Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Яма-Нияма у натхов  (Прочитано 9153 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Яма-Нияма у натхов
« : Ноябрь 19, 2006, 19:23:06 »

Виранатха писал(а):
Джая Маха Йоги Шива Горакшанатх!
Намасте Гуру джи!
Могли бы Вы рассказать про 10 Ям-Ниям, в каких из текстов натхов упоминается Яма-Нияма? А так же предписания для тех, кто получил первую дикшу и является дикшитой.
Спасибо, мои поклоны.

Адеш.
Записан

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Яма-Нияма (10.12.2005)
« Ответ #1 : Ноябрь 19, 2006, 19:24:56 »

Matsyendranatha писал(а):
Джая Шива Горакхнатх!
Сапрема Намаскар!
Яма-Нияма есть общая для всех, кто практикует йогу.
Бытует мнение, что натхи избегали эти две ступени, которые считаются подготовительными, что все эти предписания не нужны, якобы существует шаданга-йога и с нeё надо начинать. Однако в текстах они часто упоминаются. Этих принципов йогин должен придерживаться, потому что без них практика хатха-йоги и др. может принести вред. Не соблюдая эти принципы или считая их просто моральными заповедями, не имеющими отношение к практике, очень мало шансов на то, что садхана йоги будет целостной и те же асаны и пранаяма принесут положительные результаты в духовной жизни. Поэтому нужно придерживаться принципов Ямы-Ниямы и спрашивать постоянно Гуру о упадешах, связанных с ними. Так можно утвердиться в этих принципах и обрести сиддхи, которые упоминаются в Йога-сутрах. Яма - описывает то, чего стоит избегать, Нияма - это то, чему нужно следовать и чего придерживаться. У натхов 10 Ям и 10 Ниям, включая те предписания, которые лично переданы ученику от Гуру, в зависимости от того, какой вид садханы ученик практикует. Однако в «сиддха-сидханта-паддхати» в «Горакша-вачана-санграхе» и др. подчёркивается важность этих принципов, а также предписаний, какой образ жизни вести нужно при практикe асан или пранаямы. Также подчёркивается необходимость следования тому, что вам предписал Гуру, всем его упадешам (наставлениям). Не выполнив их, ученик не может получить следующие наставления от Гуру. Есть и такие, кто исповедует идею о том, что якобы важен «внутренний гуру», но это иллюзии, теоретически это прекрасно, но на практикe начинающий дикшита не должен впадать в самообман. В различных текстах разное описание Ямы и Ниямы, их последовательности и количества, у натхов обычно десять.

Десять форм Ямы:
Ahimsa satyamasteyam brahmacharyam kshama dhritih.
Dayarjavam mitaharah shaucham chaiva yama dasha.

В «Горакша-вачана-санграхе»:
78. Ненасилие, истинность, неприсвоение, следование к Богу, милосердие, честность, прощение, терпение, умеренность в пище, чистота - таковы десять принципов ямы.

79. Подвижничество, удовлетворенность, религиозность, благотворительность, почитание Бога, внимание учению совершенных, скромность, разумность, повторение мантры, совершение хомы - эти десять принципов ниямы называются искусными в йоге.

В «Сиддха-сиддханта паддхати»:
32. Восемь частей: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Яма - это спокойствие, контроль всех индрий, независимость от пищи, сна, холода, ветра и жары. Её следует практиковать постепенно.
33. Нияма - это контроль деятельности ума, уединённость, собранность, непричастность (миру), удовлетворённость тем, что получаешь, отсутствие негативных эмоций, преданность стопам Гуру - таковы качества ниямы.
Вообще, на какой из принципов стоит обратить внимание ученику, обычно указывает Гуру.

