наиболее верной и короткой дорогой к Освобождению, и само по себе, (на мой взгляд), является высшим счастьем, благословением, и удачей, возможной в человеческой жизни.

В основном, обо всех школах можно узнать только в общих чертах, а постичь качественно хотя бы одну - это очень немалая жертва, на самом деле.

Без качественного постижения и обретения Мастерства - о какой Мокше может идти речь?

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Rohini от Сентябрь 15, 2009, 13:32:23
morning light
Цитировать
А Вам не кажется, что без статуса "брахман" там делать нечего? В плане духовных практик. Ну, будут у Вас знания санскрита и хинди, и что? Вы не брахман и не индус.
Да уже и сами брахманы так не думают, вернее, далеко не все такие консервативные.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 16, 2009, 02:25:59
Сапрема намаскара!

Я бы даже сказал, (простите), что важны не сиддхи, (Бог с ними - с сиддхами), а обретаемая в результате совершаемой садханы, единства [с Гуру], и милости Гуру - мокша. Все остальное - «лишь пыль на ветру, которая случайно попала в наши глаза»; (а что - сиддхи? - они всего лишь стрелка на спидометре (или цифры на курвиметре); (сиддхи - это не так уж и хорошо, как кажется (может показаться) на первый взгляд: вот жил ты, жил, а потом у тебя вдруг оказалась обоюдоострая сабля, (или граната, (хорошо, если с чекой), или автомат Калашникова, ((или Томпсон), (хорошо, если с предохранителем)), и ты обязан теперь далее с этими небезопасными предметами жить, ходить, есть, спать, совершать садхану, и т.д. - а вдруг выстрелит, или взорвется, или заденет кого?! - (закон кармы еще никто не отменял)); (в конечном счете, сиддхи, (вероятно), это когда все твои желания, чаяния, мечты и помыслы - начинают быстро и безапелляционно сбываться - есть желающие оказаться в этом состоянии? - (я пока, как-то бы не рискнул); (так приходят на ум многочисленные (из разных духовных Традиций) притчи о том, как некий подвижник долго молил Бога об обретении сиддх (сверхспособностей), затем получил желаемое, а через некоторое время, с еще большим жаром, стал возносить Всевышнему молитвы о том, чтобы избавил его от оных)).

  Совершенно согласен по поводу сиддх. Но, говоря о сиддхах, я имел ввиду именно саму результативность в практике. Можно сказать иначе: мантры повторяются для достижения мокши, что подразумевает безупречность во всем, и это такое понятие как мантра явно не делает проще. Что такое совершенства, сиддхи? Это - неотъемлемая часть мира, они не проблема для тех, кто достиг мокши, но делает ли это мокшу просто одним словом из пяти букв на бумаге, или в окне монитора? Реализованная мокша имеет большую цену, сиддхи же - определенный показатель, что практика проходит правильно, но при этом, конечно, надо понимать, что они двояки, как и все в этом мире - могут помочь кому-то, а могут и помешать в обретении мокши.
   Например, если происходит авеша, и вы становитесь Божеством, реализуя какие-то его качества, вы же не можете однозначно сказать, что качества Бхайравы, Вишну, Дурги и др. - негативны? Сиддхи - они, например, как Рудра или Кали, могут казаться для кого-то опасными, а для кого-то упаей для обретения чего-то более сущностного, что лежит за всеми этими проявлениями. Это примерно так же, как кому-то на каком-то этапе пути полезно практиковать на шмашане, а кому-то - живя в роскоши, аскет проверяется роскошью, а царь - шмашаном. Так же сиддхи, в принципе, кому-то могут помочь, а кого-то на раз подкосят, так что человек оклемается очень не скоро и вообще поймет, какую игру с ним сыграла Махамайя. Мир ведь - просто мир, со всем обилием совершенств или несовершенств, просто йогин не может быть лишь какой-то частью этого мира, и не может отрицать истинность его существования, так как он - олицетворение Шивы-Шакти, их ямалы также. Шакти - во всех явлениях, и в сиддхах тоже.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 16, 2009, 02:46:42
Да уже и сами брахманы так не думают, вернее, далеко не все такие консервативные.

