Matsyendranatha писал(а):
Джая Шива Горакшанатх!
Сапрема Намаскар!
Да, многие духовные школы и религии в Индии позаимствовали у натхов элементы йоги. Что касается Йоги Бхаджана, то я не хочу говорить что они правильные или нет, мы не претендуем на то, что хатха и кундалини-йога исключительно наша, так как сами садханы есть и в ранних йога-упанишадах. Просто натхи в большей степени сделали акцент на йоге, чем это в других школах, у натхов именно духовная и идеологическая часть учения «сиддханта», больше связана с йогой. У натхов Кундалини-йога отличается от Йоги Бхаджана довольно сильно, так как она опирается на шактизм Матсьендранатха и натхи поклоняются Шиве, т.е Горакшанатху. Мы почитаем Нава-натхов, а они своих 10 учителей. Однако они же не почитают Горакшанатха? Одной из задач натхов в поклонении Горакшанатху является получить от него даршан и напрямую - Йога-видью. Но для начала нам нужен Гуру, тот с которым мы сможем общаться на этом плане. Что бы не застрять в собственных спекуляциях и фантазиях.
Йоги Бхаджан опирался на ту йогу, которая была на много веков позже, по сравнению с натхами. К хатха-йогe они добавили элементы сикхских мантр, динамических техник и т.д. С моей точки зрения, это больше похоже на технику раскачки сенсорики и крия-йогу. Правильнее было бы назвать Сикхская йога Йоги Бхаджана. Нечто подобное, связанное с йогой, есть и у суфиев. То что у их системы есть для кого-то свой положительный эффект, спорить не буду. Насколько они сикхи, это Вам лучше, думаю, спросить у самих сикхов.
Что такое Кундалини-йога на самом деле? Это тот же самый тантрический ритуал поклонения, только внутренний. То есть не бахья-пуджа, а манаса. Если я поклоняюсь Шиве, то я со временем отождествляюсь с Шивой «Шивохам» или Бхайравой «Бхайравохам» и т.д. Так как тантрических божеств множество, то соответственно, вы можете встретить различные системы изображения чакр, тех же Йогини. В различных текстах есть несколько пантеонов 64 Йогини. Но так как мы являемся одной единой сущностью, то натхи старались постепенно уходить от множественности ритуализма и излишнего внешнего поклонения, отождествлений, больше включать вивеку в ритуал. Хотя натхи не отрицают пользу этих ритуалов. Более того, они даже нужны. Пожалуй карма канду и джняна канду стоит рассматривать как взаимодополняющие, а они также сильно отличаются от той ритуалистики что у Сикхов. Я не исключаю, что в других школах могли быть реализованные сиддхи. Поэтому если кто-то достигнет совершенства, поклоняясь Гуру Нанаку или Бабаджи, а не Шиве Горакшанатху, то в этом мы не видим ничего плохого. Но нам то какой в этом смысл? Если у нас есть целостное учение и древняя традиция? Причём не менее сильная. Зачем тратить время?
Вывод таков: если Кундалини-йога является упасаной то Кундалини можно пробудить с помощью бхакти. Как это делается посредством внешней тантрической или внутренней йогической садханы это уже второстепенный вопрос. Что касается шат-карм, вьяямы, асана, мудра и т.д., мне мой Гуру говорил так: что если тело не здоровоe, не чистое, то оно не может стать единым с Маха-Шакти, поэтому эти методы для подготовки тела очень важны. В принципе делить многие виды йоги у натхов нет смысла. Все садханы можно в целом назвать Натха-йогой. Этому есть подтверждение почти во всех текстах.
Тексты надо правильно понимать, так как Вы можете там встретить сплошные противоречия в плане тех же техник. Это правильно, так как знание должно быть сокрыто от тех, кто не готов и кому это не надо по большому счёту. Без Гуру, в лучшем случае, от Кундалини-йоги будет только название и её имитация. С моей точки зрения, если кто-то хочет следить за своим здоровьем, ему достаточно минимума из арсенала йоги и соблюдения основных принципов Ямы-Ниямы. Что касается садханы Кундалини-йоги, то она возможна, только если у Вас есть Гуру, который вашу садхану сможет контролировать. Это очень не многие понимают да и для самого понимания нужна соответствующая адхикара. Думаю Вималананда на все 100 прав.