Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Объединение праны и апаны  (Прочитано 11441 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Объединение праны и апаны
« : Октябрь 11, 2009, 15:29:12 »

 :05: Адеш!

Прошу Гуру разьяснить момент с обьединением праны и апаны, и процессом опускания растаявшей капли в муладхару. Обычно обьединение праны и апаны делается через кувшинное дыхание , когда в солнечном сплетении обьединяются и направляются вниз. Существует также вариант когда огонь муладхары , настолько силен что плавит верхнюю каплю , и как бы энергия сверху течет вниз разжигая более сильный огонь и свет. Но до этого энергия муладхары идет вверх до самой макушки а потом течет вниз , но вниз текущая энергия чувствуется совсем иначе , чем та что течет вверх. В чем принципиальная разница этих двух методов ? Является ли это смешиванием пран на разных уровнях ? И чем обусловлены разные виды подобных практик. Заране спасибо!
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #1 : Октябрь 16, 2009, 20:59:52 »

Адеш!
Я могу на форуме такие вещи рассказать в общих чертах, так как это - непростые практики. Если так, как это существует в индийской йоге и тантре, то обычно на выдохе поднимается прана вверх, доходя до бинду, в центре головы осознается пустота, после чего на вдохе, как апана, поток идет вниз, наполняя тело силой, полученной от "бинду" (которую отождествляют также с шуньей или амритой). Есть помимо прочего связи между вдыхаемой-выдыхаемой праной, движущейся вниз и вверх, с праной, которая присутствует в кожном дыхании. Вы можете заметить, как на вдохе при вхождении воздуха появляется некое распирание снаружи тела, и наоборот при выдохе. Есть разные связи между трактовкой работы праны в разных йогах, но все они связаны. Я подробно это объяснял на лекциях в Киеве, Москве и других городах. Но качественно прочувствовать такие методы можно только при наличии определенной подготовки в виде чистоты нади, праны и сознания, что обретается через подготовительные уровни практики: шат-кармы, вьяямы, асаны и др. Что-то может и сразу прочувствовать любой человек в той или иной степени, но надо, чтобы практика была передана во всех деталях.
« Последнее редактирование: Октябрь 17, 2009, 04:14:48 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #2 : Октябрь 16, 2009, 21:44:57 »

 :05: Адеш!

Спасибо большое за ответ , да некоторые вещи рассказываются ограничено , это ясно. Тогда можно попросить вас ответить на такой вопрос , бывает так что было описано выше , состояние как
Цитировать
Если так, как это существует в индийской йоге и тантре, то обычно на выдохе поднимается прана вверх, доходя до бинду, в центре головы осознается пустота, после чего на вдохе, как апана, поток идет вниз, наполняя тело силой, полученной от "бинду" (которую отождествляют также с шуньей или амритой). Есть помимо прочего связи между вдыхаемой-выдыхаемой праной, движущейся вниз и вверх, с праной которая присутствует в кожном дыхании. Вы можете заметить как на вдохе, при вхождении воздуха, появляется некое распирание снаружи тела, и наоборот, при выдохе.
так вот , а иногда , даже не иногда а периодически , все эти описанные ощущения , становятся наоборот , то есть все как бы поменялось местами , причем это может происходить несколько раз , а может и только 1 , но это явно ощущается когда , происходит смена как бы противоположностей. Уж это не заметить , при движении энергий трудно. Как можно описать этот процес?

Зараее спасибо за ответы!
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #3 : Октябрь 18, 2009, 20:01:48 »

Адеш!

Спасибо большое за ответ , да некоторые вещи рассказываются ограничено , это ясно. Тогда можно попросить вас ответить на такой вопрос , бывает так что было описано выше , состояние как
Цитировать
Если так, как это существует в индийской йоге и тантре, то обычно на выдохе поднимается прана вверх, доходя до бинду, в центре головы осознается пустота, после чего на вдохе, как апана, поток идет вниз, наполняя тело силой, полученной от "бинду" (которую отождествляют также с шуньей или амритой). Есть помимо прочего связи между вдыхаемой-выдыхаемой праной, движущейся вниз и вверх, с праной которая присутствует в кожном дыхании. Вы можете заметить как на вдохе, при вхождении воздуха, появляется некое распирание снаружи тела, и наоборот, при выдохе.
так вот , а иногда , даже не иногда а периодически , все эти описанные ощущения , становятся наоборот , то есть все как бы поменялось местами , причем это может происходить несколько раз , а может и только 1 , но это явно ощущается когда , происходит смена как бы противоположностей. Уж это не заметить , при движении энергий трудно. Как можно описать этот процес?