1) Яма – нравственные правила:
Ахимса - ненасилие, означает избегать озлобленности по отношению к кому-либо.
Сатья – истина, означает придерживаться того взгляда на мир, которому учит Гуру.
Астея - неворовство, означает не присвоение себе того, что принадлежит другому.
Апариграха – ненакопительство,
Брахмачарья - cледование Богу. Целибат для монахов и верность в браке для мирян. Нарушение этих правил может быть только в связи с особенностями некоторых тантрических садхан. Естественно, это не повод подгонять идеологическую базу тантры под мирские желания. Не брачную жизнь монах принимает для того, чтобы предписания грихастх не ограничивали садхану. Теоретически конечно возможно совмещение жизни грихастхи с серьёзной садханой, но в большинстве случаев это очень сложно. Поэтому некоторые садхаки выбирают несемейную жизнь, где нет необходимости загружать себя работой для семьи. Не стоит также жизнь саньяси расcматривать как бегство от мира или как зарабатывание себе авторитета садху. Отрешенный образ жизни должен прийти естественным образом.
Кшама – терпимость. Терпимость к тем, кто живёт не так как вы, многие люди не видят ничего кроме своих иллюзий, к ним нужно относиться с пониманием.
Дхрити – стойкость. Стойкость в садхане предельно важна, нужно стремиться железно выполнять, то что вам дал Гуру. Тот, кто идёт путём йоги, всегда будет различными силами подвергаться множествам испытаний. Ученик должен знать, что его ученичество и заключается в его постоянном преодолении всевозможных препятствий. Конечно Гуру будет помогать, но мы должны также и сами развиваться. Чем большие испытания вы выдерживаете, тем большие сиддхи обретёте.
Дайя – сострадание. Сострадание означает желать всем освободиться от ложных отождествлений и по возможности помогать в этом, но ненавязчиво. Сострадание должно исходить из сатьи.
Арджава – честность или прямодушие. Стараться быть искренним с Гуру и Гурубхаями (братьями и сёстрами по дхарме). Эта очень необходимо, потому что если ваши проблемы на виду, то все постараются вам помочь, чем смогут. Придерживаться арджавы не так просто, как кажется. Когда вы открыто говорите о своих недостатках, вы внутри за них уже меньше цепляетесь и ваша душа от них освобождается.
Митахара – умеренность в питании. Об этом много говорится в йогических текстах. Йогин должен придерживаться вегетарианства и т.д., за исключением тех практик, когда их нарушение используется в ритуальных целях. Конечно, это большая тема со своими деталями. В целом для йоги важна саттвичная еда.

Tapah santosha astikyam danam Ishwara-pujanam
Siddhanta-vakya-shravanam hri matishcha jao hutam
Niyamah/dashah samprokta yoga-Shastra visharadaih.

2) Нияма – заповеди, предписания:

Шауча – очищение тела, ума и речи. В «Шаучу тела» входит много элементов садханы, например: нужно очищать мантрой асану, на которой сидя повторяете джапу, совершать омовение после сна, a также Шат-кармы, бхута-шуддхи и т.д., oчищениe речи через мауну, старайтесь в речи избегать апарадх по отношению к Учителям и Божествам. Для oчищения ума, оптимальный вариант - манаса-пуджа.
Тапас - аскетические практики. Посредством аскезы вы устраняете тамас в теле и сознании, развиваете осознанность и самоконтроль. Тапас полезно совершать, если вы где-то себя не проконтролировали, совершили ошибки. Самое лучшее, если на них вам укажет Гуру, так как самому их очень сложно увидеть.
Ишвара-пранидхана – служение Богу;
Свадхьяя - изучение писаний. Выберите наиболее важные шлоки из авторитетных текстов и попробуйте их выучить. Старайтесь вникать в суть этих шлок.
Сантоша – довольство тем, что у тебя есть. Старайтесь всё в этом мире видеть как истину, даже самая последняя ложь - это тоже истина.
Джапа – повторение мантры.
Мати – размышление.
Астикья - вера. Необходимо культивировать веру в Гуру, Сангху. Приверженность школе очень необходимa для духовного прогресса садхаки. Одна из важнейших заповедей.
Дана - пожертвование. Необходимо какую-то часть денег от заработка жертвовать в храм. Если же это монах, то он вообще не должен иметь никакой собственности, за исключением самого необходимого.
Ишвара-пуджана - eжедневное проведениe пуджи различным Божествам. В зависимости от того, что вам передал Гуру.
Siddhanta-Vakya-shravana - слушанье о сиддханте. Необходимо задавать вопросы Гуру по учению и слушать в смиренном состоянии сознания.
Хрии – совесть. Важна для ученика, когда он, например, по незнанию совершает те или иные оскорбления. Многие считают что Гуру и Божества добрые и всё прощают. Может быть это и так, но совершая оскорбления, мы сами себе создаём карму, которая отдаляет нас от высшего плана. Со временем, если это не исправлять должным образом, карма может проявится так, что наше ученичество постепенно перестанет быть таковым. Поэтому ученик должен понимать, что для его чистых отношений с Гуру следовать этой заповеди очень необходимо.
Huta, homa - жертвование еды, питья и того, что для вас ценно. В пищу должен приниматься прасад. Так же, хома ещё означает проведение огненного обряда. Существуют различные варианты, в них нужна передача.

Удачной садханы!
Записан