Адеш!
Да, конечно, вайрагья (отречение) невозможна без тьяги (жертвы), а это означает наличие лакшьи (цели, на которую направлен практикующий) и того, во имя чего эта вайрагья и жертвование чем-либо.
Можно ли (образно) сравнить этот процесс как поездку в поезде, когда мы покупаем билет (жертвуем что-то с точки зрения Абсолюта), для того, чтобы оставить полустанок и приехать в большой город (лакшья)? :)
Да, происходит некая трансформация внутри, которую в тантре называют пробуждением Кундалини и еще многими описаниями этих процессов. Но это все одно и то же, и происходит одновременно, можно сказать, что при сильной вере или бхакти человек задействует те силы, которые в нем ранее спали, и назвать это пробуждением. Вот сам факт этой трансформации и есть жертвование, во имя чего - это уже другая непростая тема, в которой много всего относительного. Человек переехал из деревни в город - одна жертва, из города - в крупный город, из крупного - в столицу, из нее - в более сильное уважаемое и развитое государство, и т.д. Во всех случаях для удачного совершения того или иного акта от вас потребуется разная жертва. Но опять же, в мире очень много самых разных законов, которые никто никогда не может описать ни в каких книгах, даже самых священных, просто потому что они - часть этой жизни, и никто не может это объяснить словами, потому что слова ограничены местом, где вы говорите эти слова, а если не местом, так существуют языковые барьеры, даже если вас переведут все переводчики мира в один момент, найдутся те, кто в связи со своим опытом и кармой вас не воспримет. Таким образом, все законы пути и самых на вид простых вещей, а также того, как они связаны, может понять только тот, чье сознание не обусловлено ничем, и способно проникать в очень многое, а это зависит от кармы человека. Ну, например, явление переезда из одного места в другое, если это делает кто-то в первый раз - это одна ситуация, если тот, кто много раз, - другая; с деньгами - без денег, со связями - без связей, насколько полную имеет он информацию о том, куда едет, - это и многое другое является всем тем, что составляет человеческую личность в пространственно-временном континууме. Обычно мы не сразу можем определить, кто един с тобой, только по внешнему виду, но с тобой в вагоне может сидеть человек совсем не такой как ты, хотя у вас один путь, но у каждого может быть разный результат по прибытии. Поэтому то, что для одного жертва, для другого - вообще ничто, а иногда даже это может послужить и поводом для деградации. Так, например, однажды я одному человеку передал аугхарскую дикшу. Хоть этот человек и не обладал великими знаниями тантры, джйотиша, аюрведы, но у него были бескорыстные мотивации в отношении меня. Но я не передал такую дикшу его другу, у которого знаний просто валом, но лишь материальное эго. Кто-то со стороны посмотрел бы и сказал, что я неправ, а я знаю, что делаю, моя мудрость мне подсказала поступить так, даже если все скажут, что я неправ. Потому что знаю, что жалость к людям всегда причиняет вред, и многие не раз были этому свидетелями. Поэтому высшие законы справедливы, а совершенный человек должен жить согласно этим законам. Они очень и очень непросты, поэтому, когда мы говорим о жертве как тьяге, для того чтобы Божество и мироздание были нами довольны и наши действия были как можно более актуальными, мы должны учесть много факторов. Подумайте сами, даже такой простой человек как я не всегда берет от людей подношения, даже если они мне и были бы где-то выгодны, потому что знаю, что такими путями людей превращают в зависимых (кстати, до многих индийских гуру это с трудом доходит). Так каковы же могут быть критерии у Бога - принимать ваши жертвы или нет? Да и вообще, все может быть и не так, как я сейчас описал, а намного сложнее, например, иногда от Гуру может быть милости больше, чем от Деват, иногда наоборот. От очень многих факторов зависит. Жертвование и отречение (оставление) - всегда вместе, и мы всегда что-то оставляем и всегда жертвуем, но что мы получим в результате, зависит от нашей мудрости, знаний, духовной интуиции; жертвование Божеству подразумевает уже в человеке наличие восприятия Божества, поэтому в любой тьяге присутствует какой-то уровень недвойственности. Иначе, допустим, вы решили поехать из России на Украину, билет есть, но вы не взяли паспорт, без которого вас туда не пустят, потому что такие законы того места, куда ты отправляешься. У Божества свои законы, поэтому понять Его правила и интересы - это уже почти сделать полдела. Некоторые реальности специально скрывают свою природу, чтобы не все смогли к ним приблизиться в полной мере, ближе, чем тому или иному существу отведено самыми разными силами. И хотя многие говорят об адвайте, о преодолении всех границ, но посмотрите на жизнь всех говорящих так, и вы увидите, что их речь об адвайте - это пустой звук. В каком-то смысле, несмотря на всю ее красоту и заманчивость, она утопична, часто напоминает идеалы марксизма-ленинизма, где "каждая прачка может править страной". А вот и нет, в мире много самой разной иерархии, и это надо учитывать, трезво смотря в целом на мир.
Почему я это говорю? Есть ли у меня основания такое говорить? Есть! Ибо я видел аскетов и "отрешенных" разных в Индии: и тех, кто действительно высоко духовные люди, но очень много и тех, которые даже после многолетних ретритов готовы ради денег, женитьбы и заведения детей (желательно от иностранок) оставить свою традицию. Среди них есть и такие, кто в той или иной степени развили разные магические силы, но посыпались; они не смогли дальше развиться даже в области сиддх лишь только из-за того, что сам путь йогической безупречности - это не их путь. И такое там (да и вообще, где угодно) встречается на каждом шагу. Исходя из множества фактов, стандартное видение вайрагьи не работает, стандартное видение тантры - тоже. Многие считают, что я слишком критично смотрю на разные явления, они не понимают, что мой взгляд на вещи - самый что ни на есть реалистичный. Давайте честно взглянем на некоторые вещи: кому нужна, например, мокша? Те, кто к ней реально стремится, захотели бы они себе гуру, который думает только об иностранках-блондинках и деньгах, периодически втирая про Дхарму, при этом, стараясь всем казаться таким "белым и пушистым", сначала говорит о том, что ему ничего не надо, а потом, что оказывается нужны деньги? Или такого гуру, который немедля, когда к нему приходят, ставит все точки над "i", говорит: "Я твоих иллюзий питать не буду ни в начале, ни в процессе прохождения пути", - такого гуру все те, кто с "розовыми очками" (а такие почти все), невзлюбили бы - гуру, который рушит иллюзии всех просто потому, что такова его природа? Лично я выбрал бы второй вариант. Но, к сожалению, гуру такого уровня трезвости видения и силы - большая редкость в этом мире. А тот, кто сам не преодолел Майю, не может никого спасти. И хорошо, если тот или иной учитель хотя бы пытается это делать, но даже такие в этом мире являются очень редким явлением. Поверьте, я достаточно прожил среди разных садху, и склонность к аскезам мне не чужда, поэтому у меня есть основания говорить о той общей ситуации, описанной мною выше, массово царящей в индийских традициях, казалось бы ориентированных на вайрагью. Эту тему, я так чувствую, еще не раз придется обсуждать: "кайя-сиддхи", "бхакти", "деньги", "секс", "отречение" - это всегда у людей будут темы номер один.