Адеш!
С текстами и традициями всегда было и будет много противоречий, и разбирать их - очень и очень не простое дело, практики школ, которые связаны с текстами, соответственно. Есть немало объяснений того, с чем вообще может быть связана прана. Но как бы то ни было, у таких традиций есть много общего, и это обобщение вы можете встретить в натховских источниках, но их хорошо читать, когда изучил все то, что есть в Индии. Это - один вариант, который забирает много лет, второй - найти реализованного Гуру и у него спросить, что надо делать. Второй вариант тоже по своему непрост, по очень многим причинам.
Прана вездесущая, она пронизывает собой все мироздание и также все тело, поэтому, очевидно, в связи с ее вездесущей природой, ее называют внешней. Апана нисходит, есть поток нисхождения и сворачивания, есть поток восхождения и раскрытия, сворачивание - это то, что раскрывает и переводит сознание в другую реальность, более сокрытую, очевидно, поэтому апану в тантрах связывают со свапной, а прану - с джаграт. Я, конечно, могу этому найти намного больше объяснений, но основное - это полярности, и не потому что одна превосходит другую, а скорее, взаимодополняет. Это - две активности одной праны, одна в бодрствовании, другая во сне, одна во внешней активности, другая во внутренней, потому и считается, что при активном лунном канале надо размышлять, а при активном солнечном - осуществлять внешнюю активность. Есть еще более тонкое состояние, которое их уравновешивает, в таком состоянии задействована сушумна и самана. Это состояние очень спокойное, оно не означает некую тупую летаргию, как многие полагают, например, вы можете в таком спокойном фоновом состоянии отслеживать работу своих мыслей или совершать какие-то действия. Это, на самом деле, не так-то и легко, потому что обычно люди быстро теряют это состояние спокойствия и осознанности, многих захватывает поток фантазий (викальпа) или же грубая реальность мира. Поэтому тексты рекомендуют для большинства людей в момент, когда прана в сушумне, не делать ничего, а только совершать созерцание. Сушупти и активизация сушумны - это тоже все-таки уровень, который подразумевает контроль мыслей и чувств, апаны и праны. Что касается уданы, вьяны и других пран, или же турьи и турьятиты - для их осознавания нужен стартовый уровень; я бы сказал, что они являются некими более тонкими состояниями предыдущих трех уровней. Кто-то на своем уровне, возможно, более высоком, все увидит наоборот. Но так как прана и апана - отправные точки, то, работая с ними и осознавая в них все остальное, можно, в принципе, только с ними и работать. Так оно и получается, в конечном счете: переживаемая пустота между двумя дыханиями распространяется на сами дыхания, и мы уже трансцендентность познаем не столько в промежутках между вдохами и выдохами, а в самих вдохах и выдохах.
В тантрах и упанишадах это соотносится с движением луны: закрытие глаз - это амавасья (новолуние), открытые - пурнима (полнолуние), приоткрытые (пратипад), т.е. пратипад - это первый день после полной или новой луны. В общем, речь идет о внутреннем взоре Шивы (вас, вашего сознания, видящего). Это - шамбхави-мудра, которая связана с праной-апаной, сотворением мира и его поглощением, проявлением из подсознания всего видимого вами и с поглощением обратно в себя своего содержимого. Пратипад - это символ переживания мига или момента, в котором наступает чувство чуда или тонкого восторга (чаматкара), и это состояние спонтанное (спанда), оно распространяется плавно на все аспекты восходящего и нисходящего движения, примерно так же, как распространяются круги на воде, когда вы бросаете в нее камень. Обычно это третье состояние тантры описывают как полуприкрытые глаза Шивы, когда вы не совсем видите внутреннюю темноту, но и свет проникает лишь отчасти, это похоже на некую среднюю "сумеречную сферу". Есть также методы, связанные со звуком: осознание внешнего, внутреннего звука, или же разных гамм внешнего и внутреннего, их единства, выявление их более тонкого фона и т.д. Очень много техник, которые могут быть связаны с праной, апаной и их взаимосвязью, с сознанием или дыханием. Если это все понять, тогда уже становится ясен механизм всех видов кумбхак, но тут главное - не торопиться. Чем спокойнее осваиваются простые техники, тем быстрее осваиваются разные виды пранаямы, и качественней.