Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Последовательность в утренней практике  (Прочитано 19508 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174

 Адеш!

Классически многие книги по йоге говоря об утренней последовтельности подразумевают: пробуждение, водные процедуры, асаны, пранаяма, мудры/бандхи, дхарана/медитация. но в то же время во многих текстах. например Бихарской школы, встречаешь советы практиковать пранаяму рано утром и например, тратаку. т.е. подразумевается выполнение этих практик в 5 утра. В это время я уже начинаю выполнять асаны. В то же время в 5 утра делать асаны не очень приятно.  :017: асаны хорошо идут после медитации  :05:  А если делать саму медитацию после пробуждения - то сосредоточение и состояние не такое хорошее как после асан  :05:

Р. Свобода в какой-то из своих книг писал вообще про обратную последовательность в утр. практике, т.е. сначала медитация, потом бандхи, пранаяма, асаны...

Форумчане, поделитесь вашими вариантами последовательности утренней практики... очень интересно...

Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #1 : Ноябрь 18, 2009, 11:37:39 »

Адеш!

На форуме где-то это уже обсуждалось.  У каждого по разному. Мне эта тема тоже близка и важна в данный момент. Тут, ИМХО, вопрос вот в чем.

С одной стороны, брахмамухурта это время для поклонения и медитации, как бы не до асан, это время с 4 до 6 (не уверен)  С другой стороны, таки да :)  после асан и пранаямы простейшей, вообще, да и по логике вещей, концентрация легче идет. А ведь еще есть джапа - это тоже своего рода поклонение поэтому ее нужно (имеет смысл) делать в брахмамухурту. Парадокс в том для меня, что если все делать "правильно" , то вставать нужно в 3 часа утра, это идеально и, честно говоря встать - не пролема, проблема вовремя лечь, а это 9 часов вечера. Вот это для меня нереально пока, так что либо меньше спать либо расставлять приоритеты.  А, насколько я знаю, по диначаре сон восстанавливающий психику  - до полуночи.  Да и само слово "полночь" это пол ночи и если полночи это 12, то вставать надо в 3 и тогда проблем нет :)

что касается последовательности в таком случае это подъем, мантры, омовение, асана, мантра (джапа), дхъяна, завтрак :41:
Записан

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #2 : Ноябрь 18, 2009, 11:58:58 »

 спасибо badha , у меня такие же как и у тебя проблемы и вопросы в данном случае  :016:
Записан

Yogendranath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 59
    • Традиция натхов
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #3 : Ноябрь 18, 2009, 13:21:41 »

Адеш!
У меня асаны утром не идут, практикую Пранаямы (если до восхода то более продуктивно получается), созерцательные практики и джапа-малу, и могу по ощущениям цигун поделать.
А вечером асаны, тайцзы (ближе к полуночи очень толково заходит), пранаяма. В вечернее время практика начинается когда семья уже спит, утром когда все спят, иначе не получается.
Записан
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Духовным Учителем, который открыл мне глаза, факелом знания, рассеяв мрак невежества

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #4 : Ноябрь 18, 2009, 18:51:13 »

Адеш!

, водные процедуры, асаны, пранаяма, мудры/бандхи, дхарана/медитация. но в то же время во многих текстах. например Бихарской школы, встречаешь советы практиковать пранаяму рано утром и например, тратаку.


кратко
-водные процедуры +джала нети НЕСОЛЁНОЙ водой (так лучше взбадриваешся).
-встряхивание всего тела (иногда немного тупо прыгаю на месте) какоето подобие африканской пляски но мне нравится раскрепощает тело после сна.
-агнисара (немного чтобы подготовить живот к наули)
-наули
-асаны (раньше делал много, а теперь утром не больше 30 минут и в основном прогибы)
-капалабхати, потом бхастрика+махабандха + простой вариант махамудры
-пение ОМ или гудение.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #5 : Ноябрь 18, 2009, 19:17:34 »

Адеш!

Есть еще вопрос, правильно ли "взбадриваться" перед джапой или дхъяной?
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #6 : Ноябрь 18, 2009, 19:18:41 »

Гуруджи ко Адеш!

Приветствую всех!

Очень интересная тема затронута!