     Очевидно, их консервативность небезосновательна, потому что их санскары, ритуалы, любые задачи, включая духовные, неразрывно связаны с их обществом, в котором человек рождается, живет, развивается во всех отношениях. Там одно связано с другим. Однако, что такое духовное рождение и кто такой дважды рожденный (двиджа)? Мы все выбираем по своей воле: где нам жить, как жить и во что верить, на самом деле, это так - мы сами дали добро на то, чтобы жить там, где мы живем и так, как мы живем. Если нас это не устраивает, значит, мы где-то видим, чувствуем этому альтернативу, и тогда ищем способ ее реализации и находим когда-нибудь. Если мы - не только тело, но и те, кто рождается духовно, и наш выбор для самих себя более чем осознанный, то это значит, что мы выбрали право получить нужные санскары, мы верим в истинность того или иного пути. И кто знает, быть может, в чем-то более широко и глубоко понимаем суть второго рождения, нежели обычный индус, которому весь его индуизм и садхана безразличны. Другое дело, среди иностранцев также немало тех, кто хочет просто попробовать экзотики, не понимая истинной ценности того, что пробует. В таком случае, безусловно, консерватизм брахманов более чем оправдан.
Название: Re: Кубджика
Отправлено: Виктор от Сентябрь 16, 2009, 05:47:00
Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Большое спасибо Вам за ответ!

 ...мантры повторяются для достижения мокши,
что подразумевает безупречность во всем...

В этом суть, в этом суть...

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Виктор от Ноябрь 22, 2010, 14:47:02
Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Пожалуйста, если это возможно, (и информация об этом не является закрытой или засекреченной), дайте обзор основных Дэват в Традиции Кубджика - расскажите, пожалуйста, о Них по возможности подробно!

Очень интересно!

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 22, 2010, 15:37:04
Адеш!

Закрыты только сами пуджи, и это правильно, а основные Божества не секретны. Кубджика имеет шесть основных аспектов, а также она почитается в Сиддхилакшми (Сиддхалакшми - называется в Индии), Гухьякали, Ваджрешвари, Акашчарини, в Трипурасундари и др. Также есть и Трика. Кубджика почитается вместе со своим консортом, Наватмабхайравой, который проявляется в виде Девяти Натхов. Как самостоятельная традиция, в Индии она уже не существует, а в Неварской, из всего СНГ, посвящен только я один. Но она, однако, почитается в Шривидье, как ее часть. Сами практики почитания, по сравнению с неварскими, более простые, но дело не в этом: если вы хотите поклоняться Кубджике вследствие бхакти, то можете это делать, почитая Кубджику как западную амнаю в Шривидье. Без традиции ее почитать бесполезно, да и вообще, сомневаюсь, что в России кто-то имеет представление о том, как эти пуджи проходят у неварцев. По научным статьям, даже самым крутейшим, полагаясь на интеллект, думаю, невозможно составить ее садханы.

Что касается Шривидьи, в ней Пашчимамная находится в центре Шриянтры (Навайони-чакра), потому неварцы иногда используют янтру Кубджики, а иногда Шриянтру, в форме Меруприштхи, так как в Шриянтру можно призывать любых Деват. Она - Янтра-раджа (царь всех янтр). В мантрах Кубджики также находятся биджи Ашта-матрик. Аштаматрики - это женские Божества, в которых можно найти любые формы женских Божеств, а также восемь Матерей еще делятся на свиту из восьми, всего составляя 64 йогини.

Кубджика интересна тем, что она многое в себе сохранила из раннего культа Богини Трики и Каласанкаршини, известного сейчас многим как Кашмирский Шиваизм. Кубджика, как Традиция, интересна тем, что в ней сохранились Малини-ньясы, их еще называют Деха-ньясы, и почитание йогинь в форме Малини, то, что было когда-то в практиках культа Трики.  Трика больше связана с Пурва-амнаей (первой), она предшествовала Пашчиме (завершающей или западной). Считается, что Кубджика сохранила в себе весь арсенал каулических садхан, и Пашчимамная, как говорит мой Гурудев, способна проникать в любую из амнай, и поэтому можно почитать Кубджику в любых других Деватах. Конечно же, через нее можно глубоко изучить Кундалини таттву. В Традиции Кубджики понятие Кундалини рассматривается очень глубоко, с садханами пробуждения Кундалини-шакти она связана примерно так же, как натхи с хатха-йогой.

Если завтра будет время, напишу еще. Я даже на почту не успеваю часто отвечать всем друзьям и ученикам. Надеюсь, вы меня поймете.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Виктор от Ноябрь 22, 2010, 23:33:23
Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Благодарю Вас за ответ!