   Я это увязываю с тем, что эти 2-5-10 вайю (праны) по сути являются одной, две из которых основные, и они не могут существовать друг без друга, примерно как не могут существовать друг без друга центростремительный и центробежный процессы. Там, где есть выход энергии, там и ее поступление, и такое обновление приводит к появлению новой энергии уже в более высоком качестве (и то не факт, смотря из каких временных категорий на нее смотреть). 
   Есть две основных категории тела в этом мироздании: макрокосмическое и микрокосмическое, при этом в упанишадах и ведических самхитах, не говоря уже про тантры, прана отождествляется с самим Брахманом (Абсолютом), всем, ранее перечисленным, и всем тем, что вообще в Абсолюте содержится. Пране посвящены даже молитвенные гимны. Все пять пран присутствуют как во вселенском теле Бога, так и в человеческом, которое есть его уменьшенная копия. Следовательно, природа праны Абсолютна, а значит, над любыми ограниченными категориями и шаблонными определениями, как бы нам ни хотелось все для себя конкретизировать. Конкретизация - это просто уловка (упая) для самотрансформации, и, конечно, она тоже нужна, но это все же не отменяет непостижимости и трансцендентности некоторых категорий индийской метафизики, скорее, все взаимодополняемо и зависимо в потоках вечной трансформации. 
    Очевидно, тантрические йогины каулы и кашмирские шайвы опирались на внутренние подходы в пранаяме, поэтому они трактовали вдохи и выдохи, их связи с праной и апаной как уровни восхождения, трансформации и нисхождения сознания уже в виде милости (ануграха). А натхи, так как слишком конкретизировали этот процесс, высшее попытались распознать в низшем, сведя тем самым и то, и другое к предельному переживанию союза пустоты и полноты, описали внешне иную трактовку работы праны и апаны. И то, натхи разные, в чем и вся прелесть, у них каждый выбирает обилие подходов в практике, но кому-то это может показаться сложным и очень путанным, в этом-то и способ защиты Традиции от профанов, так как она внешне, казалось бы, открыта для всех, но только не все могут ее качественно воспринять. Какие-то культы, например Неварская тантра, решили эту проблему иначе: они просто стали закрытыми культами, куда не принимают никого, кроме рожденных в их семьях, или же действительно качественно проверенных претендентов на обучение. У натхов, если вернуться к рассмотрению понятий праны и апаны, ориентация на телесные сакрализированные процессы, там "методы сознания" рождаются как бы из "физики". И доказательств этому больше, чем уже в самих текстах, посмотрите ту же Гхеранда-самхиту, где в описании разных самадхи перечисляются хатха-йогические мудры для достижения этих самых самадхи, как бы нам ни хотелось "анги" (разделы) свести к последовательностям "крама". Следовательно, на внешние противоречия, чтобы не происходило путаницы, надо смотреть интегрально, и выявлять сущностные точки, в которых пересекаются на вид разные принципы. В общем, есть разное объяснение того, что можно воспринимать как внешнее и внутреннее, отсюда и "разность" трактовок апаны и праны. Кто-то, например, может выдох назвать праной, так как поток вайю движется вверх, а кто-то это дело назовет апаной, так как апану где-то называют также током, отвечающим за выход изнутри наружу. А в аюрведе вообще все сведено просто к физиологическим процессам: прана - дыхательная, кровеносная система, а апана  - мочеполовая, выделительная и т.п. Да и несложно догадаться, что каждая система трактовки пран построена на тех задачах, которые система преследует: если это аюрведа (наука о жизни), то понятно, что без дыхания тело не может долго жить, потом без выделительных и обменных функций, без пищеварительной и т.д. И дело не в том, что прана - это дыхание, а в том, что через дыхание она конкретно проявляется в человеческом теле больше, чем через еще какой-либо физиологический процесс. Поэтому там и понятие праны отождествлено с локализацией в легких, сердце, вдыхаемым кислородом, поступающим в кровь. Но для тантрика это может быть вовсе и не так, у него она может быть восходящим током или состоянием бодрствования (джаграт), когда включено чувственное сознание, а апана, например, со свапной (снами со сновидениями). Но опять же, в бодрствовании мы тоже видим сны, а в свапне можем видеть отражение дневного бодрствования. Следовательно, ни одна из категорий не является никогда, по сути, окончательно изолированной от другой, так, очевидно, изначально установлено природой.
« Последнее редактирование: Октябрь 18, 2009, 23:12:34 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #4 : Октябрь 19, 2009, 03:44:34 »