Соглашусь с уважаемыми участниками Форума, опубликовавшими свои сообщения в этой теме: вставать лучше всего утром часа в 3-4; (есть даже такая пословица среди подвизающихся во Христианстве: "Кто рано встает - тому Бог подает"; (кажется, она не безосновательна)); верно так же и то, что для осуществления полноценной практики (садханы) необходимо хорошо высыпаться, (иначе качество садханы, увы!, резко падает), а для этого, действительно, оптимально ложиться спать часов в 20-21, (что, к сожалению, далеко не всегда возможно в условиях современного социума), во всяком случае, отходить ко сну следует никак не позднее 22.00, (иначе жестоко страдает утренняя садхана). Так же, по опыту, оптимальный вид садханы сразу после пробуждения (и подъема) - это мантра-джапа, (лучше всего, часа три кряду, но не менее 2-х, ибо это, (судя по личному опыту), идеальное время для джапы). Потом замечательно идут пранаямы и медитация. А вот асаны, бандхи, мудры - действительно, наиболее гармонично совершаются в вечернее время, (нужно только рано заканчивать есть, чтобы к началу занятий асанами желудок и 12-перстная кишка были уже совсем пустыми). Шавасану, конечно, хорошо практиковать после завершения комплекса асан. Тратакой предпочитаю заниматься непосредственно перед отходом ко сну, (тогда лечебный эффект, оказываемый ею на орган зрения, аккумулируется и максимален). Вот всякую вьяяму уже непонятно куда пристраивать, при жизни в социуме; получается, что оптимально выкраивать под нее 0,5 часа где-то днем.

С уважением, Виктор.

P.S. Пение ОМ (А-О-У-М-м-м), или Бхрамари Пранаяма - действительно, очень ценная практика.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #7 : Ноябрь 18, 2009, 19:36:48 »

Адеш!

Ad badha

Есть еще вопрос, правильно ли "взбадриваться" перед джапой или дхъяной?

Уважаемый badha!

Могу поделиться лишь своим, исключительно личным и субъективным, (вполне возможно, ошибочным, или даже порочным), опытом.
"Взбадриваться" перед джапой - категорически не рекомендуется. Следует просто хорошо высыпаться. Если производить интенсивный процесс "взбадривания", (пусть даже лишь в виде чересчур активного умывания и растирания лба и лица), то тонкие энергии, накопившиеся (аккумулировавшиеся) в районе головы, и над головой, в процессе сна, смешиваются, перемешиваются, переходят из статического состояния в некую неупорядоченную динамику - в общем, получается полнейший винигрет и неразбериха. Лучше всего, аккуратно, (и даже нежно), совершив процесс утреннего пробуждения, подъема, опорожнения, корректного очищения, и подготовки места, (плюс, возможно еще ряд каких-либо йогических, либо тантрических ритуалов), сразу приступать к джапе, возможно, с ньясами, (наносимыми на зоны и участки тела и общей энергоструктуры руками (пальцами, мудрами), либо мысленно (ментально); с утра, после полноценного высыпания и пробуждения, эти процессы происходят наиболее эффективно.

Успешной садханы!

С уважением, Виктор.
Записан

Шамбхунатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 67
  • Аге Аге Горакх Джаге
    • Паньчанга
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #8 : Ноябрь 18, 2009, 20:14:09 »

Адеш

На счет брахма мухурты. Как я читал, она случается с 4:30 до 5:30. Причем если верить одной вайшнавской програмулине, то время это плавающее, в зависимости от времени года и координат (это не считая перехода на летнее время :) ). К сожалению алгоритм подсчета мне не известен :(

На
В то же время в 5 утра делать асаны не очень приятно.  :017: асаны хорошо идут после медитации  :05:  А если делать саму медитацию после пробуждения - то сосредоточение и состояние не такое хорошее как после асан  :05:
А с чем связано по вашему это "не очень приятно"?
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #9 : Ноябрь 18, 2009, 20:20:54 »

Адеш!

Спасибо, Виктор. Я тоже считаю, вернее, не так, мне тоже взбадриваться кажется лишним.

Кажется брахма мухурта это полтора часа до рассвета  а рассвет по исконовской аюрведе это всегда 6 утра :)
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #10 : Ноябрь 18, 2009, 21:14:43 »

Адеш!

Про брахма мухурту.

