Адеш!
"концептуально выведенная" это проще говоря, "придуманная"? в стиле "сегодня я буду отрешенным"?
И так тоже может быть. Это происходит оттого, что человек, например, знает, как в одно время можно практиковать, а в другое - не знает. Как правило, из-за слабой теоретической части. Т.е., допустим, я верю, что вайрагья заключается в не-занятии социальными делами в привычном для всех мире, но я могу эти качества переносить в "духовный социум". Или отказаться от азартных игр, но постоянно вестись на поводу флиртующих со мной женщин; я могу и от них отказаться, но думать о том, как занять какой-нибудь духовно-чиновнический пост, и хотеть власти и т.д. Короче, нет предела. А значит, вайрагья - это не нечто такое, что мы берем и один раз делаем, это - то, что мы осознаем постоянно и в самом разном виде настолько, насколько изощрен этот мир. Ибо не всегда так легко отследить, в чем нас поймают, на каких слабостях, их надо уметь осознавать. И чем больше, тем верней путь. Интересно то, что в христианстве часто подвижники стремятся видеть в себе грехи и раскаиваться в них. Признаться, я не вижу, по сути, разницы с той же тантрой, где сознание как Богиня поедает (осознает) демонов (грехи) ритуально, например, в виде 5М, а по сути, просто как качества своих несовершенств. Чтобы их исправить, надо их признать и увидеть, не публично (хотя иногда и так), а глубоко и искренне внутри. И это признает та часть нашей души, которая наиболее чиста. Так, например, христиане могут о ней не говорить ничего, они не скажут, что это, например, Парасамвит, они говорят о грехе просто, но на самом деле, суть не в том, что о нем говоришь, а в том, что даже если описана часть процесса, вторая присутствует там же автоматически. Можно это все поделить на разные методы, и в этом может быть смысл, если понимать, что в основе любых методов лежит реальность сахаджи.
Так, со временем, по мере опыта можно научиться слышать свое духовное состояние, что есть центр тебя, а что наносное. Научиться видеть, что тебя духовно тяготит и как от этого избавиться, как грамотно оставлять все то, что на данный момент твоего осознавания не несет особого смысла. Чаще всего оставлять приходится то, что не всегда хочется на уровне ума. Именно поэтому концептуальная вайрагья чаще всего бывает бессмысленной.