Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Каларатри и другие праздники  (Прочитано 6281 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Каларатри и другие праздники
« : Ноябрь 19, 2006, 01:20:48 »

kraH писал(а):
близится ночь Каларати, празднуется ли эта ночь в традиции Натхов, если да то как?
Записан

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Каларатри и другие праздники
« Ответ #1 : Ноябрь 19, 2006, 01:22:00 »

Matsyendranatha писал(а):
Джай Горакшанатх джи! Джайа Ма!
Как правило, проводится хома Махавидьям и Нава-Дурге. Отмечают Наваратри и Каларатри. Пуджа Кали проводится без тамасика-бхавы. В самой пудже, хоме и других элементах много упрощённого по сравнению с тантрическими ритуалами. Например, во многих известных сампрадаях натхов не используются Ньясы, а если и присутствуют, то основные: риши, кара, анга; нету приношений животных и не используются 5 М. Из форм - наиболее распространённая Дакшина-Кали. Основные мантры, посвящённые 10 махавидьям, наварна-мантра, общеизвестные. В крупных мандирах празднуются практически все индуистские праздники. В Горакхпуре это норма, так как туда приходят и часто останавливаются садху из разных духовных традиций. Обычно приходят в праздники много местных жителей, проводятся баджаны. В нашем же Горакхнатх-мандире в Балье всё проходит более спокойно, натхи в основном сосредотачиваются на йогическом опыте, связанным с поклонением Кали. Кали-дхьяну можно совершать как во время пуджи, так и без неё. Натхи придерживаются ниргуна-бхакти, поэтому они довольно сильно отличаются от большинства хинду, как например это в вайшнавизме. Со стороны прихожан Вы можете встретить чрезмерную эмоциональность, натхи же выглядят нейтрально.
Махакала это одно из имён Шивы, Ади-натха. В некоторых сампрадаях его Шакти Кетаку, соотносят также с Кали. Из форм Деви у натхов почитается Йога Майя или Бала Сундари. Кстати в Йога Майя-пуджа-паддхати и Шри натха-рахасье все садханы описаны подробно, они должны были уже быть переведены на английский. А вообще в Горакхпуре различные садху совершают пуджу и пурашчарану, каждый своему божеству, это божество со временем может меняться.
Какие Вас конкретно детали интересуют? Саму садхану выкладывать здесь – смысла нет, но коротко всё описать не проблема. В разделе «статьи» мы планируем выложить информацию, касающуюся шактизма, по 64 Йогини.
Записан

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Каларатри и другие праздники
« Ответ #2 : Ноябрь 19, 2006, 01:22:38 »

Виранатха писал(а):
Намасте Матсьендра джи! Мои поклоны.
Я про Кетаку в первый раз слышу, про Ади-натха по сайту Майка Мейджи, Ади-натха сампрадайя. Могли бы Вы рассказать кто эти Ади-натх и Кетака? Как Кетака может быть связана с Кали?
Заранее спасибо.
Записан

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Каларатри и другие праздники
« Ответ #3 : Ноябрь 19, 2006, 01:24:13 »

Matsyendranatha писал(а):
Сапрема Намаскара Виранатха!
Ади-натх - это проявление Пара-джьоти, Парасамвита, Ниргуна Шивы. Архетип Ади-натха, в ведической традиции, можно соотнести с Хираньягарбхой или жертвенным Пурушей Риг-веды. Патанджали упоминает о нем как о Пуруша-Вишеше. В отличие от Санкхьи, у Патанджали присутствует понятие Бога «Ишвары». В ССП («Сиддха –Сиддханта Паддхати») перечисляются 5 стадий раскрытия Шакти «панчака», из которых образовалось космическое тело Шивы «Пара-Пинда» с 25 качествами, далее проявлены «пинды»: Анади, Адья и Махасакара, в Махасакаре – 8 мурти: Шива, Бхайрава, Шри Кантха, Садашива, Ишвара, Рудра, Вишну, Брахма. Помимо описанных качеств Макрокосмического тела Шивы, весьма подробно, в виде «панчак», описаны Пракрити-пинды (человеческое тело). Пять последних проявлений Махасакара-пинды связаны с пятью проявлениями Шакти: Кундалини с Брахмой, Сукшма с Вишну, Апара с Рудрой, Пара с Ишварой, Ниджа с Садашивой. Вечная Ниджа-Шакти часто соотносится с Кетакой. «Кета»-означает желание, это воля Парамешвары Ади-натха. Вот как сказано в ССП:

«1.5. Неименуемый (Абсолют) есть Самосущий (Парабрахман или Шива), Безначальный и Совершенный, Единый, (в котором) прекращается (существование) места и (времени). Он воспет в традиции сиддхов “Сиддха сиддханте”. Прославлена соприсущая Ему Шакти (Ниджа-шакти), следующая Его воле, (проявляющейся) как дхарма и адхарма.»