Буду ждать его продолжения, когда Вам это будет удобно; конечно же, понимаю Вашу занятость, (и, в связи с этим, стараюсь не писать Вам личных сообщений без необходимости).

 ...если вы хотите поклоняться Кубджике вследствие бхакти...

Конечно, поклоняться (какой-либо Дэвате) хорошо только при наличии в отношении Нее бхакти. Что касается Кубджики, то Она интересна мне по двум причинам.
Первая из них та, что (в свое время) Вы сказали (мне в личной беседе) о сущностном сходстве Кубджики, и Дэваты, являющейся моей Ишта-Дэватой; (из этого и интерес, учитывая то, что Традиция Кубджика сохраняется в неизменном виде с незапамятных времен, может быть, даже со времени основания (проявления)).
Вторая причина - та, что Кубджика, собственно - это Ниджа-Шакти Горакшанатха; полагаю, что можно не комментирлвать важность этого факта для меня, как для натха, (имеющего начальную степень посвящения).
С этим, конечно, связано так же и то, что:
 ...через [Кубджику] можно глубоко изучить Кундалини таттву. В Традиции Кубджики понятие Кундалини рассматривается очень глубоко, с садханами пробуждения Кундалини-шакти она связана примерно так же, как натхи с хатха-йогой.

Без традиции ее почитать бесполезно.

Это очевидно.

 Считается, что Кубджика сохранила в себе весь арсенал каулических садхан...

Пожалуйста, раскройте (более подробно) понятие "каулические садханы"), (а-то мне, кроме пресловутого ритуала 5М, и пудж, связанных с почитанием Дэват в телах участников ритуала, ничего в голову не приходит).

Уважаемый Гуруджи! Поясните, пожалуйста, как соотносятся Кубджика и Йога Майя Бала Сундари; ведь получается, что и Та, и Другая - Ниджа-Шакти Горакшанатха, (если я не допускаю ни в чем ошибки). Это одна (и та же) Дэвата, или нет?

Буду благодарен Вам за разъяснения.

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 24, 2010, 15:03:52
Конечно, поклоняться (какой-либо Дэвате) хорошо только при наличии в отношении Нее бхакти. Что касается Кубджики, то Она интересна мне по двум причинам.
Первая из них та, что (в свое время) Вы сказали (мне в личной беседе) о сущностном сходстве Кубджики, и Дэваты, являющейся моей Ишта-Дэватой; (из этого и интерес, учитывая то, что Традиция Кубджика сохраняется в неизменном виде с незапамятных времен, может быть, даже со времени основания (проявления)).

Вы Ей можете поклоняться через систему Шривидьи, это проще намного, чем становиться Раджопадхяяей, так как посвятить кармачарьи или джоши среди неварцев могут только членов своей семьи, а других - только Раджопадхьяя и никак иначе. Плюс, в Пашчимамнаю посвящают только определенные Раджопадхьяя в Непале. До последнего времени их можно было встретить в храме Пашупатинатха, в Храме Таледжу (в Ней же почитают и Кубджику). Кубджика связана также с культом Кумари. Отчасти какие-то небольшие формы поклонения Кубджике сохранились в Камакхья-питхе, в Ассаме. Но как вижу возможным для себя, учить других практикам Кубджики через Шривидью, а то, что у неварцев, у них строго: при посвящении Гуру зачитывает клятву из паддхати, которую дает чела о неразглашении практик и прочее. И чела говорит, что если он, допустим, рассказывает о пудже, то теряет все сиддхи и идет в Ад, или если он будет продавать садханы Кубджики. Не допускается даже показывать посторонним предметы пуджи и т. д. Я очень уважаю моего Гуру и верю ему, потому, сами понимаете, да и вообще, тантра - в целом тайная система, не проповедническая.  

Цитировать
Вторая причина - та, что Кубджика, собственно - это Ниджа-Шакти Горакшанатха; полагаю, что можно не комментирлвать важность этого факта для меня, как для натха, (имеющего начальную степень посвящения).

Очень непростая это тема. Потому что формально короли из Династии Малла были противниками Горкхов (гуркхов), которые связаны с натхами в Непале. До Малла были Личчхаби, они поклонялись Лакшми и Нараяне, потому культы Сиддхилакши и Кубджики как бы срослись. Понимаете, в чем дело: Кубджика, как культ, раньше была в Индии, и, возможно, она чем-то отличалась от непальской, хотя, судя по тому что получал я, все как описано в Кубджика-тантрах, именно это у них и есть, плюс другие неварские тантрические церемонии, включая также ведические (они тоже отличаются от индийских).