Адеш!

Спасибо большое за разьяснение по текстам , это тоже очень познавательно. Также была затронута практика немного , мои описания основаны не на текстах а на переживании. Поэтому хотелось бы уточнить ..я не ставлю определенные задачи , разьяснить концепцию , имеете ли ввиду то что процесс смены вдох - нисхождение , выдох - подьем , или же вдох подьем , а выдох опускание , нормальными ритмами энергетического движения пран в теле ?! Являются как бы ритмами ? Если так , то у меня возникает другой вопрос , при этих ритмах проявляются разные виды сознания , является ли это опытом познания отделных пран ? И является ли это упорядоченное движение , после того как оно успокаивается ,а успокаивается оно при в ходе в сушумну , так называемым опытом остановки , подчеркну остановки иды и пингалы , и восхождения ??? Я кажется по немногу начинаю понимать ритмы и те слова что ранее я понимал поверхностно. Хотя опыт был но знание о опыте проявилось позже ..  :130:
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #5 : Октябрь 25, 2009, 01:50:47 »

Адеш!
   С текстами и традициями всегда было и будет много противоречий, и разбирать их - очень и очень не простое дело, практики школ, которые связаны с текстами, соответственно. Есть немало объяснений того, с чем вообще может быть связана прана. Но как бы то ни было, у таких традиций есть много общего, и это обобщение вы можете встретить в натховских источниках, но их хорошо читать, когда изучил все то, что есть в Индии. Это - один вариант, который забирает много лет, второй - найти реализованного Гуру и у него спросить, что надо делать. Второй вариант тоже по своему непрост, по очень многим причинам.
  Прана вездесущая, она пронизывает собой все мироздание и также все тело, поэтому, очевидно, в связи с ее вездесущей природой, ее называют внешней. Апана нисходит, есть поток нисхождения и сворачивания, есть поток восхождения и раскрытия, сворачивание - это то, что раскрывает и переводит сознание в другую реальность, более сокрытую, очевидно, поэтому апану в тантрах связывают со свапной, а прану - с джаграт. Я, конечно, могу этому найти намного больше объяснений, но основное - это полярности, и не потому что одна превосходит другую, а скорее, взаимодополняет. Это - две активности одной праны, одна в бодрствовании, другая во сне, одна во внешней активности, другая во внутренней, потому и считается, что при активном лунном канале надо размышлять, а при активном солнечном - осуществлять внешнюю активность. Есть еще более тонкое состояние, которое их уравновешивает, в таком состоянии задействована сушумна и самана. Это состояние очень спокойное, оно не означает некую тупую летаргию, как многие полагают, например, вы можете в таком спокойном фоновом состоянии отслеживать работу своих мыслей или  совершать какие-то действия. Это, на самом деле, не так-то и легко, потому что обычно люди быстро теряют это состояние спокойствия и осознанности, многих захватывает поток фантазий (викальпа) или же грубая реальность мира. Поэтому тексты рекомендуют для большинства людей в момент, когда прана в сушумне, не делать ничего, а только совершать созерцание. Сушупти и активизация сушумны - это тоже все-таки уровень, который подразумевает контроль мыслей и чувств, апаны и праны. Что касается уданы, вьяны и других пран, или же турьи и турьятиты - для их осознавания нужен стартовый уровень; я бы сказал, что они являются некими более тонкими состояниями предыдущих трех уровней. Кто-то на своем уровне, возможно, более высоком, все увидит наоборот. Но так как прана и апана - отправные точки, то, работая с ними и осознавая в них все остальное, можно, в принципе, только с ними и работать. Так оно и получается, в конечном счете: переживаемая пустота между двумя дыханиями распространяется на сами дыхания, и мы уже трансцендентность познаем не столько в промежутках между вдохами и выдохами, а в самих вдохах и выдохах.
     В тантрах и упанишадах это соотносится с движением луны: закрытие глаз - это амавасья (новолуние), открытые -  пурнима (полнолуние), приоткрытые (пратипад), т.е. пратипад - это первый день после полной или новой луны. В общем, речь идет о внутреннем взоре Шивы (вас, вашего сознания, видящего). Это - шамбхави-мудра, которая связана с праной-апаной, сотворением мира и его поглощением, проявлением из подсознания всего видимого вами и с поглощением обратно в себя своего содержимого. Пратипад - это символ переживания мига или момента, в котором наступает чувство чуда или тонкого восторга (чаматкара), и это состояние спонтанное (спанда), оно распространяется плавно на все аспекты восходящего и нисходящего движения, примерно так же, как распространяются круги на воде, когда вы бросаете в нее камень. Обычно это третье состояние тантры описывают как полуприкрытые глаза Шивы, когда вы не совсем видите внутреннюю темноту, но и свет проникает лишь отчасти, это похоже на некую среднюю "сумеречную сферу". Есть также методы, связанные со звуком: осознание внешнего, внутреннего звука, или же разных гамм внешнего и внутреннего, их единства, выявление их более тонкого фона и т.д. Очень много техник, которые могут быть связаны с праной, апаной и их взаимосвязью, с сознанием или дыханием. Если это все понять, тогда уже становится ясен механизм всех видов кумбхак, но тут главное - не торопиться. Чем спокойнее осваиваются простые техники, тем быстрее осваиваются разные виды пранаямы, и качественней.
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2009, 11:28:16 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #6 : Октябрь 25, 2009, 02:23:10 »

