Адеш, Вивекнатх!
Объясните, пожалуйста, нужно ли возглашать самкальпу перед джапой Гуру-мантры, и чем вообще отличается самкальпа от нашей мотивации к практике?
Санкальпа - это намерение или цель, для которой совершается пуджа. Все Боги есть ничто иное, как проявление различных аспектов Абсолюта, соответственно, есть множество его энергий, которые соответствуют той или иной природе нашего существа. Согласно тантрической традиции, Абсолют присутствует во всем и все является Им. Боги олицетворяют все те же качества, которые есть у человека, таким образом, тантра позволяет сделать нашу практику более приемлемой и эффективной для нас. С этой целью мы почитаем различных Божеств, которые соответствуют той или иной нашей природе. Когда нам нужно развить любовь, мы почитаем Кришну, когда нужно обрести мокшу и мистические силы - Шиву, защиту - Ханумана, Бхайраву или разрушить привязанности и невежество - Кали. Обычно тантрики выбирают определенные дни, которые благоприятны для такой садханы или же они пользуются джьотишем (индийской астрологией) для выбора мухурты (благоприятного времени) для той или иной садханы.
Тантра - это то, что просто религию и невежественную систему веры делает научной, тантра - это мост между абстрактной и конкретной проявленной реальностью. Эта система знаний и практик, которая учит духовного человека использовать материальный план для раскрытия духовного, и, наоборот, через духовный план делать материальный мир исполненным духовности. Так как эта наука имеет связи буквально с любой формой жизни, то тантра поэтому и является такой многоликой, дабы устранить различные противоречия в нашем сознании. Конечно, многое еще связано с нашей личной духовной реализацией и пониманием садханы как мировоззрения и пути. Хорошим олицетворением гибкого видения тантрической садханы являются натха йогины, которые используют множество самых различных садхан в своих практиках. При этом, самое главное, они не увязают в философии той или иной доктрины. Наверное, это вообще свойство самого индуизма: гибкий подход в духовных методах (упайя) для реализации освобождения от всех духовно ограниченных воззрений, различных форм ограниченных концепций, следствием которых являются привязанности и желания, ведущие к противоречиям и страданиям, коими переполнен этот бренный мир. Как я уже упоминал, есть разные проявления Абсолюта, или можно назвать эту реальность как угодно, не столь важно, все эти многочисленные Боги не всегда связаны с какой-то одной сферой. Возьмем для примера Ганешу, кто-то почитает этот аспект с целью устранить свое невежество, получить знания о садхане, как защитника духовного пути, устраняющего на нем препятствия. Кто-то почитает Ганешу с целью получить богатство. А есть и такие, кто почитают его даже с целью получить мокшу, реализовать сиддхи. Каждое Божество как бы включает в себя все остальные Божества, и от того, насколько мы более необусловленно видим Божество и преданы Божеству, зависит наше видение его силы и количество благ с ним связанных. Все во всем, это древний метафизический принцип, который, так или иначе, вы можете проследить во многих мистических доктринах. Натхи и тантристы утверждают, что все Боги и таттвы вы можете выявить внутри себя, как микрокосмической единице. Но для того, чтобы эта идея обрела реализацию, необходимы правильные знания, полученные от реализованного Гуру и, конечно же, собственная реализация в садхане. Все Боги - это же вселенные в миниатюре, в которых вы можете распознать все совершенства, поэтому у каждого Божества есть свои тысяча имен, свои различные мантры. Обычно в Индии простой садхака почитает разные Божества, видя в них тот или иной вид определенной духовной силы или же почитает одно Божество с преданностью, выполняя свою нитья-садхану с ним связанную. Рано или поздно, по мере регулярной практики, такой практикующий приходит к видению всего бытия как божественного, и он сам становится этой божественной реальностью. Я не хочу сказать, что это так просто. Конечно, мы этой реальностью являемся изначально, но это состояние требует настоящей реализации. Вот мы и движемся от простого к более трансцендентному.