Тот образ Богини у натхов, который почитают после упадеша-дикши - это, по сути, Шривидья и есть, только йогическая ее форма, она выглядит именно как Бала (одна из 10 Махавидий). Единственное, у натхов эта упасана не завязана на Шриянтру и кармаканду Шривидьи, дикша-мантра - другая. Ее еще называют Хингаладжи Мата, она покровительница запада. В общем, архетип Шривидьи и Кубджики. У неварцев Шривидья находится в верхней и западной амнаях. У натхов - это Богиня, которая почитается на вершине Кайласа, т.е. это центр, Меруприштха Шриянтры, а значит, Кубджика и есть. Я это обсуждал с Гурджи, показывал натховские паддхати, написанные Виласнатхом джи и Нархаринатхом. Кстати, они были хорошими друзьями, и Гуру Нархаринатх посещал часто его дом. Так вот, проблемы возможных разногласий в традициях и системах инициаций, думаю, мы разрешили.

Вообще, если правильней сказать, Кубджика, в форме Аштаматрик и Аштабхайрав, скорее, Шакти Наванатхов, которые у неварцев рассматриваются как аспекты Наватмабхайравы. Девять Натхов есть у неварцев, натхов, в Шривидье также с ними много всего связано. По сути, они все разные Боги, как проявления Шивы Горакшанатха. Есть, правда, разные системы Наванатхов, даже в самой натховской традиции. Основных две, одни натхи рассматриваются как Девять Нараянов, другие - как проявления Шивы. Но вот в Горакша-упанишаде описаны немного другие, в Горакша-сиддханта санграхе среди них даже упоминается Нагарджуна (именно с таким именем), где-то Даттатрея упомянут и т.д. В общем, если не утопать в архетипах, а посмотреть на основное содержание, то картина вырисовывается достаточно четкая и интересная.  Да, можно вполне сказать, что Кубджика - Ниджа-шакти Горакшанатха, он балджати (молод и бессмертен), образ Кубджики также известен как образ Кумарики или Баласундари.  

Цитировать
Пожалуйста, раскройте (более подробно) понятие "каулические садханы"), (а-то мне, кроме пресловутого ритуала 5М, и пудж, связанных с почитанием Дэват в телах участников ритуала, ничего в голову не приходит).

В общем-то, да, 5М имеют место быть в каулизме, хотя в России и на Украине они профанируются, но я думаю, при этих правильно переданных практиках от настоящего некоммерческого Гуру, они - вполне настоящая садхана. Однако даже ими каулизм не ограничен, вы верно заметили. Мне кажется, точное определение каула-садхане дал Шри Абхинава Гупта, он все практики делил на тантра-пракрию и кула-пракрию. К тантре относятся три упаи, ориентированные на Крию, Джняну и Иччху, а кула-пракрия - это уровень практики, близкий к сахадже. Этот уровень, например, неплохо описан в Акулавира-тантре Матсьендранатха. Т.е. это осознавание себя Шива-Шакти ямалой, без любых усилий в виде техник или волевого удержания каких-то вспомогательных состояний, для вас настолько очевидно, что вы - Шива, что вам не надо это доказывать себе самому. Как, например, вы себе не доказываете, что вы русский. Это уровень совершенной Пратьябхиджны. Хотя такое состояние может проявляться в любых видах Дхармы и их форм практик. У кого-то через пуджи, у кого-то через практики, связанные с психофизикой, короче, все проявленное может стать упаей, ведь кула - это сама Шакти, она же - видья, порождающая все методы, и эти методы делает видьей (знанием).
Каулизм не ограничен 5М, особенно в том виде, в каком его разные "жуки" любят попрославлять в СНГ, на уровне "призвать в женщину Девату и поиметь женщину вместе с Деватой". В пуджах они женщинам подносят жалкие упачары, а в реальной жизни не угостят даже чашкой чая, кроме как если им светит затащить ее в постель. Все это, конечно, обставляется "философией", манипуляцией, кусками их Тантр, вырванных из контекста, и прочим «прогоном по ушам дур». Да и сами подумайте, если 5М не имели бы своего внутреннего значения, как это трактовал Горакшанатх, да и многие тантрики тоже (просто эти части текстов обычно русскими любителями тантры аккуратно опускаются), то как, в таком случае, каулизму следовать должны, например, старики, которым физиологичеки уже не до секса, или дети. Получается, что в случае с каулизмом, который строго с 5М, им не светит спасение, тем самым каулизмом, который считается широким путем.    Поэтому я и говорю, что все зависит от времени, от обстоятельств, и всем практикам должен учить реализованный Гуру, а не трактовать тексты и учения на основе своих ограниченных интересов.

