Адеш, Дхарманатх!
Унмани-авастха это следствие пробуждения Кундалини или это требует другой садханы?
Вспоминая Ваши лекции по пробуждению Кундалини у меня возникло устойчивое мнение, что уже само намерение к пробуждению носит активный характер. А перечень упражнений для пробуждения вообще требует недюжинных сил и активности Ума. А унмани-авастха - это все таки Безмолвие Ума. Субъективно пассивно и бездеятельно ИМХО. Как все это сочетается?
Буду признателен за разъяснения!
Хороший вопрос. Унмани - это трансцендентное сознание, т.е. которое собой все охватывает, всепроникающее и свободное от разных ограничивающих факторов. Она же - сама Кундалини и есть. Состояние покоя должно быть совершенным. Так, например, если вы обрели какое-то спокойствие сознания и за него зацепились, начинаете его крайне идеализировать, так, что субъективная и объективная реальности находятся в разногласии, то такой покой переходит в тамасическую форму сознания. Именно поэтому Шакти, как Кали, рушит такие обуславливающие факторы своей динамической природой. Если мы с ней в гармонии (преданности ей), то мы выживаем, а если нет, то она нас разрушает. Соответственно, Кали дарует прану, но она же ее может и забирать, тогда ее изображают как поглощающую кровь убитых демонов (своих пороков). Сочетать в совершенстве крийю с внутренним покоем может лишь смелый и мудрый человек. Нужно искренне верить в то, что смерти нет, есть только разные фазы вечной жизни, и спокойная вечная пустота - это не пустота как ничто. Она - то, что содержит вечную трансформацию и форму, а также все формы являются различными аспектами этой пустоты.
Что касается кундалини-йоги, раджа-йоги, хатха и др., какие-то тексты их делят на уровни, а какие-то их описывают очень хаотично или же сводят к хатха- и раджа-йоге, рассматривая их при этом как нечто одно целое. Большая проблема в трактовке этих йог и практик появилась тогда, когда некоторые виды йоги стали для большинства людей сугубо коммерческим материалом. В классических ранних текстах везде ведь только и говорится о том, что любая практика йоги предназначена для достижения мокши, даже такая как хатха-йога, каким бы нелепым это сейчас многим не показалось. Поэтому, по логике вещей, уже хатха-йога не может быть практикой для массового использования. Тому, кто это понимает, очень нелегко заниматься ее массовым преподаванием, потому что нужно делать то, что, по сути, является профанированием священного. И когда ты начинаешь это говорить людям, воспитанным на новых представлениях о йоге, то это превращается в неблагодарное дело, многие из них скажут, что ты несешь бред. И, несмотря на то, что именно ты говоришь о настоящей йоге, эти люди про тебя скажут, что именно ты учишь тому, что йогой не может быть. То же самое и с Кундалини: о ней создано столько попсовой банальщины, что действительно очень непросто в привычных всем понятиях объяснить, как сочетается спокойствие с крией. Но если хорошенько осознать их механизмы, то становится очевидным, что крийя раскрывает более высокий уровень пустоты, и пустота создает более высокой уровень крийи. Они нераздельны никогда, на самом деле.