Санкальпа - это Иччха шакти, одна из самых великих энергий Абсолюта. В ССП Горакшанатх говорит о том, что это тождественная с Абсолютом Ниджа-шакти, проявляется как его воля. Она двояка, может проявляться как две силы - Дхарма и Адхарма, Йога махавидья и Махамайя. Так как любой ритуал есть ничто иное как раскрытие нашей Божественной природы во вне, когда мы, подобно Абсолюту, проявляем высшую реальность, делая формирование янтры или мурти стхапаны, авахану и пранапратиштху, когда мы сохраняем это божественное проявление в виде созерцания, и когда мы прощаемся с Божеством, совершая висарджану, тем самым поглощаем результат пуджи обратно в себя, что соответствует пралайе на микрокосмическом уровне. Вся пуджа, по сути, является действием, отображающим вселенские процессы, как, впрочем, и любой йогический процесс является отражением того, что происходит на уровне макровселенной. Санкальпа в пудже - это ничто иное как иччха-шакти божества на микроуровне. Поэтому санкальпа может быть, как высшей без видимых мирских мотиваций (нишкама-санкальпа), так и санкальпа в виде конкретных желаний (сакама). В тантре приемлемо и то, и другое, вы, наверное, замечали, что иногда у вас больше есть устремление отойти от дел мира, а иногда появляется желание погрузиться в мир. Наши мотивации не всегда бывают в виде только нивритти или правритти, и когда-нибудь эти два процесса для нас станут одним, тогда можно будет сказать, что мы в этом мире свободны. Чтобы вы не делали в этом мире, будет деланием вашего Атмана и исполнено Божественным присутствием, к этому ведет практика работы с санкальпой или намерением.
Многие люди, посещающие Индию, и впервые видящие различные обряды, не понимают их смысла, поэтому им кажется, что это просто некая дань традиции в виде архаичных ритуалов дикарей. Но те, кто глубоко изучили смысл многих тантрических и других обрядов, понимают, что это очень грамотно сакрализированные действия, которые связаны с любой сферой жизни. Эти ритуалы воздействуют на любые социальные сферы, с какой эффективностью - это уже зависит от уровня самого тантрика.
Обычно в тантрическом обряде, где возглашается в начале пуджи санкальпа, вы перечисляете имена - своё, Гуру, Божества, которого почитаете, потом аспекты мухурты (раши, накшатра, титхи и т.д.) и, конечно, свою цель в данной пудже. Можно всего этого не делать, если вы практикуете ежедневно ту или иную садхану как бескорыстное служение Божеству. Но, конечно, нужно понять, что просить у Божества что-либо не является чем-то однозначно плохим. Плохо, если люди, приходящие в тантру, изначально не настроены на какие-либо бескорыстные деяния и все, на что они направлены, это на торгово-рыночные отношения с Божеством или же со своим Учителем. Людей с такими тенденциями очень много и, конечно, многое зависит от Гуру, к которому они приходят, есть ложные Гуру, которые могут придумывать разные крючки, тем самым, обещая своим будущим последователям богатство, власть над людьми и миром и т.д., и т.п. Настоящий Гуру никогда не станет ради низких желаний плодить «асуренышей» и развивать в себе асурическую природу, делая акцент на своих санскарах, которые способствуют ее взращиванию. Меня не интересует строительство подобных структур, тантра должна вести к духовному очищению людей, а не асурическому интеллектуализму, которым можно только оправдывать, с духовных позиций, свои заблуждения относительно духовного пути. Нет, это путь утопический, конечно, невежественный человек никогда не увидит и не распознает, видя антуражи традиций, спекуляции начитанных умников, что за этой все ширмой на самом деле. Однако человек, более-менее чистый и тот, кто искренне хочет освободиться от различных форм невежества, интуитивно почувствует, что есть что, на самом деле. Поэтому, конечно, истинный Гуру скажет сразу правду тому, кто хочет практиковать настоящую садхану, о том, что это в первую очередь определенное самопожертвование, что нужно оставить мясоедение, во время ануштханы железно соблюдать брахмачарью и т.д. Первое, с чего начинается истинная садхана - это бхакти-йога, так во всех традициях. В нашей традиции натхов первое, что делается, это передается Гуру-мантра, которая развивает преданность Гуру и Ишта Девате Горакшанатху. Для начала, мы, посредством мантры, устанавливаем связь с Гуру, традицией и Божеством, после чего наша практика становится отрегулированной, ей задается правильное направление в целом. И когда она уже сформирована, то начинаются частности в виде практик, где санкальпы могут быть на вид более приземленные. Этим мы и отличаемся от того, что преподают в обычных йога-центрах или нео-тантрических школах, где первым делом учат тому, как увеличить сексуальную потенцию, найти себе сексуального партнера, подправить работу физического тела и т.п. Конечно, это не означает, что мы игнорируем совсем работу с телом, мы с самого начала практикуем хатха-йогу и учимся налаживать хорошие отношения с людьми в социуме. Но мы изначально не делаем на этом всем акцента, потому что болячки можно лечить бесконечно, не устранив их причину, можно бесконечно читать мантры для обретения денег, но сколько бы мы их не получили, их всегда будет не хватать. Цель йогической и тантрической практик, на самом-то деле, совершенно другая, она заключается в выстраивании “йоги” или “самбандханы” с высшей божественной реальностью. Сначала мы учимся следовать Дхарме, после чего Дхарма начинает становиться на нашу сторону.