Адеш!
Гуруджи, а такая шамбхави-мудра каким-то образом связана с кхечари-мудрой? Я имею ввиду не заведение за небо языка и втыкание взгляда в переносицу, хотя наверняка и в них есть параллели.  
« Последнее редактирование: Октябрь 25, 2009, 02:58:31 от Виранатха »
Записан

partizan

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 138
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #7 : Октябрь 25, 2009, 20:10:10 »

Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи,если путем направленной концентрации взаимодействовать с локальными пранами одновременно как с телесными силами и состояниями сознания,правомерно ли в таком случае допущение,что таким образом можно достигать состояния непрерывной осознанной практики в сушупти,свапне и джаграт?
Примите мои поклоны
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #8 : Октябрь 30, 2009, 10:23:03 »

Адеш!

если путем направленной концентрации взаимодействовать с локальными пранами одновременно как с телесными силами и состояниями сознания,правомерно ли в таком случае допущение,что таким образом можно достигать состояния непрерывной осознанной практики в сушупти,свапне и джаграт?

Да, это так. На самом деле, йога натхов отталкивается от физического уровня, однако, мы с ним имеем дело всегда. Просто на разных этапах пути мы его по-разному воспринимаем, это то, в чем нужно продвигаться не спеша. Контроль праны - это не просто дыхательная гимнастика, как многие думают, а намного большее - это сплавление воедино физической силы с сознательной, что происходит постепенно. На этом пути нужно учитывать намного больше всего, с чем мы имеем дело, не только в самих техниках, но и вообще в этой жизни, потому что социум, климат и остальное влияют на психосоматику человека. Наши тела и вся Вселенная - это разные уровни кулы, где все связано, и воздействие на одно отражается на другом, поэтому простому человеку, не имеющему должных знаний, сложно на уровне обычного ума учитывать сразу все эти законы. Следовательно, только полноценное ученичество может привести к соответствующим результатам. Сами по себе техники вряд ли могут к чему-то привести, если, конечно, человек не родился уже практически сиддхой, и ему нужно совсем чуть-чуть, чтобы вернуться «в норму». Но поскольку это редкое явление, существует множество самых разных ниям в традиции относительно всего. Т.е. она в общей массе не такова, чтобы в нее приходила только элита. Это не означает, конечно, и то, что нет необходимости в собственной осознанности: чем дальше идешь по пути, тем ее должно быть больше, в качественном плане тоже. Поэтому в традиции есть отбор, есть те, кто сделал выбор следовать пути, и те, кто нет. Человеку дается возможность самому подумать, нужно ли ему это или нет, ведь так много людей, которые любят публично бросаться красивыми фразами: «Йога - это моя жизнь», «Йога для меня путь и образ жизни». Но слова - одно, а реальный уровень адепта может быть совсем иным. Есть также много людей, которые говорят о том, что очень важно стремиться к турье и турьятите, но в реальной жизни они не осознают достаточно хорошо даже джаграт. Именно поэтому в линии натхов никто не говорит о сложностях (они, конечно, есть, и с ними надо будет разбираться практически), надо начинать всегда с простого, но следить за качеством. Можно ведь все сделать