(Скорее всего, мое мнение неправомерно, ошибочно, или даже порочно).
Но; по чести сказать, я на ней (на брахма мукхурте) не зацикливаюсь, ибо 3 часа джапы, и (или) 1,5 -2,0 часа Пранаямы (если по хорошему) - в нее все равно "не впишешь". Судя по ощущению, брахма мухурта - это время сумерек, по Дону Хуану - "трещина между (двумя) мирами" - а по длительности, если утром, то это время, начиная с того момента, когда небо (в полосе нахождения наблюдателя) начинает сереть, и заканчивая первым лучом солнца, показавшимся из-за горизонта. Вечерние сумерки: длятся с момента полного сокрытия нашего дневного светила за линией горизонта, и до наступления совсем уже ночного цвета неба. (Но все это - лишь субъективное восприятие (ощущение) автора).

С уважением, Виктор.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #11 : Ноябрь 19, 2009, 17:11:15 »

Вообще Виктор по моему прав, брахма-мухурта скорее момент психофизического пробуждения.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #12 : Ноябрь 19, 2009, 18:20:52 »

Гуруджи ко Адеш!

Приветствую всех!

В то же время в 5 утра делать асаны не очень приятно.  :017: асаны хорошо идут после медитации  :05:  А если делать саму медитацию после пробуждения - то сосредоточение и состояние не такое хорошее как после асан  :05:
А с чем связано по вашему это "не очень приятно"?

Ad Шамбхунатх

Вероятно, уважаемый Шамбхунатх, все дело здесь заключается в личной телесно-психо-физиологической конституции практикующего, которая, вообще говоря, даже у одного человека может значительно меняться в зависимости от периода жизни, времени года, общего состояния, степени тренированности, и т.д. Так, например, (кажется), очень хорошо представляю себе человека, для которого правильным и оптимальным будут как раз с утра различные техники активного (йогического, или иного) пробуждения,  "взбадривания", разжигания Огня, интенсивные комплексы асан и наули, и т.д.; (главное, конечно, чтобы это не был порочный утренний секс (как замещение садханы), стакан водки, или пол-пачки "Беломора"); вечером же подобный тип практикующего, наоборот, может быть склонен к длительной практике Пранаямы. Так что, полагаю, здесь как раз все очень индивидуально, "что русскому - благо, то немцу - смерть".
В частности, поэтому, во все века, и во все времена - столь важным, и, я бы даже сказал, критичным, было наличие у практикующего (ученика) (руководства) мудрого просветленного Учителя, хорошо знающего и понимающего, видящего, что именно, в какой момент времени, и на каком этапе жизни (развития, пути) необходимо тому, или иному ученику (практикующему); это, конечно, одна из причин, по которым никогда не будет возможным полноценное овладение йогическими, тантрическими, или даосскими методиками (как системой освобождения Духа от иллюзии неведения) по книжкам, или даже по самым замечательным, тайным, секретным, и священным текстам.

С уважением, Виктор.
Записан

Yogendranath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 59
    • Традиция натхов
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #13 : Ноябрь 19, 2009, 21:03:14 »

Адеш!
По поводу Брахма-мухурты есть ссылка http://ayurveda-kz.livejournal.com/28677.html (на страничке есть ссылка на  программу SunTimes для расчета Брахма мухурты). На нашем Пути Есть трамплины с помощью которых можно взмыть вверх, и выбоины на которых можно споткнуться, Это циклы которые Есть, и каждая из мухурт обладает своими качествами. Важно в каком состояни Мы  пробуждаемся, и с каким состоянием чуствительности входим в этот ритм и выполняем нитья-садхану. ИМХО
« Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2009, 22:40:44 от Yogendra »
Записан
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Духовным Учителем, который открыл мне глаза, факелом знания, рассеяв мрак невежества

Yogendranath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 59
    • Традиция натхов
Re: Последовательность в утренней практике
« Ответ #14 : Ноябрь 19, 2009, 21:38:01 »

Адеш!
Взято с сайта http://www.krishna.ru/
12. Адхибхаутика - синхронизация тела с ритмом Солнца. На санскрите распорядок дня называется диначарья. "Дин" означает 'день' и "Ачарья" означает "следовать" или "близко к" чему-либо". Быть "близко ко дню" - это фактически означает синхронизировать ваш ежедневный цикл с естественным циклом Солнца, Луны, Земли, и других планет в нашей Солнечной системе. Причина для этого - то, что ваше наиболее здоровое и счастливое состояние является вашим наиболее естественным состоянием, и наоборот. Диначарья - одна из лучших вещей, которые Вы можете делать, чтобы оставаться в балансе, предотвращать болезнь и лечить почти любую болезнь. Доктора аюрведы рассматривают такой распорядок дня как наиболее сильное средство выздоровления, более сильное, чем любое другое лекарство и посвящают этому начальные главы в их книгах. Некоторые исключения из этого правила составляют очень молодые, старые люди, родители с маленькими детьми, и больные лихорадками или диареей.