Теперь немного стоит сказать о Гуру-мантре. Это - первое посвящение, которое передается в традиции, почему-то многие неофиты считают, что это посвящение не является существенным, но, на самом деле, это крайне ошибочное видение. Как раз эта практика является фундаментальной, потому что все остальные передачи уже являются производными от этой садханы. Адепту передается мантра: “Ом Шива Горакша Йоги”. Эта мантра дается ученику на всю жизнь, и она реализует связь с вашим Гуру и, самое важное, с Гуру Горакшанатхом, который - покровитель йогической садханы. Есть еще мантры всех девяти натхов, которые так же могут рассматриваться как передачи, но они менее важны по сравнению с Горакшанатха садханой. В традиции различные Боги, такие как Ганеша, Вишну, Дурга и др., рассматриваются по значению более вторичными, нежели Гуру, Горакшанатх, Нава-натхи и основатели двенадцати пантхов. Поэтому любая садхана начинается, в первую очередь, с того, что вы для неё становитесь готовыми, в соответствии с санскарами прошлых жизней, вы доходите до такого уровня, когда понимаете необходимость истинного Гуру. Это понимание - необходимое условие для всего остального. Можно сказать о том, что придя к Гуру с намерением стать учеником и регулярно практиковать, вы уже, в той или иной степени, достигли какой-то духовной реализации. Случаи бывают разные, таким учеником может быть человек, который уже практиковал какие-то методы йоги, а может быть и такое, когда человек не практиковал внешне в этой жизни вообще ничего, но у него наступил определенный просвет в связи с мудростью, которую он обрел в жизни. Люди, ходящие в залы по йоге, не всегда бывают и заинтересованы в йоге как садхане. Их могут не интересовать ретриты или йога на мировоззренческом уровне, с целью поменять свой образ взаимосвязи с миром. С другой стороны, в традиции может оказаться человек, который вообще с йогой или тантрой никак внешне связан и не был; мне известны случаи, когда, например, к натхам приезжали люди просто покурить чараса. Потом они принимали йогическую садхану и даже бросали курить чарас, в последствие становясь настоящими садху. Возможно, это позитивный опыт с прошлых инкарнаций. Как бы там ни было, даже тот, кто готов принять учение на самом начальном уровне, это уже показатель определенной кармической чистоты. Разумеется, учение и традиция открыты каждому желающему практиковать в ней, но просто у каждого это мотивация с примесью других желаний. Многие хотят сразу получить большие материальные результаты, не очистившись и не утвердившись на пути садханы, в той мере, после которой можно говорить о чем-либо еще. Поэтому эта первая мантра и садхана с ней связанная, которая внешне кажется такой простой, на самом деле - база всего того, что есть в натха-сампрадае. Я могу привести много примеров из сампрадаи, на данный момент, таких моих Гуру как Аведьянатх, Митхилешнатх, которые не особо-то и спешат раздавать дикши, такие как Чоти и Чира, а просто передают людям мантру и упадеши. Аведьянатх вообще Чоти и Чира-дикшу передал только Адитьянатху, а остальным он дает только упадеши. Первая дикша в виде передачи мантры заключается во взращивании отношения с покровителями пути йоги. Эта моя фраза может кому-то показаться слишком неконкретной, но постарайтесь понять, что отношения с покровителями йогической традиции для многих на данном этапе являются практически всем, что связано с линией натхов. Если вы регулярно будете почитать Горакшанатха и общаться со своим Гуру, то даже просто практикуя мантру, по мере того как вы будете прогрессировать в традиции, вы начнете понимать, как много всего в этой простой мантре. У меня есть ученики, которые начав практиковать тантрические садханы, сталкиваются с тем, что им сложно почувствовать вкус Горакшанатха-мантры, кажется, что Кришна, Ганеша или Дурга более милостивы и обладают более мощной шакти. Конечно, этот вопрос не у всех возникает, а только у ряда практикующих, по определенным причинам, но со временем, больше узнав о традиции, они уже по-другому смотрят на природу Божеств. Горакшанатх - Божество сверхтрансцендентное, это Гуру великих подвижников, достигших бессмертия или высочайшей мудрости. Был