Когда натхи произносят «Адеш» – это означает именно эту высшую волю. С Адинатхом соотносят историю, которая в чём-то схожа с ранними ведическими описаниями сотворения мироздания.
Кетака - Шакти Шивы Адинатха, проявила из своего рта Брахму, изо лба – Вишну и из йони – Шиву. Существует такая история: Адинатх решил проверить эту «троицу» и превратился в труп, плывущий по воде. Брахма, увидев его, отодвинул ногой от себя, Вишну просто отошел в сторону, а Шива взял его на руки, чтобы потом кремировать. При сожжении тела Адианатх из дыма, идушего от частей тела проявились наиболее известные Натхи: из костей – Джаландхаранатх, из волос – Горакшанатх, из пупа – Матсьендранатх, из частей всего тела – Чаурангинатх. Адинатх, как уже упоминалось, был самим Шивой, известным как Ишвара. Кетака Адинатха и Гаури – это одна Шакти Шивы. В данном случае она известна как «Джагадишвари Гаури Парвати» или Пара-Шакти Парамешвары. Иногда её соотносят с известной Манаса Деви. В Индии многие натхи считают, что Адинатх был исторической личностью, жившей несколько раньше, чем Матсьендранатх и Горакшанатх. Адинатха изображают, как и всех натх-сиддхов, в человеческой форме йогина. Джайны считают Адинатха первым тиртханкаром. Так же сыновья Матсьенданатха, Паршнатх и Неминатх, принадлежали к джайнам-натхам. В каждой из известных традиций были свои натхи, например, в вайшнавизме - Джаганатх и Джнянешварнатх, в шайва-сиддханте - Нандинатх, у вирашайвов - Алламанатх и тд.
Что касается «панчак» (пятерок), скорее всего, это деление было заимствовано из йоги Патанджали и Санкхьи. В более ранних источниках, например, Риг-веде описано подобное (на 5) деление Пуруши. Этот Махапуруша в Пуранах и Бхагавад-гите упоминается как Вират-рупа (вселенское тело), которое проявил Кришна Йогешвара Арджуне. В Махабхарате упоминается Хираньягарбха как первый учитель йоги, и Георг Фёрштайн в кн. «энциклопедия йоги» также описывает Хираньягарбху как создателя карма и ниродха йоги. Если из Кетаки проявились все основные божества, то понятно, что и все проявления Шакти. Но это не означает, что Кали может считаться менее значимой. Она также является Ади-Шакти. Сами понимаете, в индуизме к предпочтениям относятся положительно. Главное во всём - золотая середина.
Записан

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Каларатри и другие праздники
« Ответ #4 : Ноябрь 19, 2006, 01:25:38 »

Виранатха писал(а):
Джай Горакшанатха!
Спасибо за ценные разъяснения Матсьендра джи, правда вопросов становится ещё больше и больше. Например по этой части:

Цитировать
в вайшнавизме - Джаганатх

Так что же знаменитые последователи Свами Прабхупады поклоняются Йоги Натху? Может быть приставка "натха" несет не натховский смысл? Насколько знаю современные нео-вайшнавы в отношении йоги более чем категоричны.
Записан

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Каларатри и другие праздники
« Ответ #5 : Ноябрь 19, 2006, 01:27:12 »

Matsyendranatha писал(а):
Джая Шива Горакшанатх!
Виранатх, контекст, думаю, натховский. Есть неплохая книга, так и называется «Культ Джаганатхи», автор, если мне не изменяет память, Чаран Мишра. Там всё подробно описано. По преданию, в каждую югу являлось определённое вайшнавско-натховское Божество.
Четыре места в Индии: (1) Пури, божество - Джаганнатх. (2) Бадринатх на севере, божество Бадринараяна. (3) Дварака на западном побережье Индии. Главное божество -Двараканатх. (4) Рамешварам, на югe главное божеств - Раманатх. Поклоняется
Джаганнатхе в Кали-югу. Бадринатху поклонялись в Сатхья-югу, Раманатху – в
Трета-югу, а Двараканатху – в Двапара-югу. Интересно то, что в Дварaку являлся и Горакшанатх в одну из юг.
Что касается Свами Прабхупады, его бхакти и шраддха, конечно, похвальны, но трактовка йоги, типа: йоги – это мистики имперсоналисты, последователи Патанджали, практикующие хатха-йогу. Натхи и Патанджали отличаются, как и учение Чайтаньи от традиции Мадхвачарьи. Более того, сами гаудиа-вайшнавы делятся на свои матхи. Естественно, каждый свою линию считает «самой вайшнавской из всех». Думаю, можно не комментировать.
Записан