13. Аюрведические часы: время влияния дош. С 2 до 6 часов - время ваты, поскольку вата создает движение, люди легко просыпаются и избавляются от отходов тела. С 6 до10 часов - время капхи. Когда преобладает влияние капхи, каждый чувствует энергию и свежесть и немного тяжесть. С 10 до 14 часов время влияния питты. В середине утра капха медленно переходит в питту. Питта способствует разжиганию аппетита. Дает чувство легкости, огня и голода. С 14 до 18 часов время влияния вата-доши. Чувство ясности и активности. С 18 до 22 часов время капхи. Период прохладного воздуха, инерции и небольшой энергии. С 22 до 2 часов - время питта-доши - пиковые часы питты, когда завершается цикл пищеварения.

Как возникают "совы". Просто человек не ложится спать вовремя, а потом в питту уснуть трудно, и ему приходится ложиться в 2 ночи, когда сон плохой и спать следующую капху. Женщине нужно спать примерно на час или 45 минут больше, чем мужчине, вата-конституции у них больше, чем другим. Наполеон сказал: "Мужчине нужно шесть часов для сна, женщине - 7, а дураку - восемь или больше".

Время пробуждения. Для крепкого здоровья лучше, чтобы мы имели устойчивую установившуюся практику. Лучшее время для подъема - в течение брахма-мухурты. Это время (также называемое Амрита Бела) является самым лучшим в сутках. Оно наступает за полтора часа перед восходом Солнца. Брахма Мухурта означает "время Брахмы. В это время имеется положительный поток энергии, и самые лучшие условия для медитации. Вставая в это время, мы можем синхронизировать наше тело с ритмом Солнца.
Предыдущая часть ночи управляется вата-дошей (она имеет качества беспокойства и легкости), которая не способствует хорошему сну. Так как вата имеет дело с движением, время до восхода Солнца - лучшее, чтобы избавиться от отходов тела.
Лучше пробудиться перед восходом Солнца. В это время в природе преобладают чистые качества (саттва). Лучше, чтобы люди с преобладанием вата-доши вставали в 6, питты в 5:30, и капхи в 4:30. Люди с конституцией ваты могут спать чуть дольше, потому что у них плохой сон.
Сразу после того, как пробудились, посмотрите на ваши ладони в течение нескольких секунд и затем мягко проведите ими поверх лица, шеи, груди и талии. Это возвращает сознание в тело. Смысл этого ритуала в том, чтобы понять свою зависимость от высшей воли. Не мои руки совершают все, а Кришна, Говинда.
Хорошо смотреть на лучи утреннего Солнца в течение пяти минут, это улучшает зрение. Так же хорошо смотреть на ровно горящее пламя свечи по десять минут утром и вечером, это очень хорошо для глаз. При подъеме Вы должен проверить, какая ноздря открыта. Какая бы ни дышала - с той стороны Вы должны делать первый шаг из кровати. Очень хорошо молиться сразу после пробуждения. Лучше не говорить сразу после подъема.

14. Адхидайвика. Тонкий энергетический аспект. В течение дня сменяются тридцать мухурт. Каждая имеет какое-то значение, у каждой есть управляющее ею Божество. Мухурта - это день в дне (месяц тоже поделен на 30 частей). 27 накшатр, или основных звезд, абхиджит-мухурта - Хари-мухурта, сам Господь управляет этим временем. Это - астрономический полдень, и две последних посвящены Брахме, они называются Брахма-мухурта и являются лучшим временем для оказания почтения старшим и Гуру, вознесения молитв, медитации на Кришну, воспевания Святых Имен. Такие действия в это время избавляют нас от не проявленной пока кармы.
« Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2009, 22:38:44 от Yogendra »
Записан
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Духовным Учителем, который открыл мне глаза, факелом знания, рассеяв мрак невежества