такой мистик в двадцатом веке Г. Гурджиев, он сказал верную вещь на тему ученичества: «чтобы быть учеником Иисуса Христа, необходимо иметь духовную реализацию, которая была у его апостолов». С Горакшанатхом то же самое, в большинстве случаев, мы можем в своем ученичестве рассчитывать на то, что для нас оно идеально в виде осознавания учениками учеников Горакшанатха. Быть учеником ученика Горакшанатха, пожалуй, еще большая милость, чем быть просто “его учеником”. А быть учеником того Гуру, с которым вы можете общаться в этом мире, уступает тому уровню, когда у вас есть Гуру, но, при этом, большую часть времени вы посвящаете именно своей внутренней работе. Постоянно работаете над своими качествами характера, практикуя методы хатха-йоги, работаете с переосмыслением своей мировоззренческой части. Любой нормальный истинный Гуру, который умеет ценить свое пребывание в этом мире, заинтересован в том, чтобы его ученик был духовно развитым, мудрым, обладал знаниями, был счастливым, богатым и всеми уважаемым человеком. Сила Гуру - в силе его учеников. Ни один нормальный Гуру не заинтересован в том, чтобы его ученики были невежественными, несчастными, следовали бессмысленными путями, проживая свои драгоценные жизни подобно животным. Смысл в том, что Боги и существа более высоких миров, как правило, далеки от реальности, с которой мы с вами имеем дело, поэтому для большинства воплощенных существ нет ничего более ценного, чем их собственная Нитья-садхана и отношения с Гуру, который в любой момент может дать наставления по садхане. Подсказать, как поступать правильно в моменты испытаний. К сожалению, многие это не ценят и не понимают, они даже хотят сами как можно скорее стать Гуру и перестать учиться у своего Гуру, порой, доходит даже да очень скверных ситуаций, когда адепты разных традиций выбирают себе, преднамеренно, Гуру физически более старого, ожидая того момента, когда он оставит тело и они станут сами со статусами Гуру. Или просто формально посвящаются у тех Гуру, у которых они не будут на самом деле учиться, а на которых только будут ссылаться. Часто такие люди не только не являются учениками, но их даже сложно назвать просто хорошими людьми. Порой простые люди даже бывают почище таких “посвященных адептов”, потому что простые люди не позорят духовных Учителей, они честно себя называют простыми людьми со всеми их недостатками. Следовательно, большой ошибкой можно считать также случаи, когда люди приходят в традицию, надеясь на то, что они там посвятятся с целью посмотреть, а что же дальше будет? Просто поэкспериментировать, при этом, говоря всем, что они уже не такие люди как все, а великие адепты. Побывав недельку у Гуру в Индии, они приезжают и начинают преподносить себя как настоящих учеников, не являясь на самом деле таковыми. Это все очень прискорбно. Не хотелось бы, чтобы адепты линии натхов становились именно такими. Натха йогины - это те, кто постоянно преодолевают свои низшие человеческие качества. Даже если они себя и не называют великими посвященными, но они готовы учиться у своих Гуру, тогда они становятся настоящими натхами и садхаками. Вот такую категорию людей я готов учить или, если лично мне встречаются люди такого плана, но они, допустим, хотят жить в Индии и учиться у других истинных Гуру, я им даю координаты таких Учителей. С некоторых пор я перестал возить в Индию к Учителям всех подряд и поменял немного свой подход в популяризации традиции, я понимаю, что в России от моих недоброжелателей могу услышать массу самой разной критики. Но я вижу смысл поступать в соответствии со своей совестью и так как у меня есть кое-какая реализация в садхане, то определить мотивацию людей мне чаще всего бывает несложно. Те, кто на самом деле хотели учиться у натхов, те - учатся, мне сложно поверить в то, что в Индии, будучи переполненной храмами Горакшанатха, невозможно остаться и учиться традиции. Поэтому я верю фактам, а они почти за десять лет показали мне то, что, на данный момент времени, таких людей в СНГ просто напросто нет и, думаю, в ближайшие лет 5-6 вряд ли появятся. Сам же я на этой территории бываю периодически, поэтому то, что смогу в меру своих небольших сил, то сделаю.
