Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Lakshminath от Сентябрь 30, 2009, 14:20:24

Название: Наули
Отправлено: Lakshminath от Сентябрь 30, 2009, 14:20:24
Адеш!

В тексте "Хатхаратнавали" Шриниваса говорит о двух типах наули - антара-наули (внутренняя) и бхари-наули (внешняя). Внутреннюю наули он описывает (это обычная наули, которую все знают), а вот внешнюю нет.

Кто нибудь знает, что это за бхари-наули?

И еще, там описывается такая пранаяма - бхуджанги-карана:
"С вдохом пропустить воздух через горло и выдохнуть также через горло. Такова бхуджанги-карана, девятая кумбхака". Не очень понятно, как она выполняется, что значит "выдохнуть через горло"?
Название: Re: Наули
Отправлено: Amon от Сентябрь 30, 2009, 15:47:51
Адеш!

А вы не укажите где можно взять текст Хатхаратнавали ? Выдох через горло вероятно значит , концентрирование на горле при выдыхание , например при выдохе через нос мы концентрируемся на носу , и потом чувстсвуем как воздух выходит из носа. Такая процедура может проделываться по всему телу , это называется отслеживанием потока воздуха внутри тела , что распостраняется даже на кровь , и носит глубоко энергетический очищающий характер пранных энергий. Таким образом Выдох через горло есть концентрация в точке горла , и выдыхание также через нос , но при шуме как бы воздуха не в носу при выдохе а в горле , это чувствуется кк будто горло напряглось и сузилось , легко понять о чем речь , это открыть рот поднять голову вверх и выдыхать через горло делая акцент выдоха на горле , получится горловой шум. Также сделать но через нос с таким же шумом. Есть мнение что дыхание через рот не желательно , поэтому выдох черезх рот это минимум что можно позволить. А вдох всеравно будет через нос. Это дыхание должно вызвать активное пробуждение горлового центра, а также способствует пению мантр. Но это лично как я понимаю технику вдоха через горла , или выдоха , там принцып тот же. Подождем что скажет Гуру. Мне тоже интересно узнать. Спасибо за внимание.
Название: Re: Наули
Отправлено: Amon от Сентябрь 30, 2009, 15:52:21
Вот еще как о ней пишут - Заглотните воздух горлом, а затем задержите дыхание, вытолкните воздух через
горло. Это – бхуджанги карана. Собственно как я и описал.
Название: Re: Наули
Отправлено: Виктор от Сентябрь 30, 2009, 15:56:56
Гуруджи ко Адеш!

В тексте "Хатхаратнавали" Шриниваса ... описывается такая пранаяма - бхуджанги-карана:
"С вдохом пропустить воздух через горло и выдохнуть также через горло. Такова бхуджанги-карана, девятая кумбхака".
Не очень понятно, как она выполняется, что значит "выдохнуть через горло"?

Вообще, похоже на адекватную практику Уджайи (с задержкой после вдоха) - мощнейшая техника, (как и многие из "простых" методов). Но могу ошибаться.

С уважением, Виктор.
Название: Re: Наули
Отправлено: Lakshminath от Сентябрь 30, 2009, 16:29:52
Спасибо за ответы. Хатхаратнавали можно купить в интернет-магазине.
Уджджайи-пранаяма в этом тексте тоже описана, значит бхуджанги-карана - это не она. Если принять во внимание то, что написал Амон в посл. посте, то она может быть похожа на плавини...

Кстати, насчет наули, может там у меня в переводе опечатка, наверное не бхари, а бахья. Но все равно не ясно, что это за второй вид наули.
Название: Re: Наули
Отправлено: Amon от Сентябрь 30, 2009, 20:06:21
Адеш!