кое-как: асаны, пранаяму и даже кое-как внутренние созерцательные практики, а можно в тех же асанах обрести все уровни раджа-йоги, при этом никому ничего о ней не говоря. Одним словом, не случайно тексты описывают хатха- и раджа-йогу как нечто такое, что нельзя рассматривать как раздельное, более того, если сказать совсем прямо, то нет ни одной йоги, которая не была бы связана со всеми другими видами йоги. Но мы живем в мире иллюзий, и они коснулись не только бытовых реалий, но и тех, которые, вроде бы,  должны иметь отношение к йоге. Коммерческие учителя насоздавали стили, при этом все эти «йога-феномены» сделали косными, конечно, под самыми на вид благими аргументами, так что у нас нет времени, сил, и, по большому счету, никакого смысла все это опровергать, ибо каждому свое. Об этом можно было бы много говорить и говорить, но я просто хочу сказанным подчеркнуть важность личной ответственности за то, что ты выбираешь. Не нужно говорить: «Я готов», если этого не чувствуешь или слабо понял, что ждет впереди. А если чувствуешь, что выбор сделан, то будь прочен как скала, несмотря на многочисленные испытания, а при правильном пути глупо рассчитывать на то, что их не будет.
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2009, 23:54:16 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #9 : Октябрь 30, 2009, 15:49:23 »

Адеш!
Джай Гурудев!

Цитировать
существует множество самых разных ниям в традиции относительно всего.

Гуруджи, можно об этом подробнее? Каковы основные ниямы в нашей Традиции. Для кого они? Есть ли разделение для, скажем, грихастх? Каковы главные из ниям для начинающих?

Примите мои поклоны.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #10 : Ноябрь 05, 2009, 07:28:57 »

Адеш!

Гуруджи, можно об этом подробнее? Каковы основные ниямы в нашей Традиции. Для кого они? Есть ли разделение для, скажем, грихастх? Каковы главные из ниям для начинающих?

Для грихастх и садху они разные: грихастхи должны заниматься обычной социальной деятельностью, практиковать умеренную садхану по сандхьям, посещать периодически сатсанг, и помогать по мере возможностей своему Гуру. А у садху много особых предписаний: в целом он должен, проходя определенные этапы ученичества, жить возле Гуру, или же стараться как можно чаще общаться с ним, так, чтобы Гуру мог постоянно корректировать его практику. Тот, кто стал садху, не должен иметь никакой материальной собственности, кроме той, что необходима ему для практики, конечно, это не означает демонстративное оставление каких-то материальных объектов, главное, чтобы, соприкасаясь с ними, не было чувства "это мое". Это очень важно, потому что садху в Индии обычными грихастхами автоматически считаются Гуру, и поэтому, только ведя отрешенный образ жизни, он может давать благословения. Ученик-садху настолько предан Традиции, Гуру и Божеству, что между его намерениями и их нет никакого различия, такой йогин является проводником высшей реальности, он старается жить в гармонии с ее главными проявлениями. Если это действительно так, то через 12 лет такого ученичества практикующий становится сиддхом.
« Последнее редактирование: Ноябрь 07, 2009, 09:34:50 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Объединение праны и апаны
« Ответ #11 : Ноябрь 05, 2009, 07:37:13 »

Адеш, Гуруджи!
Спасибо большое.
Записан