Итак, Гуру. Почему Гуру в традиции нужен больше, чем все остальное? Он нужен потому, что он передает основную дикша-мантру. Дикша-мантра - это та мантра, через которую проявляются силы великих йогинов, проявляется йога-видья, проявляется Ишта Девата и все Божества, с которыми связана традиция. Гуру может быть только тот, в ком все это есть, и кто может дать даршан ученику всего перечисленного. Без Гуру невозможно понять скрытые аспекты любой садханы, без Гуру они для ученика не принесут пользы, их очень сложно воспринять. Как Шива без Шакти мертв, так и все знания и Божества для непосвященного - мертвы, если он не встретит Гуру, который способен передать настоящую связь с ними. Но мы должны четко знать, что передать эту связь может только тот Гуру, кто имеет отношение к данной духовной линии и никак иначе. Мантры традиционной Шри Видьи может передать Гуру в традиции Шри Видья, мантры в традиции каулов может передать Гуру в традиции каулов, мантры натхов - только Гуру в линии натхов и т.д. Потому что в любой из индуистских традиций могут быть мантры те же, что и в других индуистских духовных линиях. Например, у вайшнавов есть мантра Клим Кришная Говиндайя ......, но она же есть и в Шри Видье. В Шри Видье есть, например, и наварна-мантра, но она может быть и в Кали-видьи. Есть разная система реализации садхан, связанных с этими мантрами, в других сампрадаях. Поэтому эти мантры может передать только аутентичный Гуру, в нужном контексте.
В Традиции Натхов дикша-мантра или гуру-мантра направлена на то, чтобы реализовать вашу сиддха-сварупу, раскрыть свое изначальное совершенство. Горакшанатха-мантра и есть та самая гуру-мантра, Гуру является совершенным, он - сиддха, потому что Гуру запределен, он - Шива и Гуру проявлен, он - Шакти или сила трансцендентного сознания Шивы. Гуру воплощает в сиддха-сварупе Шива-Шакти самарасью, он даже превосходит эти две таттвы, выше природы сиддхов нет ничего. Мантра и упадеши, переданные Гуру, и сам Гуру являются самой высшей драгоценностью, которая есть в этом мире, через Гуру и мантру мы раскрываем самое совершенное и чистое, что в нас есть или, если сказать более точно, то раскрываем себя. В зависимости от того, как мы видим Гуру, будет зависеть то, чему он нас будет учить и какого уровня реализации мы достигнем. Гуру-мантра включает все санкальпы и поэтому она может просто повторяться без каких-либо конкретных рецитаций той или иной санкальпы. Эта мантра открывает все Шабар-мантры, она - ключ к ним, а уже если у вас есть какие-то конкретные отдельные пожелания, потом вы можете для этого использовать другие Шабар-мантры.
Если есть еще какие-либо вопросы по садхане, спрашивайте.
Успехов.
Шри Шамбхуджати Адеш!