Matsyendranatha писал(а):
Сапрема Намаскара Виранатха!
Ади-натх - это проявление Пара-джьоти, Парасамвита, Ниргуна Шивы. Архетип Ади-натха, в ведической традиции, можно соотнести с Хираньягарбхой или жертвенным Пурушей Риг-веды. Патанджали упоминает о нем как о Пуруша-Вишеше. В отличие от Санкхьи, у Патанджали присутствует понятие Бога «Ишвары». В ССП («Сиддха –Сиддханта Паддхати») перечисляются 5 стадий раскрытия Шакти «панчака», из которых образовалось космическое тело Шивы «Пара-Пинда» с 25 качествами, далее проявлены «пинды»: Анади, Адья и Махасакара, в Махасакаре – 8 мурти: Шива, Бхайрава, Шри Кантха, Садашива, Ишвара, Рудра, Вишну, Брахма. Помимо описанных качеств Макрокосмического тела Шивы, весьма подробно, в виде «панчак», описаны Пракрити-пинды (человеческое тело). Пять последних проявлений Махасакара-пинды связаны с пятью проявлениями Шакти: Кундалини с Брахмой, Сукшма с Вишну, Апара с Рудрой, Пара с Ишварой, Ниджа с Садашивой. Вечная Ниджа-Шакти часто соотносится с Кетакой. «Кета»-означает желание, это воля Парамешвары Ади-натха. Вот как сказано в ССП:
«1.5. Неименуемый (Абсолют) есть Самосущий (Парабрахман или Шива), Безначальный и Совершенный, Единый, (в котором) прекращается (существование) места и (времени). Он воспет в традиции сиддхов “Сиддха сиддханте”. Прославлена соприсущая Ему Шакти (Ниджа-шакти), следующая Его воле, (проявляющейся) как дхарма и адхарма.»
Когда натхи произносят «Адеш» – это означает именно эту высшую волю. С Адинатхом соотносят историю, которая в чём-то схожа с ранними ведическими описаниями сотворения мироздания.
Кетака - Шакти Шивы Адинатха, проявила из своего рта Брахму, изо лба – Вишну и из йони – Шиву. Существует такая история: Адинатх решил проверить эту «троицу» и превратился в труп, плывущий по воде. Брахма, увидев его, отодвинул ногой от себя, Вишну просто отошел в сторону, а Шива взял его на руки, чтобы потом кремировать. При сожжении тела Адианатх из дыма, идушего от частей тела проявились наиболее известные Натхи: из костей – Джаландхаранатх, из волос – Горакшанатх, из пупа – Матсьендранатх, из частей всего тела – Чаурангинатх. Адинатх, как уже упоминалось, был самим Шивой, известным как Ишвара. Кетака Адинатха и Гаури – это одна Шакти Шивы. В данном случае она известна как «Джагадишвари Гаури Парвати» или Пара-Шакти Парамешвары. Иногда её соотносят с известной Манаса Деви. В Индии многие натхи считают, что Адинатх был исторической личностью, жившей несколько раньше, чем Матсьендранатх и Горакшанатх. Адинатха изображают, как и всех натх-сиддхов, в человеческой форме йогина. Джайны считают Адинатха первым тиртханкаром. Так же сыновья Матсьенданатха, Паршнатх и Неминатх, принадлежали к джайнам-натхам. В каждой из известных традиций были свои натхи, например, в вайшнавизме - Джаганатх и Джнянешварнатх, в шайва-сиддханте - Нандинатх, у вирашайвов - Алламанатх и тд.
Что касается «панчак» (пятерок), скорее всего, это деление было заимствовано из йоги Патанджали и Санкхьи. В более ранних источниках, например, Риг-веде описано подобное (на 5) деление Пуруши. Этот Махапуруша в Пуранах и Бхагавад-гите упоминается как Вират-рупа (вселенское тело), которое проявил Кришна Йогешвара Арджуне. В Махабхарате упоминается Хираньягарбха как первый учитель йоги, и Георг Фёрштайн в кн. «энциклопедия йоги» также описывает Хираньягарбху как создателя карма и ниродха йоги. Если из Кетаки проявились все основные божества, то понятно, что и все проявления Шакти. Но это не означает, что Кали может считаться менее значимой. Она также является Ади-Шакти. Сами понимаете, в индуизме к предпочтениям относятся положительно. Главное во всём - золотая середина.