В Уджайи это вот как описывается - Выдыхаемый воздух будет производить звук «хууум» в основании горла. Вообще если на то пошло все пранаямы похожи , а секреты пранаямы можно раскрыть понимая анатомию , теорию пран , и принципы всех пранаям.  :05:

Можно попросить указать ссылку на такой магазин? Спасибо!
Название: Re: Наули
Отправлено: Lakshminath от Сентябрь 30, 2009, 22:03:13
Ну ссылок много, достаточно в гугле набрать Hatharatnavali.
Вот некоторые:
http://www.vedicbooks.net/hatharatnavali-of-srinivasayogi-p-14422.html (http://www.vedicbooks.net/hatharatnavali-of-srinivasayogi-p-14422.html)
http://www.yogakosmos.de/catalog/product_info.php?products_id=79&osCsid=60093001e658ded7fb8f26c431bcc6af (http://www.yogakosmos.de/catalog/product_info.php?products_id=79&osCsid=60093001e658ded7fb8f26c431bcc6af)
http://www.amazon.de/Hatharatnavali-Treatise-Hathayoga-Srinivasayogi-Gharote/dp/8190117696 (http://www.amazon.de/Hatharatnavali-Treatise-Hathayoga-Srinivasayogi-Gharote/dp/8190117696)
Название: Re: Наули
Отправлено: Amon от Октябрь 01, 2009, 00:40:24
Адеш!

О спасибо большое , я не правильно набирал запрос , на амазон де самое то , мне подходит.  :17:
Название: Re: Наули
Отправлено: shivananda от Октябрь 01, 2009, 09:22:39
 А в pdf или djvu есть подобные книги?
Название: Re: Наули
Отправлено: partizan от Октябрь 01, 2009, 15:35:18
Адеш!
 В текстах.посвященных хатха-йоге,наули описывается как метод,с помощью которого происходит
очищение всей сети нади. Что думают участники обсуждения о процессах взаимовлияния манипуры и канды в ходе выполнения этой крийи? Как трансформация джатхарагни в бхутагни преобразует сам процесс?
Спасибо
Название: Re: Наули
Отправлено: Lakshminath от Октябрь 02, 2009, 09:10:35
Джай Шива Горакшанатха!
Адеш!

Shivananda, в pdf или djvu я не видела этой книги.

Partizan, думаю, трансформация пищеварительного огня в бхутагни поднимает процесс выполнения наули на другой уровень, т.е. это становится не просто хорошей очистительной техникой, но самым прямым образом влияет на процесс пробуждения Кундалини. Наули оказывает мощное воздействие на канду, где "спит" энергия, и за счет разжигания огня 5 элементов в манипуре эта Кундалини начинает пробуждаться (да и активное очищение сети каналов этому тоже способствует). Например, есть такая шакти-чалана мудра, где наули активно используется (в одном из вариантов).

А вообще, ведь в текстах иногда про канду не пишут, а указывают, что все 72 тыс. нади исходят из манипуры или набхи-чакры.
Название: Re: Наули
Отправлено: grig от Октябрь 02, 2009, 18:43:07
есть такая шакти-чалана мудра, где наули активно используется (в одном из вариантов).
.

Не могли бы описать. Наули одна из любимых моих техник)
Название: Re: Наули
Отправлено: Lakshminath от Октябрь 02, 2009, 19:05:56
Адеш!

Эта техника описана в ХЙП, шлока 112, а в комментариях С.Сарасвати подробно ее объясняет. Приведу это здесь:
Цитировать
При вдыхании через правую ноздрю (пингала) змею (шакти) следует ухватить с помощью кумбхаки и вращать постоянно в течение полутора часов, утром и вечером.

Техника
Сядьте в сиддхасану (сиддха йони асану). Держите глаза закрытыми на протяжении всей практики. Медленно и глубоко вдохните через правую ноздрю и выполните внутреннюю задержку дыхания — антар кумбхаку. Выполните мула бандху как можно сильнее, концентрируясь на области сжатия.
Удерживайте дыхание и мула бандху так долго, как это возможно.
Медленно выдохните. Выполните джаландхара и уддияна бандхи. Затем выполняйте «взбалтывающую» наули, перемещая прямые мышцы живота по кругу, по часовой стрелке, слева направо, затем обратно влево и снова по кругу вправо и делая до десяти таких вращений.
Перед вдохом вернитесь к уддияне, потом медленно высвободите уддияна и джаландхара бандхи. Только после того, как голова поднимется, следует произвести очень медленный вдох. Это один цикл.