Что же касается аспектов Кубджики, есть несколько наиболее известных, такие как Пара Шивонмани, Амари, Сиддхавагешвари, Кали, Лакшми, Вакрика (Ума Деви). Они связаны с разными сторонами света, разными Гуру Натхами, им соответсвующими и т.д.
Примечательно то, что в Кубджика-тантрах также встречаются мантры Трики, такие как Пара или Парапара, или Махачандайогешвари. Традиция интересная, интересные полезные Тантры Кубджики, так как освещают много особенностей тантризма в целом. Кубджика также является трансцендентным сознанием Парасамвит, т.е. это позволяет на практики Кундалини-джагарана смотреть с духовной точки зрения, что им предает больший статус.  
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 24, 2010, 16:55:59
Есть еще другие "анги" Кубджики. Калика - это сердце Кубджики, Джуштачандали - лицо, Шикхасваччанда - макушка головы, Шива - руки, Рактачамунда - глаза и Гухьякали - кисть руки (Божество оружия, "астра").
Эти Божества соответствуют чакрам: Гухьякали - муладхара, Калика - свадхиштхана, Шикхасваччханда (Агхореши) - манипура, Джуштачандали (Сиддхайогешвари) - анахата, ШивА - вишуддха и  Рактачамунда (Пара) - аджня.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Виктор от Ноябрь 27, 2010, 12:23:18
Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Благодарю Вас за ответы!

Очень поучительно и интересно!

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Rohini от Декабрь 15, 2010, 06:44:03
Адеш!
Если это не секретная информация, подскажите, пожалуйста, как выглядит янтра Кубджики? Может быть, ее изображение есть где-нибудь в интернете?
"С какой целью интересуюсь" - хотелось бы ее нарисовать  :05: .
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 15, 2010, 13:45:38
Адеш!

Я где-то видел и в интернете. Есть несколько вариаций ее янтр, вот, например, такой вариант в одной из паддхати:

(http://i709.photobucket.com/albums/ww95/Nathayogini/IMG-2.jpg)

В других янтрах, например, может не быть пятиугольника, только шат-кона. Там, как видите, в центре треугольник, как и во всех янтрах. В шатконе шесть аспектов, частей (анга) Богини, такие как Кали, Душтачандали, Гухьякали и др. В панчакона такие биджи: aIM hrIM shrIM hskhphreM hsauM. Далее, у Кубджики еще есть 32 формы и восемь лепестков, там восемь матрик. Но они отличаются немного от привычных, семь - те же, что и в Шривидье, от Брахми до Чамунды, восьмая - Чандика. Аштаматрики вообще везде отличаются, даже в Кубджике они разные в разных садханах: у Пратьянгиры, например, тоже семь (те же), а вместо восьмой - не Махалакши, а Нарасимхи.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Rohini от Декабрь 15, 2010, 20:14:16
Yogi Matsyendranatha
Спасибо огромное!
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Антонина от Ноябрь 21, 2012, 17:05:56
ОМ ШАКТИ! Yogi Matsyendranatha, скажите пожалуйста существует ли связь между богинями Кубджика и Кунджика?
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 21, 2012, 21:09:22
Слово "кунджика" встречается в известном тексте, где почитается Богиня Мать, которая творит Вселенную. Текст используется для практики, и он очень известен – называется «Деви-махатмья». К ней прилагается стотра (молитва), которая называется «Сиддха-кунджика-стотра». Кунджика – означает ключ, который открывает сиддхи (совершенства). Если рассматривать это название как то, что связано с Богиней, вмещающей в себя все образы Богини, то оно связано с Кубджикой как формой Кундалини: и потому что эта стотра почитает все основные Шакти, и потому что пробуждает Кундалини. Но в целом это имя с Кубджикой мало связано, по сравнению с некоторыми другими. Хотя по звучанию они похожи, но КуБджика и КуНджика – это разные понятия. Спасибо за вопрос.  :05:
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 21, 2012, 21:21:33
Да, есть еще такое название, как "кунджа", если мне не изменяет память, у гаудия-вайшнавов (кришнаитов, короче   :016: ), но, думаю, это другая история.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Антонина от Ноябрь 21, 2012, 22:11:43
Большое спасибо за то, что уделили мне внимание. Хочу немного пояснить свой интерес к этой теме: мой Гуру дал мне имя Кубджика Ананда-натха, на Вашем форуме есть информация на эту тему, прослушала Ваши лекции про кундалини в Риге, но все же мало что понимаю. Интуитивно чувствую большую глубину этой богини и хотелось бы как-то двигаться в этом направлении.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 22, 2012, 16:35:08
Большое спасибо за то, что уделили мне внимание. Хочу немного пояснить свой интерес к этой теме: мой Гуру дал мне имя Кубджика Ананда-натха

