Matsyendranatha писал(а):
Джайа Шива Горакшанатха!
Можно сравнить йогу Патанджали, тантризм и натхов, потому что эти традиции взаимозависимые и заодно просмотреть положительные и отрицательные стороны этих школ. Классическое определение йоги по Патанджали: «йогаш-читта-вритти-ниродхах», то есть остановка беспокойств в сознании и отстранённость от факторов, вызывающих беспокойство (пратьяхара). Следовательно, Патанджали предлагает метод Раджа-йоги, путь вайрагьи «отречения» и освобождения от ограничений, связанных с Пракрити. Патанджали указывает один путь – Раджа-йоги и даёт намёки на другие пути.
Путь тантры – это путь упай, шасана (метода). В тантре их обилие и в тантре Пракрити или Шакти рассматривается так же как упая, как то, что освобождает. Более того, тантризм и шактизм практически отождествились, так как зачастую в них Шакти играет главенствующую роль. В тантризме множество методов, причём таких, которые подразумевают именно полное принятие мира. Шакти сама способствует возникновению этих методов.
Путь натха – это путь, сочетающий в себе методы тантры и методы йоги. От такого сочетания и появилось множество видов йоги, множество чакр, нади, адхар, асан, пранаям, дхьян, описаны в текстах множество самадхи. Это очень сильно отличает натха йогу от йоги Патанджали. Этому причина – влияние тантризма.
Недостаток Йоги Патанджали в том, что его система превратилась, в основном, в философскую. Не потому что она не практична, а например, потому что в йоге те же принципы Ямы стали нести двоякий смысл. Это видно и в современном мире йоги, когда народ начинает рассуждать так: Сатья - это, когда ты действуешь очень гибко в соответствии с ситуациями, ахимса - когда себе не причиняешь вреда и тп. Таких спекуляций очень и очень много. Но чаще всего так рассуждают именно те, кто не утвердился в этих принципах серьёзно. Вот так йога Патанджали и стала философией. Поэтому вы можете встретить чаще умных и жестоких философов, которые красиво говорят о ахимсе, а в жизни в корыстных целях мочат конкурентов.
Недостаток тантры в том, что её начинают практиковать люди, которые никогда не были аскетами и изначально не стремятся к освобождению. Поэтому методы тантры постепенно выродились и стали не средством освобождения, а, наоборот, погружением в невежество. Как бы вы не называли освобождение и какие бы его виды вам не встречались, все они подразумевают отрешенность. Неважно, как ты назовёшься – «саньяси» или «авадхутой», и тот, и другой отрешённые.
Основная проблема натхов в том, что из созданной хатха-йоги Горакшанатха постепенно стали появляться множество ответвлений и со временем они утратили тот смысл, который в йогу вкладывал Горакшанатх. На данный момент, в большинстве случаев, это не духовная система, а просто набор упражнений. Хатха-йога перестала быть интегральной садханой.
Я перечислил основные проблемы в этих системах, хотя их намного больше. Вся причина только одна – несерьёзное отношение к этим трём методам как к духовным. Моя точка зрения, да и точка зрения настоящих йогинов в том, что эти системы невозможно полностью разделить, для садханы они все нужны. Именно поэтому натх йоги должен не только делать асаны, но и пуджу. Тогда это будет садханой. Как это практикуется в Индии.