Хотя в тексте утверждается, что шакти чалана должна практиковаться в течение девяноста минут, это не представляется возможным и не рекомендуется. Сначала нужно выполнять по пять циклов. После нескольких месяцев непрерывной практики начните постепенно увеличивать число вращений в одном цикле. Выполняйте до двадцати вращений. Прибавляйте один оборот каждые два или три дня. Число циклов также может быть увеличено, но очень постепенно — до десяти циклов на протяжении одного года.
Название: Re: Наули
Отправлено: partizan от Октябрь 03, 2009, 21:02:39
за счет разжигания огня 5 элементов в манипуре
Адеш!
Уважаемая Лакшми,не могли бы Вы прокомментировать это выражение?
Спасибо
Название: Re: Наули
Отправлено: Lakshminath от Октябрь 04, 2009, 01:14:31
Адеш!

Попытаюсь прокомментировать, хотя не очень понимаю, в чем вопрос:)
Огонь пяти элементов - это и есть бхутагни, тонкий или духовный огонь. Эти пять огней - огонь земли, огонь воды, огонь огня и т.п. Согласно аюрведе в теле человека 13 видов агни (джатхарагни, бхутагни (5 огней) и дхатагни (7 огней)). Считается, что благодаря бхутагни пять первоэлементов пребывают в равновесии. В области манипуры (да и во всем теле) происходит постоянное взаимодействие всех видов агни и все это помогает нам усваивать и перерабатывать получаемую извне пищу, впечатления и пр. Обычно наиболее активен джатхарагни, ответственный за усвоение грубой пищи, за пищеварение в целом. Но для духовной практики нужно "разжечь" именно бхутагни, который, я так понимаю, позволяет воспринимать тонкие энергии мира, усваивать их. Кроме того, 5 элементов ведь связаны с Кундалини, она их создает в процессе творения и она же их поглощает, следовательно, активизация бхутагни способствует раскрытию Кундалини-шакти и обретению знания о мире. Считается, что если бхутагни сильный, то мантры реализуются быстрее. Разжигание бхутагни достигается очищением этих пяти элементов - например, этому очень способствует ритуал агнихотры, пуджи тоже, а также трансформации джатхаргагни в бхутагни можно добиться в какой-то мере и йогическими техниками, такими как наули, агнисара или уддияна-бандха. Соединение праны и апаны с их интеграцией в саману, думаю, тоже из этой же темы. Все связано. Да и вообще, если человек выполняет полноценную садхану под руководствоим Гуру, то, полагаю, бхутагни будет постепенно возрастать, по мере очищения и развития садхака.

Я могу, конечно, в чем-то ошибаться, если кто-то имеет интересные мнения на этот счет, можно пообсуждать.
Название: Re: Наули
Отправлено: grig от Октябрь 04, 2009, 07:48:32
Адеш!
Эта техника описана в ХЙП, шлока 112, а в комментариях С.Сарасвати подробно ее объясняет. Приведу это здесь:

Спасибо.
У Сахарова в его комментариях к Гхеранде-Самхмте шактичалана мудра это просто ашвини+уддияна+джаландхара. А тут акцент на наули и постепенном увеличении числа вращений.)

Название: Re: Наули
Отправлено: partizan от Октябрь 04, 2009, 22:36:14
@Lakshmi
Адеш!
Спасибо за комментарий :05: С Вашего позволения продолжу тему.
Можно ли говорить о том,что бхутагни является по отношению к джатхарагни неспецифицированным принципом(танматрой) и содержит в себе потенции алинга матры,которые под воздействием направленного сосредоточения трансформируются в  уровень,превосходящий изначальную материальную природу? Может ли это допущение говорить о последовательном развитии духовной энергии,исключая голый
технологический подход к практике?
Спасибо
Название: Re: Наули
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 05, 2009, 02:31:10
Вот еще как о ней пишут - Заглотните воздух горлом, а затем задержите дыхание, вытолкните воздух через
горло. Это – бхуджанги карана. Собственно как я и описал.

