Там говорится о том, что есть два этапа. Первый - Сарасвати-чалана, а второй - прананиродхам (остановка праны, или, говоря иначе, пранаяма). Сначала там описана именно Сарасвати-чалана, в "Хатха-таттва-каумуди" есть ряд пояснений, эта практика называется "лямбика-йога", как подготовка к кхечари-мудре. Это движения для растягивания основания языка, в "Джогапрадипике" Джаятарамы этот процесс делится на четыре этапа: амбика, лямбика, талу и гатика, разные методы удлинения языка. Там же, в ДП, как в "Йога-кундалини-упанишаде", дается практика кхечари-мантры, именно с тантрическими элементами (винийогой, ньясами, дхьяной и самой мантрой), правда, мантры отличаются. Язык связан с Сарасвати-нади, который проходит через него, это особый канал во рту, и рот отличается тем, что в отличие от других индрий он и кармендрия и джнянендрия одновременно. Соответственно, у этого нади в языке есть возможность контроля больших функций, а также Сарасвати-нади имеет связь с сушумной. Дело в том, что во многих Тантрах Кундалини - это не просто некая витальная сила, это сила речи. Если вы правильно рецитируете мантры, стотры и т.д., вы этим можете пробудить Кундалини. Но дело в том, что и тантрики, и ведантисты и другие речь понимают намного шире и глобальней: для физически произнесенной речи – это всего лишь выражение сознания уровней мадхьяма (среднего) и пашьянти (созерцаемой речи), так как в ней Шакти условно отделена от вас (т.е. Шивы) и вы ее можете видеть, и пара, где вы и Шакти - одно целое, там нет "видения", потому видящий и видимое нераздельны. Очень просто, вы не можете говорить или петь, если вы не думаете или не дышите. Если у вас смолкает речь, мысль и дыхание, то вы вернулись к уровню пара. Таким образом, кхечари способствует остановке праны (дыхания). Если у вас язык завернут, вы не можете говорить, а прана направляется в сушумну, ваше дыхание и мысли умолкают. Но я думаю, тексты йоги во многом говорят и в чисто прикладном ключе (то, что все нынче обожают
), это конкретные техники для растягивания языка, чтобы завести его как можно дальше назад.