Раз вам оно нравится, и хорошо. Однако, если вы женщина, то, используя имя с окончанием "натх", вас поймут только в линии натхов. Есть и много таких направлений в Индии, где в именах пол должен подчеркиваться. Везде в Индии много своих заморочек, с разными правилами.

Цитировать
на Вашем форуме есть информация на эту тему, прослушала Ваши лекции про кундалини в Риге, но все же мало что понимаю. Интуитивно чувствую большую глубину этой богини и хотелось бы как-то двигаться в этом направлении.

Видите ли, садхана в полноценном виде – это удел немногих даже в Индии, для индийцев, для которых их языки родные, как и культура естественна, и то, для них быть тантриком означает иметь особое усердие в садхане. Поэтому не удивляйтесь, что мало что понимаете. Есть два варианта: я говорю просто – и всем все ясно, но тогда скажут, что низок мой уровень знаний; второй вариант – я объясняю все глубоко, но малопонятно, тогда скажут, что я говорю непонятно и бессмысленно. Самое главное для хорошего продвижение на пути – это умение позитивно мыслить, иметь чувство уважения к тому, от кого берешь знания, тогда вы очень быстро, может, поначалу и интуитивно, начнете понимать. Кубджика как культ сохранилась в Непале, но там не учат так, как привыкли большинство иностранцев, и во многом даже индийцы. Там культ и их садхана более закрыты, они для особо избранных учеников. Но Кубджика в виде отдельных практик есть в другом направлении, известном как культ Богини Трипурасундари (Шривидья), через нее можно практиковать некоторые методы Кубджики, она более всем доступная и тоже интересная.
Название: Re:Кубджика
Отправлено: Антонина от Ноябрь 26, 2012, 01:56:39
 Ваш "простой" ответ очень вдохновил, уважаемый Гуру Йоги Матсьендранатх.
Но я не очень поняла насчет окончания "натх" что значит вас поймут только в линии натхов и какая разница мужчина или женщина? Пожалуйста, при возможности объясните поподробней фразы:
 Однако, если вы женщина, то, используя имя с окончанием "натх", вас поймут только в линии натхов. Есть и много таких направлений в Индии, где в именах пол должен подчеркиваться. Везде в Индии много своих заморочек, с разными правилами.


Название: Re:Кубджика
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 26, 2012, 09:16:39
Большая часть Традиции натхов – это садху, они считают, что Атман – над перерождениями, Атман воплощается в женских и мужских телах, но он вне тела. Для йогина он также есть Шива, которого называют Натх, и всех, кто посвящается в нашей линии, называют "натх", а также "йоги". И хотя слово мужского рода, женщинам, которые становятся садху-даршани, дают имя "натх", потому что они отреклись от мира относительностей. Примерно то же самое есть и в некоторых других линиях, например в Дашанами. Там тоже иногда женщин называют "свами", иногда добавляют "ананда" в окончании имени. В списках древних сиддхов есть немало женщин, например Вималанатх, Лакшминатх, Удаянатх, Маянаматинатх, Аинатх, Дурганатх и др., те, кто не в курсе этого, даже удивляются, почему нет женщин в Традиции. Они есть, просто имена особые.

Во многих традициях часто используются имена Деви, Маи, Йогини и др., с подчеркиванием пола – как правило, если это традиция грихастх. Хотя и среди натхов есть грихастхи, но они могут получать такие же дикши, как и все в Традиции, и имена все равно оканчиваются на "натх".