  Это удджайи, только называется по-другому, очевидно потому, что она пробуждает Кундалини, бхуджанга - означает "змея". Пранаямы имеют лечебный и очистительный эффекты, а также применяются как способ психического пробуждения. На самом деле, все имена, такие как Шитали (имя Богини), Ситкари (упоминается в Тантралоке Абхинава Гупты, означает висаргу, как проявление Шивы и Шакти), Анулома-вилома (поток движения солнца к луне и наоборот) и т.д., - все эти пранаямы способствуют пробуждению Кундалини. Однако многие из них влияют на баланс дош. Если учесть связь дош с тремя токами в теле, то все пранаямы производят двойной эффект, в этом их ценность.
   Удджайи подразумевает шипение наподобие змеиного, это психическое дыхание вместе с Сохам, когда поток праны проходит вдоль всего тела.
Название: Re: Наули
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 05, 2009, 02:45:02
      По поводу разных наули. Думаю, то же самое, что и с удджайи, к сожалению, нет самого санскритского текста под рукой, чтобы проверить. Но, кажется, в переводе говорится о соединении токов иды и пингалы, поэтому, возможно, одна наули делается как крийя физическая, а вторая - процесс соединения токов. Здесь на вдохе вращение животом почти нереально, зато соединить две праны на вдохе вполне можно.
   И еще логически, если наули внешняя, то она происходит на выдохе: прана выходит наружу, и животом делается физическая крия; если крийя внутренняя, то в ней уже получается вхождение праны внутрь тела на вдохе. Очень просто, как в аптеке :04: :116:.
Название: Re: Наули
Отправлено: Lakshminath от Октябрь 05, 2009, 15:08:58
Джай Шива Горакша!

Адеш!

Спасибо большое, Гуруджи, за разъяснения!  интересное опреление наули как соединения токов иды и пингалы. :134:

Что касается вопроса partizan'a - поскольку у натхов низшие таттвы содержат в себе все, что выше них, даже самые запредельные уровни, то, думаю, с такой позиции может и можно рассматривать развитие духовной энергии как в некотором роде последовательное. Бхутагни (вернее, состояние духовного раскрытия, которое дает сильный бхутагни) может в себе содержать потенции алинга-матры и того, что ее превосходит, и человек в этом состоянии, если практика его стабильна и корректируется Гуру, может последовательно реализовывать в себе высшие состояния.
Но, с другой стороны, ведь не все так однозначно последовательно в этом мире, в том числе и возвращение к своей изначальной природе. Есть еще циклическое движение, взлеты и падения, а также развитие на многих планах и уровнях бытия одновременно (но с разной скоростью  :05:), так что,бывает, сложно говорить о какой-то последовательности.
Название: Re: Наули
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 05, 2009, 23:58:35
Адеш!

Можно ли говорить о том,что бхутагни является по отношению к джатхарагни неспецифицированным принципом(танматрой) и содержит в себе потенции алинга матры,которые под воздействием направленного сосредоточения трансформируются в  уровень,превосходящий изначальную материальную природу? Может ли это допущение говорить о последовательном развитии духовной энергии,исключая голый
технологический подход к практике?

Да, так и есть. Вообще понятия солнца, огня и луны - просто разные категории одного света, практика их приводит к балансу, что выявляет изначальный свет. Просто есть разные подходы к такому достижению, разное видение упай, их сущностной природы, есть уровни, когда можно и перешагнуть через делание, следуя прямому осознаванию. Т.е. это путь раджа-йоги, который сущностно включает в себя опыт иных йог. Просто не все сразу готовы воспринимать такие методы, если их вообще можно так назвать.