Шитала Аштами Врата посвящен богине Шитала. В сельских районах Индии она считается воплощением богини Парвати и Дурги, которые являются двумя формами Шакти. В штате Тамил Наду ее почитают как Марьямман. Шитала, несомненно, одна из самых популярных сельских божеств и ее происхождение можно проследить со времен поклонения природе.
Шитала Аштами по традиционному календарю Северной Индии отмечается в месяц чаитра (март - апрель) на восьмой день (ashtami) от кришны пакша(убывающей фазы луны). Широко распространено убеждение, что соблюдение этой Враты помогает в лечении различных заболеваний. Но обычно Шиталу почитают, чтобы избавиться от ветряной оспы.
В этот день совершается ритуал, в котором Богине предлагают старую еду. Еду для ритуала готовят за день до самого праздника. Едят только холодную пищу.
Следует отметить, что в некоторых общинах соблюдают аштами кришна пакши каждого месяца, как Шитала Аштами. Но наиболее благоприятным является аштами кришна пакши месяца чаитра.
В этом году Шитала Аштами проходит
7 мартаЛегенда гласит, что богиня Шитала носит красного цвета платье и едет на осле вокруг деревень поражая людей разными видами оспы, ветрянкой т.д. Символически, она представляет собой силу природы, генерирующую вирусы приводящие к заболеваниям и целительной силы, а так же связана с происхождением рода. Она изображается с четырьмя руками. В своих четырех руках она несет в себе серебряную метлу, веялку, небольшую миску и кувшин с водой из Ганги(Гангаджала). Иногда она изображается с двумя руками держащей метлу и кувшин. Также богиня Шитала символически указывает на необходимость соблюдения чистоты(Шауча).
Шитала, значит охлаждение. Согласно Пуранам, она была создана Господом Брахмой. Брахма обещал ей, что ей будут поклоняться как богине, на земле, но она должна нести семена чечевицы. В сказках в Северной Индии, чечевица - "Урад дал." Она попросила, чтоб ей дали спутника, тогда ее отправили к Господу Шиве, который благословил ее и создал Джвала Асуры (демон лихорадки). Шива сказал, что создал, демона из своего пота.
Шитала и Джвала Асура остались в девалоке с другими богами и богинями. Они использовали ослов для перевозки чечевицы. Но однажды семяна чечевицы превратились в бактерии оспы и началось распространение этого заболевания среди богов и богинь. Наконец, устав от богини Шиталы, боги попросили ее поехать и поселиться там где ей будут поклоняться. Шитала и Джвала Асура спустились на землю и начали искать место для проживания.
Они пошли в суд короля Бират, горячо преданного Шивы. Он согласился с тем, чтобы поклоняться ей и дать место в своем царстве, но она не сможет получить уважение уделяемое Шиве. Рассердившись Шитала потребовала для себя превосходства над всеми другими богами. Король Бират не согласился с этим требованием и тогда Она начала распространять различные виды оспы на земле. В конце концов, король был вынужден согласиться с ее пожеланиями. Вскоре болезни и все ее последствия чедесным образом исчезли.
Есть знаменитые храмы посвященные Шитала Деви в Харьяна, Пенджаб, Химачал-Прадеш, Уттаракханд, Уттар-Прадеш и Бихар.